Вопрос I. Посредством чего общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества.

Несмотря на преобладание экономического подхода в решении тех или иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, регулируются в первую очередь правовыми нормами. А это фактически означает, что на определенном этапе совокупность данных норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право. Последнее следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения .

Выделяют три системы принципов налогообложения: а) экономические; б) юридические (принципы налогового права); в) организационные. Выявляя значимость юридических принципов налогообложения для развития системы норм налогового права, Л. Б. Хван отмечает, что методологически точно выверенные и правильно выраженные принципы помогают выявлять пробелы в налоговом праве, влиять на правотворческую и правоприменительную практику .

Нетрудно заметить, что с точки зрения науки налогового права понятия "принципы налогообложения" и "принципы налогового права" тождественны. Однако тут же отметим, что в современной теории налогового права еще не выработан однозначный подход к проблеме определения состава юридических принципов налогообложения. Так, А. Н. Козырин считает возможным относить к принципам налогообложения не только собственно юридические принципы, но и всю совокупность юридических, социально-экономических и технических принципов.

В теории права выделяют общеправовые принципы, свойственные праву в целом, отраслевые принципы, характерные для отдельных отраслей, и межотраслевые принципы, относящиеся к группе смежных отраслей. По мнению А. В. Брызгалина, налоговому праву как составной части российской правовой системы присущи общеотраслевые принципы: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности и т. д. Одновременно, являясь составной частью финансового права, налоговое право опирается на ряд правовых принципов, характерных для данной отрасли.

Представляется, что основными общеотраслевыми принципами финансового права можно назвать следующие: приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальную направленность финансово-правового регулирования; как и принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов Российской Федерации в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления, распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, участие граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и, наконец, принципы плановости и законности. При этом следует учесть, что если предмет финансового права охватывает отношения, связанные с движением государственных денежных средств, то налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх - от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов, поэтому отраслевые принципы финансового права претерпевают некоторые изменения в связи с особенностями предметного регулирования налогового права.

Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

В соответствии со ст. 2 части первой Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как отмечают ряд представителей правовой науки, на современном этапе развития налогового права система отношений, составляющих предмет налогового права, охватывает совокупность:

а) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

б) правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

в) правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля над соблюдением налогового законодательства;

г) правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, государства и других), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

д) правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что часть принципов налогообложения (принципов налогового права) закреплена нормативно, другие же могут быть выведены путем толкования налогового законодательства. Принципы налогообложения носят многоуровневый характер по охвату правового регулирования. Ряд из них имеет общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Например, принципы налоговой ответственности содержатся в гл. 15 Налогового кодекса РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений"; ст. 40 Кодекса устанавливает специальные принципы для определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Важное место в процессе исследования правовых принципов налогообложения занимает вопрос о выделении общих принципов налогообложения (налогового права). Так, А. В. Демин указывает, что системные исследования правовых основ налогообложения еще только начинаются, что обусловлено начальным этапом становления современной науки налогового права России.

В соответствии с положением п. "и" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно статье 12 части первой Налогового кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся соответственно законодательными ( представительными) органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления.

Статья 3 Налогового кодекса РФ устанавливает "основные начала законодательства о налогах и сборах", фактически определяя основные положения установления, изменения и отмены налоговых платежей, то есть основные правовые принципы формирования и функционирования системы налогов и сборов и налоговых отношений в целом.

Пунктом 1 указанной статьи закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Пунктом 2 предусмотрено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В пункте 3 установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4). Закреплено, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные

Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах согласно п. 7 должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Исходя из анализа положений ст. 2 и 3 Налогового кодекса РФ, А. В. Демин отмечает, что категория "общие принципы налогообложения" используется законодателем в широком и узком смысле: первый подход вытекает из анализа ст. 2 НК РФ. Общими принципами налогообложения законодате     ль именует совокупность всех основных институтов налогового законодательства, закрепленных в части первой НК РФ. В таком понимании общие принципы налогообложения фактически отождествляются с общей частью налогового права, что неоправданно расширяет границы этого правового института и не способствует его правовой идентификации.

В свою очередь, ст. 2 НК РФ, определяющая отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, сформулирована таким образом, что включает в общие принципы налогообложения не только нормы-принципы как таковые, но и регулятивные, и охранительные, и специализированные нормы. Между тем узкий подход, вытекающий из судебной практики Конституционного Суда РФ и поддержанный доктринально, состоит в том, что общие принципы налогообложения сформулированы в ст. 3 НК РФ и в целом тождественны основным началам законодательства о налогах и сборах. Законодатель ориентировался здесь прежде всего на ст. 1 ГК РФ, именуемую "Основные начала гражданского законодательства" .

Поддерживая точку зрения о необходимости понимания общих принципов налогообложения в "узком" значении, А. В. Демин также полагает, что содержание термина "общие принципы налогового права" должно раскрываться следующим образом: во-первых, общие принципы - это универсальные, единые для всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Они формулируются и применяются как единые унифицированные правовые категории на всем пространстве России. Согласно статье 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться (дополняться) законами субъектов РФ.

Во-вторых, это общие (в смысле - общеотраслевые) исходные, основополагающие начала всего налогового законодательства в целом, то есть присущие всей системе налогообложения. На этот аспект прямо указывает эпитет "основные начала" в наименовании ст. 3 НК РФ. В-третьих, речь идет о предписаниях максимальной степени нормативного обобщения (нормативной абстракции), обуславливающей тот факт, что все иные налоговые нормы относятся к ним как специальные к общим. В первом случае для обозначения характеристики "общий" используется территориально-субъективный критерий, во втором - нормативно-отраслевой, в третьем - технико-юридический .

Несмотря на детальное обоснование данной позиции, с ней нельзя полностью согласиться, поскольку она основана на несколько одностороннем толковании содержания положений ст. 3 Налогового кодекса РФ и не раскрывает в полной мере сущности категории "общие принципы налогового права". Опираясь на мнения авторитетных специалистов в области налогового права, следует отметить, что в ст. 3 Налогового кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие основные, базовые принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Отмечая функциональное значение принципов налогового права, В. А. Парыгина и А. А. Тедеев указывают, что принципы права представляют собой систему координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и одновременно являются вектором, определяющим направление развития этой отрасли, что особенно актуально для налогового права в условиях продолжающейся налоговой реформы, когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы Российской Федерации, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны. В таких условиях именно принципы налогового права становятся теми ценностными ориентирами, вектором развития такого сложного социально-экономического феномена, как налоговая система.

Подчеркивая универсальное значение общих принципов налогового права, важно отметить, что они оказывают влияние не только на формирование всех налогово-правовых институтов, но и определяют основные направления совершенствования механизма налогообложения, включающие выявление специфики правовой природы налоговых платежей, взаимоотношения элементов налоговой системы, ключевые направления развития государственного регулирования налоговой сферы.

Вопрос 3. Назовите положения Конституции Российской Федерации, определяющие применение к юридическим лицам финансовых санкций за нарушение налогового законодательства путем принудительного отчуждения имущества.

Штрафы за нарушения налогового законодательства взыскивается с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного частью 3, статьи 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Вопрос 4. Дайте определение системы отрасли налогового права.

Налоговое право является под отраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений. Одновременно система налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому она в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет и свою объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования госу­дарственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением. Следовательно, система налогового права — определенная внутренняя его структура (строение, организация) которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация. Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений. В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две крупные части — Общую и Особенную.

Вопрос 5. Назовите дату принятия Указа Президента РФ «Основные направления региональной политики в Российской Федерации» и изложите краткое содержание Указа.


Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"

Основные положения указа президента РФ

1Основные цели региональной политики в  Российской Федерации

2. Развитие федеративных  отношений и  роль местного самоуправления 2.1.Развитие федеративных отношений 2.2.Роль местного  самоуправления в  развитии федеративных отношений

3.  Основные  положения  региональной   экономической политики 3.1.Цели и задачи региональной экономической политики 3.2.Методы и  формы реализации  региональной экономической политики 3.3.Государственное  регулирование  международной и внешнеэкономической  деятельности  субъектов Российской Федерации

4.  Основные положения региональной политики в  социальной сфере

4.1.Задачи региональной социальной политики 4.2.Региональная политика в области повышения  уровня жизни населения 4.3.Региональная политика в сфере занятости 4.4.Региональная политика в сфере обеспечения  экологической безопасности

5.     Региональные аспекты национально-этнических отношений

6.  Нормативная правовая база региональной политики

Вопрос 6. Что признается налоговым обязательством?

Согласно главе 7 налогового кодекса РФ налоговое обязательство и его исполнение, статье 52. Налоговое обязательство

1. Налоговым обязательством признается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства.

2. Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства могут регулироваться исключительно настоящим Кодексом и актами налогового законодательства, принятыми представительными органами власти в соответствии с ним.

Вопрос 7. Как оформляется залог имущества?

Договор - важнейшее основание возникновения права залога.

Согласно пункту 1, статьи 1 Закона об ипотеке представляет договор об ипотеке как договор о залоге недвижимости (недвижимого имущества). Одна сторона  которого – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой и имеющий право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества, другой стороны – залогодателя. Сходное определение залога даёт и ГК (ст. 334).

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой (п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке).

Договор об ипотеке требует соблюдения определённой формы, нотариального удостоверения и государственной регистрации (п. 2, 3 ст. 339 ГК, ст. 10 Закона “Об ипотеке”).

Рассмотрим пример из судебной практики: Акционерная фирма обратилась в арбитражный суд республики с иском к индивидуальному частному предприятию о взыскании задолженности в размере 1 900 420 833 руб. и возмещении убытков, причиненных утратой имущества, в размере 3 339 327 360 руб.

Решением исковые требования удовлетворены полностью.

В протесте предлагалось решение отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью, дело направить на новое рассмотрение. Президиум протест удовлетворил по следующим основаниям.

Вынося решение в части взыскания задолженности, суд исходил из того, что по договору от 14 июня 1994 года истец передал ответчику векселя на 1000 000 000 руб., полученные от Департамента пенсионной службы республики на основании кредитного договора от 20 июля 1994 года.

Решением арбитражного суда республики по другому делу с фирмы в пользу названной службы взысканы долг и проценты в общей сумме 1879 722 222 руб., образовавшейся в связи с неисполнением кредитного договора от 20 июля 1994 года.

Однако судом не исследован договор от 14 июня 1994 года и не определен характер правоотношений между фирмой и ИЧП: в частности, в каком порядке, на каких основаниях и условиях передавались векселя. В связи с этим суду также следовало уточнить предмет и основания исковых требований фирмы.

Удовлетворяя иск в части возмещения убытков, причиненных утратой имущества, суд признал установленным факт обращения взыскания по исполнительной надписи нотариуса на производственную базу фирмы стоимостью 3 339 327 360 руб. Это имущество на основании договора о совместной деятельности от 10 марта 1994 года, заключенного между фирмой и ИЧП, являлось предметом залога по кредитному договору aкционерного коммерческого банка и ИЧП от 24 августа 1994 года.

Между тем данный вывод сделан судом по неполно исследованным обстоятельствам и не основан на имеющихся в деле доказательствах.

В деле имеется договор о залоге имущества (производственной базы, заключенный 24 августа 1994 года между фирмой (залогодатель) и АКБ (залогодержатель) в обеспечение возврата кредита, полученного ИЧП АКБ по кредитному договору от 24 августа 1994 года в размер 1 000 000 000 руб. Однако в материалах дела нет данных о государственной регистрации договора о залоге по месту нахождения недвижимого имущества, предусмотренной ст. 43 Закона РФ "О залоге". Установление этого факта имеет значение для дела, поскольку ст. 11 указанного Закона определяет, что отсутствие такой регистрации является основанием для признания договора о залоге незаключенным.

Учитывая изложенное, Президиум решение отменил.

Дело направил на новое рассмотрение (постановление от 8 декабря 1998 года № 5657/98).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор об ипотеке, не зарегистрированный в государственном реестре прав на недвижимое имущество, является недействительным (п.4 ст. 339 ГК РФ). Порядок регистрации договора ипотеки урегулирован нормами ст. 19-28 Закона об ипотеке и ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Следует иметь в виду , что право залога на недвижимое имущество, будучи надлежащим образом зарегистрированным в государственном реестре прав на недвижимое имущество, становится подчиненным принципам ипотечной системы.

• во-первых, принципу специальности, заключающемуся и том, что запись об ипотеке в государственном реестре прав на недвижимое имущество касается строго определенного, конкретного объекта недвижимости;

• во-вторых, принципу обязательности, означающему, что право ипотеки имеет юридическую значимость для всех третьих лиц только после внесения записи о ней в государственный реестр прав на недвижимое имущество;

• в-третьих, принципу гласности (публичности), предполагающему доступность записи об ипотеке в государственном реестре прав на недвижимое имущество всем заинтересованным липам;

• в-четвертых, принципу достоверности, предполагающему презумпцию правильности и законности записи об ипотеке в государственном реестре прав на недвижимое имущество;

• в-пятых, принципу бесповоротности, означающему, что запись об ипотеке сохраняет силу в случае ее оспаривания и может быть опровергнута только судом;

• в-шестых, принципу старшинства, заключающемуся в том, что права залога (последующего залога), внесенные в государственный реестр прав на недвижимое имущество, осуществляются в порядке времени их внесения.

О.А. Самончик (ст. научный сотрудник ИГП РАН, канд. юрид. наук) коснулась некоторых проблем государственной регистрации сделок с землей. В процессе регистрации сделок с землей государство осуществляет проверку их законности, гарантируя тем самым как права и интересы участников сделок, так и самого государства, призванного охранять земельные ресурсы страны. Несоблюдение в установленных законом случаях требования о госрегистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной (ст. 165 ГК РФ). Необходимо отметить, что законодательство о регистрации сделок с недвижимостью страдает целым рядом недостатков и нуждается в совершенствовании.

Так, серьёзный вопрос возникает в связи с определением видов сделок с землей, требующих госрегистрации. В ГК РФ содержится общее правило, что сделки с землей подлежат государственной регистрации (ст. 164). В то же время в § 7 "Продажа недвижимости" гл. 30 говорится, что государственной регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость по договору продажи (ст. 551 ГК) и ничего не сказано о регистрации самого договора. В ст. 609 ГК определяется, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. А Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. (далее - Закон о госрегистрации) в ст. 26 устанавливает государственную регистрацию не договора аренды, а права аренды недвижимого имущества. Такая путаница связана, вероятно, с неконкретными, нечеткими формулировками общих норм ГК РФ, посвященных регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Как сказано в ст. 164 ГК, сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Кодекса и Законом о госрегистрации. Однако в ст. 131 ГК РФ речь идет о видах подлежащих регистрации прав на недвижимость, а не о видах сделок. Закон о госрегистрации, устанавливая определенные отличия в порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также не разъясняет, что имеется в виду под сделками, проходящими процедуру регистрации.

В Законе о госрегистрации не определены субъекты, обязанные подавать документы на регистрацию сделок с недвижимостью (субъекты, подающие документы на регистрацию прав на недвижимость, указанны в ст. 16). Этот пробел в законе должен быть восполнен путем внесения в него соответствующего дополнения.

Договор ипотеке относится к числу традиционных гражданско-правовых договоров. Договор об ипотеке заключается только после государственной регистрации прав залогодателя (собственности, хозяйственного ведения, аренды) на закладываемое имущество. Если. имущество закладывается неоднократно, в последующем договоре делаются отметки обо всех регистрационных записях о предшествующих•действующих ипотеках. Наряду с договором об ипотеке государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит сама ипотека как ограничение (обременение) права собственности (хозяйственного ведения) (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав). Помимо Закона о государственной регистрации прав вопросам государственной регистрации ипотеки посвящён ряд норм Закона об ипотеке. Вопрос о соотношении данных законов разрешается следующим образом. Как следует из п.5 ст. 29 Закона о государственной регистрации прав, приоритет имеет Закон об ипотеке; второй закон рассматривается как специальный по отношению к первому. Поэтому если нормы этих законов устанавливают применительно к государственной регистрации ипотеки разные правила, действовать будут правила Закона об ипотеке.

Как отмечает О. Ломидзе, особенности правового регулирования государственной регистрации ипотеки как ограничения (обременения) права собственности (хозяйственного ведения) залогодателя проявляются при законодательном разрешении следующих вопросов:

1) момент возникновения ипотеки;

2) документы, необходимые для государственной регистрации;

3) приостановление государственной регистрации и отказ от государственной регистрации;

4) удостоверение государственной регистрации;

5) погашение регистрационной записи.

Вопрос 8. Назовите статьи Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где изложены основы действующего режима ответственности за нарушение налоговою законодательства.

На данный момент времени документ утратил силу.

Вопрос - 9. Назовите критерии отнесения дел к подведомственности арбитражного суда.

Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается в ст. 22 АПК РФ. Ее нормы базируются на положениях ст. 127 Конституции РФ и ст. 4 и 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и других органов, в том числе судов общей юрисдикции. Именно необходимостью такого разграничения и обусловлена в первую очередь важность проблемы определения подведомственности дел.

Попытка определить критерии разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции была предпринята в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года No. 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам". В частности, было установлено, что в случаях, когда законодательные акты Российской Федерации не позволяют четко разграничить компетенцию между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, при определении подведомственности дела следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Статья 22 АПК не делит подведомственные арбитражному суду дела на экономические споры и споры в сфере управления, как это делало прежнее арбитражное процессуальное законодательство, учитывая условность и небесспорность такого деления. В ч. 1 ст. 22 содержится общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом АПК исходит из такого понимания экономического спора, которым охватываются и споры в сфере управления. Содержание понятия экономического спора в статье не раскрывается, но с учетом задач судопроизводства в арбитражном суде, определяемых в ст. 2 АПК, можно говорить о том, что это споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Фактически именно сфера предпринимательства предопределяет разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Важным критерием отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений, который определен в ст. 22 АПК. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством. Круг этих отношений определен в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, где особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Указанные споры представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом.

Экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, также подведомственны арбитражному суду. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции. В административных отношениях могут также находиться государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления - с другой.

Вопрос 10. Назовите соответствующий Закон РФ, где предусмотрена возможность использования налогоплательщиком способа защиты имущественных интересов.

Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов, рассматривается в п. 2 ст. 8 Конституции РФ защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Ситуация 1 В какой ситуации объектом платы за землю является право собственности, право землепользования, аренды земли.

Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа, 29 ноября 2004 г.)


Ситуации 2 При каких условиях банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счет налогоплательщикам?

В соответствии с налоговым кодексом РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществ­ляющих предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа.

Ситуация 3. В какой ситуации налоговое обязательство возлагается на налогоплательщика?

Налоговое обязательство возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога.

Ситуация 4. Какое действие признается исполнением налогового обязательства?

Согласно статье 63 Налогового Кодекса РФ

1. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога.

2. Исполнение налогового обязательства является одной из основных обязанностей налогоплательщика и должно осуществляться в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно налогоплательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо.

4. Налогоплательщик самостоятельно, если иное не установлено налоговым законодательством, исчисляет подлежащую уплате за налоговый или иной отчетный период сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства, обязанность по исчислению подлежащей уплате суммы налога может быть возложена на орган, осуществляющий налоговый контроль, или налогового агента.

Исчисление налога производится в порядке, установленном для соответствующего налога настоящим Кодексом либо иным актом налогового законодательства.

5. Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или иным обязанным лицом. При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в орган налоговой службы или таможенный орган в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом либо иным актом налогового законодательства, налоговой декларации и (или) других документов.

В случаях, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, срок и (или) порядок исполнения налогового обязательства могут быть изменены.

6. Односторонний отказ от исполнения налогового обязательства либо одностороннее изменение порядка его исполнения, не предусмотренные настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства, не допускаются.

7. Налогоплательщик или иное обязанное лицо отвечают за исполнение налогового обязательства всем принадлежащим им имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налогового обязательства является основанием для выставления органом налоговой службы или таможенным органом налогоплательщику или иному обязанному лицу требования об уплате налога и соответствующих пеней.

Наличие в таких действиях (бездействии) налогоплательщика или иного обязанного лица признаков нарушения налогового законодательства является основанием для возбуждения дела о налоговом правонарушении либо о налоговом преступлении в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и (или) другими федеральными законами.

9. Исполнение налогового обязательства обеспечивается в порядке и на условиях, установленных главой 11 настоящего Кодекса.

Статья 64. Исполнение налогового обязательства при ликвидации организации

1. Налоговое обязательство, а также причитающиеся к уплате пени и штрафы ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией этой организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, за счет денежных средств этой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Ликвидационная комиссия обязана, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исполнить налоговые обязательства филиалов и иных обособленных подразделений ликвидируемой организации, признаваемых в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса организациями, а также уплатить причитающиеся им пени и штрафы.

Налоговое обязательство (пени и штрафы) ликвидируемого филиала или иного обособленного подразделения организации исполняется непосредственно организацией, в состав которой входило указанное обособленное подразделение, а при ликвидации и этой организации - ликвидационной комиссией этой организации.

Налоговое обязательство (пени и штрафы) ликвидируемых организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса (кроме паевого инвестиционного фонда), исполняется участниками этих организаций солидарно.

Налоговое обязательство (пени и штрафы) ликвидируемого паевого инвестиционного фонда исполняется его управляющей компанией (управляющей организацией).

2. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе после реализации ее имущества в счет исполнения налогового обязательства, недостаточно для исполнения в полном объеме этого обязательства, уплаты причитающихся пеней и штрафов, задолженность по налоговому обязательству, причитающимся пеням и штрафам должна быть исполнена участниками (учредителями) этой организации, если в соответствии с федеральным законом, уставом или другими учредительными документами они несут ответственность по обязательствам этой организации.

Задолженность по налоговому обязательству ликвидируемой организации, кроме организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, а также причитающимся пеням и штрафам после исполнения в соответствии с настоящей частью обязанностей участниками (учредителями) или собственником имущества этой организации признается безнадежным долгом и списывается в установленном настоящим Кодексом порядке.

3. Налоговое обязательство (пени и штрафы) ликвидируемой организации, кроме организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, исполняется не позднее одного месяца со дня утверждения в установленном порядке промежуточного ликвидационного баланса.

4. Налоговое обязательство (пени и штрафы) ликвидируемых организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, исполняется в сроки, установленные для исполнения требования об уплате налога.

5. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченного этой организацией налога, то указанные суммы подлежат зачету в счет исполнения задолженности по налоговому обязательству ликвидируемой организации по другим налогам, пеням и штрафам органом налоговой службы или таможенным органом самостоятельно в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, не позднее одного месяца со дня получения от уполномоченного органа сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации.

Подлежащая зачету в счет исполнения задолженности по налоговому обязательству ликвидируемой организации по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанной организации перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии задолженности по налоговому обязательству ликвидируемой организации по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этой организацией налога или излишне взысканного с нее налога подлежит возврату соответственно ликвидационной комиссии этой организации, участникам ликвидируемой организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса (управляющей компании ликвидируемого паевого инвестиционного фонда) в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью.

Статья 65. Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации

1. Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется ее правопреемником (правопреемниками), в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение налогового обязательства реорганизованной организации возлагается на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованной организацией. При этом на правопреемника (правопреемников) возлагается обязанность по уплате причитающихся по налоговому обязательству реорганизованной организации пеней.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованной организации возлагается обязанность по уплате причитающихся этой реорганизованной организации штрафов за налоговое правонарушение, наложенных до завершения соответствующей реорганизации.

Положения настоящей части распространяются на правопреемника (правопреемников) тех реорганизованных организаций, которые сами были признаны правопреемниками других организаций и не исполнили или ненадлежащим образом исполнили возникающие из такого правопреемства обязанности по уплате налогов, причитающихся по налоговому обязательству указанных других реорганизованных организаций пеней и штрафов.

3. Реорганизация организации не изменяет сроков исполнения его налогового обязательства правопреемником (правопреемниками) этой организации.

4. При слиянии нескольких организаций их правопреемником по исполнению налогового обязательства каждой из этих организаций признается возникшая в результате такого слияния организация.

5. При присоединении одной организации к другой организации правопреемником по исполнению налогового обязательства присоединенной организации признается организация, к которой она была присоединена.

6. При разделении организации на несколько организаций правопреемниками по исполнению налогового обязательства разделенной организации признаются возникшие в результате такого разделения организации.

7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого правопреемника в исполнении налогового обязательства реорганизованной организации определяется в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не позволяет определить долю правопреемника реорганизованной организации либо исключает возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства каким-либо из правопреемников, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства реорганизованной организации либо соответствующей части указанного налогового обязательства.

8. При преобразовании (изменении организационно-правовой формы) одной организации правопреемником по исполнению налогового обязательства реорганизованной организации признается возникшая в результате такого преобразования (изменения организационно-правовой формы) организация.

9. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций правопреемства по отношению к реорганизованной организации по исполнению налогового обязательства у выделенных организаций не возникает, за исключением случаев, когда такое выделение направлено на неисполнение налогового обязательства реорганизованной организацией. При наличии достаточных оснований орган налоговой службы вправе признать указанную реорганизацию, направленной на неисполнение налогового обязательства реорганизованной организации, и предъявить этой организации и выделенным организациям требования об уплате причитающихся реорганизованной организации сумм налога и соответствующих пеней.

10. Исполнение налогового обязательства правопреемниками реорганизованной организации обеспечивается в порядке и на условиях, установленных главой 11 настоящего Кодекса.

11. Сумма излишне уплаченного организацией до ее реорганизации налога подлежит зачету в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) этой организации задолженности по налоговому обязательству реорганизованной организации по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение органом налоговой службы или таможенным органом самостоятельно в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, не позднее одного месяца со дня завершения ее реорганизации.

Подлежащая зачету в счет исполнения задолженности по налоговому обязательству реорганизованной организации по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этой организацией налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанной организации перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии задолженности реорганизованной организации по налоговому обязательству, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного организацией до ее реорганизации или излишне взысканная с нее налога подлежит возврату правопреемнику (правопреемникам) в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью. При этом сумма излишне уплаченного организацией до ее реорганизации или излишне взысканного налога возвращается правопреемникам реорганизованной организации в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса или передаточного акта.

Ситуации 5 В какой ситуации возникает залог имущества как мера обеспечения исполнения налогового обязательства?

Согласно статье 91 НК РФ залог имущества как мера обеспечения исполнения налогового обязательства возникает в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ .

В части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, залог имущества как мера обеспечения их уплаты применяется с учетом особенностей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Залог имущества оформляется договором между налогоплательщиком (иным обязанным лицом) и соответственно органом налоговой службы по месту учета налогоплательщика (иного обязанного лица) или таможенным органом. Договор подлежит нотариальному удостоверению за счет средств налогоплательщика (иного обязанного лица). Форма типового договора о залоге имущества при изменении срока исполнения налогового обязательства утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В силу залога орган налоговой службы или таможенный орган при неисполнении налогоплательщиком или иным обязанным лицом налогового обязательства и соответствующих пеней осуществляет исполнение обязательства за счет заложенного имущества в порядке, установленном статьей 99 (за исключением части второй) настоящего Кодекса, и в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с залогом имущества.

Предметом залога может быть имущество, находящееся в собственности налогоплательщика или иного обязанного лица, предлагающего это имущество в качестве предмета залога, либо принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, за исключением имущества, на которое залог не допускается в соответствии с федеральными законами. Предмет залога по договору между налогоплательщиком или иным обязанным лицом и органом налоговой службы или таможенным органом не может быть предметом залога по другому договору.

Предмет залога может оставаться у налогоплательщика или иного обязанного лица (залогодателя) либо передаваться на хранение за счет средств залогодателя органу налоговой службы или таможенному органу (залогодержателям) с возложением на последних обязанности по обеспечению сохранности предмета залога.

Совершение каких-либо сделок с предметом залога, в том числе сделок, совершаемых залогодателем в целях погашения сумм задолженности, могут осуществляться только по согласованию с залогодержателем. Сделки, совершенные с нарушением указанного правила, признаются ничтожными.

Порядок заключения и исполнения договора о залоге имущества между налогоплательщиком или иным обязанным лицом и органом налоговой службы или таможенным органом, а также последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного договора определяется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с залогом имущества.

Ситуация 6 В чем заключается особенность задатка кик способа обеспечения исполнения обязательства'?

Значение задатка как способа обеспечения договорного обязательства в том, что задаток прежде всего имеет целью предотвратить неисполнение договора. Этой цели служат нормы о последствиях неисполнения обязательства, обеспеченного задатком. Если за неисполнение ответственна сторона, предоставившая задаток, то она лишается этой денежной суммы в пользу другой стороны. Если же за неисполнение обязательства ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка (п.2 ст.381 ГК). Следует подчеркнуть, что названные правила применяются лишь в ситуации, когда соответствующее обязательство не исполнено сторонами в полном объеме, и не распространяются на случаи ненадлежащего исполнения договорных обязательств, а также когда обязательство, обеспеченное задатком, прекращается до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности его исполнения. Под невозможностью исполнения понимаются обстоятельства, препятствующие исполнению обязательства, за которые ни одна из сторон не отвечает (п.1 ст.416 ГК).

Ситуации 7 В какой ситуации применяется статья 395 Гражданского кодекса РФ, посвященная вопросам ответственности за неисполнение денежного обязательства?

Особое место в Гражданском кодексе РФ занимает ст. 395, посвященная вопросам ответственности за неисполнение денежного обязательства.

Включение в Гражданский кодекс РФ названной статьи преследовало цель защиты прав и законных интересов участников имущественного оборота, добросовестно исполняющих свои обязательства, от незаконных, а нередко и жульнических действий их контрагентов и компенсации причиненного им ущерба.

Основанием для применения статьи 395 Гражданского кодекса РФ является уклонение кредитора от уплаты долга и реальное пользование им чужими денежными средствами

Ситуации 8 В каком случае ущерб, причиненный неправомерными действиями налоговых органов, подлежит возмещению в полном объеме?

Статья 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная конституционная норма в сфере налоговых отношений реализуется путем закрепления в законодательных актах обязанности государства возместить в установленном порядке ущерб, нанесенный неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов. В соответствии со ст.35 Налогового кодекса РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов, подлежат возмещению в полном объеме (подп.14 п.1 ст.21, п.1 ст.35, ст.103 НК РФ).

Для наступления имущественной ответственности налоговых органов налогоплательщику необходимо доказать наличие следующих условий: - факт определенных действий или бездействия этих органов, их должностных лиц или работников и их незаконность; - причинение убытков налогоплательщику (или вреда его имуществу) при осуществлении должностным лицом (работником) своих служебных обязанностей; - причинную связь между неправомерными действиями (решениями) или бездействием и причиненными убытками (наступившим вредом). Кроме того, налогоплательщику необходимо представить обоснованный расчет понесенных убытков. В соответствии с ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.15 ГК РФ). Убытки, как правило, делятся на прямые (имеют непосредственную связь с фактом нарушения налоговыми органами прав налогоплательщика) и косвенные. Законодательство допускает возмещение убытков, причиненных необоснованным взысканием экономических (финансовых) санкций. Однако необходимо обратить внимание, что судебно-арбитражная практика исходит из того, что применение в данном случае норм об ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусмотренных ст.395 ГК РФ, не допускается. Такая практика получила закрепление в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В пункте 2 данного Постановления определено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством. Поскольку ни гражданским, ни налоговым законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства, т.е. ст.395 ГК РФ.

Ситуация 9 В какой ситуации не уплачивают налог на добавленную стоимость физические лица.

Такого налога нет. Есть налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц.

Ситуация 10 Назовите нормативные акты, регламентирующие состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2004 г. N КА-А40/10998-04 Доходом банков в целях обложения налогом на прибыль признается положительная разница между положительными и отрицательными реализованными курсовыми разницами.