Содержание

Введение. 3

1. Интеграция профессиональной и информационной деятельности. 4

2. Программы автоматизации туристического офиса. 14

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Информационные технологии на рубеже XX-XXI вв. стали важнейшим инструментом научно-технического и социально-экономического развития общества, играя существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов социума, информационные технологии повышают уровень и качество самой жизни.

Управление современным предприятием в условиях рыночной - экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей производства всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.

Информационные технологии в управлении — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

1. Интеграция профессиональной и информационной деятельности

2. Программы автоматизации туристического офиса

1. Интеграция профессиональной и информационной деятельности

Интеграция профессиональной и информационной деятельности представляет собой создание единой информационной системы, позволяющей более продуктивно вести процессы управления компанией, в частности и туристическим офисом.

Целью информационных технологий управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы. имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной системы обработки данных.

Информационная система управления идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем или вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчётов. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так. Чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных: оценка планируемого состояния объекта управления; оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонения; анализ возможных решений и действий[1].

ИТ управления направлена на создание различных видов отчётов[2].

Регулярные отчёты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчёты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчётов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчётов.

В суммирующих отчётах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчёты содержат данные, полученные из различных источников, или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчёты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчётов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемым менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчётам предъявляются следующие требования: отчёт должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло; сведения в отчёте должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя; все отклонения желательно показать вместе. Чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь; в отчёте необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Основные компоненты ИТ управления показаны на рис.1. Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчётов в удобном для принятия решений виде.

Рисунок 1 – Основные компоненты информационной системы управления

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчёты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов: данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых  фирмой; планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

Рисунок 2 – Основные компоненты автоматизации офиса

Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объёмом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.

В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовые процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные телекоммуникации, видеотекст, хранение изображения, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Основные компоненты автоматизации

База данных. Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных. Например, в базе данных собираются сведения о ежедневных продажах, передаваемые торговыми агентами фирмы на главный компьютер, или сведения о еженедельных поставках сырья. Могут ежедневно по электронной почте поступать с биржи сведения о курсе валют или котировках ценных бумаг, в т.ч. и акции этой фирмы, которые ежедневно корректируются в соответствующем массиве базы данных.

Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и пр. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом или др. фирмами. Полученная из баз данных информация может быть использована и вне компьютерных технологических средствах для передачи, тиражирования, хранения.

Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки текстовых документов. Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами текста и режимами и т.д. Когда документ готов, работник переписывает его во внешнюю память, а затем распечатывает и при необходимости передаёт по компьютерной сети. Т. о., в распоряжении менеджера имеется эффективный вид письменной коммуникации. Регулярное получение подготовленных с помощью текстового процессора писем и докладов даёт возможность менеджеру постоянно оценивать ситуацию на фирме.

Электронная почта. Она (E - mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, даёт возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнёрам по сети. Здесь имеет место только однонаправленная связь. Это ограничение, по мнению многих исследователей, не является слишком важным, поскольку в 50-ти случаях из 100 служебные переговоры по телефону имеют целью лишь получение информации. Для обеспечения двусторонней связи придётся многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте или воспользоваться др. способами коммуникаций. Эл. почта может представлять пользователю различные возможности в зависимости от используемого программного обеспечения. Чтобы посылаемое сообщение стало доступно всем пользователям электронной почты, его следует поместить на компьютерную доску объявлений, при желании можно указать, что это частная корреспонденция. Вы также можете послать отправление с уведомлением о его получении адресатом.

Когда фирма решает внедрить у себя электронную почту, у неё имеются две возможности. Первая - купить собственное техническое и программное обеспечение и создать собственную локальную сеть компьютеров, реализующую функцию электронной почты. Вторая возможность связана с покупкой услуги использования электронной почты, которая представляется специализированными организациями связи за периодически вносимую плату.

Аудиопочта. Эта почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаёте его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется в сети. Почта для передачи аудиосообщений может успешно использоваться для группового решения проблем. Для этого посылающий сообщение должен дополнительно указать список лиц, которым данное сообщение предназначено. Система будет периодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения. Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной почтой является то, что она проще - при её использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.

Табличный процессор. Он также, как и текстовый процессор, является базовой составляющей информационной культуры любого сотрудника и автоматизированной офисной технологии. Без знания основ технологии работы в нём возможно полноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности. Функции современных программных средств табличных процессоров позволяют выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме. Объединяя эти операции по общим признакам, можно выделить наиболее многочисленные и применяемые группы технологических операций:

ввод данных как с клавиатуры, так и с баз данных;

обработка данных (сортировка, автоматическое формирование итогов, копирование и перенос данных, различные группы операций по вычислениям, агрегирование данных и т.д.);

вывод информации в печатном виде, в виде импортируемых файлов и др. системы, непосредственно в базу данных;

качественное оформление табличных форм представления данных;

многоплановое и качественное оформление данных в виде диаграмм и графиков;

проведение инженерных, финансовых, статистических расчётов;

проведение математического моделирования и ряд др. вспомогательных операций.

Любая современная среда табличного процессора имеет средство пересылки данных по сети.

Электронный календарь. Он представляет ещё одну возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и др. работников организации. Менеджер (или его секретарь) устанавливает дату и время встречи или др. мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Техническое и программное обеспечение электронного календаря полностью соответствует аналогичным компонентам электронной почты. Более того, программное обеспечение календаря часто является составной частью программного обеспечения электронной почты.  Система дополнительно даёт возможность получить доступ также и к календарям др. менеджеров. Она может автоматически согласовать время встречи с их собственными расписаниями. Использование электронного календаря оказывается особенно эффективным для менеджеров высших уровней управления, рабочие дни которых расписаны надолго вперёд.

Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определённую проблему. Естественно, круг лиц, имеющих доступ к этой технологии ограничен. Количество участников компьютерной конференции  во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций. В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Она включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную.

Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц, принимающих решение, имеются три возможности получения информации в форме видеотекста:

создавать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах;

заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к распродажи, могут храниться на серверах компании, осуществляющей подобные услуги, или поставляться клиенту на магнитных или оптических дисках;

заключить договоры с др. компаниями на получение доступа к их файлам видеотекста.

Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции между компаниями в форме видеотекста приобретает сейчас всё большую популярность. Что же касается компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, то их услуги начинают конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы. Так, во многих странах сейчас можно заказать газету или журнал в форме видеотекста, не говоря уже о текущих сводках биржевой информации.

Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое кол-во документов. Их число  так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьёзные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причём хранить в цифровой форме. Хранение изображений (imaging) является перспективной офисной технологией и основывается на использовании специального устройства - оптического распознавателя образа, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохранённое в цифровом формате изображение может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными ёмкостями. Так, на 5-тидюймовый диск можно записать 200 тыс. страниц. Следует напомнить, что идея хранения изображений не нова и реализовывалась раньше на основе микрофильмов и микрофиш. Созданию данной технологии способствовало появление нового технического решения - оптического диска в комбинации с цифровой записью изображения.

Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удалёнными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащённая дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двусторонней аудиосвязи между её участниками.  Использование аудиоконференций облегчает принятие решений, оно дёшево и удобно. Эффективность аудиоконференций повышается при выполнении следующих условий:

работник, организующий аудиоконференцию, должен предварительно обеспечить возможность участия в ней всех заинтересованных лиц;

кол-во участников конференции не должно быть слишком большим ( обычно не более 6 ), чтобы удержать дискуссию в рамках обсуждаемой проблемы;

программа должна быть сообщена её участникам заблаговременно, например, с использованием факсимильной связи;

перед тем как начать говорить, каждый участник должен представляться;

должны быть организованы записи конференции и их хранения;

запись должна быть распечатана и отправлена всем её участникам.

Видеоконференции. Они предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции, но с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера. В процессе видеоконференции её участники, удалённые друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передаётся звуковое сопровождение.

Хотя видеоконференции позволяют сократить транспортные и командировочные расходы, большинство фирм применяет их не только по этой причине. Эти фирмы видят в них возможность привлечь к решению проблем максимальное кол-во менеджеров и других работников, территориально удалённых от главного офиса. Наиболее популярны три конфигурации построения видеоконференций:

односторонняя видео- и аудиосвязь. Здесь видео- и аудиосигналы идут только в одном направлении, например от руководителя проекта к исполнителям;

односторонняя видео- и двухсторонняя аудиосвязь. Двухсторонняя аудиосвязь даёт возможность участникам конференции, принимающим видеоизображение, обмениваться аудиоинформацией с передающим видеосигнал участником;

двухсторонняя видео- и аудиосвязь. В этой наиболее дорогой конфигурации используется двухсторонняя видео- и аудиосвязь между всеми участниками конференции, обычно имеющими один и тот же статус.

Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом. Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счёт быстрой и лёгкой рассылки документов участникам группы, решающей определённую проблему, независимо от их географического положения[3].

2. Программы автоматизации туристического офиса

Современные темпы развития туристического бизнеса указывают на необходимость активного внедрения новых методов работы, соответствующих возросшим потребностям потребителей. В этой ситуации все большее число руководителей турагентств задумывается об автоматизации своей компании. Задавались ли и Вы вопросом: как эффективно внедрить специализированный программный комплекс с тем, чтобы наиболее полно использовать все его функции, не усложнить работу персонала, учесть все профильные тонкости своего бизнеса и вдобавок не переплатить лишнего?

Используя опыт своих партнеров, компания 'САМО-Софт' разработала принципиально новый программный продукт для туристических агентств, получивший название 'САМО-ТурАгент'.

Программный комплекс 'САМО-ТурАгент', реализованный на самых современных средствах разработки, предусматривает автоматизацию всего цикла деятельности турагентства. Самое главное, чего удалось избежать разработчикам, - это трудоемкое и подчас ненужное турагентству заполнение множества классификаторов и справочников. Сотрудники турагентства могут приступить к ведению учета продаваемых туров в программе сразу же после ее инсталляции. Основное предназначение программы - внутриофисная автоматизация: учет заказанных туристами туров, учет оплат (как со стороны клиентов и туроператоров, так и по внутренним платежам кассы), учет постоянных клиентов, выданных дисконтных карт, телефонных звонков с пожеланиями.

Основную операцию - оформление заявки клиента - теперь можно провести прямо в его присутствии, и сразу же внести данные об оплате, распечатать договор, приходный кассовый ордер, путевку формы ТУР-1 и т.п. При этом все сведения сохраняются в общей базе данных, что позволяет получать списки туристов, статистические отчеты, отслеживать платежи туристов турагентству и турагентства - туроператору.

Внутриофисная автоматизация. Базовые возможности программы.

1. Учет проданных туров с возможностью создания 'сложных' туров (индивидуального, переездного). Эта функция будет особенно полезна региональным турагентствам. Здесь мы учли ситуацию, когда, например, в пакет предложения туроператора не включен проезд от города проживания туриста до города отправления, а также когда приходится создавать одну заявку на основе предложений нескольких туроператоров и т.п.

2. Печать необходимых документов на основе электронного документа 'Заявка'. Один раз введя необходимые данные, Вы имеете возможность распечатать и выдать клиенту весь набор документов: договор, путевку ТУР-1, лист бронирования, счет и др.

3. Учет платежей по заявкам (приходных и расходных). Данная функция позволит Вам быстро отследить количество и сроки неоплаченных заявок, состояние взаиморасчетов с Вашими партнерами-туроператорами и покупателями. Вы сможете, наконец, мгновенно оценить финансовое состояние Вашей фирмы.

4. Ведение архива постоянных клиентов. Оценить удобство этой функции несложно: введя однажды все данные клиента при первом его обращении, Вы сокращаете время оформления каждой следующей заявки этого клиента. Вы можете использовать данные всех клиентов, когда-либо посещавших Ваш офис, например, в почтовой рассылке.

5. Анализ получаемой информации с помощью эффективной системы отчетов. Можете ли Вы быстро ответить на вопросы: предложения какого из туроператоров принесли Вам наибольший доход в этом сезоне? Можете ли Вы рассчитывать на повышенную комиссию этого туроператора? Какие направления были самыми доходными в этом сезоне? А в прошлом? Кто из Ваших постоянных клиентов вправе рассчитывать на существенные скидки? В какие гостиницы (и какой категории) предпочитают размещаться Ваши клиенты? На эти и другие вопросы Вам поможет быстро ответить всеобъемлющая система отчетов.

6. Анализ индивидуальной работы каждого сотрудника туристического агентства. Эта функция пригодится Вам в том случае, если Вы захотите проверить, кто из Ваших сотрудников хорошо поработал в этом сезоне и достоин премии, принеся значительный доход Вашей фирме, а кто откровенно 'халтурил'.

7. Управление доступом различных пользователей к режимам системы.

8. Гибкость в создании и использовании собственных отчетов.

9. Наличие дополнительных справочников.10. Учет эффективности рекламы.

11. Учет выдачи дисконтных карт.

Среди других программ автоматизации можно выделить:

SAMO-Incoming программный комплекс для автоматизации фирм, обслуживающих туристов на приеме

Программный комплекс предназначен для автоматизации фирм, обслуживающих туристов на приеме. Здесь учтены все этапы технологического процесса принимающей фирмы: от подготовки цен туроператорам до продажи экскурсий и получения статистических отчетов...

САМО-Инвест для автоматизации деятельности и учета операций ценных бумаг

Программный комплекс для специализированных регистраторов 'САМО-Инвест' Сертификат ПАРТАД N54 от '08' октября 1999 г был создан на основе анализа деятельности крупнейших регистраторов и эмитентов России и стран СНГ и предназначен для автоматизации деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг и учета операций с бездокументарными ценными бумагами.[4]..

Б&T: ТурАгентство + АвиаАгентство - Конфигурация 'Б&Т:ТурАгентство + АвиаАгентство' предназначена для комплексной автоматизации туристических агентств и компаний по продаже авиабилетов. Конфигурация обеспечивает автоматизацию оперативной работы, ведение бухгалтерского учета на предприятие.

1С-Рарус: Турагентство 1.0  - Типовое решение '1С-Рарус: Турагентство' создано для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в турфирмах, которые работают по агентской схеме продажи туристических услуг[5].

Заключение

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;  включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели; иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Автоматизация офиса призвана не менять существующую традиционную систему коммуникаций персонала (с её совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить её. Используясь совместно, обе эти системы обеспечивают рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что представляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.

Список литературы

1. Советов Б.Я. Информационная технология. –М.: Высшая школа, 1994.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред.проф. Г.А.Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001.

3. Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. В.В.Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. –СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.


[1] Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

[2] Советов Б.Я. Информационная технология. –М.: Высшая школа, 1994.

[3] Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. В.В.Дика. – М.: Финансы и статистика, 1996.

[4] Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

[5] Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред.проф. Г.А.Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001.