Содержание

1. Платежный баланс страны, его структура и значение. 3

2. Валютная политика государства. Валютное регулирование и валютный контроль. 6

3. Собственный капитал коммерческого банка, его сущность, структура, функции. 12

Задача. 18

Список литературы.. 19


1. Платежный баланс страны, его структура и значение.

Платежный баланс — систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домаш­ними хозяйствами, фирмами и правительством) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).

Резидент — любое лицо, проживающее в данной стране более одного го­да независимо от его гражданства (подданства) и паспортного статуса. Работни­ки посольств и военные всегда являются резидентами только своей страны, не зависимо от срока их пребывания за рубежом.[1]

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, что­бы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических от­ношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторго­вой политики и управления государственной задолженностью.

Экономические сделки представляют собой любой обмен стоимости, тс есть акт, в котором передается право собственности на товар, оказывается эко­номическая услуга или право собственности на активы переходит от резидент i данной страны к резиденту другой страны.

Любая сделка имеет две стороны, и поэтому в платежном балансе реали­зуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.

Кредит — отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей и: страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет — приток стоимостей в данную страну, за который ее резидент; должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежи с го баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быт; выделены несколько частей.

Все сделки между данной страной и остальным миром включает все текущие операции и операции с капиталом. Соответственно платежный бала:, включает в себя три составных элемента:

1.    счет текущих операций;

2.    счет движения капитала;

3.    изменение официальных резервов.

Структура платежного баланса

I. Счет текущих операций



1. Товарный экспорт

2. Товарный импорт


Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)


3. Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т.д., исключая кредитные услуги)

4. Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д ., исключая кредитные услуги)

5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг)


6. Чистые трансферты


Сальдо баланса по текущим операциям


II. Счет движения капитала

7. Приток капитала

8. Отток капитала

Сальдо баланса движения капитала

Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала

III. Изменение официальных резервов



2. Валютная политика государства. Валютное регулирование и валютный контроль.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Текущие валютные операции:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспорт­но-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федера­ции процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвести­циям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной пла­ты, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предпри­ятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако­нодательству страны его местонахождения к недвижимому иму­ществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валют­ными операциями.

В соответствии с Законом проведение валютных операций разреше­но только через уполномоченные банки — банки и иные кредитные уч­реждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Феде­рации на проведение валютных операций. Виды специальных лицензий, ограничения для кредитных учреждений, занимающихся валютными операциями, и иные условия оговорены в законе РФ «О банках и бан­ковской деятельности».[2]

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валют­ного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется орга­нами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Феде­рации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких орга­нов, как Министерство финансов Российской Федерации, Государствен­ный таможенный комитет РФ. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполне­нию всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Орга­ны валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в со­ответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контро­ля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К аген­там валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, а также органы Федеральной службы налоговой полиции РФ и налоговые инспекции.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федера­ции резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям ли­цензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезиден­тов в Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможен­ный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Тамо­женного кодекса Российской Федерации Государственный таможен­ный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному ко­митету.

На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль, конт­роль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транс­портных средств.

В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внеш­ней разведки Российской Федерации.

Ответственность за нарушение валютного законодательства. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут от­ветственность в виде:

а)  взыскания в доход государства всего полученного по недействи­тельным в силу настоящего Закона сделкам;

б)  взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за от­сутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоев­ременное представление органам и агентам валютного контроля доку­ментов и информации несут ответственность в виде штрафов в преде­лах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении, а также за невыполнение или ненадле­жащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиден­ты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответствен­ность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, указанных выше, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.[3]

Нарушения валютного законодательства нашли свое отражение и в новом Кодексе об административных правонарушениях. Этим наруше­ниям посвящена статья № 15.25.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограниче­ний), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного по­рядка счетов резидентов* кредитных организациях за пределами Рос­сийской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должно­стных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на тер­риторию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквива­лентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должно­стных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполно­моченных банках выручки, причитающейся за экспортированные рабо­ты, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами администра­тивного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составле­ния и представления отчетности по валютным операциям, а равно на­рушение установленных сроков хранения учетных и отчетных доку­ментов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

3. Собственный капитал коммерческого банка, его сущность, структура, функции.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается  Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.[4]

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

Сущность капитала коммерческого банка проявляется в его функциях. Банк выполняет следующие функции:

1). Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свобод­ных денежных средств юридических и физических лиц и превраще­ние их в капитал.

2). Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала предлага­емого в ссуду и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.

3). Создание, кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.

Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные день­ги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).

Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту и золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безна­личной формы в наличную.

4). Осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях со­вершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран все большая часть расчетов между юри­дическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.

5). Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вто­ричного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, допол­няют систему кредита и взаимодействуют с ней.

6). Оказание банками консультативных услуг. Данная функция свя­зана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности сво­их клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности и т. д. Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, которая и определяет организационную структуру банка, что, безу­словно, находит свое отражение в уставе банка.

Учитывая тот факт, что большинство коммерческих банков Рос­сии имеет акционерную форму собственности, рассмотрим органи­зационную структуру акционерного коммерческого банка.

Высшим органом управления банка является общее собрание ак­ционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:

—  утверждение и изменение устава банка;

—  избрание совета директоров банка;

—  утверждение годового отчета банка;

—  распределение доходов банка и решение о формировании фон­дов банка;

—  создание и ликвидация филиалов банка;

— утверждение аудиторов банка.

В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров банка, в ком­петенции которого находится решение любых стратегических воп­росов деятельности банка, кроме тех, которые отнесены к исключи­тельной компетенции общего собрания акционеров банка.

Руководит деятельностью совета директоров банка председатель совета директоров банка, который избирается из состава совета ди­ректоров банка.

Совет директоров банка назначает исполнительный орган — прав­ление банка и его руководителя — председателя Правления банка, который организует всю текущую деятельность банка. При всем единстве сущности банка в практической жизни функ­ционирует существенное множество их видов

Структура капитала коммерческого банка выглядит следующим образом:

Уставный капитал

Заемный капитал

Собственный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Уставный капитал коммерческого банка формируется за счет инвестиций или вкладов денежных средств в формировании деятельности банка.

Заемный капитал состоит из кредитных отношений с кредиторами коммерческого банка, ими могут быть физические и юридические лица также бюджет страны в виде предоставленных дотаций в налогообложении, также может быть центральный банк.

Собственный капитал образуется в результате деятельности коммерческого банка.

Добавочный капитал обычно такой капитал у коммерческих банках почти не имеется, так как спонсорская помощь коммерческим банкам почти не оказывается.

Резервный капитал формируется в целях предостережения от каких-нибудь не предвиденных обстоятельств.[5]

Задача

Банк выдал коммерческую ссуду торговой организации в размере 250 тыс. руб. на 9 месяцев. По окончании срока кредитного договора организация не смогла рассчитаться с банком, и ссуду была пролонгирована еще на 3 месяца по ставке на 3 пункта больше прежней. Через 3 месяца торговая организация уплатила банку 311875 руб., полностью погасив ссуду и проценты по ней.

Определите, какая процентная ставка была указана первоначально в кредитном договоре?

Решение:

S = p*(1+n*i)

311875 = 250*(1+(3+9)*3i)

311875 = 250*(1+36i)

311875 = 250+9000i

i = (311875-250)/9000

i = 34,625

Вывод: Первоначальная процентная ставка по результатам расчетов будет равен 34%.

Список литературы

1.     Активные операции коммерческих банков // Финансы и кредит. – М.: Юнити, 2003, - 412 с.

2.     Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М.: ПРИОР, 2002, - 313 с.

3.     Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Экономика, 2003. - 423 с.

4.     Воронина Г.П., Глисин Ф. Ф. О деловой активности коммерческих банков РФ II Банковское дело. – М.: Маркетинг, - 2001. – 213 с.

5.     Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело - М.: Дашков - 2002. – 456 с.

6.     Лаврушин О.П. Деньги кредит, банки. – М.: Дрофа, 2003. – 564 с.

7.     Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Ростов н/Д: МАРТ, 2002. – 416 с.



[1] Активные операции коммерческих банков // Финансы и кредит. – М.: Юнити, 2003, - 212 с.


[2] Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М.: ПРИОР, 2002, - 213 с.


[3] Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Экономика, 2003. - 223 с.


[4] Воронина Г.П., Глисин Ф. Ф. О деловой активности коммерческих банков РФ II Банковское дело. – М.: Маркетинг, - 2001. – 113 с.


[5] Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело - М.: Дашков - 2002. – 156 с.