Содержание

Введение. 2

Основные отличия национальных учетных систем. 3

Классификация учетных систем. 5

Переход России к международным стандартам. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13



Введение

Два последних десятилетия отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п. [2, стр. 63].

Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что в настоящее время экспорт составляет значительную долю в общем объеме производства продукции (по некоторым продуктам до 50%), и лесная промышленность выживает в основном благодаря экспортным поставкам.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

Основные отличия национальных учетных систем

Учетные системы разных стран существенно отличаются. Причинами таких различий являются как социально-экономические, так и политические и даже географические факторы. В качестве социально-экономических причин можно выделить характер развития рынков капитала, количество инвесторов и кредиторов, участие в международных рынках капитала, уровень инфляции, размеры и организационную структуру предприятий, общий уровень образования, типы законодательных систем. Традиционно, в США и Великобритании рынки ценных бумаг получили широкое развитие, основными поставщиками капитала для компаний выступает большое количество мелких инвесторов, которым требуется постоянная и полная информация о деятельности фирм, которую они получают с помощью финансовой отчетности. В Германии и Японии потребности компаний в капитале удовлетворяются, в основном, небольшим количеством крупных банков, которые имеют доступ к дополнительной (помимо содержащейся в отчетности) информации о деятельности предприятий. Во Франции и Швеции большую роль в экономике и, соответственно, в финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию системы учета и отчетности на удовлетворение требований государственных органов. Одним из критериев деления может быть и уровень инфляции: страны, таким образом, подразделяются на имеющие высокий и низкий уровень инфляции. К первым относятся, прежде всего, страны Южной Америки. Для того чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была полезна для пользователей, она должна быть скорректирована на индексы инфляции. Для стран с низким уровнем инфляции такая проблема не актуальна. В силу высокого уровня развития экономики в США, Великобритании, Нидерландах, Германии и других развитых странах предприятия этих стран отличаются достаточно крупными размерами, сложной организационной структурой и высоким уровнем образования сотрудников. Это приводит к сложности учетной информации, которая адекватно отражает существующую экономическую реальность и адекватно воспринимается пользователями. В слаборазвитых странах учетные системы достаточно просты, по причине небольшого размера предприятий и невысокого уровня общего образования. Историческое развитие законодательных систем также оказало большое влияние на системы учета. Страны, обычно, делят на две большие группы: страны-законодатели (code-law countries; legalistic orientation) и страны-незаконодатели (common-law countries; non-legalistic orientation). Первые отличаются предписательностью законов по принципу: «разрешено то, что разрешено». В силу этого, учетные правила жестко регламентированы и определяются законодательством. К таким странам относятся, например, Германия, Франция, Австрия и другие. Для стран-незаконодателей характерен разрешительный подход по принципу: «разрешено то, что не запрещено». Соответственно, учетные системы отличаются большей многовариантностью и гибкостью, имеют, как правило, очерченные рамки, в которых предприятиям предоставлена свобода выбора. Учетные правила или стандарты определяются не законодательством, а разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров. Такой подход используется в США, Великобритании, Канаде и ряде других стран.

Учетные системы могут быть экспортированы так же, как и любые другие товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географической близостью. Например, учетная система Индии близка к английской в результате существовавшей колониальной зависимости, система учета Канады находится под сильным влиянием американской учетной практики в силу географической близости. [4, стр. 16-17].

Классификация учетных систем

Таким образом, учетные системы различных стран отличаются многообразием. Однако, можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. (При этом не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.) Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, согласно которой выделяются:

1. Британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).

2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.).

3. Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).

Основными характеристиками первой модели являются ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.

Вторая модель отличается наличием законодательного регулирования учета; тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования; консерватизмом учетной практики.

И, наконец, основной особенностью третьей модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного регулирования.

Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО (Комитет по международным стандартам финансовой отчетности), будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам — МОКЦБ (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была быть больше ориентирована на внешнего пользователя, например, на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входящие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:

·               применение МСФО в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия;

·               использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Папуа — Новая Гвинея;

·               использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это — Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;

·               национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;

·               национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО. Такими странами являются Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехословакия, Швейцария, Южная Африка;

·               национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО. (Австралия, Гонконг, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия. [1].

















Переход России к международным стандартам

         Международные стандарты учета (International Accounting Standards) представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операций предприятий. Они не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Однако, в силу объективных интеграционных процессов в развитии мирового хозяйства, эти стандарты приобретают все большее значение как наиболее удобное средство «общения» между предприятиями различных стран. Кроме собственно стандартов в состав международных стандартов учета входят Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements), в которых изложены основные принципы ведения учета и составления отчетности. Эти принципы можно считать общепринятыми в мировом масштабе, поскольку в той или иной форме они закреплены в учетных стандартах всех стран. С 1995 года эти принципы в большинстве своем были приняты в России и задекларированы Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» от 28 июля 1994 г. (ПБУ 1/94), хотя, к сожалению, их практическое применение затруднено. Этим принципам на Западе придается большое значение, поскольку теоретические, на первый взгляд, положения оказывают существенное влияние на практику ведения учета и являются базой для принятия решений при отсутствии прецедентов. Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committeе - IASC), который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран. В настоящее время он включает в себя более 100 членов-организаций. К настоящему времени IASC разработал более 40 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета.[3, стр. 922].

Сейчас обсуждается вопрос о принятии МСФО странами ЕС, по крайней мере в отношении компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Поскольку эти стандарты представляют собой систему, позволяющую новым финансовым структурам применять международно признанную базу ведения учета, их начали использовать и многие развивающиеся страны.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты Международных стандартов финансовой отчетности.

Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:

·                    четкая экономическая логика;

·                    обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;

·                    простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Поэтому инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

·                    обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета;

·                    отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.[1].


Россия является одной из наиболее лесообеспеченных стран мира. Леса государственного значения занимают около 45% ее территории, что составляет 775 млн. га. Общий запас леса в России превышает 80 млрд. м3, что составляет порядка 20% мировых запасов. Научно обоснованная расчетная лесосека позволяет ежегодно заготавливать до 500 млн. м3 древесины. Продукция лесопромышленного комплекса обеспечивает около 3,5% общего объема отечественного производства.

В Советском Союзе вся внешнеэкономическая деятельность была прерогативой государства, причем в нашей стране и отчасти в рамках СЭВ бала создана практически полностью изолированная от внешних связей экономическая система, которая позволяла достичь почти полного жизнеобеспечения при достаточно низком уровне удовлетворения потребностей и качества продукции. Эта система была слабо вовлечена в мировой торговый оборот, причем доля стран с централизованным планированием в мировом экспорте сокращалась, составляя 11,8% в 1950 г.,  10,76% в 1970 г. и 8,95% в 1980 г. К началу перестройки СССР занимал седьмое место по объему международной торговли (внешнеторговый оборот составлял около 170 млрд. долларов при положительном сальдо внешнеторгового баланса). После крушения замкнутой экономической системы оказалось, что Россия участвует в международной торговле главным образом в качестве экспортера ограниченного числа товаров, среди которых ведущее место занимают нефть, нефтепродукты и газ, спрос на которые не растет.

Большая часть обрабатывающих отраслей в России оказались убыточными при пересчете на мировые цены. Это объяснялось тем, что хотя заработная плата в РФ находилось на достаточно низком уровне, но плохая организация труда, высокая энергоемкость (в 2-3 раза выше, чем в развитых странах), высокие удельные затраты сырья и материалов (до 1,5 раза выше, чем в развитых странах), и, как следствие, чрезмерные затраты труда, сырья, материалов и энергии привели к снижению уровня конкурентоспособности российской продукции на внешнем и внутреннем рынках. Согласно проведенным в конце 1992 года исследованиям Российского союза промышленников и предпринимателей, в случае перехода в то время экономики России в режим полной открытости конкуренцию смогли бы выдержать предприятия, на которых сосредоточено лишь 16% ее производственных мощностей, предприятия с 28% мощностей неизбежно бы обанкротились, а с 56% - оказались бы в чрезвычайно сложном положении.

Понятно, что в этих условиях быстрое открытие экономики России и переход к мировой системе привели бы к немедленному банкротству большинства предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности. Это побудило Правительство России перейти к поэтапному открытию экономики. [6].



Заключение

В силу различных причин, международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать несколько методов начисления износа основных средств, несколько методов учета запасов, несколько вариантов оценки финансовых инвестиций), они постоянно дорабатываются и изменяются, принимаются новые.

Еще одной влиятельной международной организацией, занимающейся проблемами унификации учета на мировом уровне, является Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 году и разрабатывающая и публикующая Международные стандарты аудита.

Также  вопросами учета в международном масштабе занимаются ООН и Организация экономического сотрудничества и развития.

Работа ведется не только на международном, но и на региональном уровне. Обязательными для исполнения компаниями европейских стран-членов ЕЭС являются директивы или законы ЕЭС. Региональные организации существуют также в Африке, Южной Америке, странах тихоокеанского региона.

Таким образом, в каждой стране действует своя национальная система учета, со своими индивидуальными особенностями. Однако можно выделить общие концептуальные основы или единые принципы, на которых строится финансовый учет и составляется финансовая отчетность, и которые признаются как во всех странах, так и на международном уровне.[5, стр. 48].

Список литературы

1.     www.ippnou.ru

2.     Сравнение отечественных и международных стандартов учета и отчетности: Аудиторские ведомости – 2005. – №2. – с. 63-67.

3.     Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Изд. 6-е, перераб. и доп.– М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.– 960 с.

4.     Бухгалтерский учет/ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врубленский и др.; Под ред. П.С. Безруких.– 5-е изд., перераб. и доп.–М.: Бухгалтерский учет, 2004.– 736с.

5.     Теория учета: Бухгалтерский учет.– 2005.–№3.– с.45-48.

6.     www.dauria.chuta.ru