Содержание

1. Область исследования. 3

2. Определение проблемы в бытовых и научных терминах. 3

3. Определение понятий. 5

4. Формулировка теоретической гипотезы.. 9

5. Определение типа исследования. 9

6. Описание переменных. 9

7. Альтернативные гипотезы.. 9

8. Описание выборки испытуемых и проведения эксперимента. 10

9. Описание используемых методик исследования. 10

10.Описание статистических критериев. 15

11. Представление результатов эксперимента. 15

Выводы.. 23

Список литературы.. 24

1. Область исследования

Цель работы -  изучение влияния сказки на развитие ребенка дошкольника.

Область исследования – влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста.

2. Определение проблемы в бытовых и научных терминах

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве..." или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не - сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем.  По мнению Б Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?[1]

Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, "трудятся" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем[2].

3. Определение понятий

Мышление - это высший познавательный процесс. Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях). Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. 

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.  Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана[3].

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства  вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.  Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

 Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих  закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Внимание- способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного  отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству  или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

4. Формулировка теоретической гипотезы

Сказка оказывает большое положительное влияние на развитие внимания, мышления, памяти и речи ребенка дошкольного возраста.

5. Определение типа исследования

В настоящей работе будет использоваться корреляционное исследование с применением методов математической статистики для обработки результатов.

6. Описание переменных

В настоящем исследовании в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо определить, существует ли связь между сказкой и развитием у ребенка памяти, мышления, речи.

Зависимая переменная - изменяется под влиянием независимой переменной. Таким образом, зависимыми переменными будут уровень внимания, памяти и логического мышления ребенка.

Независимая переменная - зависит от экспериментатора. В настоящей работе такой переменной будет сказка как метод педагогического воздействия.

7. Альтернативные гипотезы

Существуют гипотезы, согласно которым ребенок, слушая сказку, постоянно как бы наталкивается на логические противоречия: то в одной маленькой рукавичке помещается множество большущих зверей, то вещи разговаривают друг с другом или умерший Иван-царевич оживает от какой-то живой воды, которой и на свете-то нет. Критический ум детей не может мириться с этим.

Еще одной причиной решительной нелюбви дошкольников к сказкам может явиться засилье компьютерных, телевизионных и прочих игр, построенных по типу «стрелялок». Единственным событием, происходящим в них, является непрерывная стрельба и убийство одним персонажем всех прочих, кем бы они ни были, — космическими монстрами или просто цветными шариками. Столь незамысловатый сюжет тормозит ход нормального развития детского воображения и в целом ума. Дошкольники становятся неспособными к восприятию сложных перипетий сказочных сюжетов. Детям претит неторопливый ход событий, наличие присказок или своеобразный лад и язык старинных былин и сказаний.

Фантастика мира сказок и легенд мало общего имеет с неправдой и ложью. Тем не менее ряд ребят-дошкольников не чувствуют эту разницу. Для них любовь к сказочным историям, симпатия к таким персонажам, как Буратино, Золушка или Спящая красавица, означает если не преступление, то по меньшей мере глупость.


8. Описание выборки испытуемых и проведения эксперимента

Для проведения эксперимента были взяты две группы дошкольников в возрасте 4-5 лет. В одной группе детям регулярно читались сказки, показывались детские сказочные фильмы и мультипликационные фильмы на протяжении шести месяцев. В другой группе дошкольников подобных занятий не проводилось.

9. Описание используемых методик исследования

 Для определения уровня умственного развития дошкольников использовались  следующие методики.

1. Методика «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ» определяет внимание ребенка, умение сосредоточиться.

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который ука­зан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, дви­гая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно ско­рее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 46 до 60 сек. и, проходя через лабиринт, ребенок 1 – 2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек. и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза дотронулся палочкой до его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 8О до 100 сек. и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла – задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек., и проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл – задание выполнено ребенком за время 120 сек. Или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

2. Методика «КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?» определяет пямять, внимание ребенка.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» мно­гие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной ми­нутой. Если за это время ребенок не сумел полностью вы­полнить задание, то его прерывают. Если ребенок спра­вился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику ви­дит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к дру­гому, то он должен остановить ребенка и попросить поис­кать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее чис­ло всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очерта­ния которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8—9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затра­тив на их поиск от 21 до 30 сек.

6—7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех пред­метов за время от 41 до 50 сек.

2—3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0—1 балл — за время, большее, чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предме­тов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов       - очень высокий;

8-9 баллов -  высокий;

4-7 баллов  -  средний;

2-3 баллов низкий;

0-1 балл — очень низкий.

3. Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции.

На каждой из этих картинок один из четырех изобра­зи них на ней предметов является лишним. Внимательно смотри на картинки и определи, какой предмет и поче­му и является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, поче­му они являются лишними.

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин. до 3 мин.

0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.

10.Описание статистических критериев

Для исследования взаимосвязи между сказкой и развитием ребенка дошкольного возраста мы определили коэффициенты Спирмана и Пирсона.


11. Представление результатов эксперимента

В табл. 1 представлены результаты проведения эксперимента в исследумой группе. В табл. 2 представлены результаты проведения эксперимента в контрольной группе.

Таблица 1 - Уровень развития детей


Результаты методики, баллы

Фамилия, имя

 «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»

«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?»

«ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

1. Буркин  Женя

9

9

8

2. Волочаев Андрей

7

7

7

3. Дубровина Ольга

8

7

7

4. Кошкин Витя

5

5

5

5.Михайлов Юрий

9

9

10

6.Мазуренко Юля

7

8

9

7.Невельских Оксана

6

5

5

8. Попов Костя

4

5

6

9. Пушкина Аня

5

7

8

10.Урусов Максим

3

3

2

11.Шишкин Валера

7

6

8

12.Хомякова Ульяна

5

4

5

13.Ястреб Татьяна

6

7

8

Среднее

6,23

6,3

6,77


Таблица 2 - Уровень умственного развития детей


Результаты методики, баллы

Фамилия, имя

 «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»

«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?»

«ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

1. Буркин  Женя

8

7

7

2. Волочаев Андрей

6

6

6

3. Дубровина Ольга

6

6

6

4. Кошкин Витя

5

5

5

5.Михайлов Юрий

8

8

8

6.Мазуренко Юля

7

8

9

7.Невельских Оксана

6

5

5

8. Попов Костя

5

4

5

9. Пушкина Аня

5

5

6

10.Урусов Максим

3

3

2

11.Шишкин Валера

6

6

7

12.Хомякова Ульяна

5

4

5

13.Ястреб Татьяна

6

7

8

Среднее

5,84

5,69

6,07


Найдем коэффициенты Пирсона и  ранговой корреляции Спирмана между рангами коэффициентов развития ребенка в обеих группах.

1. Определение связи между вниманием ребенка и сказками.  Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корре­ляции Пирсона по формуле:

 = 25,78/  √36,816* 22,34 =  0,899           2. Определение связи между памятью ребенка и сказками. Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корре­ляции Пирсона по формуле:

 = 30,98/  √39,17* 21,78 =  0,99





Диагностика внимания детей в исследуемой и контрольной группах

№ испытуемых

x

y

хi-

i- )2

yi-

(yi- )2

1

9

8

2,77   

7,67

2,16

4,66

5,98

2

7

6

0,77

0,59

0,16

0,025

0,12

3

8

6

1,77

3,13

0,16

0,025

0,28

4

5

5

-1,23

1,51

-0,84

0,7056

1,033

5

9

8

2,77

7,67

2,16

4,66

5,98

6

7

7

0,77

0,59

1,16

1,34

0,076

7

6

6

-0,23

0,053

0,16

0,025

-0,037

8

4

5

-1,23

1,51

-0,84

0,7056

1,033

9

5

5

-1,23

1,51

-0,84

0,7056

1,033

10

3

3

-3,23

10,43

-2,84

8,056

9,17

11

7

6

0,77

0,59

0,16

0,025

0,12

12

5

5

-1,23

1,51

-0,84

0,7056

1,033

13

6

6

-0,23

0,053

0,16

0,0256

- 0,037

Сумма

80,99

73,97

1,01


-0,08

   22,34

               25,78

Среднее

6,23

5,84

 

 

 

 

 

Диагностика памяти у детей в исследуемой и контрольной группах

№ испытуемых

x

y

хi-

i- )2

yi-

(yi- )2

1

9

7

2,70   

7,29

1,31

1,71

3,53

2

7

6

0,70

0,49

0,31

0,096

0,217

3

7

6

0,70

0,49

0,31

0,096

0,217

4

5

5

-1,3

1,69

-0,89

0,79

1,16

5

9

8

2,70

7,29

2,31

1,71

6,24

6

8

8

1,70

2,89

2,31

1,71

3,93

7

5

5

-0, 3

0,09

-0,69

0,47

0,21

8

5

4

-1,3

1,69

-1,69

2,85

2,19

9

7

5

0,7

0,49

-0,69

0,47

-0,48

10

3

3

-3,3

10,89

-2,69

7,23

8,87

11

6

6

-0,3

0,09

-0,31

0,096

0,093

12

4

4

-2,3

5,29

-1,69

2,85

3,89

13

7

7

0,7

0,49

1,31

1,71

0,92

Сумма

81,9

73,97

1, 17

39,17

-0,08

   21,78

                     29,98

Среднее

6,3

5,69

 

 

 

 

 

Диагностика логического мышления у детей в исследуемой и контрольной группах

№ испытуемых

x

y

хi-

i- )2

yi-

(yi- )2

1

8

7

1,7   

2,89

1,31

1,71

2,23

2

7

6

0,70

0,49

0,31

0,096

0,217

3

7

6

0,70

0,49

0,31

0,096

0,217

4

5

5

-1,3

1,69

-0,69

0,47

0,89

5

10

8

3,7

13,69

2,31

5,33

8,54

6

9

9

2,7

7,29

3,31

10,95

8,93

7

5

5

-1,3

1,69

-0,69

0,47

0,89

8

6

5

-0,3

0,09

-0,69

0,47

0,207

9

8

6

1,7

2,89

0,31

0,096

0,53

10

2

2

-3,7

13,69

-3,69

13,61

13,65

11

8

7

1,7

2,89

1,31

1,71

2,23

12

5

5

-1,3

1,69

-0,69

0,47

0,89

13

8

8

1,7

2,89

2,31

5,33

3,93

Сумма

81,9

73,97

6,7

52,37

5,03

   40,80

                      43,35

Среднее

6,3

5,69

 

 

 

 

 

         3. Определение связи между вниманием ребенка и сказками.  Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корре­ляции Пирсона по формуле[4]:

 = 43,35/  √52,37* 40,80 =  0,937

Таким образом, наблюдается тесная связь между сказками и уровнем развития ребенка. То есть уровень развития детей, которым читали сказки, выше, чем уровень развития детей, которым сказки не читали.

Далее рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмана[5]

Если R = 0,8-0,9 - тесная связь

Если R = 0,6-0,7 - средняя корреляционная связь

Если R = 0,4-0,5 - наблюдается тенденция к взаимосвязи

Если R = 0,2-0,3 - очень слабая связь

1. Определение связи между вниманием ребенка и сказками. 

Проранжируем показатели, полученные при исследовании внимания дошкольников в контрольной и исследуемой группах


№ испытуемых

Значение 1 показателя

Ранги 1 показателя

Значение 2 показателя

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

9

11,5

8

12,5

1

1

2

7

9

6

8

1

1

3

8

2

6

8

6

36

4

5

4

5

3,5

0,5

0,25

5

9

11,5

8

12,5

1

1

6

7

9

7

11

2

4

7

6

6,5

6

8

1,5

2,25

8

4

2

5

3,5

0,5

0,25

9

5

4

5

3,5

0,5

0,25

10

3

1

3

1

0

0

11

7

9

6

8

1

1

12

5

4

5

3,5

0,5

0,25

13

6

6,5

6

8

1,5

2,25







49,5

R = 1 – 6 * 49.5/ (2197 - 13) = 0,86, таким образом, наблюдается тесная корреляционная связь между сказками и вниманием ребенка.

2. Проранжируем показатели, полученные при исследовании памяти дошкольников в контрольной и исследуемой группах

№ испытуемых

Значение 1 показателя

Ранги 1 показателя

Значение 2 показателя

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

9

12,5

7

15,5

3

9

2

7

8,5

6

14

3,5

12,25

3

7

8,5

6

14

3,5

12,25

4

5

4

5

4

0

0

5

9

12,5

8

17,5

5

25

6

8

11

8

17,5

6,5

42,25

7

5

4

5

4

0

0

8

5

4

4

2,5

1,5

2,25

9

7

8,5

5

4

3,5

12,25

10

3

1

3

1

0

0

11

6

5

6

14

9

81

12

4

2

4

2,5

0,5

0,25

13

7

8,5

7

15,5

7

49







245,5

R = 1 – 6 * 245,5/ (2197 - 13) = 0,89, таким образом, наблюдается тесная корреляционная связь между сказками и памятью ребенка.


3. Проранжируем показатели, полученные при исследовании логического мышления дошкольников в контрольной и исследуемой группах

№ испытуемых

Значение 1 показателя

Ранги 1 показателя

Значение 2 показателя

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

8

10,5

7

9,5

0,5

0,25

2

7

7,5

6

7

0,5

0,25

3

7

7,5

6

7

0,5

0,25

4

5

4

5

3,5

0,5

0,25

5

10

12,5

8

11,5

1

1

6

9

13

9

17,5

3,5

12,25

7

5

4

5

3,5

0,5

0,25

8

6

5

5

3,5

1,5

2,25

9

8

10,5

6

7

3,5

12,25

10

2

1

2

1

0

0

11

8

10,5

7

9,5

1

1

12

5

4

5

3,5

0,5

0,25

13

8

10,5

8

11,5

7

49







79,25


R = 1 – 6 * 79,25/ (2197 - 13) = 0,78, таким образом, наблюдается тесная корреляционная связь между сказками и логическим мышлением ребенка.

Выводы

В ходе проведения эксперимента, гипотеза, выдвинутая нами вначале подтвердилась.

 В результате было отмечено, что дети, слушавшие сказки имеют более высокий уровень развития мышления, внимания и памяти.

Сказка является комплексным средством развития ребенка. Сказки оказывают влияние на эстетическое развитие детей, на развитие мышления ребенка, внимания, памяти и речи. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а также метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Воздействие на ребенка посредством сказки как символической деятельности стимулирует развитие его творческого потенциала. Этот метод направлен на развитие двух психологических способностей ребенка: это символическая функция мышления и воображения и творческие процессы. Самовыражение - формирование направленности на поиск новых нестандартных решений в различных ситуациях. Ребенок посредством сказки может на себя примерить различные роли, пережить их в данной конкретной ситуации. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Ведь видеограммами, которые сейчас присутствуют в жизни ребенка, сыт не будешь. Особенно если они созданы в какой-то чужой стране. А наши русские народные сказки прослеживают культуру нашей страны, традиции, обычаи. В сказках отражена религия нашего народа. Через сказку ребенок учится воспринимать окружающий мир. Сказка в увлекательной и доступной форме показывает ему окружающую жизнь людей, их поступки, судьбы, то, к чему может привести тот или иной поступок героя. Таким образом, ребенок может пережить чужие радости, горести. И все это направлено на эмоциональное развитие ребенка, его эмоциональный отклик.

Список литературы

1. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

2. Артемьева Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. Изд. Московского университета, 1969

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1982

4. Беспалова Р.Л. Статистика: Теория и практика: Учебное пособие. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 1999

5. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988

6. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976

7. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов/В.Е. Гмурман. – 9-е изд., стер. – М.:Высш. шк., 2003. – 479 с.: ил.

8. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977

9. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.- с. 48; ил.

10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., исп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 336 с.

11.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с., ил.


[1] Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.


[2] Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.


[3] . Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988


[4] Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., исп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 336 с.


[5] Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977