Содержание

1. Область исследования темы.. 3

2. Формулировка проблемы.. 3

2.1. Определение проблемы житейскими терминами. 3

2.2.Определение проблемы научными терминами. 4

3. Определение понятий. 5

4. Формулировка теоретической гипотезы исследования. 11

5. Определение типа исследования. 12

6. Описание переменных. 12

8. Характеристика выборки. 12

9. Описание используемых методов и методик. 12

10. Представление результатов. 14

11. Обработка результатов. 16

Выводы: 19

Список литературы.. 20

 1. Область исследования темы

Цель исследования -  исследование ценностных ориентаций подростков с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение термин, обозначающий поведение человека, который злоупотребляет алкоголем или другими наркотическими веществами.

Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков с аддиктивным поведением.

2. Формулировка проблемы

2.1. Определение проблемы житейскими терминами

Употребление наркотиков - явление повсеместное. Желание утвердить свою индивидуальность, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным в развитии подростков. Уход из семьи, принадлежность к какой-либо общественной группировки и одобряемая сверстниками противоправная деятельность формирует у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. Все эти факторы приводят к тому, что подростки и молодые люди особенно склонны к приобщению к наркотикам. В последнее десятилетие проблема употребления наркотиков в нашей стране становится проблемой государственной безопасности в связи с колоссальным ростом числа употребляющих психоактивные вещества. Эти люди практически выпадают из социальной и экономической жизни страны, умирают молодыми, не успев реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциалы, оставить здоровое потомство.

Влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом общего личностного неблагополучия.

Подростки, не склонные к аддиктивному поведению имеют структуру жизненных ценностей, где выделяются факторы: материальное благополучие, социальная карьера - приобщение к культуре, развитие способностей. У подростков, склонных к аддиктивному поведению, меняется структура жизненных ценностей.

2.2.Определение проблемы научными терминами

Глобальной характеристикой личности является ее ценностные ориентации. Они выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки, и, в конечном итоге, определяются общими социально-экономическими условиями, в которых развивается человек. Являясь сознательным интуитивным обобщением социальной ситуации, они выступают как некие нравственные позиции, которые занимает человек по отношению к социальной реальности - определяют инвариантные правила взаимодействия с ней личности и лежат в основе совокупности конкретных установок, мнений и верований. Именно на этом уровне происходит трансформация социально-типического в индивидуально-типическое. Ценностные ориентации образуют стержень, определяющий смысл совокупности различных и зачастую логически противоречивых установок, мнений и верований человека, скрепляющий их воедино[1].

К ряду общих черт личности, свойственных людям, злоупотребляющих наркотиками или алкоголем относятся: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность реагировать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из конфликта.

Подростки с аддиктивным поведением имеют плохую социальную адаптацию. Личностные особенности таких подростков вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что в свою очередь связано с возникновением у подростка изменить свое психическое состояние[2].

К аддиктивному поведению подростков подталкивает потребность в снятии психической напряженности, затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, возникающая вследствие определенного сочетания личностных свойсв, несформированность или неэффективность способов психологической защиты личности, предвращающих личностную предрасположенность в психологическую готовность к злоупотреблению психотропными веществами.


3. Определение понятий

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Ценностные ориентации представляют собой общие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных ситуациях взаимодействия. Генетически они формируются через присвоение социального опыта под воздействием социальной ситуации, в которой происходит деятельность человека, ее наиболее сущностных, смыслообразующих моментов.

Понятие "наркотик" наряду с медицинским смыслом (средство для наркоза) имеет так же общеупотребительное значение (средство для получения удовольствия) и юридическое, наряду с терминами "сильнодействующее вещество", "психотропное вещество", "одурманивающее вещество" и т.д. (т.е. принадлежность субстанции к наркотикам определяется национальными правовыми документами). К наркотикам те или иные вещества относят обычно по следующим критериям:

Способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

Способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую) - то есть непреодолимую потребность снова и снова использовать наркотик;

Существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их;

Возможность и опасность широкого распространения этих веществ среди населения;

В данной культурной среде потребление рассматриваемого вещества не должно быть традиционным (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).

Некоторые вещества, способные вызывать опьянение, в Список наркотиков не входят - например, отдельные снотворные препараты (реладорм), клей "Момент", бензин и пр. Злоупотребление ими называется "токсикомания", но с врачебной (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать об алкоголе, табаке и некоторых других продуктах, употребление которых является традиционным в отдельных человеческих культурах.

Злоупотребление алкоголем у подростков включает знакомство с опьяняющими дозами в возрасте до 16 лет и более - менее регулярное употребление спиртных напитков без признаков зависимости в более старшем возрасте. Ранний (подростковый) алкоголизм подразумевает развитие хотя бы Iстадии алкоголизма в возрасте до 18 лет. Наркотик - вещество, злоупотребление которым в следствие социальной опасности официально признано таковым из-за его способности при однократном употреблении вызвать привлекательное психическое состояние, а при систематическом приеме - психическую или физическую зависимость от него.

Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и проявляющаяся зависимостью от этих веществ - психической, а иногда и физической.

Токсикомания представляет собой болезнь, проявляющуюся подобной психической, а иногда и физической, зависимостью от веществ, не включенного в официальный список наркотиков.

Аддиктивное поведение (пагубная привычка) - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое сотояние, включая алкоголь и курение табака до того, как от них сформируется физическая зависимость. В развитии аддиктивного поведения описаны 2 пути: подростки пробуют на себе действие различных токсичных веществ, среди которых постепенно может быть выбрано наиболее привлекательное. Подростки злоупотребляют только одним веществом, чаще это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ.

Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения. Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянты, реже другие - препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторение - нередко со все большей частотой или в определенном ритме. Причиной отказа могут быть неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или страх пристрастья к данному веществу, или угроза суровых наказаний.

Этап поискового "полинаркотизма" наступает именно тогда, когда вслед за первыми пробами следуют повторные. Попеременно употребляются то алкоголь, то различные токсические вещества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного злоупотребления, последнее еще остается одной из целей сборищ. Психоактивные вещества в этих компаниях используются "для веселья" , для обострения восприятия модной музыки, для сексуальной расторможенности.

Этап выбора предпочитаемого вещества завершает поиск. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает его. Но зависимость от предпочитаемого вещества пока нет. На данном этапе выявляется желание получит определенные приятные ощущения.

Второй путь назван также "первичным мононаркотизмом". С самого начала до формирования зависимости подросток злоупотребляет только одним веществом чаще всего это алкоголь, гашиш или оплаты. От первых случайных проб переходят к эпизодическому употреблению. Постепенно формируется групповая психическая зависимость. В дальнейшем другие вещества используются изредка как заменители избранного для злоупотребления средства или усиления его действия. Риск развития алкоголизма, наркомании и токсикомании при наличии аддиктивного поведения не одинаков. Факторы, способствующие или препятствующие переходу аддиктивного повеления в болезнь, можно разделить на социальные, психологические и биологические.

К социальным факторам относятся доступность вещества для подростка, "мода" на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток.

К психологичеким факторам можно отнести тип характера подростка, привлекательность возникающих ощущений и переживаний, страх причинить реальный вред самому срособо выделить степень изначальной среде, в частности своему здоровью. Важное значение придается "отсутствию" социальных интересов и "стремлению к самоутверждению".

Среди биологических факторов можно степень изначальной толерантности (например, индивидуальная непереносимость или наоборот, высокая устойчивость). К ним также относится отягощенная алкоголизмом наследственность (алкоголизм родителей до рождения ребенка), хронические болезни печени с нарушением ее детоксикационных функций[3].

Развитие алкоголизма, наркомании и токсикомании принято разделять на 3 стадии.Индивидуальная психическая зависимость является основным признаком I стадии. В отличии от групповой психической зависимости, свойственной аддиктивному поведению ещё в преболезненном периоде, индивидуальная зависимость характеризуется рядом особенностей: овладевающее желание или влечение продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличения дозы, рост толерантности; возникновение "индивидуальных и социальных проблем", обусловленных злоупотреблением и др.

При психической зависимости перерыв в употреблении вызывает чувство тревоги и напряжения, но отсутствует тяжелый физический дискомфорт. Внешним проявлением зависимости служат особенности поведения - соответствующий круг общения со злоупотребляющими, начало употребления токсического вещества в одиночку и поиск заменителей при его отсутствии.

Субъективным проявлением индивидуальной зависимости является постоянное стремление к повторному употреблению.

В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.

Описание аддиктивной личности соответствует слабому “Я” и сильному “оно”. Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд (1997). Конфликт между “оно” и “Я” может развиваться по двум сценариям. Если “оно” побеждает “Я”, то к концу возрастного подросткового периода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает “Я”, то к концу подросткового периода формируется устойчивый характер для всей последующей жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности – суперэго (я - идеал или сверх -“я” ) формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля за поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я – идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность – социальные чувства и формируется на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я – идеала. Согласно подходу А.Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а, значит, существует определенная вероятность легкого вовлечения подростков в наркотизацию, сулящую удовольствия. Однако, и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии “я” чреват разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиков.

Аддиктивная личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями “скучной” жизнью. (

У аддиктивной личности появляется “двойная жизнь”, состоящая из прежней “нормальной” жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Аддиктивная реализация многими понимается упрощенно как прием вещества или другое аддиктивное действие. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование двух стилей жизни водном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей.

Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный “комплекс неполноценности”, обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктивных личностей формируется скрытый “комплекс неполноценности”, гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение “серого обывательского болота”, в котором находятся все окружающие и “настоящей свободной от обязательств жизни” аддиктивного человека[4].


4. Формулировка теоретической гипотезы исследования

В качестве теоретической гипотезы исследования выдвигаем предположение, что подростки с аддиктивным поведением имеют другую структуру ценностных ориентаций. Подростки, не склонные к аддиктивному поведению, выделяют среди значимых ценностей – семью, материальный достаток, образование, счастье других и т.д. Подростки же склонные к аддитивному поведению отвергают данные ценности. Для них наиболее важными являются ценность свободы действий, развлечения, беззаботность и т.д.

5. Определение типа исследования

Тип исследования – экспериментальное корреляционное исследование с использованием коэффициента Спирмана.

6. Описание переменных

В данном случае независимыми переменными, т.е. переменными, которые можно варьировать в ходе эксперимента являются ценностные ориентации подростков с аддитивным поведением.

Зависимыми переменными являются  наличие аддиктивного поведения у подростков.


8. Характеристика выборки

Выборка в данном исследовании представляет две группы: контрольную группу обычных подростков и испытуемую группу подростков с аддитивным поведением. Количество испытуемых в группах равно 10 человек.

9. Описание используемых методов и методик

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации[5].

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.


10. Представление результатов

Ранжирование ценностей (средние значения по группе) подростков с аддиктивным поведением

Список А (терминальные ценности):


Ранг

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

12

– здоровье (физическое и психическое);

15

– интересная работа;

7

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

13

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

3

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

4

– наличие хороших и верных друзей;

8

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

5

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

14

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

9

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

16

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

1

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

6

– счастливая семейная жизнь;

17

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

18

– творчество (возможность творческой деятельности);

11

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

10


Список Б (инструментальные ценности):


Ранг

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

6

– воспитанность (хорошие манеры);

16

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

1

– жизнерадостность (чувство юмора);

7

– исполнительность (дисциплинированность);

17

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

2

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

15

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

8

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

9

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

10

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

11

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

3

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

4

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

12

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

13

– честность (правдивость, искренность);

14

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

5

– чуткость (заботливость).

18

Ранжирование ценностей (средние значения по группе) подростков не склонных к аддиктивному поведению

Список А (терминальные ценности):


Ранг

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

1

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

2

– здоровье (физическое и психическое);

3

– интересная работа;

4

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

13

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

5

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

6

– наличие хороших и верных друзей;

7

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

17

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

8

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

9

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

16

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15

– счастливая семейная жизнь;

10

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

18

– творчество (возможность творческой деятельности);

11

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

12


Список Б (инструментальные ценности):


Ранг

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2

– воспитанность (хорошие манеры);

17

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

3

– жизнерадостность (чувство юмора);

18

– исполнительность (дисциплинированность);

4

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

5

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

6

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

7

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

8

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

9

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

1

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

10

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

11

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

14

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

12

– честность (правдивость, искренность);

16

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

13

– чуткость (заботливость).

15

11. Обработка результатов

Ранжирование терминальных ценностей

№ ценностей по списку

Ранги 1 показателя (подростки с аддиктивным поведением)

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

2

1

1

1

2

12

2

10

100

3

15

3

12

144

4

7

4

3

9

5

13

13

0

0

6

3

5

2

4

7

4

6

2

2

8

8

7

1

1

9

5

17

12

144

10

14

8

6

36

11

9

9

0

0

12

16

16

0

0

13

1

14

13

169

14

6

15

11

121

15

17

10

7

49

16

18

18

0

0

17

11

11

0

0

18

10

12

2

4

Сумма




784

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмана:

R = 1 – 6*(784) /5814 = 0,19

Наблюдается очень слабая корреляционная связь

Ранжирование инструментальных ценностей

№ ценностей по списку

Ранги 1 показателя (подростки с аддиктивным поведением)

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

6

2

4

16

2

16

17

1

1

3

1

3

2

4

4

7

18

11

121

5

17

4

13

169

6

2

5

3

9

7

15

6

9

81

8

8

7

1

1

9

9

8

1

1

10

10

9

1

1

11

11

1

10

100

12

3

10

7

49

13

4

11

7

49

14

12

14

2

4

15

13

12

1

1

16

14

16

2

4

17

5

13

8

64

18

18

15

3

9

Сумма




684

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмана:

R = 1 – 6*(684) /5814 = 0,29

Наблюдается очень слабая корреляционная связь

Выводы:

В результате проведения эксперимента гипотеза о наличии связи между ценностями, выделяемыми подростками с аддиктивным поведением и подростками, не склонными к аддиктивному поведению, не подтвердилась.

Можно сделать вывод, что не существует выраженной связи между ценностными ориентациями подростков и аддитивным поведением.

Подростки в обеих исследуемой группе склонные к аддиктивному поведению) выделяют в списке терминальных ценностей наиболее значимыми ценностями, как и предполагалось, в гипотезе, активную полноценную жизнь, развлечения, беззаботную жизнь, отвергаемыми ценностями являются счастье других, счастливая семейная жизнь.

Однако, подростки не склонные к аддитивному поведению, также выделяют среди значимых ценностей в списке терминальных ценностей активную полноценную жизнь, отвергают счастье и благосостояние других.

Список литературы

1. Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. –М.: “Нолидж”, 2000, С.17.

2. Буркин М.М., Горанская С.В. Пьянство и алкоголизм. // Введение в наркологию. Петрозаводск: Карелия, 1999

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.

4. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 200 с.

5. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: “МЕДпресс”, 2001

7. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001

8. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997

Фром Э. Человек для себя. – Минск, 1992

9. Херст Д.М. “Переходные” или “аутистические” феномены при аддиктивном поведении. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с.187 –188.

 



[1] Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997

[2] Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. –М.: “Нолидж”, 2000, С.17.


[3] Херст Д.М. “Переходные” или “аутистические” феномены при аддиктивном поведении. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с.187 –188.


[4] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: “МЕДпресс”, 2001


[5] Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998