§4. Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон

Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организа­ция или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятель­ность, связанную с перевозкой грузов (см. §3). Функции грузоотпра­вителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. Термины «перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель» используются практически на всех видах транс­порта, а также в нормативных актах, регулирующих отношения на транспорте. Однако на морском транспорте (ст. 115 КТМ) исполь­зуется и другая терминология. Грузоотправителя там иногда назы­вают фрахтователем, а договор перевозки — договором фрахтова­ния (ст. 787 ГК). Поскольку указанная терминология специфична для морских перевозок и притом применяется не всегда, то субъекты обя­зательства по перевозке в данной работе будут называться «перевоз­чики», «грузоотправители», «грузополучатели».

Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевози­мые перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязатель­ства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юриди­ческого объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или дого­вором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

В целях выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоя­нии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для пере­возки данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз пред­полагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет воз­можность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза40, транспортное законодательство уста­навливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контей­неров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении опре­деляется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком41, либо самим перевозчиком42.

Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все за­висящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается не поданным в счет суточной нормы. Нарушение пе­ревозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обыч­но приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (со­стояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для пе­ревозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них посторон­него запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состо­яние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для пере­возки конкретных грузов определяется в отношении:

вагонов — грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;

контейнеров — во всех случаях грузоотправителями.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем по­становлении от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах су­дебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог» в п. 7 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за тех­нической неисправности вагона, контейнера, ответственность дол­жна нести железная дорога. Она может быть освобождена от ответ­ственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение гру­за произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотпра­вителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то дан­ное обстоятельство не освобождает железную дорогу от ответствен­ности за несохранность груза. И хотя данное разъяснение имеет от­ношение к ранее действующему Уставу, актуальность его несомнен­на и в отношении положений по этому вопросу в новом Уставе железнодорожного транспорта.

Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в ком­мерческом отношении транспортное средство, если докажет вину железной дороги в недостаче, повреждении груза.

Несколько иной порядок действует при перевозках грузов в пря­мом смешанном сообщении.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении пре­дусматривают, что транспортные средства, подаваемые под погруз­ку, должны быть исправными в техническом отношении (§41).

Транспортные уставы и кодексы в разделах, посвященных пере­возкам грузов в прямом смешанном сообщении, этому вопросу вни­мания не уделяют.

В развитие Правил перевозок грузов Общие правила морской пе­ревозки грузов, пассажиров и багажа в п. 95 предусматривают, что подаваемые в порт вагоны должны быть чистыми и исправными в техническом и коммерческом отношении, т.е. Общие правила морс­кой перевозки несколько шире, чем Правила перевозки грузов, рас­сматривают вопрос о пригодности транспортных средств, отмечая, что помимо пригодности транспортных средств в техническом отно­шении существует еще пригодность транспортных средств в коммер­ческом отношении.

Например, поданный в порт вагон может быть исправным в тех­ническом отношении (исправные двери, люки, крыша и т.д.) и неис­правным в коммерческом отношении (в вагоне сохранился устойчи­вый неприятный запах, в то время как в него предполагалась загруз­ка пищевых продуктов). При этом возникает вопрос: кто должен определять пригодность транспортных средств в техническом и ком­мерческом отношении при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении? Если этот вопрос решен при взаимоотношениях пере­возчиков с грузоотправителем и регулируется транспортными уста­вами, то при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении он фактически не урегулирован.

Представляется, что ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении должен нести перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат ему, и он должен отве­чать за их состояние. Определять же пригодность транспортного сред­ства в коммерческом отношении должен грузоотправитель, который загружает в него груз. Погрузив груз в транспортное средство, непри­годное в коммерческом отношении, данный грузоотправитель берет на себя всю ответственность, связанную с его сохранностью.

Поданное под погрузку транспортное средство в соответствии с нормами транспортного законодательства должно быть загружено до полной вместимости. Загрузка транспортного средства до полной вместимости и правильное определение веса имеет большое значе­ние как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, поскольку оценка деятельности транспортных предприятий дается по количе­ству перевезенного груза, а размер провозной платы, которую вно­сит грузоотправитель, зависит не только от расстояния, но и от веса груза. Вес груза на различных видах транспорта определяется по-раз­ному На железнодорожном транспорте, если погрузка груза произ­водится в местах общего пользования, то его вес определяется пере­возчиком; в тех же случаях, когда погрузка осуществляется в местах необщего пользования, вес груза определяется грузоотправителем.

Причем согласно ст. 26 УЖТ основной формой определения веса груза, отправляемого железнодорожным транспортом, является взве­шивание на вагонных весах. Взвешиванию подлежат грузы, перево­зимые навалом и насыпью. И лишь вес грузов, перевозимых нали­вом, в соответствии с действующими Правилами, определяется гру­зоотправителем расчетным путем. В тех случаях, когда у отправителей грузов отсутствуют вагонные весы, взвешивание грузов осуществля­ется перевозчиком за плату в соответствии с договором.

Особо надо отметить, что не допускается определение массы груза расчетным путем, посредством обмера грузов, если их погрузка до пол­ной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой пре­вышение допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров. На морском транспорте при погрузке груза портами на своих причалах и своей рабочей силой определение веса производится пароходством на весах порта. При погрузке грузов в портах клиентуры или у принадле­жащих ей причалов определение веса грузов производится грузоотп­равителями. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно производится во всех случаях грузоотправителем (п. 31 Общих правил морской перевозки грузов). На речном транспорте вес груза, отправляемого с причалов, складов и погрузочных пунктов необщего пользования, атакже общего пользования, но не находящегося введе­нии пароходства, определяется грузоотправителем. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно во всех случаях произ­водится грузоотправителем (ст. 70 КВВТ).

На воздушном транспорте при сдаче груза к перевозке отправи­тель обязан указать в грузовой накладной точное наименование гру­за, его вес (массу), число мест, размер или объем. На автомобильном транспорте определение веса груза осуществляется в основном гру­зоотправителем. Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотп­равителем (ст. 62, 63 УАТ). Таким образом, транспортное законода­тельство устанавливает четкий порядок определения веса груза, ко­торый принимается к перевозке.

Уплата провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправ­ку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), либо отказаться от исполнения до­говора перевозки (ст. 154 КТМ). При этом вагоны, контейнеры бу­дут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под оче­редную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просрочен-

ного платежа в соответствии с гражданским законодательством Рос­сийской Федерации.

Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соот­ветствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удержи­ваемый груз. При этом закон предусматривает определенные исклю­чения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не за­вершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначен­ные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.

Без внесения провозной платы не принимаются к перевозке гру­зы также на автомобильном транспорте. В случаях несвоевремен­ного внесения провозной платы с грузоотправителя (с грузополу­чателя) взыскивается дополнительно к провозной плате 0,5% сум­мы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы (ст. 103УАТ).

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От ко­личества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зави­сит эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевози­мых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назна­чения, являясь условием надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Следует иметь в виду, что сроки доставки грузов зависят от осо­бенностей работы транспорта данного вида. На железнодорож­ном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления та­ких сроков утверждаются Министерством путей сообщения по согласованию с Министерством экономики Российской Федера­ции (ст. 33 УЖТ). Грузоотправители и перевозчики в договорах мо­гут предусмотреть иной срок доставки грузов. В настоящее время ут­

верждены в установленном порядке и зарегистрированы в Министер­стве юстиции Российской Федерации (8 октября 1998 г. за № 1633) Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с указанными Правилами исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для пе­ревозки, указанного на накладной в календарном штемпеле желез­нодорожной станции и квитанции о приеме груза. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначе­ния они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения уста­новленного срока доставки. На речном транспорте действуют почти такие же правила, как и на железной дороге (ст. 76 КВВТ). На авто­мобильном транспорте (ст. 69 УАТ) действующие правила устанав­ливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в остальных случаях они могут быть оговорены в договоре.

На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые установлены соглашением сторон; при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным марш­рутом (ст. 152 КТМ).

Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевоз­кам грузы с объявлением их ценности. За объявленную ценность гру­зов взимаются сборы (дополнительная плата), указанные в тариф­ном руководстве либо договором.

Транспортное законодательство (за исключением УЖТ) предус­матривает возможность объявления ценности груза исходя из ст. 796 ГК, в которой предусмотрено, что в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявленной ценностью перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Это положение нашло свое отражение во всех транспортных кодек­сах (ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, ст. 135 УАТ). Статья 16 УЖТ устанавливает, что грузоотправители могут предъявлять грузы для перевозок с объявленной ценностью. Особо подчеркивается, что пе­ревозка грузов с объявлением их ценности осуществляется в соот­ветствии с правилам перевозок грузов железнодорожным транспор­том. В Правилах установлено, что объявление грузоотправителем ценности грузов обязательно при предъявлении для перевозки сле­дующих грузов: драгоценных металлов, камней и изделий из них;

музейных и антикварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий; грузов для личных, семейных, домашних

и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Статья 16 УЖТ предусматривает, что за перевозки гру­зов с объявленной ценностью взимаются сборы, ставки которых ус­танавливаются тарифным руководством.

Федеральный орган исполнительной власти в области железно­дорожного транспорта, утвердивший эти правила, пытается подпра­вить федеральный закон (каковым является Устав железнодорожно­го транспорта), внеся в Правила следующие положения: если пере­возчик докажет, что объявленная ценность груза превышает действительную ее стоимость, то перевозчик возмещает грузоотпра­вителю именно действительную ее стоимость в случае причинения грузу с объявленной ценностью ущерба при его транспортировке. Подобная статья была когда-то включена в Устав железных дорог 1964 г. (ст. 43), и редакция ее была более конкретной и четкой. В ста­тье было установлено, что в случае разногласий между грузоотправи­телем и станцией отправления стоимость груза определяется экспер­тизой, о чем составляется акт. В ныне действующем Уставе подобной оговорки нет. Нет ее и в Правилах, и поэтому непонятно, каким об­разом перевозчик будет определять действительную стоимость гру­за. Полагаем, что действующая редакция Правил противоречит фе­деральному закону и не может быть применена на практике при воз­никновении споров по поводу объявленной ценности груза.

По общему правилу грузы, нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, обеспечивающей безо­пасность движения, сохранность грузов, транспортных средств (ст. 18 УЖТ, ст. 139 КТМ, ст. 69 КВВТ, ст. 52 УАТ). Требования к таре и упа­ковке грузов, качеству продукции должны предусматриваться стан­дартами, техническими условиями. Перевозчики освобождаются от ответственности за утрату груза вследствие дефектов тары, только доказав, что они не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте оформляется накладной и квитанцией о приеме груза, которые являются основ­ными транспортными документами (ст. 25 УЖТ). Накладная содер­жит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени исполь­зования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевоз­ки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку дого­вор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными доку­

ментами. Статья 25 УЖТ подчеркивает, что «железнодорожная наклад­ная и выданная на ее основании перевозчиком грузопотребителю кви­танция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза».

Перевозчику предоставлено право проверять правильность све­дений, указанных грузоотправителем в накладной. Что касается про­верки веса груза, сдаваемого к перевозке, то перевозчику, в соответ­ствии со ст. 27 Устава железнодорожного транспорта, предоставлено право проверять вес грузов путем выборочного взвешивания. Пере­возчик в удостоверение принятия груза к перевозке выдает грузоотп­равителю грузовую квитанцию. Составляется также дорожная ведо­мость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию на­значения и остается там. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. По сути дела, это контрольные документы, по которым можно проследить движение груза от станции отправления до станции назначения. В тех случаях, когда груз перевозится в кон­тейнере, составляются такие же документы, однако применяется спе­циальная форма накладной, которая заполняется с учетом особен­ностей перевозок грузов в таком специальном транспортном сред­стве, каким является контейнер.

На морском транспорте система накладных применяется при пря­мых смешанных перевозках и перевозках нефтеналивных грузов в Каспийском бассейне. Во всех остальных случаях оформление дого­вора морской перевозки грузов в основном осуществляется с помо­щью чартера и коносамента (ст. 117, 142 КТМ). Коносамент выпол­няет три функции: а) доказательства наличия договора морской пе­ревозки грузов и его содержания; б) расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; в) товарораспределительного докумен­та на груз, обеспечивающего распоряжение самим грузом. Коноса­мент составляется по определенной форме, является товарной цен­ной бумагой и может быть именным, ордерным или на предъявителя. Именные коносаменты составляются на имя определенного получа­теля; ордерные коносаменты — это выданные «приказу отправите­ля» либо содержащие наименование получателя с указанием, что ко­носамент выдан «приказу получателя». В каботажных перевозках ис­пользуются только именные коносаменты. Коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

В соответствии со ст. 144 КТМ в коносамент должны быть вклю­чены следующие данные:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской пе­ревозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской пе­ревозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) внешнее состояние груза и его упаковка;

7) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

8) время и место выдачи коносамента;

9) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

10) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. По соглашению сторон в коносамент могут быть внесены иные данные и оговорки.

Наличие и содержание договора морской перевозки может под­тверждаться чартером. Чартер должен содержать наименование сто­рон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наи­менование места погрузки груза, а также наименование места назна­чения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть внесены иные условия и оговорки.

Конкретные договоры чартера, как правило, заключаются на ос­нове типовых форм, которые разрабатываются организациями судо­владельцев исходя из сложившихся в течение длительного времени морских торговых обычаев. Таковы, например, Зерновой рейсовый чартер 1966 г., пересмотренный в 1971 г. (кодовое название «Грейн-вой»), Всеобщий Универсальный Чартер Балтийского и Междуна­родного Морского Совета (пересмотренный в 1922 г., 1976 г. и 1994 г.) под кодовым названием «Дженкон»43.

На речном транспорте составляются такие же документы, что и на железнодорожном транспорте. Это предусмотрено ст. 67 KB ВТ.

При приемке груза к перевозке на воздушном транспорте состав­ляется грузовая накладная (ст. 105 ВК), причем ей предшествует со­ставление отправителем накладной отправителя. На основании на­кладной отправителя перевозчик заполняет грузовую накладную, которая остается в пункте назначения, а грузополучателю выдается накладная отправителя44. На автомобильном транспорте при пере­

возке грузов товарного характера составляется товарно-транспорт­ная накладная (ст. 47 УАТ). Таким образом, в настоящее время прием грузов к перевозке оформляется накладной (на железнодорожном, речном, воздушном, автомобильном и в отдельных случаях на морс­ком транспорте) и коносаментом (на морском транспорте).

В целях обеспечения сохранности грузов, находящихся в процес­се перевозки, двери вагонов, контейнеров, трюмов судов (грузовые помещения) должны быть опломбированы. Опломбирование ваго­нов, контейнеров, трюмов судов (грузовых помещений) осуществ­ляется либо перевозчиком, либо грузоотправителем, указанным в перевозочных документах, в зависимости оттого, кем производится погрузка. Исключение составляют вагоны, контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд, после погрузки которых их опломбирова- * ние осуществляется по усмотрению и за счет отправителей таких гру­зов либо перевозчиком, либо выступающей от имени отправителя транспортно-экспедиционной организацией.

Необходимость опломбирования вагонов, контейнеров, грузовых по­мещений судов возникает и в пути следования. Если обнаружено отсут­ствие запорно-пломбировочных устройств на вагонах, контейнерах, гру­зовых помещениях судов, они пломбируются в соответствии с Правила­ми перевозок грузов, действующими на различных видах транспорта.

Опломбирование вскрывающихся для таможенного досмотра ва­гонов, контейнеров, грузовых помещений судов осуществляется та­моженными органами, которые составляют в этих случаях акт дос­мотра и прикладывают его к перевозочным документам. В этих слу­чаях, если груз прибыл с исправными таможенными пломбами и при исправной перевозке, перевозчики освобождаются от выдачи груза и не могут нести ответственность за его несохранность.          ?

Объективным доказательством отсутствия доступа к грузу при его перевозке является сочетание исправности транспортного средства с исправностью запорно-пломбировочного устройства на прибыв­шем транспортном средстве. Тем не менее при прибытии грузов в транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными самими перевозчиками, данные пе­ревозчики обязаны проверить состояние и массу груза.