Доклад к диплому «Особенности ведения бухгалтерского учета в торговых организациях »
В настоящее время все ярче проявляется необходимость в полноценном управлении финансовыми средствами предприятия для того, чтобы как можно полнее использовать его возможности в достижении целей, поставленных руководством предприятия.
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
В решении данных вопросов может помочь бухгалтерский учет, который может предоставить достоверную и полную информацию о деятельности предприятия для анализа финансовых отчетов предприятия, составляемых в конце каждого отчетного периода.
Бухгалтерский учет играет крайне важную роль в функционировании любой организации. От правильной организации бухгалтерского учета зависит достоверность данных бухгалтерской отчетности, на основании которых проводится анализ финансового состояния предприятия. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В конечном итоге финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия.
Базой анализа служит ООО «Компания ПЛАСТИКТОРГ». Хронологические рамки исследования ограничены 2002-2004 годами.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Компания ПЛАСТИКТОРГ»; предметом исследования – изучение организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Компания ПЛАСТИКТОРГ».
Анализ имущественного положения и структуры капитала предприятия показал, что среди хозяйственных средств предприятия основную долю составляют внеоборотные активы, а среди источников хозяйственных средств – собственный капитал. Предприятие полностью независимо от кредитов банка. Средства предприятия в отчетном периоде были, в основном, направлены на основные средства. Причем на основные средства были потрачены источники формирования запасов. Были выявлены отрицательные тенденции – заметный удельный вес дебиторской задолженности и ее рост, а также значительный удельный вес кредиторской задолженности, на фоне одновременного ее снижения. Первая тенденция указывает, что предприятие попадает в зависимость от своих задолжников, а вторая – о незначительном улучшении платежеспособности.
Анализ рассчитанных коэффициентов позволяет сделать вывод о недостаточно устойчивом финансовом положении ООО «Компания ПЛАСТИКТОРГ» как на начало, так и на конец анализируемого производственного периода. При этом необходимо отметить, что положение организации незначительно улучшилось к концу периода.
Анализ ликвидности баланса, заключающийся в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения, показал абсолютную неликвидность баланса практически по всем его статьям. Рассчитанные показатели текущей, быстрой и абсолютной ликвидности подтверждают вывод о низкой ликвидности предприятия. Об этом свидетельствует невыполнение нормативных значений данного показателя как в текущем, так и в предыдущем периодах.
Далее мы рассмотрим каким образом можно улучшить систему бухгалтерского учета на рассматриваемом предприятии.
В общем случае Предприятию рекомендуется ведение аналитического учета по всем операциям, возникающим в процессе хозяйственной деятельности, особенно это относится к товарам, поставщикам и покупателям. Ведение аналитического учета по указанным позициям позволит иметь более детальную информацию о наличии товара, что позволит снизить затраты времени на проведение инвентаризации, т.к. при таком учете необходимость ее проведения возникает намного реже, для менеджеров предприятия это снизит время на изучение остатков и составление плана закупок, т.к. вся информация содержится в аналитических регистрах. Детальная информация по каждому поставщику и покупателю снизит вероятность наступления ошибок при расчетах с ними и сэкономит время на проведение сверок. Ниже приведем практические рекомендации по наиболее важным операциям, выполнение их приведет к снижению вероятности наступления ошибок в учете, а значит, снизит вероятность ошибочного расчета налогов и как следствие штрафов и пеней.
При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка может производиться одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения товаров (способ ЛИФО).
Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 "Товары". В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 "Товары" применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.
Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 "Товары" по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.
Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров. При признании выручки от продажи товаров проданные товары списывают в дебет счета 90 "Продажи" с кредита счета 41 "Товары". Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки отпущенные товары учитывают на счете 45 "Товары отгруженные" (дебетуется счет 45 и кредитуется счет 41). В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90 "Продажи".
Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации и не включаемых в себестоимость проданной продукции, ведется в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 "Товары" помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 "Основные средства" или 10"Материалы").
К счету 41 "Товары" на предприятии рекомендуется открыть субсчета:
41-1 "Товары на складах";
41-2 "Тара под товаром и порожняя"
На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитывать наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, в овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсчете 41-2 "Тара под товаром и порожняя" учитывать наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).
На основании первичных документов о поступлении товаров на склад за неделю в ООО «Компания ПЛАСТИКТОРГ» необходимо составлять товарный отчет, в котором указывается приход и расход и выводить остаток товаров на складе. Затем данные товарных отчетов переносятся в группировочные ведомости, в которых отражать движение товаров за месяц.
В случае, когда количество или качество прибывших на склад товаров не соответствует данным счета поставщика, работник склада должен составлять коммерческий акт, который затем будет являться основанием для предъявления претензий. При этом в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму предъявленной поставщику претензии за недостающие товары или товары ненадлежащего качества.
Порядок учета продажи товаров должен осуществляться так же, как и в производственных организациях. При признании выручки от продажи товаров при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 41 в дебет счета 90 "Продажи". Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то отпущенные товары списывают с кредита счета 41 в дебет счета 45 "Товары отгруженные", а после признания выручки - в дебет счета 90 с кредита счета 45. Товары, переданные для переработки другим организациям, со счета 41 не списывают. На счете 41 они учитываются обособленно. Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию".
Аналитический учет товаров в разрезе каждого наименования необходимо вести в ведомости учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям формы №В-2. Ведомость открывается на месяц и ведется материально-ответственными лицами раздельно по производственным запасам, товарам в разрезе всех видов ценностей, независимо от того, имелось или нет движение за отдельный месяц тех или иных ценностей. Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщика. Данные об отпуске товаров в продажу записываются из ведомости по форме №В-2 соответственно в ведомость формы №В-6 «Учет реализации».
Также предприятию рекомендуется вести полностью электронный бухгалтерский учет, для этого следует соединить в единую сеть бухгалтерские программы и программы, для составления налоговой и бухгалтерской отчетности («Налогоплательщик» и т.д.) это позволит сэкономить время на подготовку отчетов и снизит вероятность ошибок, которые возникают при переносе из одних программ в другие.