Содержание
1. Область исследования. 3
2. Формулировка проблема в житейских и научных терминах. 3
3. Определение понятий. 8
4. Теоретическая гипотеза. 9
5. Тип исследования. 9
6. Описание переменных. 9
8. Выборка. 9
9. Описание используемых методов и методик. 9
10. Статистический критерий. 10
11. Описание хода исследования. 10
12. Результаты диагностики. 18
13. Обработка результатов. 19
Выводы: 21
Список литературы.. 22
1. Область исследования
Данное исследование направлено на выявления влияния детского наказания на пограничные личностные расстройства.
2. Формулировка проблема в житейских и научных терминах
Многим родителям приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Однако психологи высказывают большие сомнения по поводу того, что наказания приносят эффект, если применяются для воспитания детей. Это всего лишь родительское заблуждение. Кажется, будто бы, прибегая к наказаниям, можно заставить детей повиноваться и исправиться. По существу же, родители, таким образом, проявляют свое нетерпение и гнев.
Существует ряд опасностей, которые возникают, когда в семье применяют наказания:
Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим. Но при этом он по-прежнему остается неправильным и еще более вредным для здоровья ребенка.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать брата или сестру, а порой и родителей.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это порождает в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители – это взрослые, восстание против них никак невозможно. С другой - он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства – любовь и ненависть, - как сразу же возникает конфликт, который приводит к тревоге[1].
Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться незрелым, инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать в том же духе (согрешил-покаялся) – и так до бесконечности. Только теперь он уже начинает действовать с большей осмотрительностью, чтобы не быть пойманным.
Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна, прежде всего, родительская любовь; они часто ищут даже такую ее жалкую имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-то глупости, чем оставаться все время добрым и послушным. Речь может идти не только о добром внимании со стороны родителей – неважно: все равно, было бы внимание.
Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей.
В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности вы должны быть обязаны, когда в процессе порки наконец-таки слышите долгожданную фразу: “Прости, я больше не буду!”.
Ребенок готов в эту минуту на все, лишь бы устранить причину боли и страха. Он сразу становится покорным и послушным, но мудрых родителей вряд ли устроит подобный исход. Ведь такое воздействие не разрешает конфликт, а создает лишь иллюзию его разрешения. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.
Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эту форму родители выбирают, находясь в состоянии аффекта, т. е. слабого контроля своего поведения. Если ребенка обучают правильному поведению путем физического воздействия, он, почувствовав безопасную для себя ситуацию, будет продолжать позволять себе запретные действия.
Вполне естественно, что частое применение побоев будет формировать неблагоприятные черты характера ребенка. Частое применение порок может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, легко подверженную влияниям чужих примеров, не всегда положительных. Такие дети не смогут противопоставить чужой воле свое сознательное поведение.
Нередко бывает, что дети, испытывая негативные эмоции в процессе физических наказаний, переводят эти эмоции на самих родителей. Ребенок начинает протитивиться всему, что от них исходит, старается вступать с ними в постоянные конфликты. Все, что бы ни сделали и ни сказали родители, воспринимается в штыки. Отрицательная модель поведения зачастую становится предметом их подражания только для того, чтобы выразить свое сопротивление и протест родителям. В результате у ребенка могут возникнуть нарушенные формы поведения: агрессивность в общении, демонстративно грубое поведение, уход из дома.
Дети, которые часто подвергаются физическим наказаниям, стараются подражать родителям и используют эту модель в игровых сюжетах: наказывают своих любимых кукол, ставят их в угол, шлепают и ругают плюшевых мишек, собак, зайцев. Хуже, если агрессивное поведение проявляется и в реальном общении ребенка с другими детьми.
Родители для ребенка — наиболее значимые, авторитетные фигуры, по-) тому подражание их поведению фиксируется надолго. Ребенок, перенимая уют образец поведения, став взрослым, будет использовать его для воспитания своих детей. Итак, вред, приносимый физическими наказаниями, очевиден. Поэтому, если родители все-таки убеждены в выборе этой формы наказания, прежде чем применить ее, необходимо трезво взглянуть на ситуацию со стороны: подумать, к каким нежелательным последствиям это может привести и как отразится на формировании характера ребенка в настоящем и будущем.
Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и'для детей, и для взрослых.
Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.
Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.
Этим можно воспользоваться при наказании, но не следует превышать уровень беспокойства и тревоги ребенка. Часто применение подобных форм наказания может оказать неблагоприятное воздействие на его психическое развитие.
Лишать детей родительской любви можно только на очень короткое время. Абсолютно недопустимым наказанием является уход родителей из дома или угрозы, что мама может уйти и оставить ребенка одного. Это может вызвать развитие устойчивых страхов, нарушение контактов с окружающими.
Отказ или отсрочка удовольствий - эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.
При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним. Но в большинстве случаев все бывает наоборот, и дети воспринимают наказание как несправедливое. Они не видят связи между своим проступком и вынесенным наказанием, поэтому начинают негативно относиться к родителям, считая их виновными. Даже если ребенок попросил прощения, это не всегда означает, что он осознал свою вину. Он лишь надеется, что родители отменят назначенное наказание[2].
3. Определение понятий
Расстройства личности - это наличие у человека таких черт характера или привычек, которые мешают его отношениям с другими людьми и являются стойкими. Большинство из этих отрицательных черт появляются в раннем возрасте и со временем усугубляются. Люди с расстройством личности не признают своих проблем, считая свое поведение естественным и нормальным.
Диссоциальное расстройство личности (причинение вреда и нарушение законов личностью без ощущения ее чувства вины)
У людей с диссоциальным расстройством личности как бы отсутствуют совесть и моральные принципы. Когда они обижают других или нарушают законы, они не чувствуют себя виноватыми. Большинство из них - мужчины с привлекательной внешностью и интеллектом выше среднего уровня. Они манипулируют окружающими и изображают искреннее раскаяние, если их ловят на лжи или уличают в преступлении. Некоторые из них весьма общительны и обладают шармом. Как вы догадываетесь, у многих молодых людей, отбывающих тюремное заключение, можно диагностировать диссоциальное расстройство личности.
Пограничное расстройство личности (расстройство личности, заключающееся в неустойчивости характера, искаженном представлении о себе и затрудненных отношениях с окружающими)[3].
Люди с пограничным расстройством личности не могут разобраться в самих себе. У них неустойчивый характер, и они действуют по первому побуждению. Их поведение непредсказуемо; они часто испытывают скуку и чувство внутренней опустошенности. Высказаны предположения, что Адольф Гитлер и Мэрилин Монро страдали пограничным расстройством[4].
Распознать пограничное расстройство личности не всегда бывает легко. По проявлениям оно напоминает депрессию и иногда приводит к таким саморазрушительным формам поведения, как алкоголизм, азартные игры, сексуальная распущенность и даже самоубийство. Примерно 2/3 пациентов с таким расстройством - женщины.
4. Теоретическая гипотеза
Несправедливое или жестокое детское наказание может способствовать развитию пограничных личностных расстройств.
5. Тип исследования
В данной работе применяется корреляционное исследование.
6. Описание переменных
Зависимая переменная - изменяется под влиянием независимой переменной. Таким образом, зависимыми переменными будут показатели личностных расстройств.
Независимая переменная - зависит от экспериментатора. В настоящей работе такой переменной будет наказание ребенка в детстве.
8. Выборка
В работе были взяты две группы испытуемых: исследуемая и контрольная. Возраст испытуемых – 15 лет. Количество подростков в выботке – 10 человек. В исследуемой группе в дестве подростки регулярно подвергались телесным наказаниям. В контрольной группе подростки выросли в благополучных семьях и наказаниям не подвергались.
9. Описание используемых методов и методик
В качестве методики был использован Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). MMPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.
Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI , содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.
Время проведения опроса не ограничивается.
10. Статистический критерий
В качестве статистических критериев применяются критерий коэффициент линейной корреляции Пирсона и коэффициент ранговой Спирмана.
11. Описание хода исследования
Процедура обследования проводилась в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться.
Инструкция: Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния вашего здоровья и вашего характера.
Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам.
Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову.
Текст опросника.
1. У вас хороший аппетит?
2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
3. В вашей повседневной жизни масса интересного.
4. Вы работаете с большим напряжением.
5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6. У вас очень редко бывает запор.
7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
8. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.
10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.
11. Иногда вам хочется выругаться.
12. Каждую неделю вам снятся кошмары.
13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.
14. С вами происходили (или происходят) странные вещи.
15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас.
16. В детстве вы одно время совершали кражи.
17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
18. У вас прерывистый и беспокойный сон.
19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи.
20. Большинство знающих вас людей не считают вас неприятным человеком.
21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вас.
22. Большинство людей довольны своей жизнью более чем вы.
23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24. Иногда вы сердитесь.
25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
26. У вас часто бывает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
27. У вас может ухудшиться самочувствие и здоровье, если люди критикуют вас, требуют от вас слишком многого.
28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.
29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы.
30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют.
31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.
32. Вас часто беспокоит желудок.
33. Часто вы не можете понять, почему накануне вы были в плохом настроении и раздражены.
34 Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать.
35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых.
36. Временами вы уверены в собственной бесполезности.
37. В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим.
38. У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39. Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали,
40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
41. Вам безразлично, что думают о вас другие.
42. С памятью у вас все благополучно.
43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились.
44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость.
45. У вас редко болит голова.
46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.
47. Не все ваши знакомые вам нравятся.
48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.
49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
50. Вы считаете, что вы слишком застенчивы.
51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств.
53. Иногда вы немного сплетничаете.
54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения.
55. У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь.
56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к вам.
59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61. Иногда вы полны энергии.
62. За последнее время у вас ухудшилось зрение.
63. Часто у вас звенит или шумит в ушах.
64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом.
65. У вас бывают периоды, когда вы необычно веселы без особой причины.
66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.
67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
71. Вы злоупотребляли спиртными напитками. К методике прилагается бланк, где на одной стороне фиксируются ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с номером вопроса он ставит знак «+» («да», «верно»), если не согласен – знак «–» («нет», «неверно»). На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции. Таблица этих значений приведена на бланке.
Значение шкалы К добавляется к базисным шкалам № 1,4, 7,8,9.
Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы №1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы № 4 – 4 балла, к значениям шкал № 7 и № 8 по 9 баллов, к значению шкалы № 9 – 2 балла.
Бланк ответов
Фамилия И. О._________Возраст__________Пол__________
Образование______________Дата_______________________
(рядом с номером при ответе «верно» зачеркните квадратик «В», при ответе «неверно» – квадратик «Н»)
В 1 Н |
В 21 Н |
В 41 Н |
В 61Н |
Н |
В 2 Н |
В 22 Н |
В 42 Н |
В 62Н |
L |
В 3 Н |
В 23 Н |
В 43 Н |
В 63Н |
F |
В 4 Н |
В 24 Н |
В 44 Н |
В 64Н |
К |
В 3 Н |
В 25 Н |
В 45 Н |
В 65Н |
1 |
В 6 Н |
В 26 Н |
В 46 Н |
В 66Н |
2 |
В 7 Н |
В 27 Н |
В 47 Н |
В 67Н |
3 |
В 8 Н |
В 28 Н |
В 48 Н |
В 68Н |
4 |
В 9 Н |
В 29 Н |
В 49 Н |
В 69Н |
6 |
В 10 Н |
В 30 Н |
В 50 Н |
В 70Н |
7 |
В 11 Н |
В 31 Н |
В 51 Н |
В 71Н |
8 |
В 12 Н |
В 32 Н |
В 52 Н |
|
9 |
В 13 Н |
В 33 Н |
В 53 Н |
|
|
В 14 Н |
В 34 Н |
В 54 Н |
|
|
В 15 Н |
В 35 Н |
В 55 Н |
|
|
В 16 Н |
В 36 Н |
В 56 Н |
|
|
В 17 Н |
В 37 Н |
В 57 Н |
|
|
В 18 Н |
В 38 Н |
В 58 Н |
|
|
В 19 Н |
В 39 Н |
В 59 Н |
|
|
В 20 Н |
В 40 Н |
В 60 Н |
|
|
Описание шкал.
Школа лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.
Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.
Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.
Базисные шкалы.
1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.
3 Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.
4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
5. Паранойяльностъ (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале – склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
6. Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
7. Шизоидность (S c ). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
9. Гипотония (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.
КЛЮЧ
P Шкалы |
Ответы |
№ вопроса |
L |
Неверно (Н) |
8, 11, 24, 47, 53 |
F |
Н |
22, 24, 61 |
Верно (В) |
9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71 |
|
K |
Н |
11, 23, 31 , 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 68, 67, 69, 70 |
1 ( H s) |
Н |
1, 2, 6, 37, 48 |
В |
9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63 |
|
2(D) |
Н |
1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 61 |
В |
9, 13, 11, 18, 22, 25, 36, 44 |
|
3(Ну) |
Н |
1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56 |
В |
9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62 |
|
4 (Pd) |
Н |
3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65 |
В |
7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71 |
|
6 (Pa) |
Н |
28, 29, 31, 67 |
В |
5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68 |
|
7 (Pt) |
Н |
2, 3, 42 |
В |
5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51 , 57, 66, 68 |
|
8(S c ) |
Н |
3, 42 |
В |
8, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66 |
|
9 (Ma) |
Н |
43 |
В |
4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60 |
12. Результаты диагностики
Результаты эксперимента в исследуемой группе (дети подвергались телесному наказанию)
№ испытуемого |
1 ( H s) |
2(D) |
3(Ну) |
4 (Pd) |
5 (Pa) |
6 (Pt) |
7 (Pt) |
8(S c ) |
9 (Ma) |
1 |
10 |
12 |
18 |
15 |
15 |
16 |
13 |
12 |
12 |
2 |
12 |
12 |
15 |
18 |
11 |
10 |
13 |
15 |
12 |
3 |
11 |
13 |
18 |
16 |
15 |
17 |
13 |
16 |
12 |
4 |
13 |
15 |
14 |
17 |
18 |
19 |
13 |
15 |
12 |
5 |
10 |
13 |
19 |
15 |
15 |
16 |
13 |
12 |
10 |
6 |
11 |
12 |
18 |
15 |
15 |
16 |
13 |
12 |
11 |
7 |
16 |
12 |
18 |
15 |
15 |
16 |
13 |
12 |
12 |
8 |
13 |
13 |
18 |
16 |
15 |
16 |
13 |
12 |
11 |
9 |
12 |
14 |
18 |
15 |
14 |
16 |
13 |
12 |
10 |
10 |
14 |
12 |
18 |
15 |
17 |
16 |
13 |
12 |
10 |
Среднее |
12,2 |
12,8 |
17,4 |
15,7 |
15,0 |
15,8 |
13 |
11,8 |
11,0 |
Результаты эксперимента в контрольной группе (дети подвергались телесному наказанию)
№ испытуемого |
1 ( H s) |
2(D) |
3(Ну) |
4 (Pd) |
5 (Pa) |
6 (Pt) |
7 (Pt) |
8(S c ) |
9 (Ma) |
1 |
5 |
5 |
4 |
5 |
7 |
8 |
5 |
8 |
6 |
2 |
8 |
2 |
5 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
7 |
3 |
10 |
3 |
6 |
8 |
8 |
4 |
5 |
6 |
6 |
4 |
11 |
1 |
4 |
7 |
5 |
6 |
4 |
4 |
7 |
5 |
9 |
5 |
6 |
8 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
10 |
6 |
7 |
9 |
7 |
7 |
5 |
7 |
7 |
7 |
14 |
7 |
6 |
7 |
8 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8 |
12 |
8 |
9 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
7 |
9 |
10 |
7 |
9 |
7 |
5 |
4 |
6 |
6 |
8 |
10 |
6 |
6 |
9 |
5 |
7 |
5 |
8 |
7 |
7 |
Среднее |
9,5 |
5,0 |
6,5 |
6,9 |
6,6 |
5,3 |
4,5 |
6,4 |
6,7 |
13. Обработка результатов
Определение связи между шкалами личностных расстройств по обеим группам. Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции Пирсона по формуле[5]:
= -1,4/ √40,23* 16,75 = -0,05
Таким образом, между переменными связи не наблюдается.
Рассчитаем коэффициент Спирмана
№ Шкалы |
Значение 1 показателя |
Ранги 1 показателя |
Значение 2 показателя |
Ранги 2 показателя |
D - Разность рангов по модулю |
D2 |
1 |
12,2 |
3 |
9,5 |
9 |
6 |
36 |
2 |
12,8 |
4 |
5,0 |
2 |
2 |
4 |
3 |
17,4 |
9 |
6,5 |
5 |
4 |
16 |
4 |
15,7 |
7 |
6,9 |
8 |
1 |
1 |
5 |
15,0 |
6 |
6,6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
15,8 |
8 |
5,3 |
3 |
5 |
25 |
7 |
13,0 |
5 |
4,5 |
1 |
4 |
16 |
8 |
11,8 |
2 |
6,4 |
4 |
2 |
4 |
9 |
11,0 |
1 |
6,7 |
7 |
6 |
36 |
|
|
|
|
|
|
138 |
R = 1 – 6 * 138/ (729-9) = -0,15
Таким образом, можно сделать вывод, что связь между показателями отсутствует.
Возможно, данный результат является следствием малой выборки или недостаточной достоверности результатов эксперимента.
№ Шкалы |
x |
y |
хi- |
(хi- )2 |
yi- |
(yi- )2 |
|
1 |
12,2 |
9,5 |
-1,65 |
4,95 |
3,12 |
9,73 |
-5,15 |
2 |
12,8 |
5,0 |
-1,05 |
1,102 |
-1,38 |
1,9 |
1,45 |
3 |
17,4 |
6,5 |
3,55 |
12,6 |
0,12 |
0,014 |
0,43 |
4 |
15,7 |
6,9 |
1,85 |
3,42 |
0,52 |
0,27 |
0,96 |
5 |
15,0 |
6,6 |
1,15 |
1,32 |
0,22 |
0,048 |
0,25 |
6 |
15,8 |
5,3 |
1,95 |
3,8 |
-1,08 |
1,16 |
0,43 |
7 |
13,0 |
4,5 |
-0,85 |
0,72 |
-1,88 |
3,53 |
1,59 |
8 |
11,8 |
6,4 |
-2,05 |
4,2 |
0,02 |
0,0004 |
-0,45 |
9 |
11,0 |
6,7 |
-2,85 |
8,12 |
0,32 |
0,1024 |
-0,91 |
Сумма |
124,7 |
57,4 |
0,05 |
40,23 |
-0,02 |
16,75 |
-1,4 |
Среднее |
13,85 |
6,38 |
|
|
|
|
|
Выводы:
В результате проведения эксперимента установлено, что гипотеза, о связи между телесным наказанием в детстве и личностными расстройствами выдвинутая в начале, не подтвердилась.
Результаты эксперимента не показали наличие связи между расстройствами личности и детским наказанием.
Таким образом, можно предположить, что детское наказание не оказывает влияния на пограничные личностные расстройства.
Список литературы
1. Артемьева Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. Изд. Московского университета, 1969
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988
3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с., ил.
4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995.
5. Кернберг О. Пограничная организация личности // Антология современного психоанализа. М., 2000.
[1] Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995.
[2] Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995.
[3] Кернберг О. Пограничная организация личности // Антология современного психоанализа. М., 2000.
[4] Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988
[5] Артемьева Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. Изд. Московского университета, 1969