Мы попытаемся раскрыть содержание основных принципиальных положений ГК, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, и показать, в чем состоят отличия нового порядка регулирования отношений по перевозке от ранее действовавшего законодательства.

Итак, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. ГК расширил сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК, как и прежде, по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортом документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - в накладной; на морском транспорте - в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перево-

зочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки в ГК выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. ГК (ст. 789) установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК.

В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (ст. 791 ГК).

Следует обратить внимание на то, что отказ от поданных перевозчиком транспортных средств, не пригодных для перевозки груза, является в соответствии с ГК правом, а не обязанностью грузоотправителя. Данное обстоятельство сделало необходимым пересмотр многолетней арбитражно-судебной практики, сформировавшейся на основе инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. № И-1 -9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге»'. Согласно данным инструктивным указаниям (п. 35) при решении вопроса об ответственности за несохранность перевозимых грузов различались две ситуации, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза имели место по причине технической неисправности подвижного состава или вследствие его непригодности в коммерческом отношении для перевозки данного груза. При этом, как отмечалось ранее, под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении понималось такое техническое и физическое состояние подвижного состава, от которого зависело обеспечение сохранности груза. В тех случаях, когда поданный под погрузку вагон или контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении-не обеспечивал сохранность груза при перевозке, грузоотправитель был обязан отказаться от погрузки в такой подвижной состав. При несоблюдении грузоотправителем этих условий ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, происшедшие по при-

Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983. С. 212.

чине неисправности подвижного состава или непригодности его в коммерческом отношении для перевозки данного груза, возлагалась на грузоотправителя. И только в случаях, когда факты утраты, недостачи, порчи или повреждения груза происходили исключительно по причине неисправности подвижного состава, имеющей скрытый характер или возникшей в процессе перевозки груза, ответственность возлагалась на железную дорогу.

Данное разъяснение Госарбитража СССР и сложившаяся с ним арбитражная практика основывались лишь на том, что грузоотправитель обязан отказаться от поданных под погрузку транспортных средств в состоянии, не пригодном для перевозки соответствующего груза. Необходимость пересмотра такой практики после принятия ГК стала очевидной.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотрен-ной ГК (п. 2 и 3 ст. 791), является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно действовавшим транспортным уставам и кодексам нарушение указанных сроков влекло за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств. Однако в ГК 1964 г. отсутствовали нормы об ответственности за эти нарушения, что свидетельствовало о том, что допускалась возможность применения иных последствий.

Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить . пассажира и его багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК). За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами, действовавшими на момент принятия части второй ГК, была установлена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа был поставлен в зависимость от величины просрочки и определялся в процентах (долях) от суммы провозной платы (например, ст. 153, 165

вующим транспортным уставом или кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.

Обращает на себя внимание, что претензия должна быть предъявлена в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В соответствии с действовавшим до принятия части второй ГК РФ транспортным законодательством правом на предъявление претензии были наделены: по поводу утраты груза - грузополучатель и грузоотправитель при условии представления квитанции в приеме груза к перевозке (коносамента); в случаях недостачи, порчи или повреждения груза, просрочки в его доставке - грузополучатель при условии предъявления транспортной накладной (коносамента) и коммерческого акта; по поводу излишне уплаченных провозной платы и иных платежей - грузоотправитель и грузополучатель при условии представления накладной (коносамента); при утрате багажа - лицо, предъявившее багажную кви- | танцию; в случаях недостачи, порчи или повреждения багажа - предъяви-. • тель выданного перевозчиком акта, удостоверяющего допущенное нарушение; по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира, - пасса- | жир (например, ст. 169, 170 УЖД; ст. 219 УВВТ; ст. 296 КТМ СССР). 1 Право на предъявление претензии, предоставленное соответствующим ! транспортным уставом или кодексом, не могло быть передано другому | лицу, за исключением случаев, когда такое право передачи передавалось ;

грузоотправителем грузополучателю, грузополучателем грузоотправителю либо их вышестоящим организациям, а также транспортно-экспеди-ционным организациям (на морском транспорте - также страховщику). Передача права на предъявление претензии должна была удостоверяться переуступочной надписью на перевозочном документе (ст. 172 УЖД, ст. 161 УАТ; ст. 297 КТМ СССР; ст. 221 УВТ; ст. 1114 ВК СССР).

К претензии должны были быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у предъявителя права на обращение с претензией (например, ст. 169, 173 УЖД; ст. 219, 233 УВВТ; ст. 298 КТМ СССР). Претензия должна была иметь подпись управомоченного лица.

Таковы основные требования, относящиеся к порядку предъявления претензий транспортным организациям.

Вместе с тем, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 384 ГК РСФСР 1964 г.), ГК не установил каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транс

портным уставам и кодексам. Поэтому все многочисленные нормы, содержавшиеся в транспортных уставах и кодексах, в которых определялись такие сроки, утрачивали силу. Указанные сроки на предъявление претензий к транспортным организациям носили преклюзивный характер, а принимая во внимание имевшееся у транспортных организаций право возвратить предъявленную претензию грузоотправителю (грузополучателю) без рассмотрения по формальным основаниям, зачастую служили непреодолимым препятствием на пути предъявления каких-либо требований перевозчику. В соответствии с ГК главное, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, и в пределах установленного срока исковой давности.

Кстати, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, был увеличен ГК до одного года, вместо двух месяцев, как это было определено ранее действовавшим транспортным законодательством.

В ГК имеется также отдельная статья, предусматривающая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В этих случаях ответственность перевозчика определяется по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК («Обязательства вследствие причинения вреда»). Правда, это не исключает возможности установления в отдельном законе или договоре перевозки повышенной ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира (ст. 800 ГК).

2. Система законодательства, регулирующего договор перевозки

Как отмечалось ранее, в Гражданский кодекс РФ были включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. В этом смысле положения о договоре перевозки, сосредоточенные в гл. 40 ГК, представляют собой некий свод правил, вынесенных за «скобки», подлежащих применению ко всем видам перевозок. Тем самым обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта. Остальной массив правоотношений, связанных с перевозками, подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь - транспортными уставами и кодексами.

Поднимая планку правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа (в том числе транспортных уставов и кодексов) на уровень федеральных законов, ГК стремился обеспечить создание в целом единой системы правового регулирования договора перевозки, применяемого в сферах деятельности различных видов транспорта: то обстоятельство, что все транспортные уставы и кодексы в процессе их разработки и принятия должны пройти через одни и те же «руки» (Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ), само по себе должно было способствовать устранению неоправданных различий в правовом режиме перевозок грузов, пассажиров и багажа применительно к разным видам транспорта и обеспечить тем самым единообразное правовое регулирование договоров перевозки, базирующееся на основных положениях о перевозке, содержащихся в ГК.

В то же время такой подход, когда основная нагрузка в деле правовой регламентации отношений, связанных с перевозками, возлагалась на транспортные уставы и кодексы, позволял учитывать технологические и правовые особенности условий перевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых различными видами транспорта, а также сложившиеся традиции в соответствующих сферах транспортной деятельности, естественно в рамках, отведенных для этого ГК.

После введения в действие ГК первым из новых транспортных уставов и кодексов был принят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ)'. К сожалению, новый ВК РФ никак не может служить образцом урегулирования отношений, связанных с воздушными перевозками, в условиях рыночных отношений на основе принципиальных положений, содержащихся в ГК. Скорее можно говорить о примере противоположного свойства, о негативном нормотворчестве, в процессе которого извращаются до «наоборот» цели отдельных транспортных уставов и кодексов (применительно к урегулированию договора перевозки), вытекающие из ГК РФ.

Вопреки букве и духу ГК, а также очевидным потребностям имущественного оборота ВК РФ не только не расширил сферу регулирования деятельности гражданской авиации и договора воздушной перевозки непосредственно федеральными законами, а напротив, сузил ее и открыл неограниченный простор для ведомственного нормотворчества в этой области. Во-первых, сократился объем самого ВК по сравнению с ранее действовавшим ВК 1983 г. (со 153 до 137 статей), причем указанное сокращение произошло главным образом за счет норм, регламентирующих коммерческую деятельность гражданской авиации (гл. XV-XVII ВК), в

' Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 г. и введен в действие с 1 апреля 1997 г. (СЗРФ. 1997. №12. Ст. 1383).

~"~ти за счет правил о договоре перевозки. Во-вторых, еще в боль-част епени умаление роли федеральных законов (в том числе и самого ш^ ппоявляется в том, что большое число норм, содержащихся в ВК, не

ются нормами прямого действия, а включают в себя отсылки к иным яв   и правилам, принимаемым так называемыми специально уполно-а  иными органами. При этом под «специально уполномоченными ор-

ми» ВК (ст. 6) разумеет «федеральные органы исполнительной вла-г и а также органы, которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия Аеяерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа». Из данного неуклюжего определения, тем не менее, следует, что основные отношения в сфере воздушных перевозок подлежат регулированию даже не указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а ве- • домственными нормативными актами. Причем под ведомственное регулирование подпадают не только отношения, связанные с коммерческими перевозками, но и в значительной степени публично-правовые отношения. Так, в порядке, определяемом Правительством РФ, т.е. по существу одним или несколькими ведомствами: утверждается структура воздушного пространства (ст. 15 ВК), которая предопределяет ограничения использования воздушного пространства России; осуществляется организация использования воздушного пространства (ст. 14 ВК), включающая обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства и контроль за его использованием; вводятся запрещения или ограничения использования воздушного пространства.

В ВК имеются многочисленные пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок, в том числе и по тем вопросам, регламентация которых в силу прямых указаний ГК должна обеспечиваться транспортными уставами и кодексами. Например, в ВК всего одна статья посвящена фрахтованию воздушных судов (ст. 104), и то она лишь воспроизводит ч. 1 ст. 787 ГК, хотя в той же статье ГК сказано, что транспортными кодексами должны быть установлены порядок заключения и форма этого договора. Остаются без ответа вопросы о том, что представляют по своей природе и как регулируются при чартерных перевозках взаимоотношения владельца воздушного судна и чартерного фрахтователя с пассажирами и грузовладельцами.

Но главная беда заключается в том, что в тексте ВК имеются в немалом количестве нормы, которые вступают в прямое противоречие с "сложениями ГК. Данное обстоятельство представляет собой реальную

ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ПЕРЕВОЗКИ

1. Понятие и виды договора перевозки Система договоров перевозки

 

Например, О.Н. Садиков указывает: «Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. В Законе о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г. план пе-

рвозок назван в числе средств, используемых в процессе функционирования российского железнодорожного транспорта (ст. 20 и 21). Такой централизованный механизм организации грузовых перевозок сохранен лля перевозок экспортных грузов постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. ...Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям .и видам перевозок. Предусмотренная транспортными уставами ответственность (УЖД, УВВТ и УАТ) система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам... сохраняет в этих случаях свое значение. Об этом свидетельствует повышение размера таких штрафов, предусматриваемое постановлением правительства РФ от 28 апреля 1995 г., а также споры о взыскании таких штрафов в арбитражных судах»'.

Обращает на себя внимание то, что аргументация позиции О.Н. Са-дикова сводится к ссылкам на нормативные правовые акты, изданные до введения в действие части второй ГК, и судебно-арбитражную практику, имевшую место до этого момента, когда ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу перевозочных средств и соответственно непредъявление груза именовалась в транспортных уставах и кодексах как «ответственность за невыполнение плана перевозок». В тексте ГК (ст. 794) указанная ответственность именуется как «ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором». Но дело здесь не столько в терминологии, сколько в инерции: как мы помним, в советское время было принято считать, что само обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке возникает непосредственно из плана перевозок. Не следует забывать, что выполнение плана перевозок рассматривалось в качестве обязанности грузоотправители и перевозчика перед государством, утвердившим указанный план. Однако подобная схема никак не проецируется на современную ситуацию, когда отношения между грузоотправителем и перевозчиком по подаче и принятию заявки строятся по модели частноправовых отношений, в основе которых лежат автономия воли, имуществен-

Ражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. РЗД. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 385-386.

ная самостоятельность и равноправие сторон. В этих отношениях нет места любым формам централизованного планирования перевозок.

Другая позиция, высказанная в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Так, по мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, «заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК)... При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. ...Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки»'.

Весьма сходна с указанной позицией и точка зрения В.А. Егиаза-рова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов»2.

Представляется, однако, что попытка объяснить правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, через некие «организационные предпосылки» договора перевозки или «оперативно-регулирующие функции» заявки, а тем паче с точки зрения «завязки грузоперевозочного процесса» не имеют ничего общего с определением правовой природы соответствующих отношений. Юридический анализ должен основываться на исследовании правовых аспектов указанных отношений. Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель - использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК). Однако гражданско-правовое обязательство никак не может возникнуть ни из «организационных предпосылок», ни из «завязки грузо-

' Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства // Гражданское право:

Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 377-378. 2 Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999. С. 43.

возочного процесса», поскольку таких оснований возникновения жданских прав и обязанностей (при всем их многообразии) в граж-гком праве не имеется. Источником обязанностей перевозчика и гру-отправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки р принятия, которое не может быть ничем иным, как договором.

На данное обстоятельство уже обращалось внимание в юридической литературе. Так, Т.Е. Абова, комментируя ст. 18 ТУЖД, которая пегламентирует порядок подачи и принятия заявки на железнодорожную перевозку, указывает: «Комментируемая статья регулирует предшествующие заключению договора перевозки отношения, содержанием которых являются обязанность перевозчика подать для перевозки груза транспортные средства и обязанность грузоотправителя использовать их под перевозку предъявленного им груза. Этими отношениями опо-средуется самостоятельное обязательство, структурно обособленное от , отношений по договору перевозки. До принятия нового ТУЖД такие отношения характеризовались как обязательства, возникающие из плана перевозок. ТУЖД отказался от применения развернутых месячных планов перевозок и установил, что основанием возникновения обязательства дороги подать для перевозки транспортные средства, а грузоотправителя - использовать их под заявленный к перевозке груз является поданная грузоотправителем и принятая железной дорогой заявка. Исходя из смысла комментируемой статьи (так же, как и ст. 794), принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки груза перевозчиком и их использованию грузоотправителем. Невыполнение перевозчиком или грузоотправителем данного обязательства влечет за собой самостоятельную ответственность...»'.

Аналогичной позиции придерживается Н.С. Ковалевская, которая подчеркивает, что при разовой перевозке обязательство по предоставлению транспортного средства «основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т.е.: имеет договорный характер»2.

Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчи-

Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (поста-^ тенный) / Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. М., 1998. С. 28-29. Ковалевская Н.С. Перевозка // Бушуев А.Ю„ Городов О.А., Ковалевская Н.С. и др. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С 306; см. также: Савичев Г.П. Глава 44. Транспортное и экспедиционное обязательства // •ражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. '• Ч Полутом 2. М., 2000. С. 31.

ком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в I себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных ' средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя, - но во всяком случае не из «организационных предпосылок» или «завязки гру-зоперевозочного процесса».

Независимо от взглядов различных авторов на правовую природу отношений, связанных с подачей транспортных средств под погрузку и их использованием грузоотправителем, в современной литературе, как и ранее, в советский период, превалирует точка зрения, согласно которой договором перевозки груза признается исключительно реальный договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, а грузоотправитель - уплатить провозную плату. Все остальные правоотношения, -складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком, перевозчиком и грузополучателем, а также между различными перевозчиками, -которые, как и реальный договор перевозки, опосредуют процесс транспортировки груза от грузоотправителя к грузополучателю, традиционно исключаются из сферы договорных отношений по перевозке груза. Например, О.Н. Садиков, анализируя договор об организации перевозок, а также договор, заключаемый между транспортными организациями различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов, приходит к следующему выводу: «Оба названных договора - особые договоры транспортного права, которые обслуживают процесс транспортировки, но договором перевозки не являются и должны быть отнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормами транспортного права и субсидиарно - общими нормами о подряде». Иная роль отводится О.Н. Садиковым договорам на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, в отношении которых делается вывод, что они «не являются договорами перевозки груза, однако тесно связаны с процессами транспортировки грузов и регламентируются в рамках транспортного законодательства»'.

Такой взгляд на договоры по организации перевозок грузов, а также по обеспечению перевозок грузов не только лишают их какой-либо

' Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. С. 383.

с договорами перевозки, но и «переводи!» ил ид naiciupnn лит-СБЯЗИ на оказание услуг, к которой относится большинство транспорт-^"'поговоров, в иную категорию гражданско-правовых договорных №1Х тельств - договоров на выполнение работ. При этом не учитывает-

сновной критерий разграничения указанных категорий гражданско-ся °овых договоров: предмет подрядных договоров в отличие от дого-пр ов на оказание услуг включает в себя не только выполнение подряд-и°ком определенной работы, но и сдачу ее результата заказчику (ст. 702 ГК) Данный признак подрядных договоров не имеет места ни в одном из транспортных договоров по определению, поскольку в ходе транспортировки не создаются материальные ценности либо иной результат, который мог бы быть передан заказчику (грузоотправителю). Предмет большинства транспортных договоров заключается в действиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию) этого процесса. Ни один из транспортных договоров не может быть признан договором подрядного типа.

По мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, все правоотношения, предшествующие реальному договору перевозки конкретного груза (даже договор об организации перевозок), образуют лишь так называемые организационные предпосылки заключения договора перевозки груза. Более того, применительно к договору об организации перевозок данные авторы пишут: «По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов». Хотя те же авторы признают: «Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.»'.

Представляется, однако, что полноценный гражданско-правовой договор, имеющий такие существенные условия, никак не может служить «организационной предпосылкой» иного договора (на перевозку конкретного груза). Скорее, наоборот: именно реальный договор перевозки конкретного груза при наличии долгосрочного договора об организации перевозок, который заключается, как это предусмотрено ст. 798 ГК, при необходимости осуществления систематических перевозок грузов на основе постоянных взаимоотношений сторон, служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок. Во всяком случае, с точки зрения интересов сторон (грузоотправителя и перевозчика), целей заключения договоров и их роли договор об организации перевозок стоит несоизмеримо

' Медведев Д.А.. Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 378.

выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов.

Большим своеобразием отличается позиция по поводу соотношения договора об организации перевозок и реального договора перевозки груза, высказанная Г.П. Савичевым, который пишет: «Договоры об организации перевозок имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. И по правовой природе имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения. Договоры об организации перевозок грузов относятся к группе консенсуальных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время предстоящей перевозки грузов. Терминологические различия в названиях этих вопросов не имеют принципиального значения, поскольку все они имеют единую правовую природу, направлены на организацию будущих перевозок, не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке данного конкретного груза, относятся к категории предварительных договоров, в соответствии с которыми стороны заключают в будущем конкретные договоры перевозки грузов (ст. 429 ГК)»'.

Думается, что модель предварительного договора никак не пригодна для объяснения правовой природы договора об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. Смысл предварительного договора состоит в том, что стороны договариваются о том, на каких условиях и в какой срок должен быть заключен основной договор, причем форма предварительного договора должна отвечать требованиям, предъявляемым к основному договору (ст. 429 ГК). Как уже отмечалось, реальный договор перевозки грузов не может рассматриваться в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозок грузов, напротив, реальный договор перевозки груза оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. То обстоятельство, что договор об организации перевозок грузов предше-

' Савичев Г.П. Указ. соч. С. 35-36.

заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкрет-ству партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает осно-ны ий считать его предварительным договором.

8   Характерно, что несмотря на то, что указанные авторы не находят ста для договоров об организации перевозок грузов, а также для до-ппов заключаемых путем принятия перевозчиком заявки грузоот-явителя в сфере договорных правоотношений по перевозке грузов, тем не менее, анализ обязательств перевозчика и грузоотправителя, связанных с перевозками грузов, во всех случаях начинается с исследования прав и обязанностей сторон по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию грузоотправителем, хотя данные обязательства находятся за рамками традиционно понимаемого договора пе-певозки груза. И это правильно! Договор перевозки груза, как реальный договор, считается заключенным с момента приема перевозчиком груза к перевозке, поскольку обязательство перевозчика по доставке груза в пункт назначения касается лишь «вверенного» ему отправителем груза. Однако наличие у всякого перевозчика обязательства подать транспортные средства под погрузку, а у грузоотправителя - предъявить груз к перевозке и использовать поданные транспортные средства отрицать невозможно.

На наш взгляд, все дело в том, что законодательство, регулирующее перевозки грузов, изначально строилось с ориентиром только на реальный договор перевозки грузов, за неимением иных договорных форм. Согласно Общему уставу российских железных дорог 1885 г. груз передавался отправителем железной дороге (в местах общего пользования) и отправлялся дорогой незамедлительно, а при наличии грузов Иных отправителей - в порядке очереди. Таким образом, договорные правоотношения по перевозкам грузов исчерпывались реальным договором перевозки груза. Эта же схема правового регулирования отношений по перевозкам грузов была воспринята при кодификации советского гражданского законодательства в 1961-1964 гг., хотя в то время в практической деятельности транспортных организаций уже активно использовались разнообразные договорные формы, опосредующие отношения по перевозкам грузов.

При подготовке ныне действующего ГК РФ было принято во внимание, что договорное регулирование перевозок грузов в настоящее время не исчерпывается реальным договором перевозки груза, а начинается с подачи транспортных средств под погрузку и предъявления Фуза к перевозке. Уже на этой стадии возникают обязательственные равоотношения между грузоотправителем и перевозчиком. Основани-м возникновения указанных обязательств являются при систематиче-

ских перевозках и долгосрочных отношениях сторон договоры об организации перевозок, в иных случаях- консенсуальные договоры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транс-. порте). При отсутствии таких договоров источником обязательств по подаче транспортных средств и их использованию служат договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя. Следующая стадия перевозочного процесса - собственно транспортировка груза охватывается реальным договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам фузов.

Вместе с тем указанная последовательность обязательств и оснований, их порождающих, характерна лишь для элементарной организации перевозочного процесса. В реальном имущественном обороте используются более сложные схемы правоотношений, опосредующих перевозки грузов. В частности, нередко грузоотправитель заключает с автотранспортными организациями или с товарными (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на пристани), аэропорты. В подобных случаях между транспортными организациями заключаются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани), аэропорты. При перевозках грузов по единому транспортному документу между транспортными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Все названные различные договоры имеют прямое отношение к перевозкам грузов, ибо все они призваны регулировать правоотношения, складывающиеся между участниками перевозочного процесса: грузоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организациями, грузополучателем. Указанные правоотношения по своей правовой природе являются гражданско-правовыми (обязательственными), возникающими из соответствующих договоров.

Таким образом, в настоящее время, в условиях действия ГК и новых транспортных уставов и кодексов, в равной степени регулирующих различные договоры, опосредующие отношения по перевозкам грузов, неверно говорить о реальном договоре перевозки конкретного груза как о некоем центральном (основном) договоре, к которому примыкают различные правовые формы, призванные обслуживать указанный договор перевозки груза: «организационные предпосылки», «завязки грузо-

пеоевозочного процесса», «акты оперативного планирования перевозок» и т.п.

На самом деле отношения по перевозкам грузов сегодня регулируются системой договоров, служащих основанием возникновения соответствующих гражданско-правовых обязательств по перевозкам грузов.

Все названные договоры могут рассматриваться в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки (в реальной жизни такой договор существует в качестве отдельных его видов), выделяемых по различным классификационным признакам. В этой системе договоров опосредующих перевозки грузов, традиционно понимаемый реальный договор перевозки груза, содержанием которого являются доставка перевозчиком вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и выдача его управомоченному лицу (получателю), является лишь одним из видов договора перевозки грузов.

2. Участники договорных отношений, связанных с перевозками

Сложившееся ранее представление о субъектном составе договора перевозки грузов, основанное на признании в качестве такового лишь реального договора перевозки конкретного груза, характеризовалось тем, что в качестве непосредственных участников договора перевозки признавались грузоотправитель и перевозчик; грузополучателю большинством правоведов отводилась роль третьего лица, в пользу которого заключался договор перевозки.

Юридическая литература и сегодня исходит из сформировавшегося | взгляда на состав участников договора перевозки. Например, Н.С. Ковалевская подчеркивает: «Сторонами, заключающими договор перевозки груза, являются перевозчик и отправитель (грузоотправитель). Однако в обязательстве, возникающем из данного договора, участвует также управомоченное на получение груза лицо: получатель (грузополучатель)... В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице наиболее соответствует природе возникших отношений квалификация договора перевозки груза в качестве договора в пользу третьего лица»'.

Вместе с тем нельзя не заметить, что сегодня вопрос об участниках договорных отношений по перевозке грузов значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с образованием новых самостоятельных коммерческих организаций, которые ранее представляли собой структурные подразделения транспортных организаций, выступавших в роли перевозчиков. Указанные организации выполняют различные операции, связанные с обеспечением перевозок грузов, пассажиров и багажа, и в ряде случаев являются участниками соответствующих договорных отношений. Так, О.Н. Садиков обращает внимание на то, что участниками правоотношений, связанных с перевозками, являются морские и речные порты и аэропорты; он пишет: «В практическом осуществлении перевозок наряду с транспортными организациями принимают участие морские и речные торговые порты, аэропорты... которые выполняют важ-

' Ковалевская Н.С. Указ. соч. С. 309. Аналогичной позиции придерживается Г.П. Савичев (см.: Савичев Г.П. Указ соч. С. 40).

ные транспортно-технические и коммерческие задачи, а также пограничные железнодорожные станции»'.

Кроме того, в современных условиях вопрос о субъектном составе договора перевозки должен рассматриваться с учетом значительного расширения сферы действия договора перевозки, который теперь не может быть сведен к модели реального договора перевозки конкретного груза и охватывает все договоры, опосредующие отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа.

Перевозчик и иные транспортные организации

В процессе перехода России к рыночным условиям развития существенные изменения претерпели требования, предъявляемые законодательством к транспортным организациям, выступающим в качестве перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.

Во-первых, государственное и муниципальное имущество, закрепленное за транспортными организациями, подверглось приватизации, а сами транспортные организации - коммерциализации и акционированию. В результате, как отмечает О.Н. Садиков, в сфере морского транспорта образовались 10 крупных морских акционерных компаний (на базе государственных пароходств) и свыше 230 небольших частных фирм, занимающихся морскими перевозками грузов и пассажиров. Воздушные перевозки осуществляются 400 авиакомпаниями (из них 18 -ведущие)2. Аналогичные процессы имели место в сфере деятельности внутренневодного и автомобильного транспорта.

Во-вторых, была введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа (за исключением железнодорожных перевозок).

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»' (ст. 4) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне • страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Данным Федеральным законом (ст. 17) к числу лицензируемых был отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, так

' Садиков О.Н. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс

лекций. С.376.

2 Там же. С.373-374.

3 СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.

или иначе связанных с перевозками грузов и пассажиров. Так, в сфере железнодорожного транспорта подлежат лицензированию следующие виды деятельности: погрузочно-разгрузочная деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей-деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте; перевозочная и транспортно-экспедиционная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта.

В сфере внутреннего водного транспорта лицензируются: перевозочная, транспортно-экспедиционная, агентская деятельность, а также лоцманская проводка судов.

На морском транспорте подлежат лицензированию, в частности:

перевозки грузов; перевозки пассажиров; деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях; буксировка судов и иных плавучих средств; агентское обслуживание морских судов в морских портах; навигационное, сюрвейерское, техническое обслуживание морских судов в морских портах;

проводка морских судов лоцманами и береговыми службами управления движением морских судов; деятельность по осуществлению швар-тования морских судов в морских портах; транспортно-экспедиционное обслуживание грузов для перевозки грузов на морских судах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; складские операции;

обслуживание пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов.

Порядок лицензирования соответствующих видов предпринимательской деятельности определяется Правительством РФ применительно к конкретным видам транспорта. Например, Правительством РФ принято постановление от 24 июня 1998 г. № 641 об утверждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте. Согласно указанному Положению лицензия выдается на каждый заявленный вид деятельности Министерством транспорта РФ (лицензирующий орган).

Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и названия соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных

ных (серия, номер паспорта, когда и кем выдан), места жительства;

дан деятельности; срока действия лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии должны быть приложены: копии педительных документов и свидетельства о государственной регист-учр   предприятия, заверенные нотариусом; справка о постановке на

ет в налоговом органе или свидетельство о государственной регист--   ^ физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 1) штампом налогового органа и с указанием идентификационного но-меоа налогоплательщика; копия извещения, выданного органом Государственного комитета РФ по статистике, о включении заявителя в состав единого государственного реестра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования; характеристики судов и плавучих объектов, погрузочно-разгрузочного оборудования, причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида деятельности. В случае аренды основных средств представляются копии документов, подтверждающих право их использования для лицензируемого вида деятельности; копию диплома руководителя организации, физического лица или лица, уполномоченного руководить лицензируемым видом деятельности, об окончании специального учебного заведения либо выписку из трудовой книжки, подтверждающую стаж работы в области лицензируемого вида деятельности в течение пяти лет из последних 15 лет перед обращением за лицензией; копию документа судоходной компании (судовладельца) о назначении лица, ответственного за обеспечение безопасности мореплавания, копии диплома этого лица об окончании специального учебного заведения, рабочего диплома и удо-.стоверения об аттестации на занятие соответствующей должности; копии заключения государственных органов, осуществляющих санитарно-карантинный, пожарный и иные виды надзора, о соответствии судов, плавучих объектов, причалов, оборудования и других Средств установленным требованиям безопасности, а также заключение морской администрации порта по данному вопросу; копии документов о наличии достаточных финансовых ресурсов или о страховании на случай возмещения возможных убытков, причиненных по вине владельца лицензии потребителю работ (услуг), другим юридическим и физическим лицам, окружающей среде.

Лицензирующий орган проводит экспертизу представленных заявителем сведений и документов. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, проводится независимая экспертиза. Состав независимой экспертной комиссии формируется лицензирующим органом по согласованию с заявителем. Расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, не-

посредственно связанные с проведением экспертизы, не включаются в ';

фиксированную плату за выдачу лицензии и оплачиваются заявителем отдельно.                                                       j

Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается I не позднее 30 дней со дня получения заявления со всеми полагающимися документами. В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение о выдаче лицензии принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.                                                   ;

В отдельных случаях, в зависимости от объема подлежащих экс- j пертизе материалов, срок принятия решения о выдаче лицензии или об ' отказе в ее выдаче может быть продлен, но не более чем на 30 дней.     |

Выдача лицензии осуществляется на платной основе. Плата за вы- < дачу лицензии (или ее копии) устанавливается в трехкратном размере 1 установленного федеральным законом минимального размера оплаты | труда. Лицензия выдается после внесения установленной платы. При | отказе в выдаче лицензии плата за проведенную экспертизу не возвра- | щается.                                                          '

В случае отказа в выдаче лицензии соответствующее уведомление | направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа :

в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Основанием для отказа в выдаче лицензий могут служить наличие в доку- ' ментах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной . информации либо отрицательное заключение экспертизы.

Срок действия лицензии устанавливается лицензирующим органом в зависимости от вида деятельности от трех до пяти лет, исходя из специфики и условий ее осуществления. Лицензия может быть выдана на более короткий срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением, а также при наличии ограничений по состоянию и сроку эксплуатации судов, оборудования и других средств или по решению соответствующих органов. Продление срока действия лицензии производится в порядке,установленном для ее получения.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. В случае, если лицензируемый вид деятельности будет осуществляться владельцем лицензии на территориально обособленных объектах, ему одновременно с лицензией выдаются ее копии с указанием наименования и местоположения каждого объекта. Копии лицензий заверяются и регистрируются лицензирующим органом. Владелец лицензии, эксплуатирующий одно или более судов от своего имени по праву собственности или на ином законном основании, обязан обеспе-

наличие на каждом судне копии лицензии или информации об чить шейся лицензии с указанием ее серии и номера, даты выдачи, срока и условий действия.

Пои ликвидации юридического лица или прекращении действия

етельства о государственной регистрации физического лица в ка-съ ст-ве индивидуального предпринимателя лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического

пица изменения паспортных данных физического лица или утраты лицензии ее владелец обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии ее владелец осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выдаваемого лицензирующим органом.

Лицензирование предпринимательской деятельности, связанной с воздушным транспортом, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 85'. На внутреннем водном . транспорте выдача лицензий на осуществление перевозочной, транс-портно-экспедиторской, посреднической и иной деятельности, связанной с транспортным процессом, производится на основании соответствующего Положения, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 8402.

На автомобильном транспорте конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию, определены различными правовыми акциями: Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 295'; Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. № 3224; Положением, Утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г.

[с3 РФ. 1998. №5. Ст. 622. , ^брание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 35. Ст. 3316.

СЗ Рф. 1997. №12. Ст. 1432.

СЗ Рф. i997. №13. Ст. 1541.

№ 118', которым определен порядок лицензирования деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте.

Несколько позже, когда проводилась реформа системы лицензирования предпринимательской деятельности, сопровождавшаяся значительным сокращением видов лицензируемой деятельности2, тем не менее в перечне лицензируемых видов деятельности сохранились: перевозки пассажиров и грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек; перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны; перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя без выхода на железнодорожные пути общего пользования; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (ст. 17 Федерального закона «О лицензиро^ вании отдельных видов деятельности»).

Перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности в сфере транспорта постоянно дополняется и уточняется. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым в области железнодорожного транспорта подлежат лицензированию следующие виды деятельности: перевозка пассажиров и багажа, грузов и грузобагажа; деятельность по представлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования.

Роль перевозчика на морском транспорте выполняет, как правило, так называемый судовладелец, под которым понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). В этом смысле судовладельцем признается и фрахтователь, эксплуатирующий судно на основе договоров тайм-чартера или бербоут-чартера, который от своего имени в качестве перевозчика заключает договоры морской перевозки с отправителями грузов. Судовладельца-

"""'^гтало быть, перевозчиками по договорам морской перевозки могут ми' ться государственные и муниципальные унитарные предприятия, яв ооым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения, а к же учреждения, обладающие морскими судами на праве оперативного управления.

В роли судовладельца, эксплуатирующего судно, конечно же, мо-

выступать непосредственно собственник судна, который вправе совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые чаконом интересы других лиц. В частности, собственник может отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 13 КТМ). Однако в тех случаях, когда собственник передает свое судно во владение и пользование другому лицу, он тем самым утрачивает статус судовладельца и исключает себя из правоотношений по перевозкам грузов. Например, собственник вправе передать судно доверительному управляющему по договору доверительного управления на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (ст. 14 КТМ). В подобной ситуации именно доверительный управляющий будет являться судовладельцем, который может либо непосредственно выступать в роль перевозчика пассажиров и грузов, либо наделить такой возможностью иных лиц, заключив, к примеру, договор фрахтования судна на время (тайм-чартер или бербоут-чартер).

Вместе с тем в некоторых случаях фигура собственника судна, не являющегося судовладельцем и не выступающего в роли перевозчика по договору морской перевозки, тем не менее имеет самостоятельное правовое значение, в том числе и в отношениях, связанных с морскими перевозками. Так, в случае, если затонувшее судно создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам, собственник затонувшего судна обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее судно и при необходимости удалить или уничтожить его (ст. 109 КТМ). На собственника судна в определенных случаях возлагается ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (ст. 316, 327 КТМ).

Как отмечалось ранее, в некоторых случаях участниками правоотношений, связанных с перевозкой грузов, являются организации, нахо-