Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета








Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности ООО «Равис»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

По курсу: «Бухгалтерский финансовый учет»



Руководитель работы

Сосненко Л.С.

Автор проекта

Студент группы 234


«___» __________ 2005 г.

Проект защищен с оценкой

_______________________

«___» __________ 2005 г.



Челябинск, 2005 АННОТАЦИЯ


Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности ООО «Равис». – Челябинск: ЮУрГУ, СиЛП, 2005, 34 с. Библиография литературы – 13 наименований.



В курсовой работе проведено изучение методики бухгалтерского учета в торговом предприятии ООО «Равис». Результатом изучения является выявление отраслевых особенностей в торговле.

Проанализирована существующая технология и организация бухгалтерского учета в ООО «Равис».

В работе применены данные финансово-хозяйственной деятельности общества за I квартал 2005 года.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 4

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО  «РАВИС»........................................................................................................................................ 6

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ООО  «РАВИС»................................................................................. 7

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «РАВИС».......................... 11

3.1. Учет основных средств................................................................................................................................................. 11

3.2. Учет товаров...................................................................................................................................................................... 12

3.3. Учет кассовых операций............................................................................................................................................. 13

3.4. Операции по расчетному счету................................................................................................................................ 15

3.5. Организация учета заработной платы.................................................................................................................. 16

4. ОБОЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАВИС».......... 18

4.1. Учет основных средств................................................................................................................................................. 18

4.2. Учет товаров...................................................................................................................................................................... 20

4.3. Учет кассовых и расчетных операций.................................................................................................................. 21

4.4. Хозяйственные операции ООО  «Равис»................................................................................................................ 22

5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «РАВИС»......... 24

5.1. Учет финансового результата................................................................................................................................... 24

5.2. Учетные регистры............................................................................................................................................................ 25

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ООО  «РАВИС»............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................................................. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................................................................................... 33

Приложение.................................................................................................................................................................................. 34

ВВЕДЕНИЕ


На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары проходят через звенья торговли - оптовые и розничные торговые предприятия, в которых совершаются определенные торгово-технологические процессы. На каждом этапе товародвижения (транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемка и хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг) применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций.

Товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.

Правильно разработанная технология товароснабжения и реализации обеспечивает не только полноту и устойчивость ассортимента товаров, но так же и необходимый уровень товарных запасов. Кроме того, своевременное снабжение и продажа товаров магазином позволяет удовлетворить спрос населения.

Рациональная технология товароснабжения магазинов позволяет обеспечивать также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.

В данной курсовой работе будет рассмотрена организация бухгалтерского учета в ООО  «Равис»

Предметом исследования настоящей работы является финансово-хозяйственная деятельность торгового предприятия

Объектом исследования выступает ООО  «Равис».

Таким образом, цель данной курсовой работы является оценка состояния бухгалтерского учета на предприятии розничной торговли, а именно в ООО  «Равис».

В связи с этим необходимо решить следующие задачи: рассмотреть методику ведения бухгалтерского учета на предприятии розничной торговли, непосредственно на примере ООО  «Равис».


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО  «РАВИС»


ООО  «Равис» (зарегистрирован в Торгово-Промышленной палате РФ, номер лицензии 22563564). Адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Мамина, 25

Директор: Васильев А.И., тел. (8-3512) –747489

Банковские реквизиты:

расчетный счет 40702810400010001257

в ФКБ "ЧелябБанк", корреспондентский счет 30101810800000000578, БИК 047502587, ИНН 7453012587, Код ОКПО 01152498, Код ОКОНХ 54700.

ООО «Равис» обладает складскими площадями 2240 кв. м. Род деятельности: розничная торговля продуктами питания.

Основным учредительным документом ООО  «Равис» является Устав. В Уставе определяются размер уставного капитала, а также цели и задачи предприятия.

Размер уставного фонда, сформированного за счет основных средств и материально-производственных запасов составляет на 01. 01. 2005 г. пятьдесят две тысячи рублей.

Предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации предприятия, имеет закрепленное на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Предприятие создано в целях торговли, получения прибыли и обеспечения производственного и социального развития предприятия.

Руководитель ООО «Равис» действует на праве единоначалия и представляет данное юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему полномочий на основе контракта.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ООО  «РАВИС»


Для организации бухгалтерского учета на предприятии приказом директора ООО  «Равис» № 30 от 31. 12. 2004 года утверждено положение об учетной политике.

При разработке политики использованы нормативные документы:

—   Федеральный закон РФ от 21. 11. 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального Закона от 23. 07. 1998 г. № 123-ФЗ);

—   «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» утвержденное Приказом Минфина РФ от 29. 07. 1998 г. № 34н (в ред. Приказов МФ РФ от 24. 03. 2000 года №31н);

—   «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31. 10. 2000 г. № 94н;

—   Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятий» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 09. 12. 1998 г. № 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30. 12. 1999 г. № 107н);

—   Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09. 06. 2001 г. № 44н;

—   Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30. 03. 2001 г. № 26н;

—   Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06. 05. 1999 г.  № 32н;

—   Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06. 05. 99 г. № 33н;

При этом утверждаются:

-         рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-         формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-         порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-         правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-         порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В зависимости от финансового состояния предприятия и изменения налогового законодательства нормативных актов по ведению бухгалтерского учета предприятие оставляет за собой право в течение отчетного года изменять и дополнять учетную политику.

В учетную политику введено положение в целях выбора способов ведения и организации бухгалтерского учета, согласно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим нормативным (инструктивным) документам с учетом последующих изменений и дополнений к ним.

Задачами бухгалтерского учета являются:

-         формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;

-         обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-         предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;

-         выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией предприятия под руководством главного бухгалтера.

 Состав бухгалтерской службы:

главный бухгалтер;

бухгалтер (1 человек);

старший кассир (1 человек).

Главный бухгалтер предприятия подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приемки МПЗ, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств, обеспечивает рациональную систему документооборота, оформление, сохранность и передачу бухгалтерских документов в архив.

Бухгалтер также обязан участвовать в оформлении бухгалтерских документов в соответствии с действующим законодательством, следить за их сохранностью.

Учетная политика ООО «Равис» оформлена в виде комплекса взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью и утвержден в порядке, определенном для учетной политики в целом. Данный комплекс документов включает в себя:

- Положение по учетной политике;

- Стандарты учета;

- Единый рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- Единый регламент документооборота.

Документы строятся на единых методологических, структурных, содержательных принципах, и разработка каждого из них не может быть оторвана во времени или по иным характеристикам от разработки всего комплекса. При этом корректировка одного из документов с большой степенью вероятности потребует корректировок и остальных.

Положение по учетной политике содержит основы организации учета в компании (организационно-технический аспект) и основные принятые ею наиболее существенные способы ведения учета (методологический аспект), цели и задачи системы ведения бухгалтерского учета и важнейшие критерии оценки ее качества.

Внутрифирменные (корпоративные) Стандарты учета являются приложением и неотъемлемой частью Положения по учетной политике. Они представляют собой подробный инструктивный материал по организации бухгалтерского учета и методике выполнения учетных процедур.

Порядок действий включает в себя не только перепись бухгалтерских проводок, но и характеристику документооборота с применением форм первичных документов и бухгалтерских регистров, указаний их составлению, а также описание используемых аналитических позиций счетов, кодов, шифров аналитического учета) и процедур ведения внесистемного бухгалтерского учета (то есть без выполнения записей на системных счетах бухгалтерского учета), в необходимых случаях - еще и оперативного, и управленческого учета (например, по вопросам себестоимости), а также налоговые, правовые и иные аспекты - в зависимости от тематики Стандарта.

Построение Единого рабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения всего многообразия выполняемых хозяйственных операций и протекающих в организации процессов. От того, насколько обоснованно построен план счетов, зависит адекватность бухгалтерского баланса (как модели финансового состояния и деятельности компании) самой этой деятельности. Кроме того, качество формирования Единого рабочего плана счетов имеет существенное значение для рациональной организации и оптимальной трудоемкости ведения бухгалтерского учета.


3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «РАВИС»

3.1. Учет основных средств


В составе основных средств ООО «Равис» отражают различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Кроме того, эти средства должны приносить экономические выгоды (доход) и что они куплены не для перепродажи в будущем. К основным средствам согласно ПБУ 6/01 "Положение по бухгалтерскому учету основных средств" относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства, сроком полезного использования более 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Учет основных фондов ООО «Равис» осуществляется на основе следующих типовых форм первичной документации (см. приложение): акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1); акт на списание основных средств (форма ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а); инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6); акт о приемке оборудования (форма ОС-14).

Учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Инвентарный номер обязательно указывается в первичных документах, которыми оформляется перемещение данного объекта.

Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в аренду, учитывается на активном счете 01 "Основные средства".

3.2. Учет товаров

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятие имеют сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. В основном товар ООО  «Равис» получает от предприятий-поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица ООО  «Равис» получают по доверенности.

Материально ответственные лица расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отвечают за его сохранность в процессе доставки.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов. Особое внимание уделяется проверке качества товара.

Реализуемые пищевые продукты, продовольственное сырье сопровождаются соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиоло-гического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

3.3. Учет кассовых операций

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерско-финансовой службой ООО  «Равис» в составе двух человек, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учет на ООО «Равис» ведется в соответствии с нормативными документами РФ и Положением об учетной политике ООО  «Равис».

Руководители организаций обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Помещение кассы изолировано, оборудовано охранно-пожарной сигнализацией, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны.

Наличные деньги в кассе имеются в пределах лимита их остатка. Денежные средства сверх лимита должны сдаваться в банк на расчетный счет.

Руководителем предприятия создана комиссия для проведения внезапных ревизий кассы. В составе: директора Васильева А.И., коммерческий директор Рыжков Л. С., главный бухгалтер Розина Н.Е. На предприятии установлены сроки проведения внезапной ревизии.

Прием наличных денег кассой организации производится по приходным кассовым ордерам; выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям; сдача наличных денег в банк - по объявлениям на взнос наличными.

Полученные суммы по приходным кассовым ордерам и выданные суммы по расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям кассир записывает в кассовую книгу, т. е. в кассовой книге ведется учет движения наличных денежных средств. Страницы кассовой книги прошнурованы, пронумерованы и опечатаны сургучной печатью. Записи в кассовой книге кассир производит в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов отрывные и являются отчетом кассира. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе, выводит остаток денежной наличности на следующее число и передает в бухгалтерию отчет с приложенными к нему приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Поскольку ООО «Равис» осуществляет продажу продукции непосредственно населению, в соответствии с Законом РФ от 18 марта 1993 г. №5215-1 “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением”, предприятие использует контрольно-кассовые машины для реализации товаров населению и ведет учет поступающей выручки в книге кассира - операциониста.

Книга кассира - операциониста пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия. Контрольно-кассовые машины поставлены на учет в Государственную налоговую инспекцию по Тракторозаводскому району г. Челябинска. В книге кассира - операциониста отражают показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки.

Все контрольно-кассовые машины использующиеся для осуществления денежных расчетов с населением исправны.

Вместе с покупкой покупателю выдается отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и ООО  «Равис»; работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин обеспечен беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

В доступном покупателю месте вывешены ценники на продаваемые товары, которые соответствуют документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

3.4. Операции по расчетному счету

Свободные денежные средства Общество хранит в банке. Расчеты с другими предприятиями Общество производит в основном в безналичном порядке.

Общество имеет один расчетный счет в ФКБ "ЧелябБанк", через который проводятся все денежные операции предприятия. Безналичные расчеты производятся при соблюдении условий договора на расчетно-кассовое обслуживание, заключенный между банком и предприятием.

Для получения наличных денег со счета в банке организация пользуется чековой книжкой, полученной в банке. В чеке указывают назначение требуемой суммы (на оплату труда, хозяйственные расходы и т.д.). Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы.

Для перечисления определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого предприятия (организации, учреждения) общество использует платежные поручения. Платежными поручениями ООО «Равис» оплачивает товары, работы, услуги, перечисляет налоги и отчисления.

При проведении операций на расчетном счете организации банком выдаются выписки с расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указываются начальный и конечный остаток на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия производи проверку правильности сумм, указанных в выписке и проставляет корреспонденцию счетов. Выписки банка являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета: журнале-ордере №2 по кредиту счета 51 “Расчетный счет” и ведомости №2 по дебету счета.

3.5. Организация учета заработной платы

Организация учета заработной платы на ООО  «Равис» производится согласно Трудовому Кодексу, Налоговому Кодексу.

Затраты на оплату труда включают в себя основную и дополнительную заработную плату основных рабочих и отчисления в фонд социального страхования.

Дополнительная заработная плата основных рабочих принимается равной 14 % от основной заработной платы. Уровень отчислений на социальное страхование – 36,5 % от суммы основной и дополнительной заработной платы основных рабочих.

В бухгалтерии на основании первичных документов по учету выработки сдельщиков, табеля учета рабочего времени и других расчетов определяют сумму оплаты труда за отработанное время, а также за неотработанное, но подлежащее оплате, премии, пособия, после чего составляется расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49). По каждому работнику данные расчетно-платежной ведомости одновременно заносятся в лицевой счет, который является справкой для начисления пенсий, пособий, подсчета среднего заработка для расчета отпускных, оплаты больничного листа, выплаты компенсации при увольнении.

Заработная плата на ООО  «Равис» выплачивается два раза в месяц, - согласно порядку, установленному на предприятии. При этом в день выплаты заработной платы в банк предоставляются платежные поручения на перечисление налога на доходы физических лиц, а также платежей во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования).

Заработная плата выдается из кассы в трехдневный срок. По истечении данного срока в платежных ведомостях против фамилии лица, не получившего причитающуюся ему сумму, кассир ставит штамп или делает отметку "Депонировано". В каждой платежной ведомости кассир указывает выплаченную и депонированную сумму заработной платы. Аналитический учет невыданной зарплаты, премии и т. д. ведется по каждому работнику в книге учета депонированной заработной платы. После выплаты депонированной заработной платы в книге делается об этом соответствующая отметка - указание даты и номера расходного ордера, по которому выдана соответствующая сумма. Депонированные средства сдаются в учреждение банка, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.

Депонированные суммы хранятся до востребования в течение трех лет. Невостребованные средства зачисляются в доход ООО  «Равис».


4. ОБОЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАВИС»

4.1. Учет основных средств

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих ООО  «Равис» на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный). Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Дебет счета 01 - «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту — все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Бухгалтерские записи по списанию основных средств:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства» на сумму амортизации объекта.

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 01 «Основные средства» на остаточную стоимость объекта.

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом» - расходы по оплате труда» Кредит счета 76 «Расчеты с разными объекта дебиторами и кредиторами» Кредит других счетов – расходы по демонтажу.

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» на стоимость материалов, полученных от списания объекта.

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» на сумму прибыли от списания объекта.

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»  Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму убытка от списания объекта.

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам — в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчета по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 44 «Расходы на продажу».

4.2. Учет товаров

Учет товаров ведется на активном счете 41 «Товары». На счете 41 учитывает помимо товаров покупную тару.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах»;

41-2 «Товары в розничной торговле»;

41-3 «Тара под товаром и порожняя».

На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывают наличие и движение товаров, находящихся в холодильниках и т. п.

На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров магазинах, палатках, ларьках, киосках и т. п. На этом же субсчете ООО  «Равис» учитывает наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.).

На субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли).

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 «Товары» по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.

Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары»;

счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке товаров покупателю, оказанных сторонними организациями;

счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданных товаров. На отдельные виды товаров они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной товаров по оптовым ценам организации или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 90 «Продажи»; Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

4.3. Учет кассовых и расчетных операций

Учет кассовых операций

Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведут специальные регистры бухгалтерского учета: журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 “ Касса ” и ведомости №1 по дебету счета 50; учет денежных документов ведут в журнале-ордере №3 по кредиту счета 56 “ Денежные документы ”.

Основанием для записей данных в журналах-ордерах служат отчеты кассира.


Учет расчетных операций

Денежные средства ООО  «Равис», хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит — уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной валюте, находящейся в чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Выданные чековые книжки ООО  «Равис» отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 5: 5 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.

Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 и других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

4.4. Хозяйственные операции ООО  «Равис»

ООО  «Равис» отражает в учете следующие хозяйственные операции.

Журнал регистрации хозяйственных операций

Содержание операции


Сумма


Дебет


Кредит


1

Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета на хозяйственные расходы

1000-00

50

51

2

Выданы денежные средства в подотчет на хозяйственные нужды

1000-00

71

50

3

Начислена заработная плата работникам ООО  «Равис»

9500-00

44

70

4

Начислен единый социальный налог

3467-50

44

68

5

Получены с расчетного счета денежные средства на заработную плату

6032-50

50

51


6

Выплачена зарплата из кассы

6032-50

70

50

7

Перечислена зарплата на счет в банке

2500-00

70

51

8

Депонирована зарплата

1000-00

51

50

9

Оприходованы материалы, оплаченные подотчетными лицами

1000-00

10

71

10


Оплачены товары (с учетом НДС и налога с продаж)


5040-00


60


50


11

Получены товары

4240-00

41-2

60

12

НДС по полученным товарам

800-00


19-3


60


13

НДС списан на расчеты с бюджетом


800-00


68/НДС


19-3


14

Начисляется торговая на­ценка 25%

2120-00


41-2


42


15

Включается НДС в продаж­ную стоимость


1272-00


41-2


42


16

Отражается выручка по проданным товарам

1890-00

50

90-1

17

В конце месяца списывается стоимость товаров по продажным ценам

1890-00

90-2

41-2

18

Списываются торговая  наценка, НДС и налог с продаж (сторно)

890-00

90-2

42

19

Начислены налоги:

—   НДС;

—   Налог на имущество;

—   Транспортный налог.

90-00

300-00

5-00

90

91

91

68

68

68

20

Списываются издержки обращения

5-00

44

68

21

На сумму прибыли от продажи товаров

495-00

90-9

99


5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «РАВИС»

5.1. Учет финансового результата

Факты хозяйственной деятельности ООО «Равис» относятся к тому отчетному периоду и отражаются в бухгалтерском учете, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Финансовый результат от реализации формируется на счете 90 "Продажи" в разрезе отдельных видов деятельности (при этом по кредиту субсчета 1 "Выручка" отражается непосредственно поступающая выручка, а по дебету субсчета 2 "Себестоимость продаж" - непосредственно расходы). В конце отчетного периода сальдо счета 90 (рассчитываемое сопоставлением кредитового оборота субсчета 1 и дебетовых оборотов субсчетов 2, 3, 4, 5) закрывается бухгалтерской проводкой с субсчета 9 "Прибыль/убыток" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между выручкой от их реализации в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, их стоимостью и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается ООО  «Равис» на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. При этом для целей бухгалтерского учета применяется метод отгрузки. Для целей налогообложения возможно определение выручки либо по мере оплаты, либо по отгрузке продукции, товаров, выполнению работ и предъявлению расчетных документов.

Прибыль от реализации основных средств представляет собой превышение продажной цены над остаточной стоимостью и отражается в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". На этом счете отражается также финансовый результат от реализации иного имущества (нематериальных активов, материалов, денежных документов, ценных бумаг), определяемый как разница межу продажной ценой и первоначальной либо остаточной (для НМА) стоимостью.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается по счету 99 "Прибыли и убытки" и слагается из финансового результата от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90 "Продажи"), прочих доходов и расходов (их сальдо - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы"), а также сюда включаются чрезвычайные доходы и расходы (в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.).

После выявления финансового результата ООО  «Равис» выявляет доход, подлежащий обложению налогом на прибыль (на доход), и начисляет этот налог, порядок определения его установлен Налоговым Кодексом РФ.

5.2. Учетные регистры

Счет № 50  « Касса »

Дебет счета 50 с кредита

Итого по Дебету

Кредит счета 50 в дебет счетов

Итого по кредиту

51



71

70

51

60

1

1000



1000

1000

6032,5

1000

5040

13072,5

2

6032,5



6032,5






Итого

7032,5



7032,

1000

6032,5

1000

5040

13072,5


Счет № 51  «Расчетный счет»

Дебет счета 51 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 51 в дебет счетов

Итого по кредиту

50



50

70



1

1000



1000

1000

2500



3500






6032,5




6032,5

Итого

1000



1000

7032,5

2500



9532,5




Счет № 44  « Расходы на продажу »

Дебет счета 44 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 44 в дебет счетов

Итого по кредиту

70

68



90



1

9500

3467,5



12967,5

5



5






12967,5

5



5


Счет № 70  « Расчеты по оплате труда »

Дебет счета 70 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 70 в дебет счетов

Итого по кредиту

50

51



44




1

6032,5

2500



8532,5

9500




9500


6032,5

2500



8532,5

9500




9500


Счет № 71  « Расчеты с подотчетными лицами »

Дебет счета 71 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 71 в дебет счетов

Итого по кредиту

50




10




1

1000




1000

1000




1000

Итого

1000




1000

1000




1000


Счет № 42  « Торговая наценка »

Дебет счета 42 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 42 в дебет счетов

Итого по кредиту




41

90



1




-

2120

1890



4010

2





1272




1272

3





381,6




381,6

Итого





3773,6

1890



5663,6


Счет № 90  « Прочие доходы и расходы»

Дебет счета 90 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 90 в дебет счетов

Итого по кредиту

41

42

68

99

50




1

1890

890

90

495

3365

1890




1890

2



300


300

1890




1890

Итого





3665







Счет № 99  « Прибыли и убытки »

Дебет счета 99 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 99 в дебет счетов

Итого по кредиту





90




1






495




495

Итого





-

495




495


Счет № 68  « Расчеты по налогам и сборам »

Дебет счета 68 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 68 в дебет счетов

Итого по кредиту

19




44

90



1

800




800

3467,5

90



3557,5

2






5

300



305

итого

800




800

3472,5

390



3862,5


Счет № 10  « Материалы »

Дебет счета 10 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 10 в дебет счетов

Итого по кредиту

71







1

1000




1000




-

Итого

1000




1000




-


Счет № 60  « Расчеты поставщиками и подрядчиками »

Дебет счета 60 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 60 в дебет счетов

Итого по кредиту

50



41

19



1

5040



5040

4240

800



5040

итого

5040



5040





5040


Счет № 41  « Товары »

Дебет счета 41 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 41 в дебет счетов

Итого по кредиту

60

42


90



1

4240

2120


2120

1890



1890

2


1272


1272





3


381-60


381,6





итого

4240

3773,6


3773,6

1890



1890


Счет № 19  « НДС»

Дебет счета 19 с кредита

Итого по Д

Кредит счета 19 в дебет счетов

Итого по кредиту

60







1

800




800




-

итого

800




800




-



Оборотная ведомость по счетам синтетического учета


Код счета

Сальдо на 01.03.05

Оборот за март

Сальдо на 01.03.05

дебет

кредит

Дебет

Кредит

дебет

кредит

01

85700

-



85700


04

11470

-



11470


10

144700

-

1000


145700


44

10800

-

19307,5


30102,5


50

200

-

7032,5


6160


51

13200

-

1000


4667,5


71

1150

-

1000


1150


42

4200

-


5663,6

536,4


41

770


3773,6

1890

2653,6


19

2750


800



2750

60

-

1340

5040

5040


1340

66

-

12000




12000

68

-

1080

800

3862,5


4142,5

69

-

1210




1210

70

-

10940

8532,5

9500


2061,5

80

-

206800




206800

83

-

3290




3290

90

-

-

3665

1890


1775

99

-

20700


495


20205

Итого

284190

284190

51951,1

51951,1

306047,5

306047,5

 

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ООО  «РАВИС»


Для повышения эффективности бухгалтерского учета на предприятии, и, что немаловажно, для облегчения проверки данных бухгалтерской отчетности, рекомендуется автоматизация учета. Во всем мире бухгалтерский учет становиться компьютерным. Причем признано, что компьютерный учет являет собой особую форму бухгалтерского учета, при которой принципиально меняется технология отражения операций, назначение и смысл учетных регистров, когда из первичных форм обобщения и группировки информации они превращаются в выходные формы аналитической направленности.

Так как ООО  «Равис» — небольшое предприятие, для компьютерного учета им целесообразно пользоваться программой “1С Бухгалтерия” версии 7.7. Программа “1С-Бухгалтерия” обеспечивает полный цикл бухгалтерского учета. Кроме ведения синтетического учета, то есть ввода проводок и получения на их основе оборотно-сальдовой ведомости, карточки счетов, ведения главной книги, ведения кассы, обработки банковских документов, печати отчета для налоговых органов, эта программа позволяет вести аналитический учет. В этом случае программа позволяет отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товаров, основных и денежных средств, расчеты по зарплате и с подотчетными лицами. Для поддержки аналитического учета программа позволяет вести неограниченное количество справочников объектов аналитического учета. Кроме стандартных документов аналитического учета программа позволяет создавать отчеты произвольной формы.

Для повышения эффективности учета операций по расчетному счету рекомендуется пользование услугами системы “Клиент-Банк”, которая автоматизирует ведение основных операций по расчетному счету, а также обеспечивает клиенту постоянную связь с банком. С помощью этой программы можно: перевести сумму со своего счета на счет другой организации платежным поручением, каждый час получать свежую выписку — и все это не выходя из офиса.

Для своевременного получения информации об изменениях в законодательстве я рекомендую использования информационно-правовой системы «Консультант».

Поиск нужной и достоверной информации всегда был одной из проблем, а её решение – одной из весомых составляющих работы бухгалтера. Главное неудобство заключается в том, что эта информация разбросана по разным источникам и не всегда доступна.

В ООО  «Равис» не установлена никакая информационно-справочная система. Следовательно, для данного общества необходимо установить подобную систему «Консультант».

С помощью «Консультант Плюс» для бухгалтера можно оперативно решать вопросы, с которыми бухгалтеру приходится ежедневно сталкиваться на практике. Эта система объединила в себе две важные составляющие информации для бухгалтера — нормативные документы и консультации специалистов по их применению.

Благодаря постоянному развитию идеи комплексной информатизации и её воплощению в программных продуктах компании сегодня бухгалтер может иметь под рукой нормативные документы, консультации и разъяснения к ним, а также завершённые схемы учёта финансово-хозяйственных операций. Работа с системой позволяет отказаться от изучения большого количества специализированной литературы и использовать «Консультант Бухгалтер» в качестве полноценного источника нужной и постоянно обновляемой информации.

Кроме того, ряд дополнительных систем предоставит бухгалтеру не менее важные и полезные сведения. С помощью систем по региональному законодательству можно получить все необходимые нормативные документы, действующие в конкретном регионе. А система деловой документации обеспечивает типовыми документами (договорами, контрактами, учредительными документами) и формами налоговой и бухгалтерской отчётности предприятий. Таким образом, бухгалтер, используя предлагаемые компанией системы, может оперативно получать информацию, необходимую на различных этапах работы — от принятия решений до составления бухгалтерской отчётности.

Кроме того, в своей работе бухгалтер может использовать и другие системы «Консультант Плюс» по федеральному законодательству. Это, в частности, «Консультант Плюс: Российское Законодательство» куда входит более 20 200 документов, или «Консультант Плюс: Версия Проф» (более 32 200 документов) — самая большая система по федеральному законодательству. «Консультант-Плюс Версия Проф» является универсальной правовой системой, включающей все нормативные акты РФ и законы СССР. действующие на территории России. Здесь представлены документы по всем отраслям хозяйственной, банковской и внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что во все системы «Консультант Плюс» по федеральному законодательству включен специальный раздел «Справочная информация», в котором бухгалтер может найти необходимые справочные данные, а также ежеквартальный календарь бухгалтера со сроками уплаты налогов и сборов.

Таким образом, существующая нормативно-правовая база в электронном виде намного облегчает труд бухгалтера в поисках специальной литературы для ответа на тот или иной вопрос.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства.

В современной России частное предпринимательство начинается с того, что организуется фирма, которая для начального накопления капитала занимается перепродажей уже готовой товаров с целью получения прибыли. В этом свете важное значение приобретает развитие магазинов по продаже продовольственных товаров, так как их много и они продолжают появляться каждый день.

Для эффективной и прибыльной работы магазина по продаже продовольственных товаров очень важное значение имеет бесперебойное снабжение его товарами, особенно товарами повышенного спроса. То есть очень важное значение приобретает правильное и рациональное построение технологии товароснабжения для каждого отдельно взятого магазина и для всей сети магазинов, если такова существует.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется с применением журнально-ордерной формы, когда все документы оформляются вручную, что является недостатком в введении учета.

Не используются информационно-справочные системы, которые облегчают и мобилизируют труд бухгалтера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Налоговый Кодекс. – М,. 2005.

2.     Приказ Минфина РФ от 06. 05. 1999 № 32н (ред. от 30. 12. 1999) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99".

3.     Приказ Минфина РФ от 06. 05. 1999 № 33н (ред. от 30. 12. 1999) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"

4.     Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Приказ МФ №170 от 26. 12. 1994 г.

5.     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»: Приказ МФ РФ №100 от 28. 07. 1994 г.

6.     Бухгалтерский учет в торговле /Под ред. Белоусова. - М.: Экономика, 2001.

7.     Бухгалтерский учет в торговле. Ивашкин. - М.: ДИС, 2003.

8.     Бухгалтерский учет в торговле. Абашина. - М.: Филинъ, 2001.

9.     Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Вещунова, Фомина. - М.: Магис, 2001.

10.            Власова М.И. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: ФИС, 2001.

11.            Бухгалтерский учет товарных операций. Патров. - М.: "Бухгалтерский учет", 2003.

12.            Морозова А.О. Бухгалтерский учет в общественном питании. - СПб: Актив, 2004.

13.            Самоучитель по бухгалтерскому учету. - Пономарева. - М.: Приор, 2001.






 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения