Содержание


Введение....................................................................................................................................................................... 3

1. Законы организации..................................................................................................................................... 5

1.1. Общие законы................................................................................................................................................... 5

1.2. Специфические законы................................................................................................................................ 5

Заключение............................................................................................................................................................. 15

Список использованной литературы............................................................................................ 16




Введение

Законы организации – законы, которым подчиняются создание, поведение и управление организациями. Различают объективные и субъективные законы организации. Объективный закон организации - существенная, необходимая и устойчивая, повторяющаяся при одних и тех же условиях связь между явлениями и предметами реального мира. Субъективный закон организации или юридический - правовая норма, устанавливаемая людьми, органами законодательной власти в процессе приспособления их к окружающему миру и друг к другу.

Объективные законы организации неизменны: они действуют независимо от воли и сознания людей, от того, нравятся они или не нравятся, т.е. от того, как относится к ним человек, который, таким образом, не может их ни видоизменить, ни, тем более, отменить. В силу их императивности люди должны считаться с тем, что они есть, приноравливая к ним свои намерения и поступки. Потому эти законы называются божественными, естественными, неизменными, а также и научными, поскольку они открываются и формулируются в результате фундаментальных научных исследований.

С позиций управления, а следовательно, и организации(поскольку "организация" есть не только система, но также и одна из основных функций управления) объективный закон организации - устойчивая связь между ее "входом" или "выходом" или между ее целевой функцией (миссией) и условиями ее достижения, т.е. аргументами - переменными состояния объекта управления. Использование этой связи или учет требований закона в управленческой и организаторской деятельности определяют поведение системы (организации), т.е. траекторию изменения ее состояния на пути к цели.

Среди объективных законов организации, по признаку широты охвата систем разной природы, принято различать законы всеобщие, общие и специфические[1]. В реальном мире, где все взаимосвязано и не расчленено человеческим разделением труда, аналитически можно выделить, устанавливая (при постановке задачи) границы подлежащих изучению или преобразованию систем (а тем более проектируя и конструируя искусственные системы, создавая предприятия и организации), их иерархию. Так как в ней подсистемы входят как части в состав системы как целого, а данная система вместе с другими ее уровня системами как части входят в состав еще больших систем - надсистем и т.д., то речь может и должна идти о наличии не трех, как выделяют философы, a n - иерархических уровней законов. Тогда проявление действия закона системы в какой-либо ее подсистеме закономерно, и эта закономерность системы есть закон функционирования данной подсистемы. Иначе говоря, закономерность действительно предстает как частный (в подсистеме) случай проявления действия закона системы. Это значит, что область определения закона как математической функции шире области определения закономерности, так как закономерность действует в более узком пространстве - очерченном границами подсистемы, какая, по определению, всегда меньше системы. Отсюда следует также, что: а) закономерность подсистемы входит как аргумент в ту функцию, какая в математической форме отражает закон функционирования системы; б) в законе, предопределяющем порядок функционирования и состояние системы, может одновременно отражаться действие ряда закономерностей; в)в функциональное выражение закона системы входят не только закономерности (законы подсистем), но и порядок (алгоритм) взаимодействия подсистем как частей целого. Организации, строение и деятельность которых не основываются на взаимосвязях, выражаемых объективными законами, представляют собой эфемерные социальные конструкции, появляющиеся вследствие управленческой или предпринимательской некомпетентности, неустойчивые и быстро разрушающиеся.

Ниже рассмотрим более подробно данные вопросы.

1. Законы организации


1.1. Общие законы


Рассмотрим общие законы организации.

Закон синергии гласит: потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Закон приоритета целого над частью: функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями[2].

Закон самосохранения предполагает: любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий (например, недопущение конфликтов, перестроек; экономия и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности).

Закон развития: жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.


1.2. Специфические законы

1.2.1. Закон композиции и пропорциональности

Процесс самонастройки организации на оптимальный режим работы, предусматривающий объединение усилий в создании устойчивой среды обитания, носит объективный характер. Задача звена управления состоит в ускорении этого процесса и минимизации материальных и интеллектуальных затрат. В процессе реализации этой тенденции возникают объединения сложного типе, получившие название "надорганизаций".

Примером могут служить объединения организаций по отраслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово -промышленные группы, холдинги корпорации и др.). Их формирование происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию объединений при соблюдении определенной соотносительности и пропорциональности.

Для современного этапа развития экономической и хозяйственной деятельности в России характерно наличие трёх мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объединения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием экономики страны, второй с деятельностью банков, третий с внедрением новых рыночных технологий видения бизнеса.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов  и криминальных структур, характерных для переходного периода, в котором сейчас находится экономика России, создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение к общей цели, приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации.

Развитию тенденции объединения организаций способствует также деятельность банковских структур. Во всем мире банки вкладывают значительную часть своих активов в инвестиции и кредиты, предоставляемые деловым организациям, осуществляющим различные виды деятельности.

Внедрение новых рыночных технологий, основанных на информатизации процессов управления и переход ряда организаций к работе в среде электронной коммерции, ведет к изменению идеологии ведения бизнеса. Организации, действующие в условиях глобальной конкуренции, могут обеспечить свое выживание только в результате реализации корпоративных стратегий ведения бизнеса в рамках объединений предприятий преследующих единую цель.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур для деловых организаций особое значение приобретает стратегия взаимодействия, направленная на создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение нескольких организаций к общей цели. Очевидно, что для всех участников объединения должна существовать единая цель. В рамках достижения этой цели участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий. Уменьшение издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков – является основой стратегий организаций, вступающих в объединение.

Объединения могут создаваться на базе акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т.п., но при этом должна преследоваться единая цель. Одна из основных функций объединения – создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления. Выходе ее решения осуществляется выработка единых правил взаимодействия.

Рассмотрим особенности организационной структуры объединения. Деятельность любой организации находится в прямой зависимости, как от ее финансовых возможностей, так и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоятельности отдельных его звеньев. Для повышения ответственности менеджеров верхнего звена в решении задач, направленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом. Благодаря этому руководители входящих в объединение предприятий постепенно становятся совладельцами капитала.

Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвуют одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называют дивизиональным. При такой системе управления центральным исполнительным органом является совет директоров, принимающий коллегиальные решения. Взаимоотношения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров утверждаются президентом или генеральным директором объединения. В финансовом плане сохраняется определенная независимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной  фирмой,  позволяют их директорам  самостоятельно распоряжаться ресурсами руководимых ими компаний.

Важнейшей задачей обеспечения эффективного управления объединениями является организация информационного обеспечения. Использование дивизионального принципа управления позволяет каждому руководителю организации, вместо бесконечной системы согласований при разработке управленческих решений, брать на себя ответственность за лично решение, принятое в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением. Исходя из этого критерия, строится единая система информационного обеспечения объединения и создастся центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается центральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для принятия обоснованного и оперативного решения.

1.2.2. Закон информированности н упорядоченности

В современном обществе уровень развития государств определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет государство.

Информационная среда включает в себя совокупность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и орудиях производства. Нормы общей и политической культуры, морали, состояние взаимосвязей, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями и многое другое - все это также важнейшие элементы информационной среды. При описании систем, связанных с другими системами различными типами коммуникационных связей, часто говорят, что информационная среда рассматриваемой системы является частью общего информационного пространства.

Закон информированности и упорядоченности, означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной и упорядоченной (структурированной) информацией[3].

Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также  состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Практически по любому вопросу менеджер может получить исчерпывающую информацию. Информационный «голод» может возникнуть не из-за отсутствия информации, а из-за необходимости затрачивать на ее отбор и обработку большое количество времени и средств (имеются в виду материальные и людские ресурсы).

Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией.

Основным потребителем информации является система управления организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно использована в деятельности организации.

В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать доходит до его сознания, а тем более используется в жизни. Из несметного количества обрушивающейся на нас информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадобиться в дальнейшем.

Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления, поэтому в первую очередь вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку.

Первым этапом структурирования информации является определение цели отбора информации из общего потока. Выявив цель, производят сбор необходимой информации.

На втором этапе производят обработку и распределение информацию по степени ее важности. Наиболее ценная информация анализируется системой в первую очередь и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.

Третий этап упорядочения или структурирования информации должен обеспечить ее хранение. Этот этап предусматривает также разработку системы признаков, по которым нужная информация может быть найдена. Целесообразно в качестве одного из признаков использовать показатель ценности информации, в этом случае особо ценная информация всегда может быть "под рукой".

Не менее важен такой фактор, как объем информации. Ведь чем большей информацией (но не избыточной) располагает организация о внутренней и внешней среде, тем у нее больше шансов достичь устойчивого развития.

При сборе,  обработке и структурировании информации принимаются во внимание следующие характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность и гриф информации (рис.1).

Эффективное управление организациями такого типа может быть реализовано только при правильном информационном обеспечении. Как мы уже говорили, основой целевых установок большинства деловых организаций является коммерческая идея, то есть то, каким образом организация будет получать доход. Известно, что в бизнесе побеждает тот, кто владеет, информацией, поэтому ценность информации для деловой организации определяется во многом такими свойствами как оперативность, достоверность и надежность.

Рис. 1. Характеристики информации

Информация о деятельности организации становится доступной любому юридическому и физическому лицу, являющемуся абонентом сети. Использование всемирной сети неизбежно ведет к глобализации рынка, вызывая изменения в самой идеологии ведения бизнеса, а следовательно, и изменения, как в принципах работы организации, так и в структуре ее системы управления.

1.2.3. Закон единства анализа и синтеза

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.

Закон единства анализа и синтеза утверждает, что благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.

Напомним, что анализ или декомпозиция - это разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих. Анализ причинно-следственных связей между выделенными частями сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между этими частями целого. Суть синтеза состоит в объединении, простых составляющих объекта в единое целое. Объединение в рамках синтеза осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязи.

Управление любой целенаправленной динамической организационной системой предусматривает выработку и реализацию конкретных решений. Решение, принимаемое по управлению социально-экономической организацией, или какой-либо ее частью, является связующим элементом между звеньями управления и звеньями, выполняющими конкретные функции. Кроме того, с помощью управляющих решений реализуется связь между отдельными звеньями системы управления. С этой течки зрения решение - это средство коммуникации между звеньями и элементами организации, в том числе и между людьми.

Как правило, решения принимаются в соответствии с иерархией распределения властных полномочий, определяемой организационной структурой. Звенья верхней ступеней иерархии принимают решения по управлению подчиненными им звеньями нижней ступеней иерархии. Эффективность принимаемых управленческих решений определяет выживаемость организации в условиях острой конкурентной борьбы.

Результатом труда менеджера любого уровня является принятие управленческого решения. Но на этом его деятельность не ограничивается. Принятое решение должно быть претворено в жизнь. Дальнейший процесс управления предусматривает использование эффективных методов контроля исполнения решений, в ходе которого в большинстве случаев возникает необходимость проведения процедур оперативной коррекции принятого решения.

Использование процессов анализа и синтеза является обязательной составляющей любой процедуры принятия решения по управлению организацией. Первым этапом принятия любого решения является определение цели, на достижение которой направлено это решение. При этом должно быть выполнено четкое описание объекта управления, т.е. той части организации, которая будет выполнять это решение. Под целью в данном случае понимается конкретное состояние организации или отдельной ее части, которое будет достигнуто после выполнения поставленной задачи. В качестве объекта управления может выступать сама организация. В этом случае цели поставленной задачи должны соответствовать основным целями организации.

Если решение принимается в отношении работы всей организации, то должно быть составлено максимально полное описание всех объектов и факторов внешней среды, влияющих на работу организации. Число и характер этих объектов определяется видом деятельности организации и ее связями с другими организациями.

Описанию факторов внутренней среды должен предшествовать анализа самой организации, в отношении которой принимается решение, т.е. этап мысленного или реального расчленения организации на отдельные подсистемы, элементы или звенья и изучения взаимосвязей между ними. Для действующей организации такое разбиение несложно выполнить, поскольку оно полностью определяется сформированной ранее организационной структурой.

Анализ внутренней среды исследуемого объекта производится с использованием методов декомпозиции, основанных на принципах независимости, полноты отображена и слабого влияния.

Независимость предусматривает возможность самостоятельного анализа работы каждого из элементов системы. Примером самостоятельных элементов системы управления деловой организацией, для которых выполняется принцип независимости, являются бухгалтерия, отдел кадров, коммерческий отдел, производственные подразделения и т.д.

Полнота отображения подразумевает, что последующее объединение элементов по установленному правилу приводит к исходной системе. Это означает, что процесс декомпозиции исследуемой системы должен строиться так, чтобы можно было осуществить обратный процесс восстановления исходной системы по ее отдельным элементам, звеньям и подсистемам.

Принцип слабого влияния основан на том, что внутренние процессы, происходящие в одном выделенном элементе, не должны оказывать значительного влияния на функционирование других элементов системы. Различным целям, положенным в основу анализа объекта, могут соответствовать, различные схемы декомпозиции. Так, например, при принятии решения по общим вопросам управления организацией используется организационная схема, отражающая распределение властных полномочий. Если принимается решение в отношении совершенствования информационного обеспечения работы организации, то схема декомпозиции будет отражать распределение информационных потоков внутри организации во взаимосвязи с внешней средой.

Составление максимально полного описания объектов и факторов, влияющих на достижение поставленной цели, дает возможность выделить оптимальное количество объектов, действие которых должно быть проанализировано и учтено в процедуре принятия решения.

Дальнейшее исследование предполагает анализ действия всех объектов, попавших в поле зрения на предшествующем этапе. Глубина исследования каждого объекта определяется целью принимаемого решения. Результатом является разработка рабочих гипотез о поведении объектов на период выполнения решения и оценка степени влияния каждого из объектов на работу звеньев организации, принимающих участие в реализации решения.

В ходе проведения анализа, предшествующего принятию решения, мы имеем дело с множеством объектов, событий и факторов, влияющих на деятельность организации, а, следовательно, и на процесс выполнения решения.

Выдвижение любой гипотезы начинается с анализа сложившейся ситуации и выявления тенденций развития на основе предшествующего опыта. Так, например, мы можем сделать вывод о стабильности цен или о повышении спроса на определенный вид продукции в течение минувшего года. Это дает нам основание предположить, т.е. принять гипотезу, что в течение следующего месяца эта тенденция сохранится. Любая гипотеза должна быть согласована с действительностью, не противоречить реальному положению вещей. Она должна быть логически обоснована и направлена на предсказание дальнейшего развития событий.

В процедура анализа приходится вырабатывать большое количество предположений о поведении сторонних организаций, состоянии рыночной конъюнктуры, внутренней деятельности Организации. Кроме того, в ходе обоснования правильности принимаемого упрощенческого решения используются формально логические и экономико-математические методы. Применение каждого из них при описании действия социально-экономических организационных систем означает принятие гипотезы о том, что организация или какая-либо ее часть будут в дальнейшем развиваться в соответствии с законами, устанавливаемыми выбранным математически аппаратом. В частности мы можем предположить, т.е. принять гипотезу, что цена на товар на анализируемом секторе рынка будет расти в соответствии с линейным законом.

Отметим, что в действительности принятая гипотеза может не оправдаться. Одним из основных свойств гипотезы является возможность ее проверки. В случае выдвижения гипотезы об изменении цен, мы сможем в дал злейшем убедиться, соответствует реальная цена расчетной цене или нет. Поэтому заключительный этап оценки научной ценности гипотезы предусматривает проверку се соответствия реальности.

Выбор правильного набора гипотез является решающим фактором, определяющим успех процедур анализа. Некорректные исходные предположения приводят к неверным выводам о поведении организационных систем. Их использование может привести к непредсказуемым последствиям, в результате чего цель, на которую направлено решение, не будет достигнута.

В ходе реализации методик принятия решений, основанных на использовании процессов анализа и синтеза, оценка эффективности и выбор наиболее оптимального решения осуществляется не только с точки зрения объекта, в отношении которого принимается решения, но и сточки зрения интересов организации в целом. из этого следует, что результирующее воздействие системы управления организацией обеспечивает выбор оптимального пути достижения цели, стоящей перед организацией в целом, что соответствует оптимизации действия организационной системы.

Подводя итог, отметим, что закон единства анализа и синтеза организационных систем предусматривает использование исследовательского метода, состоящего в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или реально разбивается на составные элементы (подсистемы, звенья, признаки, свойства, отношения и т.п.). Такой подход обеспечивает возможность изучения каждого элемента в отдельности с целью выявления их роли и места в системе.

В дальнейшем элементы, изученные в процессе анализа, подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы путем анализа ее нового состояния. Таким образом, в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется непрерывный цикл совершенствования системы управления организацией и корректировка ее организационной структуры.

Заключение


Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки). Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт. Законы организации по важности делятся на 2 уровня: - основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития) - менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации.


Список использованной литературы


1.      Беляев А.А. Система законов организации// Вестн. ун-та / Гос. ун-т упр. Сер.: Нац. и мировая экономика. 2001 . N 1. - С. 107-117.

2.      Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. - СПб, 2001.

3.      Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2000.

4.      Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 1999 г. - 196 с.




[1] Беляев А.А. Система законов организации// Вестн. ун-та / Гос. ун-т упр. Сер.: Нац. и мировая экономика. 2001 . N 1. - С. 107-117.

[2] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 1999. – с.53

[3] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 1999. – с.59