Содержание
Введение. 3
1. История возникновения образования. 5
1.1. История древнейших школ на Земле. 5
1.2. Рациональность как предпосылка и принцип образования. 7
2. Развитие образования на современном этапе. 14
2.1. Содержание образования. 14
2.2. Роль системы образования в обществе. 24
2.3. Международные организации и программы в образовании. 30
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Введение
В узком смысле образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к определенным ролям. Основной путь получения образования при этом – обучение в учебных заведениях и самообразование. Содержание общего и профессионального образования обусловлено требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Такое образование способно нейтрализовать внешние воздействия для сохранения своей целостности, и в нем формируется умелый субъект, способный действовать в заданных условиях, но далекий от роли творца себя и общества.
В широком смысле образование трактуется как феномен культуры, опыт, целенаправленно транслируемый институциональными и иными способами, среди которых ведущим, но не единственным является система образования23. При широком культурологическом подходе образование понимается как процесс накопления, усвоения, передачи и развития социального опыта. Образованию необходима внутренняя инерционность, способность использовать внешние воздействия для сохранения своей целостности. При культурологическом понимании смысл жизнедеятельности субъекта становится качественно иным. На основе осознанной потребности в качественно ином образовании формируется творческий субъект, способный развивать знания, расширять сферу своей деятельности, преобразовывать себя, участвовать в преобразовании общества и всего мира. Субъект обретает возможность раздвинуть границы социального пространства и увеличить объем социального времени по сравнению с имеющимися в распоряжении живущего поколения людей физическими временными и пространственными ресурсами.
Принципиальным является вопрос о характере образовательной потребности, ради которой функционирует и воспроизводится система образования. Образование в узком смысле относится к разряду социальных и эгоистических потребностей (по типологии А. Маслоу). Потребность в нем выражает стремление человека продвинуться по социальной лестнице, закрепиться и получить признание в желаемом статусе. Реализация образовательной потребности в этом случае совпадает с социальной мобильностью, а ее развитие носит сугубо прагматический характер. Для этого хватает усилий умелого субъекта, который не связывает своих перспектив с развитием своей образовательной потребности. Понимание образования как социальной и прагматической потребности только такого социального субъекта и может сформировать.
Культурологический смысл образования несет в себе иную функциональную нагрузку. Оно выступает как потребность в формировании и самореализации социального субъекта и, следовательно, как потребность в сохранении и развитии общества. В соответствии с этим видением образование пронизывает и объединяет все уровни иерархии общественных потребностей.
Актуальность работы заключается в том, что в России проблематика образования представляется более значимой и острой, чем на Западе и Востоке. В нашей стране действуют процессы и явления, характерные как для Запада, так и для Востока, а традиции образования и общественной жизни остаются в целом чрезвычайно влиятельными, несмотря на кризисное развитие после распада СССР.
Объект изучения – эволюция потребностей человека в образовании от древнейших времен до сегодняшнего времени.
Цель работы – рассмотреть одну из потребностей человечества, потребность в образовании.
Задачи работы – изучить историю возникновения образования, рассмотреть развитие древнейших школ на Земле, определить роль образования в современном обществе.
1. История возникновения образования
1.1. История древнейших школ на Земле
Когда же появилась школа? В Средние века, в Древней Греции, Риме или Египте, а может быть, еще раньше? Казалось бы, какая школа без учителя, который научит читать, писать, считать? А если сам учитель понятия не имеет о грамоте? Такое было. Еще у древних людей (1,5 млн – 200 000 лет до н.э.) старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с младшим опытом, который само приобрело от предшествующих поколений. И, несмотря на то, что в эту эпоху обучение еще было очень примитивным, именно оно явилось предпосылкой и основой преемственности поколений, оно было необходимо для развития производства, культуры и цивилизации. Простейшее обучение младших старшими является частным проявлением общего закона взаимопомощи между поколениями.
Крупнейшим явлением духовной жизни людей на протяжении всего периода формирования человечества была речь. Уже в эпоху древнейших людей язык обогащается количественно. Но только появление Человека Разумного (100 000 лет назад) открыло перед языком возможности дальнейшего развития.
Развитие речи, а затем и письменности, определяет развитие процесса обучения, именно поэтому необходимо показать взаимообусловленность возникновения школ и письменности на Земле.
При первобытно-общинном строе уже учили детей. С ранних лет их приучали жить по тем правилам, которые были приняты в той или иной общине. Когда проходило раннее детство, мальчики познавали искусство охоты, рыболовства и ведения войны, а девочки учились прясть и ткать, шить одежду, готовить пищу. Многие навыки и умения, например владение оружием и орудиями подростки приобретали в игре.
В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система нотной грамоты, изобретены колесо, монеты, процветали различные искусства.
Письмо возникло, как полагают, в Египте и Месопотамии примерно одновременно. Обычно изобретателями клинописи считают шумеров. Но сейчас уже накопилось много свидетельств того, что шумеры заимствовали письмо у своих предшественников в Месопотамии. Однако именно шумеры развили это письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Первые кленописные тексты относятся к началу второй четверти III тысячелетия до н.э., а через 250 лет была создана уже развитая система письменности.
О программе школьного образования дают представление прежде всего гимны шумерского царя Шульги (2093-2046 до н.э.) и так называемый экзаменационный тест старовавилонского периода. Судя по гимнам Шульги, у шумеров идеалом образования считалось полное владение письмом, искусством певца и музыканта и умение выносить законные и разумные решения, а также разбираться в жертвоприношении богам. В упомянутом экзаменационном тесте, составленном в форме диалога между учеником и учителем, содержится перечень всего того, чему ученик должен был выучиться в школе. В их числе названы четыре арифметических действия, умение измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах.
Источниками математических знаний были математические таблицы и «проблемные тексты». С помощью таблиц производились умножение и деление, извлечение корней, перечислялись квадраты и кубы. «экспоненциальные функции», нужные для вычисления сложных процентов. В «проблемных текстах» либо излагалась задача, с приведением обоснованных фактов и цифр, описанием затем шаг за шагом способа ее решения, либо содержалось большое количество задач без указания решений.
Обучение было основано на бесконечных повторениях.
Зарождались и новые методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора причем не только с преподавателем и одноклассниками, но и с воображаемым предметом[1].
Мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с возникновением и развитием школы. Значение древнейших школ на Земле было велико. Несмотря на трудную долю ученика, которая выпадала ему во время учебы, писцовое образование было необходимо для последующего продвижения по службе. Тех, кто заканчивал дома табличек, можно было назвать счастливыми. Без этих домов табличек наверняка не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры, - они умели не только считать, читать, умножать, делить, но и писать стихи, музыку, они знали астрономию и менералогию, создали первые библиотеки и многое другое. Изучение истории всегда очень увлекательно и, кроме того, способствует осмыслению накопленного человечеством опыта, сравнению его с сегодняшним днем, т.е. дает все новую и новую «пищу для размышления».
1.2. Рациональность как предпосылка и принцип образования
Процедуры самосознания (рефлексии) выступают ведущей темой греческого образования и рассматриваются при обращении к Сократу, который ставит в центр своих философских взглядов проблему человека. Смысл воспитания он понимал не как систематизацию знаний, а как познание смысла добродетели путем познания и самопознания, отыскания истины.
Образование как основа для упорядочивания общества рассматривается у Платона, как искусство управлять человеческим стадом, искусство политического воздействия. Изменение системы ценностей и бытия должно привести к изменению человека, к его совершенству.
По Аристотелю, образование, познание и рационализм составляют один образовательный ряд. Он выделил три ступени познания для человека: искусство (техническое знание), наука (теоретический характер многообразия искусств) и философия (подлинная мудрость). Задачей системы образования Аристотель считал передачу разнообразных фундаментальных знаний, последним этапом которой было изучение философии и риторики. Рационализм в его понимании Аристотеля - это то, что знание общего не появляется из знания единичного, а лишь выявляется благодаря единичному.
Современное образование представляется через систему рациональных способов воздействия на личность в соответствии с социально значимыми целями и достигаемыми результатами.
Рациональные методы воспитания и образования разрабатывались, начиная с античности. Позднее социалисты-утописты выдвигали ряд требований к системе образования, которые актуальны и в настоящее время. Они затрагивали такие вопросы, как учет возрастных особенностей игры в процессе обучения, развитие природных способностей и задатков, требование к ребенку логически мыслить[2].
Основные концепции современной системы образования сложились в эпоху Просвещения, когда сформировались основные принципы образования. Базируясь на философских идеалах Р.Декарта, педагогическая мысль создает классическую систему образования, в которой господствует рациональность и нет места иррациональным проявлениям человека. Одним из основателей классической системы образования был Я.А.Коменский, который в своей работе «Великая дидактика» отразил цели и назначение образования в трех принципах, таких как: принцип социальной полезности («нужно преподавать то, что приносит пользу»); принцип социального равенства (все без социального различия могут получить образование); принцип универсальности знаний (многообразие наук)[3].
Классическая система образования представляла собой авторитарную педагогику, в которой ученик рассматривался как объект, а учитель - как субъект образования.
В XIX в. представление о науке как единственной форме рациональности в образовании изменилось, произошел решительный поворот в сторону иррациональности. Появляются такие течения, как экзистенциализм, феноменология, персонализм, «коллективная психология» Ле Бона, «критическая теория общества» франкфуртской школы, «философия жизни» и т.д.
В эпоху немецкой классической философии рациональность признается единственно приемлемой формой образования. Так, И.Кант в своих идеях и мыслях о педагогике отмечает, что человек в отличие от животного рождается беспомощным и нуждается в уходе и образовании. Он выделил две формы образования: отрицательную (дисциплина) и положительную (обучение). Дисциплина призвана в системе воспитания и образования укрощать в человеке дикость.
Примером авторитарной педагогики служит педагогическая система И.Ф.Гербарта, с которой Г.В.Ф.Гегель был согласен. Он считал, что необходимо подавлять личность ради высших государственных целей. Муштра, согласно Гегелю, способствует развитию духа, так как противостоит природной лени и вынуждает с точностью выполнять чужие распоряжения, ломает своеволие и воспитывает волю. В процессе образования педагог не должен находить индивидуальный подход к ученику, он обязан заставить индивида жить и думать в рамках совершенно безличной дисциплины. Целью этого образования является необходимость дать вместо поверхностных прочные знания[4].
Г.С.Спенсер в работе «Воспитание умственное, нравственное и физическое» дает научный анализ постановки воспитания. Он отмечает два значения знания: прямое – «собрание сведений, пригодных в жизни для выполнения тех или иных практических задач», и косвенное - как орудие умственной дисциплины. Ценность знаний, по Г.Спенсеру, в том, чтобы человек руководил своими поступками[5].
Образование транслирует те законы, которые открывает наука и которые есть истина. Другие способы познания и освоения мира оставались за рамками этой логической схемы. Поэтому в техногенной цивилизации процесс образования подчинен развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления. Параллельно образованию идет процесс воспитания.
Авторитарный стиль отношений пронизывает весь процесс обучения, не считаясь с какой бы то ни было познавательной инициативой со стороны обучаемого.
Таким образом, система образования, выстроенная в соответствии с идеалами и нормами классической науки, функционирует как закрытая, что лишает ее способности к саморазвитию. Подобная модель образования в ХХ столетии исчерпала себя. Формирование современной концепции связано с теми значительными изменениями, которые произошли в наших представлениях о природе, процессах познания и развития человека за последние годы.
Философия образования и педагогика, как альтернатива современному образованию, выдвигают модели новых школ, направлений и методов, способных сделать школу открытой. Среди примеров альтернативных методов в образовании можно назвать «синергетическое образование» (Г.Шефер). В основу этого направления положены принципы самоорганизации и саморазвития личности как ценности. Опережающее образование в отличие от традиционного стремится к взаимодействию образования и науки. Целью такого образования являются фундаментальные знания, самообразование, творчество в процессе обучения.
Образование задает тип личности, соответствующий его целям и содержанию на каждом конкретном этапе. В системе образования прослеживается переход от репродуктивной модели к продуктивной, основанной на гуманистических и культурологических принципах.
Образование играет первостепенную роль в жизни человека. Традиционно модель знания понималась как усвоение, сейчас стремятся перейти к пониманию принципов, методов, способов действия, а не знания и теории.
Философия образования рассматривает человека в двух аспектах: в отношении социализации и в отношении его психического (духовного), телесного, родового изменения. Внутри социализации образование создает условия для психического изменения человека. В рамках социализации образование дискретно. Социализация и образование создают условия, которые способствуют развитию и самоорганизации психики, телесности, духовности.
Для того, чтобы изменения человека шли в том направлении, которое необходимо обществу, необходимо создать: «образовательную среду» (стимуляцию активности учащихся) и «образовательные тексты» (схемы, символы).
Образование - многогранный системный феномен, который можно представить как уровень, процесс, деятельность, институт. На уровне самосознания человека оно является функцией познания. Впитывая знания, добытые наукой, человек познает окружающий его мир. Образование формирует человека интеллектуально, духовно, физически, способствует становлению и социализации личности.
Образование находится в тесной связи с наукой, производством и обществом. Достижения науки не всегда используются в образовательных целях из-за их узких рамок и ограниченности образовательного процесса во времени. Образование в современных условиях поражено кризисом, что не может не отразиться на нашей мотивации и социальном поведении. Социализация личности в данных условиях происходит локально. Новая парадигма образования должна помочь человеку жить в гармонии с окружающей природой и людьми. Образование, получаемое сейчас, готовит узкопрофильного специалиста - в этом его недостаток. Оно должно давать целостное знание. Сила учения выражается в пробуждении познавательного интереса.
Современное образование выполняет функциональные (подготовка учащихся) и сущностные (взаимосвязь сущности человека и развитие культуры) функции. В этом процессе социализация и инкультурация играют важную роль для дальнейшего развития, самовыражения, самоизменения, самообразования, самоидентификации личности.
Раскрывая принципы культуротворческой школы, А.П.Валицкая пишет о том, что изменение парадигмы образования меняет и тип социализации личности. Образование делает переход от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (Л.Выготский)[6].
Н.Ф.Голованова описывает проблему социализации в теоретическом плане и предполагает ее рассмотрение с позиций: трансляции культуры; действия факторов институтов и агентов социализации; общения; ценностей, установок и стереотипов общества; творческого развития личности. Основными параметрами социализации в процессе образования личности выступают целеполагание, поиск нового содержания педагогического воздействия и новых способов социального опыта.
Компонентами социализации как педагогического явления выступают: содержание, средства, субъект - объект, цель.
Содержание социализации определяется конкретно взятым обществом и социальным опытом ребенка, тогда как средства социализации представляют собой многообразие элементов окружающей среды.
Главная задача процесса социализации - характеристика воспитанника как носителя социального опыта. Этот процесс пройдет более успешно, если образование будет направлено на объективные условия в школе и на субъективную основу личности.
В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества. Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.
В процессе социализации личность, входя в социальную среду, усваивает уже существующие нормы и ценности (репродуктивная деятельность) и в то же время преобразует их, выходя за рамки прошлого опыта (продуктивная, творческая). Социализации личности - это процесс, посредством которого формируется личность через систему воспитания и образования, он продолжается всю жизнь, охватывая все сферы деятельности человека, так как человек «не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» (К.Маркс).
Процесс социализации личности считается эффективным при установлении своеобразного баланса между идентификацией личности и обществом и обособлением в нем. Структура же личности - это трехуровневая система, отмечает профессор Я.Щепаньский, включающая биогенные, психогенные и социогенные компоненты, совокупность которых обосновывает сущность процесса социализации[7].
2. Развитие образования на современном этапе
2.1. Содержание образования
Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить «исследователя-энциклопедиста», «широкообразованного естественника», «гуманитария-краеведа». Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования[8].
Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв. - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое «классическое» образование.
Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв. - Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое «реальное» образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому - ущербному - виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:
- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности;
- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:
- систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;
- систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:
- соответствие социальному заказу общества;
- соответствие потребностям учащихся;
- соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:
- минимум содержания основных образовательных программ;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню подготовки выпускников школы.
Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школы. Учитывая только этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору; можно было снизить требования к «невузовским» учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы в то же время меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования предусмотрено:
- выделение ядра образования, обязательного для всех школ;
- усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования;
- сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов;
- усиление внимания к развитию школьников;
- ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности.
Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
- адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
- овладение разными видами деятельности;
- сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
- определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
В структуре учебного плана выделяются:
а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным, и к национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:
- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
- обязательные занятия по выбору учащихся;
- факультативные занятия.
Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделением образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и вариативную его составляющие. План включает представление содержания образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор образовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутри- и межпредметные связи. Например, знания о человеке (в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего мира, природоведения или специального курса «Человек».
В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.
В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.
Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах, и их разработчикам полезно знать следующие их характеристики:
- гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;
- интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика и информатика и т.д.);
- дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирование состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
- унификация: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;
- гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов.
Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из следующих уровней:
- базовый уровень - это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;
- повышенный уровень - это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
- промежуточный уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.
Минимальный образовательный стандарт определяет запас знаний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вести достойную и успешную жизнь в обществе.
В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся овладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стандарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.
На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в вузе.
Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются уровнем требований к абитуриентам соответствующих вузов.
Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.
Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы представляет собой осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно-дифференцированной.
Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.
На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ.
Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет учащимся возможности:
- получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;
- обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;
- формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;
- удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;
- обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.
Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:
- получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;
- углубленной подготовки по предметам различных циклов;
- развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;
- свободного выбора будущей специализации.
Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.
2.2. Роль системы образования в обществе
В XXI веке человечество вынуждено решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д.
Правдоподобной гипотезой
является то, что образование XXI века является ключом к решению перечисленных
выше глобальных проблем современного мира, хотя известно, что образование
помогало решить проблемы человечества не только
Вильгельм фон Гумбольд, впервые отстоявший идею государственной устойчивой поддержки университетов, сделал это в период вторжения наполеоновских войск на территорию германских государств. Занимаясь реформой прусской образовательной системы, организовал в 1810 году Берлинский университет.
Из истории высшего образования в США можно привести такой пример. Решение Ф. Рузвельта о беспрецендентной поддержке университетов в годы великой депрессии. В конечном счете, именно это помогло стране преодолеть кризисное состояние и достичь позиций мирового лидерства в области организации современного производства и наукоемких технологий. Можно напомнить крылатую фразу «Америка богата не потому, что у нее много денег, а потому, что у нее много университетов».
Заметим, что, к сожалению, эти очевидные факты не особенно учитывались российскими чиновниками высшего уровня до недавнего времени, хотя понятно, что нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
По мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов Развитие экономики в предстоящие десятилетия, будет определяться ресурсами, имеющие две разные окраски: «черное золото» и «серое вещество».
Подтверждением того, что именно «человеческий капитал» является основным национальным богатством, являются денежные оценки национального богатства, произведенные Всемирным банком.
В структуре национального
богатства доминирует «человеческий капитал», составляющий в среднем 2/3 от
общего национального богатства, Таким образом, подтверждается тезис о том, что
в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения
экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление
знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического развития, на поддержание
которых в мире ежегодно тратится
Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики.
Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. Применительно к России правительство не должно связывать стратегию ее развития, опираясь только на ее природные ресурсы, образно говоря, оно не должно связывать судьбу России только с газовыми и нефтяными трубами.
Образовательная сфера в развитых странах давно превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 - 1,9 единиц произведенного ВВП. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России в первой декаде XXI века. Как показывает опыт многих стран, только ее опережающее развитие одновременно формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Политика государства должна быть направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном плюралистическом меняющемся мире. Для этого необходима гибкая и точная адаптация системы образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, формирование способности к продуктивному труду и социальному партнерству.
Таким образом, невнимание к образованию следует рассматривать как разбазаривание человеческих ресурсов и пресекать попытки сократить масштабы как системы образования в целом, так и системы высшего образования. Социальная значимость высшего образования в условиях рыночной экономики, его прагматическая ценность позволяет специалисту с высшим образованием достойно продать свои интеллектуальные услуги работодателю.
В настоящее время прагматическую ценность образования, можно количественно косвенно оценить по уровню безработицы среди людей, имеющих различный уровень образования. Эти отклонения хорошо иллюстрируются показателями безработицы в мире в зависимости от уровня образования.
Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. При стабилизации расходов на финансирование других отраслей социальной сферы государство должно сосредоточить прирост средств именно на улучшении образования. Можно утверждать, что если пенсионная система воздает прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают настоящее, то образование работает на будущее страны. Его развитие является, по сути дела, условием развития других отраслей социальной сферы. Образование задает динамику качественного развития общества.
Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования осталась одним из немногих полей национального согласия, объединительным общественным фактором. Образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший период.
Осознание того, что будущее человечества, его выживание связано с дальнейшим развитием науки и образования, привело к значительному расширению охвата молодежи соответствующих возрастных групп образованием. К началу 90-х годов число учащихся в мире в сравнении с 1960 годом утроилось и достигло более 900 млн. чел. Численность студентов очных отделений вузов США увеличилась в период 70-80 гг. с 5,5 млн. человек до 7,3 млн. человек, или в 1,4 раза, а численность студентов дистанционного обучения - с 2,4 млн. до 5,5 млн. чел. или в 2,3 раза. Среднегодовые темпы роста дистанционников в Великобритании в тот же период составили 10,8%, а студентов - очников - только 2,3 %.
Применительно к России также прослеживается тенденция увеличения численности поступающих в вузы. По данным Центра исследований и статистики науки, если в 1990 году численность студентов была 190 человек на 10 000 населения, то в 1998 году уже 245 человек.
В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве. Основной социальной ценностью становится не государство, не общество, не социальная группа, а отдельный индивидуум, возрастает роль индивидуального труда и образования. В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в образовании всех членов общества, которое должно стать непрерывным, доступным, развивающим и опережающим. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения этих потребностей. О спросе на образование говорит и неуклонный рост конкурса на вступительных экзаменах. Если в 1992 году было 185 чел. на место, то в 1999 году 203 человека на место.
Примечательным фактом в системе образования становится устойчивая тенденция увеличения доли студентов, сочетающих учебу с трудовой деятельностью, сопровождающаяся быстрым развитием и широким применением разнообразных технических средств, обеспечивающих высокий качественный уровень обучения. Среди них:
-компьютерная и информационная технологии;
-спутниковые системы связи;
-учебное (включая кабельное) телевидение, видеокассеты;
-массовая телефонизация с возможностью доступа к информационным системам;
-глобальные и региональные сети (Интернет и т.д.).
Современные сетевые технологии становятся неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире, чем определяются достаточно большие инвестиции в эту область в настоящее время. Например, в США в 1998-99 учебном году различными университетами и корпорациями было израсходовано почти 2 миллиарда долларов на проекты по созданию, развитию и поддержке новых форм университетского и постуниверситетского образования, поскольку:
по оценкам экспертов в США за период с 1998 по 2004 год у них должны пройти переквалификацию около 25 миллионов работников;
компании намерены повышать квалификацию своих сотрудников, не отрывая их от основной деятельности;
студенты-очники хотят создать комфортные условия для своего обучения, позволяющие подрабатывать в процессе обучения.
Аналогичные проблемы встают и перед российской высшей школой.
Информационное общество предъявляет весьма жесткие требования к уровню квалификации и времени переобучения работников, поэтому существующая схема «университет, преподаватель и его профессиональные знания» объективно заменяется новой «студент и его потребности в образовании». Образование должно стать доступным любому человеку, в любом месте, в любое время и по любой специальности.
Значимость современного образования требует, как обоснованно считают большинство исследователей радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Это характерно не только для российской системы, но и для всех систем образования в мире, и часто называется кризисом образования.
Над проблемой определения стратегии реформирования и дальнейшего развития системы образования работают сейчас специалисты многих стран мира. Так, например, Япония формирует свою новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года, а Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приступила в 1998 году к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года», в котором значительное внимание уделяется облику перспективной системы образования[9].
2.3. Международные организации и программы в образовании
В развитии образования играют роль международных организаций, таких, как ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз и других трудно переоценить. Эти организации проводят международные конференции по проблемам образования, заключают специальные международные соглашения о взаимном признании дипломов, разрабатывают и осуществляют специальные программы, помогающие студентам из стран Восточной Европы присоединиться к уже сложившейся системе образования. Рассмотрим структуру, формы деятельности и основные международные программы.
ЮНЕСКО
В системе Организации Объединенных Наций ЮНЕСКО представляет собой главное звено и основную арену сотрудничества в области образования. Действительно, именно на нее государства-члены непосредственно возложили ответственность «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии». Это означает, что ее миссия носит, прежде всего, этический характер и что вся ее деятельность во всем мире направлена на достижение этих идеалов.
Деятельность ЮНЕСКО в области образования охватывает следующие направления. Большая часть мероприятий технического сотрудничества сосредоточена в трех основных сферах: политика, планирование и администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1% проектов), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%). Политика, планирование и администрация в области образования охватывают научные исследования и подготовку кадров, а также вопросы, касающиеся школьных инфраструктур и широчайшей сферы деятельности, связанной с реформами систем образования.
К числу других областей, в которых ЮНЕСКО по просьбе государств-членов принимает участие, относятся следующие: разработка программ, научные исследования в педагогике, распространение грамотности, высшее образование, дошкольное воспитание, образование взрослых и образование лиц с физическими и умственными недостатками.
Конкретная деятельность ЮНЕСКО также развивается по трем основным направлениям. Первое направление представляет собой нормативную деятельность, в частности выполнение пересмотренной Рекомендации о техническом и профессиональном образовании, путем проведения исследований но вопросам национальной политики при тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью.
Вторым направлением является укрепление инфраструктур на национальном уровне: развитие подготовки преподавателей для технического образования, разработка учебных программ на национальных языках, использование местных ресурсов для строительства и ремонта учебных помещений и оборудования.
Третье направление этой программы представляет собой обмен информацией. Он происходит путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней и ряда исследований, отражающих самые последние тенденции.
Выполняя свои программы,
ЮНЕСКО помогает созданию прочных основ планирования образования, повышению
эффективности процесса образования и увеличению его вклада в процесс развития
личности и экономического, социального и культурного развития. Эта задача
выполняется в различных формах подразделениями ЮНЕСКО на всех уровнях -
национальном, региональном и международном, как отделами в штаб-квартире в
Париже, так и находящимся в Женеве Международным бюро просвещения (МБП), региональными
бюро ЮНЕСКО, которые являются представительством Секретариата в регионах, и
Международным институтом планирования образования (МИЛО), который в Париже
готовит специалистов по планированию и администраторов в области образования
многих стран мира. Этой же цели служат публикации Службы печати ЮНЕСКО и такие
периодические издания, как журнал «Перспективы», который выходит на шести
языках. Кроме того, существуют два региональных центра: Европейский центр по
высшему образованию (СЕПЕС) в Бухаресте и Региональный центр высшего
образования в Латинской Америке (КРЕСАЛК) в Каракасе, располагающие каждый
центром информации и документации. Наконец, созданный в
Совет Европы
Совет Европы (СЕ) - одна
из старейших международных межправительственных политических организаций на
Европейском континенте - был основан в
Вопросы образования
находили отражение в деятельности Совета Европы с самого начала его
существования. С разработкой, принятием и открытием к подписанию в
Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (Council for cultural cooperation - CCC). Сотрудничество в области образования и культуры в рамках Совета установлено на регулярной основе между 51 страной. Список проектов СЕ за прошедшие годы достаточно велик. В частности, он включает в себя и крупный проект по среднему школьному образованию, в котором на первый план выдвигались роль и значение среднего образования в подготовке молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. СЕ поощрял школьные связи и обмены, помогал создавать сети обмена информацией и устанавливать партнерские связи, организовывал работу по взаимному признанию дипломов по всей Европе, опубликовывал результаты исследований и практические руководства как для учителей, так и для тех, кто принимает решения.
В своих программах и проектах СЕ также уделял большое внимание университетам, помогал решать их проблемы, стимулируя сотрудничество между ними, сбор и распространение информации по этим вопросам и учреждение европейских проектов по высшему образованию. Приоритеты СЕ в этой области включали доступ к высшему образованию, признание эквивалентности дипломов и квалификаций, законодательную реформу в области высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы.
В 1995-
Основным органом, через который планируется и осуществляется сотрудничество в области образования в рамках культурного сотрудничества является Совет по культурному сотрудничеству Совета Европы. Из своего состава CCC избирает Руководящий комитет по культурному сотрудничеству. Структурно CCC состоит из комитетов по образованию, культуре, культурному наследию, высшему образованию и исследованиям. Комитет по образованию готовит проекты программ деятельности СЕ. Важную роль в международном сотрудничестве в области образования на высшем уровне играет проводимая один раз в три года Постоянная конференция, которая вырабатывает рекомендации, адресованные правительствам государств-членов и Совету Европы, и таким образом существенно влияет на содержание его проектов и программ в области образования,
Всю работу по подготовке и организации различных мероприятий Совета Европы (конференции, семинары, симпозиумы, педагогические исследования и т.п.) и текущее руководство программами осуществляет Секретариат СЕ, Департамент образования входит в состав Управления образования, культуры и спорта Секретариата. Структура департамента включает отдел высшего образования и исследований (который состоит из секции высшего образования, секции исследований и группы по законодательным реформам), секцию школьного и внешкольного образования, секцию современных языков и секретариат Постоянной конференции министров образования, занимающийся подготовкой ее сессий.
Активно участвует в
осуществлении сотрудничества в области образования и созданный еще в
Программа деятельности СЕ
в области образования на 1998-2000 гг. была принята на январской
Лиссабонская декларация
В своем большинстве
европейские конвенции, посвященные вопросам высшего образования, относились к
50-м и началу 60-х годов. С тех пор система высшего образования в Европе
претерпела кардинальные изменения, в частности на национальных уровнях,
произошла заметная диверсификация высшего образования. Увеличилось число
частных учебных заведений, заметно возросла и академическая мобильность. В
связи с этим возникла необходимость создания общего документа, который бы
синтезировал все предшествующие акты. В конце
NARIC -Национальные
информационные центры по академическому признанию, учрежденные Европейским
союзом). Таким образом, была предпринята попытка создания модели всемирной конвенции
о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования.
Результатом всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и
ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в
Европейском регионе, подписанная в Лиссабоне в
Лиссабонская конвенция
представляет собой попытку создания модели некоторой всемирной конвенции о
признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования. Результатом
всей этой подготовительной работы явилась Конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о
признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском
регионе, подписанная в Лиссабоне в
Сорбонская и Болонская декларации
В
Сорбонская декларация явилась политическим подтверждением необходимости глобализации высшего образования. На конференции в Париже присутствовали представители многих университетов мира. В декларации призывалось «признать в международном масштабе уже сложившуюся практику получения высшего образования трех ступеней-3 года первой ступени (бакалаврнат), 5 лет второй ступени (магистратура) и 8 лет третьей (получения докторской степени)». Декларация также провозгласила цель скорейшей «гармонизации» европейского высшего образования. Идея «гармонизации» в Сорбонской декларации связывалась с построением системы европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней (но не с содержанием или структурой учебных планов), для чего необходимо принять общие определения дипломов и циклов обучения.
Сорбоннская декларация, призвав создать общее «европейское пространство высшего образования», явилась попыткой министров образования крупнейших стран - членов ЕС дать новый стимул европейской интеграции. Декларация была открыта для присоединения всех остальных стран - членов Союза и других европейских стран
Болонская декларация
В
Заключение
Хотя реализация человеческих потребностей не подчиняется жесткой иерархии, образовательная потребность должна быть отнесена к высшим потребностям. Являясь в сущности главной в процессе самореализации личности, она может быть удовлетворена даже в условиях частично нереализованных физиологических и социальных потребностей, но может послужить фактором формирования последних. И, наоборот, реализованные низшие потребности не обязательно обусловливают дальнейшее формирование высшей образовательной потребности. Исходя из этих особенностей связи образовательной потребности с другими можно сделать вывод, что образовательная потребность не только включена во все уровни иерархии потребностей, но является системообразующей потребностью человека и общества. В этом смысле она относится к разряду высших, сущностных потребностей общества как социальной системы.
Образовательная потребность социального субъекта формируется в двух направлениях. Первое – образование как потребность в улучшении социального статуса, и в этом случае ее реализация доступна даже отсталому социальному субъекту. Но непрерывная статусная борьба ведет к исчерпанию жизненных сил общества и человека, и образование в этом плане воспроизводит неустойчивость социальной системы. Второе направление – образование как потребность в непрерывном развитии социального субъекта как творца культуры, гаранта сохранения цивилизации. В этом случае взаимодействие социальных субъектов подчинено цели сохранения целостности общества и ценности человека как единственного способа их выживания, а реализация образовательной потребности системообразует материальное и духовное производство, обусловливает развитие других общественных потребностей.
Список литературы
1. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования. М.: Русская школа, 1996.
2. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. М.: Просвещение, 1954.
3. Заболотных В.А. Человек разумный. СПб: Питер, 1996.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. К вопросу о проблеме рациональности как принципа европейского образования // Сб. науч. работ аспирантов и молодых преподавателей. Ростов н/Д, 2000. Ч.1.
6. Концепция диссертации. Европейский рационализм в контексте образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1.
7. Кумбс Ф.Г. Мировой кризис образования. М.: Знание, 1968.
8. Матвеева Н.А. Социология образования. Екатеринбург: ЛИГА-СТАР, 1996.
9. Рациональность: ее генезис и роль в современной системе образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1.
10. Социология образования перед новыми проблемами. Барнаул: ГБУ, 2001.
[1] История образования и педагогической мысли за рубежом
и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И.
Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С.
[2] Рациональность: ее генезис и роль в современной системе образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1. С. 13.
[3] К вопросу о проблеме рациональности как принципа европейского образования // Сб. науч. работ аспирантов и молодых преподавателей. Ростов н/Д, 2000. Ч.1. С. 46.
[4] Заболотных В.А. Человек разумный. СПб: Питер, 1996. С. 88-89.
[5] Социология образования перед новыми проблемами. Барнаул: ГБУ, 2001. С. 73.
[6] Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. М.: Просвещение, 1954. С. 137.
[7] Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах
образования. М.: Русская школа, 1996. С.
[8] Кумбс Ф.Г. Мировой кризис образования. М.: Знание, 1968. С. 55-56.
[9] Матвеева Н.А. Социология образования. Екатеринбург: ЛИГА-СТАР, 1996. С. 175.
[10] Концепция диссертации. Европейский рационализм в
контексте образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. №
1. С.