СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Сущность, назначение контроля и административного надзора как специальная разновидность государственного контроля…………………………4
2. Контроль, как метод обеспечения законности деятельности органов управления…………………………………………………………………………...5
3. Надзор за деятельностью органов управления………………………………….6
4. Особенности обеспечения режима законности в деятельности органов управления………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………..13
Введение
Цель данной работы: описать сущность контроля и надзора за деятельностью органов управления.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассматривается сущность, назначение контроля и административного надзора как специальная разновидность государственного контроля;
2. описывается контроль, как метод обеспечения законности деятельности органов управления;
3. показывается надзор за деятельностью органов управления;
4. рассматриваются особенности обеспечения режима законности в деятельности органов управления.
Управление – есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация). Развитая правовая основа деятельности исполнительной власти прежде всего должна удовлетворять следующим критериям: соответствие юридических норм естественному праву; господство закона; полота и дифференцированность; высокая юридическая техника. Организация и функционирование государственной администрации должны быть урегулированы прежде всего актами высшей юридической силы – законами.
1. Сущность, назначение контроля и административного надзора как специальная разновидность государственного контроля
В системах социального управления контроль и надзор – важнейшие виды обратной связи, по каналам которой субъекты исполнительной власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов. Содержание контроля состоит из: 1 наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получение объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Фомы сбора информации – изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.; анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов; принятия мер по предотвращению нарушений законности, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, пресечения противоправной деятельности; учета нарушений, выявления их причин и условий; выявление виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие субъекты в праве сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, а других – обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами. В зависимости от объема контроля и надзор различают собственный контроль и надзор, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор – это суженный контроль. Внешний контроль за государственными органами исполнительной власти осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.
2. Контроль, как метод обеспечения законности деятельности органов управления
Контроль как метод обеспечения законности
Контроль – метод обеспечения законности в государственном управлении, заключающийся в проверке того, что сделано по конкретному вопросу, и ограниченный рамками служебных отношений. 1 Классификация видов контроля: 1. По субъектам проведения: государственный; парламентский; судебный; правительственный; внутриведомственный; межведомственный (межотраслевой); общественный.
2. По характеру проведения контроля: общий; специальный.
3. По времени осуществления: предварительный; текущий; последующий.
4. По объектам контроля: фактический; документальный.
Остановимся подробнее на трех видах государственного контроля.
1. Парламентский – депутатский запрос, парламентские слушания, работа Счетной палаты.
2. Судебный контроль – деятельность специального звена аппарата государства, связанная с разрешением споров. 3. Президентский контроль – осуществляет Контрольное управление Администрации Президента и его территориальные органы. 4. Правительственный контроль – осуществляется органами управления общей компетенции в следующих формах: отмена актов нижестоящих органов; перестановка кадров; наложение дисциплинарных взысканий и т.д. 5. Контроль осуществляемый отраслевыми органами контроля (внутриведомственный контроль) – осуществляет руководитель органа управления отраслью посредством ревизий, проверок и т.д. 6. Межведомственный (межотраслевой) контроль – как правил, выборочный по конкретному вопросу; осуществляется посредством ревизий, проверок, экспертиз в рамках внеслужебного взаимодействия. 1
3. Надзор за деятельностью органов управления
Судебный надзор за законностью органов управления
Важнейший аспект судебного надзора за законность органов управления – право граждан на судебную защиту (административная юстиция). Но эта только одна из форм судебного надзора. Существуют и другие: 1
- рассмотрение жалоб организаций;
- рассмотрение исков налоговых и иных органов о взыскании штрафом;
- рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о признании незаконными актов органов исполнительной власти;
- проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;
- проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
- рассмотрение дел о преступлениях государственных служащих;
- санкционирование судьями недобровольного психиатрического лечения, помещения несовершеннолетних в спецшколы, ряда оперативно-розыскных мероприятий (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища) и процессуальных действий.
Судебный контроль (надзор):
- рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений;
- рассмотрение уголовных дел;
- рассмотрение дел, возникающих из гражданских и трудовых правоотношений;
- рассмотрение дел арбитражем.
Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.
Прямым считается надзор, когда суд рассматривает дело по жалобе (иску, обращению, протесту) о законности акта в соответствии с нормами ГПК и АПК РФ, о конституционной юстиции. По существу, это дела властных действий, выяснение этого – главная цель правосудия, и решение суда посвящается оценка законности правового акта.
А косвенный надзор осуществляется при рассмотрении гражданских, а также административных и уголовных дел. Вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом, и он рассматривается попутно.
Специального решения о законности акта исполнительной власти суд не принимает. Установив не соответствие административного акта юридическим нормам, суд либо выносит частное определение, либо возвращает дело на доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решения, постановления). 1
Надзор за законностью деятельности административной власти осуществляют все имеющиеся в России суды: мировые, общей юрисдикции, арбитражные. В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры организаций и предпринимателей с властными структурами.
Как влияют суды своими актами на законность деятельности органов исполнительной власти?
Во-первых, предупреждают нарушения, санкционируя властные действия, вынося частные определения.
Во-вторых, восстанавливают нарушенные права.
В-третьих, взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб.
В-четвертых, признают нормативные акты исполнительной власти незаконными, неконституционными, не действующими.
В-пятых, привлекают нарушителей законности к ответственности.
Право на судебную защиту существует, но реально им пользуются далеко не все. Для его реализации мало знать, что есть такое право, нужно знать как его можно осуществить, иметь определенные финансовые средства и время, не испытывая опасений по поводу возможной неблагоприятной реакции органа исполнительной власти.
Если к тому же учесть, что суды рассматривают дела, мягко выражаясь не очень быстро, что истцу приходится тратить много времени, а исполнение решений судов организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незаконных действий исполнительной власти.
Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации
Надзор за законностью деятельности органов исполнительной власти – главное направление прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями – наличие правонарушений, требующих прокурорского реагирования. 1
Прокурорский надзор:
- за актами министерств и ведомств;
- за актами предприятий, учреждений, организаций;
- за исполнением законов должностными лицами.
Прокурор, а также заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и негосударственных организаций.
При осуществлении надзора за соблюдением государственными органами исполнительной власти прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке судопроизводства, если: пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы. Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.
Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:
- протест;
- представление;
- заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным);
- предостережение.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
4. Особенности обеспечения режима законности в деятельности органов управления
Рассматриваемый режим является общим для всех сфер государственного строительства, для всех отраслей права. Конечно, в исполнительно-распорядительной деятельности он имеет ряд особенностей.
1. На органах исполнительной власти лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права.
2. Главное требование законности к государственным органам исполнительной власти – законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение и защита. борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
3. В настоящее время и в ближайшем обозримом будущем число действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала.Как правило, орган, принявший юридическую норму, вправе ее отменить, но он не в праве нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоящих органов и организаций.
Все более возрастает роль международных, государственно-правовых и административных договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения – важная задача органов исполнительной власти.
Таким образом, важная особенность законности – необходимость соблюдения наряду с законами международных и ряда иных договоров подзаконных норм, в том числе т тех, которые изданы самой исполнительной властью.
4. Нельзя и невозможно активную исполнительную власть лишать дискреционных полномочий, жестко пеленать ее юридическими предписаниями. В рамках закона она должна иметь возможность выбора оптимальных вариантов.
Целесообразно используя свои полномочия, действуя в правовых рамках, исполнительная власть должна добиваться положительных результатов, созидать. Ее деятельность должна быть эффективной, в ней законность и целесообразность должны органично сочетаться. 1
5. Исполнительная власть обязана оперативно реагировать на события реальной жизни. Осуществляя руководство в условиях чрезвычайных обстоятельств, пресекая бандитизм и во многих подобных экстремальных ситуациях, субъекты административной власти действуют в условиях дефицита информации. Поэтому существует реальная и неустранимая возможность ошибок, нарушений законности. Конечно, деятельность нужно оценивать с позиции законности, но и результат, его цена очень важны.
6. Иногда органы исполнительной власти вынуждены действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Иногда их «представляет» законодательная власть, например, когда принимаются законы, для осуществления которых у исполнительной власти нет финансов.
За последние годы приняты решения Конституционного Суда РФ, признавшие неконституционными ряд ном российских законов, а также законодательных актов РФ. Одновременно неконституционными признаны правоприменительные акты исполнительной власти, основанные на этих актах. А соответствующие изменения в законодательство вносят не сразу. И опять органы исполнительной власти вынуждена действовать в условиях правового вакуума.
7. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственных органов исполнительной власти нужна большая система гарантий.
Заключение
Организация и функционирование органов управления должны быть урегулированы прежде всего актами высшей юридической силы – законами.
Важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами публичной власти. Он благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему совершенствованию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.
Уровень законности в государстве прежде зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности.
Главное требование законности к государственным органам исполнительной власти – законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение и защита. борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
Целесообразно используя свои полномочия, действуя в правовых рамках, исполнительная власть должна добиваться положительных результатов, созидать. Ее деятельность должна быть эффективной, в ней законность и целесообразность должны органично сочетаться. На органах исполнительной власти лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права.
На состояние законности и дисциплины немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др.
Список использованной литературы
1. Алехин А. Л., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. – М.: Зарцало, 1999 г.
2. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2000 г.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Издательство НОРМА. (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000 г.
4. Бачило И. Л. Функции органов управления. – М.: Наука, 1976 г.
5. Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998 г.
6. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г.
7. «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 20.01.2002 г. № 19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995 г. – 20 ноября № 47.
8. Овсянко Д. М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999 г.
9. Старилов Ю. Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 1. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998 г.
10. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. – М.: Юринформцентр, 1998 г.
1 Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998 г. С. 418 – 471.
1 Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 503 – 537.
1 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. – М.: Юринформцентр, 1998 г. С. 279 – 283.
1 Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2000 г. С. 371 – 395.
1 Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2000 г. С. 371 – 395.
1 «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 20.01.2002 г. № 19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995 г. – 20 ноября № 47. – Ст. 4472.
1 Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Издательство НОРМА. (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000 г. С. 266 – 275.