Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1.  Современная концепция действия закона. 4

2.  Действие нормативных правовых актов. 8

2. 1.  Предметное действие. 8

2.2.  Действие во времени. 9

2.3. Действие нормативных актов в пространстве. 14

2.4. Действие но кругу лиц. 15

3.  Действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных ситуациях. 16

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

Введение


Демократическое государство представляет собой по­литическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современ­ных государств главным источником права является закон. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусско­го слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо. В современной юридической науке и практике термин "закон" употребляют двояко —. как юридический норматив­ный акт высшего органа власти, принятый в особом поряд­ке парламентом (или с помощью плебисцита), и как норма­тивный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим пред­ставительным органом государственной власти или непос­редственно народом и регулирующий наиболее важные об­щественные отношения.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на опре­деленный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до ут­раты ими силы.

Целью работы является  изучение действия нормативно правовых  актов.

Задачами работы является :

- изучение вопросов связанных с действием  нормативных актов  в пространстве, во времени, по кругу лиц,

- изучение проблем связанных с действием  нормативных актов  в чрезвычайных ситуациях.

1.  Современная концепция действия закона


Не менее важны ценности закона, которые воспринимаются, усваиваются или отторгаются, деформируются. Отношение к закону, его престиж, иными словами, самый дух законности в обществе, не являются неизменным.

Мировое сообщество в конце XX в., думается, вполне от­четливо осознало полезность и необходимость сугубо легаль­ных процедур развития, функционирования и разрешения проблем. К такому признанию приводит многие страны непро­стая эволюция юридического сознания, с одной стороны, правильно воспринимается потребность в деловом международ­ном общении, основанном на утверждении и реализации соче­таемых норм международного и национального права,— с дру­гой. Мировое сообщество видит путь и спасение от угрозы войн. экологических и иных бедствий, к всеобщему благополучию в строгом следовании императиву, который мы сформулировали бы так: «Реализуемый закон как выражение согласия всегда лучше насильственно навязываемой воли». Сложно и противоречиво протекают эти процессы в пашем обществе, которое никогда не характеризовалось, к сожалению, прочным юридическим фундаментом. И горьки уроки прошло­го. Каковы же они? Не сформировалось представление о реа­лизации закона, как способа существования общества, функ­ционирования государственных институтов, развития эконо­мики, культуры. Ввиду тонкого правового «слоя» и явной «нехватки» законов в правовой системе не выработалась по­требность создавать механизм реализации именно законов[1].

Действие закона — и в теории - и на практике — восприни­малось скорее как сообразование своих интересов с общей во­лей, которая в нем выражена. «Воля закона» легко пробивала тонкую сеть человеческих интересов, нередко подавляя их и подчиняя своему вектору движения. А одностороннее понима­ние реализации закона с помощью каких-либо отдельных средств (мер принуждения, длинной цепи правоприменитель­ных актов, организационной перестройки и т. д.) неизбежно ограничивало спектр его действия.

Действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели и преобразования общественных отношений.

Действие закона отличается от реализации других форм права своей значительностью, приоритетом, известной усложненностью процедур. Подобное различение целиком вы­текает из охарактеризованной выше специфики законов как первичных актов высшей юридической силы в правовой си­стеме. Понятием реализации закона охва­тить как бы несколько его уровней. Это — норма закона, это — правовой институт, это — закон в целом, это — отрасль или комплекс законодательства, это — законодательство в целом. Сознавая сложность поставленной задачи, решение которой в полном объеме требует специальных исследований, отметим в предварительном порядке необходимость различать больший или меньший объем средств, требующихся для разных видов реализации, временной радиус действия, неодинаковый харак­тер возникающих правоотношений (однородных или смешан­ных), различные критерии оценки эффективности[2].

Перестройка законодательства в современных условиях по-новому ставит вопрос о соотношении законов федерации и республик. Сознавая самостоятельность данной проблемы, от­метим в рамках интересующей нас темы два обстоятельства. Одно из них связано с привычной трактовкой основ и зако­нов как актов непрямого действия, требующих-де для своей реализации издания серил конкретизирующих актов.

Что же представляет собой действие законов? Полагаем целесообразным помнить прежде всего о последовательности со­вершаемых действий, о той логике познания закона и динами­ки его осуществления, которую должен постигнуть каждый. Ес­тественно, первое звено в подвижной цепи — информирован­ность и знание закола, далее следует комплекс социально-пси­хологических изменений, т. е. перемены в собственно челове­ческом факторе «законоположения». Затем — принятие реше­ний «во исполнение» закона, потом, конечно, совершение дей­ствий, поступков либо воздержание от запрещенных действий. Наконец, контроль за реализацией закона и оценка ее эффек­тивности и коррекция правового и в целом общественного по­ведения[3].

Действие закона есть осуществляемые циклы его реали­зации, которые совершаются регулярно, постоянно, воспроиз­водя в образах действительности законоположения. Возможен короткий радиус реализации для одной или нескольких норм, которые могут быстрее исчерпать себя. Будет решена задача, в т,  ч.  и с помощью  норм.   Другой,  более удлиненный радиус действия закона имеет «исторические границы», когда исчезает объект правового регулирования.

Было бы правильным рассматривать действие зако­на не только через призму привычных понятий времени в про­странства, достаточно полно раскрытых в юридической лите­ратуре XIX—XX вв. Познание действия закона как процесса, адекватно отображающего происходящие в обществе процес­сы, а не реализуемого самого по себе, позволяет увидеть в реа­лизации своего рода «приливы» и «отливы», периоды наиболь­шего или наименьшего внимания и заинтересованности обще­ства в осуществлении законоположений, периоды «штиля», со­циального затишья и безразличия[4].

Масштабная и динамичная законодательная деятельность в нашей стране дает основание сделать вывод: закон должен действовать постоянно, причем его действие может протекать ритмично или неритмично, в соответствии с общим пульсом: страны, тонусом международной среды. Но всегда его надо вос­принимать как присутствие духа и образа закона в наших мыс­лях и деяниях.

Понять и  ощутить все это можно лишь находясь на почве комплексного применения разных средств реализации закона. Да, его действие протекает не односторонне, а затрагивает мно­гие стороны общественного сознания и поведения, различные грани жизни общества. И мы хотим поэтому пояснить целесо­образность осознанного и умелого использования не отдель­ных, а целого ряда средств, способов. О каких же элементах действия закона идет речь?

Во-первых, о юридических средствах, о своеобразном нормативно-применительном блоке упомянутого комплекса, вклю­чающего в себя как нормотворчество, так и правоприменение. Во-вторых, об институциональных, организационно-управленческих средствах, которые как бы структурируют процесс вы­полнения закона. В-третьих об использовании права гражда­нами, точнее говоря, о саморегуляции поведения на основе за­кона. В-четвертых, о правозащитных процедурах. В-пятых, об экономических средствах, т. е. использовании финансовых, це­новых, налоговых, и иных методов. В-шестых, о материально-вещественных средствах.

Эти эле­менты могут по-разному проявлять себя и иметь неодинаковый удельный вес в тех или иных периодах исторического развития. Но в любом случае поиск их оправданного и  гибкого равнове­сия необходим.

В обществе постоянно меняется соотношение организующих ж стихийных начал в процессе реализации закона, и по этой причине механизм его действия может охватывать преимущест­венно управленческое и самоуправленческое начала, использо­вание которых должно учитывать и явления стихийности. Пы­таясь глубже понять существующие между ними зависимости, отметим влияние на них конкретно-исторических условий.

С точки зрения внутреннего развития нельзя конструиро­вать механизм действия закона абстрактно, без учета динамики общественного развития. Его теоретическая модель, которую мы попытались обосновать выше, по-разному может быть воп­лощена в жизни[5]. В условиях перестройки и очевидной неопре­деленности переходного периода приходится создавать и совер­шенствовать как управленческий блок с сильными правоза­щитными процедурами, так и развивать блок «самореализа­ции», одновременно сдерживая, парализуя стихийное начало, приобретшее такие экстремальные формы выражения. И можно предвидеть лишь в перспективе, что по мере упрочения нормаль­ных и новых условий в механизме действия закона будут пре­обладать элементы саморегуляции, уменьшаться удельный вес элементов громоздкого организационного обеспечения, сужать­ся поле проявления стихийности.

 

2.  Действие нормативных правовых актов


Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса:

1)  на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие);

2) с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридиче­скую силу (действие во времени);

3)  на какую территорию он распространяет свое регулирующее влия­ние (действие в пространстве);

4) каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

2. 1.  Предметное действие.


Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущест­венных отношений, не имеют силы в отношениях между государственны­ми органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы од­ной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулиру­емые нормативными актами другой отрасли права.

В предмет правового регулирования входят волевые общественные от­ношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода об­стоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но по­влиять на их ход нормы права бессильны.

Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыс­лей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Поми­мо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».


2.2.  Действие во времени

Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве дей­ствуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и дру­гих актов. В России — это Закон от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О дейст­вии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»; Федеральный закон от L4 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания» (принят ГД ФС Российской Федерации 25 мая 1994 г.); Федеральный загон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступле­ния в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГД ФС 6 февраля 1998 г.); постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти и их государственной регистра­ции» В соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной Ду­мой 25 мая 1994 г., на территории Российской Федерации применяются толь­ко те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конститу­ционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписа­ния Президентом Российской Федерации:

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собра­нии законодательства Российской Федерации».[6]

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по те­левидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.[7]

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей терри­тории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не .установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Феде­рального  Собрания,  указы и распоряжения  Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о  толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений пере­численных актов[8].

«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти .разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Пра­вительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Рос­сийской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, норматив­ных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.[9]

При публикации федерального конституционного закона и федерально­го закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобре­ния) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Часто принимаются специальные постановления о введении акта в дей­ствие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное значение. В них; могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных ак­тов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; давать­ся указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь приня­того акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения.

Акты, не имеющие общего значения, могут быть не опубликованы, а направлены соответствующим органам и организациям для доведения сведения всех учреждений и лиц, на которых распространяется их дейст­вие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если не установлен иной срок введения их в действие.

Для практических работников иногда очень важно ознакомиться не только с самим нормативным актом, но и с материалами по его обсужде­нию. Чтобы правильно истолковать закон, приходится, например, обра­щаться к альтернативным проектам и предложениям по отдельным стать­ям, высказанным депутатами. Поэтом' надо смотреть стенографические отчеты открытых заседаний законодательных органов.

Постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой порядок ус­тановлен в большинстве государств, хотя могут быть и иные правила.

Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с мо­мента их принятия или по получении адресатами.

Не урегулирован должным образом порядок вступления в силу реше­ний представительных органов на местах, а также решений и распоряже­ний местной администрации, приказов руководителей отделов и управле­ний, нормативных актов руководителей предприятий, учреждений, организаций. Практически они вступают в силу с момента их принятия. Решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями вступают в силу с момента их опубликования или оповеще­ния населения по радио, телевидению.

Существует три способа прекращения действия нормативных актов во времени:

a) указать срок, в течение которого акт будет действовать, и не продле­вать его;

б) отменить данный акт:

в) заменить данный акт другим, регулирующим фактически те же во­просы[10].

К сожалению, последний способ получил значительное распростране­ние. Поскольку при этом перечни актов, утративших силу, не составляют­ся или составляются с опозданием, практика поставлена в затруднитель­ное положение. Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда (скорее, в сфере гражданского права) отме­ненные акты продолжают как бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативно­го акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде ис­ключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сторона закона. Об­ратная сила закона придается только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу обратную силу приобретает закон, устра­няющий наказуемость деяния или смягчающий наказание.


2.3. Действие нормативных актов в пространстве

 Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся зем­ная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, во­енных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных ап­паратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Тер­риториальные   пределы   действия   нормативных   актов    проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательст­во применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных согла­шениях с зарубежными государствами. Международными договорами ре­гулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых ак­тов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В федеративных государ­ствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловле­ны внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими терри­тории. Однако распространено и другое юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядювых) органов решаются на  основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.


2.4. Действие но кругу лиц

Действие но кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы  действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатичес­ких и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатичес­ким иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уго­ловного законодательства и законодательства об административных право­нарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные ли­ца и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и сво­бод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут высту­пать носителями прав. Они не могут, например, избирать и  быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказа­ние по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определен­ные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.


3.  Действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных ситуациях


Предназначение права — оказать воздействие на личность, общность людей, чтобы обеспечить в конечном итоге их правомерное поведение. Одним из способов этого обеспечения является ограничение опреде­ленных прав и свобод участников общественных отношении и возло­жение на них дополнительных обязанностей. Такие ограничения необ­ходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные — человек живет в обществе и действует в системе социальных взаимосвязей. Упорядочение общест­венных взаимоотношений невозможно без выполнения всеми членами общества обязанностей перед государством, на территории которого они проживают или временно находятся, и перед другими людьми. Ограни­чение прав и свобод граждан имеет место когда:

1) лица признаны в судебном порядке недееспособными, так как они не могут по своему умственном} психическому состоянию осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности;

2) лица совершают определенные правонарушения и преступления, т. е.

их поведение является противоправным и в отношении их вступил в закон­ную силу приговор суда;

3) в некоторых случаях при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций определенные ограничения, исчерпывающий перечень кото­рых устанавливается законом, накладываются не только на конкретную лич­ность, но и на общности людей, проживающие на данной территории.

В законодательстве практически всех стран мира содержатся специаль­ные положения, ограничивающие определенные права и свободы челове­ка. Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие огра­ничения возможны «на основе федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).[11]

К числу таких случаев относится использование государством чрезвы­чайных мер для восстановления общественного порядка на своей террито­рии. Любое государство на каком-то этапе своего развития может столк­нуться с такими чрезвычайными обстоятельствами, когда для обеспечения правопорядка по всей территории страны или ее части требуется принятие особых организационно-правовых мер защиты прав и свобод граждан и ликвидации последствий возникающих ситуаций как криминогенного ха­рактера, связанных с социальными конфликтами, межнациональными вом чрезвычайных мер, вступают в юридическую силу с момента их опуб­ликования, так как непосредственно затрагивают права и свободы граждан и действуют бессрочно в связи с тем, что регулируют общественные отношения, которые могут возникнуть и в будущем.

Несмотря на бессрочность, действие указанных нормативно-правовых актов не является непрерывным, поскольку чрезвычайные ситуации не мо­гут длиться бесконечно долго. Чрезвычайные меры, принимаемые соответ­ствующими органами государственной власти, также носят временный характер. По мере ликвидации обстоятельств, послуживших основанием применения чрезвычайных мер, особый правовой режим их использования подлежит отмене. Бессрочное введение чрезвычайных мер охраны право­порядка свидетельствует об отсутствии у государства четкой программы нормализации обстановки, а многократно продлеваемые сроки использова­ния таких мер — о неспособности выполнить эту программу.

Правовой режим использования чрезвычайных мер, а также действие во времени нормативно-правовых актов, его регулирующих, определяются особым порядком введения этого режима. В большинстве стран полномо­чия по его введению возложены на главу государства. Решение о введении особого правового режима вступает в действие с момента принятия и неза­медлительно обнародуется.

Существует два способа определения сроков действия решений соот­ветствующих органов государственной власти об использовании государ­ством чрезвычайных мер охраны общественного порядка.

Во-первых, в конституциях многих государств установлены конкретные сроки введения данного правового режима. Например, в соответствии со ст.48 Конституции Греции действие президентского декрета о применении чрезвы­чайных мер прекращается в течение 30 дней после его опубликования.       

Во-вторых, конституция государства предусматривает возможность ис­пользования государством чрезвычайных мер на основании закона страны с обязательным указанием предельных сроков их действия. В Российской Фе­дерации режим чрезвычайного положения вводится указом Президента Рос­сийской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде­ральным конституционным законом, сроком на 30 дней при введении на всей территории страны и 60 дней в случае его введения в отдельных местностях. Законодательство большинства государств предусматривает возмож­ность продления действия правового режима использования чрезвычайных мер, если не устранены обстоятельства, послужившие основой для его вве­дения. Вместе с тем такое решение может быть отменено ранее указанного срока в случае успешного выполнения поставленных задач.

Детальная регламентация сроков использования государством чрезвы­чайных мер охраны общественного порядка определяется следующими причинами:                                                                                         

1) данный правовой институт затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенное изъятие из них;

2) за счет ограничения прав и свобод граждан происходит расширение полномочий органов государственной власти и их должностных лиц;

3) в этих условиях происходит приостановление или прекращение пол­номочий местных органов власти;

4) применение чрезвычайных мер является крайней формой обеспече­ния общественного порядка, используемой в тех случаях, когда все обыч­ные меры исчерпаны, но общественный порядок восстановить не удалось;

5) растягивание применения чрезвычайных мер по времени в конечном итоге ведет к снижению их эффективности.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяет­ся их распространением на государственную территорию, в пределах кото­рой государство осуществляет территориальное верховенство, являющееся составной частью его суверенитета, а также в соответствии с законом может применять властное принуждение по отношению к своим гражда­нам, организациям, иностранцам, лицам без гражданства.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве в силу террито­риального верховенства предполагает возможность их действия за преде­лами государства, т.е. экстерриториальное действие в отношении собст­венных граждан и организаций, находящихся на территории других государств. Действие же нормативно-правовых актов, регулирующих вве­дение чрезвычайных мер, ограничивается лишь собственной территорией. Государство не вправе применять меры властного принуждения на терри­тории другого государства, если иное не установлено соответствующим международным договором.

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации (массовые беспо­рядки, межнациональные столкновения, сепаратистские выступления, ава­рии, эпидемии, эпизоотии, катастрофы) особый правовой режим может ус­танавливаться на территории страны, ее части или в отдельных местностях. Установление в соответствующем нормативно-правовом акте, регулирующем порядок применения чрезвычайных мер, конкретных гра­ниц действия этого режима служит дополнительной гарантией защиты прав граждан, проживающих или находящихся на данной территории и за­щиты прав сотрудников и должностных лиц органов государственной вла­сти, принимающих участие в восстановлении общественного порядка,  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций[12].

Территориальное действие нормативных актов в чрезвычайных ситуа­циях имеет ряд особенностей.

Во-первых, на территории использования указанного правового режи­ма вводятся особые формы управления. Государственные органы, осуществляющие управление в чрезвычайных ситуациях, наделяются особыми полномочиями и вправе отменить или приостановить действие нормативно-правовых актов нижестоящих органов, действующих на этой территории. Сроки и способы прекращения территориального действия нормативных актов зависят:

1)  от характера чрезвычайной ситуации (криминальный или природ-; но-техногенный);

2) содержания нормативного акта;

3) достижения целей применения чрезвычайных мер.

Во-вторых, на действие нормативно-правовых актов в чрезвычайных условиях влияет государственно-территориальное устройство страны. В федеративных государствах пределы действия этих актов обусловлены внутриполитическими отношениями и разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и его субъектами. Использова­ние государством чрезвычайных мер на всей территории или ее части сопровождается перераспределением властных полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации: происходит расширение полномочий первых по отношению ко вторым, предусматривается возможность приостановления территориального дей­ствия нормативно-правовых актов субъектов федерации, в основном органов исполнительной власти.

Территориальное верховенство государства и отсутствие суверенитета у субъектов федерации позволяет федеральному центру осуществлять, принуждение (в той или иной форме) по отношению к этим субъектам в случае нарушения или угрозы нарушения территориальной целостности государства, отказа субъекта от выполнения решений федеральных орга­нов. Одним из наиболее характерных способов принуждения является конституционный институт федерального вмешательства в дела субъекта федерации, известный как институт федеральной интервенции (во многих американских федерациях), институт президентского правления в штатах (Индия), в провинциях (Пакистан)[13]. В России также предусматривается возможность введения особого управления территорией с назначением полномочного представителя Президента РФ на данной территории в рам­ках правового режима чрезвычайного положения. В данном случае полно­стью прекращаются полномочия органов государственной власти субъек­тов федерации и территориальное действие соответствующих; нормативно-правовых актов.                                                                   

В- третьих, практика применения чрезвычайных мер, в том числе историческая, свидетельствует о возможности распространения действия:' чрезвычайных мер охраны правопорядка на отдельные отрасли хозяйст­венной деятельности, предприятия, фабрики и т.д. Например, в Советском Союзе Положение о чрезвычайных мерах охраны общественного порядка (1925 г.) предусматривало возможность введения исключитель­ного или военного положения на железных дорогах, заводах, фабриках, складах, имеющих военное значение. В данном случае действие соот­ветствующих нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц определяется их действием в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями, и в чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности.

Во-первых, оно не распространяется на граждан, организации, находя­щиеся за пределами государственной территории, так как государства не вправе использовать там меры чрезвычайного характера, если иное не ус­тановлено международным договором.

Во-вторых, адресатами действия данных нормативно-правовых актов могут быть только определенные категории граждан, включая иностран­цу и лиц без гражданства:

1) гражданское население: постоянно проживающее в данной местно­сти! до использования там чрезвычайных мер; лица, прибывшие для вре­менного пребывания, но в чрезвычайных условиях не сумели покинуть данную местность по разным причинам; лица, прибывшие как беженцы, вынужденные переселенцы или по иным причинам, приводящим к невоз­можности проживания в той местности, откуда они прибыли;

2) лица, осуществляющие чрезвычайные меры в составе военизирован­ных формирований: военнослужащие, сотрудники правоохранительных ор­ганов, медицинских учреждений, подразделений гражданской обороны;

3) должностные лица органов государственной власти и местного са­моуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную дея­тельность на данной территории;

4) лица, совершающие различного рода противоправные деяния в зоне действия чрезвычайных мер[14].

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в условиях чрезвы­чайных ситуаций предполагает детальную и полную регламентацию пра­вового статуса всех участвующих субъектов. Это объясняется следующи­ми факторами:

во-первых, при использовании государством чрезвычайных мер охраны общественного порядка происходит ограничение или приостановление действия определённых прав и свобод граждан и возложение на них допол­нительных обязанностей. Это означает временный отказ от гарантий лич­ной неприкосновенности граждан и неприкосновенности их жилищ, усиле­ние уголовной и административной ответственности, ограничение части политических и социально-экономических прав. Однако ограничение пра­вового статуса граждан допускается лишь в определенных рамках, не про­тиворечащих как внутреннему законодательству, так и соответствующим международно-правовым актам, вытекающих из сущности и назначения Данного правового режима. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г) использование чрезвы­чайных мер «не может служить основанием для каких-либо отступлений от закрепленных в Пакте права на жизнь, запрета пыток, жестокого, бесче­ловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, запрета рабства, лишения человека свободы». Четкая регламентация правового статуса населения в этих условиях повышает его защищенность, опреде­ленность, стабильность и предсказуемость социального поведения в усло­виях экстремальных ситуаций, определяет основания и содержание юриди­ческой ответственности всех субъектов права;

во-вторых, за счет ограничения некоторых прав граждан происходит расширение полномочий чрезвычайных органов государственной власти, их должностных лиц. На практике использование органами государствен­ной власти своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами их деятельности, как законность, обоснованность, соразмерность, что не­редко приводит к нарушениям прав граждан. Только детальная регламентация правового статуса должностных лиц органов государственной власти,   предполагающая определение круга органов и должностных лиц, участвующих в обеспечении этого режима, их права, обязанности, конкретную    юридическую ответственность, позволяет обеспечить такой правовой порядок, при котором указанное расширение полномочий не нарушало бы действующее законодательство и правопорядок. В данном случае речь идет: а) о соблюдении конституции и международных обязательств государства; б) выполнении обязательств власти перед гражданами; в) под­держании легитимности использования государством чрезвычайных мер; г) создании необходимого политического и психологического климата со­гласия на данной территории;

в-третьих, особенностью действия нормативно-правовых актов в чрез­вычайных условиях по кругу лиц является формирование специальных праву отдельных субъектов данного правового режима. Наделение субъектов (население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, принимающие участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного и техногенного характера) специальным правовым статусом объясняется спецификой условий жизнедеятельности, сложностью задач, которые решаются соответствующими орга4 нами государственной власти, в том числе с риском для жизни. Наделение указанных субъектов таким статусом предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи и одновременно определяет условия его реализации. В данном случае специальный статус субъекта понимает­ся как средство обеспечения его правосубъектности, позволяющее приоб­ретать, реализовывать и защищать различными способами эти права и обя­занности,   требовать   их   соблюдения   и   обеспечения   от   органов государственной власти и других субъектов действия права[15].

Заключение

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г. Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении».

Можно выделить несколько вариантов вступления  нормативно-правовых актов в действие.

Во – первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так федеральные законы и нормативные акты  федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а каты Президента РФ, имеющие нормативный характер по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Во – вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования если иное не определено самим актом.

В – третьих, время вступления нормативного акта  может быть указано в нем самом.

В – четвертых, те нормативные акты,  которые не публикуются, а рассылающие в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие  с момента их получения соответствующими ведомствами и учреждениям, если в самих актах не указан иной срок  введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1.          истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативный акт

2.          в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом

3.          в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на  те общественные отношения,  которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

-               когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются  на общественные отношения, возникшие до его принятия;

-               когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

-               когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципа.

Территориальный принцип предполагает действие  нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных  границ деятельности   правотворческого органа.

Список использованной литературы


1.          Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. – Свердловск, 1973. Т.2

2.          Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993.

3.          Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 2000

4.          Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 329

5.          Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значение. // Вестник МГУ. Серия право. 2002. №1

6.          Муромцев  Т.И.  Источники права (Теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992.  №2

7.          Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003

8.          Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 2000

9.          Спенсер Г. Грехи законодателей. // Социологические исследования. 1992. №2.

10.     Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.-380 с.

11.     Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – 198 с.



[1] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 14

[2] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.- С. 156

[3] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 18

[4] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.- С. 159

[5] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 19

[6] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 525

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 219

[8] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 36

[9] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 529

[10] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 222

[11] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 41

[12] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2002 – С. 231

[13] Общая теория права./ Под ред. Пиголкина А. С. М., 2003 – С. 530

[14] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 47


[15] Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993. – С. 48