Содержание

1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции. 3

17. Прикладные программные продукты. Текстовые процессоры. Классификация, назначение. 9

Список литературы.. 14









1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции

 

В современном обществе работу специалиста любого профиля, в том числе экономиста, невозможно представить без применения средств вычислительной техники. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность принятия многих решений за счет своевременного получения необходимой информации. В подготовке экономистов информатика играет роль связующего звена между естественными и гуманитарными науками Работа в сфере экономики связана с использованием большого количества документов и картотек, следовательно, для экономиста чрезвычайно полезным является умение быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения.

Информационная технология процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

При таком определении информационной технологии её можно сравнить с технологией переработки материальных ресурсов. Это сравнение показано на рисунке 1.

Рис.1. Информационная технология, как аналог технологии переработки материальных ресурсов.


Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

Современным инструментарием информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[1]

Рассмотрим перспективы развития информационных технологий вообще и в экономике в частности.

1. Автоматизация офиса изначально имела целью лишь автоматизацию рутинной секретарской деятельности. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда. [2]

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

Информационная технология автоматизированного офиса организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем.

Основными компонентами автоматизированного офиса являются: 1) Базы данных; 2) Текстовый процессор; 3) Электронная почта; 4) Аудиопочта; 5) Табличный процессор; 6) Электронный календарь; 7) Аудиоконференции; 8) Видеоконференции; 9)Факсимильная связь.[3]

2 Развитие информационной технологии поддержки принятия решений. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

·        система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

·        человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Информационная технология поддержки принятия решений имеет ряд  отличительных характеристик:

·        ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

·        сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

·        направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

·        высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

3. Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Основными компонентами технологии являются: 1) База данных; 2) Система управления интерфейсом; 3) Язык пользователя; 4) Язык сообщений.[4]

 4. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Основными компонентами технологии являются: 1) Интерфейс пользователя; 2) База знаний; 3) Интерпретатор; 4) Модуль создания системы.

5. Одной их наиболее перспективных областей развития информационных технологий в экономике является развитие электронной коммерции. Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Так, например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре  пришла технология работы на персональном  компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону.  Телефон постепенно вытесняется службой экспресс-доставки.  Телекс передал большинство  своих функций  факсу и электронной почте.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оце­нить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Перио­ды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уде­лять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модерни­зации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной тех­нологии.

Таким образом, информационные технологии прямо или косвенно связанны с экономикой.[5]



17. Прикладные программные продукты. Текстовые процессоры. Классификация, назначение


Персональные компьютеры – это универсальные устройства обработки информации. В рамках данной работы рассмотрим основные средства  управления информацией для персональных компьютеров.

Операционные системы являются “промежуточным слоем” между прикладным программным обеспечением и аппаратной частью. Расширение функциональной мощности операционных систем ведет к расширению возможностей средств разработки и соответственно к развитию прикладных программных продуктов.

Прикладное программное обеспечение – это конечные программные продукты с которыми работает пользователь и которые он применяет в сфере своей деятельности. Изменение мировоззрения на компьютерные технологии в целом определяется быстрым расширением сферы применения во всех областях жизнедеятельности человека.

В самом общем виде прикладные программные продукты можно классифицировать следующим образом:

-         системные программные средства (тестовые и диагностические  программы, антивирусные программы, операционные системы, командно- файловые процессы);

-         прикладные (системы подготовки текстовых данных, системы подготовки презентаций, системы управления базами данных).

Прикладные программы предназначены для обработки самой разнообразной информации: текстовой, числовой, звуковой, графической. Существуют программы, например, для построения астрологических карт, ведения инвентарной ведомости вин в ресторане, оказания помощи в постановке диагноза заболевания, построения экономических графиков, обучения иностранному языку, обучения программированию, программы для организации досуга и множество других.

Вопреки внешним различиям все программы должны выполнять некоторые общие основополагающие функции. Такие как:

·        хранить информацию в ОЗУ;

·        помнить, где она находится;

·        извлекать ее определенным образом;

·        записывать информацию на внешние носители;

·        предъявлять ее для непосредственного восприятия и др.

Среди наиболее важных функций прикладных программ можно выделить: обработку текстов; проведение вычислений; организация информации; управление вводом-выводом. Обычно различные функции настолько тесно переплетаются друг с другом, что трудно сказать, где кончается одна и начинается другая. Хотя большинство функций в той или иной степени используется в любой программе, одна из них всегда преобладает. Так, например, вычисления - основа программ обработки финансовых ведомостей, управление вводом-выводом - основа графических и звуковых программ.

Среди прикладных программ, по преобладанию некоторых функций, выделяют:

·        текстовые редакторы,

·        графические редакторы,

·        электронные таблицы,

·        системы управления базами данных,

·        музыкальные редакторы,

·        интегрированные пакеты прикладных программ.

Текстовые редакторы предназначены для набора, редактирования, запоминания, воспроизведения и распечатки текстов. Такие редакторы называют еще системами обработки текстовой информации. Такие широко распространенные персональные компьютеры как IBM PC, Apple-2 задумывались как конторские машины для обработки текстов. И сейчас большая часть машинного времени используется для обработки именно текстовой информации, для подготовки разнообразных документов: писем, статей, служебных документов (справок, договоров, приказов), отчетов, рекламных материалов и тому подобное.

Программ для обработки текстов существует множество: от программ для подготовки текстов простой структуры до программ для полной подготовки к типографскому изданию книг, журналов. Редакторы текстов документов ориентированы на работу с текстами, имеющими структуру документов, то есть состоящими из разделов, страниц, абзацев, предложений, слов.

Современные текстовые редакторы предоставляют достаточно много возможностей для обработки текстов, это:

·        возможность использовать шрифты различного начертания;

·        возможность работы с пропорциональными шрифтами;

·        задание произвольных межстрочных промежутков;

·        автоматический перенос слова на новую строку и форматирование текста по заданным параметрам полей;

·        автонумерация страниц;

·        обработка и нумерация сносок;

·        задание колонтитулов;

·        выравнивание краев абзаца;

·        набор текста в несколько столбцов, что необходимо для верстки газетных страниц;

·        создание таблиц;

·        проверка правописания и подбор синонимов;

·        построение оглавлений и еще множество функций.

Среди текстовых редакторов выделяют группу, предназначенную для создания сложных документов высокого качества (рекламных буклетов, журналов, книг). Эти редакторы получили название издательских систем. Печать документов, подготовленных с помощью издательских систем производится с помощью лазерного принтера или специальных фотонаборных аппаратов. Все издательские системы построены по принципу WYSWYG (What you see what you get - что ты видишь, то ты и получишь). Издательские системы имеют больший набор возможностей по сравнению с обычными текстовыми редакторами. Наиболее распространенные текстовые редакторы в России: Lexicon, Multi Edit, WinWord. Издательские системы: Page Maker, Venture Publisher.

Наиболее известный и распространенный текстовый процессор – Microsoft Word.

Программа Microsoft Word является многофункциональной системой обработки текстов. Поскольку текстовый процессор Word работает в среде Windows то на первом месте среди ее достоинств стоит исключительная дружественность пользователю.

Управление всеми пунктами меню и командами может выполняться как с помощью мыши, так и с помощью горячих клавиш (Short-Cuts), для экономии времени пользователя на выполнение определенного набора операций. Представление WYSIWYG (What You See Is What You Get) позволяет просмотреть на экране готовый к печати документ не затрачивая время и бумагу на распечатку пробных страниц. Форматирование символов, например курсивное или жирное имеет адекватное представление на экране. И это справедливо для любых гарнитур и кеглей.

Редактор Microsoft Word так же как и Microsoft Wondows разработаны одной корпорацией. Это позволяет обеспечить максимальную согласованность этих систем друг с другом, а так же с другими программами совместимыми с Microsoft Windows. Тексты и иллюстрации многих форматов могут быть импортированы в Word непосредственно из других программ и встроены в текст документа. В результате такой процедуры они становятся частью текстового файла WinWord или продолжают при этом существовать отдельно благодаря механизму объективного связывания и встраивания (Objekt Linking And Embeding).

Так же присутствует ряд хорошо зарекомендовавших себя функций, такие как возможность не прерывая работу с документом распечатать некоторые страницы. В этом случае программа управления печатью с буферизацией берет на себя наблюдение за печатью на заднем плане.

Письма и факсы, записки и отчеты, публикации и web страницы – вот далеко не полный перечень документов с над которыми пользователь имеет возможность работать используя текстовый процессор Word.



Список литературы


1.     Григорьев В. Л. Микропроцессор I 80486. – М.: БИНОМ, 2002.

2.     Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002.

3.     Гук М. Аппаратные средства IBM PC. – Санкт-Петербург, Питер, 2001.

4.     Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001.

5.     Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995.

6.     Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе экономической информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001.

7.     Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. – Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996.



[1] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002. стр. 150

[2] Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001. стр.35

[3] Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. стр.19

[4] Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996. стр. 32

[5] Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе экономической информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001, стр. 67.