Содержание
1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции. 3
17. Прикладные программные продукты. Текстовые процессоры. Классификация, назначение. 9
Список литературы.. 14
1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции
В современном обществе работу специалиста любого профиля, в том числе экономиста, невозможно представить без применения средств вычислительной техники. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность принятия многих решений за счет своевременного получения необходимой информации. В подготовке экономистов информатика играет роль связующего звена между естественными и гуманитарными науками Работа в сфере экономики связана с использованием большого количества документов и картотек, следовательно, для экономиста чрезвычайно полезным является умение быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
При таком определении информационной технологии её можно сравнить с технологией переработки материальных ресурсов. Это сравнение показано на рисунке 1.
Рис.1. Информационная технология, как аналог технологии переработки материальных ресурсов.
Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.
Современным инструментарием информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[1]
Рассмотрим перспективы развития информационных технологий вообще и в экономике в частности.
1. Автоматизация офиса изначально имела целью лишь автоматизацию рутинной секретарской деятельности. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда. [2]
Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.
Информационная технология автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем.
Основными компонентами автоматизированного офиса являются: 1) Базы данных; 2) Текстовый процессор; 3) Электронная почта; 4) Аудиопочта; 5) Табличный процессор; 6) Электронный календарь; 7) Аудиоконференции; 8) Видеоконференции; 9)Факсимильная связь.[3]
2 Развитие информационной технологии поддержки принятия решений. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:
· система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
· человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
Информационная технология поддержки принятия решений имеет ряд отличительных характеристик:
· ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
· направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
· высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
3. Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.
Основными компонентами технологии являются: 1) База данных; 2) Система управления интерфейсом; 3) Язык пользователя; 4) Язык сообщений.[4]
4. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.
Основными компонентами технологии являются: 1) Интерфейс пользователя; 2) База знаний; 3) Интерпретатор; 4) Модуль создания системы.
5. Одной их наиболее перспективных областей развития информационных технологий в экономике является развитие электронной коммерции. Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.
Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.
Так, например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой экспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.
При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.
Таким образом, информационные технологии прямо или косвенно связанны с экономикой.[5]
17. Прикладные программные продукты. Текстовые процессоры. Классификация, назначение
Персональные компьютеры – это универсальные устройства обработки информации. В рамках данной работы рассмотрим основные средства управления информацией для персональных компьютеров.
Операционные системы являются “промежуточным слоем” между прикладным программным обеспечением и аппаратной частью. Расширение функциональной мощности операционных систем ведет к расширению возможностей средств разработки и соответственно к развитию прикладных программных продуктов.
Прикладное программное обеспечение – это конечные программные продукты с которыми работает пользователь и которые он применяет в сфере своей деятельности. Изменение мировоззрения на компьютерные технологии в целом определяется быстрым расширением сферы применения во всех областях жизнедеятельности человека.
В самом общем виде прикладные программные продукты можно классифицировать следующим образом:
- системные программные средства (тестовые и диагностические программы, антивирусные программы, операционные системы, командно- файловые процессы);
- прикладные (системы подготовки текстовых данных, системы подготовки презентаций, системы управления базами данных).
Прикладные программы предназначены для обработки самой разнообразной информации: текстовой, числовой, звуковой, графической. Существуют программы, например, для построения астрологических карт, ведения инвентарной ведомости вин в ресторане, оказания помощи в постановке диагноза заболевания, построения экономических графиков, обучения иностранному языку, обучения программированию, программы для организации досуга и множество других.
Вопреки внешним различиям все программы должны выполнять некоторые общие основополагающие функции. Такие как:
· хранить информацию в ОЗУ;
· помнить, где она находится;
· извлекать ее определенным образом;
· записывать информацию на внешние носители;
· предъявлять ее для непосредственного восприятия и др.
Среди наиболее важных функций прикладных программ можно выделить: обработку текстов; проведение вычислений; организация информации; управление вводом-выводом. Обычно различные функции настолько тесно переплетаются друг с другом, что трудно сказать, где кончается одна и начинается другая. Хотя большинство функций в той или иной степени используется в любой программе, одна из них всегда преобладает. Так, например, вычисления - основа программ обработки финансовых ведомостей, управление вводом-выводом - основа графических и звуковых программ.
Среди прикладных программ, по преобладанию некоторых функций, выделяют:
· текстовые редакторы,
· графические редакторы,
· электронные таблицы,
· системы управления базами данных,
· музыкальные редакторы,
· интегрированные пакеты прикладных программ.
Текстовые редакторы предназначены для набора, редактирования, запоминания, воспроизведения и распечатки текстов. Такие редакторы называют еще системами обработки текстовой информации. Такие широко распространенные персональные компьютеры как IBM PC, Apple-2 задумывались как конторские машины для обработки текстов. И сейчас большая часть машинного времени используется для обработки именно текстовой информации, для подготовки разнообразных документов: писем, статей, служебных документов (справок, договоров, приказов), отчетов, рекламных материалов и тому подобное.
Программ для обработки текстов существует множество: от программ для подготовки текстов простой структуры до программ для полной подготовки к типографскому изданию книг, журналов. Редакторы текстов документов ориентированы на работу с текстами, имеющими структуру документов, то есть состоящими из разделов, страниц, абзацев, предложений, слов.
Современные текстовые редакторы предоставляют достаточно много возможностей для обработки текстов, это:
· возможность использовать шрифты различного начертания;
· возможность работы с пропорциональными шрифтами;
· задание произвольных межстрочных промежутков;
· автоматический перенос слова на новую строку и форматирование текста по заданным параметрам полей;
· автонумерация страниц;
· обработка и нумерация сносок;
· задание колонтитулов;
· выравнивание краев абзаца;
· набор текста в несколько столбцов, что необходимо для верстки газетных страниц;
· создание таблиц;
· проверка правописания и подбор синонимов;
· построение оглавлений и еще множество функций.
Среди текстовых редакторов выделяют группу, предназначенную для создания сложных документов высокого качества (рекламных буклетов, журналов, книг). Эти редакторы получили название издательских систем. Печать документов, подготовленных с помощью издательских систем производится с помощью лазерного принтера или специальных фотонаборных аппаратов. Все издательские системы построены по принципу WYSWYG (What you see what you get - что ты видишь, то ты и получишь). Издательские системы имеют больший набор возможностей по сравнению с обычными текстовыми редакторами. Наиболее распространенные текстовые редакторы в России: Lexicon, Multi Edit, WinWord. Издательские системы: Page Maker, Venture Publisher.
Наиболее известный и распространенный текстовый процессор – Microsoft Word.
Программа Microsoft Word является многофункциональной системой обработки текстов. Поскольку текстовый процессор Word работает в среде Windows то на первом месте среди ее достоинств стоит исключительная дружественность пользователю.
Управление всеми пунктами меню и командами может выполняться как с помощью мыши, так и с помощью горячих клавиш (Short-Cuts), для экономии времени пользователя на выполнение определенного набора операций. Представление WYSIWYG (What You See Is What You Get) позволяет просмотреть на экране готовый к печати документ не затрачивая время и бумагу на распечатку пробных страниц. Форматирование символов, например курсивное или жирное имеет адекватное представление на экране. И это справедливо для любых гарнитур и кеглей.
Редактор Microsoft Word так же как и Microsoft Wondows разработаны одной корпорацией. Это позволяет обеспечить максимальную согласованность этих систем друг с другом, а так же с другими программами совместимыми с Microsoft Windows. Тексты и иллюстрации многих форматов могут быть импортированы в Word непосредственно из других программ и встроены в текст документа. В результате такой процедуры они становятся частью текстового файла WinWord или продолжают при этом существовать отдельно благодаря механизму объективного связывания и встраивания (Objekt Linking And Embeding).
Так же присутствует ряд хорошо зарекомендовавших себя функций, такие как возможность не прерывая работу с документом распечатать некоторые страницы. В этом случае программа управления печатью с буферизацией берет на себя наблюдение за печатью на заднем плане.
Письма и факсы, записки и отчеты, публикации и web страницы – вот далеко не полный перечень документов с над которыми пользователь имеет возможность работать используя текстовый процессор Word.
Список литературы
1. Григорьев В. Л. Микропроцессор I 80486. – М.: БИНОМ, 2002.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002.
3. Гук М. Аппаратные средства IBM PC. – Санкт-Петербург, Питер, 2001.
4. Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001.
5. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995.
6. Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе экономической информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001.
7. Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. – Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996.
[1] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002. стр. 150
[2] Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001. стр.35
[3] Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. стр.19
[4] Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996. стр. 32
[5] Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе экономической информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001, стр. 67.