Содержание
Введение__________________________________________________________ 3
Режим международного таможенного транзита______________________ 5
Заключение_______________________________________________________ 15
Список литературы_______________________________________________ 16
Введение
Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Значение, которое придается правовому обеспечению транзитных перевозок, нашло отражение в ряде международных договоров, затрагивающих вопросы транзита, участницей которых является Российская Федерация. В числе таких международных договоров следует упомянуть Конвенцию МДП, Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников СНГ (Минск, 1999 г.).
В новом ТК РФ законодатель привел регламентацию таможенного режима транзита в соответствие с правилами Киотской конвенции. В частности, нововведения затронули терминологию. С учетом понятийного аппарата Киотской конвенции к транзиту относятся операции, связанные как с доставкой товаров от места ввоза на таможенную территорию до места таможенного оформления, так и с перемещением по таможенной территории государства транзита, если такое перемещение является частью пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории такого государства (международный таможенный транзит).
Учитывая изложенное, к данному таможенному режиму применяется понятие "международный таможенный транзит". Тем самым проведено четкое различие между таможенным режимом международного таможенного транзита и таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Кроме того, следует отметить, что комментируемыми положениями не регулируются вопросы, связанные с транзитными перевозками российских товаров между двумя российскими таможенными органами по территории иностранных государств, как это было предусмотрено ТК РФ 1993 г. В соответствии со ст.268 ТК РФ к таким перевозкам применяются положения специального таможенного режима, устанавливаемого в порядке, предусмотренном ст.268, 269 ТК РФ.
Режим международного таможенного транзита
Значение, которое придается правовому обеспечению транзитных перевозок, нашло отражение в ряде международных договоров, затрагивающих вопросы транзита, участницей которых является Российская Федерация. В числе таких международных договоров следует упомянуть Конвенцию МДП, Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников СНГ (Минск, 1999 г.).
В новом ТК РФ законодатель привел регламентацию таможенного режима транзита в соответствие с правилами Киотской конвенции. В частности, нововведения затронули терминологию. С учетом понятийного аппарата Киотской конвенции к транзиту относятся операции, связанные как с доставкой товаров от места ввоза на таможенную территорию до места таможенного оформления, так и с перемещением по таможенной территории государства транзита, если такое перемещение является частью пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории такого государства (международный таможенный транзит).
Учитывая изложенное, к данному таможенному режиму применяется понятие "международный таможенный транзит". Тем самым проведено четкое различие между таможенным режимом международного таможенного транзита и таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Кроме того, следует отметить, что комментируемыми положениями не регулируются вопросы, связанные с транзитными перевозками российских товаров между двумя российскими таможенными органами по территории иностранных государств, как это было предусмотрено ТК РФ 1993 г. В соответствии со ст.268 ТК РФ к таким перевозкам применяются положения специального таможенного режима, устанавливаемого в порядке, предусмотренном ст.268, 269 ТК РФ.
Товары, перевозимые в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, не облагаются таможенными пошлинами, налогами. Кроме того, к таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это стандартные положения, применяемые к товарам, которые ввозятся на таможенную территорию РФ, но при этом не попадают на российские рынки аналогичных товаров и не участвуют напрямую в экономическом обороте. В связи с изложенным применение к таким товарам тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности не является целесообразным. Соответствующее положение содержится в Киотской конвенции. Согласно стандартному правилу 3 гл.1 приложения "Е" к указанной Конвенции товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и предоставлении любых необходимых гарантий.
Из определения таможенного режима международного таможенного транзита, приведенного в комментируемой статье, следует, что под указанный таможенный режим товары могут помещаться при соблюдении следующих двух условий:
1) товары относятся к категории иностранных в соответствии с нормами ТК РФ (подп.3 п.1 ст.11);
2) перемещение товаров по таможенной территории РФ осуществляется в порядке их следования из пункта, расположенного за пределами указанной территории, в пункт, также расположенный вне таможенной территории РФ.
Третьим условием помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита, прямо не указанным в определении, однако вытекающим из него, является отсутствие установленных законодательством РФ запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз таких товаров на таможенную территорию РФ. Под запретами и ограничениями неэкономического характера в данном случае могут пониматься запреты и ограничения, установленные исходя из соображений защиты государственной безопасности, охраны окружающей среды, по иным аналогичным основаниям, а также в случаях, когда установление таких запретов прямо вытекает из положений международных договоров РФ.
Вместе с тем ввоз транзитных товаров на таможенную территорию РФ косвенно оказывает благоприятное воздействие на отечественную экономику, поскольку стимулирует активность в тех ее областях, которые так или иначе связаны с осуществлением перевозок. Таким образом, как правило, любое государство заинтересовано в поощрении транзитных перевозок через собственную территорию.
В соответствии с ТК РФ-1993 транзит - это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
ТК РФ - 2004 переименовал данный таможенный режим в международный таможенный транзит.
Международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В рамках таможенного режима "международный таможенный транзит" применяются следующие основные нормативно-правовые акты:
ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе";
подпункт 3 п.1 ст.151, подпункт 3 п.1 ст.185 НК РФ;
приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров";
распоряжение ГТК России от 09.12.2003 N 666-р "Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите".
Сравнение норм ТК РФ-1993 и ТК РФ-2004, касающихся таможенного
режима "международный таможенный транзит"
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Основные | | |
|характеристики| ТК РФ-1993 | ТК РФ-2004 |
| режима | | |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Условия поме-|Товары, перемещаемые транзи-|Под данный режим помещаются|
|щения товаров |том, должны: |любые иностранные товары,|
|под таможенный|оставаться в неизменном сос-|за исключением товаров,|
|режим |тоянии, кроме изменений|транзит которых запрещен в|
| |вследствие естественного|соответствии с федеральными|
| |износа или убыли при норма-|законами, иными правовыми|
| |льных условиях транспортиро-|актами Российской Федерации|
| |вки и хранения, и не исполь-|и международными договора-|
| |зоваться в каких-либо иных|ми. Дополнительные условия|
| |целях, кроме транзита; |помещения товаров под режим|
| |доставляться в таможенный|могут быть установлены фе-|
| |орган назначения в сроки,|деральными законами, иными|
| |установленные таможенным|правовыми актами и междуна-|
| |органом отправления исходя|родными договорами |
| |из возможностей транспортно-| |
| |го средства, намеченного| |
| |маршрута и других условий| |
| |перевозки, не превышающие| |
| |предельный срок, определяе-| |
| |мый из расчета 2000 км за| |
| |один месяц | |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Возможные опе-|Товары могут использоваться|Допускается производить с|
|рации с това-|в целях обеспечения условий|разрешения таможенного|
|рами |транзита; товары могут вы-|органа: |
| |гружаться при аварии или|перезагрузку транзитных|
| |действии обстоятельств|товаров с транспортного|
| |непреодолимой силы |средства, на котором товары|
| | |были ввезены на таможенную|
| | |территорию Российской Феде-|
| | |рации, на транспортное сре-|
| | |дство, на котором они будут|
| | |вывезены с таможенной тер-|
| | |ритории Российской Федера-|
| | |ции; |
| | |складирование (хранение,|
| | |дробление или накопление|
| | |партий и другие подобные|
| | |операции) в установленном|
| | |ТК РФ порядке; |
| | |иные операции только при|
| | |условии, что их совершение|
| | |вызвано реальной угрозой |
| | |уничтожения, утраты, безво-|
| | |звратной утери или сущест-|
| | |венной порчи товаров и|
| | |(или) транспортных средств|
|——————————————|————————————————————————————————————————————————————————|
|Завершение |Фактически вывозятся товары за пределы таможенной терри-|
|действия режи-|тории Российской Федерации либо помещаются под иной|
|ма |таможенный режим |
|——————————————|————————————————————————————————————————————————————————|
|Таможенные |Уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление|
|платежи |(см.примечание*(1)) |
|——————————————|————————————————————————————————————————————————————————|
|Льготы по та-|Не уплачивается таможенная|Не уплачиваются налоги|
|моженным пла-|пошлина |Уплачиваются таможенные|
|тежам, уплачи-| |сборы за таможенное оформ-|
|ваемым непо-| |ление |
|средственно | | |
|при помещении| | |
|товаров под| | |
|таможенный ре-| | |
|жим | | |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Условия предо-|Транзит подтверждается тран-|В отношении товаров должна|
|ставления |спортными документами (нак-|быть представлена транзит-|
|льгот по тамо-|ладной, коносаментом и|ная декларация [любые ком-|
|женным плате-|т.д.); счетами-фактурами|мерческие, транспортные|
|жам, уплачи-|или счетами-проформами либо|(перевозочные) документы] и|
|ваемым при по-|другими расчетными и коммер-|(или) таможенные документы,|
|мещении под|ческими документами; |содержащие установленные ТК|
|таможенный ре-|если у таможенного органа|РФ сведения; |
|жим |имеются основания полагать,|транспортное средство долж-|
| |что перевозчик либо его|но быть оборудовано надле-|
| |транспортное средство не|жащим образом в случае,|
| |могут гарантировать соблюде-|если товары перевозятся под|
| |ние положений таможенного|таможенными пломбами и пе-|
| |законодательства, помещение|чатями; |
| |товаров под данный режим|должны приниматься меры по|
| |производится лишь при усло-|обеспечению соблюдения та-|
| |вии надлежащего оборудования|моженного законодательства:|
| |транспортного средства,|а) обеспечение уплаты тамо-|
| |таможенного сопровождения|женных платежей; |
| |либо перевозки товаров|б) таможенное сопровожде-|
| |таможенным перевозчиком;|ние; |
| |если соблюдение таможенного|в) определение маршрутов|
| |законодательства не может|перевозки в установленном|
| |быть обеспечено вышеуказан-|ТК РФ порядке. |
| |ными мерами, необходимо|Таможенные органы не тре-|
| |обеспечить уплату таможенных|буют применения мер по обе-|
| |платежей |спечению законодательства,|
| | |если перевозка товаров осу-|
| | |ществляется таможенным пе-|
| | |ревозчиком; |
| | |в отношении товаров пред-|
| | |ставляются разрешения и|
| | |(или) лицензии в случае,|
| | |если в соответствии с зако-|
| | |нодательством Российской|
| | |Федерации перемещение това-|
| | |ров допускается при наличии|
| | |разрешений и (или) лицен-|
| | |зий; |
| | |должна быть обеспечена|
| | |идентификация товаров в|
| | |установленном ТК РФ порядке|
|——————————————|————————————————————————————————————————————————————————|
|Дополнительные|По таможенным сборам за таможенное оформление: |
|льготы по та-|1) предоставляется полное освобождение от уплаты таможе-|
|моженным пла-|нных платежей в отношении товаров: |
|тежам |перемещаемых через таможенную территорию Российской Фе-|
| |дерации воздушным, водным и трубопроводным транспортом;|
| |перевозимых в Азербайджанскую Республику для добычи и|
| |транспортировки нефти; |
| |перемещаемых через таможенную территорию Российской Фе-|
| |дерации в Республику Белоруссия, Республику Казахстан,|
| |Кыргызскую Республику, Республику Армения, Республику|
| |Грузия, Республику Молдова, Туркменистан, Республику|
| |Узбекистан, Республику Таджикистан и из этих государств;|
| |перемещаемых транзитом через таможенную территорию Рос-|
| |сийской Федерации по процедуре МДП (Таможенная конвенция|
| |о международной перевозке грузов с применением книжки|
| |МДП (Конвенция МДП) (Женева,14.11.1975); |
| |перевозимых между Калининградской областью и другими ре-|
| |гионами Российской Федерации; |
| |2) снижается размер таможенных сборов за таможенное|
| |оформление товаров в следующих случаях: |
| |транзит товаров через таможенную территорию Российской|
| |Федерации по железным дорогам (взимаются в валюте Рос-|
| |сийской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в|
| |отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной|
| |железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве|
| |(контейнере)]; |
| |транзит товаров автомобильным транспортом из морских|
| |портов Приморского края в КНР (взимаются в валюте Рос-|
| |сийской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в|
| |отношении товаров, перевозимых в одном двадцати- или |
| |сорокафутовом контейнере) |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|*(1) Примечание. В отличие от ТК РФ-1993 (ст.114) ТК РФ-2004 не уста-|
|навливает такого вида таможенных платежей, как таможенные сборы за та-|
|моженное оформление. В настоящее время законодательство о налогах и|
|сборах (НК РФ, принимаемые в соответствии с настоящим Кодексом законы и|
|нормативные правовые акты) не регламентирует порядок уплаты таможенных|
|сборов (в ТК РФ-1993 определены три вида таможенных сборов). Отсутствие|
|в ТК РФ-2004 упоминания таможенных сборов за таможенное оформление|
|позволяет предположить, что такой вид платежа более не будет существо-|
|вать (если он не будет введен при разработке соответствующей главы НК|
|РФ). В то же время Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О феде-|
|ральном бюджете на 2004 год" содержит норму о пролонгации действия|
|положений ТК РФ-1993 о взимании таможенных сборов за таможенное оформ-|
|ление. Так, ст.27 данного Федерального закона приостанавливает действие|
|п.1 ст.438 ТК РФ-2004 в части признания утратившими силу п.6 и 8|
|ст.110, ст.114, 116, а также ст.119 ТК РФ-1993 (в части таможенных|
|сборов) на период с 1 января по 31 декабря 2004 года. При этом данной|
|статьей установлено, что исчисление, порядок уплаты, взыскание таможен-|
|ных сборов, изменение срока уплаты и возврат таможенных сборов осущест-|
|вляются в соответствии с правилами, предусмотренными ТК РФ-2004 для|
|таможенных пошлин. В случаях представления декларантом временной тамо-|
|женной декларации на период времени, превышающий один календарный|
|месяц, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются ежемесяч-|
|но не позднее 1-го числа месяца поставки. При этом исчисление сумм та-|
|моженного сбора за таможенное оформление осуществляется исходя из коли-|
|чества товаров пропорционально одному календарному месяцу поставки.|
|Если суммы подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление|
|увеличиваются в результате уточнения сведений по фактической поставке,|
|доплата сумм производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за|
|каждым календарным месяцем поставки. |
В ст. 168 ТК РФ законодатель повторно подчеркнул, что помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита допускается при отсутствии установленных законодательством запретов. При этом указаны виды нормативных правовых актов, которые могут содержать такие запреты: федеральные законы, иные правовые акты РФ, международные договоры РФ.
Кроме того, определено, что федеральными законами, иными правовыми актами РФ и международными договорами РФ могут быть установлены иные дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита. Представляется, что законодатель сохранил возможность для расширения нормативной правовой базы применения данного таможенного режима, поскольку таможенный режим международного таможенного транзита весьма адекватно отражает степень интегрированности государства в мировую экономическую систему.
Система международных перевозок требует создания по возможности максимально единообразных условий для перевозчиков. В первую очередь такое требование касается таможенного законодательства. Мировой рынок перевозок требует оперативного реагирования на происходящие изменения. Недостаточно быстрая реакция на них может повлечь перераспределение транспортных потоков, что, в свою очередь, приведет к существенным потерям как финансового, так и политического характера.
В ст. 169 содержатся положения, направленные на обеспечение единообразия в осуществлении таможенных процедур и облегчения восприятия положений закона должностными лицами таможенных органов, участниками ВЭД и иными заинтересованными лицами. Данные предписания содержат отсылки, в соответствии с которыми отдельные вопросы таможенного режима международного таможенного транзита, прямо указанные в ст. 169, регламентируются аналогично порядку, установленному для внутреннего таможенного транзита, - в той части, в которой они применимы к таможенному режиму международного таможенного транзита. В числе таких вопросов выделяются следующие:
порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит;
порядок установления сроков международного таможенного транзита;
идентификация товаров;
меры обеспечения таможенного законодательства.
Соответствующие нормы содержатся в ст.80-86 ТК РФ.
Перегрузка товаров при их перемещении в соответствии с таможенным режимом транзита является одной из наиболее значимых процедур, связанных с транзитной перевозкой, и требует подробной регламентации, в том числе на уровне федерального законодательства. Это обусловлено тем обстоятельством, что перегрузка транзитных товаров зачастую бывает сопряжена со сменой транспортного средства, с повреждением наложенных таможенных пломб и печатей, а также сопровождается иными действиями, имеющими особое значение для корректного осуществления таможенного контроля.
Пункт 1 ст. 170 содержит ряд положений, имеющих существенное значение для регулирования данной процедуры и упрощающих ранее действовавший порядок. В соответствии с данной нормой четко определяется уровень принятия решения о допустимости перегрузки товаров: оно принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется перегрузка.
Уведомительный порядок для перегрузки товаров устанавливается в том случае, если такая перегрузка не предполагает повреждения наложенных таможенных пломб и печатей. Данное нововведение благоприятно скажется на осуществлении транзитных перевозок, поскольку применение установленного ранее разрешительного порядка перегрузки в подобных ситуациях могло приводить к неоправданным задержкам, обусловленным причинами формального характера. Так, в практике автомобильных перевозок нередки случаи, когда тягач доставляет прицеп из Европы до определенной точки в европейской части РФ. Далее происходит замена тягача на другой тягач, более приспособленный к перевозкам по российским трассам, который и должен доставить товар в пункт назначения, находящийся, например, в Казахстане. В подобном случае осуществление пристального контроля за сменой тягача представляется нецелесообразным, поскольку сами товары не подвергаются даже минимальному воздействию. В соответствии с комментируемым пунктом для выполнения таможенных формальностей в подобных ситуациях достаточно уведомить таможенный орган о намерении совершить соответствующую операцию. В завершение данного вопроса следует отметить, что в соответствии со стандартным правилом 10 гл.1 приложения "Е" к Киотской конвенции товары могут быть перегружены из одного транспортного средства в другое без разрешения таможенной службы при условии, что таможенные пломбы и крепежные приспособления не взломаны и не нарушены.
Пункт 3 ст. 170 содержит гарантии права лиц на совершение операций, не предусмотренных данной статьей, в том случае, когда необходимость их совершения обусловлена реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.
В соответствии с п.1 ст. 171 ТК РФ международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории РФ. С момента такого вывоза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством, таможенный контроль за транзитными товарами прекращается, а лица, перемещавшие товары в соответствии с данным таможенным режимом, не несут никаких обязанностей перед таможенными органами, в том числе по доставке товаров в окончательный пункт назначения.
Кроме того, предусмотрена возможность завершения таможенного режима международного таможенного транзита путем помещения товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ.
Заключение
Ст. 172 ТК РФ устанавливает случаи применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита. В соответствии с п.1 данной статьи упрощенный порядок применяется в тех случаях, когда совпадают места прибытия транзитных товаров на таможенную территорию и их убытия с этой территории.
Аналогичная норма в ТК РФ 1993 г. отсутствовала, однако ее включение в ТК РФ 2003 г. представляется вполне целесообразным. Назначение данной статьи заключается в установлении порядка таможенного оформления товаров, пребывание которых на таможенной территории РФ фактически ограничивается нахождением в одной точке, поскольку место их прибытия на таможенную территорию и их убытия с этой территории совпадает. Подобные ситуации характерны для товаров, перевозимых авиационным транспортом или морскими судами.
Поскольку в данных случаях потенциальная угроза защищаемым национальным интересам РФ относительно мала, представляется вполне оправданным стремление законодателя максимально упростить применяемые таможенные процедуры.
В ст. 171 закреплено положение, согласно которому разрешение на транзит выдается в день предъявления товаров и представления документов и сведений таможенному органу. Разумеется, такое разрешение выдается при соблюдении всех требований, установленных таможенным законодательством применительно к перемещению товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.
Отдельно регламентированы процедуры, применяемые в том случае, когда транзитные товары перегружаются с транспортного средства, используемого при прибытии товаров, на транспортное средство, используемое при их убытии. Такая перегрузка допускается только с письменного разрешения таможенного органа.
Список литературы
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.). Статья 297. Транзит международных почтовых отправлений
Т.Н. Трошкина. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004. Глава 10. Внутренний таможенный транзит (п.п. 55-61)