Содержание
Введение. 3
1. Семья как социальный институт и как малая группа. 5
2. Структура семьи. 9
3. Модели семьи. 10
Заключение. 15
Список литературы.. 17
Введение
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи- дело отнюдь не такое простое. успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности.
Брак может существовать и в том случае, если супруги далеко не всегда проявляют друг о друге заботу, если их сексуальная жизнь далека от гармонии, если муж злоупотребляет алкоголем или не всегда может объяснить, где он “пропадал”. Но исследования, проведенные на больших группах людей, показывают, что грубость и нетерпимость, злоупотребление алкоголем или супружеские измены являются высоким фактором риска брака. Информация о том, какие факторы в большей, а какие – в меньшей степени влияют на успешность супружества, могут побудить людей серьёзно задуматься о том, как им сохранить семью и сделать свою супружескую жизнь счастливой.
Усиленное общественное внимание к семье связано с современным демографическим развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные, касающиеся рождаемости в Р.Ф., позволяют заметить, что это процесс весьма нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной демографической политики. На демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их числе общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей.
Говоря о демографическом развитии общества, мы не имеем в виду лишь простой рост населения. Важно, чтоб он сопровождался положительными качественными сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей
В ряду причин усиленного внимания к проблемам семьи, находится стремление общества искоренить такие негативные социальные явления, как преступность наркомания, самоубийства. Так как на развитие тех или иных качеств личности играет семья.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с семьей как социальным институтом и как социальной группой.
1. Семья как социальный институт и как малая группа
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: "Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно".
На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.
Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.[1]
Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.
Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже “хотели бы иметь такую возможность”.
Современные браки “постарели”. Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.
Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи. В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод.
Жизненный цикл семьи – совокупность семейных событий повторяющихся от поколения к поколению. Все события этого цикла связаны с триединством (супружество, родительство, родство). Стадии:
1.Предродительство (от заключения брака до рождения первого ребенка).
2.Социализационное родительство.
3.Репродуктивное родительство (от рождения первого до рождения второго ребенка)
4.Прародительство (от рождения последнего ребенка до естественного распада семьи).
Объективные условия жизни семьи:
1.Социально-экономические: уровень развития сферы обслуживания, жилищного строительства, развития сети дошкольных и школьных учреждений, реальные доходы населения, развитие системы здравоохранения и медобслуживания, социальные гарантии.
2.Социокультурные: нормы семейных отношений, способы хранения социальной информации знаний о семье.
3.Экологические: естественно географическая среда проживания семьи, мера урбанизации, санитарно-гигиенические условия.
4.Демографические: темпы прироста населения, миграционные процессы. Субъективные условия жизни семьи: общее состояние сознания людей, особенности супружеских взаимоотношений, отношение к окружающим, “образ мысли семьи”.[2]
Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.
2. Структура семьи
Семья - первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи - совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.
Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности.
В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. п.[3]
3. Модели семьи
Специалисты считают, что в настоящее время существуют несколько наиболее распространенных моделей семьи.
Первая — традиционная модель, которая подразумевает четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности и ответственности: мужчина кормилец, а женщина — хранительница очага и созидательница уюта.
Вторая — модернизированная модель семьи, которая предполагает равноправие и равные обязанности супругов во всех вопросах: материальное обеспечение, ведение домашнего хозяйства или воспитание детей. Причем модернизированная семья может быть «двухзарплатной» и «двухкарьерной».
В первом случае это симбиоз традиционной и модернизированной моделей: женщина работает, но ее заработок является дополнительным, поэтому она больше времени уделяет семье. При этом карьерных устремлений у нее нет.
Во втором случае — оба супруга ориентированы на профессиональный рост и карьерные достижения. К такому варианту в нашей стране больше склонны представители молодежи и среднего поколения, чем люди старшего возраста.
На Западе наиболее популярна «двухкарьерная» модель.
Вообще европейскому и американскому общественному сознанию свойствен индивидуализм. Исторически Европа реализовала католическую модель семьи, а США — протестантскую.
снове католической модели лежит принцип сбалансированности: хотя женщина находится в более подчиненном положении, но она не лишена права голоса, к ее мнению прислушиваются.
Протестантская модель семьи выросла на почве идей равенства и важности индивидуальных достижений. Мужчина и женщина в ней, по сути, взаимозаменяемы. В настоящее время личный успех, прежде всего карьерный, является главной целью в жизни современных американцев. Семья при этом часто бывает помехой. В первую очередь, это касается женщин: дом, быт, дети — все это надолго может выбить их из профессиональной колеи. Поэтому еще в 60-е годы они стали нередко предпочитать семейным ценностям офисную жизнь и профессиональные вершины.
Последствием эмансипации женщин в западных странах стал демографический кризис: старение населения, увеличение потока иммигрантов из экономически неблагополучных регионов.
Карьера до 35 лет — этот принцип остается основополагающим для западной женщины. Средний возраст вступления в брак ни в одной развитой стране не опускается ниже 25-летнего рубежа. В странах Скандинавии, например, он равен 30 годам, во Франции — 27 годам.
Психологи отмечают, что активное освоение женщиной профессий, традиционно считавшихся мужскими, приводит к тому, что в ее характере появляется много черт противоположного пола. И хотя психологи советуют уметь переключаться с одного режима поведения на другой, чаще всего женщина сохраняет жесткий, волевой и агрессивный стиль поведения во всех сферах жизни. Например, большинство немок склоняются к гостевому браку, потому что не хотят жить со своими мужьями на одной территории.
Вообще западные женщины, отличающиеся высоким уровнем собственного достоинства, считают, что в семье все должны быть равноправны. Все чаще речь заходит об обратной стороне феминизации — о подавлении мужчин. Например, в США женщины и мужчины подают практически одинаковое количество исков о харрасменте (сексуальных домогательствах).
В России традиционные представления о семейном укладе достаточно сильны. Например, по данным социологического опроса, патриархальная модель популярна среди 55% респондентов, считающих, что у семьи должен быть глава, причем большинство из них уверено, что им должен быть мужчина. Особенно популярна такая точка зрения среди сельских жителей с низким уровнем образования. Больше привержены ей мужчины, чем женщины.
По мнению ряда психологов, российская модель семьи является своеобразной смесью представлений, связанных с язычеством и православием. В такой модели мужчина обладает большой властью и авторитетом, но при этом основной своей задачей он считает лишь инициирование семьи, а остальную часть ответственности делегирует жене, исключая из круга своих обязанностей «семейную поденщину». Отношения в семье такого рода напоминают схватку, которую может выиграть психологически или физически сильнейший.
Инфантилизм русских мужчин берет корни в больших потерях мужского населения в результате войн. Так, в ХХ веке целое поколение мужчин выросло без отцов. К сожалению, такая деформированная модель «мужчина — вечный ребенок» закрепилась среди населения.[4]
Формы брака.
Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак.
Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как правило, обеспокоены желанием не просто женить своих сыновей или выдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе «подходящую» супругу или «подходящего» супруга, особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупной группы родственников. Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия - правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия - правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.
Нормы экзогамии, прежде всего, базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест - запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются - они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую подпонятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове его покойного брата.
Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и социологами. Например, Клод Леви-Строс предположил, что табу на инцест способствует созданию союзов между различными семьями и укреплению их социальной взаимозависимости. Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на инцест способствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Социолог Кингсли Жейвис заявляет, что кровосмесительные отношения запретны потому, что могут повлечь за собой безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола, появившийся на свет в результате кровосмесительного союза между отцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушке и внуком собственному отцу). Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе в израильских кибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают, что подобное заявление заложено генетически. По общему признанию, эти вопросы остаются нерешенными, и социологи продолжают ломать голову над реальным источником на инцест.[5]
Заключение
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.
Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.
Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.
Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения.
Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы семьиоказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи.
Проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат.
Список литературы
1. Гаспорян Ю.А. Семья 21 века: социологические проблемы.- СПб. Нева, 2002.
2. Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону, 2003.
3. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Логос, 2003.
4. Харчев А.Г. Брак и семья. – М.: Дело, 2004.
5. Чуркин И. Ю. Семья как важнейший социальный институт. Социология и современное общество. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
[1] Чуркин И. Ю. Семья как важнейший социальный институт. Социология и современное общество. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 47
[2] Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону, 2003. – С. 139
[3] Харчев А.Г. Брак и семья. – М.: Дело, 2004. – С. 51
[4] Гаспорян Ю.А. Семья 21 века: социологические проблемы.- СПб. Нева, 2002. – С. 118
[5] Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Логос, 2003. – С. 152