3. По статистическим сборникам отберите данные, характеризующие состав и структуру расходов Федерального бюджета за два года. Дайте оценку

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Утверждение бюджетов на 2000 – 2001 годы (Млрд. рублей)

Таблица №1

Статьи доходов и расходов

2000

2001

Доходы

705,3

1193,5

В т.ч.:



Налоговые доходы

675,4

1115,3

В т.ч.:



Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

87,4

172,6

Налог на добавленную стоимость

276,9

516,4

Акцизы

120,1

188,0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

191,1

190,6

Неналоговые доходы

62,3

64,3

В т.ч.:



Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности

25,2

28,6

Доходы от внешнеэкономической деятельности

34,5

31,5

Расходы

710,2

1193,5

В т.ч.:



Государственное управление и местное самоуправление

26,1

40,7

Национальная оборона

140,3

214,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

79,6

131,6

Промышленность, энергетика и строительство

20,4

44,7

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

3,7

4,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1,6

30,6

Социально-культурные мероприятия

4,6

191,4

Обслуживание государственного долга

220,4

239,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

69,7

186,6

Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)

- 4,9

-


Согласно статистических данных фактическое распределение Федерального бюджета за январь – август 2001 года выглядело так, как показано в таблице 2.

Фактическое исполнение за январь – август 2001 года (млрд. рублей)

Таблица №2

Статьи доходов и расходов

2000

2001

Доходы

712,1

979,4

В т.ч.:



Налоговые доходы

693,5

906,5

В т.ч.:



Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

90,5

144,5

Налог на добавленную стоимость

253,1

370,2

Акцизы

134,5

128,7

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

204,3

218,2

Неналоговые доходы

29,8

64,2

В т.ч.:



Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности

21,7

34,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности

4,8

27,5

Расходы

723,4

804,8

В т.ч.:



Государственное управление и местное самоуправление

29,8

22,0

Национальная оборона

166,7

147,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

78,4

79,8

Промышленность, энергетика и строительство

29,7

20,6

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

3,7

2,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

2,4

20,7

Социально-культурные мероприятия

4,1

116,4

Обслуживание государственного долга

195,7

178,4

Финансовая помощь бюджетам других уровней

68,4

145,9

Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)

-11,3

174,6

Анализ данных таблиц дает ясное представление об исполнении бюджета за период с января по август 2001 года. Тот факт, что за восемь месяцев профицит бюджета составляет 174, 6 млрд. рублей говорит о прекрасной сбалансированности бюджета.

Профицит же  федерального бюджета России в январе – октябре 2001 года составил 214,9 млрд. рублей. Эту информацию распространил 29 декабря Госкомстат РФ по статистике со ссылкой на данные Минфина России. Бюджетный профицит в январе – октябре 2001 года на 46,4 млрд. рублей был использован для покрытия внутренних долгов, на 168,5 млрд. – для покрытия внешних долгов.

Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в январе-октябре 2001 года 1 трлн. 35,9 млрд. рублей против 710,2 млрд. в 2000 года.

В структуре расходов федерального бюджета в январе – октябре преобладали затраты на обслуживание госдолга – 213,4 млрд. рублей, на национальную оборону – 193,8 млрд., на социально-культурные мероприятия – 152,7 млрд., на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности – 104 млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 188,5 млрд. рублей, расходы целевых бюджетных фондов – 11,3 млрд. На государственное и местное самоуправление израсходовано 28,4 млрд., на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику – 26,8 млрд., на промышленность, энергетику и строительство – 26,8 млрд. Процентные платежи(по обслуживанию госдолга) в январе – октябре 2001 года сократились до 20,6% общей суммы расходов федерального бюджета, тогда как в январе – октябре 2000 г. их доля составляла 21,5%, в январе – октябре 1999 – 25,4%.

Стабильный экономический рост – вот что характеризует экономику страны после кризиса 1998 года. К сожалению, даже в 2001 году уровень жизни населения еще не достиг той планки, которая была в 1998 году. Однако, наблюдается тенденция стабильного экономического роста, а это – постоянное улучшение уровня жизни. В 2001 году в реальном выражении, за вычетом инфляции, люди стали лучше жить на 6%. Так утверждает статистика доходов населения, розничной торговли.

Об установлении стабильности и тенденции к повышению благосостояния говорит и такой факт. При формировании бюджета страны на 2001 г. в расчеты закладывался средний прогнозируемый курс рубля к доллару на этот год больше 30,5 рублей за доллар. Это – среднее значение за год. На практике этот уровень должен был быть преодолен где-то в середине года, а к концу года еще выше. Но этого не произошло. Рубль подешевел меньше, чем это прогнозировалось. Значит, накопления населения сохранились в большой степени, чем ожидалось.