Содержание

Введение. 3

1. Определение области исследования темы.. 5

2. Формулировка проблемы.. 5

2.1. Определение проблемы житейскими терминами. 5

2.2.Определение проблемы научными терминами. 5

3. Определение понятий. 6

4. Формулировка теоретической гипотезы исследования. 7

5. Определение типа исследования. 7

6. Описание переменных. 7

7. Описание используемых методов и методик. 8

8. Описание ситуации проведения исследования и метод формирования выборки  11

9. Статистический критерий. 11

10. Неконтролируемые факторы.. 12

11. Факторы нарушения валидности, способы их контроля. 12

12. Способы представления результатов и обработка результатов. 13

Выводы.. 18

Список литературы.. 19

Введение

Выбор профессионального пути – важный вопрос, в решении которого необходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяжении длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не разработанными.

Обучение в старших классах (10 – 11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового возраста, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развитие самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения». 

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрения подростка и связано с выбором профессии» (Л.Ф.Обухова).

Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется еще до поступления в университет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на выбранную специальность, на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент», как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффузен, неструктурирован, во многом нереалистичен»[1].

Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности психолога, выступающего, по своему определению, знатоком и целителем душ.

1. Определение области исследования темы

Цель исследования -  изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками.

Объектом исследования являются мотивы и мотивация в выборе профессии у старшеклассников.

Предмет исследования – влияние мотивов и мотивации на выбор профессии у старшеклассников.

2. Формулировка проблемы

2.1. Определение проблемы житейскими терминами

Определив, что привлекает человека в той или иной профессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, серьезно и устойчиво работать.

2.2.Определение проблемы научными терминами

Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т. д.)

Какая мотивация (внешняя или внутренняя) лежит в основе выбора профессии старшеклассников? О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

3. Определение понятий

Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом «мотивы».

Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.

Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом слу­чае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия[2].

Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различ­ными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты[3].

4. Формулировка теоретической гипотезы исследования

Внешние положительные мотивы имеют наибольшую значимость в мотивации при выборе профессии старшеклассников.

5. Определение типа исследования

В качестве типа исследования выбрано корреляционное исследование с использованием коэффициентов Спирмана и Пирсона.

6. Описание переменных

В данном случае независимыми переменными, т.е. переменными, которые можно варьировать в ходе эксперимента являются внешние положительные мотивы старшеклассников.

Внутренние мотивы: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Внешние положительные мотивы: денежный заработок, стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.

Внешние отрицательные мотивы: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

Зависимой переменной является степень значимости внешних положительных факторов в выборе профессии старшеклассников.

7. Описание используемых методов и методик

Изучение мотивации профессиональной деятельности проводилось с использованием методики Замфир. Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации[4].


Инструкция к методике:

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.


1

 

2

 

3

 

4

 

5

 


В очень незначительной мере


 

 

 

в достаточно незначительной мере

 

 

в небольшой, но и в немаленькой мере

 

в достаточно большой мере 

 

 

в очень большой мере

 

 

 

 

Денежный заработок






Стремление к продвижению по работе







Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег






Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей






Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других







Удовлетворение от самого процесса и результата работы







Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности







№ испытуемых

1

2

3

4

5

6

7

Средний уровень мотивации по каждому ребенку

Денежный заработок

Стремление к продвижению по работе

 

Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других


Удовлетворение от самого процесса и результата работы


Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности


1

5

5

1

4

3

5

4

3,85

2

4

5

1

4

3

4

3

3,42

3

5

4

2

5

3

5

4

4,0

4

5

5

1

4

3

5

5

4,0

5

4

5

2

5

4

4

4

4,0

6

5

5

1

4

4

5

4

4,0

7

5

5

2

5

3

3

4

3,85

8

4

5

1

4

3

5

5

3,85

9

5

5

3

5

3

2

4

3,85

10

5

5

1

4

3

5

5

3,28

Среднее

4,7

4,9

1,5

3,4

3,2

4,3

4,2



ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2 = (50+ 42)/ 10 / 2 = 4,6

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3  = (47+ 49 + 32) / 3 = 4, 83

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2 = (58 + 34 )/2 = 4, 6 

8. Описание ситуации проведения исследования и метод формирования выборки

Исследование проводилось среди учащихся 11 класса средней школы. Выборка испытуемых состояла из 10 человек.

9. Статистический критерий

Корреляционная связь — это согласованное изме­нение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью дру­гого. Существует 2 вида процедур корреляционного анализа: 1) параметрические коэффициенты корреляции; 2) непараметрические.

Параметрические коэффициенты называются так, потому что вычисляется коэффициент корреляции на основе конкретных параметров. Пример - коэффициент корреляции Пирсона.

Коэффициент Пирсона характеризует наличие только линейной свя­зи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет ли­нейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициен­том линейной корреляции Пирсона. Если же связь между пере­менными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.

Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти два числа +1 и -1 — являются границами для коэффициента корреляции.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреля­ции такова:

                                                          

где  хi — значения, принимаемые в выборке X,

yi — значения, принимаемые в выборке Y;

 — средняя по X,  — средняя по Y.

Непараметрические коэффициенты называются так потому, что для их вычисления используются другие приемы (например ранги). Пример - ранговый коэффициент корреляции Спирмана. Его мы также будем использовать в нашем исследовании[5].

10. Неконтролируемые факторы

К неконтролируемым факторам эксперимента относятся внешние (побочные) переменные, которые недоступны управлению со стороны экспериментатора. Нам нужно о них знать, так как они могут повлиять на зависимую переменную. И тогда они могут выступать как источник погрешности ошибок. Такими переменными могут стать настроение, самочувствие испытуемых и т.д.


11. Факторы нарушения валидности, способы их контроля

В отношении внешних переменных экспериментатор за счет разнообразных ухищрений, стремится из взять под свой контроль. Если ему это удается, то тогда внешние переменные становятся контролируемыми.

Контролируемые переменные - учитываемые внешние переменные, которые в ходе исследования либо остаются на постоянном уровне, либо их влияние на зависимые переменные минимизируется.

Для контроля факторов будем использовать метод создания  константных условий. Таким образом, эксперимент проводился в одинаковых условиях для старшеклассников.


12. Способы представления результатов и обработка результатов

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).



 

№ испытуемых

x

y

хi-

i- )2

yi-

(yi- )2

1

4,33

3,85

0,07   

0,0049

0,04

0,0016

0,0028

2

4,0

3,42

-0,26

0,0676

-0,39

0,1521

0,1014

3

4,0

4,0

-0,26

0,0676

0,19

0,0361

-0,494

4

4,33

4,0

0,07

0,0049

0,19

0,0361

0,0133

5

4,33

4,0

0,07

0,0049

0,19

0,0361

0,0133

6

4,66

4,0

0,40

0, 16

0,19

0,0361

0,076

7

4,33

3,85

0,07

0,0049

0,04

0,0016

0,0028

8

4,0

3,85

-0,26

0,0676

0,04

0,0016

-0,0104

9

4,33

3,85

0,07

0,0049

0,04

0,0016

0,0028

10

4,33

3,28

0,07

0,0049

-0,53

0,2809

-0,0371

Сумма

42,64

38,1

0,04


  0

1007,6

416,6

Среднее

4,26

3,81

 

 

 

 

 

 Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корре­ляции по формуле:

 = 0                                        

При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента линейной корреляции Пирсона число степе­ней свободы рассчитывается как k = n – 2 = 8.  ккрит=0,72 > 0, следовательно, гипотеза Н1 отвергается и при­нимается гипотеза H0, иными словами, связь между внешними положительными мотивациями и общим уровнем мотивации не доказана.

Далее проводим обработку результатов с помощью коэффициента Спирмана. Нам необходимо вычислить разницу рангов d и знать сколько пар значений брали (кол-во испытуемых).


Денежный заработок

Стремление к продвижению по работе

 

Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других


Удовлетворение от самого процесса и результата работы


Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности


Средний уровень мотивации по каждому ребенку

1

5

5

1

4

3

5

4

3,85

2

4

5

1

4

3

4

3

3,42

3

5

4

2

5

3

5

4

4,0

4

5

5

1

4

3

5

5

4,0

5

4

5

2

5

4

4

4

4,0

6

5

5

1

4

4

5

4

4,0

7

5

5

2

5

3

3

4

3,85

8

4

5

1

4

3

5

5

3,85

9

5

5

3

5

3

2

4

3,85

10

5

5

1

4

3

5

5

3,28

Среднее

4,7

4,9

1,5

3,4

3,2

4,3

4,2


Ранг

2

1

7

5

6

3

4


1 показатель – уровень значимости внешних положительных мотиваций по каждом ребенку

2  показатель – средний уровень мотиваций по каждому ребенку

№ испытуемых

Значение 1 показателя

Ранги 1 показателя

Значение 2 показателя

Ранги 2 показателя

D - Разность рангов по модулю

D2

1

4,33

6.5

3,85

4.5

2

4

2

4,0

2

3,42

2

0

0

3

4,0

2

4,0

8.5

6.5

42.25

4

4,33

6.5

4,0

8.5

2

4

5

4,33

6.5

4,0

8.5

2

4

6

4,66

10

4,0

8.5

1.5

2.25

7

4,33

6.5

3,85

4.5

2

4

8

4,0

2

3,85

4.5

2.5

6.25

9

4,33

6.5

3,85

4.5

2

4

10

4,33

6.5

3,28

1

5.5

30.25







101

R = 1 – 6*(101) / 990 = 0,38

При N = 10

Полученное нами значение r оказалось меньше, значит критерий статистически не значим.

Полученных результатов недостаточна для статистического выбора (выборка малая). Вычисленный коэффициент корреляции не является статистическим достоверным.




Выводы

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования не подтвердилась. То есть при выборе профессии старшеклассниками в общей мотивации внешние положительные факторы не играют значимую роль. К внешним положительным мотивам мы отнесли денежный заработок, стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.

Можно предположить, что здесь определяющим является мотивационный комплекс, который представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной. К внешним отрицательным мотивам относятся: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. К внутренним мотивам относятся: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Список литературы

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии.– М–Воронеж, 1998.– С.120–131.

2.      Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.

3.      Климов Е.А. Как выбирать профессию.– М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

4.      Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.– М.– Воронеж, 1998.– С.309 – 317.

5.      Любимова Г.Ю. Представления психологов старшекурсников о своей будущей профес-сиональной деятельности// Вестн. моск. ун–та. Сер.14. Психология. 2002. №2. – С. 64 -72.

6. Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте.– Дисс. канд. психол. наук, – Ростов-на-Дону. 2003. – С.18–19.

7. Башкатов Б.И. Социально-экономическая статистика – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002. – 703 с.

8. Боярский А.Я., Громыко Г.Л. “Общая теория статистики” М.: изд. Московские университеты, 1985 г. – 372 с.



[1] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии.– М–Воронеж, 1998.– С.120–131.


[2] Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.


[3] Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.


[4] Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.– М.– Воронеж, 1998.– С.309 – 317.


[5] Боярский А.Я., Громыко Г.Л. “Общая теория статистики” М.: изд. Московские университеты, 1985 г. – 372 с.