Содержание
Введение. 3
1. Определение области исследования темы.. 5
2. Формулировка проблемы.. 5
2.1. Определение проблемы житейскими терминами. 5
2.2.Определение проблемы научными терминами. 5
3. Определение понятий. 6
4. Формулировка теоретической гипотезы исследования. 7
5. Определение типа исследования. 7
6. Описание переменных. 7
7. Описание используемых методов и методик. 8
8. Описание ситуации проведения исследования и метод формирования выборки 11
9. Статистический критерий. 11
10. Неконтролируемые факторы.. 12
11. Факторы нарушения валидности, способы их контроля. 12
12. Способы представления результатов и обработка результатов. 13
Выводы.. 18
Список литературы.. 19
Введение
Выбор профессионального пути – важный вопрос, в решении которого необходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяжении длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не разработанными.
Обучение в старших классах (10 – 11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового возраста, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развитие самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения».
Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрения подростка и связано с выбором профессии» (Л.Ф.Обухова).
Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется еще до поступления в университет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на выбранную специальность, на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент», как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффузен, неструктурирован, во многом нереалистичен»[1].
Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности психолога, выступающего, по своему определению, знатоком и целителем душ.
1. Определение области исследования темы
Цель исследования - изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками.
Объектом исследования являются мотивы и мотивация в выборе профессии у старшеклассников.
Предмет исследования – влияние мотивов и мотивации на выбор профессии у старшеклассников.
2. Формулировка проблемы
2.1. Определение проблемы житейскими терминами
Определив, что привлекает человека в той или иной профессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, серьезно и устойчиво работать.
2.2.Определение проблемы научными терминами
Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж и т. д.)
Какая мотивация (внешняя или внутренняя) лежит в основе выбора профессии старшеклассников? О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
3. Определение понятий
Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом «мотивы».
Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.
Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.
Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия[2].
Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты[3].
4. Формулировка теоретической гипотезы исследования
Внешние положительные мотивы имеют наибольшую значимость в мотивации при выборе профессии старшеклассников.
5. Определение типа исследования
В качестве типа исследования выбрано корреляционное исследование с использованием коэффициентов Спирмана и Пирсона.
6. Описание переменных
В данном случае независимыми переменными, т.е. переменными, которые можно варьировать в ходе эксперимента являются внешние положительные мотивы старшеклассников.
Внутренние мотивы: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Внешние положительные мотивы: денежный заработок, стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.
Внешние отрицательные мотивы: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
Зависимой переменной является степень значимости внешних положительных факторов в выборе профессии старшеклассников.
7. Описание используемых методов и методик
Изучение мотивации профессиональной деятельности проводилось с использованием методики Замфир. Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации[4].
Инструкция к методике:
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
В очень незначительной мере
|
в достаточно незначительной мере
|
в небольшой, но и в немаленькой мере
|
в достаточно большой мере
|
в очень большой мере
|
Денежный заработок |
|
|
|
|
|
Стремление к продвижению по работе |
|
|
|
|
|
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|
|
|
|
|
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|
|
|
|
|
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
|
|
|
|
|
Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|
|
|
|
|
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
|
|
|
|
|
№ испытуемых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Средний уровень мотивации по каждому ребенку |
Денежный заработок |
Стремление к продвижению по работе
|
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
||
1 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3,85 |
2 |
4 |
5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,42 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4,0 |
4 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4,0 |
5 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4,0 |
6 |
5 |
5 |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,0 |
7 |
5 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3,85 |
8 |
4 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3,85 |
9 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3,85 |
10 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3,28 |
Среднее |
4,7 |
4,9 |
1,5 |
3,4 |
3,2 |
4,3 |
4,2 |
|
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2 = (50+ 42)/ 10 / 2 = 4,6
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3 = (47+ 49 + 32) / 3 = 4, 83
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2 = (58 + 34 )/2 = 4, 6
8. Описание ситуации проведения исследования и метод формирования выборки
Исследование проводилось среди учащихся 11 класса средней школы. Выборка испытуемых состояла из 10 человек.
9. Статистический критерий
Корреляционная связь — это согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого. Существует 2 вида процедур корреляционного анализа: 1) параметрические коэффициенты корреляции; 2) непараметрические.
Параметрические коэффициенты называются так, потому что вычисляется коэффициент корреляции на основе конкретных параметров. Пример - коэффициент корреляции Пирсона.
Коэффициент Пирсона характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.
Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти два числа +1 и -1 — являются границами для коэффициента корреляции.
В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:
где хi — значения, принимаемые в выборке X,
yi — значения, принимаемые в выборке Y;
— средняя по X, — средняя по Y.
Непараметрические коэффициенты называются так потому, что для их вычисления используются другие приемы (например ранги). Пример - ранговый коэффициент корреляции Спирмана. Его мы также будем использовать в нашем исследовании[5].
10. Неконтролируемые факторы
К неконтролируемым факторам эксперимента относятся внешние (побочные) переменные, которые недоступны управлению со стороны экспериментатора. Нам нужно о них знать, так как они могут повлиять на зависимую переменную. И тогда они могут выступать как источник погрешности ошибок. Такими переменными могут стать настроение, самочувствие испытуемых и т.д.
11. Факторы нарушения валидности, способы их контроля
В отношении внешних переменных экспериментатор за счет разнообразных ухищрений, стремится из взять под свой контроль. Если ему это удается, то тогда внешние переменные становятся контролируемыми.
Контролируемые переменные - учитываемые внешние переменные, которые в ходе исследования либо остаются на постоянном уровне, либо их влияние на зависимые переменные минимизируется.
Для контроля факторов будем использовать метод создания константных условий. Таким образом, эксперимент проводился в одинаковых условиях для старшеклассников.
12. Способы представления результатов и обработка результатов
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
№ испытуемых |
x |
y |
хi- |
(хi- )2 |
yi- |
(yi- )2 |
|
1 |
4,33 |
3,85 |
0,07 |
0,0049 |
0,04 |
0,0016 |
0,0028 |
2 |
4,0 |
3,42 |
-0,26 |
0,0676 |
-0,39 |
0,1521 |
0,1014 |
3 |
4,0 |
4,0 |
-0,26 |
0,0676 |
0,19 |
0,0361 |
-0,494 |
4 |
4,33 |
4,0 |
0,07 |
0,0049 |
0,19 |
0,0361 |
0,0133 |
5 |
4,33 |
4,0 |
0,07 |
0,0049 |
0,19 |
0,0361 |
0,0133 |
6 |
4,66 |
4,0 |
0,40 |
0, 16 |
0,19 |
0,0361 |
0,076 |
7 |
4,33 |
3,85 |
0,07 |
0,0049 |
0,04 |
0,0016 |
0,0028 |
8 |
4,0 |
3,85 |
-0,26 |
0,0676 |
0,04 |
0,0016 |
-0,0104 |
9 |
4,33 |
3,85 |
0,07 |
0,0049 |
0,04 |
0,0016 |
0,0028 |
10 |
4,33 |
3,28 |
0,07 |
0,0049 |
-0,53 |
0,2809 |
-0,0371 |
Сумма |
42,64 |
38,1 |
0,04 |
|
0 |
1007,6 |
416,6 |
Среднее |
4,26 |
3,81 |
|
|
|
|
|
Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле:
= 0
При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента линейной корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как k = n – 2 = 8. ккрит=0,72 > 0, следовательно, гипотеза Н1 отвергается и принимается гипотеза H0, иными словами, связь между внешними положительными мотивациями и общим уровнем мотивации не доказана.
Далее проводим обработку результатов с помощью коэффициента Спирмана. Нам необходимо вычислить разницу рангов d и знать сколько пар значений брали (кол-во испытуемых).
|
Денежный заработок |
Стремление к продвижению по работе
|
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Средний уровень мотивации по каждому ребенку |
1 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3,85 |
2 |
4 |
5 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,42 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4,0 |
4 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4,0 |
5 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4,0 |
6 |
5 |
5 |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,0 |
7 |
5 |
5 |
2 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3,85 |
8 |
4 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3,85 |
9 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3,85 |
10 |
5 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3,28 |
Среднее |
4,7 |
4,9 |
1,5 |
3,4 |
3,2 |
4,3 |
4,2 |
|
Ранг |
2 |
1 |
7 |
5 |
6 |
3 |
4 |
|
1 показатель – уровень значимости внешних положительных мотиваций по каждом ребенку
2 показатель – средний уровень мотиваций по каждому ребенку
№ испытуемых |
Значение 1 показателя |
Ранги 1 показателя |
Значение 2 показателя |
Ранги 2 показателя |
D - Разность рангов по модулю |
D2 |
1 |
4,33 |
6.5 |
3,85 |
4.5 |
2 |
4 |
2 |
4,0 |
2 |
3,42 |
2 |
0 |
0 |
3 |
4,0 |
2 |
4,0 |
8.5 |
6.5 |
42.25 |
4 |
4,33 |
6.5 |
4,0 |
8.5 |
2 |
4 |
5 |
4,33 |
6.5 |
4,0 |
8.5 |
2 |
4 |
6 |
4,66 |
10 |
4,0 |
8.5 |
1.5 |
2.25 |
7 |
4,33 |
6.5 |
3,85 |
4.5 |
2 |
4 |
8 |
4,0 |
2 |
3,85 |
4.5 |
2.5 |
6.25 |
9 |
4,33 |
6.5 |
3,85 |
4.5 |
2 |
4 |
10 |
4,33 |
6.5 |
3,28 |
1 |
5.5 |
30.25 |
|
|
|
|
|
|
101 |
R = 1 – 6*(101) / 990 = 0,38
При N = 10
Полученное нами значение r оказалось меньше, значит критерий статистически не значим.
Полученных результатов недостаточна для статистического выбора (выборка малая). Вычисленный коэффициент корреляции не является статистическим достоверным.
Выводы
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования не подтвердилась. То есть при выборе профессии старшеклассниками в общей мотивации внешние положительные факторы не играют значимую роль. К внешним положительным мотивам мы отнесли денежный заработок, стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.
Можно предположить, что здесь определяющим является мотивационный комплекс, который представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной. К внешним отрицательным мотивам относятся: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. К внутренним мотивам относятся: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Список литературы
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии.– М–Воронеж, 1998.– С.120–131.
2. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию.– М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.– М.– Воронеж, 1998.– С.309 – 317.
5. Любимова Г.Ю. Представления психологов старшекурсников о своей будущей профес-сиональной деятельности// Вестн. моск. ун–та. Сер.14. Психология. 2002. №2. – С. 64 -72.
6. Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте.– Дисс. канд. психол. наук, – Ростов-на-Дону. 2003. – С.18–19.
7. Башкатов Б.И. Социально-экономическая статистика – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002. – 703 с.
8. Боярский
А.Я., Громыко Г.Л. “Общая теория статистики” М.: изд. Московские университеты,
[1] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии.– М–Воронеж, 1998.– С.120–131.
[2] Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.
[3] Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.
[4] Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.– М.– Воронеж, 1998.– С.309 – 317.
[5] Боярский А.Я., Громыко Г.Л. “Общая
теория статистики” М.: изд. Московские университеты,