Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России




Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Функции и задачи государственного регулирования.............................. 4

1.1. Задачи государственного регулирования............................................................................. 4

1.2. Функции государственного регулирования......................................................................... 6

2. Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации........................................................................................................................... 14

2.1. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства......................................................................................................................................................... 22

2.2. Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере..... 23

2.3. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства......................................................................................................................................................... 24

2.4. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.......................................................................................... 25

Заключение...................................................................................................... 26

Список используемой литературы............................................................... 27



Введение


В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Цель данной работы: описать государственное регулирование предпринимательской деятельности.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть функции и задачи государственного регулирования;

2) описать государственную поддержку предпринимательства в Российской Федерации.


1. Функции и задачи государственного регулирования

1.1. Задачи государственного регулирования

1. Участие в реализации государственной политики реформирования, приватизации и управления федеральным имуществом, экономическое обоснование использования результатов анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора экономики для их развития в отношении совершенствования системы управления федеральной собственностью, повышения эффективности их деятельности и доходов от использования федерального имущества[1].

2. Координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства с целью проведения единой государственной политики по вопросам: реформирования федеральных государственных унитарных предприятий; приватизации и управления федеральным имуществом; разработки прогноза развития государственного сектора экономики Российской Федерации; лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

3. Участие в определении направлений развития государственного сектора экономики Российской Федерации и разработка предложений по повышению эффективности его функционирования.

4. Участие в разработке основных направлений развития малого предпринимательства в рамках единой государственной социально-экономической политики.

5. Участие в разработке общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

6. Участие в работах по анализу эффективности и совершенствованию государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных и финансовых рынках.

7. Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

8. Разработка предложений по сокращению административных ограничений в предпринимательстве при проведении государственного контроля и надзора, осуществлению иных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности в новых экономических условиях.

9. Осуществление организационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

10. Проведение анализа функций федеральных органов исполнительной власти в сфере административного регулирования предпринимательской деятельности.

11. Проведение системного анализа организации и осуществления государственного контроля (надзора) на потребительском рынке.

12. Разработка комплекса мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и сокращению административных ограничений;

13. Участие в проведении анализа и систематизации различных элементов государственного регулирования в отношении однородных видов деятельности с целью уточнения задач и методов регулирования в той или иной сфере правовых отношений и устранения избыточности и необоснованного дублирования.

14. Проведение единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации. Анализ эффективности функционирования действующей системы лицензирования и ее совершенствование.

15. Координация деятельности лицензирующих органов в части соблюдения единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

16. Методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти проектов положений о лицензировании отдельных видов деятельности.

17. Подготовка и проведение реформы технического регулирования в Российской Федерации в области стандартизации и обеспечения безопасности продукции.

18. Разработка правовых основ деятельности организаций саморегулирования.

19. Разработка предложений по усилению ответственности за нарушение прав потребителей.

20. Подготовка предложений по усилению ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за производство и реализацию на потребительском рынке некачественных, опасных и фальсифицированных товаров.

21. Участие в проведении обзора реформы регулирования в рамках программы сотрудничества Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с Российской Федерацией.

1.2. Функции государственного регулирования

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции разработку принципов, методов и форм реализации государственной структурной политики.

Участвует в пределах своей компетенции в разработке комплекса мер по оптимизации участия государства в регулировании экономической деятельности и осуществляет контроль за их реализацией.

Участвует в подготовке федеральных программ, планов действий Правительства Российской Федерации, других государственных программных документов в области управления федеральной собственностью, защиты конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет в пределах своей компетенции сотрудничество и участие в работе международных экономических организаций, семинарах, конференциях.

Организует и осуществляет в пределах своей компетенции работу по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора экономики с целью повышения эффективности управления федеральной собственностью.

Участвует в пределах компетенции Министерства в формировании политики приватизации и управления федеральным имуществом.

Участвует в пределах своей компетенции в разработке законопроектов и иных нормативных правовых актов, регулирующих создание, реорганизацию и ликвидацию федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием государства.

Участвует в установленном порядке в принятии решений о создании, ликвидации и реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании вопросов обращения в государственную собственность отдельных имущественных объектов, включая акции акционерных обществ.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании проекта Прогнозного плана (программы) приватизации, приватизации отдельных предприятий, в том числе продажи акций, находящихся в федеральной собственности.

Участвует в пределах своей компетенции в согласовании решений и оценке проектов по созданию интегрированных структур с участием государства.

Участвует в разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность представителей государства в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Готовит предложения по совершенствованию института доверительного управления в отношении определения условий и порядка передачи в доверительное управление акций, находящихся в федеральной собственности.

Участвует в подготовке ежегодного постановления Правительства Российской Федерации о разработке проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, сценарных условий и методических рекомендаций по разработке проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Формирует на основе действующей нормативно-правовой базы при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации проектировки (прогноз) развития государственного сектора экономики Российской Федерации.

Осуществляет подготовку для руководства Министерства ежеквартальных аналитических материалов об итогах деятельности государственного сектора экономики Российской Федерации в отраслях и сферах экономики на основе данных, представляемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства по итогам анализа статистической отчетности Госкомстата России.

Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов и рекомендаций по вопросам функционирования и развития государственного сектора экономики Российской Федерации, осуществляет координацию работы по совершенствованию системы показателей, характеризующих его деятельность.

Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства по вопросам развития государственного сектора экономики Российской Федерации.

Формирует информационные банки данных по вопросам развития государственного сектора экономики.

Разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений в государственную статистическую отчетность, отражающую деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации.

Разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Разрабатывает в рамках компетенции Министерства механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет прогноз развития малого предпринимательства.

Участвует в разработке предложений по формированию эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Участвует в подготовке мер по финансовой поддержке малого предпринимательства.

Участвует в разработке механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства.

Участвует в создании системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Участвует в формировании государственной политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Принимает участие в работах по анализу эффективности и совершенствованию законодательства по антимонопольному регулированию и защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Участвует в разработке предложений по совершенствованию механизмов пресечения фактов злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных и финансовых рынках.

Участвует в разработке предложений по оптимизации и совершенствованию контрольных мер за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации по антимонопольному регулированию и защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Разрабатывает предложения по оптимизации порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Разрабатывает предложения по осуществлению государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля и надзора.

Анализирует механизмы и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вносит предложения по разграничению контрольных и надзорных функций органов государственного контроля и надзора.

Обеспечивает работу ответственного секретаря Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Анализирует поступающие материалы для подготовки и представления их на рассмотрение на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Оформляет и рассылает протоколы заседаний Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за исполнением поручений, данных на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Готовит к очередному заседанию Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление доклад о выполнении решений Комиссии.

Разрабатывает проекты нормативных правовых актов, а также предложения по формированию и совершенствованию законодательной базы в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Осуществляет подготовку предложений по формированию единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации.

На основе анализа действующего порядка лицензирования отдельных видов деятельности готовит предложения по его совершенствованию.

Осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе анализа осуществления лицензирования в Российской Федерации подготовку предложений по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности и разработку альтернативных лицензированию методов регулирования видов деятельности.

Разрабатывает в пределах своей компетенции методические рекомендации для органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Разрабатывает предложения по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в стране с целью подготовки вступления России в ВТО и доступа российских товаров и услуг на внешний рынок.

Вносит в пределах своей компетенции предложения о применении мер по защите внутреннего рынка.

В пределах своей компетенции проводит анализ законодательства Российской Федерации и определяет принципы и методы регулирования предпринимательской деятельности в области технического регулирования и безопасности продукции.

Изучает и анализирует зарубежный опыт в области сертификации, стандартизации, контрольной и надзорной деятельности.

Участвует в разработке системы обязательных требований к продукции, в определении режимов подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, разработке национальных стандартов, а также установлении правил проведения инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукции.

Участвует в работе по проведению анализа выполнения государственных функций федеральными органами исполнительной власти, их территориальными подразделениями и подведомственными организациями и подготовке предложений по их оптимизации в области технического регулирования и безопасности продукции.

Участвует в разработке и осуществлении мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг) и предотвращения поступления и обращения на потребительском рынке некачественных, фальсифицированных товаров.

Разрабатывает подходы к применению механизмов легализационной функции государства (аттестация, аккредитация, стандартизация).

Разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правовые основы в области технического регулирования.

Участвует в подготовке решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации и государственного регулирования безопасности продукции.

Участвует в разработке основных направлений государственной политики по формированию Союзного государства, Таможенного союза государств - участников СНГ, Евразийского экономического сообщества.

Осуществляет подготовку в установленном порядке заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области стандартизации и сертификации.

Изучает и анализирует зарубежный опыт в области регулирования предпринимательской деятельности и развития конкуренции.

Разрабатывает перечень сегментов экономики, развитие институтов саморегулирования в которых представляется предпочтительным и оправданным с точки зрения государственных интересов и готовности самих предпринимательских структур к саморегулированию.

Разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правовые основы деятельности организаций саморегулирования.

Осуществляет организационное сопровождение подготовки и проведения обзора реформы регулирования в рамках программы сотрудничества Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с Российской Федерацией.

Разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты планов действий Правительства Российской Федерации и аналитических материалов в пределах своей компетенции.

Формирует на конкурсной основе заказы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе прикладных экономических исследований в сфере компетенции Департамента.

Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну[2].


2. Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации


Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[3], издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Этот закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом о предпринимательстве, то применяются правила международного договора.

Ведению Российской Федерации подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;

проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральный нужд;

подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;

оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

Рассмотрим понятие фонды поддержки малого предпринимательства

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством Российской Федерации.

Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства формируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет других источников.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства.

Взаимодействие Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства осуществляется на основе принципов равенства участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.

Положение о Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства (Устав) утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач.

Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается указанными фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.

Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Задачи и функции государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства определяются в их уставах, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными создавать такие фонды.

К основным задачам указанных фондов относятся:

предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;

проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.

Порядок направления в государственные (муниципальные) фонды поддержки малого предпринимательства средств из соответствующих бюджетов и порядок контроля за использованием указанных средств устанавливаются соответствующими органами представительной власти (органами местного самоуправления).

2.1. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществляют меры по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках.

Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства.

2.2. Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

2.3. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

2.4. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.



Заключение


Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость,  энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

 Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.



Список используемой литературы


1.     Приказ Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 289 "Об утверждении Положения о Департаменте регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"

2.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)

3.     Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997

4.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996




[1] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997. – с.27

[2] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997. – с.46

[3] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)