Содержание

1. Анализ эффективности импортных операций. 3

2. Анализ качества импортных, экспортных товаров. 8

Задача 1. 15

Задача 2. 16

Задача 3. 18

Список литературы.. 19


1. Анализ эффективности импортных операций.

Показатель эффективности импорта товаров определяет­ся по формуле:

Помимо изменения курса рубля на показатель влияют такие основные факторы, как:

1. экспортная цена-брутто (контрактная цена);

2. уровень накладных расходов в инвалюте (выручка-нетто = выручка-брутто — накладные расходы в инва­люте) ;

3. производственная себестоимость единицы товара в руб­лях;

4. уровень накладных расходов в рублях (полная себесто­имость = производственная себестоимость + накладные расходы в рублях).

Приведем пример расчета факторов по товару № 2.

Показатель эффективности это показатель инвалютной выручки на рубль затрат. Прирост инвалютной выручки на каждые сто рублей затрат составил 439.9 инвалютных рубля. Прирост вызван изменением: а) цены-брутто (контрактной); б) курсом рубля к доллару; в) уровнем накладных расходов в инвалютных рублях в %; г) производственной себестоимости одной единицы; д) уровнем накладных расходов в рублях. Количества само по себе на уровень эффективности не влия­ет.[1]

Влияние перечисленный факторов определим приемом "цепных подстановок":

1-я подстановка (замена количества при неизменности про­чих факторов):

Э= (5000 * 10000) - 10% (HP инв.) /(5000 х 800) + 20% (HP руб.)

= 50000000 - 5000000 /4000000 + 800000 = 45000000 х 100/4800000 = 937,5%

Т.е., изменение количества товара не влияет на его эффектив­ность, о чем говорилось выше.

2-я подстановка (замена цены-брутто при неизменном курсе рубля):

 Э = (5000 х 90 х 100) - 10% (HP инв.) / (5000 х 800) + 20% (HP руб.)*100 = (45000000 – 4500000) / 4800000*100 = 40500000/4800000* 100 = 843,7%

Т.о., падение экспортной цены при неизменном курсе рубля уменьшило уровень эффективности на: 843.7%-937.5 %=-93.8 пункта. Т.е., недобор валютной выручки составляет 93.8 ин­валютных рублей на каждые 100 рублей затрат.

3-я подстановка (замена курса рубля):

Э= (5000 х 90 х 200) - 10% (HP инв.)/ 4800000 *100 = 90000000 - 9000000 / 4800000 *100= 81000000*4800000 = 1687,5%

Т.о,, повышение курса рубля повысило уровень эффективно­сти на: 1687.5% - 843.7% = 843.8 пункта. Т.е., предприятие получило за счет повышения курса доллара к рублю дополни­тельно 843.8 инвалютных рубля на каждые 100 рублей затрат.

4-я подстановка (замена уровня накладных расходов в инва­люте) :

Э = 90000000 - (12% = 10800000) / 4800000 *100 = 79000000х 100 /4800000 = 1650%

Отсюда 1650% - 1687.5% = -37.5% пункта. Т.е., повышение уровня накладных расходов в инвалюте снизило эффектив­ность на 37.5 пункта. Т.о., увеличение уровня накладных рас­ходов в инвалюте уменьшило инвалютную выручку на 37.5 инвалютных рубля на каждые 100 рублей затрат.

5-я подстановка (замена производственной себестоимости):

Э = 79200000 *100 / 5000 *1000 + 20% (HP руб.) = 7920000000 /6000000 = 1320%

Отсюда 1320% - 1650% = -330 пунктов. Т.о., повышение за­трат на производство товара снизило эффективность на 330 пунктов. Т.е., на каждые 100 рублей затрат получили меньше инвалютных рублей на сумму 330.

6-я подстановка (замена последнего фактора - уровня на­кладных расходов в рублях). После этого эффективность до­стигнет уровня 1377.4%. Отсюда: 1377.4%-1320.0% -57.4% пункта. Т.о., уровень эффективности возрос на 57.4 пункта. Результаты анализа представим в таблице (в пунктах):

ПРИРОСТ

Всего

В том числе за счет изменения


439,9

Количества

-

Цены брутто

-93,8

Курса рубля

843,8

ОУН в инвалюте

-37,5

Производственной себест.

-300

ОУН в рублях

57,4


Далее изучается каждый фактор в отдельности и разраба­тываются пути улучшения эффективности в последующих операциях.

Так, во внешнеэкономической деятельности, в зависимо­сти от времени проведения аналитической работы относитель­но времени исполнения плана и обязательств по торговым со­глашениям, различают анализ предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный анализ обычно применяется на первом этапе управления, когда осуществляется разработка самого решения (например, внешнеторгового плана-прогноза). Цель предварительного анализа - подготовить данные для опреде­ления перспектив развития экономики, для составления про­ектов плана-прогноза, для расчета экономической эффектив­ности планируемых операций. В связи с этим предваритель­ный анализ тесно переплетается с планированием, с разработкой смет, нормативов, лимитов, с составлением раз­личных экономических и внешнеторговых прогнозов, прогно­зов конъюнктуры товарных рынков.

Текущий (оперативный) анализ применяется в ходе вы­полнения решения (внешнеторгового плана-прогноза и внеш­неторговых обязательств по контрактам), что соответствует второму этапу управления. Текущий анализ направлен на изучение и контроль происходящих процессов по экспорту, импорту и реализации товаров, проводимых мероприятий и действий в ходе экспортно-импортных операций. Цель такого анализа - подготовить данные для принятия оперативных ре­шений в ходе повседневного управления внешнеэкономиче­скими связями в Российской Федерации. В сферу текущего анализа входят изучение условий различных вариантов внеш­неторговых сделок, обоснование, с учетом разнообразных факторов, экспортных и импортных цен, видов поставок и форм расчетов и платежей, способов и маршрутов перевозок грузов и т.д.[2]

Последующий анализ направлен на подведение итогов проделанной работы, что является завершающим этапом уп­равления. Цель последующего анализа - оценка результатов деятельности предприятия, объединения или фирмы за опре­деленный период. Такая оценка предполагает выявление фак­торов, оказавших влияние на результаты хозяйственной дея­тельности, изучение причин допущенных ошибок и потерь,


2. Анализ качества импортных, экспортных товаров.

Как уже отмечалось, для более полной характеристики экспортной работы предприятия, экспорт товаров и услуг за отчетный год сопоставляется с экспортом за предыдущий год. Такое сопоставление целесообразно, проводить за несколько лет (например, за 5 - 10). Цель такого исследования - устано­вить, какие перемены произошли в товарной структуре экс­порта, в развитии новых видов экспорта и его географическом направлении, как изменился объем экспорта в текущих и в постоянных (базовых) ценах, как изменились в среднем экс­портные цены. При изучении динамики экспорта за ряд лет вычисляются также темпы прироста экспорта за каждый год и среднегодовой темп прироста экспорта за весь изучаемый пе­риод.

Данные об экспорте за изучаемые годы группируются по странам и по товарам в аналитических таблицах. По каждой строке таблицы (страна, товар или итог) вычисляются индек­сы стоимости, физического объема и цен. Эти индексы и по­кажут, в какой мере и где изменились стоимость и физиче­ский объем экспорта и средние экспортные цены.[3]

Для получения ответа на вопрос об изменении стоимост­ной структуры экспорта по странам и по товарам составляют­ся таблицы, где по каждой строке (страна или товар) показываются для каждого сравниваемого года сумма экспорта в ты­сячах рублей и ее удельный вес в процентах к общему итогу.

По товарным группам, включающим и количественно и качественно соизмеримые товары (например, нефтепродукты: бензин, дизельное топливо, мазут), можно вычислить индекс количественной структуры, определяемый по формуле:

где q - количество товаров текущего периода;

Ро - базовые цены этих товаров;

р - средняя цена товаров базового периода;


Средняя цена вычисляется по формуле:

Если индекс количественной структуры окажется больше единицы, то это будет означать, что в пределах товарной группы повысилась доля количества более дорогих товаров за счет снижения доли более дешевых товаров. При обратном изменении структуры индекс окажется меньше единицы.

Приведем для примера данные об экспорте предприятием товаров за текущий и предшествующий периоды.

Таблица 1

Товар


2003



2004



Количество

Цена за единицу

Сумма

Количество

Цена за единицу

Сумма

1

2

200

400

3.0

195

585

2

2

100

200

1.5

102

153

Итого

4

-

600

4.5

-

738


По данным приведенной таблицы определяем тенденцию развития экспорта данной группы товаров (для итога) по стоимости и структуре. Установим, как изменился объем экспор­та в неизменных ценах (физический объем) и как изменились в среднем цены на товары этой группы. Определим меру вли­яния факторов количества, цены и структуры на увеличение стоимости экспорта товаров данной группы на 138 тыс.руб. (738-600).

Вычислим пять индексов:

индекс стоимости (Ipn): Ipq = ∑p1 q1/∑p0 q0 = 738/600 = 1.23

индекс цен (Iр): Ip = ∑p1 q1/∑p0 q1 = 738/750 = 0.984

Сумма 738 тыс.руб. показывает стоимость экспортных това­ров за 2004 год (количество и цены 2004 года), а сумма 750 тыс.руб. - результат пересчета экспорта количеств за 2004 год по ценам 2003 года. Сравнение этих сумм позволит опреде­лить, как сказалось изменение цен на величине стоимости экспорта товаров. Экспортные цены снизились в среднем на 1.6% (индекс цен в процентах равен 98.4). Следовательно, уменьшение стоимости за счет снижения цен на 1.6% состави­ло - 12 тысяч рублей (738 - 750);

индекс физического объема (Iq): Iq = ∑p1 q0/∑p0 q0 = 750/600 = 1.25

Отсюда прирост экспорта за счет изменения стоимости объема в неизменных ценах составил 150 тысяч рублей (750 - 600). Последний индекс представляет собой произведе­ние индекса количества и индекса структуры, т.е. изменение физического объема вызывается совокупным изменением ко­личества и количественной структуры товаров. Влияние каж­дого из этих факторов нужно определить отдельно, индекс количества (IКОЛ): IКОЛ = ∑p1 q0/∑p0 q0[4]

Прежде чем вычислить 1КОЛ , нужно определить среднюю цену товаров 2003 года:

Po = ∑p0 q0/∑q0 = 600000/4000 = 150 руб/кг

Следовательно,

IКОЛ = 1,125*(4,5*150/4*150 = 675/600)

Таким образом, прирост стоимости товара за счет изменения его количества составил 75 тысяч рублей;

Индекс структуры (Iстр): Iстр = ∑p1 q0/∑p0 q1 = 3*200+1,5*100/650 = 1,1

Отсюда прирост стоимости за счет изменения структуры ра­вен 75 тысяч рублей (750-675). Сложение количества и структуры и даст величину физического объема: (75 + 75) = =150 тысяч рублей.

Итак, стоимость экспорта (экспортная выручка) анали­зируемой группы товаров за год увеличилась на 138 тысяч рублей, что произошло под влиянием:

-  изменения количественной структуры экспорта, выра­зившегося в повышении удельного веса количества бо­лее ценного товара 1, что дало дополнительно 75 тысяч рублей;

-  роста общего количества экспортированных товаров, что увеличило стоимость экспорта товаров еще на 75 тысяч рублей;

-  снижения экспортных цен, уменьшивших стоимость экспорта на 12 тысяч рублей.

В зависимости от степени охвата анализом деятельности объединения и круга затрагиваемых вопросов экономический анализ подразделяется на комплексный и тематический. При комплексном анализе охватывается вся взаимосвязанная со­вокупность показателей предприятия или структурной едини­цы предприятия, объединения (специализированных фирмы), отражающих за определенный (отчетный) период полностью или частично его хозяйственную, производственно-коммер­ческую и финансовую деятельность, финансовое положение. Результаты комплексного анализа деятельности предприятия, объединения или его специализированных фирм за отчетный период отражаются в его объяснительной записке к кварталь­ным и годовому отчетам, а также в решении, принятом по данному отчету.

Тематический (локальный) анализ направлен на изуче­ние отдельных показателей деятельности предприятия и объе­динения (коммерческой, валютной, финансовой, транспорт­ной, расчетной, учетной и пр.) или на исследование опреде­ленного круга функциональных вопросов (валютных, транспортных, финансовых и пр.) в пределах одной структур­ной единицы предприятия и объединения (специализирован­ной фирмы, валютно-финансового отдела, транспортного от­дела, бухгалтерии и т.д.). Тематический анализ применяется при изучении особо актуальных вопросов, например, таких, как эффективность реализации разных товаров на определен­ном рынке или одного товара на разных рынках. Тематиче­ский анализ по одинаковой проблеме может производится од­новременно по ряду сравнительно однотипных предприятий и объединений или фирм (машинных или сырьевых). Все виды экономического анализа взаимосвязаны и направлены на об­щее улучшение деятельности изучаемых объектов.

Анализ оперирует различными экономическими показа­телями. Любой экономический показатель состоит из число­вого основания (т.е. величины представленной информации) и признаков, определяющих экономическое содержание и принадлежность информации. Каждый отдельный показатель отражает какую-то определенную сторону деятельности внешнеэкономического объединения и фирмы. Все показате­ли взаимосвязаны и составляют единую систему показателей, отражающих всю коммерческую, финансовую деятельность объединения и фирмы и их финансовое положение как еди­ного хозяйственного организма. Показатели могут быть пла­новыми и отчетными, за текущий год и за прошлые годы. Экономические показатели могут выражаться в стоимост­ных и натуральных измерителях, представляться в форме абсолютных, относительных или средних величин. В зави­симости от содержания экономические показатели подразде­ляются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают объемы внешне­экономических операций, количественные изменения во внешней торговле. К количественным показателям относятся, например, показатели стоимости экспорта или импорта това­ров по плану и по отчету фактически как в целом по предпри­ятию, объединению, так и по отдельным торговым соглашени­ям, по специализированным фирмам, по отдельным странам, по товарным группам и отдельным товарам.

Качественные показатели характеризуют рациональность использования средств, занятых в экспортно-импортных опе­рациях. Качественные показатели отражают также финансо­вую деятельность и финансовое положение объединения. К качественным показателям относятся: скорость оборота средств во внешнеэкономических операциях, эффективность этих операций; отдача оборотных средств при экспорте и им­порте товаров; обеспеченность банковских кредитов и другое.

Показатели коммерческой и финансовой деятельности, финансового положения предприятия, объединения изменя­ются под воздействием различных факторов - социально-эко­номических и производственно-экономических. Социально-экономические факторы отражают условия, мотивации и ка­чество функционирования и взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности на различных уровнях. К производственно-экономическим относятся факторы ресур­сов и технико-экономические факторы. Фактора влияют на показатели в разной степени и в различных направлениях. Одни из них оказывают на них положительное воздействие, другие - отрицательное. Влияние одного фактора может быть перекрыто другим фактором, действующим в противополож­ном направлении.

Поскольку действие разнообразных факторов на эконо­мические показатели не равноценно, различают основные и второстепенные факторы. Однако одни и те же факторы в тех или иных обстоятельствах могут быть как основными, так и второстепенными. Все зависит в каждом конкретном случае от размера влияния фактора на показатель. Так, транспорт­ные расходы при экспорте приборов составляют весьма скромную долю в себестоимости товара и могут считаться в связи с этим сравнительно второстепенным фактором среди других факторов, формирующих себестоимость этого товара (например, цены и количества). И наоборот, при экспорте сырьевых товаров (например, удобрения и пиломатериалы) транспортные расходы превращаются в один из основных факторов, определяющих величину себестоимости и соответ­ственно уровень эффективности реализации этих товаров. При анализе прежде всего подлежат изучению основные фак­торы, оказывающие решающее влияние на результаты хозяй­ственной деятельности.

Факторы могут представлять собой комплекс причин, ко­торые в свою очередь способны выступать в виде отдельных факторов. В связи с этим факторы подразделяются на слож­ные и простые. Примером сложного фактора является цена на товар. Более простой фактор - количество товара. Возмож­на и иная классификация факторов. Факторы могут находить­ся во взаимной связи и взаимозависимости. Существуют два вида связи между взаимодействующими факторами и между факторами и показателями. Наиболее легко поддается изуче­нию функциональная, т.е. прямая или обратная зависимость, называемая также полной связью. Более сложной для иссле­дования представляется зависимость корреляционная, назы­ваемая также неполной или частичной связью. Примером первого вида зависимости является связь между ценой товара и выручкой за товар или между количеством товара и величи­ной выручки за товар. Примером второго - зависимости меж­ду ценой товара и его качеством или между величиной затрат на рекламу товара и размером выручки за товар.[5]

Задача 1.

Определить влияние факторов на изменение уровня накладных расходов:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Вес

55

60

Срок хранения

42

35

Ставка

290

310

Уровень расходов

669900

651000


Используем цепной метод:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Вес

Срок

Вес

55

60

60

60

Срок хранения

42

35

42

35

Ставка

290

310

290

290

Уровень расходов

669900

651000

730800

609000


Δ Расх.(вес) = 730800-669900 = 60900

Δ Расх.(срок) = 609000-730800 = -669900

Вывод: В зависимости от изменения веса расход увеличился на 60900 и с увеличением срока расход уменьшился на 669900, в целом расход уменьшился и компания должна сохранять такую тенденцию.

Задача 2.

Определите эффективность экспортных операций по сделкам с аналогичным товаром. Рассчитайте ее изменение и определите, какое влияние оказали факторы количества, контрактной цены, курса рубля, уровня накладных расходов в валюте, накладных расходов в рублях и себестоимости единицы продукции.

Показатели

Сделка 1

Сделка 2

Количество ед

45

55

Цена брутто в долл

860

950

Курс рубля

30

30,5

Цена брутто в руб

1161000

1593625

производственная себест

15700

17400

выручка

1145300

1576225

расх

85600

119000

в процент к выр

13,37967

13,24559

Итого выручки нетто

1059700

1457225

производственная себест

 

 

расх

45800

98600

в процентах к произ.себест

2,917197

5,666667

Итого полная себест

45797,08

98594,33

Эффективность.

1115203

1495031

Решение:

Δ Эффективность = 1495031-1115203 = 379828

Показатели

Сделка 1

Сделка 2

Кол.

Цена

Курс

Расх

Себест

Количество ед

45

55

55

55

55

55

55

Цена брутто в долл

860

950

860

950

950

950

950

Курс рубля

30

30,5

30

30

30,5

30,5

30,5

расх

85600

119000

85600

85600

85600

119000

119000

Итого полная себест

45797,08

98594,33

45797,08

45797,08

98594,33

45797,08

98594,33

Эффективность

1115203

1495031

1287603

1436103

1409431

1428828

1376031

Δ Эффективность (кол) = 1287603-1115203 = 172400

Δ Эффективность (цена) = 1436103-1287603 = 148500

Δ Эффективность (курс) = 1409431 – 1436103 = -26672

Δ Эффективность (расх.) = 1428828 – 1409431 = -1260603

Δ Эффективность (себест.) – 1376031 – 1428828 = -52797

Вывод: увеличение количества привело к увеличении эффективности увеличился на 172400, от цены эффективность увеличился на 148500, от курса рубля уменьшилась на 26672, от расходов уменьшилась на 1260603, в зависимости от себестоимости уменьшилась на 52797.

Эффективность в целом удовлетворительный для сохранения такой тенденции компании необходимо за курсом рубля так как этот аспект может вызвать ухудшение ситуации.

Задача 3.

Оценить динамику развития внешней торговли страны.

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

Экспорт

42,4

78,2

71,3

72,9

103

Импорт

37

46,7

43,6

30,3

33,9

Оборот

1568,8

3651,94

3108,68

2208,87

3491,7

Сальдо торгового баланса

1489,4

3527,04

2993,78

2105,67

3354,8


Решение:

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

Абс. Прирост

Темп изм

Экспорт

42,4

78,2

71,3

72,9

103

60,6

2,429245

Импорт

37

46,7

43,6

30,3

33,9

-3,1

0,916216

Оборот

1568,8

3651,94

3108,68

2208,87

3491,7

1922,9

2,225714

Сальдо торгового баланса

1489,4

3527,04

2993,78

2105,67

3354,8

1865,4

2,252451


Вывод: Прирост экспорта составил 60,6, импорт снизился на 3,1, оборот увеличился на 1922,9 и торговый баланс соответственно увеличился на 1865,4.

В целом в стране импорт каждый год падал это хороший показатель деятельности страны, импорт должен быть меньше экспорта, поэтому данная страна должна сохранить такую тенденцию.

Список литературы

1.     Организация и техника Внешнеторговых операций: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.     Внешнеторговые операции: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.     Торговля: Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.     Теория торговли: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.     Основы внешней торговли: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315

6.     Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг (введение в фондовые опе­рации). — М.: Финансы и статистика, 2003, - 546 с.

7.     Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности. — М.: Главбух, 2001, 232 с.

8.     Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. — М.: Международные отношения, 2004, - 156 с.

9.     Венская конвенция о договорах международной купли-про­дажи товаров. — М.: Юридическая литература, 2001 – 456 с.

10.                  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003, - 231 с.

11.                  Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003, - 214 с.

12.                  Зудилин А.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприя­тий развитых капиталистических стран. — Екатеринбург: Камен­ный пояс, 2001, - 123 с.


[1] Внешнеторговые операции: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 214 с – (“Серия высшее образование”)


[2] Внешнеторговые операции: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)


[3] Торговля: Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 127 с


[4] Основы внешней торговли: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 215


[5] Основы внешней торговли: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 215