Содержание:

1.   Сущность маркетинга, принципы, цели и выполненные функции. 3

1.1.    Сущность маркетинга. 3

1.2.    Принципы маркетинга. 4

1.3.    Цели маркетинга. 6

2.   Возникновение и развитие маркетинговой концепции. Основные концепции управления маркетингом. 7

3.   Задание 3. 9

Список используемой литературы.. 14

1.  Сущность маркетинга, принципы, цели и выполненные функции

1.1.  Сущность маркетинга

Руководители коммерческих предприятий давно осознали, что маркетинг — неотъемлемая составляющая успеха компании. Сегодня справедливость данного утверждения начинают осознавать и в некоммерческих организациях — государственных, общественных, спортивных... Ничего удивительного — ни одна организация не может существовать ради себя самой. Ее основная задача — удовлетворение потребностей тех групп населения, для обслуживания которых она и была создана. Методики и инструменты маркетинга как нельзя лучше подходят для решения этой задачи.

Многие предприниматели до сих пор не видят различия между маркетингом и сбытом. Для них слово «маркетинг» вызывает в памяти впечатляющие кадры телевизионной рекламы, новейшие трюки и уловки пропагандистских кампаний, организуемых магазинами с целью, во что бы то ни стало продать товар, а также «прилизанные» красноречивые продавцы. Однако эти образы никак не связаны с тем, что в действительности принято считать удачно разработанной стратегией маркетинга. Истинный маркетинг — это философия управления, согласно которой, единственная гарантия долговременного успеха предприятия ‑ более эффективные, в сравнении с конкурентами, усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей покупателей. Работники отделов сбыта и маркетинга компаний делают общее дело, однако задачи, которые они решают — различны. Основная задача сбыта — «заставить» покупателей приобрести продукцию компании, тогда как маркетинг призван поставить предприятие перед необходимостью разрабатывать и предлагать потребителям товары, обладающие подлинной ценностью и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами.

Значение маркетинга постоянно возрастает. Уходят в прошлое еще недавно стабильные рынки ‑ взаимосвязи поставщиков и покупателей постоянно усложняются, отличаются неустойчивостью и подвижностью. Потребители приветствуют изменения, технологические новшества, а производители-конкуренты ищут новые способы увеличения ценности предлагаемых товаров и более полного удовлетворения потребностей покупателей. Организации, которые не обращают должного внимания на постоянно изменяющиеся рынки, обречены быть «выброшенными на берег» потоком новых товаров, услуг и стратегий позиционирования. Никому не будет пощады. Даже такие «монстры» бизнеса, как компании IBM, General Motors, ICI, GEK, Olivetti и Philips, борются за выживание. Ежегодно с «карты» бизнеса исчезают сотни фирм, имевших прекрасную репутацию.

Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

1.2.  Принципы маркетинга

Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но эта весьма симпатичная декларация не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы на ее выполнение, реализацию не были нацелены остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.

1.                Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких ОУ, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

2.                Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные ОУ не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значимости той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.

3.                Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Более широко этот принцип иллюстрируется известной в маркетинге фразой: "Потребителю нужна не буровая коронка, а скважина". Перефразируя ее, можно сказать, что в сфере образования клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание ценности личности - для определенных социальных групп и коллективов, для самой личности.

4.                Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению ОУ) и учет их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

5.                Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего спрос типа.

6.                Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на решающих направлениях.

7.                Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

8.                Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.

9.                Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

10.           Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

11.           Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Среди вышеперечисленных принципов можно выделить как минимум три взаимопересекающихся множества, группы. В первой группе (NN 1-5) раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (NN 5-9) раскрывает подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (NN 8-11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. в тактике действий.[1]

1.3.  Цели маркетинга

Понятие цели является одним из основных в системном анализе. Большинство ошибок в управлении любым объектом, в том числе и предприятием, происходит из-за неправильно поставленных целей.

Самое общее решение, принимаемое организацией при рассмотрении путей ее развития, состоит в выборе генеральной цели. Генеральная цель отвечает на основной вопрос: "Зачем создается предприятие, чем оно будет заниматься?"

Частные цели предприятия, ведущего маркетинговую политику, могут быть направлены, например, на:

·                     создание конкретного продукта

·                     достижение требуемого объема продаж

·                     достижение определенного уровня прибыли

·                     завоевание определенной доли рынка

Для целенаправленного применения принципов и методов маркетинга на предприятиях должна создаваться маркетинговая служба, основными функциями которой являются:

·                     анализ внешней среды (рынков, товаров, потребителей и конкурентов)

·                     анализ внутренней среды

·                     формирование концепции нового товара

·                     планирование жизненного цикла товара

·                     формирование спроса и стимулирование сбыта продукции

·                     формирование ценовой политики

·                     информационнное обеспечение маркетинга

К основным целям маркетинга следует отнести:

·                     формирование образа товара, предприятия

·                     выработка "отличительного преимущества"

·                     достижение запланированной прибыли.[2]

2.   Возникновение и развитие маркетинговой концепции. Основные концепции управления маркетингом

Концепция маркетинга — сердце системы свободного предпринимательства. В экономике, построенной на принципах конкурентной борьбы, покупатели имеют возможность выбора между товарами различных компаний. Потребители приобретают товары тех из них, предложение которых, по мнению покупателей, имеет наивысшую ценность. А ценность товара — функция воспринимаемой ценности и цены предложения компании. Соответственно, для того, чтобы добиться успеха, компания должна предложить товар наивысшей ценности и качества по более низкой, в сравнении с конкурентами, цене. Пока компания не предложит конкурентоспособные цену и качество товара, она не может рассчитывать на получение прибыли.

Маркетинг — обеспечение покупателей наивысшим качеством — играет чрезвычайно важную роль. Его нельзя рассматривать только как одну из функций менеджмента наряду с производством, финансами и персоналом. Основная задача менеджмента — поиск путей удовлетворения потребностей покупателей. В центре внимания компании должен быть потребитель. С другой стороны, роль отдела маркетинга роль в создании ценности предложения не следует преувеличивать. Специалисты по маркетингу идут впереди в исследованиях покупателей и разработке стратегий сбыта, но имеет ли смысл преуменьшать значение научных исследований и конструкторских разработок, производства, финансов персонала в инновациях, разработке товара, обеспечении его качества и ответной реакцией компании на изменения среды? Маркетинговая концепция является перспективой, которая связывает отдельные виды деятельности воедино. Маркетинг — дело командное.

Современный, ориентированный на маркетинг подход, состоит из нескольких этапов. Первый его этап — сегментирование рынка и определение тех ценностей товара, в которых особенно нуждаются потребители. Затем разрабатывается стратегия позиционирования для целевых сегментов. После того, как определены маркетинговые возможности определены, с помощью методов командной работы осуществляется быстрая разработка товара. Перед маркетологами и продавцами встает задача информирования о нем рынка. И, наконец, компания устанавливает непрерывную обратную связь, на основе которой строятся долгосрочные отношения с покупателями.[3]

Маркетинг требует управления. Под управлением маркетингом понимают анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. управление маркетингом - это управление спросом.

Управляющие маркетинга - это должностные лица фирмы, занимающиеся исследованием маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы и стимулирования сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.

Существует пять разных подходов в управлении маркетингом:

1. Концепция совершенствования производства, которая утверждает, что потребители предпочитают товары с низкими ценами, следовательно, надо снижать затраты в производстве.

2. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители предпочитают качественные товары и в этом случае стимулирование сбыта не требуется.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары не будут покупать без значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований запросы и нужды точно очерченного рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.

5. Концепция социально-этического маркетинга провозглашает своим принципом достижение целей организации и ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя[4]

3.   Задание 3

Структурируйте и перечислите основные источники информации, используйте их в вашей организации для маркетинговых исследований. Какие методы сбора и обработки информации используете в своей деятельности (приведите пример).

Среди источников информации при маркетинговом исследовании можно выделить:

· специальные справки, полученные от официальных организаций и представителей фирмы;

· сообщения, полученные от торговых посредников, заграничных представителей и кредитно-справочных контор;

· результаты опросов потребителей.

Всю информацию, используемую фирмой при проведении исследований международных рынков можно разделить на первичные и вторичные данные.

Исследование рынков начинается обычно со сбора вторичных данных, т. е. это информация, которая уже собрана кем-то и обработана. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (отчеты о хозяйственной деятельности предприятия, отчеты зарубежных филиалов и дочерних компаний) и из внешних источников. К внешним источникам относятся разного рода печатные издания:

· периодическая печать - газеты (экономические разделы) и специализированные журналы, экономические бюллетени;

· специализированные издания - монографии, обзоры рынков, публикации торговых палат, ассоциаций предпринимателей, сборники;

· торговые договоры, издания банков, фирм, рекламных агентств;

· сборники государственных организаций, содержащие законодательные акты и постановления правительства, предписания по вопросам внешней торговли и др.;

· статистические справочники, как общего, так и специального характера, изданные правительственными учреждениями отдельных стран, ООН и другими международными организациями (МВФ, МБРР, МФК);

· информация крупных брокерских контор: бюллетени телеграфных агентств (например, Рейтер).

Использование печатной информации в большинстве случаев дает лишь общее представление об изучаемом рынке. Специальные справки дают ответ на конкретные интересующие фирму вопросы. Справки можно получить от различных учреждений и организаций, таких как: правительственные органы, консульский аппарат, торговые палаты, ассоциации и федерации предпринимателей, специальные частные информационные агентства и маркетинговые фирмы.

Первичные данные фирма получает в результате наблюдений, опросов потребителей, экспериментов. Такие исследования дают возможность фирме получить непосредственные данные от потребителей на рынке. Результаты социологических исследований и опросов покупателей, проводимых в местах продажи товаров, а также выставках, ярмарках, симпозиумах, содержат конкретную информацию по исследуемым вопросам. Такие исследования проводятся по группам покупателей, либо индивидуально - по телефону, в письменном виде, в форме вопросника, деловых бесед.

По характеру использования информации, способам ее получения, технике проведения исследования и его конечным результатам методы проведения маркетинговых исследований во внешнеэкономической сфере можно разделить на следующие виды:

- Кабинетные исследования;

- Полевые исследования;

- Метод пробных продаж.[5]

Предприятие "СТРОЙИНДУСТРИЯ", основным родом деятельности фирмы будет производство, монтаж и продажа металлических конструкций.

ООО “Стройиндустрия” учреждено 24.01.05 г. в связи с необходимостью приведения организационно-правовой формы предприятия в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Предприятие ведет свою деятельность в г. Хабаровске и находится по адресу ул. Яшина, 54. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, отвечает за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, обеспечивает потребности промышленности и населения в продукции (работах, услугах) с высокими потребительскими свойствами и качеством.

Предприятие ООО “Стройиндустрия” осуществляет следующие виды деятельности:

–       Производство металлических конструкций,

–       Монтаж металлических конструкций,

–       Продажа металлических конструкций.

ООО “Стройиндустрия” предлагает широкий ассортимент различных металлоконструкций, изготовленных из высококачественного сырья с использованием прогрессивных технологий. В предлагаемых материалах, наряду с импортными компонентами, безусловно, обеспечивающими высокое качество и стабильность получаемых составов, используются отечественные составляющие, что позволяет существенно снизить конечную стоимость продуктов без потери качества. Предлагаемые материалы используются на промышленных объектах и объектах общественного пользования (магазины, больницы, школы и др.).

Металлические конструкции представляют собой строительные конструкции, применяемые, как несущие в каркасах зданий и других инженерных сооружениях (стальные металлические конструкции), в большепролётных покрытиях, обшивках стеновых и кровельных панелей (алюминиевые металлические конструкции).

Так как предприятие новое, но в начале необходимо было провести несколько маркетинговых исследований по выявлению покупательского спроса на данную продукцию и необходимости организации такого предприятия. В качестве метода исследования были выбраны два: кабинетное исследование и полевое исследование.

Кабинетные исследования осуществляются на основе вторичной информации - официальных печатных источников, и дают общие представления о:

· состоянии общехозяйственной конъюнктуры, тенденциях развития рынка металлических конструкций;

· развитии отдельных отраслей производства;

· стоимости перевозки средствами транспорта;

· статистические данные по изучаемому вопросу.

Такие исследования относительно недороги и дают возможность получить ответ на интересующие вопросы в максимально короткие сроки. В них применяются методы экономического анализа в сочетании с методами эконометрики и математической статистики.

Естественно, кабинетные исследования не позволяют получить ответы на все вопросы, которые были поставлены предприятием, но часть необходимых ответов можно получить и сделать первые заключения о целесообразности выхода на тот или иной рынок. Кабинетное исследование обеспечит, скорее всего, следующей информацией: емкость и тенденции рынка, доходы и расходы потребителей, статистика предложения, демографические сведения и т. п.

Полевое исследование, или исследование рынка на месте, является наиболее сложным и дорогим, но самым эффективным методом изучения рынка, поэтому к нему прибегают лишь крупные компании. Преимущество этого метода состоит в том, что он дает возможность устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, закупать образцы товаров, пользующихся наибольшим спросом на данном рынке, проводить анкетирование и пр. Изучение рынка на месте позволяет получать и обрабатывать первичную информацию, которая хотя и обходится дороже, но дает возможность выяснить реальный рыночный спрос и требования покупателей к товару, а также учесть результаты исследования для разработки руководством фирмы тактики выступления на рынке, включая разработку ценовой политики и вопросы организации сбыта.

Метод пробных продаж не используется в данном случае, потому что фирма реализует редкие и новые для данного рынка товаров. [6]

Список используемой литературы

1.     http://mou.marketologi.ru/book/122.html – On-line версия книги А.П. Панкрухина "Маркетинг образовательных услуг"

2.     http://domino.novsu.ac.ru/do/test2/1.htm

3.     http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fem/shabunya/diss/diss3.htm

4.     Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000.

5.     Березин И. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999.


[1] http://mou.marketologi.ru/book/122.html

[2] http://domino.novsu.ac.ru/do/test2/1.htm

[3] Березин И. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999.

[4] Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000.

[5] http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fem/shabunya/diss/diss3.htm

[6] Березин И. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999.