Содержание

Теоретическая часть. 3

1.Производство с одним переменным фактором. Совокупный, средний и предельный продукт. 3

2.Перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу. 7

Тесты.. 12

Задача. 13

Список литературы.. 14



Теоретическая часть

1.Производство с одним переменным фактором. Совокупный, средний и предельный продукт

Пожалуй, самой простой формой представления производства является модель «чёрного ящика» (4, стр. 140).

 



;

F – это земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Но иногда удобнее рассматривать только один фактор, т.е. остальные не имеют значения. Функция может быть:

·        однофакторная и однопродуктовая;

·        однопродуктовая и многофакторная;

·        многопродуктовая и многофакторная;

Производственная функция, если задана, описывает некоторую технологию. Если задана технология, значит, есть производственная функция. Если технология задана и если мы знаем затраты F, мы можем легко вычислить выпуск Q.

Конечно, существуют различные технологии, однако далее мы рассматриваем только эффективные технологии. Эффективная технология – наиболее производительная из существующих. Заданный объем выпуска – меньше ресурсов; задан объем ресурсов – больше выпуска.

Из всевозможных производственных функций основное внимание уделяется функциям с неоклассическими свойствами:

1.      ;

2.      Функция должна быть дважды дифференцируема;

3.       – предельный продукт фактора (MPF);

4.       – убывающая отдача дополнительных затрат фактора.


 







ОДНОФАКТОРНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ.

Рассмотрим однофакторную производственную функцию при условии нехватки труда. Остальные условия мы берем неизменными. Исследуем, как будет увеличиваться выпуск продукции в зависимости от труда.

На графике

А – точка перегиба.

Затраты от 0 до FA дают по сравнению с предыдущей большую отдачу. Вторая производная больше 0. После FA – постоянно уменьшающаяся отдача. В точке D полное насыщение производства. Это график стандартной технологии.

Пусть: – средний продукт (средняя производительность фактора)

 – показатель предельной производительности (предельный продукт).

МР показывает, насколько увеличится производство при затрате последней единицы фактора.



















Каждая единица фактора имеет разную отдачу. Показатель AP характеризует отдачу от всех затрат, но очень важно знать тенденцию, т.е. как будет изменяться выпуск в зависимости от каждой следующей единицы затрат фактора. Об этом нам говорит MP.

Рассмотрим характеристики стандартной технологии с точки зрения последовательных затрат фактора. На интервале (1) каждая последовательная единица фактора дает нам все большую отдачу, следовательно, предельная производительность растет, а с ней растет и AP, вплоть до точки А

На участке (2) каждая последующая единица дает все меньшую отдачу, но, тем не менее, отдача каждой следующей единицы все еще выше, чем средняя отдача всех предшествующих затрат, следовательно, АР растет, вплоть до точки В (4, стр. 142).

Отдача от дополнительной единицы факторов в точке В равна отдаче от всех предшествующих затрат, следовательно, АР = МР.

На участке (3) каждая дополнительная единица фактора дает меньше отдачи, чем в среднем все предшествующие, поэтому понижение МР ведет к снижению АР до точки D. После точки D новые затраты фактора дают нулевой эффект.

 

Свойства графика:

·        Максимальная отдача – в точке А.

·        Максимальная средняя отдача – в точке В.

·        Максимальный выпуск продукции (совокупный продукт) – в точке D.


 – если затраты фактора увеличить в n раз.


Нам надо сравнить n и m. Если затраты F увеличить в n раз, а производство увеличится меньше, чем в n раз (m<n), то имеем потери от масштаба. Если m>n, то имеем экономию от масштаба – положительный эффект масштаба производства. Оптимальные размеры производства с точки зрения технологии связаны с эффектом масштаба. Для стандартной технологии положительный эффект масштаба производства, оптимальный режим, дальнейшее расширение – потери от масштаба.


2.Перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент (2, стр. 58).

          процентное изменение объема спроса

ED = ------------------------------------------------------

          процентное изменение цены


В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления эластичности:

ED=(DQ/Q) : (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

DQ - прирост объема спроса;

DР - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности (2, стр. 58). Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную формулу для вычисления эластичности:

ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки (дохода).

Таблица 1. Эластичность спроса по цене


Цена

Объем спроса

Эластичность спроса

Величина дохода

А

5

3


15

B

4

6

3

24

C

3

9

1,4

27

D

2

12

0,71

24

E

1

16

0,43

16


Рисунок 1. Валовой доход и эластичность спроса


Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.


Выделяют три основные типа эластичности:

1.Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар.

2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот.

3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.


Факторы эластичности спроса:

·     Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

·     Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него

·     Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.

·     Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.


В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= (DQ/DI) * (I/Q),

где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса. Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной практике:

·     в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;

·     в антимонопольной политике государства;

·     в налоговой политика;

·     в государственной политике ценообразования.



Тесты

1.Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

a)     Кривой предельной и средней выручки;

b)    Кривой общей выручки;

c)     Кривой общих затрат;

d)    Кривой предельных затрат;

Ответ: с.


2.Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому, что:

a)     Общая полезность алмаза выше общей полезности воды;

b)    Общая полезность воды выше общей полезности алмазов;

c)     При данном объёме потребления предельная полезность алмазов, чем предельная полезность воды;

d)    Покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду.

Ответ: d.


Задача

          В таблице показана цена спроса, с которой сталкивается монополист.

Цена

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Объём спроса

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


          Рассчитать предельный доход монополиста.

Решение:

          Предельный доход – это доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции.

          Значение дохода мы находили путём умножения цены на количество спроса.

          Предельный доход рассчитан, как разница n  и n-1 значения доходаю

          Сведём данные в таблицу.

Цена

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Спрос

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доход

0

8

14

18

20

20

18

14

8

0

Предельный доход

-

8

6

4

2

0

-2

-4

-6

-8

          На основании данных полученных в таблице построим график.

Список литературы

1.     Агапова С.Ф. Макроэкономика. – М.: Изд-во «ДИС», 2001г.

2.     Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003г.

3.     Бункина А.М. Семёнов М.К. Макроэкономика. – М.: «Дело и Сервис», 2003г.

4.     Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: «Инфра». – М., 2003г.

5.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 2003г.

6.     Эдвин Дж. Долан. Макроэкономика.  – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 2004г.