Содержание
Введение.. 3
1. Понятие и содержание понятия «экономическая безопасность». 4
2. Развитие экономики и государственная стратегия экономической безопасности РФ... 9
3. Критерии и специфика обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.. 12
3.1. Критерии экономической безопасности Российской Федерации. 12
3.2. Специфика обеспечения экономической безопасности на федеральном уровне. 14
3.3. Специфика обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. 16
3.3. Специфика обеспечения экономической безопасности на предприятии. 18
4. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.. 21
4.1. Индикаторы внутренних угроз экономической безопасности. 22
4.2. Индикаторы внешних угроз экономической безопасности. 27
Заключение.. 31
Список использованной литературы... 34
Введение
На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.
Проблемы экономической безопасности издавна привлекают внимание мировых держав, однако сам термин «экономическая безопасность» получил достаточно широкое распространение лишь в 80-х гг. ХХ в.
Вопросы обеспечения экономической безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобрели в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходят серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства[1], причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.
Тем более что очень малое внимание в нашей стране уделялось проблеме обеспечения экономической безопасности, на что были свои естественные причины: переход к демократическому устройству, борьба «старых» режимов с «новыми» и многие другие.
Объектами экономической безопасности в РФ согласно действующему законодательству являются:
- личность;
- общество;
- государство;
- основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Субъекты экономической безопасности в РФ:
- государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
- граждане, общественные и иные организации и объединения.
1. Понятие и содержание понятия «экономическая безопасность»
Понятие «экономическая безопасность» имеет множество определений.
Например, Абалкин Л.И. под экономической безопасностью понимает совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Бухвальд Е., Лазуренко С., Гловацкая Н. под экономической безопасностью понимают важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.
Арханов А., Городецкий А., Михайлов Б. экономическую безопасность рассматривают как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.
Тамбовцев В. под экономической безопасностью понимает совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле подсистемы, обеспечивающая возможность достижения целей всей системы.
Сенчагов В. пишет, что экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.
Фомин А.Н. утверждает, что экономическую безопасность можно рассматривать как состояние национальной экономики, способной обеспечить: эффективное удовлетворение общественных потребностей с условием поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства; технико-экономическую независимость и неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний; защиту экономических интересов России вне зависимости от изменения тактических целей государства на внутреннем и внешнем рынках и соответствующих им изменений внутренних и внешних угроз и влияний.
В Концепции национальной безопасности России 1995 г. записано, что экономическая безопасность – это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Зверев А., Ббровсников В., Булавин В., Лыкшин С. под экономической безопасностью понимают возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостояние внутренним и внешним угрозам.
Олейников Е. утверждает, что экономическая безопасность состоит в обеспечении экономического развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
Зубов В. пишет, что экономическая безопасность есть понятие, характеризующее устойчивость способности экономики воспроизводить и развивать систему материальных ценностей данной этносоциальной общности.
Экономическая безопасность государства представляет собой защиту национальных экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики, с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны, для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов[2].
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности определяется в рамках экономической политики, к основным целям которой относятся:
- соблюдение закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение устойчивого экономического положения личности;
- обеспечение военно-политической и социально-экономической стабильности общества.
Являясь составной частью общего понятия национальной безопасности, экономическая безопасность РФ может быть определена как режим функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором обеспечиваются неуязвимость и независимость экономических интересов РФ по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности РФ должна способствовать созданию механизмов для выработки мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных факторов. Характерно, что основные направления деятельности государственных органов по обеспечению экономической безопасности России были обозначены и провозглашены ранее, чем принята Концепция национальной безопасности РФ: 29 апреля 1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» №608 (СЗ РФ 1996 г. №18 ст.2117).
Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности в соответствии с названным Указом Президента РФ являются:
- определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- формирование экономической политики, устраняющей вредное воздействие этих факторов или смягчающей их.
Стратегия экономической безопасности предполагает:
1. характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
2. определение критериев и параметров экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов страны;
3. механизм обеспечения экономических интересов страны, защиты ее кардинальных интересов на основе применения всеми институтами власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют федеральные законы. Однако очень важно, чтобы эти законы отвечали следующим базисным критериям экономической безопасности РФ[3]:
- соответствие норм проекта федерального закона количественным и качественным макроэкономическим параметрам экономической безопасности, характеризующим устойчивость социально-экономической системы государства;
- совместимость интересов государства и субъектов хозяйственной деятельности (с учетом аспектов отраслевого, регионального, межрегионального, корпоративного, межкорпоративного развития);
- наличие в проектах федеральных законов предпосылок для формирования адаптационных механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие внутренних и внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики (темпы инфляции, дефицит федерального бюджета, объем и интенсивность внешнеэкономических связей, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженности);
- анализ ресурсно-финансового обеспечения проекта федерального закона; прогноз возможных институциональных преобразований;
- оценка влияния норм проекта федерального закона на эффективность функционирования экономики субъектов Российской Федерации (уровень бюджетного самофинансирования, возможность реализации федеральных целевых программ в регионах, развитие приграничных территорий, свободных экономических зон);
- соответствие норм проекта федерального закона общим принципам федерализма и государственной политики в области федеративных отношений.
Понятие экономической безопасности, исходя из вышеуказанного, содержит две стороны, каждая из которых имеет самостоятельную характеристику:
- внешняя сторона рассматривает экономический суверенитет государства: состояние, в котором граждане могут самостоятельно определять направления своего развития, без вторжения и прессинга извне;
- внутренняя сторона сводится к созданию благоприятных условий для расширенного национального воспроизводства.
Итак, рассмотрим основные угрозы экономической безопасности РФ[4]:
1. Внешние:
1. замкнутость экспорта на сырье;
2. дискриминация внешнеторговых усилий России со стороны ряда стран мирового сообщества;
3. зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
4. высокий внешний долг[5].
2. Внутренние:
1. падение материального воспроизводства;
2. деформация экономической структуры страны;
3. крушение финансово-кредитной денежной системы;
4. ухудшение инвестиционной среды и падение инвестиций;
5. понижение научно-технического потенциала страны;
6. дезинтеграция в экономике;
7. экологический аспект;
8. угроза в социальной сфере, как следствие негативного состояния экономики;
9. криминализация общества и хозяйственной деятельности.
2. Развитие экономики и государственная стратегия экономической безопасности РФ
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации предполагает надлежащие меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности[6]. Это:
1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, мониторинг имеет большое значение для переходного состояния экономики при сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов, наличии острой недостаточности финансовых ресурсов и т.д.
2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации – определение тех количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. Именно на их основе и на основе сформулированных в
Рис. 1 Меры и механизмы экономической политики, обеспечивающие экономическую безопасность государства
Государственной стратегии национальных интересов в области экономики определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.
3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации ведется по трем направлениям:
- выявление случаев отклонения прогнозируемых либо фактических параметров развития государства от пороговых значений экономической безопасности и разработка комплексных мер по преодолению опасности;
- организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности Российской Федерации;
- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.
Схематично стратегия экономической безопасности РФ отражена на рис. 1.
При выборе стратегии и тактики развития необходимо учитывать уровень решаемых задач (рис. 2):
Рис. 2 Уровни решаемых задач по обеспечению экономической безопасности России
На 1-м уровне решаются задачи развития экономики и обеспечения экономической безопасности РФ в целом.
На 2-м уровне находятся вопросы обеспечения экономической безопасности регионов России, весьма отличных по географическому, климатическому расположению, уровню социально-экономического развития и другим параметрам с соответствующими угрозами их экономической безопасности.
На 3-м уровне отслеживается экономическая безопасность отдельных организаций, предприятий (фирм, банков, торговых объектов и т.д.).
Следует отметить, что задачи, решаемые на каждом уровне, тесно связаны между собой, хотя на каждом уровне действуют свои механизмы устранения угроз экономической безопасности. Важно максимально сблизить цели и принципы обеспечения экономической безопасности в указанной трехуровневой системе, чтобы избежать возможных антагонистических противоречий при их реализации.
3. Критерии и специфика обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
3.1. Критерии экономической безопасности Российской Федерации
1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов (Минтруда России, Минэкономики России, Минфин России). Сокращение имущественной дифференциации населения должно осуществляться в следующих направлениях:
· предотвращение расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
· снижение локальной (по регионам России) концентрации бедных слоев населения;
· сокращение безработицы;
· ликвидация задержек выплаты заработной платы и социальных пособий;
· сокращение разрыва между минимальной заработной платой (пенсией) и прожиточным минимумом.
2. Предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
· увеличение доли продукции низкой степени обработки (Минэкономики России, Минпром России, Миноборонпром России, Минтопэнерго России);
· повышения материало- и энергоемкости продукции (Минпром России, Минатом России, Миноборонпром России, Минэкономики России с участием Российской Академии наук);
· отставания прироста запасов полезных ископаемых от объемов их добычи (МПР России, Минэкономики России, Минтопэнерго России, Минпром России);
· снижения конкурентоспособности продукции (Минпром России, Минобонпром России, Минсельхозпрод России, ГКНТ России);
· сокращения производства (в том числе в высокотехнологических отраслях промышленности) (Минпром России, Минобонпром России, Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минтопэнерго России, ГКНТ России, Минатом России, РКА);
· снижения результативности и разрушения технологического единства научных исследований и разработок, сокращения научно-технологического потенциала и реализуемых на практике передовых технологий (ГКНТ России, Минобонпром России, РКА, Минпром России, другие федеральные органы исполнительной власти с участием Российской Академии наук и Российской Академии сельскохозяйственных наук);
· завоевания иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами монопольного положения на внутреннем рынке исполнительной власти (ГКАП России, МВЭС России, другие федеральные органы исполнительной власти);
· зависимости страны от импорта продовольствия (Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минфин России);
· приобретения иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка (Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минфин России);
· роста внутреннего и внешнего государственного долга (Минфин России, МВЭС России с участием Банка России);
· роста взаимной задолженности субъектов хозяйственной деятельности (Минфин России, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госимуществе России, Госкомимущество России, другие федеральные органы исполнительной власти с участием Банка России).
3. Предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов (Минэкономики России, Миннац России, Минфин России, Минтруда России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в том числе:
· роста существующих различий в социально-экономическом развитии регионов;
· нарушения производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;
· увеличения разрыва в уровне национального дохода на душу населения по субъектам Российской Федерации.
4. Выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности (Минэкономики России, Миннац России, Минфин России, Минтруда России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации)[7].
3.2. Специфика обеспечения экономической безопасности на федеральном уровне
Обозначим критерии экономической безопасности Российской Федерации с обозначением федеральных органов исполнительной власти, которые ответственны за разработку их качественных и количественных (пороговых) параметров:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (Минэкономики России, Минфин России с участием Банка России).
2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране (Минэкономики России, МВЭС России, МПР России, Минпром России, Минсельхозпром России, которое на необходимом уровне может обеспечивать Миноборонпром России, Минатом России, РКА).
3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения (Минфин России, МВЭС России, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России с участием Банка России).
4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффек4тивность государственного контроля за их обращением (Минэкономики России, Миноборонпром России, МПР России, Минатом России, ГТК России, Минтопэнерго России, Минпром России).
5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества (Минтруд России).
6. Устойчивость финансовой системы (Минфин России с участием других федеральных органов исполнительной власти и Банка России).
7. Рациональная структура внешней торговли (МВЭС России, Минэкономики России).
8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг (Минтруда России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России, Минсвязи России, Минтранс России, ФАС России, Минстрой России, МПС России).
9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки (ГКНТ России, Минэкономики России, Минфин России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, Российской Академии наук и Российской Академии сельскохозяйственных наук).
10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций (Минэкономики России, Минфин России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России).
11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики (Минэкономики России, Минфин России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России).
3.3. Специфика обеспечения экономической безопасности на региональном уровне
Региональный уровень решения задач обеспечения экономической безопасности характеризуется географическим положением, климатическими и демографическими условиями, степенью социально-экономического развития и другими параметрами, свойственными целому ряду областей, краев или иных субъектов Федерации, входящих в регион (пример, Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Ураский, Дальневосточный и др.).
На уровне региона стратегия и тактика поведения государства в вопросах обеспечения экономической безопасности, как правило, соответствуют указанным задачам, характерным для Российской Федерации в целом, при этом, учитывается степень промышленного развития региона, его населенность, природные условия и иные параметры, определяющие именно ему присущие особенности.
Поэтому, решая проблему обеспечения экономической безопасности региона, следует принимать во внимание критерии, относящиеся как к государству в целом, так и к специфике экономической безопасности отдельных организаций и предприятий, функционирующих в данном регионе.
На региональном уровне, следует учитывать возможности взаимодействия с федеральными органами власти и их организациями, расположенными в регионах, гармонично сочетать интересы государства в целом, а также самого региона и расположенных в нем организаций (в том числе и федерального подчинения).
Экономическая безопасность региона (территориального образования) включает сочетание таких элементов, как фактическое состояние показателей, определяющих уровень стабильности и динамики развития экономики региона, степень ее самостоятельности и устойчивости к негативным изменениям в экономике всего государства.
Под объектом обеспечения региональной экономической безопасности понимаются территория региона и все элементы его экономики в пределах этой территории.
Направления экономической политики в регионе:
· Перестройка экономики, нацеленная на обеспечение, во-первых, функционирования отраслей промышленности, в настоящий момент приносящих наибольшую прибыль и имеющих предпосылки к дальнейшему развитию; во-вторых, областей производства, занимающихся стабильное положение на потребительском рынке;
Рис. 3 Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе
· мобилизация использования внутренних региональных ресурсов;
· создание местной производственной инфраструктуры, отвечающей требованиям потребительского рынка;
· межрегиональное сотрудничество в производственной сфере;
· минимизация последствий негативного взаимодействия экономического кризиса в отдельных частей региона.
Угрозы экономической безопасности региона:
· снижение темпов производства и утрата позиций, занимаемых на внутреннем рынке;
· ослабление научно-технической базы;
· индустриальная деградация экономики;
· ухудшение функционирования системы производства и снабжения товарами первой необходимости;
· увеличение числа безработных;
· коррумпированность и криминализация экономического сектора;
· ухудшение экологической обстановки;
· сбои в финансировании региона;
· утрата позиций на внешнем рынке.
Государственная власть региона в лице ее законодательной и исполнительной ветвей осуществляет проведение следующих мероприятий:
· обнаружение и исследование причин нестабильного экономического положения в регионе и этапов его развития;
· разработка плана экономических и других комплексных преобразований в соответствии с положениями государственной стратегии экономической безопасности;
· защита территорий региона от попыток дискриминации со стороны федеральных органов.
Федеральные органы государственной власти, участвуют в укреплении экономической безопасности региона, осуществляют:
· помощь в реализации федеральных программ регионального развития;
· обеспечение региона федеральными заказами;
· контроль за участием региона в различных инвестиционных проектах и предоставление разнообразных видов льготных услуг;
· обеспечение равенства во взаимодействии бюджетных систем федерального и регионального уровней;
· формирование наиболее подходящих условий для развития экономической деятельности в регионе;
· определение путей установления благоприятных экономических взаимоотношений с регионом.
3.3. Специфика обеспечения экономической безопасности на предприятии
Экономическая и общественно-политическая нестабильность экономики России и всего общества в переходный период затрудняют развитие и функционирование экономической науки и практической деятельности в сфере хозяйствования. Российские предприятия вынуждены быстро приспосабливаться к пробелам и несовершенству законодательной базы, регулирующей отношения в предпринимательской деятельности, к изменчивости этого законодательства, недостатку квалифицированных работников, изношенности производственных технологий и оборудования, дефициту оборотных средств в силу жесткой денежной и налоговой политики государства, неплатежеспособности и партнеров по бизнесу и другими проблемам. Криминализация всех сфер жизни общества выдвигает на первый план проблему обеспечения экономической безопасности российских предприятий. Вошло в практику создание на крупных отечественных предприятиях отделов или служб, обеспечивающих их безопасность.
Компоненты экономической безопасности предприятия представлены на рис. 5
Рис. 5 Компоненты экономической безопасности предприятия
Экономическая безопасность предприятия – это рациональное использование корпоративных составляющих производства с целью обеспечения надежного и устойчивого функционирования предприятий. Наиболее высокий уровень экономической безопасности предприятия обеспечивается максимальной защитой функциональных составляющих его деятельности. Корпоративные составляющие работы – это бизнес-факторы, которые использует руководитель предприятий для реализации целей бизнеса (например, капитал, рабочая сила, технологии, оборудование и т.д.).
4. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности
4.1. Индикаторы внутренних угроз экономической безопасности
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности
- Процент населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных
- Уровень инфляции
- Социальные проблемы: наркомания, организованная преступность, проституция и т.п.
- Доступность учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры
- Физическое и духовное здоровье населения
- Уровень задолженности по заработной плате
- Функционирование предприятий
2. Деформированность структуры Российской экономики
- Функционирование жизнеобеспечивающих отраслей производства
- Процент товаров народного потребления, представляемых на российском рынке иностранными фирмами
- Топливно-сырьевая направленность экономики
- Соотношение уровня разведки запасов полезных ископаемых с уровнем их добычи
- Конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий
- Состояние научно-технического потенциала России
- Процент товаров, представленных на внешнем рынке российскими фирмами
- Величина внешнего долга России
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов
- Состояние производственно-технических связей между предприятиями отдельных регионов России
- Соотношение уровня производства национального дохода на душу населения отдельных субъектов РФ
- Уровень социально-экономического развития регионов
- Наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности
- Уровень безработицы
- Уровень коррумпированности чиновников в государственных органах
- Уровень системы государственного контроля на внутреннем и внешнем рынках
- Уровень сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов
- Состояние законодательной базы и ее действенности
- Наличие и функционирование важнейших институтов рыночной экономики
5. Низкая конкурентоспособность национальной экономики
- Состояние технологической базы большинства отраслей
- Уровень энергоемкости и ресурсоемкости отраслей производства
- Качество продукции, представленной на рынке
- Степень издержек производства
- Степень наличия товаров иностранного производства, отличающихся по стоимости и качеству от российских товаров
6. Продолжающийся спад производства
- Динамика производства
- Уровень монополизации
- Динамика спроса на товары и услуги
- Обеспеченность государства основными природными ресурсами
- Работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность
- Состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование
7. Высокий уровень монополизации экономики
- Продолжающийся спад производства
- Динамика роста цен
- Качество выполнения договорных условий
- Наличие побудительных мотивов для совершенствования производства
- Качество продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями
- Уровень издержек производства
8. Высокий уровень инфляции
- Динамика производства
- Степень остроты социальных проблем
- Состояние инвестиционной сферы
- Уровень вложений капитала в посредническую и финансовую деятельность по сравнению с производственной
- Уровень и качество жизни
- Динамика занятости
- Динамика производства
- Динамика спроса на товары и услуги
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем
- Дефицит бюджета
- Обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина
- Внутренний и внешний долг
- Развитие рыночных структур
9. Низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной
- Уровень инфляции
- Динамика производства
- Динамика занятости
- Уровень монополизации
- Состояние научно-технического потенциала
- Работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность
- Развитие рыночных структур
10. Устаревание производственного аппарата
- Динамика обновления производственного аппарата
- Уровень капиталовложений в сравнении с уровнем текущих расходов, осуществляемых агентами рынка
- Состояние важнейших производственных мощностей
- Динамика производства
11. Изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность
- Уровень и качество жизни
- Динамика производства
- Состояние важнейших производственных мощностей
- Динамика занятости
12. Низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности
- Обеспеченность государства основными природными ресурсами
- Качество и уровень жизни населения
- Действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования
- Динамика производства
- Степень изношенности важнейших производственных мощностей и техническая аварийность
- Демографическая ситуация
13. Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры
- Динамика производства
- Состояние инвестиционной сферы
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, дефицит бюджета
- Развитие рыночных структур
14. Отставание при росте разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр
- Экологическая обстановка
- Состояние научно-технического потенциала
- Действенность системы государственной власти механизмов правового и административного регулирования
15. Ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, утрата престижности интеллектуального труда
- Динамика производства
- Состояние инвестиционной сферы
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, дефицит бюджета
- Уровень и качество жизни
- Встроенность в мировую экономику
16. Слабость институтов власти и несовершенство законодательной базы
- Уровень правовой, финансовой и договорной дисциплины
- Уровень сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов
- Криминализация экономики
- Коррупция в области управления экономикой
- Уровень монополизации
- Социальная активность населения
- Состояние инвестиционной сферы
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, дефицит бюджета
- Экологическая обстановка
- Встроенность в мировую экономику
17. Отсутствие адекватного законодательства и судебной системы, задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики
- Развитие рыночных структур
- Структура собственности, степень завершенности процесса передела национального имущества, доля собственников в общей численности населения
- Уровень монополизации
- Криминализация экономики, коррупция
- Состояние инвестиционной сферы, финансово-бюджетной и кредитной систем
- Встроенность в мировую экономику
- Состояние научно-технического потенциала
18. Несовершенство механизмов формирования экономической политики
- Криминализация экономики, коррупция
- Состояние инвестиционной сферы
- Развитие рыночных структур
- Государственный внутренний и внешний долг
- Встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем
- Уровень и качество жизни
- Динамика производства
- Уровень инфляции, динамика спроса на товары и услуги
- Социальная активность населения
- Низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства
19. Отсутствие побудительных мотивов для эффективного производства
- Уровень и качество жизни
- Динамика спроса на товары и услуги
- Состояние важнейших производственных мощностей
- Уровень монополизации
- Развитие рыночных структур
- Социальная активность населения
- Действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования
20. Истощение земель
- Экологическая обстановка
- Динамика производства
- Динамика спроса на товары и услуги
- Уровень и качество жизни
- Состояние научно-технического потенциала
21. Ухудшение здоровья населения
- Демографическая ситуация, уровень и качество жизни
- Экологическая обстановка
- Социальная активность населения
22. Резкое занижение стоимости приватизированных объектов, негативная политика в сфере приватизации
- Уровень и качество жизни
- Криминализация экономики, коррупция
- Уровень правовой дисциплины, слабость правовой базы
- Уровень монополизации
- Социальная активность населения
4.2. Индикаторы внешних угроз экономической безопасности
1. Сложившееся преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции
- Состояние научно-технического потенциала
- Работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, техническая аварийность
- Динамика производства
- Состояние промышленной инфраструктуры
- Уровень вложения капитала в посредническую и финансовую деятельность по сравнению с производственной
- Уровень конкурентоспособности продукции большинства отечественных предприятий
- Встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны
2. Зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического назначения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения
- Состояние промышленной и транспортной инфраструктур
- Экологическая обстановка
- Динамика производства, уровень монополизации
- Степень наличия товаров иностранного производства, отличающихся по стоимости и качеству
- Развитие рыночных структур
- Состояние научно-технического потенциала
- Работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, техническая аварийность
- Состояние механизмов формирования экономической политики, нарушение финансовой сбалансированности
- Искусственное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей
- Социальная активность населения
- Уровень и качество жизни
3. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией
- Уровень монополизации
- Государственный внутренний и внешний долг
- Уровень и качество жизни
- Социальная активность населения
- Встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны
- Динамика производства
- Состояние инвестиционной сферы
- Развитие рыночных структур
4. Высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений
- Состояние кредитно-финансовой сферы
- Состояние механизмов формирования экономической политики, нарушение финансовой сбалансированности
- Состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование
- Встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны
- Искусственное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей
- Развитие рыночных структур
- Социальная активность населения
- Состояние институтов государственной власти
- Внутренний долг государства
- Состояние промышленной инфраструктуры
- Уровень и качество жизни населения
- Динамика занятости
5. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной границы
- Действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования
- Уровень и качество жизни
- Динамика спроса на товары и услуги
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, расчетная дисциплина
- Криминализация экономики, рост коррупции, организованной преступности
- Социальная активность населения
6. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем
- Развитие рыночных структур
- Состояние инвестиционной сферы
- Встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны
- Состояние экспортного и валютного контроля, состояние таможенной границы
- Действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования
7. Приобретение иностранными Фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков
- Степень влияния на конкурентоспособность отечественных производителей
- Уровень монополизации
- Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем
- Развитие рыночных структур
- Качество продукции, представленной на рынке отечественными производителями
- Степень наличия товаров иностранного производства, отличающихся по стоимости и качеству
- Действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования
- Динамика занятости
- Уровень инфляции
- Динамика спроса на товары и услуги
- Состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование Уровень и качество жизни
- Встроенность в мировую экономику
- Состояние механизмов формирования экономической политики
Заключение
В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
В отечественном законодательстве проблема обеспечения экономической безопасности косвенно отражена во многих документах, которые содержат такие понятия как экономическая безопасность, интерес и суверенитет.
В настоящее время не существует единой трактовки понятия экономическая безопасность. До недавнего времени доминировало традиционное понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния «двух систем».
В законодательстве определение экономической безопасности прописано в федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем сказано, что «экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». В законах не сказано: кто и каким образом возглавляет и координирует работу госорганов в этой области, какие полномочия и какие действия должны осуществляться в конкретных ситуациях. Сейчас существует только комиссия по экономическим вопросам при Совете безопасности, среди ее членов нет даже представителя ФСНП. А ведь именно в законе об этой спецслужбе прямо сказано, что она является составной частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность РФ.
В целом экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:
- эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства;
- технико-экономическую независимость, расширяющую понятие экономической самостоятельности, а также защищенность от внешних и внутренних угроз и влияний;
- защиту экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.
Слабым звеном в системе обеспечения экономической безопасности является отсутствие специализированных государственных служб и ведомств, осуществляющие разведывательную деятельность экономической направленности за рубежом.
В области законодательства в самое короткое время необходимо принять закон «Об экономической безопасности РФ», где четко определить федеральный орган, отвечающий за координацию различных ведомств и служб, работающих в области обеспечения ЭБ, его права и обязанности в случае возникновения угроз разного вида и масштаба. В законе отдельно необходимо закрепить норму об особой значимости региональной экономической безопасности. Одновременно с этим, помимо налогового кодекса, который медленно, но верно принимается (вводятся новые главы и изменяются старые), следует на положительном примере других стран разработать и принять налоговый процессуальный кодекс, создать систему налоговых судов. Тем самым разработать всю систему налогового судопроизводства.
В будущем необходимо разработать новые средства и методы обеспечения ЭБ, среди которых: разработка электронных «вживляемых» паспортов, методы комплексного слежения и обнаружения угроз ЭБ, единые многофункциональные базы данных, полный компьютерный учет всех налогоплательщиков и многие другие. Только жесткие и продуманные изменения в области обеспечения экономической безопасности, приоритетность данного направления в политики государственного развития, совместная и скоординированная работа всех заинтересованных организаций позволят нашей стране занять достойное место на международном рынке и решить многочисленные внутренние проблемы.
Совет безопасности РФ разработал проект государственной стратегии экономической безопасности России до 2010 года. Об этом сообщил начальник Управления экономической безопасности Совбеза Константин Трофимов на заседании "круглого стола" в Совете Федерации по повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. Как передает ИТАР-ТАСС, К.Трофимов отметил, что документ разработан в связи с обострением внутренних и внешних угроз российской экономики. В нем "впервые обозначены национальные интересы России в сфере экономики", - подчеркнул он. В документе называются основные угрозы этим интересам, которые существуют и могут представлять "наибольшую значимость" для нашей страны в сфере экономики, социальной жизни и технологиях.
Список использованной литературы
1. Жандаров А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень//Вопросы статистики. 1995. № 3. С. 20-27.
2. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества// Менеджмент в России и за рубежом №6 / 2001
3. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126.
4. Указ Президента Российской Федерации"О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" от 29.04.96 г. № 608
5. Шестопалов М. Современное состояние экономической безопасности различных субъектов хозяйственной деятельности (Право и жизнь. 2000. № 31)
6. Экономическая безопасность. Производство—финансы—банки/Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998. С. 489; Управление государственной собственностью. Учебник/Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М., 1997. С. 478.
7. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред. Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998.
[1] Очередько В.П. Теневая экономика – угроза безопасности страны //Государство и право. 1995. №12.
[2] Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституциональное обеспечение – СПб.: СПб. ун-т МВД России, 1999. с.24
[3] Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 8 августа 1996 г. №327-СФ.
[4] Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика – СПб.: СПб. ун-т МВД России, 1999.
[5] Власть. 1996. №12. с.41
[6] Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика – СПб.: СПб. ун-т МВД России, 1999.
[7] Приложение №1 к постановлению Правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 г.