Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Гражданство в Российской Федерации_____________________ 5
1.1 Приобретение гражданства Российской Федерации_____________ 5
1.2 Утрата гражданства Российской Федерации___________________ 7
1.3 Двойное гражданство_______________________________________ 8
Глава 2. Прерогативы президента в вопросе о гражданстве__________ 12
Глава 3. Особенности правового статуса иностранцев и лиц без гражданства______________________________________________________________ 13
Глава 4. Понятие и правовое положение "вынужденных переселенцев" по законодательству Российской Федерации__________________________ 16
4.1. Особенности категории "вынужденный переселенец"__________ 16
4.2. Порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец"________________________________________________ 17
4.3. Особенности правового положения "вынужденного переселенца" 24
Заключение____________________________________________________ 27
Список использованных источников и литературы_________________ 28
Введение
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей[1].
До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование "граждане Российской Республики".
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года.
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено[2].
Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В данной работе мы рассмотрим способы приобретения и прекращения гражданства в РФ
Глава 1. Гражданство в Российской Федерации
1.1 Приобретение гражданства Российской Федерации
Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ "О гражданстве")[3].
Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.
Закон о гражданстве РФ установил следующие основания приобретения гражданства:
1. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ[4].
2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на территории России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.
3. Гражданами России признаются лица по принципу "по рождению" ("по крови").
Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации.
Если один из родителей - гражданин России, а второй - гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России если он родился на ее территории.
Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России. Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.
Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.
4. Принцип "в порядке регистрации". Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:
а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но который приобрел иное гражданство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;
в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приобретении Российского гражданства;
г) лица - граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;
д) лица без гражданства, которые на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем намерении получить гражданство России;
е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве "по рождению" и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство России[5].
5. Прием в гражданство.
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено - постоянное проживание на ее территории. Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое[6].
6. Восстановление в гражданстве РФ.
Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по заявлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.
7. В результате выбора гражданства при изменении границ РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.
8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям, указанным в законе.
1.2 Утрата гражданства Российской Федерации
Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет основания прекращения российского гражданства:
1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда[7].
2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после приема.
3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.
4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.
5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России[8].
1.3 Двойное гражданство
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа[9].
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.[10]
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получании российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.[11]
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно[12].
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии)[13].
Глава 2. Прерогативы президента в вопросе о гражданстве
Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются прежде всего федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве. Президент утвердил Положение о комиссии[14].
Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 года.
Глава 3. Особенности правового статуса иностранцев и лиц без гражданства
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства[15].
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим[16].
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно[17].
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).
Ограничения касаются, например, въезда на территорию России (требуется специальное разрешение, регистрация, по месту жительства). Лица, не являющиеся российскими гражданами, не могут занимать определенные должности (например, быть судьями, прокурорами, нотариусами, членами экипажей воздушных судов), заниматься некоторыми промыслами и видами деятельности.
Иностранцы и лица без гражданства не обладают правами и обязанностями граждан, связанными с управлением делами общества и государства. Они не имеют права избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, на выборные должности в исполнительных органах, не несут воинской обязанности.
В последние годы к нам приезжает немало иностранных граждан на работу (в строительство, сельское хозяйство, на лесоразработки, на промышленные предприятия и т. д.). Установлены специальные правила, регулирующие их привлечение к трудовой деятельности на территории России, закрепляющие отдельные особенности трудовых правоотношений с ними. Основным актом здесь является «Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», утвержденное Указом Президента от 16 декабря 1993 г. № 2146.
Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдаются Федеральной миграционной службой России, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения может быть продлено, но не более чем на один год. Запрещается перевод этих работников к другому работодателю.
Разрешение выдается работодателю в качестве документа, подтверждающего его право на привлечение иностранной рабочей силы. Кроме того, требуется еще получить в территориальных органах Федеральной миграционной службы именное подтверждение на право трудовой деятельности каждого иностранца.
При найме высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, в качестве руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений этих предприятий достаточно одного подтверждения на право трудовой деятельности, разрешение не оформляется.
Ограничительный порядок найма на работу не применяется к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ: официально признаны беженцами: постоянно проживают на территории России; получили убежище в Российской Федерации; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Не применяется этот порядок и к отдельным категориям иностранцев, перечисленных в п. 18 Положения: деятели науки и культуры, работающие в учреждениях, которые созданы в соответствии с межгосударственными соглашениями; работники дипломатических и консульских учреждений; члены экипажей российских морских и речных судов; аккредитованные в РФ корреспонденты и журналисты и др.
Иностранные граждане, въехавшие в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением Положения, подлежат выдворению из Российской Федерации органами Министерства внутренних дел за счет . средств работодателя.
За преступления и административные правонарушения, совершенные на территории России, иностранцы и лица без гражданства несут такую же ответственность, что и граждане Российской Федерации (за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью).
Глава 4. Понятие и правовое положение "вынужденных переселенцев" по законодательству Российской Федерации
4.1. Особенности категории "вынужденный переселенец"
Беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам.
Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.
Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например "беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из Северной Осетии" и т.д.
Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга. Определение понятия "беженец" будет рассмотрено в Закона о беженцах. Что касается понятия "перемещенные лица", то, как правило, оно используется в международной практике в отношении лиц, ставших вынужденными мигрантами в пределах своей страны. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вместо термина "перемещенные лица" употребляется термин "вынужденные переселенцы". Они остаются на территории своего государства и как его граждане имеют все права, которыми пользуются остальные граждане на его территории.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который:
вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;
вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей с состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299.[18]
Закон содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
4.2. Порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец"
Решением вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются органы Федеральной миграционной службы России на соответствующей территории: орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области либо автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.[19] В случае отсутствия на территории субъекта Федерации территориального органа миграционной службы ФМС России может возложить исполнение его функций на другой территориальный орган миграционной службы, действующий на сопредельной территории.
Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя руководителя территориального органа миграционной службы или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца. В ходатайстве указываются личные данные обратившегося, национальность, гражданство, семейное положение и данные о членах его семьи с указанием степени родства прибывших вместе с ходатайствующим, адрес последнего постоянного места жительства и причины, вынудившие его уехать; языки, которыми данное лицо владеет; наличие родственников на территории Российской Федерации, место предполагаемого поселения на территории России, а также другие дополнительные сведения, в том числе касающиеся отношения ходатайствующего и членов его семьи к военной службе и др. В ходатайстве, кроме того, указываются время и место поступления ходатайства, наименование органа, рассматривающего ходатайство, а также наименование органа, который будет принимать решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и делается запись о принятом решении.
С указанным ходатайством можно обращаться как лично, так и через уполномоченного на то представителя. Уполномоченным представителем признается лицо, которое выступает от имени представляемого в силу закона или административного акта (родитель в отношении несовершеннолетних детей, усыновитель в отношении несовершеннолетних усыновленных, опекуны и попечители в отношении подопечных). Выступать представителем можно и на основании доверенности, заверенной в установленном порядке. В отношении детей, воспитание которых полностью осуществляется детскими учреждениями, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве и помещенных в соответствующие учреждения, выполнение обязанностей опекунов и попечителей осуществляется администрацией учреждения, в котором находится подопечный.
Лицо, покинувшее место жительства и лично подавшее ходатайство, предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Вместе с ним подается и документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации либо факт подачи в установленном порядке заявления или ходатайства о приобретении гражданства Российской Федерации. Также предъявляются подлинники других документов, необходимых для рассмотрения ходатайства: свидетельство о рождении - для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, свидетельство о браке либо о его расторжении, пенсионное удостоверение, личная книжка одинокой матери, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, и пр.[20]
При необходимости представляются материалы, свидетельствующие о времени прибытия на территорию Российской Федерации, а также о совершении в отношении заявителя и/или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам и обстоятельствам, предусмотренным в п.1 ст.1 Закона.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем до оставления места жительства, должно приложить к ходатайству заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для рассмотрения вопроса, а также копии материалов, подтверждающих обоснованность переезда заявителя и членов его семьи по основаниям, изложенным в п.1 ст.1 Закона. При приеме ходатайства сотрудник территориального органа миграционной службы проверяет полноту и правильность его заполнения. При этом он может затребовать дополнительную информацию, необходимую для оценки доводов и достоверности сведений, сообщенных заявителем.
Для детей, разлученных или потерявших родителей во время переезда на территорию России, представителем территориального органа миграционной службы заполняется опросный лист по специально установленной форме и принимаются меры к их передаче местным органам опеки и попечительства.
Как уже было сказано, по настоящему Закону вынужденными переселенцами признаются не только лица, проживающие на территории Российской Федерации, но и лица, постоянно проживающие на территории иностранного государства, но имеющие при этом российское гражданство. В последнем случае этим лицам предоставляется право обращения с ходатайствами о признании вынужденными переселенцами в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве их пребывания. Соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение пересылает данное ходатайство в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.
В свою очередь федеральный орган миграционной службы пересылает поступившее в его адрес ходатайство, заполненное лицом до оставления места жительства, в территориальный орган миграционной службы по месту указанного лицом предполагаемого переселения либо в один из территориальных органов миграционной службы. При этом федеральный орган миграционной службы письменно извещает заявителя о направлении его ходатайства в территориальный орган миграционной службы.
Поступившее ходатайство должно рассматриваться руководителем территориального органа миграционной службы или уполномоченным им должностным лицом в течение трех дней со дня его поступления. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение по возможности принимается в день подачи ходатайства. Датой подачи ходатайства считается день представления документов, необходимых для его рассмотрения. Все принятые ходатайства фиксируются в журнале учета ходатайств.
Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимает руководитель территориального округа миграционной службы (его заместитель) либо уполномоченное им должностное лицо. Это решение оформляется протоколом в произвольной форме. Запись о принятом решении вносится в бланк ходатайства и журнал учета ходатайств.
При положительном решении вопроса заявителю и членам его семьи старше 18 лет в день принятия решения выдается свидетельство о регистрации ходатайства под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Выдача свидетельства также регистрируется в книге учета свидетельств. Если заявитель подал ходатайство до оставления места жительства на территории иностранного государства, данное свидетельство направляется ему заказным письмом вместе с уведомлением. Заявителю, находящемуся на территории Российской Федерации, высылается уведомление с указанием адреса, по которому он может получить свидетельство.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об экстренном массовом приеме на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст. 1 Закона, территориальный орган миграционной службы по решению федерального органа миграционной службы незамедлительно осуществляет их учет и оказывает содействие в размещении. В дальнейшем работа с лицами, пожелавшими получить статус вынужденного переселенца, проводится территориальным органом миграционной службы в порядке, установленном настоящим Законом.
Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.
Таким органом может быть:
дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;
пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;
орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.
После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:
ходатайство предварительно рассматривается;
принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу. Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.
ходатайство рассматривается по существу;
принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.
Лица, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.
Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.)
Ст.4 ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства. После этого осуществляется предварительное рассмотрение ходатайства.
Ст.7 ФЗ «О беженцах» устанавливает процедуру рассмотрения ходатайства по существу и определяет органы, уполномоченные решать вопрос о предоставлении статуса беженца:
Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:
- федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;
- территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трёх месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен уполномоченными на то органами, но не боле чем на три месяца.
Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.
Лицу, признанному беженцем и достигшего возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Это удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.
Лицо признается беженцем на срок до трёх лет и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении в месте прежнего местожительства лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:
Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона « О вынужденных переселенцах» обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.
С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня поступления ходатайства. Далее принимается решение о признании лица временным переселенцем. Это решение принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.
Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:
в отношении лица возбуждено уголовное дело;
отсутствие обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем;
получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;
в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;
в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства;
если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным законом;
в случае отказа сообщений сведений о себе и обстоятельствах прибытия в РФ;
в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения разрешения на постоянное проживание в РФ;
если упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у указанного лица.
В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ,
В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления.
В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления.
Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.
Права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами:
- право на пользование услугами квалифицированного переводчика;
- право на проживание в центре временного размещения;
- право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;
- право на единовременное денежное пособие;
- право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;
- право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.
Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:
- это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;
- соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;
- прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;
- обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.
Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами
Российской Федерации:
на работу по найму;
предпринимательскую деятельность;
социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение;
право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования ;
участие в общественной деятельности - за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.
Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.
Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ.
4.3. Особенности правового положения "вынужденного переселенца"
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев регулируется двумя законами РФ: "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Понятие беженец применяется к лицу, которое:
1. Не является гражданином РФ.
2. Находится вне страны своей гражданской принадлежности (при отсутствии гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства).
3. Покинуло указанную страну в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений.
4. Не может (не желает) пользоваться её защитой (вернуться в неё) вследствие таких опасений.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям.
Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны. Для получения этого статуса необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом - в посольство России). После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаёт свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдаётся соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно в течение пяти лет. Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в суд.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Эти лица вправе в течение трёх месяцев избрать местом своего постоянного места жительства либо населённый пункт из числа предлагаемых, либо населённый пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.
Заключение
В литературе понятию «гражданин» придают иногда слишком узкое значение, рассматривая в качестве такового лишь личность, действующую в политической жизни, имеющую политические права, свободы, обязанности.
Итак, Конституция и закон о гражданстве вкладывают более широкий смысл в этот термин. Согласно ст. 2 Закона 1991 г. гражданином Российской Федерации является лицо, приобретшее гражданство. Последнее определяется ст. 1 как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Следовательно, гражданином является человек, который приобрел гражданство Российской Федерации в предусмотренном законом порядке, находится в постоянной правовой связи с государством и обладает определенным правовым статусом.
В качестве так называемого физического лица гражданин является субъектом права, т. е. носителем прав и обязанностей, и может выступать в качестве субъекта различных правовых отношений.
Правовое положение личности определяется действующим в России законодательством, а также принципами и нормами международного права, одним из основных нормативных актов которого в этой области является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1946 г . В России такого рода актом общего характера является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности[21].
Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Принята всенародным голосованием.
2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112.
3. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 24 октября 1994 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» от 31 августа 1994 г.
5. Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища. // Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994г.
6. Авакьян С. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 год.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд.. изм. и доп. – М.: Норма, 2001.
8. Баглай Н. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право РФ: учебник. М. 1996 г.
9. Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.
10. Закон о гражданстве Российской Федерации (научно-практический комментарий), М., 1992 г.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 1994 г.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 1994 г.
13. Коновалов А.С. Гражданство Р.Ф.: учебник. М. 1997 г.
14. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М.: НОРМА, 2000.
15. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.
16. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые Альвы, 1996.
17. Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г.
18. Основы государства и права – изд. 2, перераб. и доп. – Челябинск, ЧелГУ, 1998.
19. Основы государства и права: Учеб. Пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд.. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.
20. Основы российского государства и права. Р.Л. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Омск 1995г.
[1] Коновалов А.С. Гражданство Р.Ф.: учебник. М. 1997 г. С.15.
[2] Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г. С. 45
[3] Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г. С. 87.
[4] Комментарии к Конституции Российской Федерации. М. 1997 г.
[5] Комментарии к Конституция Российской Федерации. М. 1997 г
[6] Комментарии к Конституция Российской Федерации. М. 1997 г.
[7] Основы государства и права: Учеб. Пособие для поступающих в вузы /Под ред. О.Е. Кутафина. – 5-е изд.. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С. 71-74
[8] Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г С.145
[9] Закон о гражданстве Российской Федерации (научно-практический комментарий), М., 1992 г.
[10] Коновалов А.С. Гражданство Р.Ф.: учебник. М. 1997 г. С.
[11] Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М.: НОРМА, 2000. С.208-226.
[12] Коновалов А.С. Гражданство Р.Ф.: учебник. М. 1997 г.153
[13] Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г. С.69
[14] Коновалов А.С. Гражданство Р.Ф.: учебник. М. 1997 г. С.112
[15] Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.
[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд.. изм. и доп. – М.: Норма, 2001. С.276-293
[17] Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 год.
[18] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст.1112; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст.496.
[19] Далее - территориальный орган миграционной службы, если не оговорено иное.
[20] Инструкцию о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации. Утверждена Приказом ФМС России от 31 марта 1997 г. N 19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 11. С.4 - 20.
[21] Мыльников Г.Ю. Конституционное право РФ. М. 1996 г. С.97