Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Налоговая система Германии, ее становление и развитие.................. 5

1.1.Особенности налогообложения в Германии.................................................................. 9

1.2. Эволюция концепции "семейного налогообложения" в Германии 14

2. Основные налоги в Германии............................................................... 19

2.1.Налоги на владение........................................................................................................... 20

2.2.Налоги на операции в сфере обращения........................................................................ 24

2.3.Налоги на потребление (акцизы).................................................................................... 25

Заключение.................................................................................................. 27

Список литературы..................................................................................... 29

Введение

В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет и т.д. Перера8спределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.

Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется между по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. В 1992 году он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

1. Налоговая система Германии, ее становление и развитие

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией.

При образовании в 1871 году Немецкой империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в неё государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьёзную зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 году – налог с наследства, в 1913 году – налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 года Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 года Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0.5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы.

В декабре 1919 года с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Её главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 года.

В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в её состав. Про этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Наряду с федеральным государством и землями носителями определённых общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

Нужно отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония.

В Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

1. Налоги по возможности минимальны;

2. Минимальны, или точнее минимально необходимы и затраты на их взимание;

3. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

4. Налоги соответствуют структурной политике;

5. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

6. Система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;

7. Налоговая система исключает двойное налогообложение;

8. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и всё, что гражданин может получить от государства.

1.1.Особенности налогообложения в Германии

В Германии общие правила, регулирующие все связанные с налогами вопросы (от определения налоговой базы, установления размера налогов и порядка их взимания до мер принудительного исполнения, включая внесудебное обжалование и налогово-уголовное и налогово-административное право) изложены в положении о налогах и обязательных платежах от 16.03.77 г. (далее - положение). В соответствии с положением: налоги - это денежные выплаты, не являющиеся встречной платой за какую-либо особую услугу, которыми общество в лице соответствующего публично-правового образования в целях получения доходов облагает всех лиц, в связи с деятельностью которых возникает факт, с которым закон связывает налоговое обязательство; налогоплательщиком является тот, кто имеет налоговое обязательство, является ответственным за уплату налога, обязан удерживать и отчислять налог за счет третьих лиц, подавать налоговую декларацию, вносить обеспечение, вести учет и отчетность и выполнять иные обязанности, возложенные на него налоговым законодательством.

В положении определяются правила налогообложения, права и обязанности финансово-налоговых органов (к которым относятся налоговые инспекции и таможенные органы) и налогоплательщиков. При этом особое внимание уделяется вопросам, связанным с обязанностью налогоплательщиков по содействию финансово-налоговым органам (в том числе обязанности по подаче налоговой декларации и ведению бухгалтерского учета с соблюдением общих принципов бухгалтерского учета без применения каких-либо определенных методов).

В положение, как уже указывалось, помимо общих вопросов налогообложения включены положения об уголовных и административных налоговых правонарушениях, а также специальные положения об уголовном и административном процессе в связи с соответствующими налоговыми правонарушениями.

В целях правовой защиты налогоплательщик в случае несогласия с решением финансово-налогового органа может реализовать свои права в судебном порядке. Следует обратить внимание на то, что налоговое правосудие в Германии осуществляется независимыми специальными судами, структура и порядок работы которых урегулированы в положении о налоговых судах. Подавать иск в налоговый суд можно лишь в том случае, если процесс внесудебного обжалования не дал результатов (более 97% спорных вопросов разрешаются на стадии внесудебного обжалования). В определенных случаях по вынесенным налоговым судом решениям может подаваться кассационная жалоба в вышестоящий суд (в федеральный налоговый суд), в котором налогоплательщик должен быть представлен адвокатом, налоговым консультантом или аудитором.

Установлено, что профессиональное оказание помощи в налоговом консультировании в подобных случаях разрешено лишь лицам и обществам, которые имеют право на осуществление такой деятельности на основании закона о налоговом консультировании, который регулирует профессиональные права налоговых консультантов, включая надзор за их профессиональной деятельностью.

Классификация налогов аналогична действующей в нашей стране: федеральные налоги, налоги федеральных земель, совместные (общие) и муниципальные налоги. В то же время имеется ряд налогов, не предусмотренных нашей системой. Так, в число местных налогов входит налог на вторую квартиру (помимо налога на имущество) в случае владения или распоряжения такой квартирой на территории общины, взимающей налог. Такой налог впервые стал взиматься в одной из общин, расположенной на берегу озера, где вторые квартиры или отдельные дома использовались для сдачи дачникам, и суммы налога должны были компенсировать повышенную финансовую нагрузку подобных общин. По данному налогу плательщиком является владелец второй квартиры независимо от того, является он собственником или квартиросъемщиком, а налоговой базой является годовая сумма квартплаты, у собственника - обычная квартплата для аналогичных квартир.

Помимо земельного налога взимается также налог на приобретение земельных участков. Налогом облагаются правовые сделки по земельным участкам, направленные на приобретение права собственности на участок или правового статуса, подобного статусу собственника (например, купчие и прочие сделки, документирующие право на передачу в собственность земельного участка). Налог может взиматься также и в других случаях, например при переходе права собственности в ходе производства по лишению права собственности, изменения состава пайщиков простого товарищества путем перехода не менее 95% паев новым участникам, а также в случае непосредственного или опосредованного получения в одни руки не менее 95% паев общества, владеющего земельным участком. Плательщиком данного налога являются лица, участвующие в операции по приобретению (продавец и покупатель). По договоренности налоговое бремя может нести один из них. Как правило, налог исчисляется по ставке 3,5% стоимости земли.

Сбор за право охоты и рыболовства также относится к местным сборам, и его правовой основой являются законы земель о муниципальных налогах. Плательщик сбора - лицо, осуществляющее охоту или рыболовство. Сбор взимается ежегодно на основе "годовой оценки добычи" от охоты, а в случае сдачи в аренду охотничьих угодий - с арендной платы. При рыболовстве исходят из количества районов, в которых занимаются рыболовством.

Объектом сбора на противопожарную охрану является получение страховых платежей (премий, взносов) по страхованию от пожара, если застрахованные объекты находятся в Германии. Плательщик сбора - страховщик, который самостоятельно исчисляет сбор путем декларирования и перечисляет его соответствующей налоговой инспекции. Сбор исчисляется, как правило, исходя из платы за страховку и составляет 8%.

Еще одним платежом, связанным со страхованием, является налог со страхового оборота, которым облагается плата за страховку (премии, взносы). При этом основание возникновения страховых отношений (договор или закон) значения не имеет, за исключением государственных и частных видов страхования жизни и медицинского страхования, а также обязательного страхования на случай безработицы. Ставки налога, который перечисляется страховыми компаниями, различны. Например, при страховании от пожара и прекращения производственной деятельности из-за пожара они составляют 10%, при страховании зданий с противопожарной составляющей - 13,75%, при страховании домашнего имущества с противопожарной составляющей - 14%, при страховании от несчастного случая с возвратом премии - 3%. Правовой основой взимания налога со страхового оборота является закон о налоге со страхового оборота (т.е. он не относится к местным налогам), и его суммы причитаются федерации.

В 1992 г. одной из общин на основании основного закона был введен местный налог на упаковку, которым облагается отдельный экземпляр одноразовой упаковки или посуды (одноразовые банки, бутылки, пластмассовые стаканчики, разовая посуда или пластмассовые приборы).

В налоговой системе Германии имеется также церковный налог, которым облагается принадлежность к одной из церковных организаций. Налогоплательщиками являются все члены церковной организации. Налог взимается на основании законов о церковном налоге, принимаемых органами законодательной власти федеральных земель, но поступления этого налога причитаются церковным организациям. Налоговой базой по церковному налогу является годовая сумма подоходного налога, исчисленная в соответствии с законом о подоходном налоге (поскольку в Германии подоходный налог в семье подлежит совместному обложению, то при исчислении церковного налога учитываются вероисповедание супругов и их принадлежность к одной или нескольким церквям). Налоговые ставки по этому налогу составляют 8-9% от подоходного налога.

К местным налогам относится также налог с развлекательно-увеселительных мероприятий, которым облагаются проводимые в общинах увеселительные мероприятия (в частности, танцевальные мероприятия, демонстрация кинофильмов, содержание игровых и развлекательных автоматов). Налогоплательщиком является организатор мероприятия или владелец игровых и развлекательных автоматов. Базой обложения данным налогом служат либо цена и число проданных входных билетов, либо суммы, устанавливаемые по типичным критериям (например, по размеру помещения, занятого игровыми и развлекательными автоматами).

Еще одним специфическим платежом является налоговая надбавка "За солидарность", взимаемая на основании закона о мерах по преодолению финансового наследия в связи с объединением Германии. В целях финансирования процесса объединения Германии с 1 января 1995 г. надбавка взимается со всех налогоплательщиков в виде надбавки к подоходному налогу или налогу с корпораций. Период взимания надбавки не ограничен сроком, и в настоящее время она взимается в размере 5,5% налоговой базы.

1.2. Эволюция концепции "семейного налогообложения" в Германии

Вплоть до 1957 года в Германии супруги уплачивали подоходный налог с объединенного дохода, полученного за отчетный период. При этом, в соответствии с § 26 Закона о подоходном налоге от 17 января 1952 года к объединенному доходу применялась единая для всех налогоплательщиков прогрессивная шкала по подоходному налогу. В результате применения единой для всех прогрессивной ставки подоходного налога к объединенному доходу супругов, супруги несли более тяжелое налоговое бремя по сравнению с налогоплательщиками, не состоящими в браке и имеющими такой же доход. В 1957 году Конституционный Суд Германии признал норму закона, предусматривающей применение единой прогрессивной ставки по подоходному налогу к объединенному доходу супругов противоречащей Конституции Германии. По мнению Суда применения единой прогрессивной ставки подоходного налога к одиноким гражданам и к объединенному доходу супругов нарушало основные конституционные принципы. Это прежде всего конституционный принцип равенства всех перед законом, который в сфере налогообложении означает прежде всего, что не допускается одну категорию налогоплательщиков ставить в неравное положение по сравнению с другой. При применении единой для всех прогрессивной ставке подоходного налога, супруги, объединяющие свои доходы, ставятся фактически в неравное положение по сравнению с одинокими гражданами, поскольку несут более тяжелое налоговое бремя. Кроме того, нарушается конституционный принцип государственной защиты семьи и брака, поскольку такой порядок налогообложения не способствует желанию граждан вступить в брак и создавать семью. Поскольку признание нормы закона, противоречащей Конституции, означает в соответствии с законодательством Германии ее ничтожность, перед законодателем встала проблема принятия соответствующего Конституции законодательного решения вопросов, связанных с налогообложением супругов. В 1957 году в Закон о подоходном налоге были внесены изменения, в соответствии с которыми супруги имели право выбрать как раздельное, так и совместное налогообложение по подоходному налогу. При совместном налогообложении все полученные супругами за отчетный период доходы и расходы (вычеты, скидки) объединяются и исчисленный общий налогооблагаемый доход супругов делится между супругами поровну. При этом налог исчисляется с половины совместного дохода по основной шкале, единой для всех налогоплательщиков. Сумма исчисленного таким образом налога получается ниже, чем при раздельном исчислении. Существующая в Германии практика семейного налогообложения имеет максимальный эффект экономии для супругов, имеющих разные доходы, причем чем больше разница в доходах супругов, тем больше эффект экономии. В одном из своих решений Конституционный суд Германии признал такую практику семейного налогообложения соответствующей основному принципу налогового права - налогообложение исходя из фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Обосновывая свою позицию, суд исходил из того, что проживающие совместно супруги образуют единую экономическую общность с общими доходами и потреблением, в которой как правило каждый из супругов наполовину участвует в общих доходах и расходах семьи. Кроме того, Суд признал такую практику семейного налогообложения соответствующей основным принципам семейного права, и прежде всего принципу совместной собственности супругов на все доходы и имущество, приобретенные во время брака, если иное не предусмотрено брачным договором.

Вместе с тем, в настоящее время высказывается критика существующей в Германии системы семейного налогообложения, поскольку во-первых, она применяется только к супругам и во-вторых, не учитывает прав лиц, не состоящих в браке, но имеющих семейные обязательства (например, одинокие родители). Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность для одиноких родителей воспользоваться дополнительной скидкой на содержание ребенка, право на который имеет другой родитель, если этот родитель не выполняет своих обязанностей по содержанию ребенка либо дает согласие на использование его скидки.

Совместное налогообложение супругов

В соответствии с § 26 Закона о подоходном налоге (в редакции от 25 февраля 1992 года) Супруги могут выбрать как совместное, так и раздельное налогообложение при выполнении трех условий: оба супруга несут неограниченную налоговую обязанность по уплате подоходного налога (являются налоговыми резидентами Германии). Следует отметить, что начиная с 1 января 1996 года закон допускает совместное декларирование супругами, один из которых является гражданином страны- члена Европейского союза (т.е. не является налоговым резидентом Германии) при условии, что не менее 90% объединенного "мирового" дохода супругов подлежит налогообложению в Германии, либо сумма их объединенного "мирового" дохода, не подлежащего обложению в Германии не превышает 24 000 немецких марок. Причем порядок определения объединенного мирового дохода устанавливается в соответствии с законодательством Германии. Вместе с тем, если в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения доход супруга, являющегося резидентом страны- члена Европейского союза, полученного из источников в Германии, не подлежит обложению в Германии либо облагается по минимальной ставке (например, дивиденды, проценты, лицензионные вознаграждения), то эти доходы не учитываются при определении объединенного "мирового" дохода, к которому применяется 90% для выполнения условия, необходимого для совместного декларирования.

Супруги проживают совместно. В случае совместного декларирования супругами, один из которых является гражданином страны- члена Европейского союза, обязательным условием является нахождение постоянного места жительства супругов либо в Германии, либо в стране - члене ЕС, резидентом которой является второй супруг.

Вышеперечисленные условия имели место к началу либо наступили в течение налогового периода, за который супруги подают совместную декларацию.

Обязательным условием права супругов совместного налогообложения является действительный брак супругов.

Оба супруга должны представить в налоговый орган письменное согласие на совместное налогообложение.

При совместном налогообложении супругов объединяются все доходы, полученные каждым из супругов. Из объединенного валового дохода супругов вычитаются все расходы, вычеты и скидки, на которые по закону имеет право каждый из супругов. Полученный в результате этого общий налогооблагаемый доход супругов делится пополам между супругами. С каждой половины общего дохода исчисляется подоходный налог по прогрессивным ставкам, едиными для всех налогоплательщиков.

Так например, супруг А - является управляющим фирмы, а его супруга В - домохозяйка. Предположим, что за 1992 год налогооблагаемый доход А составил 60 000 немецких марок. При раздельном исчислении сумма налога, подлежащая уплате в бюджет А составит по ставкам 1992 года 14 426 немецких марок. Вместе с тем, если супруги А и В выбирают совместное налогообложение, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составит 10 723 немецких марок. Экономия, которую получат супруги при совместном налогообложении составит 3 703 немецких марок.

Следует отметить, что законодательство Германии по подоходному налогу исходит из принципа индивидуального налогообложения. Поэтому при совместном налогообложении оба супруга признаются самостоятельными налогоплательщиками подоходного налога.

В соответствии с § 44 Налогового кодекса Германии при совместном налогообложении супруги несут солидарную ответственность за всю сумму налога, исчисленную с общего налогооблагаемого дохода, т.е. иск о взыскании всей суммы налога может быть предъявлен к любому из супругов.

2. Основные налоги в Германии

Основными налогами в Германии являются следующие налоги:

1. Подоходный налог на физических лиц;

2. Налог на корпорации;

3. Налог на добавленную стоимость;

4. Промысловый налог;

5. Налог на имущество;

6. Поземельный налог;

7. Налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;

8. Страховые взносы;

9. Налог на наследство и дарения;

10. Автомобильный налог;

11. Налог на содержание пожарной охраны;

12. Акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, виноводочные и табачные изделия;

13. Таможенные пошлины;

14. Сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.

Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.

По компетенции взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

По объектам налогообложения разделяются три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

2.1.Налоги на владение

К этой группе налогов относятся налоги на доход (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество.

Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

Подоходный налог взимается с физических лиц (причём если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он даёт немного меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания – путём вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Подоходным налогом облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Целый ряд категорий граждан (наёмные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

В нынешнее время необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит в браке. Доходы которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный участок, подоходный налог не взимается с 4750 Евро.

Характерно, что подоходный налог, который даёт капитал (то есть дивиденды) составляет в общем итоге всех налоговых поступлений лишь 1.6-1.7%.

Основой для налога на заработную плату является карточка налога на заработную плату, которая выдаётся общинами в начале каждого года каждому занятому. В карточке указывается налоговый класс (их всего 6), число необлагаемых налогом сумм в связи с наличием детей, принадлежность к конфессии (для церковного налога) и льготы для инвалидов. Все иные льготы и скидки вносятся в карточку местным финансовым отделом по требованию налогоплательщика.

Несколько лет тому назад была введена так называемая надбавка солидарности (Solidaritätszuschlag). Налогоплательщик финансирует частью своих доходов экономическое возрождение новых земель, возникших после объединения Германии. На данное время данная надбавка составляет 7,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети.

Необходимо особо выделить так называемый церковный налог. Его оплачивают лишь те, которые называют себя членом церкви. Этот налог вычисляется на базе годового подоходного налога и составляет 8-9% от его суммы.

Не все граждане и не все фирмы Германии платят налоги в полной мере. Выявление тех, которые уклоняются от оплаты налогов, проводят финансовые органы (чаще розыскное бюро образуется для нескольких финотделов данного округа). Что касается споров между налогоплательщиками и финорганами, то они чаще всего решаются без суда, хотя в ряде случаев дело всё же доходит и до судебных заседаний.

Корпоративный налог также является налогом на доход, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Корпоративный налог взимается с годового дохода юридического лица. Важно отметить, что двойное налогообложение распределённой прибыли не допускается. Нераспределённая прибыль облагается по более высоким ставкам, чем распределяемая.

Величина доходов, с которых необходимо оплачивать корпоративный налог, определяется в соответствии с специальными указаниями (так, например, вычитаются почти все расходы, убытки до 10 млн. Евро). Налоговые ставки применяются разнообразные, но обыкновенная (она же максимальная) ставка – 50%. Она применяется в том случае, когда прибыль остаётся нераспределённой. Эта ставка, не смотря на снижение в ходе второго этапа налоговой реформы (в 1988 году) на 6 пунктов, остаётся самой высокой в развитых странах. Предусматривается снижение её до 44%. Ряд иных законодательных актов устанавливает льготы. Причём, последние носят, как правило, регулирующий характер, стимулируя инвестиции, развитие тех или иных регионов. Распределённая прибыль облагается по ставке 36%.

С общей сумме налоговых поступлений корпоративный налог составляет лишь около 4.5%, более чем на целый процентный пункт уступая величине промыслового налога. Последний является одним из основных местных налогов. Этим налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимается промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для вычисления налога служит прибыль с занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами.

Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Ставка 1.2%. Освобождены от уплаты налога государственные учреждения, религиозные учреждения. Это также местный налог. При переходе участка земли от одного владельца к другому оплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные участки, под лесные хозяйства и другие земельные участки.

Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают 4 категории наследников, по которым рассчитывается минимальная и максимальная ставка налога.

Другие прямые налоги составляют в общей сумме налогов небольшую долю (налог на имущество – 1%, поземельный налог – 1.4% и т.д.).

Самые давние традиции имеет налог на имущество. Его ввёл в 1278 году король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1995 года поднята до 1%. До этого она было на уровне 0.5%. Промышленные предприятия и компании платят 0.6%. При повышении ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Раньше не облагалось налогом имущество, которое стоило до 70 тыс. DM, ныне – до 120 тыс. Евро. Для юридических лиц – необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.

2.2.Налоги на операции в сфере обращения

К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов.

Самым важным в этой группе налогов является налог с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную стоимость и этот второй термин является более правильным. В 2001 году налог на добавленную стоимость составил 15%, а налог с оборота при импорте – более чем 12% всех налоговых поступлений.

Налог на добавленную стоимость – это обратный налог, так как он устанавливается в цене и взимается с конечного потребителя в обход производителя. Оплачивается он, понятно, только в случае действительной конечной реализации товара и по единой налоговой ставке на все товары и услуги. С 1993 года в связи с "гармонизацией налогов" в пространстве ЕС ставка этого налога в Германии повысилась с 14% до 15%. На очень небольшой список товаров (например, книги) устанавливается льготная ставка в 7%.

Аналогично взимается и налог с оборота при импорте.

Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: от объёма цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Так, про объёме цилиндра двигателя 100 куб. дециметров владелец автомобиля с катализатором оплачивает налог в 3 раза меньше, чем без него. Владельцы менее мощных машин, оснащённых катализатором, от налога освобождены.

2.3.Налоги на потребление (акцизы)

Эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.

Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% все налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину. В начале 1993 года в Германии развернулась широкая дискуссия по поводу правительственных планов либо повысить этот налог (на автомобильное топливо), либо ввести налог на проезд по автобанам, либо сделать и то и другое, но в меньших размерах. Сырая нефть, равно как и нефтепродукты, которые используются для переработки, налогом на нефтепродукты не облагаются. Но нефтепродукты, которые используются как топлива для автомобилей, на отопление жилья и смазочные материалы, облагаются по разным ставкам.

С разных налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе – 0.3%, налог на пиво – 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.

Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов следующие: бензин – 0.50-0.57 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; мазут для отопления – 6.7 цента на 1 кг; табачные изделия – 9.3 цента на 1 сигарету; кофе – 3.1 Евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки – 160 Евро на 100 литров; шампанское – 1.4 Евро на 0.75 литра; на страховые сделки – 12% со страхового полиса.

Хотя местных налогов и немало, в среднем они дают лишь около 10% налоговых поступлений общин.

Заключение

Немецкая налоговая система довольно сложна, в особенности установление размера прибыли, что привело, в свою очередь, к созданию специального института налоговых консультантов, в связи с чем практически никто в Германии не занимается своими налогами самостоятельно.

В зависимости от объёма операций немецкое предприятие может иметь, а может и не иметь, в штате бухгалтера, на которого возлагается обязанности по оформлению и систематизации первичной документации, которая в последствии передаётся налоговому консультанту. Для работы налоговым консультантом необходимо получить лицензию, для чего помимо соответственного образования и задачи квалификационных экзаменов, необходимо иметь стаж работы не менее 3 лет в государственных финансовых структурах и проходить стажировку при лицензированном налоговом консультанте. Таким образом, налоговый консультант имеет высшую степень доверия со стороны финансового управления и даже незначительные просчёты, не говоря о умышленном скрытии налогов, ведут к лишении лицензии. В функции налогового консультанта входит обработка первичной документации, начисление прямых и непрямых налогов, налогов на заработную плату и составление отчётности. При этом используются унифицированные компьютерные программы, которые связаны с базой данных финансового управления, что позволяет большинство отчётов подать через интернет.

Ответственность за начисление налогов несёт налоговый консультант, поэтому бухгалтер в Германии спит спокойно. Так как происходит предварительный контроль документации, соответственно практически не возникает необходимости проверок органами финансового управления на прошедших отчётных периодов. Но даже при проведении проверки, она несёт не фискальный характер, а скорее рекомендационный. При обнаружении ошибок в большинстве случаев налогоплательщику помогается ликвидировать просчеты и избежать ошибок в будущем без применения финансовых санкций.

Основные налоговые ставки (налог на прибыль – 45%, налог на добавленную стоимость (MwSt) – 16%) на первый взгляд могут показаться достаточно высокими, но налоговая система Германии позволяет очень существенно снижать налогооблагаемую базу и практически любой грамотный налоговый консультант может легко свести уровень выплачиваемых налогов до 30% и ниже. При этом методы, которые используют налоговые консультанты, являются абсолютно законными.

Стоит также обратить внимание на сроки выплаты налогов. Налог на добавленную стоимость оплачивается до 15 числа в следующем месяце после отчетного периода. Отчетный период может быть выбран – квартал или месяц. Возврат MwSt осуществляется на протяжении месяца после подачи декларации, без необходимости дополнительного составления отчетов и проверок. Налог на прибыль выплачивается по результатам деятельности календарного года. При этом разрешается включение в статьи затрат представительских расходов, оплату такси и затраты по найму жилья для иностранных граждан, использовать разнообразные налоговые льготы. Также следует заметить, что практически отсутствуют ограничения при работе с наличными и не существует регулирование лимитов кассы.

Список литературы

Г. Титова Минфин России "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2004 г.