Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочно финансово-экономический институт

Филиал в городе Барнауле.



Факультет:                                                   Региональная    кафедра:

Финансово-кредитный                                финансы и кредит






                 Контрольная работа

                              по дисциплине «ФИНАНСЫ»

                           «Доходы от реализации продукции»

                                         





                                                     Студентки:

                                                     Факультет: Финансово-кредитный

                                                     Специальность: Финансы и кредит

                                                     Группа:

                                                     № личного дела:03 ФФД 10821

                                                     Руководитель:

                                                                  

                                                                  

                             

                                             


  

                                              Барнаул

                                                    

                                                  2006

                                    

                                  Содержание


Введение……………………………………………………………………...

3

1. Теоретическая часть. Доходы от реализации продукции………………

5

1.1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………..

5

1.2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции (на примере ООО «Алтайрыба»)……………………………………………

11

1.3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции………………………………….

21

Заключение…………………………………………………………………..

29

2. Расчетная часть……………………………………………………………

31

Список используемой литературы………………………………………….

53


                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

Результатом деятельности любого предприятия являются доходы, которым в Поло­жении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, (утвержденном Приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.1999 г.) дано следующее определение:

Доходами организации (кроме кредитных и страховых организаций) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Актуальность данной темы состоит в том, что руководители каждого предприятия должны знать, как формируются доходы на их предприятии, уметь планировать ее на следующий период.

Также любое предприятие после получения выручки распределяет ее. Руководителями предприятия перед экономистами планового отдела должна ставиться задача по увеличению выручки.

Объектом исследования являются доходы от реализации продукции.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение доходов от реализации продукции.

При написании данной работы ставились следующие задачи:

-         охарактеризовать роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия;

-         рассмотреть планирование и распределение выручки от реализации продукции;

-         выявить факторы роста выручки от реализации продукции и посмотреть организацию работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции.

Предметом курсовой работы являются процессы, возникающие на предприятии по поводу формирования финансовых результатов деятельности.

Методической базой при написании работы являлись бухгалтерские документы ООО «Алтайрыба», а также бизнес-план.

Период исследования составляет 2006 г.



1.     Теоретическая часть. Доходы от реализации продукции

1.1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия


В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий постоянно осуществляется кругооборот средств. Инвестирование средств в производство с целью изготовления товаров и получения дохода (выручки) от их продажи характеризует кругооборот средств предприятий.

Обеспечение денежных поступлений, которые нужны для возмещения затрат производства и оборота, своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирование доходов и прибыли является важнейшей стороной деятельности предприятий.

Входящие денежные потоки предприятий по их источникам можно поделить на внутренние и внешние. Если средства поступают из любых источников на самом предприятии, их относят к внутренним. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствуют об использовании внешних источников. Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой 60-70 % финансовых ресурсов поступает на предприятия за счет внутренних источников.

Внутренние денежные поступления в соответствии с действующей практикой учета и отчетности включали:

1) выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

2) выручку от другой реализации;

3) доходы от финансовых инвестиций;

4) доходы от других внереализационных операций.

При командно-административной экономике, когда еще не было реального финансового рынка, введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций было целиком оправданно. Тогда предприятия почти не имели доходов от ценных бумаг, кроме государственных облигаций, которые имели совсем незначительный удельный вес в общих денежных поступлениях.

В основном доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли минувших лет, выявленного в отчетном году, списанной прежде дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которую, тем не менее, было погашено в отчетном периоде. Однако при рыночной экономики, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, явилось целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений "Доходы от финансово-инвестиционной деятельности", отделив их от "Доходов от внереализационных операций".

Трансформация рыночных отношений требует создание необходимой инфраструктуры. Развивается финансово-кредитная система, создается и функционирует финансовый рынок. При таких условиях много предприятий наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: куплей и продажей ценных бумаг, вложением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

Доходы от этой деятельности имеют значительный удельный вес во входящих денежных потоках предприятий и являются мерой развития рыночной инфраструктуры, в особенности финансового рынка. Эти доходы будут возрастать. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

Выручка основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:

• основному;

• инвестиционному;

• финансовому.

1. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реали­зации ценных бумаг.

3. Выручка от финансовой деятельности включает в себя резуль­тат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. [7, с. 257]

В международной практике под выручкой понимают «поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение его обязательств, которое про­исходит в результате основной или главной деятельности предприятия». [5, с. 331]

Следует заметить, что в соответствии с ПБУ 9/99 применяемое в настоящее время в российской практике понятие "выручка oт реализации" заменено на «вы­ручку oт продаж». [2]

Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц).

Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство и сбыт продукции и используется предприятием для:

- оплаты счетов поставщиков за материальные ценности

- выплаты заработной платы рабочим и служащим

- создания амортизации фонда

- создания фондов экономического стимулирования

- взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные       фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли)

- уплаты процентов за кредит

- погашение банковского кредита и т.д.»

Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

Момент реализации (продажи) продукции (работ, услуг) подтверждается пе­реходом права собственности от одних лиц к другим, в соответствии с условиями договора купли-продажи, мены, поставки и т. д.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ (ст. 39) реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работа­ми или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных ра­бот одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом дру­гому лицу, а также передача права собственности на товары, результатов выпол­ненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. Отметим, что в п. 3 ст. 39 дан перечень операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, а следовательно, дохо­ды по ним не будут являться выручкой от реализации для целей налогообложения.

Стоимость продукции (работ, услуг), реализованных покупателям, определяет­ся рыночной ценой. В соответствии со ст. 40 первой части Налогового кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сто­ронами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответ­ствует уровню рыночных цен. При этом налоговые органы вправе проверять пра­вильность применения цен лишь в следующих случаях:

• при заключении сделок между взаимозависимыми лицами:

• при совершении товарообменных (бартерных) операции:

• при совершении внешнеторговых сделок:

• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону пониже­ния от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из двух методов:

• начисления - по мере отгрузки и предъявления заказчику (покупателю) расчет­ных документов:

• оплаты - по поступлению денежных средств на счета в коммерческих бан­ках, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению денежных средств в кассу предприятия.

Право выбора метода определения выручки от продаж предоставлено предприяти­ям, которые отражают принятое решение в приказе по учетной политике предприятия.

От своевременности поступления выручки на расчетный счет (в кассу), т. е. погаше­ния дебиторской задолженности и получения предоплаты зависит финансовая устой­чивость предприятия, возможности его развития, состояние его оборотных средств, прибыль в текущем периоде, своевременность расчетов с бюджетами, государствен­ными внебюджетными фондами, банками, поставщиками и работниками. Несвоевре­менное поступление денежных средств приводит к задержке расчетов, штрафам, санк­циям и в итоге — несостоятельности (банкротству) предприятия. [9, с. 126-127]

В Российской Федерации все расчеты по договорам купли-продажи осущест­вляются, как правило, в национальной валюте, равно как и учет выручки. Между­народные расчеты российские предприятия ведут в иностранной валюте в соответствии с нормами государственного валютного регулирования. Валютные пла­тежи при расчете выручки от реализации пересчитывают в рубли.

Выручку, поступившую на счет предприятия и в кассу, используют на опла­ту счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабри­катов, топлива, энергии, товаров т т. п. Из нее перечисляют налоги в бюджеты и взносы во внебюджетные фонды, выплачивают заработную плату, возмещают амортизацию и производят другие расходы.

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, то­варов, работ, услуг и применяемых цен (тарифов) без налога на добавочную сто­имость, акцизов, налога с продаж и налога на ГСМ, а по экспортной продукции — без таможенных пошлин. Налоги на добавленную стоимость, с продаж, на ГСМ и акцизы как косвенные налоги подлежат уплате в бюджет и не принадлежат пред­приятию. Экспортные пошлины уплачиваются таможне и также перечисляются в бюджет, а поэтому не учитываются при определении выручки.

Выручку от реализации В по методу н а ч и с л е н и я в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле

В= ТП - ΔО1 - ΔО2,

где ТП - товарная продукция в планируемом периоде в продажных ценах; ΔО1 — изменение остатков готовой продукции на складе на конец планового периода по сравнению с его началом в продажных ценах; ΔО2, - изменения остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45, на конец планового периода по сравне­нию с его началом в продажных ценах.

Для определения выручки от реализации но методу о п л а т ы в плановых финансовых расчетах используют формулу

В= ТП - ΔО1 - ΔО2- ΔО3

где ΔО3 - изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных покупателя­ми (бухгалтерский счет 62) на конец планового периода по сравнению с его нача­лом, в продажных ценах.

Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превра­щается в денежную. [6, с. 248-250]

Предприятие ООО «Алтайрыба» использует в своей работе метод начислений. Однако рекомендованный при этом резерв по сомнительным долгам не создается.

1.2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции (на примере ООО «Алтайрыба»)


В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соот­ношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила пове­дения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продук­цию на денежные счета предприятия. [4, с. 320]

Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непро­мышленного характера.

Для определения выручки от реализации продукции необходи­мо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж (если имеет место наличноденежная выручка), торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяет­ся исходя из объема выполненных работ и соответствующих рас­ценок и тарифов.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

·        путем прямого по ассортиментного счета (метод прямого счета);

·        исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

·        по факторный метод;

·        метод суммарного расчета (экстраполяции).

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции прихо­дится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наибо­лее достоверный метод планирования выручки, когда план выпус­ка и объем реализации продукции заранее увязаны с потребитель­ским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле:

где Р — объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц— цена единицы реализованной продукции.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финан­совых результатов предприятие должно прилагать усилия к увели­чению выпуска продукции, расширению его ассортимента, произ­водства принципиально новых по потребительским качествам то­варов. Следовательно, объемы заказов на производимую продук­цию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.

2. В этих условиях для планирования выручки применяется рас­четный метод, основой которого является объем реализуемой про­дукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планиро­вание выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:

где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало плани­руемого периода;

Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец плани­руемого периода.

При планировании остатков готовой продукции на начало пла­нируемого периода не имеется исчерпывающих данных о фактиче­ской величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализа­ции определяется с помощью коэффициента пересчета, который ра­вен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого перио­да. Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассо­вом методе учета выручки состоят из: готовой продукции на складе, в том числе товаров отгруженных, документы по которым не пере­даны в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых не насту­пил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на от­ветственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.

При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе исходят прежде всего из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных — на последнюю отчетную дату, и ожи­даемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соот­ветствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты ко­торых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов и расчетов в валюте при ведении внешне­экономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но не оплачен­ных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на опе­ративные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.

На конец планируемого периода остатки нереализованной про­дукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализа­ции и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной про­дукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода. [10, с. 204-208]

3. Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.

Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:

·                    объема реализации;

·                    структуры реализуемой продукции;

·                    цен на продукции.

ВРпл= ВРбаз.х Jоб.х Jстр.х Jц., где

ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;

Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;

Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.

Jоб.=∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр.=∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц=∑Ц1К1/∑Ц0К1, где

Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,

К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.

4. Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:

ВРпл.= ВРбаз.х К,

где К- коэффициент роста или снижения объемов;

Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.

Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.

     На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:

·          экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;

·          статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы;

·          метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.

Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.

По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.

В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода

Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то

Одз = Вр х Тдз / Д, где

Одз - средние остатки дебиторской задолженности, руб.,

Тдз - период оборота дебиторской задолженности, дн.,

Вр - выручка от реализации продукции, руб.,

Д- длительность календарного периода, дн.

Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью - важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги.  Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.

Анализируемое предприятие ООО «Алтайрыба» при определении плановой выручки использует метод прямого счета. Рассмотрим предложения по увеличению выручки.

При увеличении качества продукции предприятие может повысить цену реализации, как и сделал ООО «Алтайхолод». Рассмотрим, как изменится товарная продукция, если анализируемое предприятие улучшит некоторые выпускаемые изделия и будет продавать их по ценам ООО «Алтайхолод». Если же качество изделий останется прежним, то предприятие будет реализовывать их по своим ценам, то есть резерв будет равен 0, поскольку цены этих изделий у сравниваемого предприятия ниже.

Таблица 1.1

Расчет резерва увеличения выручки за счет роста цены реализации

Вид продукции

Количество, тонн

2006 г.

Цена реализации, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Резерв, тыс. руб.

2006 г.

ООО «Алтайхолод»

2006г

По ценам ООО «Алтайхолод»

1

2

3

4

5

6

7

Сайра х/к

183

47

49

8601

8967

366

Сельдь атлантическая х/к

207

55

59

11385

12213

828

Сельдь тихоокеанская х/к

542

41

42

22222

22764

542

Скумбрия х/к

366

75

81

27450

29646

2196

всего


х

х

69658

73590

3932

Как следует из таблицы, при увеличении качества некоторых изделий и соответственно повышения цены на них до уровня ООО «Алтайхолод», резерв увеличения товарной продукции составил 3932 тыс. руб. Больше всего увеличится резерв за счет повышения цены скумбрии х/к.

Производственные мощности предприятия позволяют ему увеличить объем выпускаемой продукции. Ситуация на рынке продовольственных товаров благоприятствует этому.

Рассмотрим, как увеличится выручка от реализации продукции, если ООО «Алтайрыба» повысит объем продукции в соответствии с возможностью производственных мощностей.

Таблица 1.2

Расчет резерва увеличения выручки за счет повышения

объема производства

Вид продукции

Цена реализации в 2006 г., тыс. руб.

Количество, тонн

Выручка, тыс. руб.

Резерв, тыс. руб.

2006 г.

После изменения

2006г

После изменения

Сайра х/к

47

183

200

8601

9400

799

Сельдь атлантическая х/к

55

207

235

11385

12925

1540

Сельдь тихоокеанская х/к

41

542

610

22222

25010

2788

Скумбрия х/к

75

366

380

27450

28500

1050

Всего

х

х

х

69658

75835

6177

Если производственные мощности ООО «Алтайрыба» будут использоваться максимально, то выручка от реализации продукции увеличится на 6177 тыс. руб., в основном за счет резерва производства сельди тихоокеанский х/к, который составляет 2788 тыс. руб.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия — завершение кругооборота средств, то ее использование представ­ляет собой как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосу­дарственные интересы, а также образуются собственные финансо­вые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формиру­ется прибыль предприятия.

Направления использования выручки показаны на рис. 1.


Рис. 1. Направления использования выручки

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - н материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Рассмотрим далее, как используется выручка от реализации продукции в ООО «Алтайрыба».

Таблица 1.3

Использование выручки на предприятии ООО «Алтайрыба», тыс. руб.

Показатели

2006 г.

Денежные средства, поступающие за реализованную продукцию

83590

Косвенные налоги

13932

Выручка от реализации продукции

69658

Материальные затраты

52440

Валовый доход

17218

Заработная плата и отчисления

1108

Налоги, относимые на финансовый результат

188

Прибыль

15922

Налог на прибыль

3821

Чистая прибыль

12101

В том числе направлено:

в резервный фонд

5919

в фонд накопления

873

в фонд социальной сферы

112

в фонд потребления

5197

Сумма денежных средств, поступивших за реализованную продукцию в 2006 г., составила 83590 тыс. руб. Из данной суммы выделили косвенные налоги (НДС), величина которых составила 13932 тыс. руб. Оставшаяся сумма является выручкой от реализации 69658 тыс. руб.

Материальные затраты составили большую часть выручки, их величина 52440 тыс. руб. Выручка от реализации за минусом материальных затрат - это валовый доход. В данном случае он равен 17218 тыс. руб.

Чтобы вычислить прибыль, нужно знать также величину заработной платы работников и величину налогов, относимых на финансовый результат. Они равны соответственно 1108 и 188 тыс. руб.

Из этой прибыли платится в бюджет налог на прибыль. Его величина в 2006 г. - 3821 тыс. руб. Оставшаяся сумма является чистой прибылью.

Чистая прибыль на предприятии распределяется в резервный фонд, в фонд накопления, фонд потребления, фонд социальной сферы, а также часть чистой прибыли остается нераспределенной. Больше всего средств в отчетном году было направлено в резервный фонд - 5919 тыс. руб. Фонд потребления, который используется на коллективные и индивидуальные нужды, получил в 2006 г. 5197 тыс. руб.. На расширение производства (в фонд накопление) поступило 873 тыс. руб.


1.3. Факторы роста выручки от реализации продукции и

организация работы финансовых служб предприятия по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции


На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от дея­тельности предприятия:

• в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конку­рентоспособность, ритмичность производства;

• в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных докумен­тов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предпри­ятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транс­порта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатеже­способности покупателя. [11, с. 364]

В рыночной экономике ведущее место приобретает уровень отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии круго­оборота капитала предприятие будет обладать все меньшими де­нежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убы­точные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Пред­приятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в по­следующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых опре­деляется спросом' и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продук­цию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потре­бителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгод­ного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее на­ступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоп­латы или оплаты по факту отгрузки для предприятия зачастую вы­глядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

В условиях стабильного развития экономики, когда можно с дос­таточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические ме­тоды прогнозирования оптимальной выручки.

В качестве примера рассмотрим два графика (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость цен, выручки и потребительского спроса

На графиках показана зависимость между применяемыми це­нами, выручкой и потребительским спросом. Прямая F характери­зует изменение спроса на произведенную продукцию в зависимо­сти от уровня цен. Видно, что зависимость обратно пропорцио­нальная, т. е. чем выше уровень цен, тем ниже спрос и наоборот. Если установлена цена Р0, то графически весь объем планируемой выручки заключен в четырехугольник ВОМК (рис. 1, а) и B1O1M1K1 (pиc  1, б).

Что произойдет, если увеличить цены на выпускаемую продукцию? Тогда рост цен приведет к увеличению выручки на величину, эквивалентную четырехугольнику ABDC и A1B1D1C1, но одновременно уменьшит ее на величину, соответствующую четырехуголь­никам KMLD и K1M1L1D1.

Задачей аналитического прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов, в нашем слу­чае от цены при данном спросе.

На графиках видно, что в первом случае при увеличении цены предприятие ощутимо потеряет в выручке, а во втором, наоборот, приобретет.

Для оценки возможных последствий в области планируемых цено­вых решений используют показатель эластичности спроса. Эластич­ность измеряет взаимодействие между экономическими показателями.

Предположим, что изменение цены в обоих случаях происхо­дило на одинаковую величину. На графиках видно, что процент­ное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в пер­вом. Аналогичный вывод можно сделать и относительно измене­ний объема выручки. Эластичность спроса (Э) в нашем случае определяется по формуле:

где В — выручка;

Ц — цена.

Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, и если спрос неэластичен, то име­ется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки.

Существуют и другие экономические показатели, влияющие на спрос. При аналитическом прогнозировании рассчитывают эла­стичность спроса по доходам потребителей и по перекрестным це­нам. Расчет эластичности по доходам потребителей базируется на возможности приобретения предлагаемой продукции населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализи­руют влияние на спрос изменения цен на замещающие и допол­няющие товары. Если на рынке предлагаются замещающие или альтернативные товары, то исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару. Дополняющими товарами считаются това­ры с взаимозависимым спросом. Например, чай и сахар. Если чай становится дороже, то соответственно падает спрос на сахар.

При аналитическом прогнозировании оптимальной выручки определяющее значение имеет правильное построение кривой спроса, что достигается наблюдениями и маркетинговыми иссле­дованиями и расчетами на их основе эластичности различными эконометрическими методами.[8, 274-279]

Разработка плана по выручке - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов. Плановые показатели выручки разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования выручки состоит из нескольких этапов: анализа выручки за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера выручки.

В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.). На размер выручки влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся: уровень развития экономики страны в целом; меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства; природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других; изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений нанес; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины. К основным факторам этой группы относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок; экономия полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.; экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.; несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.

Внутрихозяйственный анализ выручки включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.

Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия.

Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Широкое применение ПЭВМ (желательно на каждом рабочем месте) позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок.

Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении яялений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

Последовательность прогнозного анализа в общем виде заключается в следующем: определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия, по основным направлениям его хозяйственной деятельности; строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие; вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).

Оценка выручки предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателя, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).

В ходе анализа выясняется, сумело ли предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа. Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность.

При обосновании плановой (прогнозной) структуры розничного товарооборота, кроме вышеперечисленных основополагающих принципов, необходимо учесть сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка, жизненный цикл товара, концепцию полезности и удовлетворенности потребительского выбора, обеспеченность населения данной продукцией, различные временные аспекты, прибыльность той или иной комбинации товаров и услуг коэффициент насыщенности рынка.

Все виды продукции и услуг имеют определенный жизненный цикл. Концепция жизненного цикла товара исходит из того что товар, как и все живое на земле, имеет свой возраст и подвержен старению, что, выходя на рыыок даже с самыми великолепными особенными потребительскими свойствами, он рано или поздно вытесняется с рынка другим более современным изделием. Характерные черты отдельных стадий жизненного цикла товара в основном сходны на всех рынках, хотя их продолжительность может различаться. Жизненный цикл товара определяет объем продаж и его прибыльность. Вступление товара в каждую новую стадию жизненного цикла требует изменения стратегии и тактики коммерческих служб, с тем чтобы лучше приспособить свою деятельность (плановую, закупочную, сбытовую и др.) к изменениям рыночной ситуации.





Заключение


Выручка основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Предприятие ООО «Алтайрыба» использует в своей работе метод начислений. Однако рекомендованный при этом резерв по сомнительным долгам не создается.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Анализируемое предприятие при определении плановой выручки использует метод прямого счета.

При увеличении качества некоторых изделий и соответственно повышения цены на них до уровня ООО «Алтайхолод», резерв увеличения товарной продукции составил 3932 тыс. руб. Больше всего увеличится резерв за счет повышения цены скумбрии х/к.

Если производственные мощности ООО «Алтайрыба» будут использоваться максимально, то выручка от реализации продукции увеличится на 6177 тыс. руб., в основном за счет резерва производства сельди тихоокеанский х/к, который составляет 2788 тыс. руб.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия — завершение кругооборота средств, то ее использование представ­ляет собой как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосу­дарственные интересы, а также образуются собственные финансо­вые ресурсы предприятия.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от дея­тельности предприятия:

• в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конку­рентоспособность, ритмичность производства;

• в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных докумен­тов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предпри­ятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транс­порта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатеже­способности покупателя.

2. Расчетная часть


Таблица 2.1

Исходный вид сметы затрат

№ стр.

Статья затрат

всего на год

в т.ч. на IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

36 540

9 135

2

Затраты на оплату труда

17 608

4 402

3

Амортизация основных фондов



4

Прочие расходы - всего



 

        в том числе:

 

 

5

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

430

110

6

б) налоги, включаемые в себестоимость



 

        в том числе:



7

        социальный налог (26%)



8

        прочие налоги

989

247

9

в) арендные платежи и другие расходы

256

60

10

Итого затрат на производство



11

Списано на непроизводственные счета

10238

2560

12

Затраты на валовую продукцию



13

Изменение остатков незавершенного производства

442

110

14

Изменение остатков по расходам будущих периодов

-12

-3

15

Производственная себестоимость товарной продукции



16

Расходы на продажу

5261

1315

17

Полная себестоимость товарной продукции



18

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

85200

21550

Стоимость амортизируемых основных фондов на начало года 15 530 тыс. руб.

Таблица 2.2

Данные к расчету амортизационных отчислений


I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс.руб.

4100



3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс.руб.


6360

1070


Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования 1030 тыс.руб.

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 13,5.

Таблица 2.3

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее

распределение

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Стоимость амортизируемых основных фондов на начало года

15530

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

3717

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов

4067

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования

1030

5

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов

14150

6

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений,%

13,5

7

Сумма амортизационных отчислений

1910

8

Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы

1910

Таблица 2.4

Смета затрат на производство продукции общества с

ограниченной ответственностью

№ стр.

Статья затрат

всего на год

в т.ч. на IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

36 540

9 135

2

Затраты на оплату труда

17 608

4 402

3

Амортизация основных фондов

1 910

478

4

Прочие расходы - всего

6 253

1 562

 

        в том числе:

 

 

5

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

430

110

6

б) налоги, включаемые в себестоимость

5 567

1 392

 

        в том числе:

 

 

7

        социальный налог (26%)

4 578

1 145

8

        прочие налоги

989

247

9

в) арендные платежи и другие расходы

256

60

10

Итого затрат на производство

62 311

15 576

11

Списано на непроизводственные счета

10 238

2 560

12

Затраты на валовую продукцию

52 073

13 016

13

Изменение остатков незавершенного производства

442

110

14

Изменение остатков по расходам будущих периодов

-12

-3

15

Производственная себестоимость товарной продукции

51 643

12 909

16

Расходы на продажу

5 261

1 315

17

Полная себестоимость товарной продукции

56 904

14 224

18

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

85 200

21 550

Таблица 2.5

Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2 500

3

б) по производственной себестоимости

1 950

4

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

5

а) в днях запаса

7

6

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)

1 676

7

в) по производственной себестоимости

1 004

 

Прочие доходы и расходы

 

 

Операционные доходы

 

8

Выручка от продажи выбывшего имущества

7 600

9

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям) в виде дивидендов

920

10

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

856

 

Операционные расходы

 

11

Расходы по продаже выбывшего имущества

5 340

12

Расходы на оплату услуг банков

70

 

Внереализационные доходы

 

13

Доходы от прочих операций

10 876

 

Внереализационные расходы

 

14

Расходы по прочим операциям

9 100

15

Налоги, относимые на финансовые результаты

1 534

16

Содержание объектов социальной сферы - всего,

1 220

 

в том числе:

 

17

а) учреждения здравоохранения

200

18

б) детские дошкольные учреждения

730

19

в) содержание пансионата

290

20

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200


Таблица 2.6

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2 500

3

б) по производственной себестоимости

1 950

4

в) прибыль

550

5

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):

 

6

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

85 200

7

б) по полной себестоимости

56 904

8

в) прибыль

28 296

9

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

10

а) в днях запаса

7

11

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)

1 676

12

в) по производственной себестоимости

1 004

13

г) прибыль

672

14

Объем продаж продукции в планируемом году:

 

15

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

86 024

16

б) по полной себестоимости

57 850

17

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

28 174

Таблица 2.7

Показатели по капитальному строительству

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Капитальные затраты производственного назначения

8 100

2

в том числе: объем СМР, выполняемых хозяйственным способом

3 500

3

Капитальные затраты непроизводственного назначения

3 120

Продолжение таблицы 2.7

1

2

3

4

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

9,41

5

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710

6

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

25

Таблица 2.8

Расчет источников финансирования вложений во внеоборотные

активы, тыс. руб.

№ стр.

Источник

Капитальные затраты

производственные

непроизводственные

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

 -

 -

2

Прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы

2 750

2 250

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1 910

 

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

329

 

5

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

 

710

6

Прочие источники

 

 

7

Долгосрочный кредит банка

3 111

160

8

Итого вложений во внеоборотные активы

8 100

3 120

9

Проценты по кредиту к уплате (ставка 25% годовых)

778

40

Таблица 2.9

Данные к расчету потребности в оборотных средствах

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Изменение расходов будущих периодов

-12

2

Прирост устойчивых пассивов

230

3

Норматив на начало года:

 

3.1

     производственные запасы

3 935

3.2

     незавершенное производство

236

3.3

     расходы будущих периодов

15

3.4

     готовая продукция

501

4

Нормы запаса в днях

 

4.1

     производственные запасы

45

4.2

     незавершенное производство

4

4.3

     готовая продукция

7

Таблица 2.10

Расчет потребности в оборотных средствах

№ стр.

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс.руб.

Затраты IV кв., тыс.руб. - всего

Затраты IV кв., тыс.руб./день

Нормы запаса, в днях

Норматив на конец года, тыс.руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3 935

9 135

102

45

4 590

655

2

Незавершенное производство

236

13 016

145

4

580

344

3

Расходы будущих периодов

15

 

 

 

3

-12

4

Готовая продукция

501

12 909

143

7

1 001

500

5

Итого

4 687

---

---

---

6 174

1 487

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы

230

7

Прибыль

1 257

Таблица 2.11

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году

86 024

2

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году

57 850

3

Прибыль (убыток) от продажи

28 174

II. Операционные доходы и расходы

4

Проценты к получению

920

5

Проценты к уплате

818

6

Доходы от участия в других организациях

856

7

Прочие операционные доходы

7 600

8

Прочие операционные расходы

5 410

III. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализационные доходы

10 876

10

Внереализационные расходы - всего,

12 054

11

  в том числе:

 

12

а) содержание учреждений здравоохранения          

200

 13

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

 14

в) содержание пансионата

290

 15

г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ              

200

16

д) налоги, относимые на финансовые результаты

1 534

 17

е) прочие внереализационные расходы         

9 100

18

Прибыль (убыток) планируемого года

30 144

Таблица 2.12

Данные к распределению прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Отчисления в резервный фонд

3 000

2

Реконструкция цеха

2 750

3

Строительство жилого дома

2 250

4

Отчисления в фонд потребления - всего

3 020

 

в том числе:

 

5

а) на выплату материальной помощи работникам

1 120

6

б) на удешевление питания в столовой

1 000

7

в) на выплату дополнительного вознаграждения

900

8

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

9

Налог на прибыль

4 703

10

Налог на прочие доходы 6%

107

11

Выплата дивидендов

5 000

Таблица 2.13

Распределение прибыли планируемого года

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Прибыль (убыток) планируемого года

30 144

2

Отчисления в резервный (страховой) фонд

3 000

3

Реконструкция цеха

2 750

4

Строительство жилого дома

2 250

5

Отчисления в фонд потребления - всего,

3 020

6

   в том числе:

 

7

а) на выплату материальной помощи работникам

1 120

8

б) на удешевление питания в столовой

1 000

9

в) на выплату дополнительного вознаграждения

900

10

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

11

Налог на прибыль

4 703

12

Налог на прочие доходы 6%

107

13

Погашение долгосрочного кредита

3 270

14

Выплата дивидендов

5 000

15

Прирост оборотных средств

1 236

16

Нераспределенная прибыль

3 828




Таблица 2.14

Шахматный оборотный баланс

№ стр.

 

Доходы

Выручка от реализации продукции

Средства целевого финансирования

Поступления от родителей за содержинае детей в дошкольных учреждениях

Прирост устойчивых пассивов

Операционные доходы

Внереализационные доходы

Накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

Средства, поступающие от заказчиков подоговорам НИОКР

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

Высвобождение средств из оборота

Получение новых займов, кредитов

Прибыль

Итого расходов

Расходы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

16

1

Затраты по основной деятельности

50 373

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 373

2

Платежи в бюджет - всего, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

налоги, включаемые в себестоимость продукции

5 567

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 567

4

налог на прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 703

4 703

5

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 087

1 087

6

налоги, относимые на финансовые результаты

 

 

 

 

 

1 534

 

 

 

 

 

 

1 534

7

Выплаты из фонда потребления(материальная помощь и др)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 020

3 020

8

Прирост собственных оборотных средств

 

 

 

230

 

 

 

 

 

 

 

1 257

1 487

9

Вложения во внеоборотные активы производственного назначения

1 910

 

 

 

 

 

329

 

 

 

3 111

2 750

8 101

10

Вложения во внеоборотные активы непроизводственного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

710

 

160

2 250

3 120

11

Затраты на проведение НИОКР

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 


 

200

12

Операционные расходы

 

 

 

 

5 410

 

 

 

 

 

 

 

5 410

13

Внереализационные расходы(прочие)

 

 

 

 

 

9 100

 

 

 

 

 

 

9 100

14

Содержание объектов социальной сферы


 

 

 

 

1 220

 

 

 

 

 

 

1 220

15

Погашение долгосрочных кредитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 271

3 271

16

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

 

 

 

 

818


 

 

 

 


 

818

17

Выплата дивидендов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 000

5 000

18

Отчисления в резервный фонд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 000

3 000

19

Прибыль

28 174

 

 

 

3 148

-1 178

 

 

 

 

 

 

30 144

20

Нераспределенная прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 806

3 806

21

Итого доходов

86 024

0

0

230

9 376

10 876

329

0

710

0

3 271

30 144

140 960

Таблица 2.15

Баланс доходов и расходов (финансовый план)

Шифр строки

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

001

I. Поступления (приток денежных средств)

 

002

А. От текущей деятельности

 

003

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без косвенных налогов)

86024

004

Прочие поступления:

 

005

средства целевого финансирования

0

006

поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

0

007

Прирост устойчивых пассивов

230

008

Итого по разделу А

86254

009

Б. От инвестиционной деятельности

 

010

Выручка от прочей реализации (без НДС)

7600

011

Прочие операционные доходы

 

012

Доходы от внереализационных операций

10876

013

Накопления по СМР, выполняемые хозяйственным способом

329

014

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

710

015

Средства, поступающие на НИОКР

0

016

Итого по разделу Б

19515

017

В. От финансовой деятельности

 

018

Увеличение уставного капитала

 

019

Доходы от финансовых вложений

1776

020

Увеличение задолженности, в том числе:

 

021

     получение новых займов, кредитов

3271

022

     выпуск облигаций

 

023

Итого по разделу В

5047

024

Итого доходов

110816

025

II. Расходы (отток денежных средств)

 

026

А. По текущей деятельности

 

027

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)

50373

028

Платежи в бюджет, в том числе:

12891

029

     налоги, включаемые в себестоимость продукции

5567

030

     налог на прибыль

4703

031

     налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

1087

1

2

3

032

     налоги, относимые на финансовые результаты

1534

033

Выплаты из фонда потребления

3020

034

Прирост собственных оборотных средств

1487

035

Итого по разделу А

67771

036

Б. По инвестиционной деятельности

 

037

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего, из них:

11421

038

     вложения во внеоборотные активы производственного назначения

8101

039

     вложения во внеоборотные активы непроизводственного назначения

3120

040

     затраты на проведение НИОКР

200

041

     платежи по лизинговым операциям

 

042

     долгосрочные финансовые вложения

 

043

Расходы по прочей реализации

5410

044

Содержание объектов социальной сферы

1220

045

Прочие расходы

9100

046

Итого по разделу Б

27151

047

В. По финансовой деятельности

 

048

Погашение долгосрочных кредитов

3271

049

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

818

050

Краткосрочные финансовые вложения

 

051

Выплата дивидендов

5000

052

Отчисления в резервный фонд

3000

053

Прочие расходы

-

054

Итого по разделу В

12089

055

Итого расходов

107010

056

Превышение доходов над расходами (+)

3806

057

Превышение расходов над доходами (-)

 

058

Сальдо по текущей деятельности

18483

059

Сальдо по инвестиционной деятельности

-7635

060

Сальдо по финансовой деятельности

-7042

Составим краткую пояснительную записку к финансовому плану.

Первым этапом в процессе составления баланса доходов и расходов (финансового плана) предприятия является расчет затрат на производство и продажу продукции. Для этого необходимо заполнить табл. 2.1 "Смета затрат на производство продукции".

Прежде, чем заполнить смету, необходимо исчислить сумму амортизационных отчислений, что и будет сделано в таблице 2.3.

В том случае, если известна величина основных фондов по каждой из десяти амортизационных групп, расчет амортизации производится по каждой группе отдельно с применением нормы амортизации, установленной для каждой группы:, где ОФ – среднегодовая стоимость объектов основных фондов каждой группы, NA – норма амортизации, в процентах (норма, рассчитанная по каждой группе объектов амортизируемого имущества). Амортизация по смете при таком порядке расчета представляет собой сумму амортизационных отчислений, рассчитанных по каждой группе.

Если же величина основных фондов по каждой группе отдельно неизвестна, то рассчитывается сразу общая сумма амортизации, а при расчете используется общая стоимость основных средств и средневзвешенная норма амортизационных отчислений: ,

где ОФ – среднегодовая стоимость объектов основных фондов всех групп,

NA – средневзвешенная норма амортизации по всем группам, в процентах.

Среднегодовая стоимость объектов основных средств рассчитывается как:

,

где ОФ – среднегодовая стоимость объектов основных фондов, офнг – стоимость основных средств на начало года, ОФН.А. – среднегодовая стоимость неамортизируемых основных фондов (полностью амортизированного оборудования),

офвв – среднегодовая стоимость основных средств, вводимых в течение года: ,

где ОФВВ – стоимость основных фондов, вводимых в течение отчетного периода,

КМ до к.г. – количество месяцев, оставшееся до конца года после месяца ввода в действие основных фондов.

офвыб – среднегодовая стоимость основных средств, выбывших в течение года: , где ОФВЫБ – стоимость основных фондов, выбывающих в течение отчетного периода, КМ с н.г. – количество месяцев, прошедшее с начала года до месяца выбытия основных фондов (включительно).

При расчете количества месяцев необходимо иметь в виду следующее:

- амортизация по вводимым в эксплуатацию фондам начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода, поэтому КМ до к.г. по объектам, введенным в январе, составит 11, введенным в сентябре – 3, и т.д.

- амортизация по выбывающим фондам прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем выбытия, поэтому КМ с н.г. по объектам, выбывшим в марте, составит 3, выбывшим в июле – 7, и т.д.

- при поквартальном планировании выбытия или ввода основных фондов месяцем, с которого начинает/прекращает начисляться амортизация, считается последний месяц квартала ввода/выбытия (предполагается, что объект вводится/выбывает в среднем месяце квартала), поэтому

КМ до к.г. по объектам, введенным:

в I квартале – составит 10 месяцев, во II квартале – 7, в III квартале – 4, в IV квартале – 1 месяц.

КМ с н.г. по объектам, выбывшим:

в I квартале – составит 2 месяца, во II квартале – 5, в III квартале – 8, в IV квартале – 11 месяцев.

В следующей таблице произведем расчет плановой суммы амортизационных отчислений, а также ее распределение.

Далее для заполнения сметы необходимо вычислить сумму ЕСН.

Налоговой базой по ЕСН является сумма всех затрат на оплату труда  работникам предприятия. Налоговая ставка ЕСН для большинства работодателей – 26,0%. Отчисления по ЕСН для включения в смету затрат рассчитываются: ЕСН = (Налоговая база * Налоговая ставка) / 100%. Таким образом, отчисления ЕСН рассчитываются в смете затрат путем умножения затрат на оплату труда (по строке 2) на налоговую ставку 26,0%.

Теперь заполним смету затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью.

Теперь необходимо вычислить объем реализуемой товарной продукции и прибыли, что будет сделано в таблице 2.6.

Сумма выручки отличается от стоимости произведенной в данном периоде продукции. При планировании объема реализованной продукции необходимо учитывать остатки нереализованной продукции прошлых лет. При расчете затрат на реализованную продукцию и планировании выручки от реализации применяется единая методика, чтобы прибыль определялась на один и тот же объем реализованной продукции:

VРЕАЛ.ПРОД. = ОН.Г. + ТП – ОК.Г., где

ОН.Г. –остатки нереализованной продукции на начало года (исчисляются исходя из фактических остатков на последнюю отчетную дату),

ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем периоде. Рассчитывается исходя из портфеля заказов; если портфель заказов не сформирован, то берется предполагаемый выпуск продукции:

ТП = (Количество * Цена),

ОК.Г. – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода (планируются в размере норматива оборотных средств по готовой продукции):

,

где ОЗ – однодневный выпуск продукции: , где

Выпуск IV кв. – выпуск товарной продукции четвертого квартала, Н – норма запаса продукции, в днях.

Прибыль от реализации продукции определяется с учетом прибыли в остатках продукции на начало и на конец года: Прибыль от реализации = Прибыль в остатках на начало года + Прибыль от продажи товарной продукции – Прибыль в остатках на конец года.

Вычислим объем продаж продукции в планируемом году.

Предприятие должно предусмотреть вложения в основные средства - определить источники финансирования капитальных вложений.

Источниками финансирования капитальных вложений могут являться:

-      накопленные амортизационные отчисления,

-      прибыль, направляемая на капитальные вложения,

-      экономия по строительно-монтажным работам (СМР), выполняемым хозяйственным способом,

-      средства от долевого участия других предприятий и физических лиц,

-      бюджетные ассигнования и бюджетные кредиты,

-      долгосрочные банковские кредиты.

Привлечение каждого последующего из этих источников планируется только при недостаточности средств из предыдущих источников. Для расчета затраты на капитальные вложения разделяются по назначению – на производственные и непроизводственные.

Изменения остатков незавершенного производства рассчитываются при определении общей потребности предприятия в оборотных средствах. Норматив Оборотных средств рассчитывается как произведение однодневного расхода (выпуска) ресурсов в стоимостном выражении на норму запаса, выраженную в днях: ЕПЛАН = ОР х Н,

где ОР – средний однодневный расход (выпуск) соответствующего вида оборотных средств, определяемый на основе сметы затрат IV-го квартала: .

При определении потребности в производственных запасах ОР рассчитывается исходя из материальных затрат IV-го квартала. При нормировании незавершенного производства для расчета используются затраты на валовую продукцию IV-го квартала. При расчете ОР по готовой продукции исходят из производственной себестоимости товарной продукции IV-го квартала.

Начнем с расчета потребности в нормируемых видах оборотных средств – производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.

Поскольку изменения остатков расходов будущих периодов уже приведены в смете затрат, то расчет из запасов на конец года будет представлять собой сумму норматива на начало года и величины изменений за год. По остальным видам оборотных средств расчет производится по изложенным выше формулам.

В табл. 2.10 рассчитаем потребность в оборотных средствах, а также определим источники прироста.

Следующий этап – составление проекта отчета о прибылях и убытках.

Прибыль, рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, отличается от балансовой прибыли на сумму процентов по кредиту на капитальные вложения  Определенная в табл. 2.11 прибыль планируемого периода и будет служить основой для дальнейшего распределения.

Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год и используется по усмотрению предприятия. Данные к распределению прибыли приведены в таблице 2.12, а распределение прибыли проведено в табл. 2.13

Шахматный оборотный баланс является подготовительным этапом для составления баланса доходов и расходов, ее заполнение значительно облегчает расчет и взаимную увязку показателей баланса.

Заполнение строк и столбцов шахматки осуществляется по уже рассчитанным показателям. Каждый из видов расходов имеет собственный источник, за счет которого осуществляются эти расходы.

Следует обратить внимание на те особенности группировки доходов и расходов, которые при невнимательном заполнении могут привести к ошибкам.

Затраты, отражаемые по строке 1, – это себестоимость реализованной продукции (поэтому источником покрытия этих расходов является выручка), за вычетом сумм налогов (включаемых в себестоимость по смете, но в финансовом плане относимых к группе "Платежи в бюджет", а также за вычетом сумм амортизации, которые отражаются по назначению – в составе расходов на капитальные вложения.

Правильность заполнения шахматки проверяется по величине нераспределенной прибыли, и по равенству сумм «Итого доходов» и «Итого расходов», отражаемых по столбцу/строке «Прибыль» соответственно.

Баланс доходов и расходов (финансовый план) организации удобно составлять по строке "Итого доходов" и графе "Итого расходов" шахматки. Однако, при составлении баланса следует обратить внимание, что расходы группируются по трем направлениям – по обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.








Рассмотрим величину и структуру планируемых доходов.

Таблица 2.16

Состав и структура доходов ООО по видам деятельности

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

в процентах

1

Доходы и поступления от текущей деятельности

86 254

77,8

2

Доходы и поступления от инвестиционной деятельности

19 515

17,6

3

Доходы и поступления от финансовой деятельности

5 047

4,6

 

Итого

110 816

100

Наибольший удельный вес в структуре доходов принадлежит доходам от текущей деятельности – 77,8%. От инвестиционной деятельности поступает 17,6% доходов, а от финансовой деятельности лишь 5047 тыс. руб., что составляет 4,6%.

Состав и структуру расходов можно представить в зависимости от видов деятельности и в зависимости от классификационных групп.

Таблица 2.17

Состав и структура расходов по видам деятельности

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

в процентах

1

Расходы по текущей деятельности

67 771

63,3

2

Расходы по инвестиционной деятельности

27 151

25,4

3

Расходы по финансовой деятельности

12 089

11,3

 

Итого

107 010

100

По данным, приведенным в таблице, можно сделать следующие выводы. Расходы по текущей деятельности составляют более половины всех расходов ООО – 63,3%. Менее всего расходов приходится на финансовую деятельность фирмы.

Таблица 2.18

Структура распределения прибыли ООО

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

в процентах

1

Прибыль планируемого года

30 144

100

2

Отчисления в резервный (страховой) фонд

3 000

10,0

3

Реконструкция цеха

2 750

9,1

4

Строительство жилого дома

2 250

7,5

5

Отчисления в фонд потребления - всего

3 020

10,0

6

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

3,3

7

Налог на прибыль (24%)

4 703

15,6

8

Налог на прочие доходы 6%

107

0,4

9

Погашение долгосрочного кредита

3 271

10,9

10

Выплата дивидендов

5 000

16,6

11

Прирост оборотных средств

1 257

4,2


Нераспределенная прибыль

3 806

12,6

На уплату налогов предприятие потратит 19,3% прибыли планируемого года. В распоряжении фирмы останется нераспределенная прибыль в размере 3806 тыс. руб., что составляет 12,6%.

Рассчитаем рентабельность продукции.

, где

Прибыль – прибыль от реализации товарной продукции,

Себестоимость – полная себестоимость товарной продукции.

Рпр-ции = 28174 / 57850 * 100% = 48,7%.

Прибыль от продажи товарной продукции составляет 48,7% от затрат на ее производство и реализацию. 

, где

ПР.П. – прибыль от реализации продукции,

Выручка – выручка без косвенных налогов.

Рпродаж = 28174 / 86024 *100% = 32,8%.

Таким образом, при реализации продукции на 1 рубль предприятие получает прибыли 32,8 коп.

Рассмотрим состав и структуру источников финансирования капитальных вложений.

Таблица 2.19

Источники финансирования капитальных вложений

№ стр.

Источник

Сумма, тыс. руб.

В процентах

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

0

0

2

Прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы

5000

44,6

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1910

17,0

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

329

2,9

5

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

710

6,3

6

Прочие источники

0

0

7

Долгосрочный кредит банка

3270

30,0

8

Итого вложений во внеоборотные активы

11220

100

Таким образом, основным источником финансирования капитальных вложений является прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы. Ее удельный вес составляет 44,6% от всех вложений во внеоборотные активы.

Рассмотрим, какие источники прироста оборотных средств запланированы на предприятии.

Таблица 2.20

Источники прироста оборотных средств

№ стр.

Источник

Сумма, тыс. руб.

В процентах

1

Устойчивые пассивы

230

1557

2

Прибыль

1 257

84,5

3

Итого

1487

100

Основным источником прироста оборотных средств служит прибыль предприятия. В плановом году предполагается направить 1236 тыс. руб. прибыли на увеличение оборотных средств предприятия.

Сделаем общие выводы по результатам планирования.

Плановая сумма амортизационных отчислений составила 1910 тыс. руб. Предполагается, что все эти денежные средства будут вложены во внеоборотные активы. Товарная продукция в отпускных ценах составляет 85200 тыс. руб. Однако сумма выручки отличается от стоимости произведенной в данном периоде продукции. При планировании объема реализованной продукции необходимо учитывать остатки нереализованной продукции прошлых лет, а также остатки продукции на конец планового года. Выручка от реализованной продукции составит 86 024 тыс. руб., себестоимость – 57850 тыс. руб. Таким образом, предполагается, что ООО получит прибыль в размере 28174 тыс. руб. Далее были вычислены источники финансирования вложений во внеоборотные активы. Вложения во внеоборотные активы производственного назначения составят 8100 тыс. руб., при этом предполагается, что собственных доходов не хватит и необходим будет долгосрочный банковский кредит в размере 3111 тыс. руб. При ставке 25% годовых проценты за кредит на капитальные затраты производственного назначения составят 778 тыс. руб. Вложения во внеоборотные активы непроизводственного назначения будут равны 3120 тыс. руб. Также будет необходим долгосрочный кредит банка, но в меньшем размере – 160 тыс. руб. За этот кредит предприятие заплатит проценты в сумме 40 тыс. руб. Потребность в оборотных средствах возрастет на 1487 тыс. руб. Источниками прироста будут являться устойчивые пассивы – 230 тыс. руб., а также прибыль – 1257 тыс. руб. После составления отчета о прибылях и убытках, где учитывались доходы и расходы от обычных видов деятельности, операционные и внереализационные доходы и расходы, было рассчитано, что прибыль планируемого года составит 30144 тыс. руб. Часть ее будет направлена в резервный фонд, фонд потребления, фонд накопления, а также на отчисления в бюджет. Полностью будет погашен долгосрочный банковский кредит, а выплата дивидендов составит 5000 тыс. руб. Нераспределенная прибыль будет равна 3806 тыс. руб. При составлении финансового плана все поступления и расходы подразделялись на полученные от текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Сальдо по текущей деятельности составит 18483 тыс. руб., а от финансовой и инвестиционной деятельности будет получен убыток.


Список  используемой литературы


1.       Закон о бухгалтерском учете.

2.       Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утвержденное Приказом Минфина РФ №32н от 06.05.1999 г.)

3.       Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утвержденные Приказом Минфина РФ №68н от 21.12.1998 г.)

4.       Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 455с.

5.       Ковалев В.В. Финансы предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 435с.

6.       Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. - № 6. – С. 61-67.

7.       Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 312с.

8.       Половинкин С.А. Управление финансами предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 381с.

9.       Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 459 с.

10.  Управление финансами предприятия / Под ред. Л.В. Тереховой. – М.: ЗАО «Издательский дом «Логос-Развитие», 2001. – 144 с.

11.  Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов. – М.,: Финансы и статистика, 2003. – 398 с.

12.  Финансы предприятий / Под ред. Н.В.Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 447с.

13.  Финансы предприятий / Под ред. М.В.Романовского. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 255с.

14.  Шеремет А.Д. Финансы предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 369с.

15.  Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 544с.