педагогического опыта в ходе семинарских занятий, проходящих без отрыва от основной профессиональной деятельности. В каждом модуле предполагается ин-теграция в рассмотрении отдельных проблем индивидуального здоровья и соот-ветствующего валеолого-педагогического аспекта, что обеспечивает не только профессиональную, но и личностную заинтересованность учителя. Последова-тельность изучения модулей определяется последовательностью разворачивания задач валеологизации в начальной школе. Меры по оптимизации компонентов об-разовательной среды рассматриваются как форма самостоятельной работы учите-ля по овладению содержанием соответствующего модуля обучения на практике.

Наиболее адекватным родительской позиции является обучение в виде се-рии лекционных занятий, дополняемое индивидуальными и групповыми консуль-тациями.

Субъектное отношение к учащимся подразумевает их участиев валеологи-зации образовательной среды школы. Оно проходит как систематическое обуче-ние учащихся основам валеологических знаний в виде отдельного курса «Уроки здоровья» и интеграции валеологических знаний в имеющиеся образовательные области; как практическое участие в организации и поддержании оптимальных характеристик образовательной среды (в доступных младшим школьникам преде-лах); как организация системы воспитательной работы, способствующей форми-рованию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Научно обоснованная валеологизация образовательной среды с необходи-мостью предполагает наличие диагностической базы (см. модель валеологизации ОС). В качестве адекватной поставленным задачам выбрана система валеолого-педагогического мониторинга. Согласно критериям оптимальности мониторинг включает в себя оценку компонентов образовательной среды (выделенных в ходе моделирования), а также интегральных характеристик здоровья и развития уча-щихся, выполняя функции оценки, контроля, прогнозирования и коррекции про-цесса валеологизации.

Рассмотренные в статье теоретические основания валеологизации образо-вательной среды младших школьников могут служить основой для практического преобразования образовательных систем с целью сохранения здоровья учащихся. Проблема же валеологизации образовательной среды средних и старших классов, ВУЗа требует дополнительных уточняющих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1.                    1.             Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы вос-становительной медицины. – М.: Медицина. 1996.

2.                    2.             Пискунов В.А. О сущности здоровья и понятия здоровья человека / Актуальные про-блемы валеологии в образовании. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. – М.,1997, – с.162-165.

3.                    3.             Айзман Р.И. Проблемы педагогической и медицинской валеологии / Межрегиональный симпозиум "Медицинские и педагогические проблемы валеологии". – Новосибирск, 1996. №2. – с.3-6.

4.                    4.             Басов М.Я. Общие основы педологии. – М.Л., 1931.


Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Выбор профессионального пути – важный вопрос, в решении которого не-обходимо определиться молодым людям, заканчивающим свое образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора и становле-ния личности выступают в качестве объекта научного исследования на протяже-нии длительного времени, но некоторые вопросы в этой области остаются не раз-работанными. Это связано с тем, что в современном российском обществе, как отмечает один из исследователей этого вопроса А.П. Чернявская, в связи с услож-нением мира профессий и с изменением социореальности, возникают новые про-блемы. В частности, изменились выработанные предшествующими поколениями ценности, стереотипы и представления о значимости и престижности той или иной профессии. В самом мире профессий можно отметить следующие тенден-ции, связанные с его усложнением [6]:

-появление новых профессий, не имеющих корней в культуре нашего об-щества (например, стилист, дизайнер, рекламный агент и др.);

-относительное снижение информированности учащихся о путях приобре-тения, и характере различных профессий, а также требованиях, которые предъяв-ляются к профессионалу;

-появление новых учебных заведений, таких как негосударственные вузы и различные филиалы, которые предлагают обучение поширокому спектру специ-альностей, что порой приводит к сложностям в ориентации абитуриентов в мире профессий, как традиционных, так и новых. Сложность выбора будущей профес-сии обуславливается еще и тем, что для успешного профессионального становле-ния необходимо не только овладение определенной суммой знаний, умений, на-выков, но и наличие тех или иных личностных качеств [2,9]. Т.е. может наблю-даться несовпадение желаний, спровоцированных, например модой, с реальными возможностями абитуриента. Это вызвано тем, что профессиональная направлен-ность впервые формируется в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Е.А. Кли-мов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и является ведущей характери-стикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки часто встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степе-ни развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкрет-ной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обла-дая еще достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и само-управления, они испытывают подчас трудности при определении будущих про-фессиональных ценностей, из-за отсутствия возможности соотнести их со своими личностными смыслами.

Таким образом, современным подросткам, на наш взгляд, особенно необ-ходима помощь в выборе их будущей профессиональной деятельности (рода их занятия) и построении жизненных планов.

Обучение в старших классах (10 – 11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового возраста, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: разви-тие самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «само-определения» [1]. 

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчивосложивших-ся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрения подро-стка и связано с выбором профессии» (Л.Ф.Обухова).

Внутренними и внешними мотивами определяется и выбор профессии старшеклассников. К концу подросткового периода эта мотивация становится ве-дущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи (О.Н. Родина, П.Н. Прудков) отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога возникает и стабилизируется еще до поступления в универ-ситет. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас, Г. Белокрылова и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешновыдержав конкурс при по-ступлении на специальность «Психология», на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что «абитуриент-психолог, как правило, не имеет ясного представления об ожидаю-щей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематиза-ции знаний) диффузен, неструктурирован, во многом нереалистичен» [цит. по:5]. Многие выпускники-психологи советуют в своих анкетах абитуриентам «поду-мать, нужно ли тебе это, твое ли это» [там же]. Все это связано с тем, что проис-ходит ориентация абитуриента только на «внешнюю», доступную для восприятия обыденным сознанием, сторону профессии психолога, вследствие чего и возника-ет разочарование уже на первых этапах профессионального образования.

Между тем, как отмечает Е.А. Климов, «подготовленность в области пси-хологии – это, прежде всего, ясные представления о специфической психической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении» [3].

Стало быть, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональ-ном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотиваторы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности психолога, высту-пающего, по своему определению, знатоком и целителем душ.

Для достижения этой цели многими школьными психологами проводится профориентационная работа среди выпускников школ, организация кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направ-ленностью. В качестве примера можно привести опыт организации Школы Юного Психолога при кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ. Задачи школы можно выделить следующие:

�.– ознакомление потенциальных абитуриентов со специальностью психо-лога;

�.– расширение кругозора школьников старших классов в области психоло-гии;

�.– предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навы-ков в области межличностных отношений и самопознания.


Необходимо отметить, что среди слушателей Школы Юного Психолога естьшкольники, определившие психологию как свою будущую специальность, и школьники, интересующиеся психологией вообще – стремящиеся получить зна-ния о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т. д.

По результатам проведенного опроса старшеклассников среди мотивов по-сещения Школы Юного Психолога актуальной является направленность подрост-ков на решение задач профессионального самоопределения.

Для обоснованного планирования работы по решению этих задач мы про-вели пилотажное исследование, целью которого стало изучение мотивов выбора профессии сегодняшними старшеклассниками. Для этого был использован одно-именный опросник [8]. Определив, что привлекает человека в той или иной про-фессии, можно в какой-то мере предвидеть, насколько успешно он будет ею овла-девать, серьезно и устойчиво работать. Своевременное выявление неадекватной профессиональной мотивации позволит планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального самоопределения, предотвратить их по-явление тогда, когда уже выбрана профессия, успешно (подчас с большим тру-дом) выдержан конкурс при поступлении в ВУЗ, начато профессиональное обуче-ние.

В исследовании приняли участие 68 старшеклассников (9 – 11 классы).

С целью проведения количественной обработки данных утверждения прошкалированы так, что более высокие баллы приписывались утверждениям, свидетельствующим о более сильной мотивации к выбору профессии:

5 – очень сильноповлияло; 4 – сильно; 3 – средне; 2 – слабо; 1– никак не повлияло.

Для ориентации в мотивах их можно разделить на внешние и внутренние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эф-фективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Это касается и внешней положительной мотивации (материальное стимулирова-ние, возможность продвижения по службе, престиж и т. д.) [8].

Анализ результатов. Анализируя указываемые профессии, параллельно вы-явлены факты, свидетельствующие о том, что старшеклассники оперируют их широким диапазоном (например, различные специализации профессии врача, психолога, юриста и т. д.). Это несколько противоречит данным, полученным в исследовании Д.Н. Мисирова и свидетельствует о том, что современные подрост-ки довольно хорошо ориентируются в новых социальных условиях. Однако сле-дует отметить, что причины выбора профессии не четко представлены: выдвига-ется на первый план внешняя положительная мотивация: престижность, привле-кательность и др. Таким образом, молодые люди ориентируются больше на внеш-нюю сторону мотивации выбранной или указанной ими профессии. Но при этом старшеклассники выделяют в качестве мотивов и следующие: чувство ответст-венности, возможность приносить пользу людям, получение результата труда для других. Это особенно характерно для тех респондентов (29 человек), которые вы-брали профессию психолога. На наш взгляд, это свойственно для старшеклассни-ков, которые ориентируются в своих предпочтениях и интересах, руководствуясь внутренними мотивами выбора профессии. Этого, наверное, и стоило ожидать от тех, у кого выбор профессии соотносится с мотивами учебы в Школе Юного Пси-холога, связанными не только с развитием навыков общения и самопознания, но и расширением своих знаний в области психологии как науки и профессии психо-лога. Это, в свою очередь, способствует развитию ценностного отношения к про-фессиии в дальнейшем формировании в ней личностных смыслов.

Итак, предварительные данные позволяют говорить о том, что для подрост-ков проблема выбора профессии является значимой и важной, но в решении дан-ного вопроса ему необходима помощь, направленная на выявление внутренних детерминант выбора профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1.                    1.             Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрас-тной психологии.– М–Воронеж, 1998.– С.120–131.

2.                    2.             Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. – С.69–77.

3.                    3.             Климов Е.А. Как выбирать профессию.– М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

4.                    4.             Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.– М.– Воронеж, 1998.– С.309 – 317.

5.                    5.             Любимова Г.Ю. Представления психологов старшекурсников о своей будущей профес-сиональной деятельности// Вестн. моск. ун–та. Сер.14. Психология. 2002. №2. – С. 64–


72.

1.                    6.             Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте.– Дисс. канд. психол. наук, – Ростов-на-Дону. 2000. – С.18–19.

                        7.             Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России. 1999.

                        – 442 с.

2.                    8.             Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.

3.                    9.             Родина О.Н., Прудков П.Н. Как психологи выбирают профессию// Вестн. моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 2002. №3. – С.52–65.

4.                    10. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.– Воронеж, 1998.– С.298–309.

5.                    11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование в профориентации.– М.– 2002. – С.202.



Т.В. Эксакусто

Таганрогский государственный радиотехнический университет


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Современный период развития общества связан с необходимостью преоб-разования системы управления предприятиями. В этих условиях существенно ме-няется роль руководителя предприятия. Соответственно, требования к личности менеджера обусловлены двумя важными моментами. Рост конкуренции в услови-ях рынка требует от менеджеров: четко осознавать и уметь определять цели вы-полняемой работы; способности решать проблемы быстро и эффективно (причем круг проблем очень широк: от личных до производственных); способности гибко реагировать на изменение ситуаций (как деловых, так и ситуаций межличностного взаимодействия); умения создавать и совершенствовать группы, способные быст-ро становиться результативнымив работе. Помимо этих требований существуют те, которые детерминированы индивидуально-личностными особенностями ме-неджера. В связи с этим, «эффективный» менеджер должен уметь эффективно управлять собой и своим временем; осознавать и проявлять свои личные ценно-сти; поддерживать личностный рост и развитие; осознавать степень развития сво-их индивидуально-личностных качеств для повышения эффективности деятельно-сти. Необходимо также отметить, что субъекта менеджерской деятельности отли-чает мотивация, ориентированная на самореализацию, что позволяет им не только легче преодолевать возникающие трудности, но и добиваться удовлетворения и самоуважения.

Важно отметить, что, как правило, менеджеры среднего и высшего звена имеют высокий уровень мотивации достижения и личной успешности. При этом их деятельность предполагает постоянное общение с клиентами и коллегами, ко-торое чаще всего детерминировано не коммуникативными задачами, а теми целя-ми и задачами, которые возникают в деловой сфере. Согласно мнению Н.В. Гри-шиной [1], эффективное взаимодействие в подобных условиях предполагает дос-тижение профессиональных целей с минимальными затратами времени и энергии, оставляющее у субъектов чувство удовлетворения.