Экономический потенциал и экономический рост



АННОТАЦИЯ


Асанов П.О. Экономический потенциал и экономический рост России: Курсовая работа. – Челябинск, ЮУрГУ, 2005. – 40 с.

Библиография – 13 источников.



В курсовой работе проведен анализ экономического потенциала и экономического роста России на основе исследования факторов восстановительного экономического роста, догоняющего развития, демографического потенциала. Обозначены важнейшие проблемы долгосрочного развития России и пути их решения.

Приведены исходные условия (гипотезы) для формирования вариантов социально–экономического развития России в 2004–2007 годах



Содержание


Введение................................................................................................................................................................. 4

1. Экономический потенциал и экономический рост России............................ 5

1.1. Восстановительной экономический рост в России................................................................. 5

1.2. Современный экономический рост и догоняющее развитие.............................................. 7

1.3. Демографический потенциал........................................................................................................... 10

1.4. Важнейшие проблемы долгосрочного развития России и пути их решения............. 12

2. Исходные условия (гипотезы) для формирования вариантов социально–экономического развития России в 2004–2007 годах...................................................................... 21

Рост мировой экономики........................................................................................................................... 21

Динамика курса евро к доллару США.................................................................................................. 22

Цены на нефть.................................................................................................................................................. 23

Экспорт нефти и газа................................................................................................................................... 25

Развитие транспортных систем.............................................................................................................. 25

Вступление в ВТО.......................................................................................................................................... 26

Внешний долг.................................................................................................................................................. 27

Демографическая ситуация..................................................................................................................... 28

Снижение инфляции..................................................................................................................................... 29

Снижение энергоемкости производства............................................................................................ 31

Реформирование налоговой системы.................................................................................................. 32

Расходы расширенного бюджета........................................................................................................... 33

Динамика обменного курса рубля......................................................................................................... 33

Создание потенциала для роста инвестиционной активности............................................. 34

Заключение...................................................................................................................................................... 36

Список использованной литературы...................................................................................... 37

Глоссарий........................................................................................................................................................... 38

Приложение...................................................................................................................................................... 39



Введение


Актуальность темы. В настоящее время в экономике России необходимо поддерживать устойчивый экономический рост.

Объект исследования: Россия.

Предмет исследования: экономический потенциал и направления экономического роста России.

Цель работы: проанализировать экономический потенциал и направления экономического роста России.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать восстановительный экономический рост России;

2. дать характеристику природно-ресурсному потенциалу Челябинской области;

3. проанализировать демографический потенциал России.

4. привести исходные условия (гипотезы) для формирования вариантов социально–экономического развития России в 2004–2007 годах.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, глоссария и приложений.


1. Экономический потенциал и экономический рост России


1.1. Восстановительной экономический рост в России


Нынешний экономический рост в России носит восстановительный характер. Он тесно связан с предшествующей рецессией, падением производства после краха Советского Союза. В свою очередь падение было обусловлено структурной перестройкой экономики и кризисом старой системы хозяйственных связей, тогда как их новая система еще не сформировалась. Этот кризис был в основном преодолен к 1997 году. В дальнейшем развитию восстановительных процессов помешал финансовый кризис 1997-1998 годов, и продолжены они были в 1999 году.

Восстановительный рост - известный, но достаточно необычный, не очень хорошо изученный феномен. В каждой из стран, которые через него проходят, его отличает своя специфика.

Но что известно точно - так это то, что восстановительный рост носит затухающий характер. Это значит, что темпы роста снижаются, потому что ресурсы восстановления, ресурсы введения имеющихся мощностей и рабочей силы оказываются исчерпанными.

Восстановительный рост поначалу всегда становится приятным сюрпризом для экономико-политической элиты. А потом он превращается в проблему: темпы не удерживаются на изначальном уровне и начинают падать.

Важной задачей, которую решало правительство на протяжении последних лет, было проведение набора структурных реформ, необходимых для того, чтобы придать росту устойчивый и долгосрочный характер.

Наиболее энергично претворять в жизнь эти реформы начали в 2000-2001 годах. По ряду важных направлений за это время было сделано много полезного. Политические проблемы, связанные со структурными реформами, состоят в том, что последние не дают отдачу в краткосрочной перспективе, они "всего лишь" закладывают базу долгосрочного экономического роста.

Шаги, сделанные в последние годы для упорядочения частной собственности на землю, крайне важны. Можно спорить, насколько хорош или плох конкретный вариант вступившего в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", но то, что в России частный оборот земли упорядочен и закреплен, справедливо расценивается как важный фактор, способствующий долгосрочному росту российской экономики. Вместе с тем это по сути легализация того, что происходило в жизни. А сама по себе легализация не обеспечивает немедленной отдачи.

То же относится и ко многим другим мероприятиям - реформе трудовых отношений, пенсионной реформе. Изменения, которые дают отдачу в короткой перспективе (как, скажем, реформа подоходного налога), - редкое исключение.

Еще одна важная составляющая текущей экономической политики - высокие цены на нефть. Российское правительство четыре года в условиях высоких цен проводило достаточно консервативную и ответственную макроэкономическую политику. Это не может не вызывать уважения. Предшествующий нынешнему период аномально высоких цен на нефть (это 1979-1982 годы, когда цены на нефть в реальном исчислении были примерно втрое выше, чем в 1999-2002 годах) был отмечен настолько серьезным "разжижением мозгов" политического руководства, что мы умудрились ввязаться в войну в Афганистане.

К сожалению, способность правительства проводить ответственную макроэкономическую политику при высоких ценах на нефть является весьма ограниченной.

На ухудшении качества экономической политики сказывается и близость выборов. В такой ситуации растет спрос на популярные решения, чувствуется острая потребность в том, что дает быструю отдачу, "обещает прорыв".

Сегодня мы получаем своего рода военную премию - дополнительный доход от аномально высоких цен на нефть, обусловленных ожиданием войны на Ближнем Востоке. О том, что по завершении военной операции (а война представляется вероятной) нынешних дивидендов не будет, догадаться нетрудно. Вопрос в том, когда это произойдет: через девять, двенадцать или пятнадцать месяцев. Мы обсуждаем экономическую политику на 2004-2005 годы и должны учитывать серьезные риски, связанные с резкими колебаниями цен на нефть. Хочу надеяться, что новых авантюр удастся избежать. В прошлом веке нашей стране и без того досталось немало.


1.2. Современный экономический рост и догоняющее развитие


Если всерьез обсуждать проблемы долгосрочных перспектив России, имеет смысл проанализировать то, как страна развивалась не в течение последних трех или десяти лет, а на длительной исторической дистанции, на протяжении последних двух веков. Если мы рассмотрим эволюцию российской экономики на фоне мирового развития последних двух столетий, увидим, что российский душевой ВВП в 1820 году был близок к средним мировым показателям и примерно на том же среднемировом уровне оставался и в 1913-м, и в 2001 году.

Причины выбора этих дат объяснить нетрудно. Большинство исследователей относят начало современного экономического роста к 20-м годам XIX века. 1913 год - это высшая точка развития России в рамках царской империи. 2001 год -максимально приближенная к сегодняшнему дню дата, по которой имеются данные.

Близость российских показателей к их среднемировым значениям выглядит впечатляюще. Это тем более важно, что на протяжении последних двух веков в мировом экономическом развитии происходили беспрецедентные изменения.

Западной Европе - региону, который на протяжении предшествующего тысячелетия развивался аномально быстро, - на удвоение душевого ВВП в период, предшествующий современному экономическому росту, потребовалось восемь веков (примерно с 1000-го по 1800 год).

В Соединенных Штатах Америки, лидере современного экономического роста в ХХ веке, среднегодовые темпы роста продуктивности на протяжении последних двух веков составляли около 2%. Это означает, что на протяжении жизни одного поколения (75 лет) душевой валовой внутренний продукт увеличивался более чем в четыре раза.

До конца ХIХ века при обсуждении ключевых финансовых проблем доминировало представление о наличии верхних пределов налогообложения. Резкое расширение возможностей современного государства на фоне роста благосостояния позволило радикально увеличить долю государственных изъятий в валовом внутреннем продукте в ХХ веке. Между 1910-1970 годами представление о безграничности возможностей наращивания государственной нагрузки на экономику стало почти общепринятым в финансовой литературе.

Начиная с 70-х годов ситуация радикально меняется. Выясняется, что в наиболее развитых государствах при выходе норм налогообложения на уровень, близкий к 50% ВВП, возникают серьезные проблемы, связанные с политической мобилизацией налогоплательщиков, распространением теневой экономики, замедлением экономического роста, утратой международной конкурентоспособности.

С точки зрения сегодняшнего дня очевидно, что сам процесс выхода норм налоговых изъятий с уровней, характерных для аграрных обществ (примерно 10% ВВП), на уровень, доступный высокоразвитым постиндустриальным экономикам (30-50% ВВП), носил переходный характер. Прогнозировать развитие этого процесса до его завершения было практически невозможно.

Есть авторы, которые полагают, что тенденция дальнейшего развития процесса глобализации неизбежна. Есть те, кто убежден в том, что мир стоит на пороге деглобализации. То и другое доказать невозможно. А вот то, что России на протяжении следующих 50 лет предстоит решать проблемы, которые страны - лидеры современного экономического роста решали на протяжении последней половины ХХ века, на стадии, носящей сегодня название постиндустриальной, можно утверждать с высокой степенью вероятности.

В ближайшие десятилетия, как это ни прискорбно для нас, мировой контекст развития будет задаваться не тем, что происходит в России, Индии или Бразилии, а тем, как развиваются события в Северной Америке, Западной Европе, Японии. Экономические и политические процессы, которые начнут проявляться в странах-лидерах, окажут большое влияние на эффективность национальных стратегий развития в странах, следующих за лидерами.

Значение опыта лидеров для стран догоняющего развития состоит не в том, чтобы его слепо копировать, а в том, чтобы понимать стратегические проблемы, с которыми придется сталкиваться, дабы в ходе выработки национальных стратегий развития минимизировать риски и не повторять чужих ошибок.

Если сравнить сегодняшний душевой ВВП России с душевым ВВП стран - лидеров экономического роста, то можно увидеть размеры отделяющей нас дистанции. В целом эти данные показывают, что дистанция, отделяющая Россию от стран-лидеров, составляет сегодня примерно от 40 до 60 лет.

Мы рассматриваем траектории развития стран на протяжении двух веков - в эпоху быстрых масштабных социально-экономических изменений. Для России этот период включал две революции, крах двух империй, две мировые и одну гражданскую войны, крупнейший в мировой истории социально-экономический эксперимент, который назывался "социализм", и его крушение. Тем не менее на протяжении этих веков дистанция по уровню развития между Россией и крупнейшими странами континентальной Европы оставалась достаточно стабильной и составляла примерно 50 лет.

Если принять гипотезу, что дистанция, существовавшая на протяжении полутора веков, сохранится и дальше, то через 50 лет уровень жизни, стиль жизни, структура занятости, инфраструктура в России будут примерно такими же, какими они являются сегодня во Франции или Германии. Это предполагает рост душевого ВВП темпами, близкими к 2% в год, то есть то, как мировая экономика развивалась на протяжении последнего полувека. Если российская экономика на протяжении ближайших десятилетий будет развиваться так же, как она растет сегодня, то есть темпами, близкими к 4% в год, эту дистанцию можно пройти за 25 лет, что было бы, конечно, замечательным результатом.


1.3. Демографический потенциал


Первое, в чем российское развитие по набору важнейших социально-экономических характеристик отличалось от траектории развития лидеров, - это демографическая динамика.

Само по себе снижение доли России в численности населения земного шара - явление не уникальное. Неуклонно снижались на протяжении последнего века также и доли стран-лидеров, не являющихся иммигрантскими. Так в чем же наше отличие? В том, что Россия, начавшая современный экономический рост на два поколения позже лидеров и быстро наращивавшая свою долю в мировом населении в начале ХХ века, при инерционном развитии событий должна была иметь к концу ХХ века удельный вес существенно больший, нежели тот, который она имеет сейчас.

То, что произошло в России, было связано как с крупномасштабными социальными катастрофами (две мировые войны, гражданская война, коллективизация, репрессии), так и со спецификой социалистической модели индустриализации.

Эта специфика предполагала необычно раннее вовлечение женщин в занятость вне домашнего хозяйства. Уже в 1950 году доля женщин в общем числе занятых в России была выше, чем она будет во Франции и Германии к 2000 году, то есть на стадии развитого постиндустриального общества. Параллельно с процессом вовлечения женщин в занятость идет процесс сокращения числа рождений, приходящихся на одну женщину. С точки зрения последовательности развития демографических процессов, связанных с современным экономическим ростом, падение среднего числа рождений на одну женщину начинается в России примерно на два поколения раньше, чем в странах-лидерах.

Еще один фактор - это специфика развития событий, связанных с алкоголизацией населения в России в ХХ веке. По абсолютному потреблению алкоголя на душу населения показатели России близки к показателям Германии и существенно отстают от показателей, характерных для Франции. Однако проблемы в этой области связаны не с количеством потребления алкоголя на душу населения, а со стилем его потребления. Сложившийся в России стиль потребления алкоголя характеризуется превалированием крепких напитков, неумеренностью, широким распространением пьянства на рабочем месте. Вместе с тем подобный стиль - это отнюдь не российская национальная специфика.

Работы по истории алкоголизма и алкогольного поведения в Германии в ХIХ веке показывают сходство проблем, с которыми сталкивалась эта страна во второй половине ХIХ века, с теми, которые были характерны для России в ХХ веке.

Лишь к концу ХIХ века, когда Германия выходит на уровень развития примерно такой же, какого достиг в 30-50-е годы XX века Советский Союз, ситуация в этой области начинает меняться.

В Советском Союзе этого перехода не происходит. На фоне уравниловки, слабой социальной ответственности, отсутствия инициативы нормы алкогольного поведения, характерные для раннеиндустриальной эпохи, закрепляются, становясь важнейшим фактором остановки роста средней продолжительности жизни и наращивания дистанции между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин.

Если бы доля России в мировом населении сегодня была бы такой же, как в 1913 году, то есть без влияния социальных катаклизмов ХХ века, раннего вовлечения женщин в занятость и укоренения традиций алкогольного поведения, население России составляло бы сегодня примерно 300 миллионов человек.


1.4. Важнейшие проблемы долгосрочного развития России и пути их решения


Социальная среда в период ее формирования радикально отличалась от той, которая характерна для постиндустриального общества. Общество еще было молодым. Доля старших возрастных групп, на которые распространялись пенсионные права, была ограниченной. В 30-х годах XX века, когда возникала государственная пенсионная система в США, доля лиц в возрасте старше 65 лет составляла лишь 9,7 %.

В послевоенный период начинается процесс быстрого старения населения, и доля эта возрастает в два-три раза. Процесс носит долгосрочный характер, он будет продолжаться и дальше.

Системы социальной защиты формировались в условиях, когда возможности наращивания налоговых доходов казались неограниченными, а обязательства были скромными. В результате возникали структуры, которые на десятилетия закладывали растущие обязательства. Но к 70-м годам XX века обозначаются пределы налоговых изъятий, существующие в условиях постиндустриального общества.

Формирование систем социальной защиты происходит под влиянием таких факторов, как молодое население, быстрый рост налоговых возможностей и аномально высокий экономический рост. Потом выясняется, что такого благоприятного сочетания нет. Отсюда ключевой конфликт постиндустриального общества - противоречие между пределами возможностей государства мобилизовывать доходы и системой быстро растущих социальных обязательств. Именно этот конфликт определяет наиболее острые социальные и экономические проблемы стран-лидеров на протяжении последних тридцати лет.

Проблемы реформирования здравоохранения

Растущая продолжительность жизни в сочетании с повышающейся приоритетностью услуг здравоохранения в потребностях постиндустриального общества задают траекторию быстрого роста доли здравоохранения в ВВП при нарастающих структурных проблемах в этой области. Выявляется объективное противоречие: общество хочет больше тратить на здравоохранение, а возможности обеспечить удовлетворение этой потребности при существующих формах его организации и финансирования отсутствуют.

Состояние нынешней системы здравоохранения в России не нуждается в подробном описании. Раздутый коечный фонд, большое количество врачей, невысокое качество медицинского обслуживания, очереди - все это известные реалии. Здесь важно понять другое - это не специфические проблемы России, порожденные постсоциалистическим кризисом, которые можно легко преодолеть при улучшении экономического положения. Эти проблемы носят серьезный структурный характер и заданы на долгие десятилетия логикой развития постиндустриального общества.

Преимущество России состоит в том, что мы столкнулись с этими проблемами достаточно рано, у нас еще есть свобода маневра и возможность многое изменить.

Существуют два важных направления реформ в области организации российского здравоохранения, заслуживающие серьезного внимания.

Первое - переход от финансирования сети к финансированию предоставляемых услуг. Второе - создание механизмов легального частного страхового софинансирования здравоохранения, позволяющего расширить свободу маневра для пациента и создать адекватную систему стимулов для отрасли.

Целесообразно предоставить работодателю и работнику право выхода из государственной системы обязательного медицинского и социального страхования с передачей соответствующих средств в лицензированные частные компании, занимающиеся медико-социальным страхованием, сохранив возможность финансирования страховых выплат малообеспеченным гражданам за счет общих доходов бюджета.

C 2000 года в рамках реформы подоходного налога были введены налоговые вычеты на здравоохранение и образование. Эта система практически не заработала. Причина - сложные бюрократические процедуры и ограниченный масштаб стимулов.

Необходимо ограничить бюрократические требования к системе вычетов, одновременно устранив предусмотренные сегодня верхние пределы вычетов (20 тыс. руб.), обозначенных в номинале, и установить, что эти пределы должны определяться только как доля от облагаемого дохода. Такая система - существенный стимул к легализации высоких доходов.

Реформа системы образования

Рост потребности в услугах системы образования был в постиндустриальном обществе не столь динамичным, как рост потребности в услугах здравоохранения. Частично это связано с тем, что население стареет и контингент обучаемых сокращается, хотя продолжительность обучения быстро растет и все настойчивей проявляет себя необходимость непрерывного образования. В этой области постиндустриальный мир столкнулся с проблемами, сходными с теми, что и в системе здравоохранения.

Развитие российской системы образования должно предполагать частное софинансирование образования и возможность доступа к качественному высшему образованию для детей из семей с низкими и средними доходами. Задача в том, чтобы добиться сочетания того и другого.

Первое. Сегодня необходимо отказаться от бессмысленного норматива: 170 студентов на 10 тыс. жителей государство должно учить в вузах бесплатно. В России с ее неравномерной численностью поколений, когда численность следующих одна за другой возрастных когорт может различаться почти в два раза, иметь такой норматив нет смысла.

Второе. Отменив этот норматив, можно существенно повысить цену образовательного ваучера, его привлекательность для вуза.

Третье. Мы должны исключить иные, не связанные с ваучерами формы финансирования вузов.

Еще одна проблема связана с функционированием системы среднего образования: раздувание школьной программы и наращивание объема федеральных стандартов. Порождена она в значительной степени тем, что зарплата учителя зависит от числа часов преподавания. Здесь важнейшая задача - жесткое ограничение федерального стандарта по объему знаний в сочетании с предоставлением школе свободы маневра за его пределами. Федеральный стандарт должен быть реально посильным не только для школ крупных городов, но и для школ в сельской местности и малых городах. В противном случае вся система тестов превращается в профанацию.

Проблемы в области пенсионной системы

В 1940 году в Советском Союзе было четыре миллиона пенсионеров, из них 200 тысяч пенсионеров по старости. Впоследствии ситуация начинает меняться, идет процесс старения населения и увеличения пенсионной нагрузки на одного занятого. Если мы возьмем инерционный прогноз, то нагрузка на одного занятого при нынешней структуре пенсионной системы к 2050 году будет примерно в два-два с половиной раза выше, чем в странах-лидерах сегодня.

Пенсионная реформа в России началась сравнительно рано, на благоприятном демографическом фоне. В частности, стартовал процесс создания накопительной пенсионной системы. Но если проанализировать прогнозы, то выяснится, что всего сделанного недостаточно для обеспечения долгосрочной устойчивости российской пенсионной системы.

Возможное и важное направление решения этой проблемы - ускорение темпов наращивания накопительной части пенсии.

Еще одна нерешенная проблема в российской пенсионной системе - направление большей части пенсионных накоплений в национальную экономику. Прогнозировать финансовые рынки трудно. Необходимо существенно повысить долю пенсионных накоплений, которые инвестируются в высоконадежные и ликвидные международные ценные бумаги.

Кризис призывных армий

Характерная черта постиндустриального перехода - кризис призывной армии. Это процесс закономерный, и связан он с трансформацией демографической и социальной структуры. Впервые в Европе призывная армия возникла в Швеции, из крупных стран - во Франции. Переход к ней происходил в условиях аграрного общества, когда в семье было пять-шесть детей. Многие из них не доживали до призывного возраста. В этих условиях потеря ребенка - беда, но привычная. Для мальчика, который вырос в деревне, путь в армию - это путь в город, возможность социализации, получения элементарного образования, путь к продвижению.

Иная ситуация возникает в странах - лидерах постиндустриального развития. Это страны, где в семьях один-два ребенка, и сын, как правило, один, где население урбанизировано, не нуждается в армии как в инструменте социальной адаптации. Рассчитывать на то, что в демократических обществах с такими демографическими характеристиками можно "забрить" этого единственного сына в призывную армию просто потому, что так решило государство, - нереально. Общество найдет способ защитить своих детей от принудительного призыва. Попытки сопротивления этому стремлению порождают масштабную коррупцию.

Не буду подробно останавливаться на наших предложениях по реформе Вооруженных сил - они известны. Вопрос не в том, необходимо ли в России переходить к контрактной армии, - такой переход неизбежен.

Вопрос в том, придется ли это делать в авральном порядке, когда выяснится, что в 2007 году некого будет призывать, или это удастся сделать планомерно и с адекватной подготовкой.

Иммиграционная политика

Политика по отношению к иммиграции в странах, находящихся на стадии постиндустриального развития, как правило, была крайне непоследовательной. Здесь сталкиваются две реальности - экономическая и политическая.

Экономическая реальность: в странах с богатеющим населением существует острый дефицит рабочей силы, готовой на неквалифицированный труд. В такой ситуации остановить процесс трудовой иммиграции невозможно, как ни пытайся прочнее закрыть границы. Однако общество, особенно в странах неиммигрантских, с высокой долей коренного населения, воспринимает иммигрантов как угрозу. Они нужны как уборщики, строители и грузчики, но не нужны как соседи. Складывается положение, когда иммиграция неизбежно происходит, но часто принимает наихудшую из возможных форм - нелегальную.

Россия неизбежно столкнется и уже сейчас сталкивается с теми же проблемами. Посмотрев на рынок рабочей силы в Москве, узнав, кто и на каких рабочих местах работает, нетрудно убедиться, что идея о возможности обойтись без крупномасштабной трудовой иммиграции нереалистична. Это долгосрочная проблема, с которой России придется иметь дело в течение многих десятилетий.

У России есть уникальная возможность, мало кому доступная: нас окружают страны, большинство из которых беднее, в этих государствах живут миллионы русских и десятки миллионов русскоязычных людей, знающих русский язык, русскую культуру, традиции, людей, которые легко интегрируются в структуру российского общества. И вместо того чтобы вести систематическую работу по привлечению талантливой молодежи из стран СНГ в российские вузы (с предоставлением российского гражданства) и иностранцев из стран СНГ на службу в российскую армию по контракту, создавать разумно устроенную систему организации трудовой иммиграции, легализовать иммигрантов, практически живущих в России, мы заимствуем худшие черты иммиграционной политики стран-лидеров.

Долгосрочная валютная и курсовая политика

Мир использует доллар как важнейшую валюту на протяжении последнего века, фунт и доллар - на протяжении последних двух веков. Может быть, именно поэтому иногда даже у специалистов складывается впечатление, что при обсуждении проблем сегодняшней мировой финансовой и денежной системы мы имеем дело с чем-то долгосрочно стабильным, устойчивым, хорошо изученным. На деле в том виде, в котором денежная система сложилась сегодня, - это продукт недавнего прошлого.

Современный финансовый мир динамичен и полон рисков. В нем разумно надеяться на лучшее, а рассчитывать на худшее. Для России это особенно важно. Наша страна сталкивается с сочетанием двух типов рисков. Это риски, связанные с колебаниями цен на основные экспортные товары и колебаниями на финансовых рынках.

Добиться, чтобы рубль был "отвязан" от доллара, - важнейшая стратегическая задача. То, что в плане решения этой задачи делает Центральный банк, правильно, хотя в проведении такой линии необходима осторожность. Если невозможно привязать рубль ни к евро, ни к доллару, значит, есть лишь одна осмысленная долгосрочная линия - проведение политики плавающего курса вместо сегодняшней политики "грязного" плавающего курса, постепенное превращение рубля в стабильную, устойчивую мировую валюту второго класса, такую, какой сегодня является фунт стерлингов.

Тупики промышленной политики

Сейчас промышленная политика вновь активно обсуждается, рассматривается в качестве одного из возможных направлений "прорыва". Часто говорят о том, что многие страны не без успеха использовали инструменты промышленной политики. Это правда.

Другое дело, что на стадии постиндустриального развития роль промышленной политики радикально меняется. Когда государство проводит промышленную политику на стадии ранней индустриализации - это одно. Там логика такова: правительству известно, что в Англии есть металлургические заводы.

Значит, нам нужны такие же. Понятно, что надо сделать: дать государственный кредит, предоставить гарантию, таможенную защиту. На этой основе можно формировать сходную промышленную структуру. Но на стадии постиндустриального общества, а именно этот этап нам предстоит пройти, ситуация меняется. Выясняется, что в отраслях-лидерах промышленной политике принадлежит роль далеко не первостепенная. Здесь изменения происходят слишком быстро, для сохранения конкурентоспособности очень важно сохранение интеграции в глобальный мир.

Ко всем представителям партии власти, которые предлагают проводить в России промышленную политику, у меня одна просьба: перечитать федеральную инвестиционную программу, посмотреть, что это такое, и добиться того, чтобы при обсуждении очередного годового бюджета она опять не оказалась сотканной из лоббистских запросов. И лишь после этого продолжить обсуждать вопрос о целесообразности проведения активной промышленной политики в России.

Сегодня российское общество сталкивается с тяжелыми проблемами, связанными с тем, что у нас молодая демократия. Демократия, не опирающаяся на традиции, нестабильна. В ней заложена серьезная угроза эволюции в сторону авторитарного режима или "закрытой демократии".

Но одновременно молодая демократия - это период значительной свободы маневра, состояние, когда можно сделать многое из того, что будет исключено через 20 лет. То, как политическая элита распорядится этим окном возможностей в ближайшие десять лет, будет определять траекторию развития России на предстоящие полвека.

Нам нужно не бегать ни с кем наперегонки, а научиться устойчиво развиваться в условиях меняющегося постиндустриального мира, не ввязываясь в войны, избегая внутренних смут. Научиться извлекать уроки из своих и чужих ошибок. Научиться развиваться, используя не столько инструменты государственного принуждения, сколько частные стимулы и инициативу. Сделать это гораздо труднее, чем на короткий срок подстегнуть темпы экономического роста. Для этого нужна тяжелая, последовательная и не приносящая немедленных политических дивидендов работа. Но именно такая политика является ответственной.

2. Исходные условия (гипотезы) для формирования вариантов социально–экономического развития России в 2004–2007 годах


Прогноз развития экономики России в среднесрочной перспективе разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2003 году и гипотез прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на этот период.

Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.

В основных вариантах прогноза предусмотрены следующие сценарии развития внешних условий.

Рост мировой экономики

В 2002 году рост мировой экономики, по оценкам МВФ, составил 3 процента. За 2003 год данный показатель оценивается на уровне 3.8%, а в 2004 году, по прогнозу МВФ, достигнет 4.6 процента. Экономика США сохранит лидирующие позиции среди развитых стран и останется источником роста мировой экономики.

Анализ динамики экономического развития США в 2003 году позволяет сделать вывод, что оздоровление экономики США происходит в соответствии с прогнозами экспертов. Ослабление доллара должно привести к постепенному снижению торгового дефицита. Меры Правительства США, направленные на снижение процентных ставок и отказ «де–факто» от сильного доллара, смогли стимулировать экономический рост во второй половине 2003 года. Таким образом, можно ожидать ускорение роста ВВП США с 3.1% в 2003 году до 4.6% в 2004 году, с постепенным замедлением в последующие годы.

В «еврозоне», напротив, темпы экономического роста продолжали замедляться. Прирост ВВП в 2003 году по отношению к предыдущему году составил лишь 0.5%. Ситуация осложнена тем, что сильный евро препятствует росту европейского экспорта, продолжает расти безработица. В наихудшем положении в «еврозоне» остаются позиции Германии – реальный ВВП в 2003 г. сократился на 0.1 процента. Прогнозы для «еврозоны» достаточно пессимистичны. Рост ВВП в последующие три года не превысит уровень в 2.2 процента.

В отличие от развитых стран, перспективы государств с переходной экономикой и развивающихся стран Азии более оптимистичны. Экономическая ситуация в развивающихся странах несколько улучшилась в 2003 году, но экономические показатели ниже тех, которые наблюдались в середине и в конце 90–х годов. По оценке, рост ВВП Китая в ближайшие годы составит 7.5–8%, постепенно будут увеличиваться темпы роста в развивающихся странах Юго–Восточной Азии. Экономический рост переходных экономик стран Восточной Европы и СНГ – на уровне 4.7–4.9 процента. В условиях роста экономики США начинает улучшаться экономическое положение стран Латинской Америки. В 2003 году прирост ВВП по оценкам превысил 1%, а в последующие годы может выйти на уровень в 3.5 процента.

Оценка темпов роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие годы позволяет принять следующие гипотезы роста мировой экономики: в умеренно–консервативном варианте принимаются среднегодовые темпы роста 2.8%, а по благоприятному варианту – 3.8–4.4 процента.

Динамика курса евро к доллару США

Ослабление доллара – объективный процесс, вызванный в первую очередь высокими дефицитами платежного баланса и бюджета. Вместе с тем в настоящее время происходит скупка государственных ценных бумаг США азиатскими центральными банками, что в некоторой степени поддерживает доллар.

Устойчивые, высокие темпы развития американской экономики должны в среднесрочной перспективе привести к росту налоговых поступлений, и как следствие, к сокращению дефицита бюджета, улучшить положение по его финансированию за счет внешних источников. Таким образом, наиболее вероятен процесс укрепления американской валюты с 2005 года.

В среднесрочной перспективе среднегодовой курс евро может снизиться с 1.25 долларов за евро в 2004 году до 1.12 в 2007 году.

Цены на нефть

Динамика цен на нефть под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей стабилизировалась на уровне, превышающем верхнюю границу ценового коридора ОПЕК.

Нефтяной рынок сталкивается с рядом факторов неопределенности, в числе которых состояние мировой экономики, ситуация в Ираке. При этом высока вероятность сохранения высоких цен в 2004 году. К основным факторам относятся быстрый экономический рост в США и Китае, угроза терроризма на Ближнем Востоке, слабость американского доллара и стремление ОПЕК к поддержанию высоких цен. Вероятно плавное снижение цен в течение года. Основываясь на информации ведущих энергетических агентств, конъюнктура указывает на умеренные цены на нефть в 2005 году. Относительное снижение цен обусловлено некоторым ускорением пополнения товарных запасов в предыдущий период. Несмотря на реальное снижение объемов добычи у стран ОПЕК, этого недостаточно для предотвращения накопления товарных запасов в мире. При этом возможна некоторая корректировка вверх в случае политической нестабильности в какой – либо из стран–экспортеров.

При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние спроса на нефть, который в свою очередь определяется развитием мировой экономики, внедрением новых технологий и источников энергии. Учитывалось также предложение нефти на мировых рынках и возможности ее транспортировки.

Международное энергетическое агентство (IEA) в своем прогнозе спроса на нефть оценивает возможное увеличение спроса на углеводородное сырье с темпом 2–4% в год, в том числе в Европе – 1.5–2.5 процента. При этом, в условиях ускорения роста мировой экономики, роста объемов потребления энергоресурсов в период холодной зимы в США и Европе и потребности в формировании высоких запасов, возможный рост предложения будет полностью покрываться спросом на уровне установившихся достаточно высоких цен.

Не оправдались ожидания существенного роста предложения нефти после завершения боевых действий в Ираке. Восстановление прежних объемов поставок нефти из Ирака нуждается в значительных инвестициях и стабилизации, чему будет препятствовать сохраняющаяся серьезная напряженность.

На решение стран ОПЕК о снижении цен на нефть и соответственно увеличении нефтедобычи может повлиять тенденция роста предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК, и прежде всего со стороны России, которая по объемам добычи нефти вышла на первое место в мире.

С учетом совокупности указанных факторов в прогнозе принимаются следующие варианты изменения цен на нефть марки Urals .

I вариант предполагает переход к умеренной динамике цен на российскую нефть со средним уровнем 20 долл. США за баррель нефти марки Urals в 2005–07 годах.

II вариант исходит из более благоприятной динамики цен на нефть, в пределах 24 долл. США за баррель в 2006–07 годах и постепенным умеренным ростом в последующие годы.

Экспорт нефти и газа

Прогноз экспорта нефти по всем вариантам учитывает предположения о повышении спроса на нефть со стороны основных потребителей до 2007 года и в основном соответствует Энергетической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей рост объемов экспорта нефти, который возрастет с 189.8 млн. т. в 2002 году до 239 млн. т. в 2007 г. по I варианту и до 260 млн. т. – по II варианту.

При формировании вариантов прогноза экспорта газа учтена потребность стран ЕС в существенном увеличении стабильных поставок энергоресурсов, прежде всего газа, из России. По мере загрузки газопровода «Голубой поток» увеличатся поставки российского природного газа в Турцию.

В целом предусматривается повышение экспорта газа с 185.5 млрд. куб. м в 2002 году до 231 млрд. куб. м по I варианту и до 248 млрд. куб. м по II варианту к 2007 году. Динамика цен на газ прогнозируется на основе динамики цен на нефть и нефтепродукты с учетом лага в 5–6 месяцев.

Развитие транспортных систем

Д ля обеспечения увеличивающихся объемов экспорта нефти и газа в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234–р от 28 августа 2003 года, предусматриваются следующие основные мероприятия по развитию систем транспортировки нефти:

Северо–Балтийское направление – строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности направления до 62 млн.т нефти вгод и создание в условиях благоприятного и оптимистического вариантов социально–экономического развития новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом на Кольском полуострове;

Каспийско–Черноморско–Средиземноморское направление – развитие маршрутов транзита нефти прикаспийских стран СНГ путем увеличения пропускной способности трубопровода Атырау – Самара до 25–30млн. т нефти вгод и нефтеналивных морских терминалов в Новороссийске и Туапсе до 60млн.т нефти вгод, а также достижение проектной мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (67млн.т вгод);

Центрально–Европейское направление – соединение трубопроводных систем «Дружба» и «Адрия» с целью поэтапного (5–10–15млн.т вгод) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия). Объединение трубопроводных систем Центральной и Восточной Европы в «единую систему»;

Восточно–Сибирское направление – обеспечение формирования в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско–Тихоокеанского региона определяет необходимость создания нефтепроводной системы Ангарск – Находка (мощностью до 80млн.т вгод) с ответвлением на Китай (г.Дацин);

Дальневосточное направление – создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям рационального пользования недрами, в том числе в рамках проектов «Сахалин–1» и «Сахалин–2», с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.

В газовой промышленности намечается строительство трубопроводной системы Ямал–Европа, а также газопровода от месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия) в Китай и другие страны АТР.

Вступление в ВТО

При разработке вариантов социально–экономического развития России учитывалось возрастающее значение процессов интеграции и вступления в ВТО.

I вариант исходит из предположения о менее благоприятном развитии торгово–экономического и политического сотрудничества (вступление в ВТО на компромиссных с ЕС условиях).

II вариант строится на предположении о благоприятном развитии торгово–экономического и политического сотрудничества, включая преобладание положительных моментов в процессах интеграции и вступления в ВТО на удовлетворяющих Россию условиях, решении транзитно–транспортных проблем и других.

Внешний долг

Динамика выплат по внешнему долгу по обоим вариантам не предполагает реструктуризации долга. Также в полном объеме оценивается и процентное обслуживание долга.

В целом долговая политика, определенная Правительством Российской Федерации на 2004 год и на период до 2007 года, будет направлена на постепенное снижение по сравнению с предшествующими годами сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией уставленного графика выплат по внешнему долгу.

В указанный период расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут колебаться от 16.3 млрд. долл. США в 2004 и 18.9 в 2005 году до 14.9 млрд. долл. США в 2007 году.

Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка.

Внутренние условия могут быть разделены на две группы.

К первой группе относятся объективные условия, влияние на которые со стороны Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе существенно ограничено.

Ко второй группе относятся условия, во многом формируемые под влиянием экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в Российской Федерации в период до 2015 года будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения.

В среднесрочной перспективе снизится тенденция к уменьшению среднегодовой численности постоянного населения, которая в 2003 году по оценкам составила 142.8 млн. человек, а в 2007 году составит– 140.1 млн. человек (данные Госкомстата России без учета переписи населения).

Прирост численности населения в трудоспособном возрасте закончится в 2006 году. Численность экономически активного населения увеличится с 71.6 млн. человек в 2003 году до 71.7 млн. человек в 2007 году.

В результате осуществления мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года уже в среднесрочном периоде следует ожидать некоторого улучшения отдельных параметров демографической ситуации, как по проблемным регионам, так и по России в целом.

Краткосрочный период 2003–2005 годов является благоприятным с точки зрения предложения рабочей силы. Увеличение численности занятых в экономике будет определяться приростом численности населения в трудоспособном возрасте, сокращением неформальной занятости населения, которая вызвана изменениями в системе налогообложения малого бизнеса, легализацией заработной платы, связанной с введением накопительной составляющей пенсии, будущие размеры которой зависят от экономической активности работника, а также положительным миграционным приростом населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии), который согласно прогнозным оценкам составит за рассматриваемый период 327 тыс. человек (из них более половины придется на лиц трудоспособного возраста).

Численность населения старше трудоспособного возраста в 2004–2007 гг. незначительно сократится (на 0.3 млн. чел.), а ее доля во всем населении стабилизируется на отметке 20.6%. В 2002 г. численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 29.7 млн. чел., а удельный вес – 20.7 процента.

После 2006 года процесс старения населения усилится и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет превышать число вступающих в трудоспособный возраст.

Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (на 1000 лиц трудоспособного возраста) возрастет с 330 в 2004 году до 351 – в 2010.

Неравномерное уменьшение численности населения по территории России формирует новые требования к государственному регулированию рынка труда и созданию механизмов, которые позволили бы различным категориям российских граждан успешно адаптироваться в новых условиях развития рыночных отношений.

Снижение инфляции

По обоим вариантам инфляция снижается с 12% в 2003 году до 4–6% в 2007 и с постепенным дальнейшим понижением до 2–4% к 2010 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области денежно–кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства Российской Федерации и Банка России.

Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

Одним из факторов, способным повлиять на уровень инфляции, темпы и пропорции развития экономики, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий.

При определении уровня цен (тарифов) естественных монополий необходимо учитывать их комплексное влияние на экономику – с одной стороны на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, а также обеспечение внутренних потребителей необходимыми ресурсами, и с другой стороны на конкурентоспособность и перспективы развития промышленности и других потребителей их продукции.

В этих условиях установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решить задачу нахождения компромисса между потребностями самих субъектов естественных монополий, , и экономики в целом, а также населения.

Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий должны соответствовать возможностям экономики. В прогнозируемом периоде они не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. По оценке, для того чтобы обеспечить целевой уровень инфляции в 2004–2007 годах, вклад повышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий в прирост потребительских цен на товары и услуги не должен превышать 1,9–2,7 процентных пункта за год.

Реальный уровень тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки в 2005–2007 гг. рекомендовано сохранить на уровне 2004 года, что будет стимулировать снижение издержек производителей данной продукции и способствовать сохранению конкурентоспособности российской продукции.

Чтобы выйти на экономически обоснованную цену на газ для России и обеспечить равновыгодность поставки газа на внутренний рынок и на экспорт, реальный уровень цен на газ рекомендуется плавно повышать до 2009 года с темпами, обеспечивающими достижение основных целевых параметров прогноза для соответствующих лет. По предварительным расчетам, такая политика по отношению к ценам на газ позволит обеспечить конкуренцию газа с альтернативными видами топлива и будет служить стимулом для более рационального использования газа.

Снижение энергоемкости производства

Важными показателями, характеризующими качество и возможности экономического роста, являются показатели энергоемкости и электроемкости ВВП. Обеспечение целевых уровней их динамики, в условиях ограниченности сырьевых и энергетических ресурсов, позволит гарантировать возможность достижения высоких темпов роста.

Прогнозируемые структурные сдвиги, рассматриваемые на уровне 22 отраслей экономики и промышленности, обеспечивают снижение энергоемкости ВВП в 2007 году на 5.5% (по отношению к 2000 году), а к 2010 году, в соответствии с расчетами энергосбережения и развития экономики России, – на 8 процентов.

Еще примерно такую же величину снижения энергоемкости обеспечивают структурные сдвиги внутри крупных отраслей промышленности и отраслей экономики, за счет увеличения доли менее энергоемких производств в структуре отраслей.

В результате изменений в структуре экономики энергоемкость ВВП в 2007 году снизится на 11% от уровня 2000 года. Это обеспечит половину общего размера требуемого снижения энергоемкости ВВП за период, определенного в исходных условиях. Другую половину должны обеспечить меры технологического энергосбережения и организационно–технического характера. Общее снижение энергоемкости к 2010 году по I –ому варианту составит 26% от уровня 2000 года, а по II –ому варианту – 28 процентов.

Реформирование налоговой системы

Прогноз социально–экономического развития учитывает направления дальнейшего реформирования налоговой системы:

формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления:

первое – повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики;

второе – выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.

Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах «новой экономики» и услуг приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.

В связи с этим с 2005 года планируется повышение налоговых изъятий из нефтедобывающей отрасли при высоких ценах на нефть, путем изменения порядка расчета налога на добычу полезных ископаемых по нефти и экспортной пошлины на нефть.

Кроме того, предполагается снизить эффективную ставку единого социального налога (ЕСН) с 2005 года. Это приведет к снижению поступлений ЕСН в 2005 году по сравнению с 2004 годом, однако в дальнейшем, в результате увеличения доли фонда заработной платы в ВВП, прогнозируется рост поступлений по этому налогу.

Расширение налоговой базы, связанное с ростом фонда заработной платы, приведет и к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Кроме того, сопровождающая снижение ЕСН монетизация ряда социальных льгот приведет к росту доходов населения на 150 млрд. рублей в год.

Расходы расширенного бюджета

Расходы расширенного бюджета снижаются в 2007 году по сравнению с 2003 годом на 2.4% ВВП в первом варианте и на 2.2% ВВП – во втором. Это обусловлено, во–первых, снижением доли обслуживания долга в ВВП, в частности, из–за реального укрепления рубля и, во–вторых, снижением непроцентных расходов, обусловленным эффектом бюджетных реформ, направленных на сокращение бюджетных расходов и их оптимизацию. В последующие годы – снижение долговой нагрузки, а также накопленный объем Стабилизационного фонда – во втором варианте, позволят увеличивать непроцентные расходы.

Динамика обменного курса рубля

Динамика обменного курса рубля будет во многом определяться масштабами предложения иностранной валюты, поступающей по торговым операциям, поэтому будет сильно зависеть от мировых цен на российские энергоресурсы и соответственно от условий рассматриваемых вариантов. Исходя из внешних условий, предполагается некоторое снижение среднегодовых цен на энергетическое сырье по сравнению с уровнем 2003 года, что, совместно с ростом спроса на импорт товаров и услуг, будет воздействовать на снижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Эта тенденция, параллельно со снижением темпов роста внутренних цен, значительно замедлит рост реального курса рубля по сравнению с 2000–2003 годами. С другой стороны, снижение спроса на иностранную валюту со стороны предприятий и банков и рост иностранных инвестиций в отечественную экономику потребует, в условиях второго варианта, предполагающего благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, вмешательства Банка России в курсообразование, чтобы темпы роста реального курса рубля не превысили 5 процентов с 2005 года. Это может привести к ежегодному росту валютных резервов и потребует изыскания дополнительных механизмов для стерилизации избыточной денежной эмиссии. Темпы реального укрепления национальной валюты будут постепенно снижаться и достигнут в 2010 году уровня 3 процентов.

В условиях варианта, учитывающего менее благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, среднегодовые темпы укрепления рубля по отношению к иностранным валютам не превысят 3 процентов с 2005 года.

Создание потенциала для роста инвестиционной активности

За 2003 год объем прямых иностранных инвестиций составил 6.8 млрд. долл. США с ростом к соответствующему периоду предыдущего года на 69.4%. Столь значительные темпы роста во многом объясняются позитивным влиянием на настроение иностранных инвесторов сохраняющейся макроэкономической стабильности и сложившихся с 1999 года в экономике России благоприятных тенденций, определяющих общую предсказуемость экономической ситуации.

С учетом сложившихся благоприятных тенденций, а также таких положительных для иностранных инвесторов факторов, как большая масштабность российского рынка, слабая его освоенность, практически неограниченные сырьевые возможности, можно предположить достаточно уверенный рост прямых иностранный инвестиций в экономику России.

Достигнутая стабилизация макроэкономической ситуации позволила России получить инвестиционный рейтинг.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service признало Россию страной, привлекательной для капиталовложений, и повысило суверенный кредитный рейтинг России сразу на две ступени – со спекулятивного Ba2 до инвестиционного Baa3. Это открывает возможности для крупнейших институциональных западных инвесторов начать размещение своих активов в российской экономике, так как уставы этих компаний разрешают инвестировать средства в активы компаний, чей страновой рейтинг не ниже полученного Россией рейтинга. Это позволит российским компаниям в течение нескольких лет существенно увеличить свою капитализацию до уровня, сравнимого с показателями развитых стран, и на порядок увеличить собственные средства развития.

Кроме того, инвестиционный рейтинг не только будет способствовать росту портфельных инвестиций, но и благотворно повлияет на динамику прямых иностранных инвестиций, что позволит привлечь средства в создание новых предприятий и модернизацию производства. Еще один существенный результат – сокращение цены заемных ресурсов и снижение трансакционных рисков и издержек в экономике.

По предварительным оценкам прямые иностранные инвестиции к 2010 году составят порядка 20 млрд. долл. для оптимистичного варианта прогноза и около 11.3 млрд. долл. для пессимистичного варианта.

Следует отметить, что поступление прямых иностранных инвестиций сильно зависит от социально–экономической и политической стабильности страны–реципиента (главным образом имеются в виду риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки). Это отчасти объясняет сложность точного прогнозирования данного показателя на долгосрочный период.




Заключение

На основе макроэкономических показателей можно сделать следующие выводы. Во-первых, национальная экономика олицетворяет собой процесс общественного производства в границах того или иного государства. Экономическая мощь государства изменяется величиной совокупного общественного производства, произведенного национальной экономикой, совокупный общественный продукт выступает в двух формах: валовом общественном продукте и конечном общественном продукте. Валовый общественный продукт рассчитывается по заводскому методу, когда суммируется стоимость произведенной продукции всеми предприятиями страны. Конечный общественный продукт рассчитывается на основе суммирования создания предприятиями страны добавочных стоимостей. Поэтому конечный общественный продукт меньше Валового общественного продукта на величину промежуточного продукта (стоимости сырья и материалов).

Во-вторых, конечный общественный продукт может быть рассчитан в форме валового внутреннего продукта или валового национального продукта. Различия между ними составляют около 2 процентных пунктов, ВВП - это стоимость товаров и услуг конечного потребления, созданных резидентами данной страны на ее территории. ВНП - это стоимость товаров и услуг, созданных в данной стране, скорректированная на сальдо факторных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу. ВВП за вычетом амортизационных отчислений равняется чистому внутреннему продукту. ВВП и ЧВП соответственно равны валовому и чистому национальным доходам[1].

Показатель объема национального дохода на душу населения характеризует уровень развития страны.

В-третьих, следует заметить, что для исчисления ВВП (ВНП) используются три метода: производственный (суммирующий произведенные хозяйствующим субъектом добавочные стоимости); по конечному использованию или расходам (конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление капитала и сальдо экспорта и импорта); распределительный или по доходам (включающий заработную плату наемных работников, валовую прибыль, валовые смешанные доходы и чистые налоги на производство и импорт).

Список использованной литературы


1.     Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. Выпуск 1. – М.: Дошков и Ко, 2004 г. – 528 с.

2.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория.  М.: ИНФРА, 1999.

3.     Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2000.

4.     Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Ли Брю. Экономикс.  М., 2000.

5.     Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н., Киселева Е. А.  Киров: "АССА", 2000.

6.     Национальная экономика: Учебник / Под ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2002.

7.     Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и на период до 2005 года и основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2003 год и на период до 2005 года (представлены Минэкономразвития России)

8.     Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики, М., ЮНИТИ , 1999

9.     Самуэльсон П. Экономика.  М.: ИНФРА -М, 1999.

10.            Современная экономика. /Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

11.            Учебник  по  основам  экономической  теории. / Под ред. Камаева В.Д.  М.: Владос, 1999.

12.            Экономическая теория / Под ред. В. И.  Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2000.

13.            Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2000.

Глоссарий


Экономический потенциал, совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Э. п. определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.

Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, этнического состава населения и т.д.

Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.


Приложение




[1] Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики, М., ЮНИТИ , 1999 с. 222.