ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
.
Курсовая работа
По дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»
На тему:
«Нормативная база учета затрат на производство»
Исполнитель: |
|
Специальность: |
Бух.учет, анализ, аудит |
Группа: |
4 курс(2ВО) |
№ зачетной книжки: |
|
Руководитель: |
|
Липецк
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………..………….……...3
1. Теоретические основы нормативного метода учета затрат и калькулирования……………………………………………….…….….……...4
1.1. Сущность, основные принципы нормативного учета….……...…..4
1.2. Нормативная база учета затрат………………………………………5
1.3. Состав нормативного хозяйства на предприятии …….…………..12
1.4. Нормативные калькуляции и учет изменений норм……………...15
2. Система организации учета затрат и себестоимости на практике ООО ЗЖБК «Газпром»……………………………………………………………....17
2.1. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции ……....17
2.2. Учет формирования себестоимости продукции…………………19
2.3. Учет сырья и материалов………………………………………….21
2.4. Учет затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов…………………………………………………………………….22
2.5. Отражение себестоимости и доходов в отчетности………..……24
3. Расчет и анализ расчетных показателей ООО ЗЖБК «Газпром» …...25
3.1. Сметная и плановая себестоимость – база учета и калькулирования………………………………………………………………25
3.2. Классификация методов учета затрат на производство и калькулирование………………………………………………………………32
3.3. Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО ЗЖБК «Газпром»………………………………………………………………41
Задача №9…...............................................................................................43
Заключение ……………………………….………………………………..48
Список использованной литературы…………….……………………….50
Введение
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказанных услуг. Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: - затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентноспособной продажной цены; - информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; - знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода. В первой части работы исследуется теоретический аспект учета затрат и себестоимости продукции. Во второй части была произведена попытка проанализировать организацию учета затрат и себестоимости на практике конкретного предприятия, выявить недостатки и трудности учета. Объектом исследования является производственно-строительная организация ООО Завод железобетонных конструкций «Газпром». ООО ЗЖБК «Газпром» является юридическим лицом Российской Федерации, то есть оно имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс. ООО ЗЖБК «Газпром» это коммерческая организация, преследующая в качестве цели своей деятельности расширение рынка товаров и извлечение прибыли. Помимо основного вида деятельности – выпуска сборного железобетона – ООО ЗЖБК «Газпром» занимается ремонтно-строительными работами и благоустройством, изготовлением металлических конструкций, имеет парк автомобилей и спецтехники.
1. Теоретические основы нормативной базы учета затрат на производство
1.1. Сущность, принципы нормативного метода
Сущность нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости заключается в том, что в основу калькулирования фактической себестоимости продукции положена ее нормативная себестоимость, которая разрабатывается предварительно до начала производственного периода на основе действующих на предприятии норм затрат трудовых, материальных и других ресурсов. В текущем порядке ведется раздельный учет затрат по нормам и отклонений от норм, а также изменений норм. Отклонения от норм могут представлять собой экономию или перерасход. Изменения норм сводятся к их снижению или повышению. Фактическая себестоимость определяется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, выявленных отклонений от норм и изменений норм по каждой статье калькуляции. Основные принципы нормативного метода состоят в следующем:
- составление нормативных калькуляций себестоимости на весь развернутый ассортимент продукции по действующим на начало месяца нормам и нормативам;
- оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, инициаторам, объектам учета затрат и объектам калькулирования;
- выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов;
- исчисление фактической себестоимости отдельных изделий путем суммирования нормативной себестоимости по каждой статье и сумм отклонений и изменений; [7, стр.60]
Преимущество нормативного метода в том, что он без сложных выборок, дополнительных сводок и промежуточных документов предоставляет все необходимые сведения, вытекающие из самой системы учета, концентрируя внимание на отрицательных моментах. Имея развернутую информацию об отклонениях от норм по причинам и виновникам, можно контролировать работу любого производственного подразделения. Проводимый на этой основе ретроспективный и оперативный экономический анализ позволяет обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы. Только нормативный метод учета затрат на производство дает возможность систематически в ходе производства контролировать затраты, влияющие на себестоимость продукции. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей.
При нормативном методе снижается трудоемкость проведения инвентаризации остатков незавершенного производства, достигается большая взаимосвязь бухгалтерского учета с планированием и оперативным учетом, обеспечивается координация работы бухгалтерии и других экономических и технических служб, значительно повышается роль бухгалтерского учета в экономической работе, а значит, и авторитет бухгалтерии. [13, стр.12]
1.2. Нормативная база учета затрат
Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н).
Отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования коммерческой (полной) себестоимости товарной продукции рассматриваются в отраслевых нормативных документах и применяются в той части, в которой они не противоречат нормативным и правовым актам (см., например, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Комитетом по торговле Российской Федерации по согласованию с Минфином России (Письмо от 25 апреля 1995 г. N 1-551/32-2); Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (Письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 161) и др. Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов - рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых, хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи - на заработную плату работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, амортизацию средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление, освещение, уборку помещений и т.п.), амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.).
Затраты на производство продукции являются текущими и включаются в затраты на производство продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.
Затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются отдельно от текущих затрат - например, затраты на приобретение основных средств возмещаются постепенно путем включения в затраты на производство проданной продукции части их стоимости в виде амортизационных отчислений.
В затраты на производство продукции включаются: предпроизводственные, единовременные затраты, осуществляемые до начала производства основной продукции и связанные с его подготовкой и освоением (затраты на наладку оборудования новых цехов, затраты на пробный выпуск предусмотренной проектом продукции); производственные затраты:
- непосредственно связанные с выполнением технологических операций (оплата труда основных производственных рабочих с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов на производство продуктов труда и др.); - на обслуживание и эксплуатацию производственного оборудования и машин (оплата труда рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования, с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды и стоимость материальных ресурсов, израсходованных на работу оборудования и др.);
- связанные с управлением производством (например, оплата труда начальников цехов с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды); управленческие и коммерческие расходы (затраты периода): - общие и административные затраты (оплата труда руководителей, специалистов и служащих заводоуправления с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов, израсходованных на общехозяйственные нужды, и др.); - расходы на продажу, связанные со сбытом продукции (затраты на упаковку продукции, оплату погрузочно-разгрузочных работ, транспортировку продукции, рекламу).
Управленческие и коммерческие расходы (затраты периода) являются накладными, т.е. не относятся к затратам, напрямую связанным с производством продукции. В зависимости от разработанной в организации учетной политики эти затраты могут либо включаться, либо не включаться в себестоимость продукции, что соответствует международной учетной практике. Необходимо отметить, что термин "расходы" в ПБУ 10/99 и МСФО привязан к отчету о прибылях и убытках (по сути, на формирование учетной (бухгалтерской) прибыли или учетной (бухгалтерской) суммы убытков). В обычной учетной практике расходы можно представить как совокупность затрат, включенных в коммерческую (полную) себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг). Затраты на производство продукции (работ, услуг) и их продажу, а также на приобретение и продажу товаров относятся к расходам на обычные виды деятельности. Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы считаются прочими расходами, состав которых также регламентируется ПБУ 10/99 (п. 11, 12, 13).
Следует отметить, что затраты подразделений организаций, оказывающих так называемые услуги непроизводственного характера (подразделения организации, осуществляющие деятельность в области общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.), формируют фактическую стоимость этих услуг.
Учтенные фактические затраты, связанные с оказанием указанных услуг, списываются в общеустановленном порядке в уменьшение выручки от оказания услуг (доходов от обычных видов деятельности).
Учитывая, что доходы от сдачи имущества в аренду (предоставления за плату во временное пользование, временное владение и пользование), признаваемую в соответствии с законодательством Российской Федерации возмездным оказанием услуг, рассматриваются как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг), расходы, связанные с этими операциями, должны формировать стоимость данных услуг.
Бухгалтерский учет расходов предполагает порядок их признания. Расходы признаются при соблюдении определенных условий (раздел IV ПБУ 10/99): расход хозяйственных средств (уменьшение экономической выгоды) согласно конкретному хозяйственному договору или в соответствии с действующим законодательством, а также по установленным и не противоречащим законодательству страны обычаям делового оборота; документальное обоснование суммы расхода (т.е. она должна поддаваться определению); отсутствие сомнений (неопределенности) в том, что следствием того или иного хозяйственного факта станет уменьшение экономических выгод (актив передан или передача произойдет в установленное время); определение амортизации на основе величины амортизационных отчислений, производимых в установленном порядке.
Дебиторская задолженность не признается в качестве расхода у кредитора. Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от прогноза поступления доходов (выручки от продажи продукции и прочих доходов), а также формы, в которой произведен расход (денежной, имущественной или иной). Следовательно, хотя затраты, связанные с производством продукции и ее продажей, организация несет с единственной целью - получить на них адекватный доход, в бухгалтерском учете признание указанных затрат расходом независимо от получения доходов обусловлено требованием полноты, а также принципом начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, следствием которых образуется расход).
В Отчете о прибылях и убытках обеспечивается объективная сопоставимость расходов с полученными на них доходами. Кроме того, в указанной отчетности расходы признаются: безотносительно к расчетам налогооблагаемой базы; по соответствию расходов доходам, признанным в установленном порядке; в случаях, когда в хозяйственных ситуациях расходы признаны, однако получение на них доходов (экономических выгод) или активов становится в силу объективных причин явно бесперспективным (дебиторская задолженность с просроченной исковой давностью, затраты, обусловленные простоями по вине организации, затраты на продукцию, производство которой приостановлено в связи с отказом покупателя от обязательств по договору поставки, и т.п.); по обязательствам, не обусловленным признанием соответствующих активов (например, группа затрат, не связанных с созданием имущества). Расходы признаются также, если их соотношение доходам трудно установить в рамках отчетного периода, поскольку поступление доходов возможно лишь в нескольких следующих за отчетным периодах, а потому не может учитываться по прямому признаку и, следовательно, требуется обоснованное распределение расходов между отчетными периодами с помощью принятых учетной политикой косвенных показателей.
Согласно статье 253 главы 25 НК РФ расходы организации подразделяются на:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
Следует напомнить, что в строительстве учет традиционно ведется по статьям расходов, к которым относятся:
- материалы;
- расходы на оплату труда рабочих;
- расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов;
- накладные расходы.
Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, позволяют вести строительным организациям учет по перечисленным выше статьям расходов. Планом счетов, в частности, выделены отдельные счета для учета следующих расходов:
- на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов — счет 25 "Общепроизводственные расходы";
- накладных расходов — счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Распределение других расходов по их статьям осуществляется путем использования соответствующей корреспонденции счетов, исходя из экономического содержания конкретных хозяйственных операций. Главой 25 НК РФ определено понятие расходов, применяемых для целей налогообложения. Согласно статье 252 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (статья 253), и внереализационные расходы (статья 265).
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы. Рассмотрим установленный главой 25 Кодекса состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), применительно к деятельности подрядных строительно-монтажных организаций.
1.3. Состав нормативного хозяйства на предприятии
Одной из важнейших проблем при внедрении нормативного метода является организация нормативного хозяйства. Под нормативным хозяйством предприятия понимается система норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление, которые пересматриваются по мере осуществления организационно-технических мероприятий.
Норма расхода — это максимально допустимая величина расхода материальных ценностей и трудовых затрат на изготовление единицы продукции. Нормы расхода разрабатываются на основе конструкторской и технологической документации, технико-экономических расчетов. Научно обоснованные расходные нормы способствуют более рациональному использованию в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости единицы продукции осуществлению более жесткого контроля за соблюдением норм и нормативов и своевременным доведением их до заинтересованных отделов, служб и цехов. Нормативная база содержит информацию, необходимую для составления нормативных калькуляций. [18, стр.19]
В организации и функционировании нормативного хозяйства принимают участие все отделы и службы предприятия. Процесс нормирования начинается на стадии проектирования. Во время освоения нормы должны корректироваться и доводиться до технически обоснованных.
Нормативный метод не допускает применения каких-либо средневзвешенных норм по укрупненным позициям или группам изделий, так как это неизбежно приводит к образованию так называемого «котла» и появлению и росту в арифметической прогрессии недокументированных отклонений. Поэтому при наличии большой номенклатуры изделий, значительном числе наименований деталей и широкой их применяемости необходимо не укрупнять калькулируемые позиции, а механизировать планирование и учет затрат, в первую очередь нормативное хозяйство.
При утверждении норм и нормативов необходимо выбирать наиболее экономичные технологические и конструкторские разработки без ущерба для качества производимых изделий. Формирование прогрессивных технико-экономических норм и нормативов является важным условием повышения эффективности производства и качества работы на основе совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Их внедрение способствует повышению эффективности учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на основе применения для этих целей нормативного метода. В связи с этим планово-экономический отдел, бухгалтерия и другие службы предприятия осуществляют контроль за качеством норм и нормативов и своевременно вносят предложения по пересмотру завышенных и устаревших норм и нормативов. Систематическое снижение норм расхода материалов и повышение норм выработки – одно из важнейших направлений повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Поэтому учет изменений норм необходим в любых условиях независимо от применения нормативного метода учета. Такой учет дает богатую информацию для анализа тенденций в изменениях норм, оценки темпов технического развития производства, резервов повышения его эффективности, состояния и обоснованности нормативного хозяйства, повышения научного уровня нормирования. [7, стр.33]
Плановые нормы затрат на производство конкретных изделий должны быть, как правило, ниже уровня фактических затрат за истекший год и действующих норм на начало планового периода. По своему экономическому содержанию плановые нормы устанавливаются на каждое изделие в целом по соответствующим статьям калькуляции, а действующие нормы устанавливаются в части трудовых затрат - на каждую операцию в условиях индивидуальной организации труда. Действующие нормы служат основанием для непосредственного отпуска материальных ресурсов на производственные нужды и расчета заработной платы. Эти же нормы используют для калькулирования нормативной себестоимости продукции по состоянию на определенную дату, например на начало и конец отчетного периода.
Основным источником формирования нормативной базы прямых материальных затрат является техническая документация, разрабатываемая в производственном, техническом и сметном отделах. Эти отделы являются держателями соответствующей информации и несут ответственность за поддержание ее в рабочем состоянии, своевременное представление технической документации в планово-экономический отдел, а также своевременное сообщение обо всех изменениях нормативной информации с указанием сроков внедрения новых норм. Они же обеспечивают технической документацией и информацией о нормах расхода все подразделения, где используются материалы.
По мере развития работ по применению нормативного учета необходимо, чтобы на предприятии были созданы нормативы материальных затрат на услуги по обслуживанию производства и управлению: на час работы оборудования каждого вида и инструмента; на единицу ремонта по видам оборудования, транспортных средств; на единицу всех перемещаемых грузов одним видом транспортных определенного маршруту внутризаводских перевозок; нормативы материальных затрат в составе общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов. Разработка таких нормативов позволяет повысить качество калькулирования нормативной себестоимости изделий и способствует совершенствованию системы текущего контроля за материальными затратами и распределению их фактического расхода между видами продукции. [20, стр.45]
Нормативная себестоимость показывает, во что обходится производство изделий на каждый данный момент времени при соблюдении установленных норм и нормативов расходов материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Действующие на предприятии нормы расхода в сопоставлении с фактическим уровнем затрат служат для текущего контроля за использованием средств производства и рабочей силы. Построенные на основе этих норм показатели нормативной себестоимости применяются для выявления результатов внутрихозяйственного расчета цехов, участков, бригад на предприятии. Для контроля за динамикой норм целесообразно в нормативных калькуляциях себестоимости продукции отражать нормы на начало и конец года. Достижение уровня нормативных затрат, а тем более экономии в результате снижения фактических затрат по сравнению с технически обоснованными нормами служит основанием для материального и морального поощрения соответствующего коллектива работников. По мере внедрения в производство новых норм затрат в соответствии с ними пересчитываются и показатели нормативной себестоимости. Калькуляции нормативной себестоимости отражают определенные этапы достижения планового уровня затрат. [4, стр.5]
1.4. Нормативные калькуляции и учет изменений норм
Исходной базой исчисления, контроля и анализа фактической себестоимости продукции в условиях нормативного метода являются нормативные калькуляции. Они составляются на весь развернутый ассортимент выпускаемой продукции. Нормативные калькуляции составляются по нормам, действующим на начало месяца. При наличии нескольких норм для различных условий выбираются наиболее экономичные.
С целью облегчения учета отклонений от норм и калькулирования себестоимости продукции изменения в нормы целесообразно приурочивать к началу месяца. Изменения норм оформляются специальными извещениями, которые выписываются отделами, контролирующими соответствующие нормы. Извещения или другие документы об изменениях норм поступают в нормативное бюро, где регистрируются в специальной ведомости учета изменений норм и контроля выполнения плана организационно-технических мероприятий. По мере поступления извещений нормативное бюро вносит изменения в техническую документацию, а к началу месяца — и в нормативные калькуляции. По окончании месяца здесь же подсчитывается и анализируется информация об экономической эффективности внедрения организационно-технических мероприятий.
Выявленные отклонения за месяц суммируются в сводной ведомости учета отклонений по причинам и виновникам, которая служит основанием для издания приказа, где анализируются причины возникновения отклонений и устанавливаются мероприятия по предотвращению их появления в будущем. При этом на виновных лиц накладываются административные взыскания, а к поставщикам и контрагентам предъявляются иски. Ни один акт ревизии не может вскрыть столько недочетов в работе предприятия за год, сколько одна сводка отклонений за неделю. [10, стр.52]
2. Система организации учета затрат и себестоимости на практике ООО ЗЖБК «Газпром»
2.1 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
Для производства продукции необходимо три основных компонента: основные производственные материалы, труд производственных рабочих и общепроизводственные накладные расходы. В понятие "материалы" включаются как основные производственные материалы, так и вспомогательные. Основными производственными материалами считается сырье, которое непосредственно используется для производства продукции. На данном предприятии это древесина, идущая на производство оконных и дверных блоков, металл различных сортов и видов профилей т.п., Вспомогательными производственными материалами считается сырье или материалы, не входящие физически в состав производимой продукции, но необходимые для успешного осуществления производственного процесса. В данном случае сюда можно отнести смазочные масла для станков и механизмов. В связи с тем, что основные производственные материалы физически входят в состав готовой продукции, стоимость использованных основных материалов должна быть включена в себестоимость готовой продукции как одна из трех составляющих производственной себестоимости. В процессе производства работники производят из основных производственных материалов готовую продукцию. Трудом производственных рабочих считается труд работников, занятых в производстве готовой продукции из основных производственных материалов. Трудом вспомогательных рабочих считается труд работников, участвующих в процессе производства, но не занятых в производстве готовой продукции из основных производственных материалов. В себестоимость готовой продукции входит стоимость обеих статей. Труд производственных рабочих учитывается как отдельная составная часть производственной стоимости, а стоимость труда вспомогательных рабочих включается в общепроизводственные накладные расходы.
В общепроизводственные накладные расходы входят все статьи, необходимые для производства продукции, за исключением основных производственных материалов и труда производственных рабочих. Несмотря на то что статьи, отнесенные к общепроизводственным накладным расходам, необходимы для производства продукции, невозможно определить их конкретное наличие в каждом произведенном изделии. В ООО ЗЖБК «Газпром» общепроизводственными накладными расходами являются:
- вспомогательные производственные материалы и труд вспомогательных рабочих,
- ремонт и материально-техническое обеспечение,
- амортизационные отчисления на машины и оборудование,
- стоимость коммунальных услуг (тепло-, энерго-, электро- и водоснабжение, арендная плата, налог на недвижимое имущество, страховые платежи за помещение, групповое страхование работников производства.
Хотя в состав общепроизводственных расходов включается значительное число расходов различных видов, все они рассматриваются как одна составная часть и включаются в общую сумму общепроизводственных накладных расходов за отчетный период. В ООО ЗЖБК «Газпром» не подлежат включению в себестоимость отчисления на производство новых цехов (производство новых цехов возмещается за счет средств, направляемых на финансирование капитальных вложений), затраты на подготовку и переподготовку кадров, затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ осуществляются за счет себестоимости, а платежи за превышение их - за счет прибыли.
2.2 Учет формирования себестоимости продукции
ООО ЗЖБК «Газпром» после оформления заказа клиента покупает сырье и материалы, а затем производит продукцию для последующей реализации. На практике предприятие списывает производственные затраты на производимые изделия в течении отчетного периода. При реализации изделий стоимость включенных в них производственных затрат образует себестоимость реализованной продукции. Производственные затраты, отнесенные на нереализованные изделия, образуют себестоимость запасов на конец отчетного периода. Планом счетов и Положением о Бухгалтерском учете и отчетности предусмотрено два варианта группировки и списания затрат на производство и калькулирование себестоимости.
Первый вариант основан на разделении расходов на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции. Второй вариант основан на разделении расходов на переменные и постоянные и исчислении неполной производственной себестоимости продукции. Для ООО ЗЖБК «Газпром» характерен традиционный для отечественного учета первый, так называемый калькуляционный вариант. То есть в течении отчетного периода по дебету счетов затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и другие) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, то есть непосредственно связанные с производством данного вида продукции, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанные непосредственно с конкретным продуктом, а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им.
Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счетов 20 или 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая производственная себестоимость готовой продукции. Величина себестоимости выпущенной продукции (как нормативной, так и плановой) отражается по кредиту счёта 40. После того, как продукция изготовлена и передана на склад, в учёте производится запись: Д43 – К40 Оприходована готовая подукция по нормативной (плановой) себестоимости. При продаже готовой продукции производятся записи: Д62 – К90-1 Отражена выручка от продажи готовой продукции Д90-2 –К43 Списана нормативная (плановая себестоимость готовой продукции) Д90-3 –К68 субсчет «Расчеты по НДС» Начислен НДС с выручки от продажи продукции
Фактическая себестоимость выпущенной продукции учитывается по дебету сч.40:
Д40 – К20 Списана фактическая себестоимость продукции,выпущенной основным производством
Д40 – К23 Отражена фактическая себестоимость продукции, выпущенной вспомогательным производством (обслуживающим хозяйством) Как правило, нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции не совпадает с фактической себестоимостью. Дебетовое сальдо по сч.40 – это превышение фактической себестоимости над нормативной или плановой (перерасход), кредитовое – превышение нормативной или плановой себестоимости над фактической (экономия). Д90-2 – К40 Списано превышение фактической стоимости выпущенной продукции над её нормативной (плановой) себестоимостью (Д90-2 – К40) Сторнировано превышение нормативной (плановой) стоимости выпущенной продукции над её фактической себестоимостью. В конце месяца отражается финансовый результат от продажи продукции. Для этого в учёте делается запись:
Д90-9 – К99 Отражена прибыль от продажи продукции
Д99 – К90-9 Отражен убыток от продажи продукции
2.3 Учет сырья и материалов
Цель учета сырья и материалов состоит в том, чтобы иметь необходимые данные о стоимости приобретенных и использованных в производстве материалов. При учете товарно-материальных ценностей (запасов) предприятие должно показать количество единиц каждого из видов запасов, имеющихся в наличии, и их себестоимость. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятиям предоставлено право выбора порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов. Для предприятия характерен традиционный вариант отражения в учете данного процесса, который предполагает записи по дебету счетов 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
Материальные ценности в пути, оплаченные, но не поступившие на предприятие, характеризуют при данном подходе к учету сальдо по дебету счета 60 (оплата ценностей - дебет счета 60 и других аналогичных счетов и кредит счета 51 "Расчетный счет"). Материальные ценности в пути неоплаченные не отражаются при данном варианте учета в синтетическом учете. Материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности, в конечном счете, по их фактической себестоимости. В ООО ЗЖБК «Газпром» определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, производится методом по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов, или по отдельным видам ресурсов.
2.4 Учет затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов
Включение в себестоимость затрат по эксплуатации строительной техники отражается в учете следующими проводками:
Д 25 - К 10 стоимость израсходованных материалов, запасных частей, топлива;
Д 25 - К 70 сумма начисленной заработной платы работников, занятых управлением и эксплуатацией строительной техники;
Д 25 - К 69 сумма единого социального налога, исчисленная от заработной платы работников, занятых управлением и эксплуатацией строительной техники;
Д 25 - К 69 взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (1,7 % — для строительных организаций в соответствии с Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 № 975; с изм. и доп.);
Д 25 - К 02 сумма амортизации строительной техники, относящейся к основным средствам.
Д 25 - К 26 сумма накладных расходов основного производства, приходящихся на расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, исходя из объема выполненных при этом работ в стоимостном выражении (плановой себестоимости);
Д 25 - К 60 затраты по оплате услуг сторонних организаций. По кредиту счета 25 отражается распределение фактических затрат по эксплуатации машин и механизмов по объектам учета. Как правило, счет 25 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Распределение суммы фактических затрат по счету 25 за месяц производится исходя из фактической себестоимости одного машино-часа (машино-смены) или единицы объема работы каждого вида (группы) техники и фактического количества отработанных машино-часов (машино-смен) либо выполненного ими объема работ.
Себестоимость единицы работы по каждому виду (группе) машин и механизмов высчитывается путем деления суммы фактических затрат за месяц по данному виду техники на количество отработанных данным видом техники машино-часов (машино-смен) или объем выполненных работ на всех объектах использования техники. Количество машино-часов (смен) или объем работ, выполненных каждым видом машин и механизмов, отражается в отчетах производителей работ или главного механика, которые составляются на основании данных журнала учета работы строительных машин (механизмов) формы № ЭСМ-6 и ежемесячно сдаются в бухгалтерию.
Предприятия могут производить распределение затрат и другими методами. Метод распределения затрат должен быть отражен в учетной политике предприятия.
Распределение затрат по счету 25 отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Д 20 - К 25 стоимость работ (услуг), выполненных на объектах основного производства;
Д 23 - К 25 стоимость работ (услуг), выполненных для вспомогательных производств;
Д 26 - К 25 стоимость работ (услуг), выполненных при благоустройстве строительных площадок;
Д 10 (15) - К 25 стоимость услуг, выполненных при производстве погрузо-разгрузочных работ;
Д 29 - К 25 стоимость работ (услуг), выполненных для обслуживающих производств и хозяйств;
Д 46 - К 25 стоимость услуг, выполненных для сторонних организаций или других структурных подразделений предприятия.
Если в структурном подразделении отдельные машины и механизмы эксплуатируются только во вспомогательных производствах, учет затрат по их эксплуатации и содержанию следует вести непосредственно на счете 23 "Вспомогательные производства".
Стоимость работ (услуг), выполненных управлениями механизации, относится с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов 10 (15), 20, 23, 26, 29.
2.5 Отражение себестоимости и доходов в отчетности Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период. То есть результаты деятельности предприятия отражаются в отчетности. В ней суммируется движение себестоимости и доходов и указывается финансовая ситуация на конец отчетного периода. В отчете о прибылях и убытках себестоимость продукции не отражается до момента реализации продукции. Только после этого себестоимость продукции учитывается как себестоимость реализованной продукции, то есть как статья расходов, отражаемая в отчете о прибылях и убытках.
Себестоимость продукции, произведенной за месяц, отражается в отчете о себестоимости произведенной продукции. Но этот отчет составляется для внутреннего пользования и не включается в финансовую отчетность. Бухгалтерский баланс дополняет отчет о прибылях и убытках, так как ни один из них в отдельности не дает достаточно полного представления о финансовом положении и результатах деятельности предприятия.
3. Расчет и анализ расчетных показателей ООО ЗЖБК «Газпром»
3.1 Сметная и плановая себестоимости - база учета и калькулирования
В силу разнообразия продукции капитального строительства, различий гидрогеологических и географических условий производства, динамичности производственного процесса строительному производству присущ индивидуальный характер. Это вызывает необходимость составления индивидуальной сметы на каждый строительный объект, учитывающий принятые в проекте технические решения и конкретные условия производства строитсльно-монтажных работ.
Составление сметы основано на исчислении (калькулировании) сметной себестоимости строительного объекта. С этой целью исчисляется величина сметных затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Основой сметной себестоимости строительной продукции выступают сметные калькуляции заготовления строительных материалов, эксплуатации строительных машин и применения трудовых затрат. При разработке сметных норм используются усредненные условия и методы производства работ для всего комплекса строительных процессов.
Так, сметная себестоимость заготовления строительных материалов калькулируется франко-приобъектный склад, т.е. включая оптовые цены промышленности на материалы, транспортные расходы нег доставку на строительную площадку, стоимость тары и реквизита, наценку снабженческо-сбытовых организаций и загото-витсльно-складские расходы. Сметная себестоимость 1 машино-часа каждого вида строительных машин и механизмов калькулируется, включая единовременные, годовые и текущие расходы. Амортизация машин рассчитывается из усредненной инвентарной стоимости с учетом среднего размера расходов на доставку и среднегодового числа часов работы машин. При исчислении эксплуатационных затрат исходят из норм на содержание механизаторов, норм расходов на материалы, запасные части и заработную плату при техническом обслуживании и текущем ремонте, норм затрат энергоресурсов с учетом режима работы двигателя в течение рабочей смены. Добавлялись накладные расходы в процентах от заработной платы рабочих, занятых техническим обслуживанием и их текущим ремонтом. В сметную стоимость строительного объекта включаются накладные расходы, исчисляемые в процентах от принятой базы (прямых затрат или основной заработной платы рабочих).
Типизация, стандартизация и унификация объемно-планировочных и конструктивных решений, зданий и сооружений позволили установить укрупненные нормы потребности материальных, технических и трудовых ресурсов для возведения определенных зданий и сооружений и выполнения строительно-монтажных работ. На основе укрупненных норм и сметной себестоимости заготовления материалов, услуг строительных механизмов и труда рабочих составляется сметная себестоимость единицы конструктивного элемента строительных зданий и сооружений, отдельных видов работ или всего объекта.
В сводных сметах строек и объектов предусматриваются некоторые затраты по установленным нормам, лимитам или их аналогам. В частности, это затраты на временные здания и сооружения, производство строительно-монтажных работ в зимнее время и др. Кроме того, для покрытия возможных дополнительных расходов, вызванных дополнительными работами, уточнением объемов работ, изменением характера, методов и способов выполнения, применяемой строительной техники и т.п., предусматривается резерв на непредвиденные работы и затраты в процентах от общей стоимости всех затрат. Часть резерва присоединяется к сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями, в размере 1-2% стоимости строительно-монтажных работ. Другая часть резерва остается в распоряжении заказчика для покрытия его непредвиденных затрат. Важное значение для получения прибыли имеет экономически обоснованное снижение сметной стоимости строительной продукции. Это достигается за счет максимальной типизации и унификации конструкций, строительных деталей, зданий и сооружений в целом (т.е. массового применения наиболее совершенных типовых проектов), индустриализации, обеспечивающей высокий уровень производительности труда при массовом применении сборных деталей и конструкций заводского изготовления: улучшения организации и технологии строительного производства, оснащения его более совершенными средствами механизации работ.
В строительстве обходятся без плановой калькуляции себестоимости объекта, а фактические затраты по существу сопоставляются со сметными величинами. При отсутствии калькулирования плановой себестоимости строительных объектов исчисляется плановая себестоимость строительно-монтжных работ в целом по строительному предприятию. С этой целью определяется уровень рентабельности(в процентах) строительно-монтажных работ: отношение плановой прибыли к сметной стоимости запланированного к выполнению объема работ по объектам, подлежащим сдаче в плановом периоде. Разница между плановым уровнем рентабельности и процентом плановых накоплений принимается за плановый уровень снижения сметной себестоимости. Этот процент снижения себестоимости распространяется на весь объем строительно-монтажных работ безотносительно к их готовности.
Для обеспечения намеченного уровня снижения сметной себестоимости разрабатываются организационно-технические мероприятия, иными словами, устанавливаются возможности снижения издержек производства за счет измерения планового объема и структуры строительно-монтажных работ, роста производительности труда, более экономного использования материалов, уменьшения транспортных и заготовительно-складских расходов, улучшения использования машинного парка, повышения сменности работы, сокращения простоев. Таким образом, определяется уровень снижения сметной себестоимости по отдельным статьям затрат, предусмотренных сметой. Но поскольку часть затрат строительного предприятия возмещается застройщиком сверх договорной сметной стоимости, то для соблюдения сопоставимости с фактическими расходами плановая себестоимость должна включать суммы компенсаций и льгот. Следовательно, плановая себестоимость строитсльно-монтажных работ исчисляется исключением из договорной (сметной) стоимости (без НДС) сумм плановых накоплений и заданий по снижению сметной себестоимости этих работ и добавлением сумм компенсаций, причитающихся с застройщика сверх сметной стоимости. Плановая себестоимость фактически выполненного объема строительно-монтажных работ рассчитывается также путем корректировки сметной себестоимости работ, выполненных собственными силами, по тому же плановому проценту снижения сметной себестоимости и с добавлением фактически возмещенных сумм компенсаций. Аналогично доводятся до плановой величины сметные суммы каждой статьи расходов, но только по строительному предприятию в целом. При этом сохраняются усредненность и условность запланированных расходов.
Плановая себестоимость конкретных строительных объектов не рассчитывается ни при составлении строительного бизнес-плана, ни при составлении оперативных данных о себестоимости строительно-монтажных работ. Следует отметить, что такой метод внутрифирменного планирования себестоимости не увязывается с производственными нормами в конкретных условиях строительства. Усредненность и укрупненность натуральных показателей не позволяют применять их в качестве предела расхода, которым руководствовались бы исполнители. Аналогично сметные цены могут отличаться от расчетных цен на материалы и услуги механизмов. Поэтому формирование плановой себестоимости работ не базируется на производственных нормах расхода, что ослабляет контроль за издержками производства. При исчислении производственных издержек на возведение предприятий, очередей, пусковых комплексов и строительных субъектов важное значение имеет выбор объектов учета и объектов калькулирования. В зависимости от особенностей технологического процесса, характера продукции в качестве объекта калькулирования в строительстве принимается или вся совокупность выполненных работ по строительному объекту, или определенная се часть (этап, конструктивный элемент), или одинаковый вид работ и услуг. Если технологический процесс состоит из ряда последовательных однообразных или периодически повторяемых работ (линейное строительство), то объектом калькулирования может быть готовая часть одинакового вида продукции, которая полностью завершена в отчетном периоде (например, земляное полотно дороги). Когда технологический процесс строительства заключается в последовательном выполнении разнообразных комплексов работ одной организацией-исполнителем (например, строительство жилого дома от нулевого цикла до его сдачи), то объектом калькулирования может быть строительный объект в целом. Если строительное предприятие выполняет на субподрядных началах лишь часть работ, связанных с сооружением объекта, пускового комплекса или очереди предприятия, то объектом калькулирования становится только совокупность этих работ. У генподрядчика калькулированным объектом является весь пусковой комплекс, отдельная очередь предприятия или строительный объект. Учет издержек производства организуется в соответствии с требованиями калькуляции.
Поэтому группировку производственных издержек целесообразно осуществлять в разрезе объекта калькулирования.В этом случае объекты учета совпадут с объектами калькулирования. Однако это реализовать практически затруднительно из-за особенностей производственного процесса. Кроме того, перед учетом производственных затрат стоят и другие задачи. В частности, учет, осуществляя контрольные функции, должен давать своевременную информацию о рациональности и целесообразности производимых затрат. Это достигается группировкой затрат не только по калькуляционным объектам, но и по исполнителям. Следовательно, субъектом учета производственных затрат могут быть виды работ, а также отдельные стороны производственного процесса, характеризуемые однородными расходами, в пределах которых группируются издержки, исходя из требований контроля за их уровнем, хозрасчета и калькулирования. Так, с целью контроля уровня затрат за объекты учета принимаются расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные и другие расходы. Иногда из-за множества мелких объектов затрудняется прямое отнесение расходов по каждому строительному объекту, поэтому объектом учета становится группа однородных строительных объектов. При организации учета, когда объекты учета соответствуют объекту калькулирования или являются частью калькуляционного объекта, обеспечивается более точное определение их себестоимости. Укрупнение объектов учета затрат порождает условные способы распределения расходов. Поэтому важно найти ту степень детализации расходов, которая, не осложняя первичный учет, обеспечивала бы достаточную достоверность фактической себестоимости продукции.
Однако в строительстве, даже в тех его подотраслях, где ярко выражено индивидуальное производство, совпадение объектов учета и объектов калькулирования может быть лишь относительное. В самом деле, при группировке затрат по строительным объектам производственные издержки учитываются не только по ним, но и по назначению: расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы и т.п. Кроме того, при участии в сооружении одного предприятия, пускового комплекса или объекта нескольких подразделений строительного предприятия учет ведется по исполнителям, т.е. фактически здесь объекты калькулирования крупнее объекта учета. Но после заключительных бухгалтерских записей по счетам (закрытие собирательно-распределительных счетов) и обобщения расходов разных исполнителей объект учета будет совпадать с объектом калькулирования. В производствах по ремонту зданий и сооружений при большом количестве ремонтируемых объектов учетный объект крупнее калькуляционного, так как объединяет затраты, относящиеся к нескольким калькуляционным объектам. Здесь текущий учет организуется по совокупности однотипных объектов, ремонтируемых одним участком или бригадой. Но нередко в учетные группы входят все строительные объекты одного заказчика, существенно отличающиеся уровнем затрат, или все объекты одного участка и организации в целом независимо от разнотипности объектов. Такси учет часто приводит к искажению фактической себестоимости отдельных строительных объектов. Калькуляционной единицей служит величина, принятая для измерения выполненного однородного объема работ или изготовленной продукции. В строительстве при исчислении единичной фактической себестоимости применяются: квадратный метр полезной площади, километр дорожного пути, трубопровода, кубический метр емкости, объема, единица мощности промышленного цеха и т.п.
Исчисление себестоимости законченного предприятия, очереди, пускового комплекса и даже объекта строительства недостаточно для анализа себестоимости и изыскания резервов снижения производственных издержек. Можно объединить совокупность объектов с разными характеристиками, но одинаковых по назначению, например жилых домов разноэтажных, из разных материалов и пр. Исчисление средней себестоимости 1 кв. м полезной площади таких разнородных объектов позволит выявить более широкий круг факторов, влияющих на уровень затрат, в частности изменения плановой структуры жилищного строительства, тенденции изменения себестоимости разных типов возведенных зданий.
3.2 Классификация методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости строительной продукции
Одним из главных показателей деятельности строительного предприятия является себестоимость строительных работ (строительной продукции). Исчисление себестоимости единицы строительной продукции (отдельных видов работ) называется калькуляцией. В строительстве различают плановую, сметную и фактическую себестоимость и соответственно виды калькуляции.
Сметная калькуляция—сметная себестоимость 1 куб. м здания (себестоимость объекта в целом или отдельных видов работ, конструкций здания) — определяется по сметным расценкам (нормам), т.е. по усредненным расценкам на расход материальных ресурсов и оплату затрат труда рабочих с учетом накладных расходов и лимитированных затрат на 1 куб. м здания.
Плановая калькуляция—плановая себестоимость 1 куб. м здания (или плановая себестоимость всех работ на объекте) — рассчитывается как разность между сметной себестоимостью объекта и величиной затрат по мероприятиям, повышающим организационно-технический уровень строительного производства по возведению конкретного объекта в расчете на 1 куб. м здания.
Плановая себестоимость строительных работ в целом по строительному предприятию (смета затрат на производство) определяется суммированием плановой себестоимости работ по объектам. Фактическая калькуляция—фактическая себестоимость 1 куб. м здания, всех строительных работ на объекте — это фактически произведенные затраты на производство 1 куб. м строительной продукции, включая и незапланированные непроизводительные расходы.
Калькулирование себестоимости строительных работ зависит от характера технологического процесса, различают простое и сложное производства. Простое производство состоит из одного технологически непрерывного процесса с выпуском однородной продукции, тогда как сложное производство включает ряд непрерывных технологических процессов. Объект калькулирования в простом производстве — готовая продукция. В сложном производстве вырабатывается неоднородная продукция, или при производстве однородной продукции технологический процесс проходит ряд последовательных этапов, причем сначала создаются полуфабрикаты, детали, узлы, а затем уже готовые изделия. Калькулирование себестоимости осуществляют, как правило, позаказным или нормативным методом. В подсобных (вспомогательных) и обслуживающих производствах строительных предприятий, помимо названных методов, могут применяться попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости строительных работ применяют в условиях массового и крупносерийного производства разнородной продукции или различных видов работ при наличии на предприятии системы прогрессивных норм и нормативов расхода материальных и трудовых ресурсов. Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на строительное производство учитывают по производственным нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями: обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от производственных норм с указанием объекта возникновения отклонений, причин и виновников их образования: учитывают изменения, вносимые в действующие нормы затрат, в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость работ: фактическая себестоимость строительных работ (объекта) определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
3ф=3н+ О + И,
где Зф— затраты фактические;
3н— затраты нормативные;
О — величина отклонений от норм;
И — величина изменений норм.
Приведем пример калькулирования себестоимости изделий по методу нормативного учета:
Норма расхода материалов на 1 изделие, кг 10
Отклонения от нормы расхода (экономия), % 10
Фактический расход материалов на 1 изделие, кг 9
Плановая себестоимость 1 кг материалов, тыс.руб. 50
Фактический расход материалов на 1 изделие по плановой себестоимости, тыс.руб. 45
Отклонения от плановой себестоимости (экономия), % 1
Фактическая себестоимость израсходованных материалов, тыс. руб. 4,45
Норма расхода заработной платы на 1 изделие, тыс.руб. 5
Отклонения от плановой суммы расходов (экономия), % 2
Фактический расход заработной платы, тыс.руб. 4,9
Итого основные расходы, тыс.руб. 9,35
Накладные расходы к основным — 20%, тыс.руб. 1,87
Отсюда: а) фактическая себестоимость изделия, тыс.руб. 11,22
б) себестоимость всего выпуска (1000 изделий), тыс.руб. 11220
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости строительной продукции требуют разработки нормативных калькуляций на основе производственных норм, действующих на предприятии, и квартальных смет расходов по статьям накладных расходов.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (материалы, заработная плата, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов). Отклонения по косвенным расходам распределяют по объектам по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или в особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. Нормативный метод сложенный и трудоемкий, что сдерживает его широкое применение.
Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости строительных работ призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно — отклонений от норм и их изменений, обеспечить точное калькулирование себестоимости строительной продукции. Повышаются также аналитические функции учета, в котором отражаются основные факторы, влияющие на отклонения себестоимости от плановой. В то же время упрощается техника учета себестоимости продукции вследствие применения обоснованных средних процентов отклонений от расходных норм и цен для однородных видов затрат. Упрощается и оценка незавершенного производства, для которой используются данные о нормативной стоимости работ и деталей.
Нормативный учет требует соблюдения определенного порядка распределения затрат на производство. В ведомостях распределения материалов и заработной платы должны приводиться нормы расходов и отклонений от них, исходя из которых определяются коэффициенты отклонений, необходимые для калькулирования себестоимости отдельных видов изделий.
Однако некоторые строительные предприятия ограничивают применение данного метода использованием его лишь как приема калькулирования себестоимости строительной продукции (в дорожном и жилищно-гражданском строительстве). В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции — оперативного текущего контроля за производственными затратами, своевременного предотвращения сверхнормативного расхода ресурсов.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции является основным в строительстве. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают отдельный объект строительства, вид, комплекс работ, который строители обязались выполнить согласно договору. Учет затрат ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный анастатический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве способам. Позаказный метод учета применяется в подсобных производствах, вырабатывающих индивидуальную или мелкосерийную продукцию. Позаказным методом учитываются затраты на производство деревянных или железобетонных конструкций и деталей в подсобных производствах строительной организации, ремонт экскаваторов или автомашин в ремонтно-механической мастерской и т.п.
При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции все затраты считаются незавершенными строительным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.
К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют во вспомогательных производствах строительного предприятия с комплексным использованием сырья, а также при массовом и крупносерийном производстве, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам. Например, отдельными фазами производства кирпича будут: добыча и приготовление глины, формовка сырца, его сушка, обжиг. В соответствии с этим в учете подразделяются и производственные затраты.
При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные (сопутствующие) и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта. Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта. При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции. Иными словами, калькулирование производится по схеме: - стоимость исходного материала плюс расходы по первой переработке равняется себестоимости полуфабриката А;
- себестоимость полуфабриката А плюс расходы по второй переработке равняется себестоимости полуфабриката Б;
- себестоимость полуфабриката Б плюс расходы по третьей переработке равняется себестоимости полуфабриката В;
- себестоимость полуфабриката В плюс расходы по четвертой переработке равняется себестоимости готового изделия.
Необходимость в особом учете и калькулировании себестоимости полуфабрикатов собственного производства ограничивается случаями, когда они в какой-либо части предназначаются для реализации на сторону или представляют такие виды продукции, которые на других предприятиях являются готовой продукцией.
При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции. Попроцессный (простой) методучета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в подсобных производствах с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (карьеры по добыче гравия, электростанции и т.п.).
Калькулирование себестоимости единицы продукции может производиться путем деления суммы производственных затрат на количество произведенной продукции. Этот метод калькулирования себестоимости продукции применяется в таких производствах, как электростанции, паросиловое хозяйство, карьеры по добыче какого-либо одного материала (песка, гравия и т.д.).
При выпуске небольшого ассортимента однородной продукции (например, в карьерах, добывающих одновременно песок, бут и гравий) калькулирование себестоимости единицы продукции усложняется. В этих случаях применяется так называемый метод условных коэффициентов, при котором производственные издержки относятся на отдельные виды продукции пропорционально их плановой стоимости.
Пример. Карьером в истекшем месяце добыто:
песка — 4000 м3на сумму 120 тыс. руб., плановая цена 1 м3— 3 тыс. руб.;
бута — 3000 м3па сумму 150 тыс. руб., плановая цена 1 м3— 5 тыс. руб.; гравия — 2000 м3на сумму 80 тыс. руб., плановая цена 1 м3— 4 тыс. руб. Всего на сумму 350 тыс. руб.
Если фактические затраты по добыче всех этих материков составляют 330 тыс. руб., то отношение фактической себестоимости к плановой (330:350) равно 0,94. Пользуясь этим коэффициентом, можно определить фактическую стоимость единицы продукции.
Так, себестоимость продукции составит:
1 м3песка — 2,82 тыс. руб. (3,0 х 0,94);
1 м3бута — 4,7 тыс. руб. (5,0 х 0,94);
1 м3гравия — 37,6 тыс. руб. (4,0 х 0,94).
В производствах, где одновременно выпускаются различные виды продукции или выполняются разные заказы, не все расходы могут быть определены прямым путем. Эти расходы распределяются между видами продукции и заказами на основе какого-либо косвенного признака (например, пропорционально заработной плате производственных рабочих) и называются поэтому косвенными расходами. К ним относятся накладные расходы, амортизация основных фондов и ряд других.
3.3 Анализ финансово – экономических показателей деятельности ООО ЗЖБК «Газпром»
Таблица 1
|
Наименование показателей |
Ед.изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
в % к 2007г. |
I полугодие |
в % к 2008г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2008 |
2009 |
|
1 |
Производство основных видов продукции в натуральном выражении в том числе: сборный железобетон товарный бетон и растворы товарная арматура известковый раствор |
м3 м3 т м3 |
26643 3744 60 |
37552,8 9500,8 128,9 801,6 |
46343,2 8086,5 302,6 1631,2 |
123,4 85,1 в 2,3 р в 2 р |
22301,4 3821,8 126,6 802,5 |
14049,2 4021,8 77,9 803 |
62,9 105,2 61,5 100,1 |
2 |
Объём производства в действующих ценах |
тыс.руб |
38567,9 |
67679,0 |
91726,6 |
135,5 |
42615,0 |
34765,1 |
81,6 |
3 |
Выручка от продажи продукции (без НДС и акцизов) |
тыс.руб |
36374 |
67852 |
88808 |
130,9 |
39843 |
42544 |
106,8 |
4 |
Затраты на 1 руб. произведённой продукции |
руб. |
0,91 |
0,91 |
0,86 |
94,5 |
0,91 |
0,91 |
100 |
5 |
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
231 |
294 |
328 |
111,6 |
322 |
275 |
85,4 |
6 |
Производительность труда 1 рабочего |
т.руб |
206 |
214,5 |
299,2 |
139,5 |
156,1 |
152,5 |
97,7 |
7 |
Производительность труда 1 работающего |
т.руб. |
167 |
176,9 |
250,7 |
141,7 |
132,3 |
126,4 |
95,5 |
8 |
Просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату |
тыс.руб |
1329 |
1100 |
2511 |
62,3 |
- |
- |
|
9 |
Прибыль от продажи |
тыс.руб |
3403 |
5106 |
10263 |
в2 р |
4261 |
3702 |
86,9 |
10 |
Прибыль до налогообложения |
тыс.руб |
3557 |
5546 |
12700 |
в2р |
4123 |
3556 |
86.2 |
11 |
Чистая прибыль |
тыс.руб |
1965 |
2413 |
8279 |
в 3.4 |
2151 |
2410 |
112,0 |
12 |
Просроченная задолженность по платежам во внебюджетные фонды |
тыс.руб |
298 |
684 |
520 |
76,0 |
524 |
638 |
121,8 |
13 |
Просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней |
тыс.руб |
980 |
1110 |
1775 |
159,9 |
699 |
1100 |
157,4 |
14 |
Инвестиции в основной капитал |
тыс.руб |
1140 |
1129 |
2798 |
в 2 р |
1200 |
- |
- |
15 |
Финансовое участие в благотворительных мероприятиях, проводимых администрацией города и района |
тыс.руб |
14 |
38 |
45 |
247,8 |
23 |
50 |
в 2 р |
При оценке вышеприведённых финансово-экономических показателей деятельности ООО ЗЖБК «Газпром» видно, что за эти два года происходит рост основных количественных и качественных показателей.
В 2008 году работниками ООО ЗЖБК «Газпром» произведено сборного железобетона на 23,4% больше, чем в 2007 году (Таблица 1). Выручка от реализации продукции, работ, услуг в 2008 году возросла в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом.
Себестоимость продукции, работ, услуг возросла снизилась в 2001 году на 5,5 % по сравнению с 2007 годом за счет увеличения доли выпуска ж/б изделий по современной технологии преднапряженного армирования. Увеличение прибыли от реализации продукции, работ, услуг за анализируемый период составило 200%.
Среднесписочная численность работающих увеличилась на 34 человека, что составляет 11,6%.
Объём фонда оплаты труда по сравнению с 2007 годом увеличился с 12991,6 т.р. до 18606,6 т.р, т.е. на 43,2%.
Величина просроченной задолженности по выплате з/платы составила 62,3% от соотв. величины предыдущего периода.
Среднемесячная заработная плата 1 рабочего в 2008 году составила 3886 руб., в 2007 году 3741,6 руб., т.е. произошло увеличение на 3,8%. Рентабельность в 2008 году возросла на 59,8% по сравнению с 2000 годом (с 8,2 до 13,1).
В результате анализа основных финансово-экономических показателей наблюдается рост практически всех показателей за анализируемый период, что характеризует устойчивое финансовое состояние ООО ЗЖБК «Газпром».
Задача №9.
ЗАО «Траст» занимается сооружением объектов пожарной безопасности. Организационная структура этой организации представлена двумя производственными подразделениями (проектное и монтажное управление) и тремя непроизводственными подразделениями (договорной отдел, отдел согласований, отдел подготовки производства).
Таблица 1
Исходные данные для решения управленческой задачи
Центр ответственности |
Затраты, руб. |
Договорной отдел (ДО) |
60000 |
Отдел согласований (ОС) |
75000 |
Отдел подготовки производства (ОПП) |
50000 |
Проектное управление (ПУ) |
850000 |
Монтажное управление (МУ) |
1670000 |
Итого |
2730000 |
Распределите затраты непроизводственных подразделений между производственными секторами:
а) методом прямого распределения затрат;
б) методом пошагового распределения затрат;
в) методом взаимного распределения затрат (двусторонним).
При распределении затрат прямым методом за базу распределения следует принять выручку производственных подразделений, считая, что доля ПУ в общей выручке организации составляет 40%, а МУ – 60%.
При распределении затрат пошаговым методом исходить из следующего. Услуги договорного отдела потребляются как производственными подразделениями (ПУ и МУ), так и ОПП и ОС; услуги ОПП потребляются производственными подразделениями и ОС; а услуги ОС – производственными подразделениями.
В процессе распределения следует использовать следующую информацию:
- численность работающих в договорном отделе и отделе подготовки производства – по 8 чел., в отделе согласований – 20 чел., в проектном и монтажном управлении – 30 и 50 чел. соответственно;
- потребности в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП: ПУ – 10 комплектов, МУ – 40 комплектов, ОС – 30 комплектов;
- количество выходов машин: для ПУ – 50; для МУ – 80.
При распределении затрат двусторонним методом договорной отдел и отдел подготовки производства объединить в одно подразделение – отдел документированного обеспечения.
Решение:
1. Метод прямого распределения затрат: расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные сегменты на прямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Затраты распределяются пропорционально какой-либо базе.
В нашем случае в качестве базы распределения затрат выбрана выручка производственных подразделений. Известно, что доля ПУ в общей выручке организации составляет 40%, а доля МУ – 60%. Сумма распределения затрат пропорциональна доле подразделения в общей выручке организации:
а) сумма затрат ДО для ПУ составит: 60000 руб. * 0,4 = 24000 руб.
сумма затрат ДО для МУ составит: 60000 руб. * 0,6 = 36000 руб.
б) сумма затрат ОС для ПУ составит: 75000 руб. * 0,4 = 30000 руб.
сумма затрат ОС для МУ составит: 75000 руб. * 0,6 = 45000 руб.
в) сумма затрат ОПП для ПУ составит: 50000 руб. * 0,4 = 20000 руб.
сумма затрат ОПП для МУ составит: 50000 руб. * 0,6 = 30000 руб.
Результаты такого распределения затрат представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты распределения затрат непроизводственных подразделений методом прямого распределения
Показатели |
Производственные подразделения |
Итого |
|
ПУ |
МУ |
||
Затраты, руб. |
875000 |
1670000 |
2545000 |
Доля в выручке организации, % |
40 |
60 |
100 |
Распределении затрат ДО Распределение затрат ОС Распределение затрат ОПП |
24000 30000 30000 |
36000 45000 20000 |
60000 75000 50000 |
Всего затрат после распределения, руб. |
959000 |
1771000 |
2730000 |
2. Метод пошагового распределения затрат применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.
Таблица 3
Результаты распределения затрат непроизводственных подразделений методом пошагового распределения, руб.
Центры ответственности |
Затраты |
ДО |
Промежуточный расчет |
ОПП |
Промежуточный расчет |
ОС |
Общие затраты |
ДО |
60000 |
(60000) |
- |
- |
- |
- |
- |
ОПП |
50000 |
4444,45 |
54444,45 |
(54444,45) |
- |
- |
- |
ОС |
75000 |
11111,12 |
86111,12 |
20416,65 |
106527,77 |
(106527,77) |
- |
МУ |
875000 |
16666,68 |
891666,68 |
6805,56 |
898472,24 |
40972,23 |
939444,47 |
ПУ |
1670000 |
27777,75 |
1697777,75 |
27222,24 |
1724999,99 |
65555,54 |
1790555,53 |
Итого |
2730000 |
- |
2730000 |
- |
2730000 |
- |
2730000 |
*В скобках указаны суммы, подлежащие распределению
Шаг 1: Распределяются затраты договорного отдела. База распределения – количество работающих. Исходя из численности работающих в центрах получаем соотношение: ДО:ОПП:ОС:ПУ:МУ, т.е. 8:8:20:30:50 или 4:4:10:15:25.
Затраты ДО (60000 руб.) распределяем между остальными центрами ответственности в отношении 4:10:15:25 (всего частей 54). Делим затраты ДО (60000 руб.) на 54 части: 60000:54=1111,11 руб. Затем 1111,11 умножаем на полученные части для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в графе 4 таблице 3.
Шаг 2: Распределяются затраты отдела подготовки производства. Базовой единицей в данном случае является потребность в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП. Потребность ОС – 30 комплектов, ПУ – 10 комплектов, МУ – 40 комплектов. Получаем соотношение: 30:10:40 или 3:1:4 (всего частей 8). Затраты ОПП (54444,45 руб.) делим на 8 частей: 54444,45:8=6805,56 руб., которые затем умножаем на полученные части отдельно для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в графе 6 таблице 3.
Шаг 3: Распределяются затраты отдела согласования. Ему необходимо выпустить машин: для ПУ – 50 машин, для МУ – 80 машин. Получаем соотношение: 50:80 или 5:8 (всего частей 13). Затраты ОС (106527,77 руб.) делим на 13 частей: 106527,77:13=8194,44 руб., умножаем их на полученные части для каждого центра ответственности (графа 7, таблица 3) и прибавляем к затратам. Получаем итоговые данные распределения: графа 8, таблица 3.
3. Метод взаимного распределения затрат применяется в случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами.
Таблица 4
Расчет соотношения между подразделениями
Центры, оказывающие услуги |
Центры, потребляющие услуги |
Итого |
|||
ПУ |
МУ |
ОДО |
ОС |
||
ОДО: прямые затраты, руб. доля прямых затрат в общей их сумме, % |
875000 33,397 |
167000 63,74 |
- - |
75000 2,863 |
2620000 100 |
ОС: прямые затраты, руб. доля прямых затрат в общей их сумме, % |
875000 32,957 |
1670000 62,9 |
110000 4,143 |
- - |
2655000 100 |
В нашей задаче договорной отдел и отдел подготовки производства объединим в одно подразделение – отдел документированного обеспечения (ОДО), издержки которого составят: ДО (60000 руб.) + ОПП (50000 руб.) = 110000 руб.
Расчеты:
1. Определяем показатель, выступающий в роли базы распределения, рассчитаем соотношения между элементами, участвующими в распределении затрат. За базу распределения принимаем прямые издержки (таблица 4).
2. Произведем расчет затрат непроизводственных подразделений, скорректированный с учетом двустороннего потребления услуг. Составим систему уравнений:
К=75000+0,0286А
А=110000+0,0414К
Где А – скорректированные затраты ОДО, руб.;
К – скорректированные затраты ОС, руб.
Решим эту систему уравнений методом подстановки:
К=75000+0,0286(110000+0,414К)
К=75000+3146+0,0012К
0,9988К=78146
К=78240, тогда А=110000+0,0414*78240=113239
3. Скорректированные затраты распределяются между центрами ответственности следующим образом:
Таблица 5
Результаты распределения затрат непроизводственных подразделений
двусторонним методом, руб.
Распределение затрат непроизводственных подразделений |
Производственные центры ответственности |
Итого |
|
ПУ |
МУ |
||
ОДО: 113239*0,334 113239*0,6374 |
37822 - |
- 72179 |
- - |
ОС: 78240*0,32957 78240*0,629 |
25786 - |
- 49213 |
- - |
Всего распределено |
63608 |
121392 |
185000 |
Прямые затраты |
875000 |
1670000 |
2545000 |
Итого затрат |
938608 |
1791392 |
2730000 |
По окончании решения задачи можно сделать следующий вывод: наиболее оптимальным и пропорциональным методом распределения затрат можно назвать пошаговый метод, так как производственным подразделениям, потребляющим большую часть услуг непроизводственного подразделения должна распределяться большая часть затрат.
Заключение
Учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции, работ или услуг занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учёта. В условиях самостоятельного планирования предприятиями номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен возрастает значимость методически обоснованного учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, вырабатываемой на предприятиях. Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы, содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления.
Грамотно организованный учет затрат на ООО ЗЖБК «Газпром» позволяет вести оперативый анализ себестоимости по статьям затрат и принимать своевременные меры по снижению стоимости выпускаемой продукции (производимых работ, выполняемых услуг), что даёт возможность влияния на их рыночную конкурентноспособность. На фоне данной экономической реалии необходимо повысить заинтересованность организаций в использовании учётной информации для целей оперативного руководства и управления. Более детальное изучение вопроса затрат на производство продукции (работ, услуг) позволит руководителям и бухгалтерам организаций правильно увидеть статьи расходов и умело составить отчёт о производственных затратах, а это, в свою очередь, создаст благоприятную почву для выживания и процветания предприятия в жестких условиях рыночной экономики.
Список использованной литературы
1. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утверждённые приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в редакции от 18.09.2006 № 115н.
2. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н (в ред. от 27.11.2006 № 116н.)
3. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н (в ред. от 27.11.2006 № 156н)
3. Трудовой кодекс РФ от
30 декабря
4. Астахов В.П. Новый справочник бухгалтера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
5. Белова Е.Л. Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.- М.: Современная экономика и право, 2007
6. Богатая И.Н., Хохонова Н.Н Основы бухгалтерского учёта «Сдаём экзамен», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001
7. Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юнити -Дана, 2004
8. Бочкарёва И.И. Бухгалтерский учёт: учебник под ред. Я.В. Соколова-М., ТК. Велби, «Проспект», 2004
9. Бухгалтерский управленческий учёт под редакцией П.С. Безруких- М.- 4-е изд., 2002
10. Вахрушина М.А. Управленческий анализ.- М.: Омега-Л, 2004
11. Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
12. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт. Учеб. для вузов.- М.: Юристъ, 2003
13. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003
14. Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2005
15. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004
16. Ларионов А.Д, Нечитайло А.И, бухгалтерская финансовая отчётность, учеб. пособ. - М: ТК Велби, издательство Проспект, 2005
17. Никандрова Л.К, И. В. Гулина. Бухгалтерский управленческий учет. -М.: Логос, Университетская книга, 2007
18. Попова Л. В.,. Константинов В. А,, Степанова Е. Ю. Управленческий учет и анализ с практическими примерами. - М.: Дело и Сервис, 2006
19. Рыбакова О.В. бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование.- М.: Финансы и статистика, 2005
20. Рогуленко Т.М, Харьков В.П Бухгалтерский учёт: учебник-М, Финансы и статистика, 2005
21. Управленческий учет: Учебное пособие./Под ред. А.Д. Шеремета, 2-е изд., испр. -М.: ИД ФБК-Пресс, 2002
22. Управленческий учет./ Под.ред. И. Г. Шевченко.-М.: Интел-Синтез, 2001