Содержание

Задание №1. 3

Задание №2. 15

Задание №3. 16

Список литературы.. 19

Задание №1

Подготовьте письменный ответ по теме №14 или 18, раскрыв ее содержание в соответствии с перечисленными в ней вопросами программы курса.

Тема 14. Основные группы производственных ресурсов (производственные факторы)


Определение основных факторов производства

Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Ведь производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ.  Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются  факторами производства.

В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции. При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Цена, выплачиваемая за труд, называется заработной платой.

Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля". Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли.

Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала.

 Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал.[1]


Механизм ценообразования на факторы производства

Проблема ценообразования на факторы производства по-разному трактуется различными экономическими школами. Рассмотрим, например, ценообразование  на факторы производства по А. Смиту.[2] Исходной предпосылкой выступает деление первичных экономических ресурсов на такие факторы производства, как труд, земля и капитал. Любой предмет конечного потребления людей - это товар, цена которого определяется затратами труда на его производство, выраженными в рабочем времени, мастерстве и таланте работника. При обмене готового товара на деньги, труд или другие продукты, отмечает А. Смит, помимо оплаты цены материалов и заработной платы работников, должна быть учтена еще  некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле.

Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идет на их заработную плату, а другая - на оплату прибыли предпринимателя, на капитал, который он авансировал в виде материалов  и  заработной платы. Прибыль на капитал не похожа на заработную плату и  устанавливается совсем на иных началах. Она определяется стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала.

С тех пор, продолжает А. Смит, как земля превратилась в частную собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, хотят пожинать там, где они сеяли, и начинают требовать ренту даже за естественные плоды земли. Устанавливается определенная добавочная цена за все, что есть на земле, за ее «естественные произведения» и ископаемые ресурсы. Эта часть платежей земельному собственнику составляет земельную ренту, которая также  включается в цену готового продукта, произведенного с помощью использования земли. Таким образом, согласно А. Смиту, цена каждого товара конечного потребления людей прежде всего сводится  к трем составным частям затрат: труда, капитала и земли.

Если какой-либо товар конечного потребления нуждается в более глубокой обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая промышленность увеличивает последовательный ряд прибылей, и каждая последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам привлекаемого капитала.

Первый вывод из сказанного заключается в том, что ценообразование на факторы производства, в частности на первичные ресурсы, такие как труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов. Именно этой особенностью объясняется производный характер спроса фирм на факторы производства, зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские товары. Второй вывод: ценообразование на факторы производства следует связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Логика доводов, относящихся к вопросу о взаимосвязи доходов различных групп общества и цен на рынках факторов производства, также прослеживается через движение цен на потребительские товары. Так как цена любого из этих товаров, заключает А. Смит, сводится к той или другой или ко всем трем составным частям первичных факторов производства, к таким же трем составным частям должна сводиться цена всего годового продукта общества. Стоимость его должна распределяться также в соответствующих трех формах первичных и вторичных доходов, получаемых путем перераспределения через налоговую систему. Если доходы общества растут, то спрос на факторы производства и их цена также будут повышаться. И наоборот, снижение этих доходов вызовет снижение цен на рынках факторов.

Отмеченные выше взаимосвязи между ценой потребительских товаров, а также доходов общества и движением цен на рынках факторов производства не столь просты и однолинейны. Обосновывая положения о единственной рыночной цене товаров, А. Смит отмечал, что в каждом обществе или каждой местности существует обычная, или средняя, норма как заработной платы, так и прибыли для каждого из различных приложений труда и капитала. Эта норма регулируется общими условиями общества, уровнем его богатства или бедности, застоя или упадка, а также особой природой того или иного приложения труда и капитала. То же самое относится и к средней норме ренты. Эти обычные, или средние,  нормы А. Смит называет естественными нормами заработной платы, прибыли и ренты для каждого конкретного времени и места.

Следовательно, естественная цена товара - это цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными нормами земельной ренты, зарплаты и прибыли на капитал, затраченных для производства (добычи), обработки и доставки его на рынок. Фактическая цена может отклоняться от естественной, может и совпадать с нею в момент продажи на рынке. Рыночная цена, по Смиту,  определяется отношением между количеством товара, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену или полную стоимость ренты, заработной платы и прибыли, которые надлежит оплатить для того, чтобы товар доставлялся на рынок. В приведенных доводах А. Смита представлено его понимание действия закона спроса и предложения,  "управляющих" не только рынками потребительских товаров и услуг, но и рынком экономических ресурсов, факторов производства.


Спрос на факторы производства. Воздействие потребительского спроса. Понятие производственного спроса.

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.

Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и  осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в  большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные  сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним  факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на  машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них.

Таким образом, производный спрос на ресурсы возрастает, если увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.[3]


Воздействие цены на эластичность спроса по каждому фактору производства

Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более  низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производстве. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

- уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

- возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов:

- наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

- стремления к новациям и т.д.

Понимание особенностей спроса на ресурсы позволяет определить и специфику его эластичности.

Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его производный характер. Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.[4]


Предложение факторов производства. Понятие ограниченности производственных ресурсов.

Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На  рынках факторов производства спрос порождает предложение  так же, как и  на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во  многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и, прежде всего, таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены,  они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены, отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования: количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в  целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности рынка предложения любого фактора производства. На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность.

Первопричиной здесь также выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Так, например, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый  данный момент ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего  землю ресурса не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое экономическое благо. Практически невозобновляемы во времени и ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные виды сырья  и  материалов. Количество трудовых ресурсов также  в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда  рабочей  силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.


Собственность на производственные факторы и распределение доходов в обществе.

Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый от труда, называется заработной платой. Доход, получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его в дело, называется  прибылью. Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело, а ссужающим его другому лицу для производительного применения, называется процентом, или денежным ростом. Он представляет собой вознаграждение, уплачиваемое заемщиком заимодавцу за ту прибыль, которую он имеет возможность извлечь с помощью капитала. Прибыль принадлежит заемщику, но часть ее выплачивается заимодавцу за предоставленный в ссуду капитал. Доход в форме ссудного процента является производным доходом, выплачиваемым из прибыли, полученной от применения взятых в ссуду денег. Доход, получаемый целиком с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой. Доходы, основывающиеся на перераспределении собранных государством налогов, в конечном итоге получаются за счет все тех же трех первичных факторов производства. Они - результат перераспределения заработной платы, прибыли и ренты, которые поступают служащим в форме окладов; престарелым - в форме пенсий; получателям различных рентных выплат, социальных выплат и пособий.

Теорию распределения доходов по собственности на факторы  производства и цен этих факторов на конкурентных рынках можно было бы считать достаточно абстрактной, тем более, что чисто технический закон "затраты - выпуск" она  не  рассматривает. Этот закон составляет основу теории производства или, как иногда ее называют в науке, основу "функции производства".

Но именно теория распределения доходов по собственности на факторы производства и цен этих факторов на конкурентных рынках дает ответ на вопросы о том, каковы специфика и проблемы определения ренты на землю, размеров оплаты труда, уровня процента за капитальные активы. Доходы от факторов производства и рыночные цены каждого фактора определяются их предельной производительностью. Начала теории предельного продукта любого фактора производства рассмотрены Д. Рикардо при разработке вопросов дифференциальной ренты. В  80-х годах XIX столетия такие авторы, как Кларк, Уикстид и Виксслль, распространили выводы  Рикардо о ренте. На другие факторы производства, по их утверждению, доход и цена любого переменного фактора определяются предельным продуктом этого фактора. В этом смысле теория предельного продукта стала осью теории  ценообразования на факторы производства, точнее той стороны процесса ценообразования, которая определяется спросом фирм на каждый конкретный фактор. Выводы Дж.Б. Кларка сводились к тому, что рыночный механизм ценообразования на  факторы производства обеспечивает распределение доходов "по справедливости", так как каждый фактор вознаграждается по его предельной  производительности.

Однако при дефицитности большинства факторов и их неэластичном предложении на рынках спрос и цена на них растут, нарушая принцип "справедливого" распределения. Кроме того, в реальной экономике обнаруживаются  и другие причины,  например технический прогресс. В его условиях предельная производительность труда возрастает вследствие  применения более совершенных машин. Очевидно, что соблюсти гармонию справедливого вознаграждения предельного продукта труда работника без учета такого фактора производства, как техника, также достаточно проблематично.[5]


Задание №2

Контрольные тесты. Найдите среди вариантов ответов единственно верный ответ и укажите его.

Тест 1

Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль:

в) уровень технологии производства товара изменяется постепенно;

г) объем предложения товара равен объему спроса.

Правильный ответ – г

Тест 2

На рынке капитала процентная ставка по облигациям будет тем ниже, чем:

а) короче срок, на который они выпущены;

б) больше возможный риск;

в) ниже ликвидность данных облигаций;

г) больше ожидаемая инфляция;

д) больше номинальная цена по отношению к рыночной цене.

Правильный ответ – д

Тест 3

Дополните перечень функций рынка вписав соответствующую функцию в пустую строку:

а) информационная;

б) посредническая;

в)_______________;

г) дифференцирующая;

д) ценообразующая.

Правильный ответ – стимулирующая.


Задание №3

Решите следующие задачи:

Задача 1. В таблице показаны 3 набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (H), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Набор1

(кривая безразличия IC1)

Набор2

(кривая безразличия IC2)

Набор3

(кривая безразличия IC3)

H

F

H

F

H

F

2

40

10

40

12

45

4

34

12

35

14

40

8

26

14

30

16

35

12

21

17

25

18

30

17

16

20

20

21

25

22

12

25

16

27

20

29

9

30

14

33

17

34

7

37

12

38

15

40

5

48

10

44

13

45

4

50

8

50

12

По данным таблицы:

а) начертите три кривые безразличия;

б) какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) рассмотрите следующие комбинации товаров.

А. 50H и 8F

Б. 45H и 4F

В. 12H и 45F

Г. 25H и 16F

Д. 22H и 12F

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) наложите на построенный график бюджетную линию, построенную на основе следующих данных: студент ежедневно получает на карманные расходы 20 у.е. (на еду и развлечения). Цены продуктов питания 0,5 у.е. за единицу, цена развлечения – 0,5 у.е. за единицу. Определите потребительский набор товаров, представляющих максимальную полезность для студента.

Решение:

а) По данным таблицы начертим три кривые безразличия.

б) Наиболее высокий уровень полезности отражает кривая безразличия IC3.

в) Самый низкий уровень полезности отражает кривая безразличия IC1.

г) Обозначим данные комбинации товаров и услуг на кривых безразличия в виде черных точек.

д) Наложив на построенный график бюджетную линию, можно сделать вывод о том, что набором товаров, представляющих максимальную полезность для студента является набор 20 ед. продуктов питания (F) и 20 ед. развлечений (H).


Задача 2. В таблице представлены данные о различных товарах.

Характеристики

Рынок В

Рынок Г

 Р0

 

25 у.е. за 1 шт. товара Х

 Q0

16 шт.

160 шт. товара Z

Р1

 

35 у.е. за 1 шт. товара Х

 Q1

40 шт.

160 шт. товара Z

 Y0

20000 у.е.

 

 Y1

40000 у.е.

 

Примечание: Р0 и Р1 – прежняя и новая цены за единицу товаров, Q0 и Q1 – прежние и новые объемы спроса (предложения). Y0 и Y1 – прежние и новые доходы потребителей.

На основании приведенных данных определите:

а) какой вид эластичности можно установить для товаров, представленных на каждом рынке?

б) коэффициенты эластичности, по формуле:

1) Eyd=∆Q/∆Y,

где ∆Q=(Qn - Qn-1) : (Qn+Qn-1)/2;

∆Y=(Yn- Yn-1) : (Yn+Yn-1)/2

2) Ezx=∆Qz/∆Px,

где ∆Qz=(Qzn - Qzn-1) : (Qzn + Qzn-1)/2;

∆Pz=(Pzn - Pzn-1) : (Pzn + Pzn-1)/2

Решение:

а) Для товара на рынке В можно установить эластичность спроса по доходу. А для товара на рынке Г – эластичность спроса по цене.

б) Рассчитаем коэффициенты эластичности.

1) Коэффициент эластичности спроса по доходу (рынок В):

∆Q=(Qn - Qn-1) : (Qn+Qn-1)/2 = (40-16) : (40+16)/2 = 24/28 = 0,857

∆Y=(Yn- Yn-1) : (Yn+Yn-1)/2 = (4000-2000) : (4000+2000)/2 =

= 2000/3000=0,6667

Eyd=∆Q/∆Y = 0,857/0,667=1,286

2) коэффициент эластичности спроса по цене (рынок Г):

∆Qz=(Qzn - Qzn-1) : (Qzn + Qzn-1)/2 = (160-160) : (160+160)/2 = 0

∆Pz=(Pzn - Pzn-1) : (Pzn + Pzn-1)/2 = (35-25) : (35+25)/2 = 10/30 = 0,333

Ezx=∆Qz/∆Px = 0/0,333 = 0

Список литературы

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2002. - Т2.

2. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: Изд-во "АСА", 2002. 

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во "Дело и Сервис", 1999.

4. Микроэкономика. Под редакцией Яковлевой Е.Б. Учебник. - М-Спб: "Поиск", 1999.

5. Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 2003.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. 1.



[1] Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: Изд-во "АСА", 2002, С. 25-27.

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. 1, С. 46-52.

[3] Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во "Дело и Сервис", 1999, С. 53-57.

[4] Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 2003, С. 36-38.

[5] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2002. - Т2, С. 67-70.