МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Филиал в г. Липецк






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему:

«Финансовое планирование в системе управления финансов»




Преподаватель

Выполнила студентка 4 курса  

Учетно-статистического факультета

специальность 

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 




Липецк – 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового планирования……..………………….4

2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования…………12

3. Пути совершенствования финансового планирования……………………22

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………..29























ВВЕДЕНИЕ


В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов.

     В конце XX века процесс финансового планирования в нашей стране шел не в поступательном развитии. Первоначально в ходе реформ высказывались сомнения по поводу целесообразности планирования, а затем возникло понимание того, что это непродуктивно. Отказ от теории плана в нашей стране произошел в то время, когда практика планового регулирования стала достоянием мировой цивилизации, когда мировая экономическая наука была занята поиском методов государственного регулирования. В результате при переходе к рыночным отношениям в России финансовое планирование оказалось практически забытым.

     Российские коммерческие организации имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий.

     К сожалению, в настоящее время в большинстве коммерческих организаций отсутствует финансовое планирование, а принимаемые руководством решения по организации финансово-хозяйственной деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер. Внимание к составлению финансовых планов на предприятиях нашей страны было ослаблено из-за подавляющего влияния внешних сил: высокой инфляции, финансового кризиса, частых изменений нормативно-правовой базы организаций.

     Только самые современные технические достижения и использование имеющегося мирового опыта позволяет превратить финансовый план в научно-обоснованный документ.

      

1.     СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


В условиях административно-командной системы формирова­ние и распределение денежных доходов и накоплений, их группи­ровка в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств определялись посредством директивного планирования как одного из методов управления, в том числе финансами.

На предприятиях самостоятельный финансовый план начал со­ставляться практически лишь с 1979 г., т.е. с провозглашения курса на полный хозрасчет и самофинансирование. До этого времени фи­нансовые планы разрабатывались и утверждались специалистами в высших эшелонах управления. В плановой экономике в планиро­вании финансов делался упор на распределительные и перераспре­делительные процессы, само назначение финансового плана своди­лось к выявлению неиспользованных ресурсов и определению сум­мы платежей в бюджет как суммы превышения доходов предпри­ятия над его расходами.[7]

Разрушение централизованной системы планирования привело к тому, что бюджет государства был отделен от бюджетов предприятий, чему способствовало внедрение на предприятиях хозрасчета, основанного на самоокупаемости и самофинансировании.

Опыт функционирования социалистической экономики в на­шей стране свидетельствует о широких возможностях планового  управления, проявившихся в решении таких крупномасштабных задач, как: индустриализация страны, размещение производительных  сил, структурное преобразование народного хозяйства, создание  мощного военно-промышленного комплекса. Но степень и уровень  централизации не учитывали реальных различий, специфики развития, многообразия хозяйственных и иных связей регионов, отраслей, предприятий, которым отводилась роль простых исполнителей планов.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку  план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. И планирование, обеспечивающее сбалансированное взаимодействие отдельных видов ресурсов в рамках выбранного объекта управления, устанавливающее пропорции и темпы роста, важно для всех организационно-правовых форм коммерческих ор­ганизаций и государства. Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, ибо при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет не­посредственно коммерческая организация. Именно она в случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру может оказаться банкротом.[6]

Объекты финансового планирова­ния:

-    движение финансовых ресурсов;

-    финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;

-    стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Признавая самостоятельность каждого объекта, необходимость их обоснованного определения, следует подчеркнуть их взаимные связи и единство.

Финансовые ресурсы - это денежные доходы и поступления, на­ходящиеся в распоряжении коммерческой организации и предна­значенные для осуществления затрат по расширенному воспроиз­водству, экономическому стимулированию, выполнению обяза­тельств перед государством, финансирование прочих расходов.

Если говорить о финансовых ресурсах на макроэкономическом уровне, то они представляют собой ту часть денежных средств, ко­торая образуется в процессе создания и распределения совокупного общественного продукта и направляется на формирование и ис­пользование фондов денежных средств. Именно ее особое направ­ление и использование является отличительной чертой финансовых ресурсов, позволяющей выделить их из общего размера денежных средств.

Формы финансовых отношений, их границы во многом опреде­ляют движение финансовых ресурсов и образуемые при этом стои­мостные пропорции. Речь идет о финансовых взаимоотношениях между коммерческой организацией и государством, другими орга­низациями, населением (акционерами, учредителями, работника­ми), кредитной системой.

Следует отметить, что рыночные условия хозяйствования в РФ вносят серьезные коррективы в образование и регулирование фи­нансовых отношений. К ним следует отнести:

1)обязательность установления финансовых отношений на нормативной основе для обеспечения сочетания государственного ре­гулирования (нормативно-правого, антимонопольного, регулирова­ния финансовой системы) с саморегулированием в бизнесе (в каж­дой отрасли, промышленности, сельском хозяйстве и т.д.);

2)финансовые отношения между государством и коммерческой организацией должны обладать стабильностью на длительный период. Однако в настоящее время государственное регулирование в РФ не системно и слишком быстро и легко меняет вектор своих усилий под влиянием текущих политических интересов. Это создает для бизнеса высокий уровень неопределенности и непредсказуемости и оказывает на внутренние процессы управления финансово-хозяйственной деятельностью дезорганизующее воздействие;

3)финансовые отношения должны отражать оптимальный вариант использования ресурсов и содействовать заинтересованности всех звеньев финансовой системы в высоких конечных результатах.

Стоимостные пропорции формируются при распределении фи­нансовых ресурсов. Задачей финансового менеджера является опре­деление рациональных соотношений между собственным и заем­ным капиталом, оборотными и внеоборотными активами, объемом финансирования расширенного производства, текущих затрат и других расходов. Данные пропорции должны быть экономически обоснованными, поскольку влияют на эффективность деятельности коммерческой организации.

Таким образом, в процессе финансового планирования одно­временно обосновываются рациональные отношения, стоимост­ные пропорции, движение финансовых ресурсов и на этой основе определяются финансовые показатели на плановый период. Их особенностью является синтетический характер и обязательно стоимостное выражение. Этими основополагающими факторами определяются роль финансового планирования, его задачи, кото­рые целесообразно рассматривать на конкретных уровнях управле­ния.[3]

В экономической литературе многочисленные финансовые пла­ны объединяются в две основные группы:

1.     централизованные или общегосударственные планы (федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты; внебюджетные фонды);

2.     децентрализованные или финансовые планы коммерческих и не­ коммерческих организаций.

Такое деление представляется закономерным по месту функ­ционирования финансовых планов. Исходными в данной системе являются финансовые планы коммерческих организаций, посколь­ку здесь создается национальный доход, происходит образование и распределение прибыли - главного источника финансовых ре­сурсов.

В свою очередь финансовые планы организаций различаются в зависимости от организационно-правовых форм: финансовые планы хозяйственных товариществ (полного, товарищества на вере), хо­зяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, открытого акционерного обще­ства, общества с дополнительной ответственностью), производст­венных кооперативов, унитарных предприятий (государственных или муниципальных унитарных предприятий, федеральных казен­ных предприятий). Деление это не формальное, оно необходимо, поскольку форма собственности оказывает существенное влияние на финансовые отношении, методы формирования и использова­ния доходов организации.

В зависимости от места и роли в общественном производстве субъектов хозяйствования финансовые планы последних можно классифицировать по сферам: материального производства и непро­изводственной. Деление финансовых планов в зависимости от сфе­ры общественного воспроизводства позволяет рассматривать одно­родные группы не только по внешним признакам, но и по их со­держанию и назначению, что обусловлено функциями соответст­вующих организаций в общественном производстве, а также разными методами управления их деятельностью. Такая классифи­кация позволяет более обоснованно подходить к установлению формы финансовых планов, определению источников доходов и направлению их использования.

Как известно, в материальном производстве создается нацио­нальный доход, и поэтому финансовые планы коммерческих ор­ганизаций отражают процессы образования первичных доходов, их распределение и использование. В финансовом плане проис­ходит определение планируемой прибыли, размеров и направле­ний использования денежных средств, необходимых для обеспе­чения потребностей расширенного воспроизводства, выплаты дивидендов, отчислений в фонды коммерческой организации, создаваемые в соответствии с законодательством РФ и учреди­тельными документами; рассматривается необходимость и воз­можность страхования от непоставки материалов, несостоятель­ности заказчика, задержки платежей. Этот документ позволяет определить и состыковать все денежные потоки: выплату и получение платежей, их взаимную увязку между объектами и страте­гическими зонами хозяйствования.

Традиционно финансовые планы классифицируются по срокам действия. В отечественной литературе выделяют пять стадий пла­нирования:

1.     стратегическое;

2.     перспективное;

3.     бизнес-планирование (оно объединяет перспективное и текущее планирование);

4.     текущее (бюджетирование);

5.     оперативное финансовое планирование.

Основой формирования финансовых планов являются долго­срочные цели, определяемые руководством коммерческой органи­зации в ходе стратегического планирования. Долго­срочные цели финансовой деятельности и выбор наиболее эффек­тивных способов их достижения происходит в ходе выработки фи­нансовой стратегии. Учитывая стратегические цели, стоящие перед коммерческой организацией, плановые данные по видам продукции, оценивая возможный объем реализуемой продукции, служба финансового менеджера разраба­тывает годовые планы (бюджеты) в целом по организации и по от­дельным структурным подразделениям. Уточнение и корректиров­ка планов происходит в процессе оперативного финансового плани­рования. Все планы обязательно должны быть сопряжены во вре­менном аспекте.

Таким образом, система финансового планирования служит не столько для создания формально зафиксированного плана, сколько для взаимоувязки, согласования между собой целей коммерческой организации, возможностей, открывающихся перед ней на рынке, и имеющихся в ее распоряжении ресурсов.

Цели финансового планирования коммерческой организации за­висят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к ко­торым относятся:

-     максимизация продаж;

-     максимизация прибыли;

-     максимизация собственности владельцев компании.

Важной частью рыночной активности коммерческой организа­ции являются первые два критерия (максимизация продаж и мак­симизация прибыли). Однако главная цель, которая упорядочивает соотношение других целей и гарантирует обеспечение коммерче­ской организации капиталом в длительной перспективе, — это максимизация будущей выгоды владельцев компании. Она состоит в увеличении богатства за счет роста рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных).

Определенную сложность представляет выбор критериев для организаций, не имеющих установленной рыночной цены, таких, как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Главной целью финансовых решений для таких организаций является максимизация цены производительных активов, которые можно было бы получить при продаже на рынке, путем уравновешивания риска и дохода собственников компании.

Финансовое планирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их ре­зультатов и воздействия на экономическое окружение коммерческой организации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов.[7]

Основополагающими задачами финансового планирования являются:

1.     управление денежными потоками коммерческой организации;

2.     анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;

3.     прогнозирование будущих последствий сегодняшних решений, чтобы избегать неожиданностей, яснее понимать взаимосвязь текущих и будущих решений;

4.     эффективное использование прибыли и других финансовых ресурсов;

5.     осуществление контроля по организации в целом и центрам финансовой ответственности, в частности.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой — с уменьшением числа неисполь­зованных возможностей.

Методы финансового планирования дают возможность сравни­вать разнообразные сценарии развития финансов организаций и на основе систематизации и осмысления полученной информации вы­бирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать не­гативные последствия реализации избранных путей развития. Пла­нирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные раз­работки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение орга­низацией стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.



















2. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи пла­нирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф вы­деляет четыре основных вида планирования:

-     реактивное (нацелено только на прошлое);

-     инактивное (приспосабливается только к настоящему);

-     преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только в будущее);

-     интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех луч­ших идей планирования).

В реактивном планировании используется генетический подход, когда вся проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально выясняются нужды низовых струк­турных подразделений, которые оформляются в планы. Далее соб­ранные материалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на сле­дующий уровень.

Выделим наиболее характерные положительные черты реактивного типа планирования:

·        обращение к прошлому опыту организации, из которого можно многое почерпнуть;

·        сохранение преемственности целей, способов управления, не приводящее к резким необдуманным изменениям;

·        сохранение традиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации.

При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:

·        реактивное планирование рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов;

·        не используется гибкий подход, учитывающий изменения сегодняшнего дня;

·        в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием в основном только топменеджеры организации;

·        реактивное планирование снижает общую эффективность деятельности коммерческой организации. Это объясняется тем, что запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения. Таким образом, руководители нижестоящих структурных подразделений стремятся завысить уровень своих расходов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты экономических ресурсов.

Инактивное планирование. Этот вид планирования воспринима­ет существующие условия как достаточно хорошие и приемлемые. Отличительной чертой инактивизма является инертность, удовле­творение настоящим положением. Главный принцип инактивного планирования — «планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественный ход вещей».

Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятия тяготеют к инактивному и реактивному планированию.

Недостатками инактивного планирования являются:

·        неспособность приспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных услови­ях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств;

·        слабое использование творческого потенциала сотрудников предприятия, ограничение их служебной самостоятельности.

Преактивное планирование ориентировано на будущие измене­ния и стремление ускорить изменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников пла­нирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений.

Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу «сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и про­граммы их действий.

Достоинствами преактивного вида являются:

·        адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования;

·        принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования.

Недостатками преактивного планирования считаются:

·        недостаточное использование накопленного опыта;

·        чрезмерное увлечение новыми методами исследований. Интерактивное планирование, которое используют передовые

компании, обладает двумя основными чертами:

·        основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников планирования;

·        предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий уча­стников планирования.

         Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты на­мерены поменять течение реки.

Таким образом, реальность финансовых планов во многом за­висит от выбора вида планирования, а также использования про­грессивных методов обоснования всех заданий.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей — на­блюдается взаимопроникновение научных инструментариев (аппа­рата) различных наук. В планировании также могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. В практике финансового планирова­ния применяются следующие методы:

·        экономического анализа;

·        коэффициентный;

·        нормативный;

·        балансовый;

·        дисконтированных денежных потоков;

·        метод многовариантности (сценариев);

·        экономико-математическое моделирование;

·        прогнозный.


Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тен­денции в движении натуральных и стоимостных показателей, внут­ренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов

1. Проводится экономический анализ всех ресурсов коммерческой организации за предшествующий плановый период. Результаты анализа используются при составлении финансовых планов на предстоящий период

2. Определяются темпы роста доходов и расходов за предшествующий плано­вый период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов

3. Устанавливаются размеры изменения финансовых и производственных пока­зателей в течение интервала планирования. Это позволяет установить опреде­ленные закономерности

4. Проверяется выполнение основных статей плана для выявления отклонений и их причин

5. Выявляется наличие материальных и финансовых ресурсов, состояние акти­вов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для но­вых заданий

Не менее важным условием для осуществления обоснованных финансовых расчетов является коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, бази­рующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточнен­ных, рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Однако такой порядок имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточ­нение показателей усугубляет имеющиеся недостатки1. Это может по­влечь за собой нерациональное использование финансовых ресурсов и стать причиной нарушения непрерывного процесса производства.

Во-вторых, в случае несовершенства действующей в коммерче­ской организации методики планирования применение коэффици­ентного метода отрицательно сказывается на эффективности ис­пользования материальных и финансовых ресурсов, а в ряде случа­ев приводит к нарушению стоимостных пропорций и ухудшению финансового положения.

Реальность плановых заданий повышается при проведении фи­нансовых расчетов нормативным методом, который известен с дав­них времен.

Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-эконо­мических нормативов рассчитывается потребность коммерческой организации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает:

·        федеральные нормативы;

·        нормативы субъектов РФ;

·        нормативы местных органов власти;

·        внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций.

Федеральные нормативы устанавливаются законодательно и яв­ляются едиными для всей территории РФ, всех хозяйствующих субъектов. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, ставки единого соци­ального налога, величина отчислений в резервный фонд акционер­ного общества и др.

Нормативы субъектов РФ и местных органов власти действуют в отдельных регионах РФ. Речь идет о ставках территориальных и местных налогов, сборов и др.

Внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций разрабатываются непосредственно хозяйствующим субъектом и ис­пользуются для регулирования производственно-хозяйственной дея­тельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, дру­гих целей по эффективному вложению капитала. К таким нормати­вам относятся нормы потребности в оборотных средствах, производ­ственных запасах, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции, центрам финансовой ответственности и др.

Коммерческая организация разрабатывает нормативы на основе определенной методики. Они должны ориентировать предприятие на будущую конкуренцию, а не заставлять оглядываться на свою прошлую деятельность, выявлять те производственные участки или детали изделия, которые не соответствуют современному уров­ню и требуют переоценки. Если действующие нормативы мешают осуществлению прибыльного бизнеса, коммерческая организация должна проанализировать возникшую проблему и разработать более действенные нормативы.

Однако обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность за­даний, если не будут сбалансированы доходы и расходы.

Сущность балансового метода заключается в согласовании рас­ходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных пока­зателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между со­бой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффек­тивных методов формирования фондов денежных средств, распре­деления и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалан­сированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероят­ного банкротства. Не следует забывать и о том, что механизм скуп­ки долгов организации и последующая процедура банкротства ак­тивно используется в нашей стране для передела собственности.

Балансовый метод традиционно применяется при распределе­нии прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др.

Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени посту­плений и выплат денежных средств.

Концепция денежных потоков (cash flow) основана на исчисле­нии современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтиро­ванных денежных потоков позволяет выявить результат финансо­вых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтер­ского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на ос­нове временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

Дисконтирование денежных потоков (в инвестиционных проек­тах) основано на использовании дисконтной ставки — ставки срав­нения. В качестве ставки сравнения может приниматься средневзве­шенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности акций, процентных ставок по кредиту1); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опы­те организации. Если финансовый менеджер занизит ставку дис­контирования денежных потоков либо переоценит будущую доход­ность проекта, учредители (собственники) понесут потери, так как инвестиционный проект не окупит расходов. Если финансовый ме­неджер недооценит будущие денежные притоки от реализации ин­вестиционного проекта, то этот проект, возможно, будет реализо­ван более агрессивными организациями. Не следует забывать и о том, что ставка сравнения должна учитывать уровень риска и ликвидности.

Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значитель­ной мере определяется тем, насколько различные виды потоков де­нежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например оптимистиче­ского, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому вари­анту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого вариан­та рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

Метод экономико-математического моделирования позволяет най­ти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми по­казателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. опи­сание факторов, характеризующих структуру и закономерности изме­нения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляцион­ной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y=f(x),                           

где Y — показатель;

х — факторы.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве на­блюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями рег­рессии различного вида.


Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирова­ние представляет собой выработку на длительную перспективу из­менений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изме­нения, так и на основе прямого предвидения изменений (послед­ний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осущест­вить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis — пред­видение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяю­щих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирова­ние — не альтернатива плану, а часть общего процесса планирова­ния, аналитическая основа плана.

Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально  проработан.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозирова­нию опираются на разнообразные источники информации и мето­ды прогнозирования. К методам прогнозирования относятся методы  экономической статистики, математическо-статистические методы  изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы иссле­дования операций и теории принятия решений и др.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка со­гласованного сводного прогноза — сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизи­рована благодаря использованию компьютерных программ. Обду­мывая различные факторы в процессе принятия решения, менедже­ры с помощью современных пакетов прикладных программ могут быстро увидеть их возможное влияние и соответствующим образом изменить расстановку акцентов. Здесь заложены огромные потен­циальные возможности для принципиального совершенствования процесса прогнозирования.





3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала" [5].

    Средством достижения целей программы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.  Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

    Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

-  закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

- формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

-  выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

-  завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

- создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;

- отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

-  ограничение роста непроцентных расходов;

-  оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

- обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений [7].

Ожидаемые результаты реализации программы включают:

-  повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

-    повышение конкурентоспособности российской экономики;

-    снижение макроэкономических рисков;

- формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

    Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики  [11].

    Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007–2009 году и проект федерального бюджета на 2007 год соответствуют требованиям Бюджетного послания на 2007 год, о необходимости формирования бюджетной политики,  исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами [11].

     Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год стали:

-   последовательное снижение темпов инфляции;

-   обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ;

-   продолжение политики аккумулирования доходов бюджета в Стабилизационном фонде;

- прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными темпам роста экономики;

- повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;

-  разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;

- увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов;

-  использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций.

Реализация программы должна завершиться принятием системных поправок в Бюджетный  кодекс РФ, предусматривающих:

- повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том числе – переход к формированию и утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 3 года (в режиме «скользящей трехлетки»);

- выделение расходных обязательств и бюджетных ассигнований разных видов, в том числе – приведение порядка финансирования долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в соответствии с едиными принципами и процедурами;

- введение в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий, задающих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;

- расширение возможностей органов власти разных уровней, в рамках единых принципов и установленных Кодексом общих позиций, по формированию классификации расходов бюджетов и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

- создание стимулов для органов государственной власти субъектов РФ   и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

- обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

- создание условий для реструктуризации бюджетной сети и введения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

- уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий  [4].

В случае его принятия Федеральным Собранием в осеннюю (2006 года) сессию бюджеты всех уровней, начиная с 2008 финансового года, будут формироваться, и исполняться в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами. Многие из них уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, в том числе – при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год. Их законодательное закрепление создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней [10].

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента РФ. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья [8].  

    Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики. Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства.Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы [10].

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятие обрело возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы, предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски, предусматривать меры по их снижению.

Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике заключается в научном обосновании целей развития, форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых результатов.

Главная цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей, целесообразных направлений их расходования в плановом периоде.

Эффективность финансового планирования зависит от ряда условий. Прежде всего, финансовые планы должны быть составлены на основе точных прогнозов динамики определяющих факторов. Важны также выбор оптимального варианта финансового плана на основе получения альтернатив и контроль за реализацией финансового плана в жизнь, детализация долгосрочных планов в текущих.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.                Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4 (118). 2003.

2.                Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – (Высшее образование).

3.             Финансовый анализ: Учебник  / В.З.Черняк. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. –  (Серия «Учебник для вузов»).

4.             Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И. М. Степнова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

5.                Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н.В. Колчина и др.]; под. Ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6.                Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

7.                Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8.                Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2000.

9.                Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учебное пособие. –М.: Изд-во Проспект, 2005.

10.           Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.- М.: Инфра-М, 2001.

11.           Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления. – Финансы №3 2005 г.