22

Задание. Проведите разграничение злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих организациях, превышения должностных полномочий и хищения.

ВАРИАНТ №3.

Задача 1. Костин и Рыжов, ранее судимые (первый - за изнасилование, второй - за бандитизм), узнали от соседей, что Петухов должен получить большое наследство. Встретив Петухова на мосту в день получения денег, Костин и Рыжков скрутили ему руки и отобрали деньги. Зная, что Петухов не умеет плавать, они его бросили в реку, рассчитывая, что его гибель будет воспринята как несчастный случай. Однако, Петухов не утонул, ухватившись за сваю моста. Варианты: а) Костин и Рыжов отобрали деньги, угрожая Петухову ножом, имев­шимся у Рыжкова; б) при сопротивлении Петухову были нанесены побои.

Задача 2. Мамедов и Юзбашев в доме последнего распивали спиртные напитки. Ве­чером они на грузовом автомобиле поехали в магазин за водкой. Остановившись около дома Челиной, с которой, Юзбашев был ранее знаком, они с целью изнасило­вания обманом вызвали ее на улицу. Юзбашев втолкнул Челину в кабину машины, закрыл ей рот, не давая кричать. Недалеко от села они остановились. Мамедов вы­тащил Челину из кабины, сорвал с нее одежду и, угрожая выколоть глаза, изнасило­вал.

Варианты: а) Мамедов заразил Челину венерической болезнью; б) Челина забере­менела.

Задание. Проведите разграничение разбоя от грабежа, бандитизма и вымогательст­ва.

ВАРИАНТ №4.

Задача 1. Ложкин, встретив поздним вечером женщину, набросился на-нее, повалил на землю и пытался изнасиловать. Однако вдруг заметил, что женщина мертва. Су-дебно-медицннская экспертиза установила, что смерть потерпевшей, которая стра­дала пороком сердца, наступила вследствие сильного нервного потрясения, вызван­ного испугом.

Задача 2. Фляжкин и Вутылкин, стремясь завладеть значительной суммой денег, с которой, по их расчетом, должны были возвращаться на автомашине из другого го­рода работники одной из фирм Судаков и Окунев, решили их убить. С этой целью они, встретив на трассе автомашину с Судаковым и Окуневым и действуя но заранее разработанному плану, остановили ее. Приблизившись к машине Фляжкин, реали­зуя общий план преступления, выстрелил в Окунева и убил его, а Бутылкин выстре­лил в Судакова, но только ранил его. Судаков выскочил из машины и попытался скрыться. Фляжкин и Бутылкин стали его преследовать, периодически производя выстрелы в сторону убегающего. При этом одна из пуль ранила проходившего мимо

23

грибника Никифорова, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Поеко/н.ко на трассе появилось много машин Фляжкин и Бутылкин вынуждены были скр;,п ъся, не доведя свой умысел до конца и даже не завладев деньгами.

Задание. Проведите разграничение между убийством, причинением тяжкого нрела здоровью, повлекшего смерть потерпевшего и причинением смерти по неосторож­ности.                    ^

ВАРИАНТ №5.

Задача 1. Несовершеннолетний Иванов в школе, балуясь ногой, обутой в валенок, нанес удар в область живота ученице Козловой. Причиненный Козловой тяжкий вред здоровью - разрыв в нескольких местах петель тонкого кишечника - вьпва.ю разлитое воспаление брюшины (перитонит), в результате которого, несмотря на принятые меры, она умерла в больнице.

Задача 2. Директор государственного оборонного завода Пупыришкин получил от руководителя 000 «Афродита» Семечкина за заключение выгодного для фирмы контракта 10 тысяч долларов и пистолет ПМ. Кроме того, Пупыришкин обещал ока­зать содействие 000 «Афродита» в заключение аналогичного контракта с другим государственным предприятием, воспользовавшись своим знакомством с директо­ром того предприятия. За что также получил 2 тысячи долларов в оплату собствен­ных услуг и 10 тысяч долларов для передачи директору того предприятия. Но фак­тически никакого содействия в заключение контракта не оказывал, а все деньги при­своил.

Задание. Проведите разграничение кражи от мошенничества, грабежа, присноегия и растраты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ Общие указания

Подготовка и защита курсовой работы по уголовному праву помогает студен г\ более углубленно изучить исследуемые в ней вопросы, ознакомиться с судебной практикой по данной категории уголовных дел, повторить некоторые вопросы Об­щей части уголовного права, в определенной мере способствует лучшей подготрнки к экзамену по этому предмету.

Методические указания помогают студенту определить тему работы, но пред­ложенная тематика носит рекомендательный характер. Студент может но своему усмотрению избрать другую тему, которая его больше интересует. Кроме того, ори­ентиром для избрания темы курсовой работы может быть предложенный кнфсдроп Уголовного права примерный перечень тем дипломных работ.

Выбрав тему курсовой работы, студент должен ознакомиться с судебной прак­тикой (желательно использовать примеры из судебной практики последних лег) г

кам). Объем работы - примерно ученическая тетрадь. Пишите понятным почерком (не используйте красную и зеленую пасту), в тетради в клетку - через строчку, оставьте поля, можно предста­вить работу в компьютерном варианте. Страницы пронумеруйте. На обложке укажите фамилию, имя, отчество, институт (факуль­тет) и группу. Повторно выполненную работу высылайте в акаде­мию вместе с незачтенной.

Вариант 1

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите способы формирования и сроки полномочий верхних палат парламентов США и Японии. Что означает частичная и полная ротация верхних палат?

2. Назовите все виды источников конституционного права. Приведите содержание статей Конституций Польши и Болгарии, закрепляющих и регулирующих использование источников госу­дарственного права, свойственных каждой из этих стран. В чем заключается аналогия права?

3. Каким образом определяется система экономических отноше­ний и какие виды собственности закреплены в Конституциях Франции и КНР?

Вариант 2

1. Составьте сравнительную таблицу порядка прихода к власти главы государства в США и Бельгии. Назовите общие и особенные черты этого порядка в данных странах.

2. Дайте характеристику местных органов ФРГ и Франции. Ка­кие формы контроля за деятельностью местных органов в них су­ществуют?

3. Каким образом закрепляется право на охрану здоровья в Кон­ституциях ФРГ и КНР? Назовите виды систем медицинской помо­щи, применяемой в этих странах.

Вариант 3

1. Составьте сравнительную таблицу, где покажите порядок об­разования, структуру и партийный состав правительства в Болга­рии и Бельгии. Поясните, каким образом они связаны с формой правления в этих странах. Какие виды деятельности запрещены лицам, занимающим в них посты министров?

42

2. Каким образом закрепляется принцип государственною и национального суверенитета в Конституциях ФРГ и Франции0 Какие возможности его ограничения и в чью пользу в них преду­смотрены?

3. Каким образом закрепляется право на охрану здоргчья в Конституциях КНР и Польши? Назовите виды систем медицин­ской помощи, применяемой в этих странах,

Вариант 4

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите виды избира­тельных цензов в США и Польше. Охарактеризуйте те из них. ко торые используются в настоящее время применительно к активно­му и пассивному избирательному корпусу при формировании п.ала' парламентов этих стран.

2. Укажите особенности правового статуса и реальные полно­мочия членов парламентов ФРГ и Бельгии. Поясните смысл терми нов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».

3. Каким образом закрепляется свобода слова, печати и дрмих средств массовой информации в Конституциях Франции и Болга­рии?

Вариант 5

1. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум». укажите его отличие от понятий «всенародное обсуждение» и «оп­рос общественного мнения». Каким образом в Конституциях ФРГ и Франции решается вопрос о назначении, содержании и проведе­нии референдумов? Покажите это на конкретных примерах.

2. Составьте сравнительную таблицу, где назовите особенности правового положения субъектов федерации в ФРГ и Бельгии.

3. Каким образом закрепляется тайна информационных контак­тов в Конституциях Японии и Польши?

Вариант 6

1. Приведите содержание статей Конституций Польши и Бель­гии, регулирующих порядок подготовки, принятия, изменения и отмены Основного закона каждой из стран. Поясните смысл тер­минов «фиктивная конституция», «фактическая конституция».

2. Составьте сравнительную таблицу, где назовите субъектов законодательной инициативы в Японии и ФРГ. Опишите порядок ее осуществления как первую стадию законодательного процесса данных стран. Кто в них обладает правом утверждения принятых 43

парламентом законопроектов и каковы последствия его р^.ш';!-.'(ии?

3. Каким образом закрепляется свобода слова, и'-чаги я лр.гих средств массовой информации в Констшуциял Франции и Качадь.^

Варичнт 7

1. Опишите порядок образования и сроки полгомочцр ,'г,а!к1В конституционного надзора в Япония ч ФРГ. Кю о у-их •"[,^'^л наделен правом обращаться с иском (жалобой) в органы конищу-циотюго надзора и каков механизм ею осуществления?

2. Составьте таблицу, где сравните полномочия парла^ч. .он Италии и Франции в области фопмиронания государстве;:'^ы.\ :..; -ганоп. Покажите порядок их осуществления с \'и_к>м (рор^ы р". ' ления в каждой из 1тн\ сфан.

3. Каким образом закрепляется ;;раво нл труд ;, н;. с.';д.,:< ь I'-.» . стичуциях США и иочгарми?

Варяан! Я

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажи'е поряд;!!: .'о-разования и сроки полномочий нижних палаг парламенгов ФРГ и Японии. На основе какой избирательной системы происходит г,\ формирование о каждой из названных стран и какон механизм ее практического применения?

2. Опишите процедуру прохождения и принятия закоиогроешо!' в палатах парламентов США и Бельгии с момента их внесения г: до передачи на утверждение главе государства. Каким образом обес­печивается при этом преимущество правительственкыл законопро­ектов?

3. Как закреплено право на образование в Конституциях Болга­рии и Италии?

Вариант 9

1. Опишите порядок срочного (временного) замещения пост.:'. главы государства другим лицом или органом во Франции и Бель­гии при возникновении требующих того обстоятельств.

2. Составьте сравнительную таблицу, где укажите организаци­онный порядок работы парламентов КНР и ФРГ, их внутренние руководящие органы и способы их формирования. Чем отличаемся чрезвычайная сессия парламента от очередной?

44

3. Каким образом закрепляе гея и какие положения вк.^ючае! принцип неприкосновенности личности в Конституциях С! ПА и Польши?

Вариант 10

1. Составьте сравнительную таблицу основных принципа» ме­ждународных отношений, закрепленных в Конституциях Франц».» и ФРГ. Каким образом формулируется отношение к войне клк средству разрешения споров и конфликтов в этих Основных зако­нах?

2. Дайте характеристику основных полномочий главы государ­ства в США и Бельгии в области обороны, законодательной и су­дебной деятельности. Опишите порядок осуществления эчнх по-ч-номочий с учетом формы правления в каждой из стран.

3. Каким образом закрепляется право на материальное обеспе­чение и социальную помощь в Конституциях КНР и Испании?

Вариант 11

1. Составьте сравнительную таблицу, где покажите организаци­онный порядок работы парламентов Франции и Польши, назови !е их внутренние руководящие органы и способы их формирования Какие функции выполняют в парламенте омбудсмены и квесторы?

2. Дайте характеристику основных полномочий главы государ­ства во Франции и ФРГ в области исполнительной деятельности и международных отношений. Опишите порядок осуществления этих полномочий с учетом формы правления в названных странах.

3. Каким образом закрепляется свобода собраний и уличных шествий в Конституциях КНР и Болгарии?

Вариант 12

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите способы и порядок формирования, а также сроки полномочий верхних па­лат парламентов Бельгии и Великобритании. Кто их возглавляем'.'

2. Перечислите все виды источников конституционного права. Приведите содержание статей Конституций ФРГ и Японии, закреп­ляющих и регулирующих использование этих источников. В чем разница между обыкновенными, органическими и чрезвычайными законами?

3. Каким образом определяется система экономических отноше­ний и какие виды собственности закреплены в Конституциях ФРГ и КНР?

45

Вариант 13

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите порядок при­хода к власти главы государства в Польше и ФРГ. Назовите общие и особенные черты этого порядка в данных странах.

2. Дайте характеристику местных органов в Италии и Японии. Какие формы контроля за их деятельностью существуют в каждой из этих стран?

3. Как закрепляется принцип юридического равенства в Консти­туциях США и Франции?

Вариант 14

1. Составьте сравнительную таблицу, указав в ней порядок обра­зования, структуру и партийный состав правительств Великобрита­нии и Болгарии. Поясните, каким образом они связаны с формой правления в этих странах. Что представляет собой, в каких сл\ чаях и как создаются правительство меньшинства и правительство нацио­нального единства?

2. Каким образом закрепляется принцип государственного и на­ционального суверенитета в Конституциях США и Франции? Ка­кие возможности его ограничения и в чью пользу в них предусмот­рены? Объясните значение терминов «разделение власти» и «леги-тимность власти».

3. Каким образом закрепляется свобода совести, в том числе во­прос о взаимоотношениях государства и церкви, школы и церкви. в Конституциях Польши и Бельгии?

Вариант 15

1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите виды избира­тельных цензов, применяемых к активному и пассивному избира­тельному корпусу при формировании палат парламентов в Болга­рии и ФРГ.

2. Назовите особенности правового статуса и реальные полно­мочия членов парламентов Франции и США. Поясните смысл тер­минов «депутатский иммунитет» и «депутатский индемнитет».

3. Каким образом закрепляется свобода слова, печати и других средств массовой информации в Конституциях Польши и Бельгии?

Вариант 16

1. Составьте сравнительную таблицу статей Конституций Фран­ции и Бельгии, регулирующих порядок принятия, изменения и от-

46