22
Задание. Проведите разграничение злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих организациях, превышения должностных полномочий и хищения.
ВАРИАНТ №3.
Задача 1. Костин и Рыжов, ранее судимые (первый - за изнасилование, второй - за бандитизм), узнали от соседей, что Петухов должен получить большое наследство. Встретив Петухова на мосту в день получения денег, Костин и Рыжков скрутили ему руки и отобрали деньги. Зная, что Петухов не умеет плавать, они его бросили в реку, рассчитывая, что его гибель будет воспринята как несчастный случай. Однако, Петухов не утонул, ухватившись за сваю моста. Варианты: а) Костин и Рыжов отобрали деньги, угрожая Петухову ножом, имевшимся у Рыжкова; б) при сопротивлении Петухову были нанесены побои.
Задача 2. Мамедов и Юзбашев в доме последнего распивали спиртные напитки. Вечером они на грузовом автомобиле поехали в магазин за водкой. Остановившись около дома Челиной, с которой, Юзбашев был ранее знаком, они с целью изнасилования обманом вызвали ее на улицу. Юзбашев втолкнул Челину в кабину машины, закрыл ей рот, не давая кричать. Недалеко от села они остановились. Мамедов вытащил Челину из кабины, сорвал с нее одежду и, угрожая выколоть глаза, изнасиловал.
Варианты: а) Мамедов заразил Челину венерической болезнью; б) Челина забеременела.
Задание. Проведите разграничение разбоя от грабежа, бандитизма и вымогательства.
ВАРИАНТ №4.
Задача 1. Ложкин, встретив поздним вечером женщину, набросился на-нее, повалил на землю и пытался изнасиловать. Однако вдруг заметил, что женщина мертва. Су-дебно-медицннская экспертиза установила, что смерть потерпевшей, которая страдала пороком сердца, наступила вследствие сильного нервного потрясения, вызванного испугом.
Задача 2. Фляжкин и Вутылкин, стремясь завладеть значительной суммой денег, с которой, по их расчетом, должны были возвращаться на автомашине из другого города работники одной из фирм Судаков и Окунев, решили их убить. С этой целью они, встретив на трассе автомашину с Судаковым и Окуневым и действуя но заранее разработанному плану, остановили ее. Приблизившись к машине Фляжкин, реализуя общий план преступления, выстрелил в Окунева и убил его, а Бутылкин выстрелил в Судакова, но только ранил его. Судаков выскочил из машины и попытался скрыться. Фляжкин и Бутылкин стали его преследовать, периодически производя выстрелы в сторону убегающего. При этом одна из пуль ранила проходившего мимо
23
грибника Никифорова, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Поеко/н.ко на трассе появилось много машин Фляжкин и Бутылкин вынуждены были скр;,п ъся, не доведя свой умысел до конца и даже не завладев деньгами.
Задание. Проведите разграничение между убийством, причинением тяжкого нрела здоровью, повлекшего смерть потерпевшего и причинением смерти по неосторожности. ^
ВАРИАНТ №5.
Задача 1. Несовершеннолетний Иванов в школе, балуясь ногой, обутой в валенок, нанес удар в область живота ученице Козловой. Причиненный Козловой тяжкий вред здоровью - разрыв в нескольких местах петель тонкого кишечника - вьпва.ю разлитое воспаление брюшины (перитонит), в результате которого, несмотря на принятые меры, она умерла в больнице.
Задача 2. Директор государственного оборонного завода Пупыришкин получил от руководителя 000 «Афродита» Семечкина за заключение выгодного для фирмы контракта 10 тысяч долларов и пистолет ПМ. Кроме того, Пупыришкин обещал оказать содействие 000 «Афродита» в заключение аналогичного контракта с другим государственным предприятием, воспользовавшись своим знакомством с директором того предприятия. За что также получил 2 тысячи долларов в оплату собственных услуг и 10 тысяч долларов для передачи директору того предприятия. Но фактически никакого содействия в заключение контракта не оказывал, а все деньги присвоил.
Задание. Проведите разграничение кражи от мошенничества, грабежа, присноегия и растраты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ Общие указания
Подготовка и защита курсовой работы по уголовному праву помогает студен г\ более углубленно изучить исследуемые в ней вопросы, ознакомиться с судебной практикой по данной категории уголовных дел, повторить некоторые вопросы Общей части уголовного права, в определенной мере способствует лучшей подготрнки к экзамену по этому предмету.
Методические указания помогают студенту определить тему работы, но предложенная тематика носит рекомендательный характер. Студент может но своему усмотрению избрать другую тему, которая его больше интересует. Кроме того, ориентиром для избрания темы курсовой работы может быть предложенный кнфсдроп Уголовного права примерный перечень тем дипломных работ.
Выбрав тему курсовой работы, студент должен ознакомиться с судебной практикой (желательно использовать примеры из судебной практики последних лег) г
кам). Объем работы - примерно ученическая тетрадь. Пишите понятным почерком (не используйте красную и зеленую пасту), в тетради в клетку - через строчку, оставьте поля, можно представить работу в компьютерном варианте. Страницы пронумеруйте. На обложке укажите фамилию, имя, отчество, институт (факультет) и группу. Повторно выполненную работу высылайте в академию вместе с незачтенной.
Вариант 1
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите способы формирования и сроки полномочий верхних палат парламентов США и Японии. Что означает частичная и полная ротация верхних палат?
2. Назовите все виды источников конституционного права. Приведите содержание статей Конституций Польши и Болгарии, закрепляющих и регулирующих использование источников государственного права, свойственных каждой из этих стран. В чем заключается аналогия права?
3. Каким образом определяется система экономических отношений и какие виды собственности закреплены в Конституциях Франции и КНР?
Вариант 2
1. Составьте сравнительную таблицу порядка прихода к власти главы государства в США и Бельгии. Назовите общие и особенные черты этого порядка в данных странах.
2. Дайте характеристику местных органов ФРГ и Франции. Какие формы контроля за деятельностью местных органов в них существуют?
3. Каким образом закрепляется право на охрану здоровья в Конституциях ФРГ и КНР? Назовите виды систем медицинской помощи, применяемой в этих странах.
Вариант 3
1. Составьте сравнительную таблицу, где покажите порядок образования, структуру и партийный состав правительства в Болгарии и Бельгии. Поясните, каким образом они связаны с формой правления в этих странах. Какие виды деятельности запрещены лицам, занимающим в них посты министров?
42
2. Каким образом закрепляется принцип государственною и национального суверенитета в Конституциях ФРГ и Франции0 Какие возможности его ограничения и в чью пользу в них предусмотрены?
3. Каким образом закрепляется право на охрану здоргчья в Конституциях КНР и Польши? Назовите виды систем медицинской помощи, применяемой в этих странах,
Вариант 4
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите виды избирательных цензов в США и Польше. Охарактеризуйте те из них. ко торые используются в настоящее время применительно к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании п.ала' парламентов этих стран.
2. Укажите особенности правового статуса и реальные полномочия членов парламентов ФРГ и Бельгии. Поясните смысл терми нов «фракционная дисциплина» и «старейший депутат».
3. Каким образом закрепляется свобода слова, печати и дрмих средств массовой информации в Конституциях Франции и Болгарии?
Вариант 5
1. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум». укажите его отличие от понятий «всенародное обсуждение» и «опрос общественного мнения». Каким образом в Конституциях ФРГ и Франции решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов? Покажите это на конкретных примерах.
2. Составьте сравнительную таблицу, где назовите особенности правового положения субъектов федерации в ФРГ и Бельгии.
3. Каким образом закрепляется тайна информационных контактов в Конституциях Японии и Польши?
Вариант 6
1. Приведите содержание статей Конституций Польши и Бельгии, регулирующих порядок подготовки, принятия, изменения и отмены Основного закона каждой из стран. Поясните смысл терминов «фиктивная конституция», «фактическая конституция».
2. Составьте сравнительную таблицу, где назовите субъектов законодательной инициативы в Японии и ФРГ. Опишите порядок ее осуществления как первую стадию законодательного процесса данных стран. Кто в них обладает правом утверждения принятых 43
парламентом законопроектов и каковы последствия его р^.ш';!-.'(ии?
3. Каким образом закрепляется свобода слова, и'-чаги я лр.гих средств массовой информации в Констшуциял Франции и Качадь.^
Варичнт 7
1. Опишите порядок образования и сроки полгомочцр ,'г,а!к1В конституционного надзора в Япония ч ФРГ. Кю о у-их •"[,^'^л наделен правом обращаться с иском (жалобой) в органы конищу-циотюго надзора и каков механизм ею осуществления?
2. Составьте таблицу, где сравните полномочия парла^ч. .он Италии и Франции в области фопмиронания государстве;:'^ы.\ :..; -ганоп. Покажите порядок их осуществления с \'и_к>м (рор^ы р". ' ления в каждой из 1тн\ сфан.
3. Каким образом закрепляется ;;раво нл труд ;, н;. с.';д.,:< ь I'-.» . стичуциях США и иочгарми?
Варяан! Я
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажи'е поряд;!!: .'о-разования и сроки полномочий нижних палаг парламенгов ФРГ и Японии. На основе какой избирательной системы происходит г,\ формирование о каждой из названных стран и какон механизм ее практического применения?
2. Опишите процедуру прохождения и принятия закоиогроешо!' в палатах парламентов США и Бельгии с момента их внесения г: до передачи на утверждение главе государства. Каким образом обеспечивается при этом преимущество правительственкыл законопроектов?
3. Как закреплено право на образование в Конституциях Болгарии и Италии?
Вариант 9
1. Опишите порядок срочного (временного) замещения пост.:'. главы государства другим лицом или органом во Франции и Бельгии при возникновении требующих того обстоятельств.
2. Составьте сравнительную таблицу, где укажите организационный порядок работы парламентов КНР и ФРГ, их внутренние руководящие органы и способы их формирования. Чем отличаемся чрезвычайная сессия парламента от очередной?
44
3. Каким образом закрепляе гея и какие положения вк.^ючае! принцип неприкосновенности личности в Конституциях С! ПА и Польши?
Вариант 10
1. Составьте сравнительную таблицу основных принципа» международных отношений, закрепленных в Конституциях Франц».» и ФРГ. Каким образом формулируется отношение к войне клк средству разрешения споров и конфликтов в этих Основных законах?
2. Дайте характеристику основных полномочий главы государства в США и Бельгии в области обороны, законодательной и судебной деятельности. Опишите порядок осуществления эчнх по-ч-номочий с учетом формы правления в каждой из стран.
3. Каким образом закрепляется право на материальное обеспечение и социальную помощь в Конституциях КНР и Испании?
Вариант 11
1. Составьте сравнительную таблицу, где покажите организационный порядок работы парламентов Франции и Польши, назови !е их внутренние руководящие органы и способы их формирования Какие функции выполняют в парламенте омбудсмены и квесторы?
2. Дайте характеристику основных полномочий главы государства во Франции и ФРГ в области исполнительной деятельности и международных отношений. Опишите порядок осуществления этих полномочий с учетом формы правления в названных странах.
3. Каким образом закрепляется свобода собраний и уличных шествий в Конституциях КНР и Болгарии?
Вариант 12
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите способы и порядок формирования, а также сроки полномочий верхних палат парламентов Бельгии и Великобритании. Кто их возглавляем'.'
2. Перечислите все виды источников конституционного права. Приведите содержание статей Конституций ФРГ и Японии, закрепляющих и регулирующих использование этих источников. В чем разница между обыкновенными, органическими и чрезвычайными законами?
3. Каким образом определяется система экономических отношений и какие виды собственности закреплены в Конституциях ФРГ и КНР?
45
Вариант 13
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите порядок прихода к власти главы государства в Польше и ФРГ. Назовите общие и особенные черты этого порядка в данных странах.
2. Дайте характеристику местных органов в Италии и Японии. Какие формы контроля за их деятельностью существуют в каждой из этих стран?
3. Как закрепляется принцип юридического равенства в Конституциях США и Франции?
Вариант 14
1. Составьте сравнительную таблицу, указав в ней порядок образования, структуру и партийный состав правительств Великобритании и Болгарии. Поясните, каким образом они связаны с формой правления в этих странах. Что представляет собой, в каких сл\ чаях и как создаются правительство меньшинства и правительство национального единства?
2. Каким образом закрепляется принцип государственного и национального суверенитета в Конституциях США и Франции? Какие возможности его ограничения и в чью пользу в них предусмотрены? Объясните значение терминов «разделение власти» и «леги-тимность власти».
3. Каким образом закрепляется свобода совести, в том числе вопрос о взаимоотношениях государства и церкви, школы и церкви. в Конституциях Польши и Бельгии?
Вариант 15
1. Составьте сравнительную таблицу, где укажите виды избирательных цензов, применяемых к активному и пассивному избирательному корпусу при формировании палат парламентов в Болгарии и ФРГ.
2. Назовите особенности правового статуса и реальные полномочия членов парламентов Франции и США. Поясните смысл терминов «депутатский иммунитет» и «депутатский индемнитет».
3. Каким образом закрепляется свобода слова, печати и других средств массовой информации в Конституциях Польши и Бельгии?
Вариант 16
1. Составьте сравнительную таблицу статей Конституций Франции и Бельгии, регулирующих порядок принятия, изменения и от-
46