Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле


Контрольная работа

По дисциплине: «Социологии»

На тему: «Социология как наука»

Вариант 4

Факультет                                                              Кафедра

Менеджмента и маркетинга                                 Философии, истории и права



Студентка                                                             В.В.

Специальность                                                     Менеджмент организации

№ личного дела                                                  


Образование                                                                  Первое высшее

Группа                                                                          

Преподаватель                                                     Смехнова Г.П.



Барнаул 2009 г.

Содержание

     Введение……………………………………………………………………….…..2

1.     Социология как наука, её объект, предмет..…………………………………5

            1.1. Структура социологического знания…………………………………..7

            1.2. Макро- и микросоциологический подход к изучению общества……10

2.     Система категорий, законы и основные функции социологии….………….11

       2.1.  Основные функции социологии …………………………....................11

       2.2.  Законы и категории социологии …………………………....................14

3.     Практическое задание……………………………………………………….....18

Список используемой литературы……………………………………....…..........19

               

Введение

Предпосылки возникновения социологии

Социология есть наука об обществе. Этот её основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввёл в науку французский философ и учёный Нового времени Огюст Конт (1798 - 1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

В течение 2500 лет мыслители анализировали, описывали общество, однако, не называя научные знания социологией.

Первых социологов античности называли философами. Среди них Платон и Аристотель. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается работа Платона «Государство».

Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах, социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из неё отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии всё более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социально организма. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, а в последствии Дюркгейма, Вебера, Тарда, Уорда и других социологов. Каждый из этих мыслителей внёс существенный вклад в научное объяснение исторического процесса.[1]

О. Конт - основоположник социологической науки.

О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.)- французский философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение науки от метафизики (т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество.

К. Маркс основатель теории конфликта.

1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.

2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.

3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.

4. Равенство людей, а, следовательно, справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции, задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.

5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской социологической школы ". С его именем связан переход социологии от науки тождественной знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общественных наук.

"Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого".

Понимающая социология М. Вебера.

Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие. Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь. Когда социальные связи регулярны - это нравы. Когда эти нравы узаконены - это норма. Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".

Социология П. Сорокина.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.

В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные  её направления и основные задачи каждого из них.

Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения социологии.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной ком-

бинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей".

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая по Сорокину, включает в себя социальную политику.

Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология, тем не менее, не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический анализ развития общества и существенно углубить исследования.

1.     Социология как наука, её объект, предмет

Как уже говорилось выше, социология – это наука об обществе (от греч. societas -общество и logos - учение).

В обыденном языке «общество» означает совокупность людей или организованная группа людей. А на языке социологии слово «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации, который формируется как результат совместной жизни, взаимодействия людей, оказывающих влияние на их мышление и поведение, проявляющееся в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как единое.

Социологию интересуют многообразные аспекты общественной жизни, которые характеризуются сложными социальными взаимоотношениями, связями. Они формируются на уровне отдельных личностей и групп, объединяются в различные общности, находятся в постоянном движении, изменении и развитии. Исходя из этого, выделим предмет социологии.

Предмет социологии – изучение закономерностей, становление, развитие и функционирование социальных общностей, механизмов и принципов, их взаимосвязи и взаимодействие в социальной системе.

Понятие «социология» практикуется в широком и узком значении.

В широком значении означает всё, что касается общества. В узком значении употребляется для характеристики взаимоотношений, возникающих в социальной сфере, т.е. в больших и малых социальных общностях.

Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления  и развития как единого целого.

Общество - это не сумма индивидов, а ансамбль человеческих отношений.

Например: В настоящее время люди те же, что и год, и два, и три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли изменения отношений. Таким образом, социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношения с другими субъектами.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).

1.1.         Структура социологического знания

Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом или же одна из сфер общественной жиз-

ни (экономическая, социальная, политическая, духовная), отдельные личности, семьи, малые группы. Как видим, круг объектов социологии весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстаёт как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Социология представляет собой сложноструктурированную  многоотраслевую область научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования социальной системы.

В современной методологии научного знания принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» из пяти этажей (рис.1).


                                 Научная картина мира

                                      Общая теория     

                                      Частная теория               фундаментальная социология

                                 Эмпирич. исследования

                              Прикладн. исследованния     прикладная социология

                                              Рис.1

Верх (пятый этаж) – научная картина мира ещё не является собственно социологией, а скорее имеющим универсальное для всех наук значение и носит философский характер. Научная картина мира включает в себя совокупность общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социологическая реальность.                            

Общесоциологическая теория (теоретическая социология) касается глубинных сущностных моментов в развитии общества, исторического процесса в целом. С её позиции делаются обобщения и выводы о наиболее глубинных причинах возникновения социальных явлений, направленности социологических процессов взаимодействия личности, социологических групп и общества.

К их числу относятся: теория об общественно-экономических формациях (К. Маркс), теория социального действия (М.Вебер), теория социальной мобильности (П.Сорокин).

Общесоциологическая теория оперирует такими категориями как: общество, социальная структура, социальная стратификация, социальные институты, социальный статус.

Частная теория (специальная)– формализованные и логически компактные модели социальных процессов. Р.Мертон называл их теории среднего уровня. Они дают возможность предметного анализа различных отраслей и сфер жизнедеятельности людей, социальных групп и институтов.

Частная теория делится на 3 группы:

1)    теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, образования и т.д.);

2)    теории социологических общностей (социология малых групп, больших групп, организаций и т.д.);

3)    теории социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации).

  Эмпирические исследования – крупномасштабные исследования, соответствующие самым строгим явлениям науки и направленные на подтверждение частной теории.

Главная их цель – способность к приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций.

Основное предназначение эмпирического исследования - не только собрать и обработать факты, но и обеспечить надёжную проверку теории, её версификацию.

По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные и прикладные исследования.

Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Как видим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущими социологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Таким образом, научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют сложную единую структуру социологического знания, которая отражает все стороны общественной жизни.

1.2. Макро- и микросоциологический подход к изучению общества

Особенности микро- и макросоциологии.

Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом.

Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др.

Макросоциологические теории:

Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.[2]

Достаточно однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. Например, П.Лазарсфельд под микросоциологическим исследованием понимал такое, которое “имеет дело с человеческим поведением в современных ситуациях, использует количественные методы везде, где это возможно, и пытается систематизировать качественные процедуры, где они необходимы”, а макросоциология трактовалась им “как усилия открыть общие законы, которым подчиняются прошлые или будущие тенденции общественного развития”. Р.Мертон определял “микросоциологические проблемы как доказанные в исследованиях малых групп”, а “макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социальных институтов”. Общим для всех дефиниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.[3]

2. Система категорий, законы и основные функции социологии

2.1. Основные функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, управленческую, организационно-технологическая, гуманистическую, информационную, мировоззренческую.

Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Одна из важнейших функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений. Это невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определённое социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиции определённого мировоззрения, формирования которого зависит от его социального положения.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда потребности и ценности людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных  решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко  органы управления  поступают  вопреки  рекомендациям   ученых,  что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

Управленческая функция связана с проблемами управления в социальной системе. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для выработки управленческих решений на различных уровнях.

Организационно-техническая – решение проблем создания социальных технологий и внедрение их в практическую жизнь.

Гуманистическая – способствование улучшения взаимопонимания между людьми, совершенствование социальных отношений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований.

Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.[4]

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что  объективно,

участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями

содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История  свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими  общественном развитии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и

место социологии в системе общественных наук.

2.2. Законы и категории социологии

       Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.        Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.         Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:   - социологически интерпретируемые общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальное развитие и др.);  -  собственно социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация и т.д.);  - категории близких к социологии дисциплин (культура, личность, государство, власть и др.).         В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как социальные действия и взаимодействия, социальные отношения, социальные общности, социальные институты, социальные организации, социальная система, социальная структура и др. Среди них особое место занимает категория социальная общность, характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. [5]         К числу важнейших категорий социологии относятся понятия социальная система и социальная структура, которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследовании. Социологи, изучающие поведение лю-дей на микроуровне, оперируют понятиями социальные действия и взаимодействия, социальные статусы и роли, малая социальная группа, социальные ценности и нормы и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования (анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, выборка, репрезентативность, включенное наблюдение, контент-анализ и т.д.).         Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.        В целом выделяют пять групп социальных законов:  - законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;  - законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;  - законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;  - законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;  - законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.        Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые - отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.        Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

      Итак, без категорий невозможно развитие ни одного научного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессиональной теоретической деятельности.

      В качестве ключевого в социологии, по мнению В.А. Ядова, выступает понятие “социальная общность”. В широком смысле слова “социальная общность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производительной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности”.

     Социология довольно молодая наука, поэтому и в настоящее время совершенно справедливыми остаются слова Н.И.Кареева, что “наука не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее ее терминология. В этом отношении социология оставляет желать еще весьма и весьма многого... Простым сочинительством новых слов беде, разумеется, помочь нельзя: научный язык, подобно всякому языку, не создается посредством общественного договора. Лексическое объединение может явиться только результатом большого объединения в мыслях. Социологи должны сами, однако, способствовать этому объединению, анализируя употребляющиеся в социологической литературе понятия, сближая и сравнивая их между собою, классифицируя их и подмечая, какие термины все более и более входят в общее употребление”. Проведение всевозможных семинаров, конференций, съездов, симпозиумов отечественных и зарубежных социологов, а также обмен мнениями через печатные издания позволяет прийти к общему мнению и достаточно продуктивно решать данную проблему.[6]


3. Практическое задание

   В произвольном порядке даны понятия и определения. Необходимо дать правильное определение понятиям.

   Фундаментальная социология – ставит своей целью приращение научного знания путём построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

   Отраслевая социология – формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

   Эмпирическая социология – направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Социология: Учебник/ Под ред. А.И. Кравченко. М.: Инфра Н, 2000 г., - 238 с.

2.     Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г., - 407 с.

3.     Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Староверов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г., - 305 с.

4.     Социология: Учебник для вузов/ Под ред. С.С.Фролов .М.:ИнфаН,2007г., - 352 с.


[1] Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 8


[2] Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 16

[3] Социология: Учебник для вузов/ Под ред. С.С.Фролов .М.:ИнфаН,2007г., - 267 с.

[4] Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 25

[5] Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Староверов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г., - 97 с.

[6] Социология: Учебник для вузов/ Под ред. С.С.Фролов. М.:ИнфаН,2007г., - 173 с.