Содержание



1. Необходимо определить местонахождение муниципального образования, его территориальные границы и смежества. 3

2. Подробно охарактеризовать население, проживающее в муниципальном образовании. 3

3. Определить и описать виды деятельности муниципального образования. 5

4. Описать структуру органа местного самоуправления муниципального. 5

5. Определить проблемы и перспективы развития муниципального образования  7

Список литературы.. 12

Приложение. 13

 

1. Необходимо определить местонахождение муниципального образования, его территориальные границы и смежества

10 января 1904 года (28 декабря 1903 года) поселению Ново-Николаевск присвоен статус безуездного города того же наименования.

12 февраля 1926 года город Ново-Николаевск переименован в город Новосибирск.

Новосибирск является административным центром Новосибирской области.

Местонахождение – центр Западной Сибири (Российская Федерация).

2. Подробно охарактеризовать население, проживающее в муниципальном образовании

Население города Новосибирска составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие в городе.[1]

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Новосибирск - третий по численности населения город в России: на момент переписи в городе проживало 1425,6 тыс. человек. На 1 января 2003 г. численность постоянного населения города составила 1423,2 тыс. человек.[2]

Половозрастная структура населения в 2000 г.










Распределение населения по уровню образования

В % к численности населения в возрасте 15 лет и старше – с образованием:

 

высшим

16,8

незаконченным высшим

2,8

средним специальным

21,5

средним общим

24,6

средним неполным

20,4

начальным

9,3

Структура трудовых ресурсов города Новосибирска



3. Определить и описать виды деятельности муниципального образования

Основу промышленного комплекса Новосибирска составляют 194 крупных и средних промышленных предприятия, которые производят 84,0 % всей промышленной продукции города и 74,1 % областного производства. По сравнению с 1999 годом объем выпускаемой продукции в г. Новосибирске в физическом исчислении увеличился на 22,7 %. Среди отраслей промышленности за 2000—2003 гг. существенно возросли объемы производства в черной металлургии (в 2,4 раза), машиностроении (на 41,9 %), легкой промышленности (на 25,9 %), цветной металлургии (на 22,3 %).[3]

Базовыми отраслями промышленности являются машиностроение, электроэнергетика, металлургия и пищевая промышленность, на их долю приходится 86,4 % всего промышленного производства города.

В настоящее время Новосибирск по праву считается одним из ведущих научных центров России. Объем выполненных научно-технических работ в 2002 году по сравнению с 1999 годом увеличился в 2,5 раза.

4. Описать структуру органа местного самоуправления муниципального

Местное самоуправление в г. Новосибирске — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города по решению, непосредственно или через органы городского самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Город Новосибирск является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. В городе Новосибирске имеются органы городского самоуправления — муниципальная собственность, бюджет города.[4]

От имени населения города представительные, распорядительные, исполнительные, контрольные и иные функции в пределах установленной компетенции осуществляют органы городского самоуправления.

Структуру органов городского самоуправления составляют:

1) глава городского самоуправления — мэр;

2) городской Совет;

3) мэрия;

4) контрольно-счетная палата города Новосибирска;

5) Новосибирская городская избирательная комиссия.

Глава городского самоуправления — мэр Новосибирска — является высшим должностным лицом города, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.

Мэр как глава городского самоуправления представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.

Мэр избирается на пять лет гражданами, проживающими на территории города Новосибирска, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Мэром может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года, обладающий избирательным правом.

Осуществляя функции городского самоуправления, мэр:

1) выступает официальным представителем населения города в Российской Федерации и за рубежом;

2) осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями мэрии, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

3) разрабатывает структуру и определяет штаты мэрии;

4) назначает на должность руководителей структурных подразделений мэрии;

5) вправе участвовать в работе депутатских комиссий, в депутатских слушаниях, рабочих группах и иных коллегиальных органов, создаваемых городским Советом;

6) вправе вносить в городской Совет проекты решений и поправки к проектам решений городского Совета;

7) вправе участвовать в работе сессии городского Совета, в том числе вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, участвовать в прениях на ее заседании;

8) подписывает решения городского Совета;

9) руководит гражданской обороной города;

10) осуществляет общее руководство муниципальными органами охраны общественного порядка;

11) распоряжается средствами бюджета города, внебюджетными и валютными фондами;

12) заключает договоры;

13) издает правовые акты;

14) осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством и нормативными правовыми актами городского Совета.

5. Определить проблемы и перспективы развития муниципального образования

Общими источниками стратегических проблем всех крупных российских городов, являются общемировые процессы геоэкономического и экологического характера, связанные с глобализацией экономики, неумеренным потреблением, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических процессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением ресурсов планеты. В России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массовой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низкой совокупной покупательной способности населения, а, следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.

Положение крупных городов России, и Новосибирска в том числе, в существенной степени осложнено и нестабильным, противоречивым, а нередко парадоксальным законодательством Российской Федерации. Согласно федеральному Закону, например, местное самоуправление осуществляется во всех российских городах безотносительно к численности их жителей. Исключением являются лишь Москва и Санкт-Петербург, имеющие статус субъектов Федерации. Приравнивание крупных городов по статусу к небольшим поселениям противоречит мировой практике решения задач на муниципальном уровне, создает немало трудностей и конфликтов в системе управления, деформирует процессы урбанизации, усиливает остроту городских проблем.

Основными стратегическими проблемами города Новосибирска, остро ощущаемыми в настоящее время, являются:

·  относительно низкий уровень качества жизни населения и социальное расслоение городского сообщества, бедность большого числа горожан, слабая социальная адаптация;

·  малая доля «среднего класса» в структуре жителей города, низкая совокупная покупательная способность населения;

·  ослабление системы безопасности общества и личности, преступность, рост травматизма и распространение социально обусловленных заболеваний (наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекций, венерических болезней, туберкулеза, психопатий и т.п.);

·  старение производственного аппарата, снижение научно-технологического потенциала в производстве, низкая инвестиционная активность, стагфляция;

·  нехватка квалифицированных кадров, в т.ч. массовых рабочих специальностей, утечка ученых и специалистов за рубеж и в непроизводительную сферу экономики;

·  большая зависимость бюджета города от политики властных органов субъекта Федерации, ограниченность маневра в налоговой политике, недостаточность финансирования бюджетных организаций и систем социальной поддержки;

·  сложности обеспечения энергетической безопасности города, бесперебойного функционирования инженерной инфраструктуры, ЖКХ, муниципального внутригородского транспорта;

·  недостаточное качество городской среды, слабая управляемость процессами градоформирования;

·  опасность техногенных катастроф вследствие износа основных фондов, наличие ряда неблагоприятных в экологическом отношении зон на территории городов.

Стратегический социально-экономический и ресурсный потенциал Новосибирска в геополитическом, социально-демографическом, экологическом, экономическом, инновационно-технологическом, архитектурно-градостроительном, финансовом и инвестиционном аспектах включает имеющиеся и будущие возможности города и его агломерации.[5]

Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем продолжали формироваться и получили дальнейшее развитие направления, наиболее эффективно использующие:

·  выгодное срединное географическое и геополитическое положение Новосибирска;

·  центральное его положение в обширной сельскохозяйственной зоне;

·  развивающиеся транспортные коммуникации и средства связи,

·  высокий технологический уровень промышленности города;

·  потенциал науки и научного обслуживания, прежде всего, в научно-исследовательских организациях Сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также конструкторских и проектно-технологических организациях;

·  систему уникальных наукоемких технологий – промышленных, организационных, медицинских, биогенетических, химических, информационных, образовательных и т.д.;

·  экономическую активность населения Новосибирска и значительную долю в нем высокообразованных и квалифицированных жителей;

·  развитый рынок труда на территории города;

·  мощный многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс города;

·  творческие достижения в сфере художественной культуры и искусства, особенно музыкально-исполнительского, театрального, кинематографического;

·  развитие банковской системы и всевозможных финансовых институтов;

·  сложившуюся базу оптовой и розничной торговли;

·  функции центра Сибирского федерального округа с наличием важнейших федеральных административных структур;

·  градостроительный потенциал Новосибирска.

Чтобы задействовать перечисленные преимущества Новосибирска в полной мере, потребуется мобилизация всего городского сообщества на принципах стратегического партнерства, создание системы управления приоритетными направлениями, формирование у жителей отношения к городу как к своему дому, хозяйского подхода ко всему, что создано в нем прежде и создается вновь, восприятия городской среды как культурно-исторического наследия, которое нужно сохранить, развить и передать будущим поколениям. Необходимо также решение задач надежного функционирования городского хозяйства, совершенствования нормативной базы хозяйственного регулирования, восстановления и развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Список литературы


1.                          Устав города Новосибирска (с изменениями на 27 октября 2003 года) от 05.10.95, № 74

2.                          Зотов В. Б. Муниципальное управление: Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра, 2002

3.                          Рубан В. В., Марченко Е. В., Краковская М. Я. Система муниципального управления: УМК для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003

4.                          www.novo-sibirsk.ru

5.                          www.nsk-gks.ru


Приложение

УСТАВ

города Новосибирска

(с изменениями на 27 октября 2003 года)


Принят на 17 сессии Новосибирского городского

Собрания депутатов (решение от 05.10.95 № 74)



Мы, полномочные представители населения города Новосибирска — депутаты городского Собрания, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, осознавая ответственность за наилучшее устройство жизни горожан, заботясь о сохранении и самобытном развитии города, принимаем настоящий Устав в качестве правовой основы организации местного самоуправления в городе Новосибирске, регулирования его экономической и финансовой жизнедеятельности.

ГЛАВА I. Город и его территория

Статья 1. Устав города Новосибирска

1. Устав города Новосибирска является нормативным правовым актом, регулирующим основные вопросы организации и деятельности городского самоуправления.

2. Устав регистрируется в порядке, установленном Законом Новосибирской области.

Статья 2. Образование города и его статус

1. 10 января 1904 года (28 декабря 1903 года) поселению Ново-Николаевск присвоен статус безуездного города того же наименования.

12 февраля 1926 года город Ново-Николаевск переименован в город Новосибирск.

2. Новосибирск является административным центром Новосибирской области.

Статья 3. Символы города. День города

1. Новосибирск имеет свои герб и флаг — официальные символы, выражающие самобытность и традиции города.

2. Положение о гербе и флаге Новосибирска утверждается городским Советом.

3. Днем города является последнее воскресенье июня.

Статья 4. Знаки Почета города

За большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие города жителям может присваиваться звание «Почетный житель города», они могут награждаться «Почетной грамотой Новосибирска». Порядок присвоения и награждения знаками Почета города определяется положениями о них, утвержденными городским Советом.

Статья 5. Территория города. Городская черта

1. Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), определяющей территорию Новосибирска.

Границы территории города устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Городская черта Новосибирска установлена в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 20 сентября 1930 г. и постановлением Президиума Новосибирского облисполкома от 4 марта 1938 г. № 257.

Городская черта изменена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1958 г. «Об образовании Советского района города Новосибирска», Законами Новосибирской области от 08.12.97 № 86-ОЗ, от 19.12.97 № 93-ОЗ «Об изменении черты (границы) города Новосибирска».

3. Изменение границ территории города не допускается без согласия городского Совета.


Статья 6. Земли города


1. Правовой режим земель в пределах городской черты определяется действующим законодательством.

2. Территорию города составляют земли:

1) жилой зоны;

2) общественно-деловой зоны;

3) производственной зоны;

4) инженерной и транспортной инфраструктур;

5) рекреационных зон;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов и иных зон режимных территорий.

3. Все земли в пределах городской черты используются по их целевому назначению и в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции распоряжаются землями, находящимися в муниципальной собственности, предоставляют и изымают земельные участки, контролируют использование земель на территории города, а также осуществляют иные полномочия по регулированию земельных отношений, предусмотренные действующим законодательством.


Статья 7. Административно-территориальное деление города


1. Территория города состоит из 10 административных районов: Дзержинский, Железнодорожный, Заельцовский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Советский и Центральный, границы которых определяются с учетом экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций города.

2. Решение об установлении и изменении границ, наименований районов города принимается городским Советом по представлению мэра города.

3. В городе, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Границы территориального общественного самоуправления по предложению администраций районов утверждаются городским Советом.


Статья 8. Пригородная зона


1. Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города.

2. Границы пригородной зоны и ее правовой статус определяются органами государственной власти Новосибирской области.


Статья 9. Население города Новосибирска


Население города Новосибирска составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие в городе.



ГЛАВА 2. Понятия, принципы и система городского самоуправления



Статья 10. Самоуправление города Новосибирска


Местное самоуправление в г. Новосибирске — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города по решению, непосредственно или через органы городского самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.


Статья 11. Город Новосибирск – муниципальное образование


Город Новосибирск является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. В городе Новосибирске имеются органы городского самоуправления — муниципальная собственность, бюджет города.


Статья 12. Система городского самоуправления


1. От имени населения города представительные, распорядительные, исполнительные, контрольные и иные функции в пределах установленной компетенции осуществляют органы городского самоуправления.

2. Структуру органов городского самоуправления составляют:

1) глава городского самоуправления — мэр;

2) городской Совет;

3) мэрия;

4) контрольно-счетная палата города Новосибирска;

5) Новосибирская городская избирательная комиссия.


Статья 13. Правовая основа и принципы городского самоуправления


1. Правовую основу городского самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской федерации, Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, настоящий Устав.

2. Городское самоуправление осуществляется на основе принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) государственной гарантии городского самоуправления;

3) законности;

4) гласности и учета общественного мнения;

5) самостоятельности органов городского самоуправления, их организационной обособленности от органов государственной власти;

6) выборности органов и должностных лиц городского самоуправления;

7) ответственности органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

8) признания за населением города полномочий по решению вопросов местного значения;

9) соответствия полномочий органов городского самоуправления материальным и финансовым ресурсам.


Статья 14. Право граждан Российской Федерации на осуществление городского самоуправления


1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на городское самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы городского самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление городского самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане Российской Федерации имеют право:

1) избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;

2) на равный доступ к муниципальной службе;

3) обращаться в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.


Статья 15. Вопросы городского (местного) значения, относящиеся к предмету ведения городского самоуправления


1. К вопросам городского (местного) значения относятся:

1) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие города;

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территории города;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории города;

12) регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения;

16) благоустройство и озеленение города;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация городского транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации города;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории города;

30) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы.

2. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные действующим законодательством к вопросам местного значения.



ГЛАВА 3. Формы прямого волеизъявления граждан. Общественное местное самоуправление



Статья 16. Городской референдум


1. По вопросам местного значения может проводиться городской референдум.

Вопросы, выносимые на городской референдум:

— не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;

— не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Новосибирской области;

— должны быть сформулированы так, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

2. На городской референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов городского самоуправления, главы городского самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов городского самоуправления, главы городского самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов городского самоуправления;

3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

4) о принятии или об изменении бюджета города, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения города;

6) вопросы, не находящиеся в ведении городского самоуправления.

3. Решение о проведении городского референдума принимается городским Советом. Порядок назначения, проведения, принятия и изменения решений городского референдума регламентируется действующим законодательством.


Статья 17. Муниципальные выборы


1. Выборы главы городского самоуправления — мэра города, депутатов городского Совета осуществляются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством.

2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Новосибирской области. (Абзац в редакции, введенной в действие с 17.07.02 решением городского Совета от 03.07.02 № 153 — см. предыдущую редакцию)

Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. Городская избирательная комиссия обладает правами юридического лица и действует на постоянной основе в соответствии с положением, утвержденным городским Советом. Срок полномочий городской избирательной комиссии 4 года.

3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Новосибирской области гарантируют проведение муниципальных выборов.


Статья 18. Правотворческая инициатива населения города


Население города имеет право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы городского самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию). Порядок реализации правотворческой инициативы населения города определяется положением, утвержденным городским Советом.


Статья 19. Обращения граждан в органы городского самоуправления


1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам городского самоуправления.

2. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления определяется действующим законодательством.


Статья 20. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Опросы общественного мнения


1. Население города имеет право в установленном законодательством порядке проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

2. При подготовке важных решений, затрагивающих интересы значительной части населения города, городской Совет, глава городского самоуправления, мэрия могут проводить опросы общественного мнения.


Статья 21. Территориальное общественное самоуправление населения


Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Порядок создания органов территориального общественного самоуправления, срок полномочий и структура определяются положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным городским Советом, в соответствии с законом Новосибирской области.


ГЛАВА 4. Глава городского самоуправления – мэр города



Статья 22. Правовой статус мэра города


1. Глава городского самоуправления — мэр Новосибирска (далее мэр) — является высшим должностным лицом города, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.

2. Мэр как глава городского самоуправления представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.

3. Мэр избирается на пять лет гражданами, проживающими на территории города Новосибирска, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Мэром может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года, обладающий избирательным правом.

5. Порядок выборов мэра определяется действующим законодательством.


Статья 23. Полномочия мэра


Осуществляя функции городского самоуправления, мэр:

1) выступает официальным представителем населения города в Российской Федерации и за рубежом;

2) осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями мэрии, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

3) разрабатывает структуру и определяет штаты мэрии;

4) назначает на должность руководителей структурных подразделений мэрии;

5) вправе участвовать в работе депутатских комиссий, в депутатских слушаниях, рабочих группах и иных коллегиальных органов, создаваемых городским Советом;

6) вправе вносить в городской Совет проекты решений и поправки к проектам решений городского Совета;

7) вправе участвовать в работе сессии городского Совета, в том числе вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, участвовать в прениях на ее заседании;

8) подписывает решения городского Совета;

9) руководит гражданской обороной города;

10) осуществляет общее руководство муниципальными органами охраны общественного порядка;

11) распоряжается средствами бюджета города, внебюджетными и валютными фондами;

12) заключает договоры;

13) издает правовые акты;

14) осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством и нормативными правовыми актами городского Совета.


Статья 24. Вступление в должность мэра


При вступлении в должность мэр приносит жителям Новосибирска перед городским Советом следующую присягу: «Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность мэра Новосибирска, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои способности на пользу жителей города».

Мэр приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги.

Присяга приносится на заседании городского Совета, проводимом не позднее 30 дней после официального опубликования итогов выборов мэра.


Статья 25. Прекращение полномочий мэра


1. Исполнение полномочий мэра прекращается с момента принесения присяги вновь избранным мэром.

2. Полномочия мэра прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии с действующим законодательством;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра

3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра его обязанности до вступления в должность вновь избранного мэра осуществляет первый заместитель мэра.

4. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5. В течение 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий мэра городской Совет принимает решение о назначении выборов нового мэра.


Статья 26. Правовые акты мэра


1. Мэр в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Новосибирска государственными, муниципальными органами, организациями, независимо от организационно-правовой формы, должностными лицами и населением.

2. Нормативные правовые акты мэра, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

3. Правовые акты мэра могут быть отменены мэром, опротестованы в порядке прокурорского надзора или обжалованы в судебном порядке.



ГЛАВА 5. Городской Совет



Статья 27. Правовой статус и структура городского Совета


1. Городской Совет — представительный орган городского самоуправления обладает правами юридического лица.

2. Городской Совет состоит из двадцати пяти депутатов.

3. Организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности городского Совета, постоянных комиссий и депутатов городского Совета осуществляет аппарат городского Совета. Положение об аппарате, его структура и штаты утверждаются городским Советом.

Расходы на обеспечение деятельности городского Совета утверждаются решением городского Совета и предусматриваются в бюджете города отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.


Статья 28. Депутаты городского Совета


1. Депутатом городского Совета является гражданин, избранный населением соответствующего избирательного округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обладающий правом представлять интересы населения и участвовать в принятии от его имени решений, действующих на территории города.

2. Депутатом городского Совета может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года и имеющий право участвовать в выборах.

3. Депутаты городского Совета избираются на пять лет. Порядок выборов депутатов городского Совета устанавливается действующим законодательством.

4. Депутат городского Совета по решению городского Совета может осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Статус депутата городского Совета устанавливается действующим законодательством.

6. Осуществление полномочий депутата городского Совета начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы городского Совета нового состава.


Статья 29. Организация работы городского Совета


1. Организационно-правовой формой работы городского Совета является сессия. Городской Совет формирует постоянные депутатские комиссии.

Организация работы городского Совета и постоянных депутатских комиссий определяется Уставом, Регламентом городского Совета и положениями о постоянных депутатских комиссиях городского Совета.

2. Первая сессия городского Совета созывается не позднее чем в трехнедельный срок после избрания в Совет не менее двух третей от числа депутатов, установленного для городского Совета. Первую сессию городского Совета созывает и ведет до избрания председателя Совета председатель Совета предыдущего состава.

С началом первой сессии городского Совета нового созыва прекращаются полномочия городского Совета предыдущего созыва.

3. Городской Совет принимает свой регламент и решает вопросы своей структуры, внутреннего распорядка своей деятельности.

4. Сессии городского Совета являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом городского Совета, могут проводиться закрытые сессии.

5. По требованию не менее одной третьей от числа депутатов, установленного для городского Совета, или мэра не позднее двух недель должна быть созвана внеочередная сессия.


Статья 30. Компетенция городского Совета


1. В исключительной компетенции городского Совета находятся:

1) принятие Устава города Новосибирска и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития города Новосибирска, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов городского самоуправления;

9) контроль за исполнением органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

2. К ведению городского Совета относятся иные полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом.


Статья 31. Нормативные правовые акты городского Совета


1. Городской Совет по вопросам, отнесенным к его ведению действующим законодательством и настоящим Уставом, принимает решения.

2. Решения городского Совета принимаются в соответствии с Регламентом городского Совета. (В редакции решением городского Совета от 17.11.99 № 282)

3. Правотворческая инициатива в городском Совете принадлежит населению города Новосибирска (не менее одного процента от числа населения города), мэру, депутатам городского Совета, депутатским комиссиям, органам территориального общественного самоуправления.

4. Порядок подготовки и принятия решений определяется регламентом городского Совета.

5. Нормативный правовой акт, принятый городским Советом, направляется главе городского самоуправления для подписания и обнародования. Глава городского самоуправления — мэр имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый городским Советом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в городской Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава городского самоуправления отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается городским Советом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов городского Совета, он подлежит подписанию главой городского самоуправления в течение семи дней и обнародованию.

6. Решение городского Совета вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения населением, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города.

7. Решения городского Совета могут быть отменены городским Советом, обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора.


Статья 32. Взаимоотношения городского Совета с мэрией


1. Городской Совет осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к его компетенции, и не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законодательством и настоящим Уставом к ведению мэрии.

2. Городской Совет, осуществляя контрольные функции, не вмешивается в финансово-хозяйственную и исполнительно-распорядительную деятельность мэрии.

3. Мэрия города подконтрольна в своей деятельности городскому Совету. Мэр и должностные лица мэрии представляют необходимую информацию и документы для рассмотрения вопроса городским Советом в соответствии с порядком, установленным городским Советом.


Статья 33. Председатель и заместитель председателя городского Совета


1. Председатель и заместитель председателя городского Совета избираются из числа депутатов городского Совета тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов городского Совета на срок полномочий городского Совета.

2. Председатель или заместитель председателя городского Совета могут быть отозваны путем тайного голосования на сессии.

3. Добровольное сложение председателем или заместителем председателя городского Совета своих полномочий удовлетворяется на основании их письменных заявлений большинством голосов от числа депутатов, установленного для городского Совета.

4. Председатель городского Совета и его заместитель подотчетны городскому Совету.

5. Председатель городского Совета:

а) организует работу городского Совета;

б) представляет городской Совет в отношениях с населением, общественными объединениями, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

в) созывает сессии городского Совета, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;

г) осуществляет руководство подготовкой сессий и вопросов, вносимых на рассмотрение городского Совета;

д) ведет заседания сессий, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом городского Совета;

е) подписывает протоколы сессий (совместно с секретарем сессии) и другие документы городского Совета;

ж) руководит работой аппарата городского Совета;

з) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата городского Совета;

и) налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата городского Совета;

к) пользуется правом найма и увольнения в отношении специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата городского Совета;

л) оказывает содействие депутатам городского Совета в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов городского Совета от выполнения служебных или производственных обязанностей для работы в городском Совете, его органах или в избирательных округах;

м) координирует деятельность постоянных и иных комиссий городского Совета, депутатских групп;

н) обеспечивает в соответствии с решениями городского Совета организацию обсуждения гражданами важнейших проектов решений Совета, а также вопросов местного и федерального значения, организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

о) рассматривает в соответствии с законодательством вопросы организации выборов;

п) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета в банках и является распорядителем по этим счетам;

р) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в бюджете на подготовку и проведение сессий, работу постоянных и иных комиссий и депутатов городского Совета, содержание его аппарата, и другим расходам, связанным с деятельностью городского Совета;

с) от имени городского Совета подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законодательством;

т) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены городским Советом или предусмотренные действующим законодательством, Уставом города Новосибирска.

6. Председатель городского Совета в пределах своей компетенции издает распоряжения.

7. Заместитель председателя городского Совета исполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных регламентом городского Совета, выполняет поручения председателя городского Совета, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей в городском Совете осуществляет его функции.


Статья 34. Досрочное прекращение полномочий городского Совета


1. Полномочия городского Совета прекращаются досрочно:

1) в случае самороспуска при условии, что за самороспуск проголосовало не менее чем три четверти депутатов, избранных в городской Совет;

2) в случае утраты доверия жителей;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

2. Досрочное прекращение полномочий городского Совета осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3. В случае досрочного прекращения полномочий городского Совета, мэр не позднее 14 дней в установленном законом порядке принимает решение о выборах в городской Совет.


Статья 35. Досрочное прекращение полномочий депутата городского Совета


1. Полномочия депутата городского Совета прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий городского Совета;

10) в иных случаях, установленных федеральным законом.

2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, городской Совет может объявить досрочные выборы депутата городского Совета взамен выбывшего.



ГЛАВА 6. Мэрия города



Статья 36. Мэрия города в системе городского самоуправления


1. Мэрия города (далее мэрия) — исполнительный орган городского самоуправления, является юридическим лицом и в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.

2. В состав мэрии входят:

1) департаменты, управления, комитеты, отделы;

2) администрации районов города.

3. Мэрия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, настоящим Уставом, решениями городского Совета, правовыми актами мэра и мэрии.(Пункт в редакции, введенной в действие с 09.07.03 решением городского Совета от 03.07.03 № 278, — см. предыдущую редакцию)

4. Мэрию возглавляет мэр.

5. Структура мэрии, а также расходы на ее содержание утверждаются городским Советом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 17.07.02 решением городского Совета от 03.07.02 № 153 — см. предыдущую редакцию)



Статья 37. Полномочия мэрии


Осуществляя свои полномочия, мэрия:

1) разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проект бюджета города Новосибирска, а также представляет отчет об его исполнении;

2) разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты планов и программ социально-экономического развития города Новосибирска, организует их исполнение;

3) владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, определяемом городским Советом, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности;

4) заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры;

5) организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;

6) осуществляет управление и распоряжается в соответствии с действующим законодательством земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

7) выдает в соответствии с законодательством разрешения на строительство объектов на территории города Новосибирска;

8) организует транспортное обслуживание населения города;

9) осуществляет управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и решениями городского Совета


Статья 38. Должностные лица мэрии


1. Должностными лицами мэрии являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, муниципальным землям, работникам мэрии, муниципальным предприятиям и учреждениям.

2. Мэром назначаются следующие должностные лица: первый заместитель, заместители мэра, руководители структурных подразделений мэрии.

3. При назначении на муниципальную должность граждане обязаны представить в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. (В редакции решения городского Совета от 17.11.99 № 282)

4. Со всеми должностными лицами, назначаемыми мэром, заключаются трудовые контракты.


Статья 39. Заместители мэра


1. Первый заместитель мэра исполняет обязанности мэра в период его отсутствия.

2. Полномочия заместителей мэра определяются мэром.



Статья 39. Расходы на содержание мэрии — Исключена решением городского Совета от 27.10.03 № 315 — см. предыдущую редакцию



Статья 40. Правовые акты должностных лиц мэрии


1. Должностными лицами структурных подразделений мэрии издаются приказы мэрии в соответствии с положениями о структурных подразделениях мэрии.(Пункт в редакции, введенной в действие с 17.07.02 решением городского Совета от 03.07.02 № 153 — см. предыдущую редакцию)

2. Правовые акты должностных лиц мэрии могут быть отменены должностным лицом, принявшим их, если иное не предусмотрено законодательством, вышестоящим должностным лицом в порядке подчиненности, мэром, опротестованы в порядке прокурорского надзора или обжалованы в судебном порядке.



ГЛАВА 7. Осуществление управления в районе города



Статья 41. Управление в районе города


Управление в районе города осуществляют администрация района и отраслевые подразделения мэрии.


Статья 42. Руководство администрацией района города


Администрацию района города возглавляет глава администрации, являющийся заместителем мэра.

Глава администрации руководит работой администрации на принципах единоначалия.


Статья 43. Компетенция администрации района города


1. Администрация района как структурное подразделение мэрии общей компетенции осуществляет полномочия, закрепленные настоящим Уставом, правовыми актами мэра и решениями городского Совета.

2. Администрация района города:

1) разрабатывает планы и программы развития района;

2) заключает договоры с физическими и юридическими лицами;

3) содействует развитию предпринимательской деятельности на территории района;

4) организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда на территории района;

5) представляет мэру предложения по проекту бюджета города, информацию о деятельности районной администрации, расходовании бюджетных средств, выполнении планов и программ развития района;

6) согласовывает планы застройки района;

7) ведет контроль за землепользованием в районе, состоянием застройки и благоустройства;

8) оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите;

9) управляет муниципальным имуществом находящимся на территории района в пределах, определяемых мэром города;

10) организует охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.


Статья 44. Структура администрации района и расходы на ее содержание


Структура администрации района, смета расходов на содержание администрации района разрабатываются главой администрации района и утверждаются мэром.



ГЛАВА 8. Финансово-экономические основы городского самоуправления



Статья 45. Экономическая основа городского самоуправления


Экономическую основу городского самоуправления составляют земля и природные ресурсы в пределах городской черты, муниципальная собственность, финансы города, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города Новосибирска.


Статья 46. Муниципальная собственность


1. Населению города как собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия от имени муниципального образования — города Новосибирска, в пределах своей компетенции самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством.

3. В состав муниципальной собственности входят средства бюджета города, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов городского самоуправления, а также городские земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия, учреждения, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

4. Мэрия в соответствии с законом и в порядке, определяемом городским Советом, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Городской Совет в соответствии с законом может в интересах населения города устанавливать порядок использования земель, находящихся в границах территории города.

5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются городским Советом.

6. Порядок приобретения имущества других форм собственности в муниципальную собственность определяется действующим законодательством.


Статья 47. Распоряжение муниципальной собственностью


1. Распоряжение муниципальной собственностью осуществляется в порядке, установленном городским Советом в соответствии с действующим законодательством.

2. Здания и сооружения, занимаемые органами городского самоуправления, могут быть отчуждены не иначе как по решению суда, вступившему в законную силу.

3. Продажа незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе предназначенных для реконструкции, незанятых (неиспользуемых) зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, осуществляется на аукционах (конкурсах), проводимых в соответствии с правилами, утвержденными городским Советом и действующим законодательством.

4. Городской Совет утверждает список объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия городского Совета.


Статья 48. Муниципальное унитарное предприятие


1. Муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

2. Имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

3. Имущество муниципального унитарного предприятия образуется за счет ассигнований бюджета города, полученных доходов, других законных источников.


Статья 49. Муниципальное учреждение


1. Муниципальным учреждением признается организация, созданная в порядке, определяемом городским Советом, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.


Статья 50. Взаимоотношения городского Совета и мэрии с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности


1. Городской Совет в отношении муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения:

а) устанавливает в соответствии с законодательством порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

б) устанавливает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождение от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений;

в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

2. Мэрия в отношении муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения:

а) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

б) определяет цели, предмет и виды деятельности муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

в) осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством;

г) назначает на должность и освобождает от должности руководителя муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения в соответствии с действующим законодательством;

д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.


Статья 51. Взаимоотношение органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности


1. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся в соответствии с действующим законодательством.

2. Городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия в пределах своей компетенции координируют участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.


Статья 52. Финансы города


1. Финансы города включают:

1) средства бюджета города;

2) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций;

4) средства, поступающие из федерального бюджета и бюджета Новосибирской области;

5) средства муниципальных внебюджетных фондов;

6) иные финансовые средства.

Права собственника в отношении финансов города осуществляются от имени населения города городским Советом, главой городского самоуправления и мэрией в пределах своей компетенции. Решение о выпуске, условиях эмиссии и обращении муниципальных ценных бумаг принимает мэрия (эмитент).

2. Городские финансовые ресурсы могут быть объединены на договорной основе с областными финансовыми ресурсами, а также с ресурсами других субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в целях совместного финансирования городских либо региональных программ и проектов.


Статья 53. Бюджет города


1. Город Новосибирск имеет собственный бюджет.

2. Составление проекта бюджета города и внесение его на утверждение городского Совета, а также организацию исполнения и исполнение бюджета города, осуществляет мэрия в соответствии с действующим законодательством.(Пункт в редакции, введенной в действие с 09.07.03 решением городского Совета от 03.07.03 № 278, — см. предыдущую редакцию)

3. Финансовый год является календарным годом.


Статья 54. Формирование доходов бюджета города


1. Доходы бюджета города формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

2. В бюджет города полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в муниципальной собственности.

3. В бюджет города могут поступать ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам городского самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами городского самоуправления федеральных законов и законов Новосибирской области, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов города, а также другие неналоговые доходы, поступающие в бюджет города в порядке и по нормативам, которые установлены действующим законодательством.


Статья 55. Формирование расходов бюджета города


Расходы бюджета города в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы — часть расходов бюджета города, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджета города — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов городского самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки отдельным отраслям городского хозяйства в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.


Статья 56. Дефицит бюджета города


1. В случае принятия бюджета города на очередной финансовый год с дефицитом, решением об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

2. Текущие расходы бюджета города не могут превышать объем доходов бюджета города.

3. Размер дефицита бюджета города устанавливается в соответствии с действующим законодательством.


Статья 57. Бюджетный процесс


1. Бюджетный процесс — деятельность органов городского самоуправления в пределах своей компетенции по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета города, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

2. Порядок составления, представления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения и уточнения бюджета, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета о его исполнении устанавливается положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемым городским Советом.


Статья 58. Местные налоги и сборы


1. Городской Совет вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и предоставляет льготы по их уплате в пределах прав, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

2. В решении городского Совета о местных налогах определяются налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в решении городского Совета могут также предусматриваться в соответствии с действующим законодательством налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В решении городского Совета об установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

3. Учет и контроль уплаты местных налогов и сборов осуществляется государственными налоговыми органами, по отдельным налогам и сборам — мэрией и администрациями районов.



Статья 58.1. Контрольно-счетная палата города Новосибирска


1. Контрольно-счетная палата города Новосибирска образуется в целях контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2. Контрольно-счетная палата города Новосибирска формируется городским Советом, является юридическим лицом и ее деятельность регламентируется Положением, утвержденным городским Советом.

3. Органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления обязаны представлять в контрольно-счетную палату по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции



ГЛАВА 9. Гарантии и защита интересов городского самоуправления



Статья 59. Взаимоотношения органов городского самоуправления с органами государственной власти, общественными и религиозными объединениями


1. Органы городского самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Органы городского самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за исключением полномочий, переданных им в установленном законом порядке.

3. Органы городского самоуправления взаимодействуют с общественными и религиозными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 60. Права органов городского самоуправления в сфере взаимоотношений с органами государственной власти области


1. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции вправе:

1) заключать договоры и соглашения;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17.07.02 решением городского Совета от 03.07.02 № 153 — см. предыдущую редакцию)

2) принимать участие в разработке и реализации областных программ и проектов;

3) создавать координационные, консультативные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие и участвовать в их работе;

4) требовать установления и соблюдения установленных для города нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, а также принятия иных мер по обеспечению минимальных государственных социальных стандартов;

5) обжаловать в установленном законом порядке правовые акты областных органов государственной власти, акты и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права городского самоуправления;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

2. Городской Совет вправе обращаться с законодательной инициативой в областной Совет депутатов, а также с предложениями о принятии соответствующих актов главой администрации области.


Статья 61. Осуществление органами городского самоуправления отдельных государственных полномочий


Органы городского самоуправления на основании и в порядке, определяемом действующим законодательством, осуществляют государственные полномочия при условии передачи необходимых материальных и финансовых ресурсов. При недостаточности материальных и финансовых ресурсов городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия уведомляют органы государственной власти о невозможности осуществления передаваемых государственных полномочий в полном объеме. В этом случае органы городского самоуправления несут ответственность за их исполнение в пределах переданных средств.


Статья 62. Право городского самоуправления на компенсацию дополнительных расходов


1. Уменьшение доходов или дополнительные расходы бюджета города, возникшие в результате решений, принятых федеральными или областными органами государственной власти в пределах их компетенции, должны быть ими компенсированы в полном объеме. При отсутствии либо недостаточности компенсации городской Совет, глава городского самоуправления или мэрия вправе потребовать ее предоставления в судебном порядке.

2. Федеральные и областные законы, иные государственные нормативно-правовые акты, а также решения, распоряжения и другие индивидуальные правовые акты органов государственной власти, влекущие уменьшение доходов, либо дополнительные расходы бюджета города могут быть обжалованы в установленном действующим законодательством порядке.


Статья 63. Гарантии обеспечения основных жизненных потребностей населения города


Удовлетворение основных жизненных потребностей населения города на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов гарантируется органами государственной власти области посредством установления нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и закрепления за бюджетом города необходимых доходных источников.


Статья 64. Защита интересов населения города


1. Городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия в пределах своей компетенции обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения города на городское самоуправление. Городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия обязаны обжаловать в установленном законом порядке правовые акты федеральных или областных органов государственной власти, выходящие за пределы их компетенции, нарушающие права и законные интересы населения города.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых населением города на референдуме, или правовых актов городского Совета, главы городского самоуправления и мэрии, юридическими или физическими лицами влечет ответственность в соответствии с законодательством.


Статья 65. Возмещение ущерба, причиненного населению города


Городской Совет, глава городского самоуправления и мэрия в пределах своей компетенции обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по возмещению имущественного и иного ущерба, причиненного населению города действиями или бездействием органов государственной власти, юридических или физических лиц.


Статья 66. Ответственность органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления


1. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции несут ответственность перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

2. Должностные лица органов городского самоуправления, виновные в причинении имущественного вреда населению города, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством.

3. Действия должностных лиц органов городского самоуправления, нарушающие права и интересы юридических или физических лиц, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, мэру либо в судебном порядке.



ГЛАВА 10. Муниципальная служба в органах городского самоуправления



Статья 67. Понятие муниципальной службы, муниципального служащего и принципы организации муниципальной службы


1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (В редакции решения городского Совета от 17.11.99 № 282)

2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

3. Муниципальная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) обязательности решения вышестоящих, в порядке подчиненности, должностных лиц, принятых в пределах компетенции, для нижестоящих должностных лиц;

4) равного доступа граждан Российской Федерации к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

5) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе;

6) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

7) гласности в осуществлении муниципальной службы;

8) ответственности муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

9) внепартийности муниципальной службы;

10) стабильности кадров муниципальных служащих в органах городского самоуправления.


Статья 68. Правовая основа муниципальной службы


Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, порядок и условия прохождения муниципальной службы, управление службой устанавливается положением о муниципальной службе, утверждаемым городским Советом, в соответствии с законом Новосибирской области и федеральным законом.



ГЛАВА 11. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав города



Статья 69. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав города


1. Каждый гражданин, проживающий на территории города Новосибирска, имеет право на внесение предложений о необходимости изменений и дополнений в Устав города.

2. Предложения о необходимости изменений и дополнений в Устав города вносятся в постоянно действующую специальную комиссию по рассмотрению предложений в Устав города Новосибирска под председательством главы городского самоуправления, состоящую из 17 человек. Половина членов специальной комиссии назначается решением городского Совета, другая половина назначается распоряжением мэра.

3. Порядок работы специальной комиссии определяется положением, утверждаемым городским Советом.

4. Специальная комиссия на основании принятых предложений об изменении и дополнении Устава города готовит проект решения городского Совета и вносит его на рассмотрение городского Совета.


Статья 70. Порядок принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города


1. Проект решения городского Совета о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города рассматривается на заседании сессии.

2. Решение об изменении и (или) дополнении Устава города принимается, если за него проголосовало не менее, чем две третьих от числа депутатов, установленного для городского Совета.

3. Решение об изменении и (или) дополнении Устава города вступает в силу в порядке, установленном законодательством.




[1] Рубан В. В., Марченко Е. В., Краковская М. Я. Система муниципального управления: УМК для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003, с 17-30

[2] www.nsk-gks.ru

[3] www.novo-sibirsk.ru

[4] Устав города Новосибирска (с изменениями на 27 октября 2003 года) от 05.10.95, № 74

[5] www.novo-sibirsk.ru