Содержание


1. Основные периоды в развитии первобытной культуры.. 3

2. Развитие древнего человека от первобытного стада к моногамной семье. Матриархат и патриархат. 4

3. Быт первобытного человека, орудия труда, оружие, основные знания. 7

4. Верования первобытных людей  (от анимизма к многобожию) 12

5. Первобытное искусство: живопись, скульптура, металлические сооружения  15

Список литературы.. 19


1. Основные периоды в развитии первобытной культуры


Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век  делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.[1]

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам искусства.


2. Развитие древнего человека от первобытного стада к моногамной семье. Матриархат и патриархат


Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.[2]

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.

Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.

Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери, В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.

Вместе с появлением пахотного земледелия уменьшается смертность от голода, болезней – количество людей медленно, но уверенно увеличивается. Уменьшается опасность вымирания, прирост населения настолько превышает потребности общества, что появляется возможность перейти к относительно менее благополучному для материнства, но более способствующему росту производительности труда патриархату.

На первом этапе первобытнообщинного строя, когда человек был полностью зависим от природы, интересы роста производительных сил требовали всё внимание общества концентрировать на воспроизводстве рабочей силы. Теперь рост тех же самых производительных сил требовал перенести внимание на расширенное воспроизводство средств производства, совершенствование орудий труда. Выросла социальная ценность мужчины и как свободной от деторождения рабочей силы, производителя материальных благ, и как носителя большей физической силы. Появляется возможность обеспечивать семью лучше, чем это мог материнский род.

Можно предполагать, что физически сильные мужчины неоднократно и, возможно, довольно-таки часто пробовали подчинить общину своей воле и раньше. Но как утверждают легенды, «секреты и тайны богов знали только женщины, поэтому они поработили мужчин». Пока матриархат был объективной необходимостью, такие пробы увенчивались неуспехом. Общины, в которых мужчины захватывали власть –хирели и приходили в упадок из-за уменьшения прироста населения. Это, по-видимому, породило подозрение, что в акте материнства есть тайна, дающая женщине право на власть и превращающая мужчин во второй пол. В будущем это заставило обратиться к обычаю кувады, когда при рождении ребенка болеть и ложиться в постель, придерживаться определенной диеты или даже изображать родовые муки приходилось мужчине. В куваде, по-видимому, отразился страх перед неведомыми силами природы и старание «обмануть богов» или «угодить богам». С помощью кувады мужчина, по-видимому, искупал моральное право на власть в общине. Широкое распространение обычая во всех частях света говорит о том, что становление патриархата было долгим и мучительным. Куваду можно считать одним из моментов социальной эмансипации мужчин при переходе от матриархата к патриархату.

Замена матриархата патриархатом говорит о том, что рождение и воспитание детей, т.е. воспроизводство населения, перестало быть самой больной и поэтому основной проблемой общества. Власть мужчины основана на его экономической силе, на умении добывать средства существования. Она появилась лишь после того, когда материальное благополучие настолько выросло, что при относительном ухудшении жизненных условий женщины, прирост населения не падал ниже норм простой репродукции. А каждый отдельно взятый мужчина мог обеспечить себя желаемым количеством наследников. На некоторое время количество детей в семье стало как бы индивидуальным делом семьи. Это период сравнительно пассивного отношения общества к рождаемости.

Наиболее распространена в тот период традиционная семья, в которой супругов связывает общее хозяйство и воспитание детей. Материнство, как и отцовство, ценится высоко. Экономическая зависимость супругов друг от друга почти одинакова: в хозяйстве необходимы мужские и женские руки. Как и способность женщины к детопроизводству.

Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

На появление патриархата можно смотреть как на первый шаг общества по ограничению детородной функции женщины и созданию моногамной семьи. В дальнейшем детопроизводство ограничивалось введением двойной половой морали, различным отношением к брачным и внебрачным детям или даже более-менее эпизодически встречаемыми обычаями убивания части новорожденных.


3. Быт первобытного человека, орудия труда, оружие, основные знания


В период оледенения была вполне освоена технология разведенья и поддерживания огня. Который использовался для обогревания приготовления пиши в первую очередь мяса и защиты от диких зверей. По видимому были известны простейшие приемы выделки и  применения шкур убитых животных.

Сама охота требовала координации действий что предполагает подготовку планирование и осуществление текущего контроля за ходом выполнения этой совместной деятельности. Повышая вероятность успеха приемы и способы такой социальной координации фиксировались и получали дальнейшее развитие.

Усложнение и совершенствование этих процессов приживалось на основ мотивации и запоминания.

Успех предприятия зависел от силы знания и умения участков охоты конкретного распределение орудий, которое могло меняться от случая к случаю. В последующий период следует потепление В Европе повсеместно устанавливается климат субтропического типа. Но потом следует 3 чрезвычайное похолодание Резкое оледенение началось  250 тыс лет назад продолжалось около 125 ты лет но даже в таких условиях многие потомки людей жили в пещерах(в одной их пещер.

Помимо каменных орудий обнаружены особого вида жилища (постройки палаточного типа) делавшиеся из шкур животных. Шкуры натягивались  на каркас из веток  предохраняя жителей пещер от пронизывающего ветра сырости, капель. Характерно что входы в палатку всегда ориентированны в сторону противоположную входу в пещеру. В каждой из палаток сразу за входом лежал череп волка.

Жизнь живого существа в условиях девственной природы необычайно тяжела. Но человек, в отличие от своего собрата из животного мира наделенный умом, изобретая различного рода орудия и приспособления, с самого начала пытался создать себе лучшие жизненные условия, чем те, в которых находились остальные живые существа. Ведь именно изобретение орудий и инструментов является одной из главных характерных черт, отличающих человека от животных. С самого начала человек использовал разнообразные вспомогательные средства для того, чтобы облегчить свой труд. Их однообразная и изнурительная жизнь заключалась в постоянных поисках пищи — собирательстве и охоте — и не давала возможности для размышлений и изобретательства. Нередко долгие часы приходилось затрачивать на то, чтобы отыскать гнездо диких пчел высоко на вершине дерева и с большим трудом достать оттуда мед. Нелегко было также убить птицу в лет, подстеречь, спрятавшись в зарослях, дичь или стоять в воде с копьем наготове, чтобы успеть молниеносно пронзить плывущую рыбу. Все эти способы добывания пищи требуют большой выдержки и необыкновенной ловкости. Часто проходило несколько суток, прежде чем удавалось подобраться к зверю и убить его, а так как человек тогда еще не понимал, что в дни изобилия следует думать о грядущих днях нужды и накоплять пищу впрок, то он часто оказывался в крайне тяжелом положении.

Это обстоятельство и толкало древние народы к изобретению более совершенных орудий лова, чем те, которыми они пользовались первоначально. Вместо дубинки и камня человек стал пользоваться при охоте на зверя стрелой, гарпуном, лассо, бола, накидной сетью и петлей, набрасываемой рукой человека. Но все эти усовершенствованные орудия лова по-прежнему требовали непосредственного участия и напряженного внимания самого охотника. Они как бы удлиняли руки человека и помогали ему удерживать раненого или пойманного зверя до тех пор, пока охотник в состоянии был им овладеть полностью. Некоторые изобретенные им орудия давали возможность охотнику одновременно убивать нескольких животных. Так, группа охотников, совместно участвующих в облаве, могла сообща набросить сеть на нескольких зверей сразу или на целый выводок птиц — прием, употребляющийся со времен фараона Харемхеба и по сей день. И поныне еще люди ловят перепелов и других птиц, загоняя их под натянутую сеть, прикрепленную по краям камнями. Даяки Борнео ловят подобным способом диких оленей, загоняя их в полукруг из натянутых сетей, а восточно-африканские вашамба таким же образом охотятся на антилоп и газелей. Этим же приемом пользуются эскимосы Берингова пролива для ловли кроликов. Во всех случаях, указанных выше, охотники загоняют животных сначала в сети, а затем убивают их. Такой способ охоты представлял собой значительный шаг вперед по сравнению животных сначала в сети, а затем убивают их такой способ охоты представлял собой значительный шаг вперед по сравнению с более древней и трудной охотой на одиночных животных, однако он, как и прежде, требовал личного участия в охоте самого охотника и его помощников.

Очень широко распространена ловля птиц силками. Сибиряки ловят таким образом диких гусей, а эскимосы Юкона таким же способом, при помощи лососевых сетей охотятся на белую куропатку. Охотничьи облавы с сетью велись несколько иначе. Так, например, североамериканские индейцы прерий обычно загоняли стада бизонов между рядами сходящихся изгородей к крутому обрыву, в который падали животные.

В то время как различные усовершенствования увеличивали шансы на успешную охоту, главная проблема, а именно возможность добиваться таких же результатов в отсутствие охотника, все еще оставалась неразрешенной. Действительно облегчить труд охотника можно было бы лишь в том случае, если бы удалось освободить его от необходимости поджидать добычу, приводить в действие орудия лова, удерживать пойманную дичь, то есть если бы удалюсь заменить человека механизмом. Изобретение такого механизма позволило бы охотнику заниматься другими делами, в то время как для него ловилась бы дичь. Кроме того, он мог бы ловить животных одновременно в нескольких местах. Освободившееся таким образом время охотник мог бы использовать на изготовление предметов домашнего обихода, улучшающих его быт, или на отдых, пение, танцы и развлечения.

И действительно, наступил день, когда, наконец, это долгожданное, совершившее целый переворот изобретение было сделано: человек впервые сконструировал машину, которая работала в его отсутствие, человеческий ум изобрел робота, заменявшего его с механической точностью. Таким волшебным изобретением явилась ловушка для зверей.

Настоящая ловушка заменяла накидную сеть, дубинку или аркан, а также спущенную с тетивы стрелу, причем действовала вернее и давала лучшие результаты. Кроме того, механизм ловушки обладал гораздо большей силой, чем человеческая рука. Благодаря конструкции остроумно устроенного пускового механизма, основанного на принципе рычага, ловушка при малейшем прикосновении развивает значительную, часто даже огромную силу, достаточную, чтобы справиться с силой животного, которое должно быть ею поймано.

Убедившись в том, что изобретенные им механизмы, основанные на действии используемых им сил природы, действительно работали, первобытный человек не удовольствовался изобретением лишь одного вида ловушки. Он сочетал приобретенные им сведения о механике со знанием своего климата и повадок животных и стал изобретать сотни видов ловушек, каждая из которых была исключительно точно приспособлена к особым условиям окружающей среды.

Прекрасно зная все свойства и особенности окружающего его животного мира, человек не забывал о тончайшем чутье зверей и тщательно устранял всякие следы своего прикосновения к ловушкам, подпаливая дерево, из которого делалась ловушка, употребляя естественные склеивающие и связывающие вещества и кладя в ловушки приманку, пахнувшую смолой, кровью или бобровой струей и вытеснявшую запах человека. Чтобы ввести зверя в заблуждение, человек маскировал расставленную ловушку ветвями, загородками, а листвой и дерном покрывал глубокие ямы-ловушки. Начиная с маленьких бамбуковых цилиндров, служивших для ловли мышей, и кончая гигантскими сооружениями для поимки жирафов и слонов, первобытные народы изобрели сотни способов поимки зверей, которые и по сей день все еще вызывают у ученых чувство изумления, а иногда и растерянности. Во многих музеях хранятся целые коллекции ловушек, доставленных туда исследователями; встречаются части ловушек, которые иногда бывает трудно даже признать за таковые и тем более — правильно их собрать. Для распознавания и реконструкции нередко гениально сконструированных ловушек первобытных народов требуются солидные специальные знания. Во многих случаях это удается лишь после тщательного изучения всей культуры данного племени с учетом особых климатических условий или зоологических особенностей данного района.


4. Верования первобытных людей  (от анимизма к многобожию)


К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

 Анимизм.  Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.[3]

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.


5. Первобытное искусство: живопись, скульптура, металлические сооружения


Искусство эпохи Палеолита:

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В  истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности  первобытные художники заполняли поверхность   внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.[4]

 В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.  В  дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Искусство эпохи Мезолита:

  В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

  Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Искусство эпохи Неолита:

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.  Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и  т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.

Подобно тому как это наблюдается и по сей день во многих районах земли, в древнейшие времена преобладающим ремеслом было производство деревянных предметов. А так как при помощи имевшихся тогда инструментов нельзя было изготовлять цельнодеревянные предметы различного рода, то при сооружении таких крупных объектов, как ветровой заслон или лодка, большую роль играла легче поддающаяся обработке кора. Инструментами служили раковины, зубы животных, кости и камни. Экскурсия  по этнографическому музею дает возможность ознакомиться с поразительными результатами, которых при помощи таких же примитивных средств и поныне еще добиваются некоторые отсталые народы, не знающие ни металлических резцов, ни гвоздей. Многие построенные примитивными народами, в том числе и достигшими несколько более высокого уровня культуры, дома все еще скрепляются путем связывания столбов, кровли и других частей конструкции. Отличающиеся поразительной прочностью предметы из коры сшиваются сухожилиями или волокнами либо склеиваются клеем или мастикой. Большие полости барабана или лодки-однодеревки выдалбливаются из древесного ствола или выжигаются огнем.

Палка-копалка — это неотъемлемое ору­дие собирателей и охотников — принадлежит к древнейшим чело­веческим орудиям. Она представляет собой или вилообразный сук, или заостренную внизу, обожженную на огне палку. От нее же ведет свое происхождение охотничье оружие — деревянное копьё. Обожженное на огне острие такого копья часто бывает настолько твердым, что по прочности превосходит даже камен­ные или металлические острия. Азиатский способ предваритель­ного вымачивания бамбукового копья в масле с последующей закалкой его в горячей золе дает острия, не уступающие по твер­дости металлическим. И по сей день в освободительных войнах на крайнем юго-востоке Азии употребляются такие бамбуко­вые копья, которые с успехом конкурируют с современным оружием ближнего боя.[5]


Список литературы



1.     Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - М.: Искусство, 2001.

2.     Кизяков П.П. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоцигенеза. - М.: ЮНИТИ, 2003 .

3.     Ларцева М. И. Первобытное общество. Основные проблемы развития. -  М.: Дело, 2001.

4.     Любимов Л.Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 2001.

5.     Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство.  - М.: Логос 2001.

6.     Першиц А.Ц. История первобытного общества  - М.: БЭК, 2002.

7.     Ташор Э. Первобытная культура. – М.: ЮНИТИ, 2001.



[1] Ларцева М. И. Первобытное общество. Основные проблемы развития. -  М.: Дело, 2001. – с 37


[2] Кизяков П.П. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоцигенеза. - М.: ЮНИТИ, 2003 . – с 42


[3] Ташор Э. Первобытная культура. – М.: ЮНИТИ, 2001.  – с 55


[4] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - М.: Искусство, 2001. – с 14


[5] Любимов Л.Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 2001. – с 48.