Внешнеторговые связи Челябинской области



АННОТАЦИЯ


Ведерников А.В. Внешнеторговые связи Челябинской области: Курсовая работа. – Челябинск, ЮурГУ, 39 с.



В курсовой работе исследованы внешнеэкономические связи Челябинской области.

В теоретической части раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей; описан процесс развития внешней торговли в России.

В практической части проведен анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области. Дана оценку иностранных инвестиций в экономику Челябинской области. Разработана стратегия повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке.




Содержание


Введение................................................................................................................................................................. 4

1. Теоретические и методологические аспекты внешнеэкономической деятельности....................................................................................................................................................................... 6

1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей. 6

1.2. Процесс развития внешней торговли в России........................................................................... 8

2. Анализ внешнеторговых связей Челябинской области.................................... 15

2.1. Анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области.................... 15

2.2. Оценка иностранных инвестиций в экономику Челябинской области....................... 18

2.3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке....................................................................................................................................................................................... 25

Заключение...................................................................................................................................................... 36

Список использованной литературы...................................................................................... 38

Глоссарий........................................................................................................................................................... 39

Приложение...................................................................................................................................................... 40

Краткая характеристика Челябинской области.............................................................................. 40

Карта Челябинской области...................................................................................................................... 42



Введение


Одна из главных целей внешнеэкономической стратегии страны – это преобразование лидерства национальных фирм на внутреннем рынке в лидерство на международном рынке. В более общем плане осуществление внешнеэкономической стратегии предполагает определение приоритетных целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Центральное место во внешнеэкономической стратегии занимает внешнеэкономическая политика, представляющая собой деятельность государства, направленную на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений, оптимизацию участия страны в международном разделении труда. Существующий ныне у большинства стран обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономическую стратегию и внешнеэкономическую политику других государств.

В условиях перехода к рынку Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.

Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Мировой опыт использования внешнеэкономической деятельности для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны -западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели – общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.

Предметом данного исследования является Челябинская область.

Объектом исследования внешнеэкономические связи Челябинской области.

Цель работы провести исследование внешнеторговых связей в Челябинской области.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей;

2. описать процесс развития внешней торговли в России;

3. провести анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области;

4. дать оценку иностранных инвестиций в экономику Челябинской области;

5. разработать стратегию повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке.

1. Теоретические и методологические аспекты внешнеэкономической деятельности


1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей


Внешнеэкономические связи (ВЭС) – экономико-правовые отношения различных стран на уровне государственных органов власти. Они оформляются на дву- и многосторонней основе соответствующими международными соглашениями, договорами, протоколами и т.д. Структура и направления развития ВЭС определяются концепцией внешнеэкономической политики, положениями международного права и действующим национальным законодательством внутри страны. Тем самым определяются полномочия разных органов власти, разграничиваются компетенции Центра и субъектов государства. Так, заключение соответствующих рамочных соглашений о сотрудничестве между отдельными субъектами Российской Федерации и землями ФРГ в области образования, культуры, научно-технического взаимодействия относится к ВЭС. Непосредственная же их реализация возлагается на соответствующие хозяйствующие субъекты, которые в свою очередь заключают контракты между собой, оговаривая все основные и специфические условия реализации договоренностей.

Внешнеэкономические связи являются факторами интенсификации национального хозяйства; это должно быть в максимальной степени использовано для преодоления нынешнего экономического кризиса в России и перехода к экономическому росту.

Вектор и степень воздействия внешнеэкономических связей на эффективность, и конкурентоспособность национальной экономики в целом определяется темпами ее развития. Существует устойчивая связь между динамикой конечных экономических показателей и уровнем открытости хозяйства. Приводимые экономистами Гарвардского университета Дж.Саксом и Э. Уорнером в исследовании "Экономическая конвергенция и экономическая политика" расчеты по 117 странам показывают, что государства с закрытой экономикой развиваются намного медленнее, чем с открытой. Там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытого рынка, среднегодовой рост ВВП в расчета на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытости, соответствующий показатель был почти в пять раз выше. Расчеты, выполненные за последний период в России, когда в стране еще имелись сравнительно полные данные по эффективности внешней торговли, говорят о том, что примерно одна пятая часть прироста хозяйства обеспечивалась за счет внешних связей. При этом в рамках общего эффекта в хозяйстве страны достигались следующие локальные результаты: повышение качества продукции и технического уровня изделий, научно-технический прогресс, снижение материалоемкости и энергоемкости общественного продукта, экономия капитальных вложений, экономия времени (внешняя торговля выполняет своеобразную и очень важную роль "отрасли быстрого реагирования" при ликвидации трудностей, возникающих в национальном хозяйстве) и др. В конечном счете, внешняя торговля вносила весомый вклад и в повышение жизненного уровня населения.

Некоторые косвенные и неполные данные, имеющиеся в настоящее время, например, сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых таможенной службой страны, указывают на то, что эффективность внешней торговли находится на достаточно высоком уровне. Это значит, что без внешней торговли со всеми ее недостатками состояние экономики России сегодня было бы еще хуже. Согласно рейтингу стран в мировой экономике, определенному Мировым экономическим форумом (Женева) в 1996 году из числа 48 стран мира Россия заняла последнее место. При этом конкурентоспособность стран рассчитывалась на основе многофакторных векторных моделей, включавших 381 показатель.


1.2. Процесс развития внешней торговли в России


Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля. По динамике и стоимостным показателям она" опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

В послевоенный период динамика роста международной торговли в сравнении с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными: 1954-1963 года среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 %, рост мировой экономики - 5 %, в 1964-1973 года - соответственно 8,7 %, 5,7 %; в 1974-1990 года - 4,5 и 3,2 %; в 1991-1997 года 5,6 и 1,5 %.

В 90-е годы после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли с 1994 года начал расти достаточно быстро. Темп прироста мировой торговли в 1995 году составил почти 9 %. В 1996 году объем ее увеличился на 8 %, в 1997 году - на 9,5 %, что является рекордным показателем за последние 20 лет. В 1998 году, несмотря на мировой финансовый и экономический кризис, темпы роста международной торговли составили 6 %.

Динамизм торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций, и в частности по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров. Увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных стран. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х годов практически удвоилась и достигла в 1998 году почти 15 % общей стоимости мировой торговли.

Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 1998 года возрос почти в 3 раза и достиг 11,8 трлн. долларов, том числе мировой экспорт товаров составил 5,9 трлн. долларов, а мировой импорт - 5,8 трлн. долларов. Уровень мировой торговли почти в 3 раза ниже уровня мирового ВВП, достигшего в 1998 году стоимостного объема 30 трлн. долларов.

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукции.

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота и около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германия и Япония). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

В последние годы прослеживается тенденция роста доли развивающихся стран в мировой торговле. В частности, удельный вес их в мировом экспорте товаров увеличился с 27% в 1992 году до 32 % в 1999 году. Несмотря на финансовый кризис в Азии, в ближайшие годы эта тенденция сохранится и к 2000 году, удельный вес данной группы стран в мировом экспорте может возрасти до 35 %.

В новых индустриальных странах Азии по совокупному объему внешней торговли (около 1,3 млрд. долларов в 1997 году) Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия. На их долю приходилось более 10 % общего объема мировой торговли.

Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. За период с 1979 по 1998 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5 %, что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стоимостной объем внешней торговли увеличился с 24 млрд. долларов в 1979 году до 325 млрд. долларов в 1997 году, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

На протяжении последних лет Россия сохраняет курс на более тесную интеграцию в мировое экономическое сообщество. Вместе с тем доля России в мировой торговле остается незначительной, начиная с 1992 года и по настоящее время она находится на уровне 1,3 - 1,4 %.

По оборотам внешней торговли Россия уступает большинству индустриально развитые стран, в том числе США (13-14,5 %), Германия (9,5 -11%), Япония (7-8%), Франция (5,5-6%), Великобритания (5-5,5%) Ее торговый оборот сопоставим по объемам с такими европейскими странами, как Швейцария (1,3-1,6%) и Швеция (1,0-1,4%), но отстает от торгового оборота особенно интенсивно развивающихся в последнее десятилетие стран и территорий Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Гонконга (3,2 –3,7%), Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня, (около 2-2,8%), и может сравниться по объемам торговли лишь с Малайзией (1,1-1,5%).

С 1992 по 1997 гг. удельный вес России в мировой торговле возрос с 1,36 до 1,41 %, доля российского экспорта в мировом увеличилась с 1,41 до 1,69 %, а доля импорта снизилась с 1,31 до 1,14%.

В 1994-1997 гг. внешнеэкономическая отрасль оставалась одной из немногих динамично развивающихся секторов российской экономики. Однако в 1998 году внешнеторговая активность России начала снижаться. По данным Госкомстата РФ, внешнеторговый оборот за минувший год составил 155,0 млрд.долларов и увеличился лишь на 2,4 %, причем российский экспорт уменьшился на 2 %

Произошедшие в 1998 году негативные изменения в динамике внешнеторгового оборота повлияли на ухудшение позиций России в мировой торговле. По итогам  1998 года доля России в мировой торговле понизилась практически до уровня 1994 года - 1,38 %, доля в мировом импорте составила 1, 19 %. В  течение 1999 года произошло некоторое улучшение ситуации, доля России в мировой торговле составила - 2,04 %, доля в мировом импорте составила 1,87 %.  

В период 1993 - 1997 гг. изменение объемов российского внешнеторгового оборота практически совпадало с тенденциями, которые были характерны для мировой торговли в целом. Вместе с тем темпы роста торгового оборота России превышали средние темпы роста мировой торговли, и были наиболее близки к темпам роста внешнеторгового оборота динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На территории России находятся огромные запасы природных ресурсов. Так, к примеру, доля России в мировых разведанных запасах природного газа составляет около одной трети, железной руды - 28 %, никелевой руды - около 15, медной руды - 10, нефти и угля - 12 - 13 %.

Обладая богатейшими в мире природными ресурсами, Россия сохраняет позиции крупнейшей в мире страны по производству ряда товаров. Так, по добыче природного газа и производству никеля России принадлежит первое место в мире, по производству алюминия и искусственных алмазов - второе место после США, по добыче нефти - третье после Саудовской Аравии и США, по производству чугуна и выплавке стали - четвертое место после Японии, КНР и США, по производству золота - 5 - 6 место в мире.

Рис.1 Доля России в мировой торговле 1993 - 1998 г.

Россия - одна из ведущих стран - экспортеров нефти и природного газа, цветных и драгоценных металлов. К примеру, в общих закупках природного газа государствами Европейского союза на долю российского газа приходится около половины, удельный вес России на мировом рынке платины составляет около 25 %, алюминия - порядка 13 %.

В 1993 - 1998 гг. происходило постепенное сжатие внутреннего рынка, что вынудило производителей конкурентоспособных на внешнем рынке товаров переориентироваться на мировые рынки. Не последнюю роль сыграли также растущие неплатежи за товары, которые поставлялись на внутренний рынок.

В 1999 году, несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, сохранился высокий уровень ориентации ведущих отраслей промышленности на внешний рынок, причем доля экспортных поставок в объеме добываемой и производимой энергетической продукции в основном увеличилась, неэнергетической - преимущественно сократилась.

По итогам 1999 года относительно объемов производства или добычи на экспорт поставлялось 11% легковых автомобилей, 17 % железной руды, 31 % лесоматериалов, 37 % природного газа и аммиака, 43 % нефти, 44 % нефтепродуктов, 47 % синтетического каучука, 52 % метанола, 84 % целлюлозы.

Таблица 1

Темпы роста объемов мировой торговли, в процентах к предыдущему году




Оборот

Экспорт

Импорт

1996

1997

1998

1999

1996

1997

1998

1998

1996

1997

1998

1999

Весь мир

113,6

119,5

104,0

103,2

113,7

119,8

103,6

103,5

113,5

119,3

104,5

102

Индустр иально развитые страны

112,9

118,6

103,0

102,0

112,5

119,1

102,5

102,1

113,4

118,2

103,5

101

США

112,5

112,8

106,8

109,9

110,3

114,1

106,9

110,5

114,2

111,8

106,6

109

Германия

111,9

121,2

98,9

96,7

112,4

121,9

99,5

97,9

111,4

120,5

98,2

95,3

Япония

111,3

115,9

97,6

101,2

109,6

111,6

92,7

102,9

113,9

122,0

104 9

99,1

Азиатские страны (исключая Японию)

117,9

122,1

104,7

104,9

118,8

121,3

104,4

106,9

117,1

122,9

105

103,1

Россия

118,2

120,2

105,5

98,0

122,2

120,0

109,3

98,9

113,3

120,6

100,4

9б,8

Рассчитано по данным ежемесячника Международного валютного фонда International Finansial Statistics.

В период реформирования российской экономики по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка.

В декабре 1998 года на российском рынке цены приобретения в перерасчете по официальному курсу ЦБ РФ были выше среднего уровня мировых цен по бензину - на 80 %, по дизельному топливу - на 92 %, по важнейшим видам цветных металлов - алюминию, меди и никелю - на 13, 22, и 19 % соответственно. Цена природного газа составляла 56 % от мировой, нефти - 66 % .

Хотя в 1997 году отмечались определенные позитивные сдвиги в регулировании деятельности естественных монополий, которые

способствовали более низким относительно инфляции темпам роста затрат на производство и экспорт отдельных видов продукции, этих мер оказалось недостаточно, чтобы предотвратить негативную динамику конкурентоспособности товаров российского производства на внешних рынках из-за сложившейся преимущественно неблагоприятной мировой конъюнктуры.

Произошедшие в 1997 году изменения в тенденциях российского экспорта сопровождались постепенным нарастанием объемов импорта. Разнонаправленная динамика важнейших компонентов внешнеторгового оборота России негативным образом сказались на показателях торгового баланса страны - относительно 1997 года сокращение сальдо торгового баланса без приведения цен к единому базису и досчетов, выполняемых в рамках платежного баланса, оценивается в 7 млрд. долларов.


2. Анализ внешнеторговых связей Челябинской области


2.1. Анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области


Успешное проведение экономических преобразований в Российской Федерации предполагает целостное и гармоничное вхождение хозяйственного комплекса в структуру мирохозяйственных связей. Поэтому развитие внешнеэкономического фактора и его эффективное использование в реконструкции и развитии региональных экономических систем становится важной задачей всей экономической политики. Вместе с тем в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности произошло определенное усиление элементов стихийности в установлении и развитии внешнеэкономических связей. Следствием этого стали деструктивные изменения в хозяйственных комплексах ряда регионов России, в том числе Челябинской области, выражающиеся, в частности, в увеличении удельного веса экспортоориентированных сырьевых отраслей и в вытеснении с внутреннего рынка ряда товаров высокой степени переработки аналогичной продукцией зарубежных производителей.

Важным фактором выживания и стабилизации экономики Челябинской области являются внешнеэкономические связи. Характер, структура и направления внешнеэкономических связей предопределяются природно-ресурсным потенциалом, территориальным разделением труда и рыночной специализацией региона.

Из области вывозятся в первую очередь продукция черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения, ввозятся коксующиеся и энергетические угли, природный газ, железная руда, продукты нефтепереработки. В настоящее время внешнеэкономические связи осуществляются более чем с 60 странами. География внешних поставок включает Нидерланды, Швейцарию, страны Азии, а также страны СНГ.

Международная торговля занимает центральное место во внешнеэкономических связях.

Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2004 году составил 1819,6 млн. долларов США (без учета республики Беларусь), из них экспорт  всего составил 1433,2 млн. долларов США, импорт всего – 386,4 млн. долларов США.

Снижение торгового оборота по сравнению с 2003 годом на 20,5%, в том числе экспорт снизился на 15,7 %, импорт - на 34,4 %.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 1046,8 млн. долларов (в 2003 году сальдо также было положительное и составляло 1035,4 млн. долларов).

Внешнеторговый оборот по странам Дальнего Зарубежья за 2004 г.-1451,6 млн. долларов США (экспорт- 1312,6 млн. долларов США, импорт-139,0 млн. долларов США). Внешнеторговый оборот по странам Ближнего Зарубежья составил 368,0 млн. долларов США (экспорт – 120,6 млн. долларов США, импорт – 247,4 млн. долларов США).

Товарная структура осталась без изменения: преобладает сырьевое направление. В экспорте преобладают черные металлы 1132,5 млн. долларов США (Дальнее Зарубежье –1098,0 млн. долларов, это ниже 1998 года на 7,8 %. Ближнее Зарубежье – 34,5 млн. долларов США, что ниже 1998 года на 58,3 %), цветные металлы – 114,6 млн. долларов США (Дальнее Зарубежье – 113,6 млн. долларов США, Ближнее Зарубежье –1,0 млн. долларов США.

Экспорт отрасли машиностроения в 2004 году составил 67,4 млн. долларов США (Дальнее Зарубежье – 45,0 млн. долл., что выше уровня 2003 года на 179,5 %, Ближнее Зарубежье – 22,4 млн. долл. США), что ниже 2003 года на – 43,6 %, цветные металлы – 114,6 млн. долларов США (Дальнее Зарубежье –113,6 млн. долларов США, Ближнее Зарубежье - 1,0 млн. долларов США.

 Таблица 2

Экспорт основных видов товаров по области за 2004 год

( в млн. долларов США)1

№п\п

Наименование товарной структуры

Экспорт

Всего

в том числе

Дальнее зарубежье

Ближнее зарубежье

1

Черные металлы и изделия из них

1132,5

1098,0

34,5

2

Цветные металлы и изделия из них

114,6

113,6

1,0

3

Машиностроение

67,4

45,0

22,4

4

Нефтепродукты

0,9

-

0,9

5

Продукция топливно-энергетического комплекса

13,5

11,4

2,1

6

Продукция нефте-химического комплекса

35,7

27,9

7,8

7

Продукты питания

17,5

0,1

17,4

8

Соль, сера, земли

13,0

0,7

12,3

9

Руды, шлаки, зола

0,1

-

0,1

10

Древесина

1,1

0,2

0,9

11

ТНП

15,6

1,7

13,9

12

ИТОГО

1411,9

1298,6

113,3

1 Данные Комитета  экономики администрации Челябинской области

В импорте преобладали такие группы, как руды, шлаки, золы, концентраты – 110,6 млн. долл. США (Дальнее Зарубежье – 9,9 млн. долл. США, Ближнее Зарубежье – 100,7 млн. долл. США), продукты питания – 81,4 млн. долл. США (Дальнее Зарубежье – 7,1 млн. долл. США, Ближнее Зарубежье – 74,3 млн. долл. США)  продукция машиностроения – 73,1 млн. долл. США (Дальнее Зарубежье – 64,4 млн. долл. США, Ближнее Зарубежье – 8,7 млн. долл. США), черные металлы – 58,2 млн. долл. США ( Дальнее Зарубежье – 15,0 млн. долл. США, Ближнее Зарубежье - 43,2 млн. долл. США ). По всем группам снижен и импорт и экспорт по сравнению с 2003 годом из-за ситуации сложившейся в стране и в регионе. С повышением курса доллара повысились цены на импортную продукцию, следовательно, уменьшился ее закуп, что привело к снижению доли импорта во внешнеторговом обороте Челябинской области, особенно по странам Дальнего Зарубежья, что видно из таблицы Учитывая, что Правительство Российской Федерации разрабатывает ряд мер по стабилизации экономики и стимулированию производства, а также снижения налогов на прибыль с предприятий, с 2005 года планируется увеличение внешнеторгового оборота.

Таблица 3

Импорт основных видов товаров по области за 2004 год

( в млн. долларов США) 1

№ п\п

Наименование товарной структуры

Импорт

в том числе

Всего

Дальнее зарубежье

Ближнее зарубежье

1

Черные металлы и изделия из них

58,2

15,0

43,2

2

Цветные металлы и изделия из них

4,1

2,7

1,4

3

Машиностроение

73,1

64,4

8,7

4

Нефтепродукты

4,6

3,1

1,5

5

Продукция т/э комплекса

10,5

3,8

6,7

6

Продукция н/х комплекса

7,2

4,5

2,9

7

Продукты питания

81,4

7,1

74,3

8

Соль, сера, земли

6,9

2,0

4,9

9

Руды, шлаки, зола

110,6

9,9

100,7

10

Древесина

2,7

2,68

0,02

11

ТНП

17,6

15,1

2,5

12

ИТОГО

376,9

130,28

246,82

Данные Комитета экономики администрации Челябинской области


2.2. Оценка иностранных инвестиций в экономику Челябинской области


Одним из крупнейших торговых партнеров России является Германия. Основания для такого сотрудничества есть. Германия сегодня является наиболее привлекательным в экономическом отношении партнером для России в Европе. Германские власти и германский бизнес на деле доказали, что заинтересованы в российском рынке и готовы инвестировать солидные деньги в российскую экономику. Однако негативный опыт 17 августа заставил немцев несколько под другим углом взглянуть на Россию. Потери именно немецкого бизнеса в результате краха пирамиды ГКО-ОФЗ и моратория на выплату внешних долгов, в результате общего финансово-экономического кризиса в России были наиболее ощутимыми. Доверие немцев к Москве в настоящий момент поколеблено. Инвестиции, направленные через центр в российские регионы, далеко не всегда доходили до адресатов. Но при этом и в Германии, и в России признают нарастающее стремление к взаимовыгодному сотрудничеству. В этом контексте посещение официальной делегацией Уральского региона Германии 3-6 марта, а также прошедшая в эти дни в Бонне конференция « Дни экономики Урала - перспективы экономического сотрудничества» весьма показательны. Показательны в том отношении, что российские регионы, объединенные в ассоциации, начинают самостоятельно выстраивать отношения с зарубежными партнерами. Германия в этом отношении самый естественный и самый важный плацдарм.

Губернаторам и председателям законодательных органов власти Свердловской, Челябинской, Пермской, Тюменской, Оренбургской, Курганской областей удалось убедить немцев, что Германии есть резон сотрудничать с субъектами Российской Федерации напрямую.

Как сообщил 10 марта 1999 года в ходе пресс-конференции по итогам визита в Германию председатель Законодательного собрания Челябинской области, в настоящее время принято решение о создании с Германией и Ассоциацией экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона совместной рабочей группы для налаживания сотрудничества сторон в экономической сфере. Уральский регион, площадь которого составляет 2 миллиона квадратных километров, а население - около 25 миллионов человек, вполне может рассматриваться немецкой стороной как достойный партнер. И, судя по всему, не единственный в России.

Другой, не менее перспективный вариант двустороннего сотрудничества - установление партнерских отношений на уровне регион-регион. Здесь Челябинская область оказалась в авангарде, наладив в ходе мартовского визита в Германию отношения с одной из шестнадцати немецких земель - землей Раин. Базирующаяся в данном немецком регионе машиностроительная компания « К8В» совместно с несколькими предприятиями Челябинской области (Златоустовский машиностроительный завод, ОАО «Уральская кузница», Челябинский завод металлоконструкций - всего 7 предприятий региона) начинает реализацию проекта по изготовлению и поставке в Тюмень для ОАО «Тюмень-энерго» питательных насосов для энергетических установок. Стоимость одного такого насоса оценивается в 2 миллиона немецких марок, а общая сумма контракта - в 18,2 миллиона немецких марок. Это наиболее яркий, но далеко не единственный пример современного, посткризисного, сотрудничества германского бизнеса и предприятий Челябинской области. В этом ряду стоит упомянуть реализуемый в настоящее время российско-германский проект по переоснащению мартеновских печей на Магнитогорском металлургическом комбинате на электросталеплавильные, который осуществляет немецкая фирма «Фукс» Стоимость проекта оценивается в 14 миллионов долларов США.

В настоящее время идет интенсивный поиск вариантов финансирования не менее масштабного проекта по поставкам оборудования германского концерна «» для Челябинской ТЭЦ — 3.

Наконец, уже подписано соглашение о производстве немецких городских автобусов фирмы «Man» на Курганском машиностроительном заводе. В течение четырех ближайших лет предполагается довести объем комплектующих для автобуса, изготовляемых на уральских предприятиях до 40 процентов. По мнению президента Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области, участие в этом проекте смогут принять и предприятия Челябинской области - в частности, Челябинский завод металлоконструкций, который может наладить выпуск корпусов для автобусов.

Надо отметить, что уже сегодня сотрудничество областей и республик Уральского региона с Германией протекает достаточно интенсивно. Так, в структуре поступлений иностранных инвестиций в экономику Челябинской области на долю Германии приходится 21 процент долларовых инвестиций и 59 процентов рублевых инвестиций. Товарооборот Челябинской области с Германией оценивается в 43 миллиона долларов. Разумеется, это не предел. Основа интереса к Уральскому региону базируется на трех составляющих: высоком технологическом потенциале уральских оборонных предприятий, который еще не до конца утрачен, высоком профессиональном уровне рабочих кадров при низкой стоимости рабочей силы и высоком ресурсном потенциале Урала и Челябинской области в частности. Основа достаточно серьезная. Если к этому добавить заинтересованность уральских предприятий в финансовых ресурсах, которыми Германия явно располагает, то вырисовывается вполне оптимистичная картина сотрудничества на действительно взаимовыгодной основе.

Стратегическая задача на ближайшую перспективу в области внешнеэкономических связей Челябинской области состоит в том, чтобы превратить их из фактора экономического выживания в инструмент устойчивого развития. Однако для ее решения необходимо довольно существенное изменение структуры экспорта. Применительно к металлургии речь идет о расширении производства экспортной продукции с более высокой степенью обработки и сокращение доли полуфабрикатов.

В среднесрочной перспективе специализация Челябинской области на экспорте металлургической продукции, вероятно, сократится, но одновременно необходимо увеличить в нем удельный вес машиностроительной продукции. Это может быть достигнуто прежде всего за счет ускоренной конверсии ряда оборонных предприятий на выпуск конкурентоспособных, высокотехнологических товаров. В их число могут войти персональные компьютеры, телекоммуникационные системы, ветроэнергетические установки, а также промышленные товары народного потребления.

Для эффективного функционирования внешнеэкономического сектора в Челябинской области требуется создание работающей связки «иностранные инвестиции — экспорт». Речь идет об организации в области экспортно-ориентированных производств с иностранным участием преимущественно в машиностроительных отраслях, что изначально предполагает выпуск конкурентоспособных товаров.

Перспективным направление в этой сфере является расширение экспорта услуг из региона, объем которого на сегодняшний день не превышает 2-3% объема товарного экспорта.

Для привлечения иностранных капиталовложений принципиальное значение имеет улучшение инвестиционного климата за счет предоставления налоговых и прочих льгот на региональном уровне. Международное инвестиционное сотрудничество Челябинской области до сегодняшнего дня развивалось не достаточными темпами, о чем говорят следующие цифры: в 1998 году доля региона в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России составила всего 0,8 %.

Более 80 % экспорта Челябинской области приходится на страны дальнего зарубежья, оставшаяся часть на страны СНГ. Ориентация большой части экспортных поставок на страны дальнего зарубежья обусловлена высоким спросом на металл. По мере оживления и экономического подъема в странах СНГ следует ожидать изменения географической структуры экспорта в пользу этих стран.

На экспорт черных металлов приходилось 45,2% экспортного потенциала области, ферросплавы - 20,2 %, медь - 11,2 %. Основной объем экспорта распределяется на Магнитогорский металлургический комбинат.

АО Магнитогорский металлургический комбинат сегодня - это современное высокорентабельное предприятие, входящее в число 20 крупнейших сталелитейных компаний мира. Он представляет собой самый крупный в России металлургический комплекс с полным производственным циклом. ОАО ММК производит самый широкий на сегодняшний день сортамент металлопродукции среди предприятий РФ и СНГ. Магнитка является единственным в России производителем высококачественной холоднокатной ленты и белой жести. По итогам 1999 года ММК увеличил уровень производства на 25 %.

В рейтинге 200 крупнейших компаний России, проведенном журналом Эксперт, ОАО ММК занимает 12 позицию по объему реализации продукции. Это лучший показатель среди металлургических предприятий России.

Более 70 % из числа продукции ОАО ММК, реализуемой на внутреннем рынке, поставляется в экономические регионы с высоким промышленным потенциалом - Центральный, Уральский и Сибирский. Среди всех видов продукции устойчивым спросом на внутреннем рынке пользуются листовой и сортовой прокат, лист оцинкованный, лента холоднокатная, жесть белая.

ММК экспортирует около 60% своей продукции. За пределами страны находит сбыт продукция кислородно - конвертерного цеха, сортовых станов и практически всех листовых цехов. География экспорта включает государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы и СНГ. 16 % экспорта металла поставляется в США. Давние партнерские отношения связывают Магнитогорский металлургический комбинат с предприятиями Канады, Финляндии, Италии. Крупнейшими потребителями металла ММК в ближнем зарубежье являются Беларусь, Украина, Казахстан. Структура экспорта постоянно меняется в сторону увеличения продаж готовых видов проката.

Помимо основного производства ОАО Магнитогорский металлургический комбинат насчитывает более ста дочерних предприятий с различным ассортиментом выпускаемой продукции.

Руководство ММК уделяет большое внимание совершенствованию форм и методов партнерства. В целях повышения эффективности сотрудничества коммерческой службой ОАО ММК принято решение об изменениях в ценовой и сбытовой политике. В настоящее время разработана и действует гибкая система ценообразования, включающая в себя дополнительные скидки с учетом различных форм расчетов.

ОАО ММК зарекомендовало себя как надежный партнер. Несмотря на трудности, связанные с экономическими реформами в стране, Магнитка сумела сохранить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. С ММК продолжительное время успешно сотрудничают крупнейшие зарубежные фирмы и ведущие отечественные предприятия.

В 1999 году комбинат произвел 14,5 млн. тонн товарной металлопродукции, что на 27,2%  больше чем в 1998 году. Рентабельность реализованной продукции составила, примерно  11 % ( в среднем по отрасли 6,2 %). Улучшилась структура производства. На экспорт было поставлено порядка 8,3 млн. тонн металлопродукции. Доля же ее на российском рынке составляет свыше 17%. Впервые за последние 5 лет увеличилась отгрузка в страны ближнего зарубежья - Украину, Белоруссию, Казахстан.

В начале августа 1998 года комбинат получил кредит ЕБРР в размере 10 млн. долларов. Общая сумма кредита, выделенного Магнитке на предэкспортное финансирование составляет, 100 млн. долларов. Поступление денег обеспечивал Инкомбанк. В залог ЕБРР передано 25 % плюс одна акция ОАО Магнитогорский металлургический комбинат.


2.3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке


Для развития позитивных тенденций  необходима разработка целостной программы формирования и развития внешнеэкономического потенциала Челябинской области в целях ускорения экономических преобразований в его хозяйственном комплексе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявление макроэкономической структуры внешнеэкономического потенциала территории, описание основных ее элементов с точки зрения моделей взаимодействия мировой экономической системы и регионального хозяйственного комплекса, приоритетных функций внешнеэкономической деятельности в развитии национально- территориального хозяйственного комплекса, диверсификации внешнеэкономической деятельности Челябинской области, и, наконец, степени актуализации внешнеэкономического потенциала. Результатом решения данной задачи станет формирование методологической и методической базы для исследования процессов формирования и развития внешнеэкономического комплекса региона.

2. Анализ современного состояния и перспектив развития внешнеэкономического потенциала Челябинской области, определение эффективных направление и механизмов развития потенциала.

3. Определение особенностей использования инвестиционного потенциала хозяйственного комплекса Челябинской области, анализ возможных направлений повышения эффективности его использования, выявление конкретных направлений привлечения иностранных инвестиций в экономику Челябинской области.

Актуализация инвестиционного потенциала требует реализации комплекса мер, направленных на решение следующих задач:

·        формирование согласованной системы инвестиционных проектов и программ Челябинской области, выполненных на уровне требований зарубежных инвесторов. При этом может быть использована помощь специалистов, предоставляемая России в рамках программ оказания технического содействия;

·        предоставление зарубежным инвесторам необходимых гарантий защиты их инвестиций. Такие гарантии могут быть обеспечены либо за счет внутренних ресурсов региона, путем создания регионального страхового фонда, либо, по согласованию с федеральными органами власти, за счет использования централизованных финансовых и иных активов, либо на основании двухсторонних и многосторонних согласовании с правительствами зарубежных стран и с международными финансовыми организациями;

·        привлечение российских инвестиционных организаций (РАМС, Инвестиционной корпорации) к долевому участию в реализации инвестиционной программы региона.

Возможные направления оптимизации организационно-управленческой структуры, связанной с использованием и развитием внешнеэкономического потенциала Урала, обусловлены необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: мобилизации всех основных элементов внешнеэкономического потенциала для ускорения реконструкции и развития регионального хозяйственного комплекса и обеспечения согласованного развития внешнеэкономического потенциала всех территорий, входящих в состав Уральского Экономического региона. Для этого требуется проведение определенных изменений существующей организационно-управленческой структуры, в частности, ее дополнение. В нее должна войти Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Урала, состоящая из представителей региональных властных структур, групп квалифицированных экспертов и практических работников из сферы управления производством. Основной задачей ассоциации станет достижение сбалансированного социально-экономического развития Урала в целом и его областных и республиканских подсистем, крупнейших городов, формирующих каркас региона в процессе вхождения в структуру мирохозяйственных связей.

Важнейшей задачей ассоциации станет определение возможных направление специализации Уральского Экономического региона и его подсистем, а также разработка и реализация комплекса организованных, экономических и юридических мер, направленных на ускорение эффективной специализации региона. К числу таких мер относятся формирование общерегионального страхового фонда для предоставления необходимых гарантий иностранным инвесторам; создание и оказание содействия целевым инвестиционным фондам, действующим в соответствии со специализацией Уральского Экономического Региона; формирование системы свободных секторов экономики.

Целевые инвестиционные фонды могут стать основным инструментом актуализации стратегического элемента внешнеэкономического потенциала. Их функция - мобилизация внутренних финансовых ресурсов и привлечение

иностранных инвесторов для реконструкции зон хозяйствования, соответствующих предлагаемой специализации региона. Цели и направления деятельности этих фондов должны быть четко оговорены в уставных документах, а связанные с этим ограничения фондов должны компенсироваться системой льгот и преимуществ: передачей им прав управления государственными предприятиями соответствующей специализации, информационной и интеллектуальной поддержкой со стороны органов ассоциации, предоставлением гарантий иностранным инвесторам, вложившим средства в данные фонды. Результатом деятельности целевых инвестиционных фондов станет формирование четко структурированной системы стратегических зон хозяйствования, объединяющих эффективно взаимодействующие предприятия различных форм собственности в соответствии со специализацией региона.

Челябинская область по ряду экономических показателей (уровень производительности труда, доля новых технологий, материально-вещественная структура хозяйственного комплекса) пока еще существенно отстает от территориально-экономических систем мировой экономики. Поэтому расширение внешнеэкономических связей, сопровождающееся усилением конкурентных отношений, опирается на продуманную структурную и промышленную политику при оптимальном сочетании мер либерализации и протекционизма на каждом этапе их осуществления.

Для достижения общих целевых ориентиров решающее значение имеет выбор внешнеэкономических приоритетов, которые максимально содействовали бы решению ключевых задач экономики региона на текущем и последующих этапах ее развития. Необходимо последовательно проводить политику формирования профиля международной специализации Челябинской области рассчитанную на использовании возможностей мирового разделения труда как для оптимального удовлетворения потребностей региона, так и селективного развития экспортных производств.

Необходимо различать предпринимательские, региональные и федеральные приоритеты развития внешнеэкономической деятельности. Они могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. Поэтому необходимо вести поиск оптимального баланса интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

Развитие внешнеэкономической деятельности необходимо ориентировать на усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей. Оно сопровождается разработкой и принятием адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в метериально-техническом, так и в социальном плане.

Эти принципы осуществляются Правительством области по следующим основным направлениям:

В сфере совершенствования экспорта:

-         реализация на внешнем рынке товаров имеющих международные технико-экономические преимущества;

-         расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Челябинской области;

-         накопление валютных ресурсов необходимых для обеспечения импортных поставок, создание резервов и обслуживания международных обязательств Челябинской области;

-         формирование предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона.

В сфере рационализации импорта:

- насыщение регионального рынка продуктами не производящимися на территории области, либо производящимися в недостаточном количестве;

- обеспечение Челябинской области товарами имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией собственных производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения производство которых нужно поддерживать при любых условиях);

- модернизация производственного и технологического потенциала предприятий области;

- обогащение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей;

- обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта предприятиям Челябинской области.

В сфере содействия росту иностранных капитальных вложений:

- расширение масштабов регионального накопления и проведения опережающей (по сравнению с другими регионами) реконструкции и модернизации производственной базы хозяйственного комплекса Челябинской области;

- создание предпосылок для переплетения отечественного и

зарубежного капитала с целью укрепления позиций предприятий региона на внешних рынках и развития импортозамещающих производств;

- привнесение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему Челябинской области.

В сфере обеспечения экономической безопасности:

- защита регионального рынка от возможных негативных воздействий конъюнктуры международного рынка;

- диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий Челябинской области;

- обеспечение гарантированного снабжения области необходимыми импортными товарами.

Для достижения поставленных целей и количественных ориентиров Правительством области осуществляются мероприятия, которые можно сформировать в следующие группы:

Финансово-экономические меры стимулирования экспорта, развития экспортного потенциала и импортозамещающих производств является одним из наиболее эффективных средств укрепления внешнеэкономического потенциала Челябинской области.

С учетом современного состояния экономики региона и внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия внешнеэкономической деятельности являются следующие:

- предоставление Правительством Челябинской области гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций- субъектов внешнеэкономической деятельности;

- предоставление гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;

- изучение возможностей кредитования с участием средств областного бюджета, освоение наукоемкой и высокотехнологической продукции, в том числе с использованием потенциала оборонных предприятий,

- закупки оборудования для развития экспортных и импортозамещающих производств, кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых на территории Челябинской области и России сырья, материалов и комплектующих частей;

- развитие производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования участниками/ внешнеэкономических связей таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

С учетом ограниченного объема средств вопросы поддержки предприятий внешнеэкономического комплекса предлагается решить в первую очередь путем кредитования оборотных средств производства, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Финансирование капитальных вложений в этот период реально может осуществляться в рамках федеральных инвестиционных программ, осуществляемых на территории области.

На современном этапе экономических преобразований необходимой основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является стабильная, реально функционирующая законодательная база. Задача ее создания решается как путем активного участия органов управления Челябинской области в совершенствовании федерального законодательства, так и использования возможностей области в соответствии с Уставом и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий.

Без надежной информационной базы трудно рассчитывать на серьезные успехи южно-уральского экспорта. Правительство области поставило задачу укрепить региональную информационно-консультационную службу с тем, чтобы каждый экспортер имел возможность получать необходимую ему информацию.

Совершенствование рекламы экспортных товаров, производимых предприятиями Челябинской области, является органической частью внешнеэкономической политики.

Важным элементом продвижения экспортной продукции является осуществляемая в рамках экономической дипломатии организация официальных визитов правительственных и специализированных торговых делегаций Челябинской области за рубеж, в том числе для решения локальных проблем сотрудничества.

При приеме официальных иностранных делегаций и  потенциальных деловых партнеров обеспечивается необходимая информация о политической и экономической ситуации, приоритетах развития Челябинской области, что позволяет им определить круг интересов и возможные пути сотрудничества при реализации этих приоритетов.

Необходима активизация сотрудничества Правительства Челябинской области с зарубежными торговыми представительствами Российской Федерации в соответствии с географическими приоритетами развития внешнеэкономической деятельности.

Челябинская область активно занимается организацией и проведением выставок за рубежом и проведением международных выставок на территории области.

В условиях кардинального реформирования внешнеэкономического комплекса Челябинской области возрастает роль научного подхода к решению текущих проблем и к оценке стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона. Затраты на науку, как правило, сопровождаются ростом объема и эффективности экспорта.

Для повышения конкурентоспособности и экономической эффективности экспорта Челябинской области развивается система сертификации экспортной продукции при совместном участии международных и региональных организаций соответствующего профиля деятельности.

Для формирования устойчивой основы согласования экономических интересов Российской Федерации и Челябинской области необходимо расширить возможности использования потенциала внешнеэкономической деятельности для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Одним из источников формирования средств, необходимых для решения этих задач, являются ввозные пошлины, а также акцизы и налоги на добавленную стоимость по импортным товарам. В настоящее время все эти поступления направляются в федеральный бюджет, что снижает заинтересованность регионов в развитии внешнеэкономических связей и ограничивают возможности их расширения.

Одним из условий успешного ведения международной и внешнеэкономической деятельности является наличие развитой инфраструктуры. Учитывая важность данной проблемы, Правительство Челябинской области ведет целенаправленную работу в этом направлении.

В настоящее время относительно благоприятное на фоне других регионов России экономическое положение Челябинской области во многом связано с деятельностью наших предприятий экспортеров, которые благодаря активному выступлению на внешних рынках имеют возможность получать реальные денежные средства.

Экспортный комплекс является важной опорой экономики области. К сожалению, положение в экспортном комплексе региона осложняется вследствие снижения экономической эффективности производства экспортной продукции, затронувшего большинство отраслей экспортной специализации региона.

Наиболее неблагоприятная ситуация складывается именно в системообразующей отрасли экспортного комплекса области - черной металлургии, негативные тенденции усиливаются в машиностроении. Следовательно, динамика всего экспорта Челябинской области во многом будет определяться тем, удастся ли в сжатые сроки определить меры и добиться стабилизации и повышения экономической эффективности экспортного производства в данных отраслях. В связи с этим была разработана программа развития экспортного комплекса Челябинской области.

Цели:

- повышение экономической эффективности экспорта (функция получения прибыли)

- повышение макроэкономической эффективности экспорта (стабилизационная функция)

- расширение доступа к эффективным финансовым и технологическим ресурсам мирового рынка (функция развития)

Задачи:

- совершенствование территориально-географической структуры экспорта

- совершенствование товарной структуры экспорта;

- использование устойчивых экспортных товаропотоков для привлечения финансовых ресурсов из стран - контрагентов.

Инструменты:

- маркетинг рынка стран - контрагентов в соответствии с программными направлениями;

- составление экономической карты экспорта Челябинской области по продукции основной номенклатуры;

- разработка организационно-финансовой модели взаимодействия органов власти Челябинской области и предприятий экспортеров в привлечении и использовании внешних финансовых ресурсов;

- организация ассоциаций предприятий-экспортеров по территориальному признаку;

- формирование и реализация производственно- маркетинговых программ экспортной деятельности предприятий и их объединений;

- определение эффективных форм и механизмов взаимодействия предприятий-экспортеров и их объединений с финансовыми структурами стран- контрагентов при привлечении в область кредитных и инвестиционных ресурсов;

- формирование и реализация инвестиционной программы развития экспортного комплекса Челябинской области;

-         организация в соответствии с территориальной структурой экспорта финансово-промышленных групп ориентированных на привлечении эффективных кредитных и инвестиционных ресурсов из стран-контрагентов на территорию Челябинской области.


Заключение


В ходе проведения исследования были сделаны следующие выводы.

Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспорт­ных поставок для федеральных государственных нужд и межгосу­дарственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений Рос­сии, достигнутых, как правило, в рамках международной специа­лизации и кооперации.

Развитие внешнеэкономической деятельности необходимо ориентировать на усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей. Оно сопровождается разработкой и принятием адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в метериально-техническом, так и в социальном плане.

Эти принципы осуществляются Правительством области по следующим основным направлениям:

В сфере совершенствования экспорта: реализация на внешнем рынке товаров имеющих международные технико-экономические преимущества; расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Челябинской области; накопление валютных ресурсов необходимых для обеспечения импортных поставок, создание резервов и обслуживания международных обязательств Челябинской области; формирование предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона.

В сфере рационализации импорта: насыщение регионального рынка продуктами не производящимися на территории области, либо производящимися в недостаточном количестве; обеспечение Челябинской области товарами имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией собственных производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения производство которых нужно поддерживать при любых условиях); модернизация производственного и технологического потенциала предприятий области; обогащение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей; обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта предприятиям Челябинской области.



Список использованной литературы


9.             Андрианов В.Н. Внешняя торговля России // Внешнеэкономическая деятельность .-1998.-№6

10.        Внешнеторговый оборот Челябинской области /Деловой Урал.- 1999.-№2

11.        Внешнеэкономическая деятельность регионов России // Бюллетень иностранной коммерческой информации.- 1999.- № 93

12.        Кудрявцев М.С. Об экономической ситуации в области и перспективах ее развития/ /Челябинский рабочий.- 1999.-№8

13.        Осанкин В.С. Экономика Челябинской области в условиях становления рыночных отношений (экономика региона).- Челябинск, 1998

14.        Региональная экономика / под ред. Морозовой Г.В. - М: ЮНИТИ, 1997.

15.        Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения EC. – М.: Экономика, 2003. – 111 с.

16.        Сильвестров С.К. Внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ // Политэконом.- 1999.- №4

17.        Социально-экономическое положение страны и деятельность торгово-промышленной палаты России по поддержке и развитию предпринимательства // Экономическая наука современной России.- 1999.- №4

18.        Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1998-2005 года", -Челябинск, 1997.

19.        Шувалов Е.Л. Урал - М: Просвещение, 1997.

20.        Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова - М: Издательство БЕК.1997.

Глоссарий


Внешняя торговля - торговля между странами, включающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В основе внешней торговли лежит международное разделение труда.

Экспорт - вывоз товаров за границу для реализации их на внешнем рынке. Как правило вывозится та продукция, издержки производства которой ниже мировых.

Импорт - вывоз иностранных товаров. За рубежом приобретаются те товары, производство которых экономические либо не выгодно, либо невозможно.

Внешнеэкономическая деятельность - деятельность государства, направленная на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений, определение приоритетных целей страны в области внешнеэкономической деятельности, а также выработка методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Конкурентное преимущество - ценовые, качественные и другие характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.



Приложение

Краткая характеристика Челябинской области


Челябинская область расположена на границе Европы и Азии, на южной части Уральских гор и прилегающей равнине. Ее площадь составляет 87900 кв. км. В современных границах Челябинская область существует с 6 февраля 1943 года.

В состав области входят 24 района, 12 городских районов (в том числе, в Челябинске- 6 районов), 20 городов областного подчинения и 32 рабочих поселка.

Область расположена в основном на восточных склонах Южного Урала и прилегающих территориях Зауральской низменности, на северо-западе захватывает часть горных хребтов Урала. Граничит с Башкирией, Свердловской, Курганской, Оренбургской областями, Казахстаном.

Население Челябинской области составляет 3 606 100 чел. Большая часть населения - 81% живет в городах.

Северо-западная часть региона пересечена Уральскими горами, где самая высокая точка находится на высоте 1640 метров над уровнем моря. Восточная часть территории представлена чередованием холмистой местности и долинами. В центре область также гориста, здесь перепад высот колеблется в среднем около 100 - 200 метров.

Для Челябинской области, расположенной в глубине Европейского материка, характерен континентальный климат с продолжительной холодной зимой, коротким, но теплым летом.

По объему промышленного производства Челябинская область занимает пятое место в России. Ведущую роль в хозяйственном комплексе области играют черная металлургия и машиностроение. Доля продукции агропромышленного комплекса в валовом региональном продукте составляет около 5%.

Полезные ископаемые: уголь, железная руда, магнезит, графит, огнеупорные глины. Наиболее известные месторождения: угля- Челябинский бассейн; железной руды- Бакальское, Магнитогорское, Златоустовское; магнезита - Саткинская группа; графита - Тайгинское; огнеупорных глин - Нижнеувельское.

Основные отрасли промышленности: черная и цветная металлургия. машиностроение и металлообработка (производство тракторов, автомобилей, строительно-дорожного и горно-шахтного оборудования, приборостроение и станкостроение), химическая (лаки, краски, оргстекло, серная кислота). Известны каслинское и кусинское художественное литье, златоустовская гравюра по металлу, производство часов.

Выращивают зерновые и зернобобовые культуры. Развито животноводство мясо-молочного направления, свиноводство, птицеводство.

Средняя заработная плата в ноябре 2003г. составила 5488 рублей.


Карта Челябинской области