Доработка

Рыночная стратегия и структура производственно-хозяйственных систем (ПХС)

Важную роль в деятельности любого предприятия играет его рыночная стратегия. Она включает в себя четыре этапа.

1. - Оценка и анализ внешней среды.

2. - Управление и исследование сильных и слабых сторон.

3. - Анализ стратегических альтернатив.

4. - Выбор стратегии.

Первым шагом является изучение внешней среды, а именно, ее рыночных факторов. Основное предназначение анализа внешней среды - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникать ля предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.

К этим факторам относятся:

n - поведенческие факторы (образ жизни покупателей, занятость покупателей, мотивы покупок и д.р.).

n - Социально - демографические факторы (пол, возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и д.р.).

n - Интенсивность конкуренции в отрасли, которая зависит от: числа фирм и их размеров, специфики продукции, характера спроса и перспектив развития отрасли, наличия барьеров выхода из отрасли.

n Кто является потребителем по форме собственности (частные лица, юридические лица, государство, посредники).

Необходимо также определить правила конкуренции в отрасли, в некоторых отраслях компании «толкают» друг друга, в других существуют «джентльменские» отношения, в - третьих имеется компания - лидер. Еще один фактор - легкость проникновения на рынок, которая ограничивается следующими барьерами:

n приверженность покупателей торговой марке

n контроль над каналами сбыта

n доступность к производственному опыту

n политика правительства направленная на защиту отрасли

Еще одним конкурентным фактором является угроза появления товаров - заменителей, которая зависит от:

n цены производства заменителей

n готовности покупателей принять такой заменитель

Стратегическое планирование осуществляется относительно товарных групп и сопутствующих им услуг. На начальном этапе выбора стратегии можно использовать методику Бостонской консультационной группы (БКГ). Применение матрицы (БКГ) позволяет выполнить две основные функции стратегического планирования: принятие решение о позициях на рынке и распределить средства в будущем.

Оценка баланса потребностей и интересов потребителей товара и торговых фирм, предлагающих и реализующих определенный       товар, осуществляется на следующем этапе разработки стратегии с помощью матрицы «Продукт - рынок».

Анализ стратегических альтернатив.

На этом этапе руководство уже ответило на вопрос «Куда мы направимся?» и «Как мы попадем туда?». Имеется множество вариантов каждой из альтернатив стратегии, остановимся на четырех основных:

1. Ограниченный рост: применяется в отраслях со статичной технологией, когда организация удовлетворила своим положением.

2. Рост - применяется в динамично развивающихся отраслях с быстроменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться руководителями, стремящимися к разработке новой продукции.

3. Сокращение - при этой стратегии уровень целей ставится ниже уровня предыду3щих целей. Применяется при переориентации фирмы.

4. Сочетание - обычно придерживаются крупные фирмы. Эта стратегия представляет собой объединение любых из трех вышеперечисленных стратегий. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит эффективность организации.

Рыночная стратегия определяется исходя из выбранного товара и рынка, для которого он предназначен, с учетом имеющихся у предприятия возможностей. Стратегия включает определение основных целей предприятия и основные пути реализации выбранных целей.

Рыночная стратегия фирмы основывается на нескольких основных принципах:

1. Наиболее полное изучение и учет существующего рынка.

2. Определение оптимального ассортимента продукции с учетом, как ее качественных характеристик, так и экономической целесообразности выпуска.

3. Разработка наиболее эффективной сбытовой политики, важным составляющим элементом которой выступает ценовая стратегия фирмы, включающая методы и формы расчета с потребителями, условия платежей и т. д.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителем, влияют разнообразные факторы:

1. Риск.

2. Знание прошлых стратегий.

3. Реакция на владельцев.

4. Фактор времени.[1]

Под организационной структурой ПХС понимают совокупность основных подразделений или отдельных специалистов, призванных решать творческие задачи, характерные для профиля, специализации и сферы функционирования предприятия, а также подразделений, выполняющих вспомогательные, обслуживающие и управленческие функции; а также систему их взаимосвязей и ответственности.

Организационные структуры управления отличаются большим многообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены: особенности отрасли науки и техники, производства; степень самостоятельности предприятия или его место в структуре объединения; уровень специализации и степень кооперации; технология проведения НИОКР; сроки решения научно-технических проблем; обеспеченность ресурсами, уровень механизации, автоматизации НИОКР и техновооруженность.[2]

Существующие в настоящее время организационные структуры инновационных предприятий весьма сложны. Специалисты выделяют следующие виды структур:

• структуры, организованные по функциональному принципу;

• тематические структуры;

• смешанные структуры;

• структуры, организованные по проектам;

• проектно-матричные структуры;

• функционально-матричные структуры;

• структуры, организованные по фазам инновационного процесса.

При функциональной структуре подразделения инновационного предприятия объединяют сотрудников однородных специальностей, которые выполняют определенные части научных исследований и ОКР, соответствующие их профилю и специализации. Основой для такого группирования является выполняемая функция или метод работы. Такая структура применяется там, где выполняются достаточно схожие, однотипные исследования или ОКР, предусматривающие их деление на отдельные составляющие.

При тематической организационной структуре подразделения ПХС объединяют специалистов разного профиля, обладают почти полной автономией и проводят работы по своим темам от начала до конца. Тематическое подразделение имеет все виды ресурсов, необходимые для выполнения темы и не зависит от деятельности других подразделений. Его деятельность нацелена на конечный результат.

В настоящее время наибольшее распространение получили смешанные организационные структуры, создающие наилучшие возможности для быстрого и качественного выполнения НИОКР и реализации их результатов.

Разновидностью смешанной структуры является организация работ по проектам. Данная структура применяется в тех случаях, когда основной задачей является одновременное выполнение нескольких проектов, требующих привлечения специалистов разных отраслей науки.

К смешанным структурам, сочетающим в себе признаки функциональной и тематической структур, относят две разновидности матричной структуры: проектно-матричную и функционально-матричную.

В подразделениях с проектно-матричной структурой сотрудники существующих функциональных подразделений передаются в прямое подчинение руководителю темы (проекта) на все время ее выполнения. Руководитель темы осуществляет общее руководство проектом, выдает задание, контролирует и координирует деятельность всех исполнителей. Руководитель функционального подразделения отвечает за количество и квалификацию специалистов, распределяет их по темам, оказывает необходимую методическую помощь и т.д. Применение такой организационной структуры эффективно для предприятий, выполняющих ограниченное количество сложных, существенно отличающихся друг от друга проектов, для выполнения которых целесообразно использовать специалистов, не участвующих в других проектах.

При функционально-матричной структуре в подразделениях существует двойное подчинение специалистов. По методам выполнения и режиму работы, ее качеству, срокам выполнения операций специалисты подчиняются руководителю функционального подразделения, а по принципиальным вопросам разработки темы, методологии решения поставленных задач и достижению конечного результата, по использованию ресурсов и соблюдению промежуточных и конечных сроков - руководителю проекта.

Организационная структура инновационного предприятия и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.[3]

Особенности теории институтов и институциональных изменений


Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Дугласа Норта, правило игры в обществе. Деятельность людей носит абсолютно свободный характер. Ее можно уподобить броуновскому движению. Преследуя свои интересы, люди наталкиваются друг на друга и причиняют друг другу ущерб.

Поэтому первая функция института - регулирование поведения людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался.

Вторая функция института - минимизация усилий, которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой. Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом.

Наконец, третья функция института - организация процесса передачи информации, или обучение (эту функцию выполняет, например, Высшая школа экономики). Таковы основные функции института, независимо от сферы его деятельности.

Институты - это некие ограничительные рамки, которые люди построили, чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы упрощать путь из точки A в точку B, чтобы легче проводить переговоры и достигать соглашений, и т.п.

Как институты (эти рамки поведения) соотносятся с организациями? Фирма -это институт или организация? Это и то, и другое. Суд - это институт или организация? Это все-таки больше институт, чем организация. Контракт - это институт или организация? Это институт, а не организация, здесь в лучшем случае сталкиваются две организации. А что такое организация, но не институт, т.е. организация не институциализированная, которой не соответствует какой-либо институт?

Фирма (как и футбольная команда, как и фондовая биржа) есть и организация, и институт, потому что существуют правила ее создания. Обычно организация - это как бы некая скорлупа, которая уже есть в наличии. Например, на последней странице журналов «Эксперт», «КоммерсантЪ-Weekly» размещены объявления о продаже фирм. Но подразумевают они продажу не фирмы как таковой, а готовой институциональной формы для нее, чтобы желающий создать фирму не тратил времени на освоение вопроса, как ему это сделать, а просто купил имеющуюся скорлупу для фирмы.

Институты уменьшают неопределенность выбора в экономике в условиях явного недостатка информации. Недостаток информации ведет к неопределенности выбора, к очень большим затратам трудовых и иных ресурсов, чтобы такой выбор сделать. А институты помогают человеку экономить ресурсы в ситуации выбора, показывая некий путь, уже пройденный до него другими. Каковы основные черты институтов?

Институты выполняют главную задачу экономической теории –обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Тот или иной институт предполагает, что, пойдя в некое место, вы с высокой степенью вероятности получите там то, что искали, затратив некие виды ресурсов, также известные вам заранее.

Институты наследуются, благодаря свойственному им процессу обучения.

Обучением может заниматься специализированная организация (так это обычно и бывает). Но обучение может идти и на уровне «learning by doing», когда люди в ходе работы следят за действиями их более опытных коллег и делают так же, как они.

Институтам присуща система стимулов, без которой они существовать не могут. Института просто нет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждения за следование определенным правилам) и негативных (наказания, которого люди ожидают за нарушение определенных правил).

Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами.

Есть большая институциональная рамка - рамка N 1, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет закон. И есть рамка N 2, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет общественное мнение.

Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск информации, ее обработку, оценку и специфическую защиту того или иного контракта) точно так же, как технологии сокращают производственные затраты.

Если экономический агент действует в системе, где государства нет (как это было на диком Западе), или оно слабо (как сейчас у нас), то он вынужден нанимать каких-то людей, которые путем насилия или угрозы насилия заставят контрагента выполнить контракт. Ясно, что это дорого. Кроме того, зачастую в наших условиях он навсегда попадает под бандитскую «крышу» (корпорация, к которой он обращается за помощью, в результате поглощает его самого).

Если же экономический агент действует в системе, где есть сильное государство, то оно защищает его интересы. Он просто обращается в суд и с относительно небольшими судебными издержками выигрывает дело. Таким образом, он экономит очень большие трансакционные издержки на наем какой-то альтернативной принудительной силы.

Как только объем имеющихся в наличии ресурсов резко падает (а обычно это связано с естественными процессами), институциональная система общества ломается. Общинный строй чаще всего рушился из-за перенаселения, приводящего к изменению соотношения между теми ресурсами, которые человек может использовать для своего выживания, и теми ресурсами, которые человек может использовать для роскоши. Например, разрушение общины и возникновение классового общества в Древнем Египте было связано с тем, что огромная цветущая северная часть африканского континента, где общинно жила масса людей, примерно за 5000 лет превратилась в пустыню Сахара. Вследствие этого, все население сдвинулось к дельте Нила и было просто вынуждено перейти к новой технологии и искать тех, кто бы регулировал водоснабжение (ими стали жрецы). По аналогичной причине возникло классовое общество и у шумеров в Междуречье. Переход от рабовладельческого строя к феодальному и от феодального к капиталистическому опять-таки был обусловлен достаточно резким увеличением народонаселения. Оно уже не могло существовать на слабом аграрном базисе. Нужны были новые производственные технологии, а старые институты не могли их обеспечить.

Т.е. вся институциональная динамика, как правило, связана не с тем, что люди сознательно ищут и выбирают более эффективный институт вместо менее эффективного. Люди будут мириться с существующим институтом, если только их благосостояние решительным образом не падает. Причина необычайной устойчивости институтов кроется в том, что поведение людей в массовом порядке далеко от рациональности, на взгляд стороннего наблюдателя, но абсолютно рационально, на взгляд самих этих людей. Ведь отдельный человек, следуя заведенным правилам, пусть неэффективным, тратит на это, скажем, 30 % своего дохода (у него эту часть отбирает феодал или государство). Если же он выступит с оружием в руках против существующего строя, у него возможны куда большие затраты. Степень риска в этом случае он совсем не может просчитать. Любой крупный институциональный сдвиг - это период огромной неуверенности.[4]






Список используемой литературы


1.                            Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИП, 1998.

2.                            Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Уч. пособие/под ред.П.И. Завлина, А.К. Казанцева, А.Б. Миндели. – М.: Экономика, 2000

3.                            http://kicbi.karelia.ru/smb/edu/courses/analiz_pro/cours.html#2 – статья Дружинного П.В. «Анализ производственной деятельности»

4.                            www.iet.ru/mipt/  – Курс Лекций по "ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ"Кузьминов Я., Юдкевич М



[1] http://kicbi.karelia.ru/smb/edu/courses/analiz_pro/cours.html#2

[2] Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Уч. пособие/под ред.П.И. Завлина, А.К. Казанцева, А.Б. Миндели. – М.: Экономика, 2000.

[3] Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИП, 1998.

[4] Курс Лекций по "ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ"Кузьминов Я., Юдкевич М – www.iet.ru/mipt/