Контрольный тест
1. Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание:
"Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники":
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
2. Какие из перечисленных ниже ценностей, недостающих людям, приводит к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага
г) социальный престиж.
3. Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
4. Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовка;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
5. Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
6. Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или их групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
7. Какой тип стратегии властей при урегулировании конфликтов считается приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) насильственное завершение конфликта;
в) полное разрешение конфликта;
г) снижение уровня социальной напряженности, характеризующего возникновение конфликта.
8. Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого,
9. При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
10. Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
11. Что является решающим в определении роли и функций участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
12.. В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
13. Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
14. Какая дилемма выбора модели поведения более типичная для конфликта:
а) стремление - стремления";
б) "избегание - избегания";
в) "стремление - избегания" (двойные).
15. Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
16. Для какой стадии конфликт» характерна эскалация противоборства:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
17. Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
18. Для какой стадии развития конфликт более характерны "рефлексивные игры":
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
19. К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
20. Для какого тина эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) генерализация;
б) "укрупнение".
21. Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
22. В каком случае допускается вмешательство посторонних в конфликт, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
23. Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта
24. Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
25. Возможно, ли предотвратить конфликт, воздействуя, на мотивацию его членов;
а) да;
б) нет.
26. Вовлечение возможного противника в свое дело. Как называется этот метод предупреждения конфликтов:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
27. В каких пределах допускаемся подчеркивание превосходства партнера над другим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
28. Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта всех участников.
29. От чего зависит эффективность, применений нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания, за нарушение норм,
30. Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
31. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
г) молчание.
32. Стиль реагирования в конфликте, настроенный на уменьшение одной из сторон собственных притязании, противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
33. Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации;
в) привлечение третьей стороны.
34. Какие из перечисленных ниже методов решения конфликтов, относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
35. Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
a) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
36. В случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычной модели действии сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод "скрытых действий";
б) метод "быстрого решения";
в) метод сглаживания;
г) метод "силы".
37. В каких случаях применяется метод компромисса:
а) когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
б) когда оппоненты действуют с равными усилиями во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
в) когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон.
38. Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть – выиграть»
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребность другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
39. Какая стратегия поведения при конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть – выиграть»;
б) ''выиграть – проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
40. "Метод силы" применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) когда есть время для глубокого анализа проблемы и поиска приемлемого решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) При наличии время для поиска альтернативы.
41. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
42. Конструктивное решение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
43. Когда участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении поставленных перед ним проблем, а не побочных вопросов:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
44. Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) фазу первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа?
г) развития
45. Наличие опыта выступает одним из существенных слагаемых эффективности проведения переговоров больше. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
46. К посреднику на переговорах предъявляются следующие требования:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) он задает вопросы на уточнение, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий.
47. К особенностям арбитража относятся случаи, когда:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как добровольное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
48. Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работника о своих социальных потребностях:
а) да;
б) нет.
49. Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза, Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту веяния не предоставляется возможность свободного выбора.
50 Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать, как контрмеры в таких случаях:
а) проявить нетерпимость к подобному поведению
б) попросить перерыва
в) пропускать некоторые враждебные замечания в положительных целях
г) использовать враждебные замечания в положительных целях раскрыть их тактику, что Вы ее поняли прибегнуть к юмору.