Содержание
Введение. 3
1. Основные задачи внешней политики России. 4
2. Присоединение Средней Азии к России. 6
3. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 9
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Внешняя политика России во второй половине XIX в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.
Некоторое снижение внешнеэкономической активности России создавало более благоприятные условия для решения внутренних проблем. Правительство смогло на семь лет отказаться от рекрутских наборов, сократить армию, понизить военные расходы. Ведущим направлением внешней политики оставался восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на Балканах. Балканские народы с возрастающей настойчивостью боролись за свою независимость.
Вопросов, связанных с дальневосточной политикой очень много, так как эта тема не перестаёт быть актуальной и сейчас. В характере и направленности российской внешней политики никак не разобраться без учёта особенностей склада ума, предрассудков и стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников.
В этой работе попытаемся не только рассмотреть, но и проанализировать развитие этих отношений, результаты политики в отношении этих государств и России на конец XIX в.
Целью данной работы является рассмотрение внешней политики России во второй четверти XIX века.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть основные задачи внешней политики России;
- Охарактеризовать внешнюю политику России в Средней Азии;
- Раскрыть причины и итоги русско-турецкой войны.
1. Основные задачи внешней политики России.
Под влиянием развития капитализма в России правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя политика страны приобретала все более буржуазный характер.
Перед Россией в области международных отношений стояли сложные задачи[1]:
1. Необходимость освободиться от статей Парижского мирного договора.
2. Ликвидировать «нейтрализацию» Черного моря.
3. Усилить защищенность своих южных границ.
4. Получить возможность оказывать более активную помощь балканским славянским народам в их борьбе против османских поработителей.
Новый министр иностранных дел А.М.Горчаков основные свои задачи видел в том, чтобы с помощью мирных дипломатических средств обеспечить благоприятные условия для внутренней политики государства и добиться отмены статей Парижского договора. Для борьбы с Англией и Францией – основными гарантами Крымской системы – Горчаков нашел союзников в лице Пруссии, которая вела борьбу за объединение Германии и нуждалась в благожелательном нейтралитете России. За дипломатическую поддержку Пруссии в войнах против Дании (1864) и Австрии (1866) Бисмарк обещал не возражать против пересмотра Парижского договора. После начала франко – прусской войны и решающего поражения французских войск под Седаном в октябре 1870 года Горчаков уведомил европейские державы об отказе России соблюдать статьи Парижского договора. Собравшаяся в Лондоне в январе 1871 года конференция вынуждена была утвердить это решение. Своеобразной (и очень высокой) платой за этот внешнеполитический триумф стало создание сильного и опасного для России соседа – объединенной Германии. Вместе с тем, партнерство с Бисмарком было единственным для нее выходом, поскольку предпринятая было попытка сближения с Францией в итоге не увенчалась успехом, да и существенно замедлить процесс объединения германских земель вряд ли бы удалось.
Сближение России, Германии и присоединившейся к ним Австрии положило начало «Союзу трех императоров» 6 июня 1873 года. Русская дипломатия заключила этот договор, ибо он давал некоторые гарантии безопасности западной границы империи. Этим приходилось особенно дорожить ввиду враждебной политики Англии в странах Востока. Но Горчаков был далек от того, чтобы идти на поводу у Бисмарка и уплатить ему ту цену, за которую сотрудничество с Германией могло бы стать прочным: последующие события показали, что Россия не позволяла Германии установить свою гегемонию в Западной Европе посредством нового ослабления Франции. В одном все три участника соглашения были единодушны: они усматривали в договоре выражение солидарности монархий перед лицом революционного движения[2]
Кроме борьбы за отмену ограничительных статей Парижского договора и заключения «Союза трех императоров», во внешней политике России этого периода можно выделить следующие наиболее крупные проблемы:
1. Присоединение Средней Азии.
2. Участие в решении восточного вопроса.
3. Реальная помощь национально – освободительному движению народов Балканского полуострова.
4. Расширение взаимоотношений с США и странами Латинской Америки.
В отличие от первой половины ΧΙΧ века во второй половине столетия русское правительство не брало на себя инициативу в организации подавления революционных движений, она перешла к правительствам стран Западной Европы.
2. Присоединение Средней Азии к России.
Одним из направлений внешней политики России было проникновение в Среднюю Азию. Две причины побуждали самодержавие заняться присоединением этого региона.
1. Экономическая причина. Средняя со своей необъятной территорией и неразвитой промышленностью была первоклассным рынком сбыта и источником сырья для молодой русской промышленности. Туда сбывались текстильная продукция, металлические изделия и др. Из Средней Азии вывозили в основном хлопок.
2. Другая причина имела политический характер и была связана с борьбой против Англии, которая пыталась превратить Среднюю Азию в свою колонию.
В социально – экономическом отношении эта приграничная с Россией территория была неоднородна: там преобладали феодальные отношения при сохранении остатков патриархального строя.
В политическом отношении Средняя Азия также была неоднородной. Фактически существовала феодальная раздробленность, постоянная вражда между эмиратами и ханствами. Еще с ΧΙΙΙ века образовались три крупных государства – Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Кроме них был целый ряд независимых феодальных владений. Наиболее развитым из них в экономическом отношении был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, сосредоточивших ремесло и торговлю, а также 38 караван – сараев. Бухара и Самарканд были крупнейшими торговыми центрами Средней Азии.
Интерес России к Средней Азии был велик еще в первой половине ΧΙΧ века. Уже тогда предпринимались попытки ее изучения. В 50-е годы были предприняты три русские миссии в Среднюю Азию – научная под руководством ученого – востоковеда Н.В.Ханыкова, дипломатическое посольство Н.П.Игнатьева, торговая миссия Ч.Ч.Валиханова. эти миссии имели общую задачу – изучение политического и экономического положения государств Среднего Востока.
В 60-е годы русское правительство разрабатывало планы военного проникновения в Среднюю Азию.
В 1864 году войска под командованием генерал – майора М.Г.Черняева начали наступление на Ташкент, но первый поход закончился неудачей. Только в 1865 году русские войска овладели Ташкентом.
В 1867 году было образовано Туркестанское генерал – губернаторство, ставшее центром дальнейшего наступления на Среднюю Азию.
В 1868 году Кокандское ханство попало в зависимость от России.
В 1868 году войска под командованием К.П.Кауфмана овладели Самаркандом и Бухарой. Два крупнейших государства – Коканд и Бухара, сохраняя внутреннюю автономию, оказались в подчинении у России.
В начале 1869 года английское правительство, во главе которого тогда стоял лидер либералов Гладстон, предложило царскому правительству создать между владениями России и Англии в Средней Азии нейтральную зону, которая была бы неприкосновенна для обеих и предотвращала бы непосредственное их соприкосновение. Русское правительство согласилось с созданием такого промежуточного пояса и предложило включить в состав его Афганистан, что должно было предохранить страну от захвата Англией. Английское правительство предприняло встречный ход: оно потребовало значительного расширения нейтральной территории на север, на области, составлявшие предмет вожделений царской России. Договориться не удалось[3].
Англия предпринимала попытки расширения сферы своего влияния дальше на север. В связи с этим она требовала от России признания северной границей Афганистана реки Аму – Дарья от верховья до пункта Ходжа Салех на среднем течении в Туркменской степи. Споры между Россией и Англией продолжались в течении трех месяцев и 31 января 1873 года царское правительство признало северной границей Афганистана линию, предложенную Англией.
Эта уступка не была безосновательной , Россия преследовала определенную цель: ослабить противодействие Англии завоеванию Хивинского ханства. 4 декабря 1872 года Александр ΙΙ принял решение об организации похода на Хиву.
После взятия столицы Хивинского ханства , которое произошло 10 июня 1873 года, с ханом был заключен договор, по которому он становился вассалом царя, отказался от самостоятельных внешних сношений с другими государствами. Хива подпадала под протекторат царской России. Завоевание Хивы совершилось без серьезных международных осложнений, если не считать протестов в английской печати. Но спустя полгода после этих событий английский министр иностранных дел лорд Гренвиль направил царскому правительству письмо.
В письме указывалось, что в случае дальнейшего продвижения России к Мерву соседние с Хивой туркменские племена могут попытаться искать спасения от русских на афганской территории. При этом легко могут возникнуть столкновения между русскими войсками и афганцами. Английский кабинет выражал надежду, что русское правительство не откажется признать «независимость» Афганистана важным условием безопасности Британской Индии и спокойствия Азии. Строго говоря, стремление оградить от русских сферу своего влияния составляло все деловое содержание этого крайне многословного послания. Против подчинения Хивинского ханства английское правительство не возражений не заявило. Это и понятно: оно само стремилось проделать то же самое с Афганистаном. Горчаков вновь заверил английское правительство, что Россия считает Афганистан лежащим «полностью вне сферы ее действий[4]. Это было повторением заявлений, неоднократно делавшихся еще в предшествовавшем десятилетии. Если эмир афганский опасается осложнений из-за турецких племен, гласил далее ответ Горчакова, то пусть заранее даст знать туркменским вождям, чтобы они не рассчитывали на поддержку с его стороны.
Переговоры об афганской границе являются типичным образчиком дипломатии колонизаторов. Речь шла об Афганистане, но вместо него в переговорах в качестве стороны выступало английское правительство, присвоившее себе «право» представлять эту страну.
Соперничество не было в интересах Англии и России. В меморандуме от 29 апреля 1875 года Горчаков заявил о необходимости наличия «промежуточного пояса», который предохранил бы их от непосредственного соседства. Таковым мог бы стать Афганистан в случае обоюдного признания обеими сторонами. Тут же Горчаков заверял, что Россия не намерена больше расширять свои владения в Средней Азии.
Таким образом, длительный и сложный процесс присоединения сочетал в себе как элементы завоевания со стороны России, так и элементы добровольного вхождения в ее состав (Мерва - территория, граничащая с Афганистаном, - в 1885 году). Некоторые народы Средней Азии добровольно присоединились к России, предпочтя ее английскому или иранскому владычеству.
Присоединение Средней Азии к России имело объективно прогрессивное значение. Оно состояло в следующем[5]:
1. Было ликвидировано рабство.
2. Окончились бесконечные феодальные усобицы, разорение населения.
3. Средняя Азия втягивалась в сферу капиталистических отношений, что закладывало основы развития передового хозяйства и культуры.
4. Присоединение связало передовую русскую культуру с самобытной культурой народов Средней Азии.
3. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
После отмены статей Парижского мирного договора 1856 года о нейтрализации Черного моря Россия получила возможность действовать более активно в восточном вопросе. Не ставя задачу захвата Константинополя и проливов, царское правительство пыталось укрепить свои позиции в этом регионе путем экономического и политического проникновения на Балканы.
В 1875 году вспыхнуло восстание против Турции в Боснии и Герцеговине. Вскоре оно перекинулось на территорию Болгарии, Сербии, Черногории. Македонии. В апреле 1876 года произошло восстание в Болгарии. Летом 1876 года Сербия и Черногория объявили Турции войну.
На первом этапе восточного кризиса русское правительство заняло выжидательную позицию, пытаясь согласовать свои действия с западноевропейскими державами. Однако народ России оказывал огромную моральную и материальную поддержку восставшим. В их пользу был организован сбор средств. На Балканы отправлялись русские добровольцы – солдаты, офицеры, врачи, писатели, художники. Среди них были врачи Н.В.Склифасовский и С.П.Боткин, писатель Г.И.Успенский, художники В. Д. Поленов и К.Е.Маковский.
Воспользовавшись пассивностью европейских правительств, Турция с крайней жестокостью приступила к подавлению восстаний на Балканах. Они были задушены в Боснии и Герцеговине, буквально в море крови потоплено апрельское восстание в Болгарии. Сербская армия потерпела поражение. Лишь Черногория продолжала войну против Турции, перейдя к оборонительным действиям.
В этих условиях Россия заняла позицию более активной поддержки балканских народов и проводила спешную дипломатическую подготовку войны с Турцией. На отклонение Турцией Лондонского протокола Россия немедленно (15 апреля 1877 г.) ответила мобилизацией 7 пехотных и 2 кавалерийских дивизий. 16 апреля с Румынией был подписан договор о проходе русских войск через ее территорию. 23 апреля Россия порвала дипломатические отношения с Турцией. Демонстративно мобилизовав часть армии еще минувшей осенью, царскому правительству трудно было отступить, ровно ничего не добившись от Турции для покровительствуемых им славян. Это еще больше бы уронило его престиж. Царь прибыл в Кишинев, где находилась ставка верховного главнокомандующего. Там 24 апреля 1877 года он подписал манифест об объявлении войны Турции. Активные военные действия на балканском театре начались, однако, только в конце июня.
Русское военное министерство разработало план быстрой, наступательной войны, так как понимало, что затяжные действия не по силам русской экономике и финансам. (Начатые в 60 –е годы военные реформы не были завершены, обученных резервов было мало, стрелковое оружие лишь на 20% соответствовало современным образцам).
Русское правительство, только что начав войну, уже подумывало, как бы поскорее ее окончить на сколько-нибудь приемлемых условиях. Оно поспешило успокоить англичан в отношении Египта и Суэца. Что касается Константинополя и проливов, то англичанам было заявлено, что овладение ими не входит в намерения царя. В общем Россия обязывалась не решать вопроса единолично и в то же время стремилась застраховать себя от вероятных покушений на проливы со стороны Англии. Несмотря на все усилия России, британское правительство признало недопустимым появление русских в Константинополе.
Еще 19 мая 1877 года английское правительство начало переговоры с Австро-Венгрией о союзе против России. Риск англичан встретиться с русскими на поле сражения был минимален, а Австрия, в перспективе военных действий, могла встретиться со всеми вооруженными силами, в этих условиях уклонение от союза было самым разумным. В итоге английское правительство предупредило, что в случае занятия Константинополя русскими войсками, хотя бы временно. Россия не может рассчитывать на нейтралитет Англии.
Только 10 декабря 1877 года русским войскам удалось взять Плевну, что резко изменилообстановку на театре военных действий. Незадолго до падения Плевны русское правительство сообщило Германии и Австрии свой проект будущего мира. В нем предусматривалось: образование болгарского вассального княжестватеперь уже в широких границах, намеченных константинопольской конференцией; автономия Боснии и Герцеговины с передачей их под управление Австрии если последняя этого пожелает; полная независимость Сербии, Черногории и Румынии; возвращение России Юго-Западной Бессарабии; компенсация Румынии за счет Добруджи; присоединение к России Карса, Батума, Ардагана и Баязета; уплата контрибуции. Наконец, намечалось некоторое изменение режима проливов: «прибрежные государства» Черного моря, т.е. в частности Россия, получали право в случаях, когда в том представится надобность, проводить через проливы военные суда, но только поодиночке и всякий раз по специальному разрешению султана[6].
Не получив поддержки Англии, по сути втянувшей ее в войну, Турция была разбита. 24 декабря разбитая Турция обратилась к державам с просьбой о посредничестве. Откликнулось только английское правительство. Оно уведомило об этом обращении Петербург. Ответ Горчакова гласил: если Порта хочет кончить войну, то с просьбой о перемирии она должна обратиться прямо к главнокомандующему русской армией. Дарование перемирия обусловливалось предварительным принятием положений будущего мирного договора. Русское правительство при этом подтверждало свою готовность передать на обсуждение международной конференции те пункты договора, которые затрагивают «общеевропейские интересы.
8 января 1878 года русскому великому князю Николаю Николаевичу поступила просьба о перемирии. В это время наступление русских войск развевалось успешно и царское правительство не особенно торопилось с фактическим началом переговоров.
31 января 1878 года в Адрианополе турки подписали соглашение о перемирии, включавшее согласие на предложенные Россией предварительные условия мирного договора.
19 февраля 1878 года в местечке Сан – Стефано , в 12 км. От столицы османской империи, был подписан русско – турецкий мирный договор, по которому обеспечивалась независимость балканских народов. Независимость получали Сербия, Румыния, Черногория. Болгария становилась автономным княжеством. Автономию получили Босния и Герцеговина. Россия возвратила себе Южную Бесарабию, приобрела новые крепости на Кавказе – Батум, Карс, Ардаган и Баязет.
Западные державы отказались признавать условия выгодного для России и балканских народов соглашения. Они потребовали пересмотра на общем международном конгрессе. Россия, не готовая к новой войне с экономически более сильными государствами Западной Европы, была вынуждена уступить.
Летом 1878 года в Берлине открылся конгресс, в котором участвовали Россия, Турция, Англия, Франция, Германия и Австро – Венгрия. Россия оказалась в политической изоляции. Западные державы действовали против нее единым фронтом. Их основная цель сводилась к подрыву влияния на Балканах, сведению к минимуму результатов ее военных побед.
По решению Берлинского конгресса Сан – Стефанский мирный договор был пересмотрен в следующем[7]:
1. Болгария была расчленена на две части. Автономию получила только Северная Болгария, Южная оставалась под игом Османской империи.
2. Была сокращена территория Сербии, Черногории и Румынии.
3. Австро – Венгрия получила право оккупации Боснии и Герцеговины.
Решения Берлинского конгресса, по сравнению со Сан - Стефанским договором. Были менее выгодны для России и народов Балканского полуострова. Между тем восточный кризис 70-х годов, национальные восстания на Балканском полуострове и победа России в войне над Турцией стали важнейшей вехой в деле окончательного освобождения славянских народов от османского ига, укрепления международного авторитета России.
Заключение
В ходе проделанной работы была рассмотрена внешняя политика России во второй четверти XIX века.
Были решены такие задачи, как:
- Рассмотрены основные задачи внешней политики России;
- Охарактеризована внешняя политика России в Средней Азии;
- Раскрыты причины и итоги русско-турецкой войны.
Внешняя политика России второй половины XIX века изобиловала событиями которые носили судьбоносное значение для народов Европы. Практически ни одно международное событие данного периода не обошлось без вмешательства России в той или иной степени.
Россия достигла многих, поставленных перед собой целей.
Во-первых, была достигнута отмена нейтрализации Черного моря.
Во-вторых, Россия вышла из международной изоляции, в которой она находилась после поражения в Крымской войне вплоть до союза трех императоров. В-третьих, Россия восстановила свое влияние на Балконах после победы над турками в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Примечательно то, что Россия вовремя остановила свои войска и избежала конфликта с другими великими европейскими державами (Англией и Австро-Венгрией).
Такой курс внешней политики во многом помогал России развивать хорошие экономические связи с крупными европейским державами. Развитие торговли с крупными державами способствовало стабилизации и улучшению русской экономики
Присоединение Средней Азии к России имело прогрессивное значение: Прогрессивность присоединения выразилась также в том, что было отменено рабство и работорговля, ослаблена междоусобная борьба феодалов.
Список литературы
1. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. - М.: Наука, 2001.
2. Ключевский В.О. Курс русской истории в 9-ти томах. - М.: Знание, 2003.
3. Манфред А.З. Внешняя политика Франции. 1871 – 1891. - М.: Филинъ, 2002.
4. Плевин М. Т. Русско-германские отношения 1873-1914 гг. - М.: Дрофа, 2002.
5. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - М.: ИНФРА - М, 2003.
6. Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. - М.: ЗНАКЪ, 2002.
[1] Ключевский В.О. Курс русской истории в 9-ти томах. - М.: Знание, 2003. – с. 81.
[2] Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. - М.: Наука, 2001. – с. 154.
[3] Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. - М.: ЗНАКЪ, 2002. – с. 234.
[4] Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - М.: ИНФРА - М, 2003. – с. 95.
[5] Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - М.: ИНФРА - М, 2003. – с. 181.
[6] Ключевский В.О. Курс русской истории в 9-ти томах. - М.: Знание, 2003. – с. 135.
[7] Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. - М.: ЗНАКЪ, 2002. – с. 211.