Содержание

 

 

 

 

 

 

1. Стратегии рыночной активности Ансоффа. 3

2. Управление рисками. 4

3. Виды маркетинговых решений. 8

Задача. 11

Список литературы.. 13

 

1. Стратегии рыночной активности Ансоффа

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие товары. Потребитель ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты прилагают максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя стратегия рыночной активности, с помощью которой фирма сможет стабильно держаться на рынке. Одной из таких стратегических моделей рассматривается матрица Ансоффа.

Матрица Ансоффа – графическая модель, отображающая соотношение между уровнем технологий производства товара и фазой развития рынка[1]. Разработана известным специалистом в области стратегического управления Игорем Ансоффом.

Матрица Ансоффа состоит из четырех ячеек, объединенных в квадрат (по принципу 2х2). При этом ячейки разделены на две вертикальные колонки (старый рынок/новый рынок) и две горизонтальные строки (старый товар/новый товар).

Товар





+

Разработка товара

Расширение, диверсификация


-

Глубокое внедрение на рынок

Расширение границ рынка



-

+

Рынок

Эта модель позволяет сформулировать четыре стратегии реализации товара или услуги:

-         проникновение на рынок. Позволяет в ситуации «старый рынок – старый товар» внедриться на уже сложившийся рынок с тем же товаром, который предлагают конкуренты;  проникновение на рынок - продажа большего количества одного и того же товара большему количеству покупателей одной категории. Сюда может входить увеличение доли продаж на рынке за счет конкурентов или путем увеличения количества потребляемого товара уже имеющимися покупателями.

-         развитие рынка. Означает в ситуации «новый рынок старый товар» расширение сбыта продукции за счет создания новых рынков или рыночных сегментов; Расширение рынка - поиск новых категорий потребителей или новых каналов для распространения Вашего товара в своей стране или за рубежом.

-         развитие товара. Предполагает в ситуации «старый рынок – новый товар» создание принципиально новых или имеющихся модификаций товаров; Развитие товара - создание новых или модифицированных моделей уже имеющихся товаров для продажи на существующем рынке.

-         диверсификация. Используется в ситуации «новый рынок – новый товар» для поиска новых рынков за счет внедрения новых товаров. Диверсификация - продажа нового товара на новом рынке, т.е. сочетание развития товара и расширения рынка.


2. Управление рисками

В условиях расширения сферы влияния рыночных регуляторов приоритетный вид управленческой деятельности – обеспечение взаимодействия рыночных рычагов, а критерий такого взаимодействия – устойчивость системы во внешней среде. Функция регулирования через маркетинг создаёт предпосылки для планирования и служит средством реализации планов (программ). Оценка стратегии маркетинга с позиций соответствия правовому полю функционирования экономики и конкретного рынка расширяет возможности маркетингового менеджера по принятию более правильного решения и предвидения стратегических перспектив. В условиях риска для предприятия речь может идти о приоритете сфер экономики и о государственной поддержке, например, производственной сферы экономики, малого и среднего бизнеса. Особенность процесса обоснования стратегии в том, что на первом этапе предусмотрено обязательное сравнение маркетинговой стратегии и цели, а также рыночных возможностей организации. Такое сравнение соответствия ключевых характеристик положения организации на конкретном рынке дает основание для поиска прогнозных альтернативных рыночных путей выхода из кризиса.

На втором этапе маркетинговая стратегия оценивается на предмет её соответствия целями стратегии организации, возможно уточнение или формирование новой стратегии при резких изменениях рынка, что в кризисных условиях может произойти с большой степенью вероятности. Ключевыми параметрами сравнения выступает наличие возможности использования ресурсного, инвестиционного, инновационного, кадрового потенциала организации.

На третьем этапе формируется комплекс маркетинговых мер по реализации маркетинговой стратегии. Таким образом, процесс обоснования стратегии включает этапы её разработки и перспективы реализации с оценкой социально-экономической эффективности.

Маркетинг как система управления предполагает наличие объекта и субъекта управления, формирование целевых процессов управления, выбор средств управления (воздействия и взаимодействия между людьми и коллективами), создание чёткой системы правомочий и ответственности лиц, осуществляющих функции управления маркетингом. При этом используются общепринятые принципы, критерии, алгоритмы построения систем управления, ресурсное обеспечение, особенна, кадровое информационное[2]. Вместе с тем содержание функций управления, методы их реализации с изменением целевой и стратегической направленности, управления на отдельных стадиях развития менеджмента будут различаться.

Поскольку управление можно рассматривать как процесс взаимосвязанных функций, то на предкризисной стадии развития менеджмента отдаётся приоритет доследованию факторов, предотвращающих кризисные ситуации, стратегическим бизнес-планам по маркетингу, программно-целевым и корпоративным структурам, мотивации конечных результатов деятельности, контролю факторов риска. Такой анализ, изучение тенденций, накопление опыта позволит в дальнейшем быстрее и правильнее реагировать на изменение ситуации на рынке, и с помощью управленческих средств избегать возможных потерь и негативных последствий.

В области мотивации менеджер анализирует возможные мотивы, следуя которым потребитель (покупатель) может принять решение о приобретении товара. Достоинства продукции и потребности покупателей рассматриваются с позиций завтрашнего дня. Менеджер пытается представить даже психологический портрет потребителя, что учитывается при проведении рекламной кампании.

Маркетинговые коммуникации и информация выполняют ключевую связующую роль в управлении[3]. В широком смысле слова под коммуникациями понимается общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями и мыслями. Чаще всего выделяют личностный и информационный характер коммуникаций. Коммуникация как взаимодействие людей учитывает те особенности, которые вносит в общение каждая личность — интересы, ценностные ориентиры, интуицию, эмоции. В то же время любая коммуникация представляет собой движение информации, которая создаётся, передаётся, возникает в результате коммуникации. Информация является также средством установления связей. Взаимосвязь данных понятий ярко проявляется в маркетинговой деятельности.

Маркетологи и маркетинговые менеджеры используют коммуникации как средство получения и оценки информации в значительно большей степени, нежели другие менеджеры фирмы. Информация в интегрированном виде выступает в качестве одного из предметов, средств и результатов маркетинговой деятельности. В то же время использование коммуникаций в маркетинге имеет особое значение, ярко проявляющееся в управлении во время кризиса. Основные виды коммуникаций – внешние, то есть взаимодействие с рыночными субъектами, государственными органами, акционерами, общественными организациями, СМИ, населением.

Следует сказать, что внешние коммуникации в сравнении с внутренними приоритетны в антикризисном менеджменте. Многоканальные коммуникации преобладают над одноканальными, что определяется спецификой, многогранностью решаемых в маркетинге проблем и их взаимосвязанностью. В кризисном управлении должны преобладать формальные коммуникации над неформальными, их взаимодействие, естественно, зависит от характера распределения функций, прав и ответственности.

В маркетинговых коммуникациях большое значение имеют связи социально-психологического характера, используемые в комплексе с экономическими и организационными. Маркетинговые коммуникации зависят не только от оплаты и вознаграждения, но и от имиджа фирмы, авторитета руководителей, атмосферы в коллективе.

Особенно важна роль эффективных коммуникаций в антикризисном маркетинге, когда динамичность и своевременность действий в значительной степени зависят от правильности и достоверности информации. Многогранность маркетинговой среды, разнообразие субъектов коммуникаций,  развитие информационных технологий и  средств связи обусловливают возрастание роли коммуникаций в будущем.

При выборе средств коммуникаций в антикризисном менеджменте используется комплексный подход, адаптированный к конкретной экономической ситуации[4]. Наиболее действенным и распространенным средством коммуникаций, по мнению маркетологов, является реклама.

В условиях антикризисного управления в России представляется необходимым расширение коммуникаций в области содействия стимулирования производителей, ускорения сбыта и создания услуг, сопутствующих сбыту, например послепродажное сервисное обслуживание.


3. Виды маркетинговых решений

Рассмотрим основные маркетинговые решения, которые необходимо принять маркетологу[5].

Решение о целевом рынке. Самое важное решение— это выбор целевого рынка. Некоторые магазины совершенно точно ориентированы на свой целевой рынок. Например, магазин модной женской одежды может ориентироваться на рынок, который составляют женщины с высоким уровнем доходов, главным образом в возрасте от 25 до 45 лет, живущие в радиусе 30—40 минут езды на автомобиле.

Маркетологу необходимо заниматься маркетинговыми исследованиями. Он должен составить четкое представление о том, какие группы населения будут его основными целевыми клиентами, чтобы точнее подбирать свой товарный ассортимент, определять цены, места расположения магазинов и меры стимулирования, рассчитанные на эти группы.

Решение о товарном ассортименте и комплексе услуг. Товарный ассортимент фирмы должен отвечать ожиданиям целевого рынка. Часто товарный ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными розничными предприятиями. Маркетологу предстоит принять решение о широте товарного ассортимента (узкий или широкий) и его глубине (мелкий или глубокий). Так, в сфере общепита заведение может предлагать узкий и мелкий ассортимент (небольшая буфетная стойка), узкий и глубокий ассортимент (буфет с холодными закусками), широкий и мелкий ассортимент (кафетерий) или широкий и глубокий ассортимент (ресторан).

Еще одна характеристика товарного ассортимента — качество предлагаемых товаров. Потребителя интересует не только широта выбора, но и качество товара.

Предстоит также решить вопрос о комплексе услуг, которые он предложит клиентам. Немаловажным элементом арсенала розничного торговца является атмосфера магазина. У каждого торгового помещения своя планировка, которая может и затруднять, и облегчать передвижение покупателей[6]. Каждый магазин производит определенное впечатление. Один воспринимается грязным, другой — очаровательным, третий — роскошным, четвертый — мрачным. Магазин должен воплощать атмосферу, которая соответствует вкусам потребителей целевого рынка. В похоронном бюро уместны тишина, а на дискотеке — яркие краски и громкие звуки.

Решение о ценах. Цены, запрашиваемые маркетологами, — ключевой фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров. Например, низкие наценки на некоторые товары превращают их в товары-«заманиватели», или «убыточных лидеров». Такая тактика рассчитана на то, что, оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с более высокими наценками.

Решение о методах стимулирования. Для охвата потребителей маркетологи пользуются обычными средствами — рекламой, методом личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой. Маркетологи дают рекламу в газетах, журналах, по радио и телевидению. Ее дополняют прямой почтовой рекламой. Личная продажа требует тщательного обучения продавцов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении магазинных показов, использовании зачетных талонов, розыгрыше призов.

Решение о месте размещения предприятия. Выбор места для магазина — один из решающих конкурентных факторов. Клиенты, как правило, выбирают тот магазин, который находится поблизости. При выборе места необходимо использовать самые совершенные методы оценки участков.


Задача

Определите, какой новый товар А или Б имеет лучшую общую оценку. Весовые коэффициенты: 2 : 3 : 1.

Перечень оценочных показателей новой продукции

Показатели

Значение оценок новых продуктов

А

Б

1.     Общие характеристики:

Потенциальная прибыль

Существующая конкуренция

Уровень инвестиций

Степень риска

2. Маркетинговые характеристики:

Соответствие маркетинговым возможностям

Воздействие на существующую продукцию

Привлекательность для потребителей

Устойчивость к сезонным факторам

3. Производственные характеристики:

Соответствие производственным возможностям

Простота производства

Доступность ресурсов


5

1

3

2


4

2

0

1



2

3

4


2

0,5

0,4

1


3

0

1

2



0,1

1

2

 

Решение:

Определим общую оценку товара А с учетом того, что весовые коэффициенты показателей равны соответственно 2 : 3 : 1.

А = (5 + 1 +3 + 2)*2 + (4 + 2 + 0 + 1)*3 + (2 + 3 + 4)*1 = 22 + 21 + 9 = 52

Определим общую оценку товара Б:

Б = (2 + 0,5 + 0,4 + 1)*2 + (3 + 0 + 1 + 2)*3 + (0,1 + 1 + 2)*1 = 7,8 + 18 + 3,1 = 28,8.

Явно видно, что товар А имеет лучшую общую оценку по сравнению с товаром Б. А = 52; Б = 28,8.

Список литературы

1.                Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. - M.: ИНФРА-М -НОРМА, 2003.

2.                Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3.                Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2002.

4.                Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2002.

5.                Данько Т. П. Управление маркетингом. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6.                Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2001.



[1] Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 56.

[2] Данько Т. П. Управление маркетингом. - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 128.

[3] Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2002. – с. 174.

[4] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2001. – с. 224.

[5] Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. - M.: ИНФРА-М -НОРМА, 2003. – с. 65.

[6] Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2002. – с. 84.