МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»
на тему «ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРОДУКЦИИ»
(тема 4, вариант 2.2)
Исполнитель:
Арасланова Алина Наилевна
Курс IV
Специальность ФиК
Группа ФК – 3
№ зачетной книжки 03 ФФД 41814
Руководитель:
Доц. Фатхлисламова Г.Ф.
Уфа – 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Планирование себестоимости производства
и реализации продукции предприятия ……………………………………….. 6
1.1. Понятие себестоимости и ее виды ……………………………………….. 6
1.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции …………… 8
1.3. Планирование затрат на производство и реализацию продукции ……... 12
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство
и реализацию продукции ………………………………………………………. 19
2.1. Поток денежных средств предприятия …………………………………... 19
2.2. Финансовые ресурсы фирмы и источники их формирования …………. 20
Глава 3. Финансово – экономические рычаги
снижения себестоимости продукции ………………………………………… 26
Расчетная часть ………………………………………………………………... 31
Заключение ……………………………………………………………………. 46
Список литературы …………………………………………………………… 47
Введение
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
1) затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
2) информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
3) знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.
Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.
В данной курсовой работе рассматриваются различные виды себестоимости продукции, функции, структура, проведен анализ себестоимости промышленной продукции по первичным экономическим элементам, по статьям калькуляции и рассказывается о путях и резервах снижения себестоимости промышленной продукции.
Целью данной курсовой работы является изучение себестоимости как экономической категории, а также практическое использование аналитических процедур с целью:
– определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии;
– выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции;
– изучения технического и организационного уровня производства;
– использования производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей и т. д.
Основные задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности формирования себестоимости;
2. Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
3. Выявить факторы, влияющие на себестоимость;
4. Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
5. Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
6. Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Глава 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия.
1.1. Понятие себестоимости и ее виды.
Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.
Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.
Издержки (себестоимость) – это затраты в денежном выражении на производство и реализацию готовой продукции. В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.
Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.
В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию[4,c.234].
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
· учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
· база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
· экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
· определение оптимальных размеров предприятия;
· экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.
По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:
- цеховая себестоимость - затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
- производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), складывается из цеховой себестоимости и пропорциональной доли общезаводских расходов (административно-управленческие и общехозяйственные затраты), а так же затраты вспомогательного производства;
- полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение на предприятии необходимо для:
· маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
· определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
· ценообразования;
· правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.
Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период (до изготовления готовой продукции, для определения договорной цены). Фактическая (отчетная) себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
1.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции
Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Приблизительная структура затрат на производство промышленной продукции показана в таблице 1. Поскольку промышленное производство, как правило, материалоемкое, затраты сырья и основных материалов занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат. И хотя в современных условиях развития промышленного сектора, когда в промышленное производство все больше проникает автоматизация технологических процессов и растет удельный вес амортизации высокотехнологичного оборудования и зарплаты высококвалифицированных кадров, материальные затраты не сдают своих позиций, по-прежнему занимая наибольшую долю в структуре затрат.
Таблица 1
Структура затрат на производство промышленной продукции
№ |
Экономические элементы затрат |
% в общей сумме затрат |
1 |
Материальные затраты |
|
1.1 |
Сырье и основные материалы |
85,5 |
1.2 |
Вспомогательные материалы |
2,6 |
1.3 |
Топливо |
0,3 |
1.4 |
Энергия |
0,6 |
2 |
Амортизация |
1,6 |
3, 4 |
Заработная плата и отчисления на социальное страхование |
8,6 |
5 |
Прочие затраты, не распределенные по элементам |
0,8 |
ВСЕГО: |
100 |
Материальные затраты отражают стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, не относящимися к основному виду деятельности: стоимость топлива, энергии, затраты предприятий на приобретение тары и упаковки. Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость) с учётом наценок, комиссионных вознаграждений снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж (в том числе брокерских услуг), таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, если это осуществляется сторонними организациями. Материальные затраты включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов. В стоимость материального сырья включается и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Затраты на оплату труда отражают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий с учётом премий рабочим и служащим за производственные результаты, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников не списочного состава. Компенсация по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов включаются в себестоимость в пределах законодательно установленных норм. В себестоимость включаются и стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты работникам. Некоторые виды выплат могут осуществляться только из прибыли или целевых поступлений.
Отчисления на социальные нужды – один из видов принудительных расходов, которые законодательно возложены на хозяйствующие субъекты. Это платежи по обязательному социальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Нормы отчислений установлены законодательно в процентах от заработной платы. Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда независимо от фактических выплат.
Амортизация основных фондов отражает сумму амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов.
Прочие затраты - прежде всего сюда включаются налоги, сборы, а также отчисления в специальные внебюджетные фонды, к которым относятся в соответствии с законодательством государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог и др.[13, c.268].
Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.
Типовую группировку затрат по статьям калькуляции можно представить в следующем виде (Таблица 2):
Таблица 2
Структура плановой калькуляции
№ пп |
Статьи затрат |
Условное обозначение |
% |
Методика расчета |
1 |
Сырье и материалы (отходы вычитаются) |
М |
|
М=Цз*Мз-Цотх.*Мотх. |
2 |
Транспортно-заготовительные расходы |
Ртр. |
5% |
|
3 |
Основная заработная плата производственных рабочих |
ЗПосн. |
|
|
4 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
ЗПдоп. |
30% |
|
5 |
Отчисления на соц. страх |
Осс |
37% |
|
6 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
РСЭО |
310% |
|
7 |
7.1. Цеховые расходы 7.2. Цеховая себестоимость |
Рцех Сцех |
220% |
Сцех=М+Ртр+ЗПосн+ +ЗПдоп+Осс+РСЭО+ +Рцех |
8 |
8.1. Общезаводские расходы 8.2. Производственная себестоимость |
Робщ Спроиз |
180% |
|
9 |
9.1. Внепроизводственные расходы 9.2. Полная себестоимость |
Рвн Сполн |
10% |
Сполн=Спроиз+Рвн |
10 |
10.1. Прибыль 10.2. Оптовая цена |
П Цопт |
40% |
|
В калькуляции рассчитывают себестоимость единицы изделия.[1]
1.3. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.
При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:
· По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;
· По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объём затрат на объём выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:
С1=Н*В,
где С1 - планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;
Н - норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;
В - плановый объём выпуска в натуральном выражении.
Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчётного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:
,
где Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчётном периоде;
Впл – плановый объём выпуска в натуральном выражении;
Вф – фактический объём выпуска в отчётном периоде в натуральном выражении.
Если в отчётном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчётном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.
Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.
В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей или ужесточившаяся конкуренция не позволят производителю увеличить цену реализации пропорционально росту издержек.
Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объёма выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объёмом выпуска. Значительное изменение в объеме выпуска могут вызвать и большие изменения в себестоимости продукции. Иными словами, уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объёма выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат.
Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:
· Определение необходимого объёма выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат.
· Расчёт необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.
Для определения минимального объёма выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:
,
Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и производственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов, не влияющих на объемы производства. Изменения могут происходить, прежде всего, под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. Влияние внешних условий не поддается планированию, поэтому финансовая служба предприятия должна оперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос об увеличении отпускных цен.
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага.
Эффект производственного рычага проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:
,
Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастет прибыль при однопроцентном росте выручки от реализации продукции.
Таким образом, для достижения оптимальных финансовых результатов, необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их рациональной структуры. Выбор наиболее подходящего для конкретных экономических условий варианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.
В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:
Зр = Онп + Стп – Окп ,
где Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;
Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;
Онп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;
Окп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на коней планового периода.
Плановый период должен совпадать с отчётным (год, квартал), что позволяет предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами. Состав остатков готовой продукции зависит от метода учёта выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая отгрузка продукции и выписка платёжных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадает с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчётного периода.
В составе остатков продукции на конец планового периода учитывается только плановая величина остатков готовой продукции по плановой производственной себестоимости. При этом исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Норма запаса в днях ориентировочно может быть рассчитана на каждом предприятии исходя из сроков комплектации готовой продукции, её накопления для формирования отгрузки по имеющимся заказам, а также из динамики отчётных данных о ежедневных остатках готовой продукции.
Однако роль финансовой службы не ограничивается планированием и корректировкой себестоимости выпускаемой продукции. Большое значение имеет работа по формированию производственных запасов, необходимых для обеспечения производства продукции заданного объёма.
С экономической точки зрения производственные запасы оказывают двоякое влияние на финансово-экономическое состояние предприятия. С одной стороны, имея большие запасы сырья, предприятия получают широкие возможности для поиска поставщиков и осуществления закупок. Производя закупки сырья в больших количествах, можно добиться существенных скидок. Запасы готовой продукции позволяют эффективно удовлетворять потребительский спрос, предоставляют предприятию свободу в составлении производственного плана и маркетинговых мероприятий. Кроме того, создание крупных запасов готовой продукции связано с выполнением больших запасов.
С другой стороны, при формировании крупных запасов происходит временное омертвление капитала. Хранение и перевозка запасов связаны с дополнительными денежными затратами. Дополнительный ущерб возникает при угрозе устаревания продукции и потери прибыли на капитал. Поэтому важно определить объём запасов, при котором полученная экономия и выгода превышает дополнительные затраты и ущерб от их содержания.
В развитых рыночных странах для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула Уилсона:
,
где З – оптимальный размер заказа;
Р – расход запаса;
С – стоимость выполнения заказа;
В – время расхода заказа.
Пример. Расход какого-либо запаса – 2000 ед. за 100 дней. Стоимость выполнения одного заказа – 1000 руб. Наиболее экономичный размер заказ равен:
Следовательно, для обеспечения своевременного восполнения данного запаса предприятие должно делать необходимый заказ каждые десять дней (2000/200).
Если необходимые запасы могут быть заказаны и получены без задержки, то для поддержания бесперебойного производственного процесса предприятию необязательно иметь запасы на весь планируемый объём производства, достаточно, как в нашем примере иметь запас на 10 дней.
Однако для размещения заказа, как правило, необходимо какое-то время. Если, например, время доставки заказа составляет 2 дня, то предприятие должно разместить свой заказ через 8 дней после поставки предыдущего.
Представим оптимальный размер заказа графически (рис. 1).
Издержки
Издержки хранения
Х
Размер заказа
Рис. 1. Наиболее экономичный размер заказа[2]
Точка Х показывает оптимальный размер заказа, который минимизирует общие издержки, связанные с запасами. Справа от этой точки снижение затрат на выполнение заказа оказывается меньше, чем дополнительные расходы по содержанию запасов.
На практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.
Особенно это проявляется в условиях нестабильных рынков. Даже при отлаженных горизонтальных связях с поставщиками сырья и комплектующих нет стопроцентной гарантии в соблюдении договорных графиков поставок. Более того, возможна ситуация стойкого дефицита на материальные ресурсы, что ставит под угрозу бесперебойность производственного процесса, а следовательно, сводит на нет все предварительные расчеты себестоимости продукции и отпускных цен, поскольку срывается запланированный объём выпуска.
Предприятие должно предусмотреть дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объём и структуру, чтобы сохранить запланированный объём выпуска и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.
Определение приемлемого объёма страхового запаса заключается в нахождении равновесия между вероятной нехваткой запасов и затратами по содержанию страхового запаса. Поэтому необходимо проанализировать все последствия от вероятной остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объёма текущих, а возможно, и будущих продаж, если потребитель установит деловые связи с конкурентами и т.п.
В зависимости от степени негативности последствий от остановки производства руководство предприятия принимает решение о размерах страховых запасов, сознательно идя на дополнительные расходы [11, с. 24].
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции.
2.1. Поток денежных средств предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятий зависят не столько от размеров прибыли сколько от способности предприятия погашать свои долги, обязательства, т.е. от ликвидности активов. Ликвидность активов в свою очередь зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежным платежей и расчетов, проходящих через расчетные и другие счета. Полученные доходы и понесенные затраты предприятия могут не соответствовать реальному притоку или оттоку денежных средств.
В сфере производственно-хозяйственной деятельности к поступлениям (притоку) относятся: оплата покупателями товаров и услуг, проценты и дивиденды, уплаченные другими предприятия, поступления от реализации внеоборотных активов. Отток денежных средств связан с выплатой заработной платы, процентов по займам, налогов, поставленной продукции и оказанных услуг.
В инвестиционной сфере этот метод отражает следующие изменения во внеоборотных активах - реализацию и покупку недвижимости, продажу и покупку ценных бумаг др. предприятий, предоставление долгосрочных займов, поступление средств от погашения займов.
Финансовая сфера включает такие операции как: изменения в долгосрочных обязательствах и собственном капитале, продажу и покупку собственных акций, выпуск облигаций, выплату дивидендов, погашение своих долгосрочных обязательств.
Эти операции корректируются следующим образом:
а) в разделе производственно-хозяйственной деятельности к чистой прибыли прибавляются - амортизация, уменьшение счетов к получению, увеличение расходов будущих периодов, убытки от реализации нематериальных активов, увеличение задолженности по уплате налогов; вычитаются - прибыль от продажи ценных бумаг, увеличение авансовых платежей, уменьшение счетов к оплате, уменьшение обязательств, уменьшение банковского кредита;
б) в разделе инвестиционной деятельности прибавляются - продажа ценных бумаг и материальных активов; вычитаются - покупка ценных бумаг и материальных необоротных активов;
в) в сфере финансовой деятельности прибавляется - эмиссия обычных акций и вычитается - погашение облигаций и выплата дивидендов.
Факторами, влияющими на поток денежных средств являются факторы изменения прибыли (затраты, себестоимость, объем продукции и др.), движения оборотного капитала (притока - рост дебиторской задолженности, реализация товаров, имущества, акций и облигаций; оттока - закупки сырья материалов, приобретение основных средств, выплата заработной платы, уплата процентов за кредит, списание товароматериальных ценностей как потерь и др.) и текущих активов.
Разница между притоком и оттоком определяет величину общего потока денежных средств[17].
2.2. Финансовые ресурсы фирмы и источники их формирования.
Понятие финансовые ресурсы было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана СССР, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.
Однозначное и обоснованное толкование сущности данной категории важно для теории и практического осуществления финансовой работы на предприятиях. Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с расширением производства и экономическим стимулированием.
Капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Капитал находится в постоянном движении - кругообороте. Стадиям кругооборота капитала соответствуют три его формы: денежная, производительная и товарная (Д - Т - Д1).
Все затраты, связанные с производством и продажей продукции, предприятия производят, как правило, значительно раньше их возмещения из дохода за проданную продукцию. В связи с этим у предприятия постоянно возникает потребность в средствах на покупку необходимых видов сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, на оплату труда работников предприятия и ряд других расходов на производство и продажу продукции.
Денежные фонды формируются в момент организации предприятия. Посредством этих фондов осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами для:
· расширенного воспроизводства;
· финансирования научно-технического прогресса;
· освоения и внедрения новой техники;
· экономического стимулирования;
· расчетов с бюджетом и банками.
Вследствие того, что процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно происходят стадии приобретения сырья и подготовки его к производству — превращение сырья в полуфабрикаты, затем в незавершенное производство, и, наконец, в готовую продукцию, потребность в средствах на покрытие производственных расходов на каждой из этих стадий возникает у предприятия одновременно. Взамен ранее купленного сырья и израсходованного на изготовление полуфабрикатов, предприятию необходимо приобрести новую партию сырья; запас полуфабрикатов, использованный в незавершенном производстве, необходимо пополнить за счет новой партии полуфабрикатов. А запасы готовой продукции на складе предприятия в ходе ее реализации восполняются за счет незавершенного производства. В результате такой последовательности и непрерывности процесса производства средства, вложенные в эти затраты, переходят из одной стадии в другую, совершают кругооборот. После завершения кругооборота они, как правило, полностью возмещаются из валового дохода предприятия. Следовательно, они не расходуются безвозвратно, а лишь авансируются, постоянно находясь в обороте предприятия.
В связи с этим каждое хозрасчетное предприятие для нормального осуществления своей хозяйственной деятельности должно располагать определенной суммой таких средств. Предприятия в момент их создания наделяются такими средствами путем формирования уставного фонда, как за счет собственных источников, так и привлеченных, заемных средств (кредиты банка, бюджетные ассигнования).
Уставный капитал (фонд) - основной источник собственных средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал. Его формирование зависит от организационно-правовой формы и регулируется ГК РФ. В бухгалтерском учете отражается на балансовом счете 80.
Хозяйственные товарищества и общества показывают по этой строке сумму уставного (складочного) капитала, кооперативы – паевого фонда как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов). Государственные и муниципальные предприятия показывают величину уставного фонда.
Увеличение уставного капитала возможно за счет:
· выпуска дополнительных акций (эмиссии);
· внесения дополнительных вкладов участниками хозяйственных товариществ;
· направления средств добавочного капитала в установленном порядке.
Уменьшение уставного капитала возможно за счет:
· изъятия вклада участниками;
· аннулирования собственных акций акционерным обществом;
· уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при доведении уставного капитала до величины чистых активов, определяемых путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
Основой для определения нужной суммы таких средств являются объем производства, сметы затрат на производство, длительность производственного цикла, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.
В последующие годы деятельности предприятия необходимый прирост средств покрывается за счет его собственных ресурсов (прибыли) или кредитов банка.
Затраты на формирование и воспроизводство основных фондов, т.е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов производственного назначения также осуществляются за счет собственных средств предприятия (уставного фонда, амортизационных отчислений, прибыли) или за счет заемных и привлеченных средств (кредитов банка, долгосрочных ассигнований из бюджета, выпуска ценных бумаг).
К денежным фондам относится и добавочный капитал, учитываемый в бухгалтерских регистрах на счете 83. По своему финансовому происхождению он формируется за счет следующих источников:
· эмиссионного дохода;
· суммы нераспределенной прибыли, направленной на покрытие капитальных вложений;
· безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели;
· ассигнований из бюджета на финансирование капитальных вложений и др.
Он может быть использован:
· на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки;
· погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества др. предприятиям и лицам;
· на увеличение уставного капитала;
· на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятий за отчетный год.
Эмиссионный доход – это средства, полученные акционерным обществом – эмитентом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости. Он представляет собой определенную стоимостную оценку имущества, полученного организацией дополнительно, является, по сути, приростом имущества организации, отражаемым непосредственно на счетах учета капитала организации в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
Источником для пополнения добавочного капитала являются суммы нераспределенной прибыли, направленной в соответствии с решением собственников на покрытие расходов на долгосрочные инвестиции, либо суммы той же нераспределенной прибыли, учитываемой как фонд накопления в соответствии с учредительными документами.
Резервный капитал - денежный фонд, образуемый за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, функционирующего в форме акционерного общества или предприятия с иностранными инвестициями. В бухгалтерском учете отражается на 82 счете. Предназначен для:
· покрытия убытков отчетного года;
· выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей;
· для погашения облигаций и выкупа акций (в акционерных обществах).
Резервный фонд акционерных обществ создается в размере, предусмотренным уставом, но не менее 15 процентов от уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера установленного уставом общества.
Наличие резервного фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятий. Налоговый аспект формирования резервного фонда состоит в том, что сумма отчислений в резервный и другие аналогичные фонды не подлежит налогообложению.
Фонд накопления - денежные средства, отчисляемые из чистой прибыли и предназначенные для развития основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и для финансовых вложений для извлечения прибыли. Если чистой прибыли не хватает для финансирования развития производства, то образуется инвестиционный фонд - концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в т.ч. чистую прибыль, амортизационный фонд, заемные и привлеченные источники.
Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и др. цели.
Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений и т.д. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллектива частично включаются в состав валовых расходов, частично осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.
Создание фонда накопления и фонда потребления, а также других денежных фондов обязательно, если это предусмотрено учредительными документами коммерческих предприятий, либо собранием акционеров по представлению совета директоров принимается решение о направлении прибыли в эти целевые фонды. Зачастую указанный порядок нарушается, что приводит к ущемлению прав акционеров и отсутствию четко выработанных ориентиров в пропорциях накопления и потребления. Эта проблема может быть эффективно решена только в рамках стратегического финансового планирования, т.е. концепции, отдающей приоритет накоплению капитала и его производительному использованию[15].
Глава 3.Финансово – экономические рычаги снижения себестоимости продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости [8,c.265].
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции [6, c.320].
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:
а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;
б) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции[3]:
,
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Исходя из вышеперечисленного, основными резервами снижения уровня расходов на предприятии являются:
· систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;
· улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;
· рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции;
· сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов;
· сокращение расходов по сбыту продукции;
· устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его организации;
· строгий учет и контроль за расходами на предприятии.
Таким образом, в реальной экономической жизни предприятий величина валовых расходов предопределяет финансовый успех на рынке. Если величина валовых расходов ниже валового дохода, то предприятие получает прибыль, которая является основным источником воспроизводства и расширения производственно-хозяйственной деятельности. Если же размер валовых расходов выше валового дохода предприятия, то деятельность предприятия убыточна, что в условиях рыночной экономики приводит предприятие к разорению, банкротству.
[1] Постнова З.Г. Лекции
«Экономика и управление производством», Уфимский авиационный техникум
им.П.Тольятти,
[2] Хорн Дж. Ван. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1996
[3] Постнова З.Г. Лекции
«Экономика и управление производством», Уфимский авиационный техникум им.
П.Тольятти,