Цель работы: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 10 школьников – семиклассников (12-13 лет) средней школы

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Состав группы приведен в табл. 1

Таблица 1 – Состав группы детей

Фамилия, имя ребенка

Возраст, лет

Белых Андрей

14

Воробьева Анна

13

Губанова Ольга

13

Дубровин Андрей

13

Зинченко Виталий

14

Кравченко Наталья

13

Семенов Дмитрий

12

Титов Евгений

13

Устинова Дарья

13

Шолохов Виктор

13

Каждому ребенку предлагалось зафиксировать выбор того, кто ему наиболее симпатичен из класса.

Результаты выбора приведены в табл. 2

Таблица 2 – Результаты выбора

№ п/п

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кто выбирает

1

Белых Андрей


1




2




3

2

Воробьева Анна



1



3



2


3

Губанова Ольга


3



1




2


4

Дубровин Андрей





3


1



2

5

Зинченко Виталий




1




2


3

6

Кравченко Наталья

1

2







3


7

Семенов Дмитрий

3



1






2

8

Титов Евгений



1


2




3


9

Устинова Дарья


1

2



3





10

Шолохов Виктор

1

2





3





Количество полученных выборов

5

9

4

2

6

8

4

2

10

10


Из них взаимных

2

3

2

2

2

3

2

1

3

1

На основе данной таблицы составляется карта групповой дифференциации. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования.

В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора. Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся третьего круга имеют неблагоприятное положение среди своих сверстников (рис.1).

На карте групповой дифференциации мальчики обозначены треугольниками, а девочки кружками.

Социометрия, проведенная в 7 классе средней школы выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рис. 1 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Устинова, Воробьева).

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Воробьеву, Кравченко, Устинову, Шолохова.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Дубровина, Титова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.


                                                                                                                                             

Список литературы

1.                Андриенко Б.В. Социальная психология. – М., 2000.

2.                Кон И.С. Социологическая психология. – М., 1999.

3.                Майерс Д. Социальная психология. – М., 1992.

4.                Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб, 2003

5.                Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.