Цель работы: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 10 школьников – семиклассников (12-13 лет) средней школы
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).
Задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Состав группы приведен в табл. 1
Таблица 1 – Состав группы детей
Фамилия, имя ребенка |
Возраст, лет |
Белых Андрей |
14 |
Воробьева Анна |
13 |
Губанова Ольга |
13 |
Дубровин Андрей |
13 |
Зинченко Виталий |
14 |
Кравченко Наталья |
13 |
Семенов Дмитрий |
12 |
Титов Евгений |
13 |
Устинова Дарья |
13 |
Шолохов Виктор |
13 |
Каждому ребенку предлагалось зафиксировать выбор того, кто ему наиболее симпатичен из класса.
Результаты выбора приведены в табл. 2
Таблица 2 – Результаты выбора
№ п/п |
Кого выбирают |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Кто выбирает |
|||||||||||
1 |
Белых Андрей |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
2 |
Воробьева Анна |
|
|
1 |
|
|
3 |
|
|
2 |
|
3 |
Губанова Ольга |
|
3 |
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
4 |
Дубровин Андрей |
|
|
|
|
3 |
|
1 |
|
|
2 |
5 |
Зинченко Виталий |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
3 |
6 |
Кравченко Наталья |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
7 |
Семенов Дмитрий |
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
8 |
Титов Евгений |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
3 |
|
9 |
Устинова Дарья |
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
10 |
Шолохов Виктор |
1 |
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Количество полученных выборов |
5 |
9 |
4 |
2 |
6 |
8 |
4 |
2 |
10 |
10 |
|
Из них взаимных |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
На основе данной таблицы составляется карта групповой дифференциации. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования.
В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора. Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся третьего круга имеют неблагоприятное положение среди своих сверстников (рис.1).
На карте групповой дифференциации мальчики обозначены треугольниками, а девочки кружками.
Социометрия, проведенная в 7 классе средней школы выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рис. 1 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Устинова, Воробьева).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Воробьеву, Кравченко, Устинову, Шолохова.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Дубровина, Титова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Список литературы
1. Андриенко Б.В. Социальная психология. – М., 2000.
2. Кон И.С. Социологическая психология. – М., 1999.
3. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1992.
4. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб, 2003
5. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.