Актуальные проблемы развивающего обучения в средней и высшей школе

_________________________________________________________________________________________________

К.Д. УШИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИДЕЙ В НАШИ ДНИ

А.В. Усова - г. Челябинск


Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающими вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление активных субъектов конкретно-исторического процесса.

В различных исторических условиях, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии, по разному определялись цели воспитания и способы его осуществления - воспитание бесправного раба, покорного слуги господствующего класса или самостоятельно мыслящего человека, активно борющегося за достойную жизнь в обществе, за движение условий для развития своих творческих способностей; человека - гражданина, патриота своей страны, человека - коллективиста, которого интересует не только личное бытие, но и жизнь всего общества, активно откликающегося на явления общественной жизни, готового оказать помощь нуждающемуся, или: человека - индивидуалиста, эгоиста, которого ничего не интересует кроме своего собственного "Я", личного благополучия, равнодушного ко всему окружающему миру, человека - приобретателя.

Кстати, воспитанию таких качеств способствует гиперболизация идеи индивидуально личностно-ориентированного обучения, утверждения некоторых педагогов о том, что обучение должно быть направлено прежде всего на удовлетворение запросов и интересов личности вопреки воспитанию в нем качеств, необходимых для актуального участия в решении проблем, имеющих важное социальное значение, воспитания гражданственности.

В советской школе с первых дней ее существования уделялось больше внимание воспитанию у подрастающих поколений честности, порядочности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к ее истории, к своему народу. Это сыграло важную роль в воспитании патриотов, отстоявших свою страну в 1941-1945 годах от фашистского нашествия, героически сражавшихся на полях войны и самоотверженно трудившихся в различных отраслях народного хозяйства на благо своей Родины.

Большое внимание вопросам воспитания молодежи уделялось и в послевоенные годы. Большую роль в воспитании лучших человеческих качеств играли и средства массовой информации, замечательные высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Однако с начала реформы в системе образования (как и реформирования всей страны) чиновниками Министерства образования была поставлена задача деидеологизации образования. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования.

Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Более того, появились учебники, в которых в искаженном виде представляется история нашей страны. Вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма - стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу.

Существенно перестраивается преподавание литературы, также игравшей ранее большую роль в нравственном, патриотическом воспитании молодежи. Из программ по литературе исключены "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. Островского, "Буревестник" и "Песня о соколе" М. Горького и другие произведения, которыми ранее зачитывалась молодежь.

Наши средства массовой информации (СМИ), прежде всего телевидение вместо высокохудожественных фильмов демонстрируют американские фильмы - боевики, воспитывая у молодежи самые негативные личностные качества - жестокость, жажду наживы, тягу к наркотикам, разврату.

Все эти действия вполне соответствуют доктрине злейшего врага России, бывшего начальника ЦРУ и госсекретаря США Аллена Даллеса, который в 1945 году сразу после окончания 2-й Мировой войны поставил задачу развала нашей страны путем оболванивания и одурачивания людей, воспитания самых низменных интересов и ценностей.

Идеологам США с помощью наших "демократических" СМИ удается решать поставленные западными идеологами задачи. В связи с этим, хотелось бы еще напомнить высказывание бывшего президента США Джона Кеннеди, который говорил: "Русских войной взять нельзя. Их надо разлагать изнутри и для этого надо использовать три фактора: водку, табак, разврат". Давно известно, что пьяным народом легче управлять, его легко заставить разрушать свою страну. И эту задачу успешно решает наше правительство.

Если мы хотим сохранить свою страну, ее независимость, предотвратить ее превращение в колонию США и западных стран, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Особенно важно уделять внимание воспитанию студентов - будущих учителей, будущих воспитателей подрастающих поколений.

Воспитать гражданина, патриота своей Родины, высоконравственного человека может только педагог, сам обладающий всеми этими качествами. В решении этой задачи, полезно и необходимо опираться на богатейшее наследие педагогов - гуманистов, педагогов - просветителей прошлого: Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и наших отечественных педагогов, к числу виднейших из которых относится Константин Дмитриевич Ушинский, 175-летие со дня рождения которого отмечает в этом году педагогическая общественность.

К.Д. Ушинский разрабатывал комплексный подход к воспитанию, рассматривая в своих работах все аспекты решения этой сложной, важной проблемы, включая нравственное, трудовое, гражданское, патриотическое воспитание.

На первом месте в воспитании Ушинский ставит нравственное воспитание. Он считает, что нравственное воспитание составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

Важность этого положения для человечества подтверждается фактами из истории ХХ века. Командный состав фашистских полчищ имел высшее образование, владел знаниями в области военной техники, музыки, живописи, но при этом, не имея нравственности, совершал страшное преступление против человечества: сжигали в топках Освенцима и других лагерях тысячи ни в чем неповинных людей и десятки тысяч сел вместе с людьми, загнанными в сараи. Примеры последнего десятилетия - террористическая деятельность чеченских боевиков, возглавляемых Басаевым и Радуевым. Басаев получил высшее образование в Москве. Но полученные им знания не мешают ему самому убивать людей и организовывать террористические акты в Москве, Волгограде, Буденновске, Пятигорске, в результате которых гибнут тысячи ни в чем неповинных людей.

По Ожегову: "Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение".[1]

Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного. эстетического и физического формирования цельной личности. Воспитание он рассматривал как "создание истории", как общественное, социальное явление. Он считал, что воспитание имеет свои объективные законы, знание которых необходимо для того, чтобы педагог  рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразоваться с ними, надо прежде всего изучать самый "предмет воспитания". "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" ([2] - С. 23) - писал Ушинский.

Он был далек как от теории, которая считает, что человек рождается с готовыми идеями и что воспитанию остается лишь способствовать развитию этих изначально заложенных идей и качеств человека, так и от эмпирических теорий, считавших, что при рождении разум человека подобен чистой доске и воспитателю остается лишь написать на ней все, что ему захочется.

Не отрицая значения для формирования человека филогенетически приобретенных качеств (природных, задатков), Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания.

"Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных" (2 - С. 24).

Основную задачу воспитания Ушинский видел в подготовке человека к жизни. Самое воспитание, - считал он, - если оно желает счастья человеку, должно приготовлять его  (человека) к труду, к жизни.

Для этого, - считал Ушинский, - необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности. Согласно этого принципа он выдвигал следующие основные требования:

а) воспитание должно быть народным, оно должно охватывать все подрастающие поколения народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономического, общественно-политического и культурно-просветительного интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ. К сожалению, в наши дни нарушается этот принцип народности. Выражается это в том, что обучение становится платным и недоступным для детей рабочих, крестьян и рядовой интеллигенции;

б) воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и использовались в общенародных интересах;

в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - сокровищница духа народа;

г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, патриота с твердой волей и характером, подлинного борца за интересы родины и народа;

д) женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, т.к. "мужчина и женщина личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные";

е) всякое механическое заимствование и внедрение в практику воспитания иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идей народа недопустимо.

Наши демократы ориентируют нас на заимствование западной, американской системы образования, хотя в мире общепризнанным является превосходство нашей отечественной системы образования.

Проблемы воспитания в трудах Ушинского занимают важное место и в нем на первый план выдвигается, как уже отмечалось, -нравственное воспитание.

"Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями..." (т.2, с.431 - Выделено нами А.У.).И далее он утверждает: "Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек" (т.9, 1950, с.122.).

Самым высоким, сильным чувством в человеке, как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, Ушинский признавал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Основой и источником воспитания патриотического чувства Ушинский считал историю и язык народа, его жизнь в настоящем.

Вот почему "демократы" перевирают историю нашего отечества, чтобы вытравить у детей патриотизм и воспитать космополитизм.

Большое значение в формировании личности Ушинский придавал труду, трудовому воспитанию. Труд, - утверждал Ушинский, - великое счастье на Земле, через труд человек становится человеком. Поэтому воспитание должно возбудить и развить в детях жажду труда, привычку и любовь к труду.

Он писал: у человека можно отнять, наследовать, купить материальные плоды, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить.

К сожалению, следует отметить ослабление внимания трудовому воспитанию в современной школе с начала его реформирования. Ряд педагогов сводят трудовое воспитание к учебному труду, к компьютеризации обучения. Между тем, в истории отечественной школы советского периода был накоплен богатый опыт трудового воспитания, приобщения учащихся к общественно-полезному труду.

Важным средством нравственного воспитания Ушинский считал личный пример учителя. Влияние личности учителя на воспитание учащихся по убеждению Ушинского ничем заменить невозможно.

Большое значение для нравственного развития детей Ушинский придавал систематическим заслуженным одобрениям учащихся со стороны преподавателя и школы.

В факторах воспитания руководящая роль, по Ушинскому, принадлежит учителю. В воспитании все должно основываться на личности учителя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника личности.

Никакие уставы и программы, никакой искусственный порядок заведения, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить личности в деле воспитания.

В связи с этим хотелось бы заметить необоснованность попыток некоторых педагогов заменить учителя компьютером. Компьютер может использоваться лишь как одно из средств обучения, но никак не может являться средством, заменяющим учителя в решении всех педагогических задач.

Сопоставляя идеи Ушинского по проблемам воспитания подрастающих поколений с современными задачами воспитания и состоянием проблемы, мы приходим к выводу об актуальности развиваемых Ушинским идей воспитания, цельной личности в наши дни, в современных условиях.


[1] С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1885. - С. 360.

[2] Ушинский К.Д. Сборник сочинений, т.8, 1950