Оглавление

Оглавление..................................................................................................... 2

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические  основы  педагогического  взаимодействия................. 5

1.1. Сущность взаимодействия.............................................................................................. 5

2. Методы  приема  и  формы, воспитания  как  способы  организации  педагогического  взаимодействия............................................................. 18

2.1. Методы  воспитания  как  способ  педагогического  взаимодействия................... 18

2.1.1. Понятие метода воспитания.................................................................................... 18

2.1.2. Система методов воспитания.................................................................................. 21

2.1.3. Система методов педагогического воздействия.................................................. 26

2.2. Средства воспитательного процесса.......................................................................... 31

2.3. Формы воспитательного процесса............................................................................... 38

Заключение.................................................................................................. 44

Список  использованной  литературы..................................................... 45

Введение

Центральной категорией научного осмысления воспи­тательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данно­го понятия, зависит многое в последующем анализе и по­нимании сущности спрятанного за данным термином яв­ления. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминоло­гическому рассмотрению.

Центральное понятие "воспитание" имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежа­щие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь, отметим "становление" - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и само­стоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и про­изводить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый - це­ленаправленность, наличие какого-то образца, пускай са­мого общего, как социально-культурного ориентира; вто­рой - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития чело­вечества (бандит, обучающий молодую поросль антисоциальному образу жизни, не "воспитанием" занимается в точном значении этого термина, а, разумеется, формиро­ванием); третий - присутствие определенной системы орга­низуемых влияний.

Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.

Становление личности, свершающееся в жизни ребен­ка, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название "самовоспитание". Суть его - в указании на сме­щение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эста­фету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования. "Самовоспитание" подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника — он сегодня эманси­пировался от воспитывающих его взрослых и свое "Я" превратил в объект собственного восприятия и продуман­ного воздействия.

В  данной  курсовой  работе  поставлена  цель  рассмотреть  методы, средства  и  формы  педагогического  взаимодействия.

С  поставленной  целью  должны  решаться  следующие  задачи:

-         рассмотреть  методы  педагогического  взаимодействия;

-         изучить  средства  педагогического  взаимодействия;

-         рассмотреть  формы  педагогического  взаимодействия.

1. Теоретические  основы  педагогического  взаимодействия

1.1. Сущность взаимодействия

Определить сущность предмета - значит найти и обо­значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от­личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть (этот признак называют сущностным). А так как любой предмет принадлежит од­новременно разным группам, то, следовательно, необхо­димо предварительно очертить ракурс рассмотрения, по­зицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осу­ществить задуманное раскрытие сущностных черт изучае­мого предмета.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль­но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про­явлений воспитания как социального явления.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биоло­гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин­стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи­тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра­вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа­ции или ситуации жизни. Веем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детены­шей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспита­ние в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы­страивало человечество на протяжении истории своего су­ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо­лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой­ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Философ в процессе воспитания видит нечто иное. С философской точки зрения, воспитание - это целенапра­вленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поко­ления другим воспитание предстает условием такой смены. Видеть в воспитании залог будущего - способность фило­софского ума.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психоло­гической, воспитание может быть проанализировано в ка­честве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении дли­тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож­дения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель­ных учреждениях, наделенными обществом профессио­нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая макси­мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной дея­тельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат. Так, скажем, пирожник, приготовляя пирог, учитывает природные свойства имеющихся продуктов, а хороший столяр принимает во внимание природу древесины, преж­де чем приступает к изготовлению продукции.

Личность - это человек в его социальных связях и взаим­ных социальных отношениях, это член общества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с другой  сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознан­ности различна у каждого человека, но личностью он стано­вится постольку, поскольку функционирует как некая авто­номность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения ребенка? что выступает фактором такого форми­рования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценностных отношений ребе­нок приобретает свою индивидуальность?

Педагог не может не интересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педаго­гом деятельности. Своевольное выстраивание системы без опоры да объективную природу предмета неизбежно при­водит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои тем­пы, свою историю. Это движение длительное. Оно су­ществует, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавли­вается, потому что изменяется социальная действитель­ность, меняется и положение личности в обществе, а зна­чит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирова­ния личности - гибель личности; ведь способ существова­ния личности б ее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов для человеческой жизни. Только в социальной среде су­ществует личность и в этой среде утверждает свое "Я".

Сначала человек осваивает мир. Один объект за дру­гим попадает в зону его восприятия, находя в его сознании свое отражение. Предметное взаимодействие с объектами окружающего ребенка мира совершается через духовные усилия: ребенок воспринимает объект, распознает его наз­начение, проживает и переживает ситуацию событийного участия объекта в его личной жизни, производит обобще­ние объектов до явления жизни.

Но в отражении реальной действительности решающую роль сыграет отношение окружающих ребенка людей. Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственное отношение к объекту и представление о его цен­ности. Со временем, приобретя опыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвестное, но ориентация на по­веденческую модель постоянно будет присутствовать в фор­мировании личности в той или иной степени.

Заметим попутно: отчего так трудно идет усвоение. норм этикета у школьников, несмотря на многочисленные уроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневной жизни примера для подражания, у него не было в раннем детстве, когда все осваи­вается легко и прочно, школы подражания взрослым, со­блюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка дает скудные представления о мире и бедный поведенческий опыт, тогда палитра его по­веденческого выбора однообразна и одноцветна. Дети да­леких деревень, невзирая на широкую сеть телевизионной связи, являются живым примером влияния ограниченной и однообразной среды: они ортодоксальны, их шокирует необычное в человеке, они, как правило, осудительно от­носятся ко всему, что противоречит деревенским устоям. Первичные впечатления ребенка глубоки. Их стереть в дальнейшем почти невозможно, они всегда так или иначе проявляют себя и оказывают корректирующее воздействие на все последующие впечатления. Импринтинг (анг. "запечатление") свойственен, в первую очередь, живот­ным, как открыл это австрийский биолог К. Лоренц, уста­навливая факт следования утенка, только что вылу­пившегося из яйца, за первым движущимся существом или предметом, будь то зеленый ящик, утка-мать либо сам Ко­нрад Лоренц. В книге "Кольцо царя Соломона" он описы­вает, как ему приходилось выводить утят на прогулку, в приседе и крякая, потому что именно его утята принимали за свою мать.

Импринтинг - тоже забота природы о нашей выжи­ваемости, чтобы опыт жизни быстро и разом мог служить нам. Его действие довольно длительно, и еще в 6-8 лет де­ти досаждают нам своей ортодоксальностью и пунктуаль­ностью, требуя делать именно так, как им довелось уви­деть в первый раз ("Надо сюда - он здесь должен лежать"... "Ты неправильно делаешь, нам показывали вот так..."). За­тем его влияние угасает, но не исчезает навсегда. Его при­сутствие порой нам мешает: мы никак не можем избавить­ся от первичного впечатления от человека, хотя давно уже изменили вроде бы мнение о нем.

Педагог, знающий о роли социальной среды как фак­торе формирования личности, придает наиважнейшее зна­чение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда - в отличие от среды форми­рующей - это совокупность окружающих ребенка обстоя­тельств, социально ценностных, влияющих на его лич­ностное развитие и содействующих его вхождению в со­временную культуру.

Содержанием среды как фактора социального разви­тия личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влия­нию целевую направленность, переводя социальную си­туацию развития в педагогическую - тем самым и создавая воспитывающую среду. Иногда такой перевод осу­ществляется    путем    специального    наблюдения ("Посмотрите, как красивы..."), иногда такой перевод до­стигается путем оценки -реплики ("Мне не очень приятно видеть..."), иногда учитель совершает перевод через под­черкивание достоинств происходящего ("Теперь мы убе­дились"), часто он производится в ходе беседы с детьми об увиденном.

Педагог, не учитывающий влияния окружающей сре­ды реальности, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констати­рующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоя­тельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Воспитание - это организованная педагогом среда, вы­ступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все дости­жения культуры и естественно входить в контекст совре­менной ребенку культуры.

Однако воспитанник в отношении к среде не выступа­ет неким "желтком" в "яйце". Окружающая действитель­ность становится фактором личностного формирования при условии активного взаимодействия личности с этой действительностью. Мир познается, осваивается, усваивается и, в конце концов, присваивается личностью толь­ко в ходе деятельности этой личности.

Деятельность - тоже фактор развития личности. Прав­да, его роль несколько иная, чем роль фактора среды.

Если среда создает образ мира и образ жизни, окружая ребенка "материалом" для развития, служит, скорее, пред­посылкой социального развития, то деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материализованный путь: ходя - научаются ходить, ри­суя - приобретают умение рисовать; проявляя нежность — становятся нежными; сопротивляясь трудностям - обрета­ют мужество. Развитие - нравственное, эстетическое, поли­тическое, гигиеническое, трудовое, интеллектуальное, психическое - это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, це­ленаправленной активности личности, направленной на какой-либо объект: глина, камень, зерно, краски, звуки, иголка, стихи, спектакль, одежда, скульптура... или другой человек.

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, из­учается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, со­вершенствуются материальные .ценности; в художественной -воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной -укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в обще­ственной - декларируются, пропагандируются распространяются социально - ценностные идеи. Если объектом дей­ствительности выступает другой субъект, то данную дея­тельность называют общением, а форму ее выстраивания -поведением.

Названные виды деятельности, помимо общения, всегда имеют результатом своим непосредственный про­дукт: выученные стихи, пропетая песня, вымытый пол, сшитое платье, взятая высота, прочитанный доклад, напи­санная статья. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопут­ствуют предметный результат. (Некоторые педагоги ис­ключают общение из разряда деятельности именно в силу непредметности общения, присовокупляя таким образом к "деятельности" "общение"). Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование "Я" двух субъектов:

обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впе­чатление другого, обнаружить несходство взглядов, про­явить любовь и принять любовь. Общение наличествует там, где присутствует два "Я" как минимум и где происхо­дит свободное взаимное транслирование этих разных "Я", Но нет общения там, где одно "Я" подавляет другое, вы­являет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.

Иногда, чтобы подчеркнуть, что в общении один че­ловек не видит в другом субъекта, говорят о "субъектно-объектных" отношениях, противопоставляя их желатель­ным "субъектно-субъектным" отношениям.

При всей распространенности данных терминов, сле­дует отметить их некорректность: отношение - это всегда связь "субъект - объект", даже если этот объект является субъектом. Общение можно было бы определить как вза­имодействие субъекта с другим субъектом, который, ко­нечно же, не перестает оставаться объектом, восприни­маемым другим субъектом. Но как только один из субъек­тов перестает видеть в другом субъекта, общение преоб­разуется во взаимодействие.

Общение -особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает самое деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с автором ее; слушая музыку, выходим на общение с компо­зитором, который нам транслирует свое "Я"). Поэтому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, то крайне редко предметная деятельность окажет­ся плодотворной.

Великая роль общения, в котором и педагог, и воспи­танник играют роль субъектов, создает иллюзорное представ­ление о том, что ребенок выступает субъектом воспитатель­ного процесса. И часто можно встретить педагогов, уверен­ных, что ребенок, наряду с педагогом, является субъектом воспитания. Субъектность ребенка ограничивается его дея­тельностью - он субъект собственной деятельности, не про­цесса воспитания. Он и не способен стать субъектом воспи­тания, ибо не может ставить цели и вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса.

Субъект воспитания - это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способ­ствующий вхождению ребенка в контекст культуры.

Присутствие общения в воспитании придает этому процессу одну преудивительную особенность. Отметим ее.

Простая и ясная картина воспитательного процесса. представленная на уровне теоретическом, совсем иначе выглядит на практике, где воспитание, выстраивамое на психологической и этической базе общения, вдруг пре­вращается в дело сложное, запутанное, противоречивое, а главное, тонкое, как искусство.

Приближенность к искусству покрывает профессио­нальную деятельность педагога флером таинственности, а самих педагогов зачастую преобразует в восприятии детей и родителей в магов и чудодеев.

Однако нет ничего таинственного в том, что одно и то же, сделанное разными педагогами, производит различные воздействия и имеет различные воспитательные следствия. Нет ничего таинственного и в том, что одного педагога де­ти "слушаются" и легко, без принуждения выполняют со­циально нормативное и необходимое для их человеческого достойного существования, а другого педагога дети "не  слушаются", ведут себя дико, необузданно и открыто со­противляются попытке педагога вести их к высотам культуры.

Взаимоотношения ребенка с миром опосредованы личными взаимоотношениями педагога и ребенка. В вос­питательном процессе участвуют два субъекта, и, хотя один из этих субъектов мал и неопытен, необразован и не­достаточно развит, а другой обучен, развит, опытен и мудр, оба субъекта автономны и обладают своим внутрен­ним миром, неповторимым в другом и уникальным. Каж­дый из субъектов - уникальность. Их взаимоотношения -сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоот­ношений, безусловно, определяется педагогом, а не воспи­танником, так как педагог психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать общению наибо­лее благоприятный для воспитания ученика характер. Не­обходимость тонкого "прикосновения" к личности и пря­чет в себе черты педагогического искусства.

Деятельность выступает фактором развития личности ребенка благодаря тому, что в ходе активного взаимодей­ствия с окружающей реальностью ребенок усваивает мир, научаясь с ним взаимодействовать на уровне культуры (например, не разрушает, а созидает или не только по­требляет, но и приумножает). Если среда как фактор пре­доставляла образ мира, то деятельность в качестве фактора развития позволяет проникнуть в глубь данного образа, понять сущность явлений, оценить их с позиции челове­ческой жизни.

Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с со­временной ему культурой, тем самым жизнь ребенка напол­няется культурным содержанием.

В процессе взаимодействия с реальностью появляется возможность осознавать себя в этой реальности. Однако биологический механизм развития предполагает такую возможность, но не обеспечивает ее безусловно. Способ­ность быть субъектом потенциальна. Чтобы она стала ак­туальной, необходима помощь педагога в осмыслении ми­ра вне и мира в человеке. Если проследить за поведением взрослых, плохо отдающих себе отчет в течение своей жизни, не имеющих собственных убеждений, то легко по­стигаешь разницу между актуальным и потенциальным в человеке.

Осмысление своею "Я" в мире, а значит, и мира в се­бе (отраженного в сознании) - третий фактор, способ­ствующий вхождению ребенка в культуру общества в тот ее исторический период, который застало детство. Осмыс­ление подымает ребенка на принципиально иной уровень жизни. Он не просто "знает" этот мир - он знает, что знает это мир. Он не просто умеет взаимодействовать с миром на уровне культуры - он знает, как, зачем и почему он из­бирает культурные формы взаимодействия. Он не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, - он сам становится носителем культуры и творцом ее еже­дневно и ежечасно.

Центральным моментом осмысления является пости­жение ценности объекта мира - значимости его для чело­веческой жизни. Ценностное отношение к действитель­ности, окружающей ребенка, в корне преобразует его по­ведение, ибо в поведении ребенок выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тог­да ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишен становится контроль за поведением, так как цен­ностное отношение диктует поведение. Правила и кон­троль лишь помогают справиться с импульсивностью, не­опытностью, неумением регулировать свои действия.

Таким образом, структурно воспитание выстраивается как совокупность трех сущностных элементов, наличие которых и гармоническое соответствие обусловливают ре­зультативность воспитания.

Необходимо предотвратить ложное прямолинейное по­нимание этих элементов как слагаемых простой суммы. Их взаимоотношения гораздо сложнее: в предоставленной ре­бенку среде разворачивается его деятельность, и в процессе активного взаимодействия с окружающим миром протекает осмысление и среды, и деятельности, и себя как некоего "Я", обладающего внутренним автономным миром.

Теоретическая модель воспитательного процесса, представленная таким образом, прямым порядком не влияет на профессиональную работу педагога. Она лишь определяет его общую позицию в организации работы с детьми, выстраивая в соответствующей логике его педаго­гическое мышление. Теоретическая модель воспитания и нужна для анализа, стратегии, оценки профессиональной работы.

Профессиональное теоретическое мышление педагога -возможность аналитически рассматривать процесс как си­стемное явление в его отношении к общечеловеческой культуре. Данная возможность профессионала опосредованно влияет на организацию каждодневной педагоги­ческой работы с детьми. Теоретический уровень мышле­ния педагога позволяет широко охватить реальность жизни воспитанников, выявляя в ней то, что служит либо должно служить фактором развития личности.

Непосредственная работа с детьми, которую можно наблюдать, - это иной уровень профессионализма педаго­га, его методическая подготовка. Она складывается, преж­де всего, из умений организовать каждодневную разнооб­разную деятельность детей, а вернее, совместную деятель­ность с детьми. Чтобы овладеть методическим уровнем, педагог вынужден научиться извлекать из источников культуры (иногда их называют аккумуляторами культуры), -таких, как наука, мораль, искусство, техника, персоналии выдающихся личностей, - все богатство достижений чело­вечества, материальных и духовных.

Методическая сторона педагогической деятельности часто затмевает теоретическую, и профессиональные уси­лия направляются больше на отыскание содержания, средств и форм деятельности детей, забывая, что общая картина воспитательного процесса (модель) непременно должна соответствовать закономерности объективного ми­ра. Высокий воспитательный эффект получают те педаго­ги, которым удается работать на теоретическом и методи­ческом уровнях.

Если произвести одномоментный срез воспитательно­го процесса, то есть зафиксировать ситуацию, эпизод, коллизию, реакцию, то воспитание предстанет перед нами в некотором другом обличий: как воздействие педагога на воспитанника и их дальнейшее взаимодействие, обуслов­ленное педагогическим воздействием. С этой точки зре­ния, воспитание есть такое педагогическое воздействие, которое наилучшим образом вовлекает ребенка во взаимо­действие с миром на уровне современной культуры. Но такая точка зрения обозначает иной уровень профессио­нальной работы педагога - а именно, технологический, подразумевающий искусство воздействия одного субъекта на другого субъекта.

Специфические черты воспитания, уподобляющие воспитание искусству, рождаются кратким моментом "прикосновения" к личности ребенка. Технология такого прикосновения складывается из мимических, пластиче­ских, интонационных, лексических умений педагога, его темпоритма, реактивности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений. Си­стема   такого   рода   умений   получила   название "педагогической технологии" и, при всей неудачности обо­значения, имеет сегодня общее признание.

 Бесспорно, сопоставляя воспитание с другими соци­альными явлениями, можно отметить целый ряд удиви­тельных особенностей воспитательного процесса, однако именно субъект-субъектные отношения педагога и ребенка придают воспитательному процессу черту, объединяющую воспитание и искусство, а решающая роль педагогической технологии диктует педагогу-профессионалу наряду с тео­ретической, методической профессиональной подготовкой овладевать искусством общения человека с человеком.

2. Методы  приема  и  формы, воспитания  как  способы  организации  педагогического  взаимодействия

2.1. Методы  воспитания  как  способ  педагогического  взаимодействия

2.1.1. Понятие метода воспитания

Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Предвосхищение воспитательного результата в созна­нии педагога создает предпосылки для мысленного кон­струирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двой­ное предвосхищение: "знаю чего хочу получить, знаю и как этого достичь". Метод воспитания - это модель орга­низации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Следовательно, метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.

По количеству методов не может быть ни много, ни мало - ровно столько, сколько необходимо для програм­мируемого результата, исходя из природы данного резуль­тата.

В житейской практике каждый шаг к цели - это предваритель­ная (часто мгновенная и потому не зафиксированная) мыслительная операция, выводящая человека к методу как логическому итогу про­изведенного анализа. Сначала сапожник осознает цель: какая имен­но обувь выйдем из его умелых рук? Затем в полной зависимости от осознанного выстраивает способ соответствующей деятельности. Бальные туфельки не станет тачать на толстой подошве, а к сол­датским сапогам не пришьет розовый бант.

Наша аналогия позволяет отметить, что для сложного продукта деятельности необходима сумма методов, и лишь для элементарно­го (один элемент!) продукта достаточен исключительно один метод. Добавим: для забивания гвоздя сапожник обходится одной операци­ей - для создания красивых башмаков ему необходимо владеть си­стемой методов.

Методика педагога как система методов педагога це­ликом определятся мерой осознанности результата: чего хочет педагог сейчас, когда организует воздействие на де­тей? Что планирует педагог получить в качестве итогового результата? Предположим, педагог желает воспроизвести в   своем воспитаннике свое второе "Я". Методика ясна: показ— приказ - контроль-оценка. Допустим, педагог считает, что главное в детях - послушание. Тогда методика выстраивается иначе: знание—требование-контроль-оценка. Примитивная задача обеспечи­вается примитивными методами. Но и они существуют в наборе: ни больше, ни меньше. И они составляют систему:

последовательность, зависимость, взаимообусловленность.

Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противо­речивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением поня­тий "методы воспитания" и "методы воздействия". Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят пред­полагаемый результат воспитания к конкретной сиюми­нутной реакции ребенка. Например, говорят: "Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведе­ние ребенка", или "Я воспользовался убеждением, разъяс­няя детям значение нормативного поведения". Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное отно­силось к методам воспитательного воздействия - отнюдь не     к методам воспитания.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объ­ективных факторов социальной действительности, обла­дающих формирующим влиянием на личность. Если нам из­вестны факторы воспитания (а они нам известны)1, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факто­ров на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как спо­собы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воз­действие производят факторы формирования личности, он задает им определенное направление (социально-цен­ностный вектор), сопровождая происходящее педагогиче­ским комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой урожайности яблони, обеспечи­вает это необходимое, и его объективно обусловленные

действия квалифицируются как методы взращивания пло­довых деревьев.

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия  детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решитель­ным образом влияющий на развитие человека-, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитываю щей де­ятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действитель­ность, трансформируясь в организованное ос­мысление ребенком разворачивающейся  жизни.

Самая разнообразная деятельность организуется в школе -именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Познавательная - взаимодействие де­тей с истиной. Трудовая — взаимодействие с материаль­ными ценностями общества. Художественная — через ху­дожественный образ взаимодействие с красотой. Свобод­ное общение и предметное общение - взаимодействие с "Я" другого человека. Спортивная - воздействие на самого себя, на свое тело, свой психофизический аппарат. Если в ходе организованной педагогами деятельности формиру­ются социально-культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.

Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, рас­крывая социальную сущность того или иного явления, участниками либо наблюдателями которого становятся де­ти, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое "Я" в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

Таким образом, надо признать существование трех ме­тодов воспитания стратегического плана: 1) метод органи­зации воспитывающей среды; 2) метод организации вос­питывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой; 3) метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленные ме­тоды носят факторный характер: обладают силой объек­тивного, неотвратимого влияния на подрастающую лич­ность. Иногда все эти методы называют методами органи­зации жизни ребенка.

2.1.2. Система методов воспитания

Нельзя представлять совокупность методов воспита­ния в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не рядоположны; каждый из них реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией то­му служит следующее. Ребенок растет в окружении книг этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения этих книг ребенком. Но и чтение при­обретает статус метода воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценности книги.

Социально-ценностная среда через активное взаимо­действие с нею ребенка выступает в своем воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в соци­ально-ценностной интерпретации и осмыслении его зна­чимости в жизни человека вообще и своей личной жизни, в том числе.

Каждый из этих методов, возведенный на педагогиче­ский пьедестал в оторванности от других, порождает из­вращенную картину воспитания. Приват средового окружения вынуждает педагога направлять все усилия на пред­метное обустройство школы, и тогда появляются красивые воспитательные учреждения, духовно обедненные, холод­ные и безрадостные. Сведение технологии и методики воспитания к организованному разнообразию деятель­ности создает образ фонтанирующего воспитания, где множество ярких красивых дел сменяют друг друга, но, несмотря на это, дети "дурно воспитаны". Сужение воспи­тательной работы до организованного осмысления жизни по­рождает образ занудливого нравоучения и пустых интел­лектуальных упражнений.

Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни детей. Правда, один из них может доминировать в специфически сложившихся об­стоятельствах.

Применить, использовать метод взаимодействия со средой - это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый - часть среды, и каждый - объект воздействия этой среды. Иногда его называют "средовым" методом.

Полиморфность среды придает средовому методу максимально широкий и поэтому еле уловимый характер. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отли­чишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, орга­низуемой педагогом.

Во-первых, многообразны сферы жизни, в контекст которых вовлекаются дети: природа, общество, материаль­ное производство, духовное творчество, персонажи, чело­век как отдельный мир, отношения между людьми.

Во-вторых, выход на такое широкое взаимодействие производится с позиции современной культуры: объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.

В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку пред­лагается активная позиция субъекта, действия и поведение  которого являются составными элементами среды - в от­личие от позиции обывателя, играющего пассивно-осуждающую роль: "Все люди злые, ленивые, агрессивные, никто ничего не делает, чтобы улучшить обстоятельства".

В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог подчеркивает амбивалентность действительности, синкре­тическое единство добра и зла, прекрасного и безобразно­го, истины и лжи.

В-пятых, педагог акцентирует внимание детей в этом взаимодействии на связи "Я" человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей » развернувшимся перед ребенком миром.

Названные черты, присущие организованному вза­имодействию ребенка с окружающей действительностью, свидетельствуют о воспитательном процессе, о целена­правленном способе ведения ребенка по жизни.

В ракурсе нашего факторного рассмотрения все это один метод воспитания - педагогическая организация вза­имодействия с окружающей социокультурной средой.

Организовать воспитывающую деятельность - значит вовлечь воспитанников во все разнообразие видов дея­тельности, придав деятельности социально-ценностные черты, тем самым утверждая деятельностью активное от­ношение к реальности. Через деятельность формируется "Я" ребенка, но через деятельность только и может ребе­нок выстроить взаимоотношения этого "Я" и других.

В отличие от житейско-бытового представления о дея­тельности, сводимой к достижению предметного результата: сварить суп - чтобы съесть; вымыть пол - чтобы чисто было; сшить - чтобы было что надеть; прочитать – чтобы   знать и т.д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:

— ценностная мотивация (для кого? ради чего?);

— проживание палитры ценностных отношений (что

чувствовал? что понравилось? что обнаружил? что открыл для себя?);

— установление связи деятельности с последующей

жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изме­нить?..);

— фиксированное внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);

— рефлексия' по окончании деятельности (как я себя чувствовал? как я работал?).

Организовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, к его разви­вающейся способности отражать действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть содержание жизни? что есть средства жизни? что есть дру­гие люди для моего "Я"? что есть общество для меня? и что есть мое "Я" для общества? в чем смысл жизни?.. и т.д.

Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:

— указывая постоянно на связь поведения ребенка с  самочувствие  и благополучием других людей (например: "Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, толь­ко так, чтобы другим плохо не делать");

— предварительно рисуя возможные последствия того, что собирается сделать воспитанник (например: "Это твое право поступать, как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение");

— извлекая ценностное содержание из житейских по­вседневных ситуаций (например: "Одна риза - символ кра­соты, а много роз-это товар");

— обсуждая с ребенком его маленькие проблемы на уровне социально-ценностном (например: "Приходится отказываться от минутных желаний; если этому научиться, можно стать сильным");

~ рассматривая значение абстрактных понятий, обо­значающих общечеловеческие ценности (например, совес­ти, счастья, достоинства);

— приобщая ребенка к чтению книг, к произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;

— развивая интерес ребенка к событиям протекающей истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию.

Если педагогическая "соль" второго факторного мето­да прячется в духовном развитии личности ребенка - в возвышающем влиянии на него разнообразной деятель­ности, педагогическая сущность третьего факторного ме­тода воспитания состоит в становлении автономного эман­сипированного внутреннего мира "Я", в развитии способ­ности личности выбрать свою избирательную жизненную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.

Однако как только сказанное проецируется на прак­тику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспита­ния ... нет. Допустим, что ребенок под руководством и с помощью мамы умывает утром лицо и чистит зубы. Мож­но считать, что это не что иное, как метод упражнения, потому что, якобы, мать формирует у ребенка культурную привычку, приучая его к гигиеническим действиям. Но как только мы спросим ребенка, зачем надо умывать лицо и чистить зубы, а заодно и себя самих спросим об этом, мы выходим за пределы метода упражнения. Данные действия по утром для ребенка становятся методом формиро­вания его сознания: роли здоровья и внешнего вида чело­века для окружающих и самого субъекта. В ходе гигиени­ческой операции протекает развитие сознания ребенка - разве это не метод убеждения? Кроме того, во время умы­вания мать приговаривает ласковые слова, похваливает ре­бенка, организуя положительное подкрепление, показы­вает, как она сама чистит зубы, увлекая примером. Здесь и метод поощрения, и метод примера, и диалог, и разъясне­ние - и вес это собралось в единый фокус, и вырвать отдельнее воздействие невозможно, ибо оно имеет смысл лишь в связке с другими воздействиями.

Каждый акт организуемой жизнедеятельности детей -это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога -это одновременное сочетание тонких операционных воздей­ствий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания -лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскры­тия сущности процесса воспитания.

Не лучше ли тогда выбросить с педагогического ко­рабля этот груз? Нет, не лучше, и вот почему!

Введение "методов воспитания" обусловлено психоло­гической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, изби­рательно установленная и проявляющая себя в трех фор­мах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практическо-действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия "метод воспитания" несмотря на некото­рую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоре­тическую разработанность, крайне необходимы и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентиро­вано, как стрелки компасов, разом на все стороны склады­вающихся у детей ценностных отношений.

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замыс­ла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индиви­дуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения склады­вающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира.

2.1.3. Система методов педагогического воздействия

Иначе выглядит система методов воспитательного воз­действия, методов тактического плана. Исходным для об­наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше­ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор­мам его культурные контуры.

— Как ты себя чувствуешь? - обращается педагог к ученику.

— Я в порядке.

— Не понял, прости. В порядке бывает шкаф, чемо­дан, бумаги, вещи...

— Я хорошо себя чувствую.

— Спасибо, - завершает диалог учитель.

Так как отношение имеет три формы своего существо­вания (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практиче-ско-действенная складывается в ходе непосредственно ор­ганизуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.

Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме­тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, •к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна­чению.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

— суждение педагога (например: "Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать по­следствия");

— аргументация педагога (например: "В транспорте мальчикам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее");

— мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич­ном отношении и самочувствии (например: "Мне не нра­вится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы");

— сообщение об общепринятом в культуре (например:

"Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки");

— раскрытие внутреннего скрытого смысла проис­шедшего, отношенческого смысла (например: "Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необхо­димый материал легкомысленно забыт тобою");

—    диалог педагога с детьми (например: "Я так считаю, а что думаете Вы?");

—    — дискуссия, спонтанно либо специально организуе­мая педагогом (например: "Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас...");

— обмен впечатлениями по восприятию художествен­ного образа (например: "На этом портрете прекрасное че­ловеческое лицо, а здесь -явно мордашка..."),

— совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например: "Я советую тебе, как умному и кра­сивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки").

Метод упражнения- это такого рода воздей­ствие, которое обеспечивает реальные практические дей­ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види­мым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно­шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали­зуется следующим образом:

— примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);

— просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: "Пожалуйста, отнеси диапроектор ма­лышам");

— просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например: "Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до на­шего прихода");

— показом - инструкцией, вплетенной в контекст со­вместной деятельности (например: "Протяните, юноши, руку девушке - вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться");

— специальным тренингом, отрабатывающим поведен­ческие навыки (например, урок этикета);

— игрой с этико-психологическими правилами (например, "честно играть" в прятки или слышать другого в "эстафете смыслов");

— традиционным оформлением некоторых правил по­ведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: "Спасибо" - "Спасибо");

— приказ к действию в особых случаях, .от экстре­мальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взя­тую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смер­тоносному предмету).

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе­дагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от­чет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само­стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель­ность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их после­довательность по усилении меры воздействия. Положи­тельную станем называть по традиции поощрением, отрица­тельную оценку - наказанием. Поощрение организуется:

— одобрением - предельно лаконичной формой вер­бального,   мимического,   пластического   характера (например, улыбка, кивок головы или слово "хорошо");

— похвалой - развернутой формой одобрения, раскры­вающей основание оценки (например: "Замечательно! Те­перь всем будет комфортно");

— материальным предметом, который благодаря мате­риализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, иг­рушка-символ, лакомство);

— благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

— присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве лич­ности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же ви­ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало­гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо­вольствий, выговор, исключение из системы общения ли­бо из группы.

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогическое оценки, имеющей следую­щее выражение:

— "Я - сообщение", оглашение вслух собственного со­стояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: "Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы");

— "Ты - сообщение", оглашение предполагаемого со­стояния ребенка в момент содеянного им (например: "Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над со­бой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..");

— "естественное последствие" как логически разверну­тая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: "Разлил? - Неси тряпку!" или "Не сделал? Значит, надо сделать!");

— возложение оценочных полномочий на ребенка (например: "Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?");

— оттянутая во времени оценка (например: "Я потря­сен, поговорим, когда я приду в себя...") и другие.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

2.2. Средства воспитательного процесса

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятель­ности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.

Роль средства может выполнять любой объект окру­жающей действительности: предмет, вещь, звук, природ­ное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. В этом длинном ряду нет только человека. Он, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип совре­менной культуры. Хотя в прошлом, и не столь далеком, человека использовали как средство: каннибалы поедали в качестве пищи; рабами откармливали рыб; холопов для   увеселения наряжали шутами. Впрочем, перечень духовно­го каннибализма был бы нескончаем. Он тянется и к на­шим дням, но уже, как правило, вызывает протест, гнев, борьбу.

Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизне­деятельности детей. Педагогическая проблема заключается не в их отсутствии или скудности, а в их адекватности воспитательной задаче. Средства не ищут, за ними не ез­дят, их не приобретают, потому что они в великой пестро­те своей вокруг педагога. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают - оставляя единственно пригодное для задуманной цели. Французский скульптор О.Роден объяснял тайну ваяния так: берется кусок мрамора, отбра­сывается лишнее, и то, что остается, есть скульптура. Пе­рефразируем шутку великого скульптора, скажем, педагог из всего многообразия жизни, отвергнув самые удивитель­ные средства, избирает то, что остается, является самым сильным по реализации педагогической функции в той или иной конкретной педагогической ситуации.

Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе. Алгоритм здесь такой: "Чего я хочу на данный момент - каким способом собираюсь этого до­стигнуть - что из окружающего мира поможет мне в этом движении к цели - что из подобранного множества напря­мую "работает" для избранного метода?"

Средства подбирают для точно определенной педаго­гической функции: они иллюстрируют явление жизни как объект внимания детей (например, еловая шишка могла бы иллюстрировать бесконечность жизни); они инициируют активность детей (например, элемент состязатель­ности повышает уровень физических и духовных усилий);

средства обеспечивают материально-техническую осна­щенность и повышают психологическую атмосферу; сред­ства могут выступать инструментами деятельности детей (например, метла, кисть, ткань); средства подчеркивают скрытую символику деятельности (например, цветы в День учителя, нарядные платья на выпускном вечере).

Воспитательные средства только для непрофессионала кажутся неожиданными и каким-то таинственным образом наделенными педагогическими потенциями. Например, смешная присказка: "У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, вырыл ямку, закопал и над ямкой записал: "У попа"... Все дети знают дурашли­вые стишки, которые при всей своей несуразности, тем не менее передаются из поколения в поколение. В реальном педагогическом процессе вдруг эта присказка становится фабулой философско-психологической игры, в которой "поп" имеет право самостоятельно принять решение отно­сительно собачьего преступления, а "собаке" дозволяется согласиться либо не согласиться жить у "попа". Хорошо разработанная методика игры придала ей функцию вели­колепного средства осмысления детьми гуманного отно­шения к братьям нашим меньшим. Игра родилась в пере­смотре калейдоскопа средств, педагог выбрал именно это средство, отыскивая способ поставить каждого ребенка (пускай умозрительно!) в ситуацию великодушного про­щения слабого и беззащитного животного, за приручение которого человек несет ответственность. Средство подби­ралось в соответствии задуманному результату и способу (методу) движения к нему.

Лекция о психике животных, рассказ о преданности и самоотверженности собак ничуть не заслоняют по силе воспитательного влияния данную игру. Это средство при­дало увлекательность, веселость, ритмичность групповому делу, при этом не зачеркнув ценностного глубокого со­держания деятельности.

Средства, к которым обращается педагог, должны от­вечать социокультурным требованиям. Перечислим их:

гигиенические, эстетические, экономические, этические, правовые. Введенные в контекст деятельности, они не должны нарушать гигиеническую среду; они должны быть красивы для восприятия; их стоимость не должна заслонять собою содержания; они не должны провоцировать аморальных и противоправных действий детей.

Однако при отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности:

функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педа­гогом средство как бы предлагает детям картинку того об­общенного явления, которое подвергается анализу (говоря о жизни и смерти, педагог отыскивает образ того и друго­го и находит его в живом цветке, слегка надломив кото­рый, демонстрирует хрупкость жизни и конечность ее);

функция инициирования, возбуждения духовной ак­тивности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного яв­ления, значимости предмета для человека (например: ана­лизируя с детьми понятие "духовность", педагог обращает­ся к портрету, кисти художника Эль Греко "Мальчик, раз­жигавший лучину": отчего светится лицо мальчика? от внешнего ли света или внутреннего?);

функция инструментальная, обеспечивающая ребен­ку самостоятельное взаимодействие с предметами окру­жающей реальности как отражением изучаемых явлений:

благодаря данной функции, дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни (планируя формирование у воспитанников умений по разрешению конфликтов, педагог в качестве средства выбирает факт поведения скворца, подлетевшего к скво­речнику, который "заселен" воробьями).

Таким образом, педагог оказывается перед профес­сиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди беско­нечного множества предметов одно средство, совме­щающее в себе все ключевые функции.

Понятно, наилучшим вариантом будет один объект: он позволяет концентрировать интеллектуальные усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее и, по Родену, оставлять только то, что необходимо, добиваясь педагогического изящества.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать от­носительно максимальных воспитательных результатов.

Но, так как всякий предмет, привнесенный в процесс совместной деятельности педагога с детьми, влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или пони­жая уровень социально-психологического отношенческого поля, в котором разворачивается ход деятельности, то ис­пользуемое средство обретает еще функцию психологиче­ского плана: влияет на самочувствие, эмоциональное со­стояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Как любое явление реальной действительности, с которой сталкивается человек, вызывает определенные реакции че­ловека, так и средство, являясь частью жизни, не может не вызывать реактивного отклика на его появление. Педагог вынужден учитывать то влияние, которое окажет невольно на детей привнесенный предмет в поле их внимания и по­ле отношений, так чтобы предотвратить негативное само­чувствие, агрессию, излишнее возбуждение. Ему должно помочь чувство меры. И, прежде чем окончательно вы­брать средство для работы с детьми, он мысленно воспро­изведет ситуацию привнесения средства в поле группового общения и спрогнозирует психологическое влияние этого средства.

Ни в коем случае нельзя понимать "оптимальное средство" как некий предмет, которого природа наде­лила способностью быть таковым. Наделяет педагоги­ческими функциями предмет сам педагог, именно пе­дагог преобразует любой объект мира в воспитательное средство. И делает он это путем очень тонкой, но про­стой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта: взглянув на него с позиции челове­ческой жизни, а значит, значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как конкретный носитель ценности современной культуры. Фигурально говоря, педагог мыслью взлетает вверх над миром, аб­страгируясь от предметности мира, обозначает значи­мость объекта для человечества ценностной катего­рией, а далее вновь "опускается" в предметный кон­кретный мир, и уже с позиции выявленной ценности  взирает на предмет, событие, явление, случай,  вещь, слово.

Искусство избрания воспитательного средства обус­ловлено предварительной готовностью педагога к восприя­тию мира: он быстро и легко производит отбор средства, потому что обладает ценностным восприятием мира, по­тому что понимает актуальность ситуации и видит проблемность ее, потому что имеет развитое воображение, помогающее ему совершить этот профессиональный "взлет" над ситуацией.

Тот педагог богат в выборе средств, кто умеет разгля­деть за предметом его ценностную сущность.

Овладеть всей жизненной палитрой воспитательных средств может педагог в том случае, когда он овладевает философским взглядом на мир: видеть в предмете явление, в явлении закономерность, в закономерности—основу жизни. Цен­ностное абстрагирование педагога -позволяет за любым предметом обнаруживать воспитательное средство.

Классифицировать средства трудно, так же трудно, как уложить в четкие таблицы динамичную противоречи­вую переливчатую реальность. Можно лишь очертить не­которые группы используемых педагогом средств.

Примем за основание классификации канал психоло­гического влияния на человека:

— аудиальный (лат. "ауди" - "слух") - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы...;

— визуальный (лат. "виз" - "видеть", "зрение") - предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись...;

— кинестетический (гр. "кине" - "движение" и "эсте" -"чутье", "ощущение") - ритмические движения, символи­ческие жесты, смена позы, тактильные прикосновения...

В практике мы наблюдаем синкретическое единство аудио-, визуально-кинестетических средств. Но один ка­нал всегда доминирует при восприятии, поэтому условно можно было бы считать, что танец - это кинестетическое средство, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен; что Дед Мороз - визуальное средство, хотя мешок с подарка­ми - чрезвычайно сильнее кинестетическое средство; что мелодии шопеновских вальсов - аудиальное средство, хо­тя поза, в которой располагаются дети слушать музыку, не менее важна для воспитательного результата.

Средства нейтральны к воспитатель­ному влиянию. Они, как оружие, могут служить и добру, и злу. Представим: один пе­дагог в целях развития способности детей к сочувствию, сопереживанию обращается к роману В.Гюго "Отвержен­ные", читая вместе с детьми эпизод встречи Козетты с главном героем романа; другой педагог, повинуясь той же цели, подбирает несколько правил этикета, предписы­вающих человеку сочувствие и внимательность к окру­жающим людям.

Какое средство более эффективно?

Ответить на этот вопрос не представляется возмож­ным. Средство само по себе не оказывает как бы пред­писанного ему влияния. Нет ни "хорошего", ни "плохого" средства. Оно полностью подчинено методу. Так, если в наших примерах первый педагог пробуждает эмоции и дети вместе с Козеттой проживают чудесные превращения жизни, а второй педагог через разум идет с детьми к душе другого человека, то оба средства хо­роши. И оба средства плохи, если они предъявлялись как норма (так надо поступать!) и загонялись в скучное воспроизведение должного.

Сочетание средств, индивидуально подобранное из того конкретного окружения, в котором находится школа, придает воспитательному процессу индивидуальную фор­му, и в этой форме воспитание предстает перед нами,

каждый раз удивляя несходностью с другими школами, семьями, детскими организациями:

— типовое школьное здание по-разному выглядит сре­ди цветов и елей; посреди асфальта; рядом с мусором; в соседстве со спортивном полем; утопающей в яблоневых цветах; стиснутое железобетонными строениями...

— привычный сигнал на урок, законодатель школьно­го режима, тоже неодинаков: резкий и громкий; мелодич­ные трели; звуки камертона; музыкальная фраза; и отсут­ствие какого-либо символического звука, когда висят часы на стене в школьной рекреации...

— манера общения с учениками, обучающимися по единой программе, многовариативна: деловой тон; друже­ское общение; приятельские отношения; административ­но-приказной стиль; товарищеско-деловые взаимоотно­шения; устрашение и подкуп; размягченная леность; по­корно-исполнительское поведение; творческое содруже­ство и т.д.

Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта.

2.3. Формы воспитательного процесса

Форма - это то, благодаря чему какое-то явление су­ществует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.

Всякое явление, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму, существуя через нее для друго­го, и благодаря этой форме вообще существует, разместись в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других.

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом:

Форма воспитательного процесса - это доступный внеш­нему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном-логическом обеспечении метода работы с детьми.

Если это изобразительное средство - его рассматривают.

Если это звуки, их слушают.

Если это материал, им манипулируют.

Если это инструмент, им оперируют, преобразуя материал.

Если это текст, его читают.

Если это костюм, его надевают.

Так рождается форма деятельности группы детей или отдельного ребенка, которому предложено определенное средство. Привлеченное средство задает форму. И лишь поверхностному глазу непрофессионала кажется, будто пе­дагог придумывает форму, создает форму, творит форму. Он творит синтез средств.

Сочетание картинок, музыки, юмора, нежности, ти­шины, цветов, игры в совместной работе - вот один образ.

Сочетание учебника, дневника, режима, отметки, опроса, контроля, угрозы - вот другой образ.

Сочетание красок, молотка, гвоздей, бригадных групп, песни, состязания, ролевой игры, рефлексии создают тре­тий образ.

Форма логически вытекает из аналитической педаго­гической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Завершенная форма предстает для сторонннего на­блюдателя как плод фантазии, выдумка. Именно так пре­подносятся так называемые "новационные формы рабо­ты". Но не форма-дитя творчества, а отобранное, осмыс­ленное, интерпретированное средство. Творил педагог, когда из множества предметов выбирал то единственное средство, которое могло бы сыграть роль оптимального.

Категорию формы зачастую употребляют в су­женном значении, подразумевая лишь форму работы с детьми на какой-то данный момент. Например, говорят:

"Педагог избрал игровую форму"; "педагог провел тренинговую форму"; "педагог предложил лекционную форму; "педагог организовал диспут" и т.д. Тогда фор­мой становится конкретная разновидность либо метода, либо воспитательного воздействия. При тесном пе­реплетении понятий "метод" и "форма" (метод для вос­приятия облечен в какую-то форму непременно) говорить о "формах" работы с детьми трудно, так как, ско­рее, речь идет о "методе" работы с детьми.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

Или: проживая высокой меры удовольствие от коллек­тивной работы по благоустройству школьного двора, вос­питанник склоняется к ценности труда, привязывается к родной школе, выявляет в себе самом созидательное "Я".

Непредсказуемым будет лишь избрание конкретного объекта, который включается в ценностную структуру личности, но педагогически гарантированным остается .ценностный выбор, производимый воспитанником в усло­виях пленительно организованного взаимодействия ребен­ка с педагогом.

Форма обеспечивает пленительность всего воспита­тельного процесса.  Поэтому  очень  важно продумывать и  оформление школьного вестибюля, и гардеробные комна­ты, и учебные аудитории, но столь же важна одежда детей и педагогов, не менее значимо оформление праздников, уроков, классных групповых дел и школьных ритуалов и символов.

"Пленить"' - взять душу в "полон" (плен), помочь ду­ше ребенка полюблять жизнь во всех ее проявлениях, на­полнять ценностью то, что имеет культурологическое зна­чение. Восходить через трудности можно лишь к тому, что пленяет.

В поисках формы педагог исходит из содержания: от­бирает оптимальное средство, которое бы наилучшим об­разом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он восприни­мает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. Например, педагог ставит своей задачей приобщение детей к музыке и развитие спо­собности слышать музыку. Он рассказывает своим воспи­танникам историю трехлетнего заточения Паганини в за­мок любящей его женщиной, о личностных изменениях, которые происходили с молодым музыкантом в эти три года романтической любви, и сообщает, что там, в замке, Паганини писал сонаты для скрипки и гитары, потому что его любимая играла на гитаре. "В сонатах они вели разго­вор друг с другом"... - говорит педагог. "А их можно по­слушать?" - спрашивают дети...

Форма, предложенная детям, породила интерес, обус­ловила желание ценностной деятельности.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она по­могает дифференцировать педагогическое влияние, под­черкивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, клас­сов, индивидуальностей. "А у нас в школе..." - с гордостью обычно сообщают дети об отличной от окружающих фор­ме. "А у нас в классе...", "А у нас в спортклубе..." - им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи. Скажем, проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Чтобы проверить адекватность формы индивидуаль­ной ситуации, необходимо фиксировать реакции детей. Например, можно заметить, как неэффективно звучит об­ращение "Ребята!" по отношению к старшим подросткам и сколь необычна реакция их на обращение "Дамы и гос­пода!..".

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

Первое. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности. Допустим, в школе нахо­дится белый рояль - его надо расположить так, чтобы все могли его видеть (именно визуалы), исполнение му­зыкальных произведений на нем должно быть достаточ­но частым, чтобы все могли его слышать (именно аудиалы), вокруг белого рояля необходимы некоторые действа, доставляющие удовольствие детям (именно кинестетикам).

Второе. Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Опытные педагоги знают, как тяжело сохранять тради­ции, которые столь плодотворны в деле воспитания, но которые живут до тех пор, пока не прекращается ввод в традиционную форму нового элемента. Интересно, с этой точки зрения, проследить форму "последнего звонка". Будучи сначала "последним звонком" на "последний урок", постепенно этот традиционный акт модифицировался в праздник прощания и благодаре­ния, потом - в эстрадное шоу, а в последние годы но­вым витком он опять возвращается к форме "последнего урока", где протекает раздумье о жизни, о школе, о себе, о друзьях, о будущем. Форма воспитательного процесса динамична и не подвластна фикса­ции в качестве наилучшего образца.

Третье. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность  формы рождается как следствие такого анализа.

Тем не менее, долголетняя практика воспитания де­тей в школе выработала и отшлифовала ряд традицион­ных форм воспитательной деятельности, которые про­шли проверку временем и, невзирая на социальные и педагогические потрясения, сохранили свои внутренние педагогические потенции. Форма как бы победила вре­мя - так кажется на первый взгляд. К таким традицион­ным формам относятся школьный театр, художествен­ные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на ло­но природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекто­рий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, тру­довой десант, школьный пресс-центр, музейные экскур­сии, школьные праздники, соревнования. Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: исти­на, добро, красота, искусство, наука, мораль, игра, об­щение, труд, познание. Именно значимость средств, ко­торые обеспечивают реальность названных форм, обус­ловила их универсальность. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, и модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, конверт дружеских вопросов, сократовская бесе­да, разброс мнений и другие. Подчеркнем еще раз: как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется и оформляется в нечто новационное, хотя нетрудно заметить родство этой новой формы с общими традиционными.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стяги­ваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.

Заключение

             Рассмотрев  данную  тему  можно  сделать  вывод, что  воспитание - это целенаправленная содержательная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая макси­мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Существуют  следующие  методы  педагогического  взаимодействия:

-         метод  убеждения;

-         метод  упражнения;

-         метод  педагогической  оценки.

Итак  воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль­но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Когда мы говорим "невоспитанный человек", то разу­меем под этим, что человек был лишен достойного воспи­тания, однако формирование его личности протекало, ма­леньким ребенком он реагировал на все случайные, сти­хийные и социально-ценностные и антисоциальные воз­действия - под влиянием стечения обстоятельств, прохо­дящих через призму его индивидуальности, приобрел устойчивые черты, не вполне отвечающие нормам совре­менной культуры.

Список  использованной  литературы

1.     Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Валдос. 1990.

2.     Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. 1999, №3.

3.     Гудестман К. Групповая психотерапия. –М.: Прогресс, 1993.

4.     Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994. №1.

5.     Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. –Ярославль: Академия развития, 1996.

6.     Маланов С.В. Что должен знать взрослый, воспитывающий ребенка. // Начальная школа. 1999, №6.

7.     Махов Ф.С. Кого мы растим? – М.: Профиздат, 1992, -144 с.

8.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.

9.     Практическая психология в тестах. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1998.

10.Прихожан А.М. Школьная тревожность и ее коррекция. – М.: Просвещение, 1992.