Содержание

Введение

3

1.

Цели социальной политики и ее основные направления

4

2.

Социальная защита населения

14

3.

Тесты

21

Заключение

22

Список использованной литературы

23

Введение

Стартовавшие в начале 90-х годов преобразования ныне охватили и социальную сферу. Ее реформирование, конечно, необходимо — хотя бы потому, что сохраняющиеся с советских времен социальные механизмы не соответствуют интенсивно утверждающимся рыночно-капиталистическим отношениям. Однако нельзя не учитывать другой очевидной реальности: реформы в их избранном варианте уже привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Отсюда следует извлечь урок и озаботиться тем, чтобы при реформировании собственно социальной сферы не допустить еще более пагубных последствий.

Одним из важнейших направлений деятельности при реализации социальной политики является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и ,как следствие, увеличения национального дохода .

В данной контрольной работе мы обратимся к сути социального реформирования, в том числе к вопросу о степени его фактического соответствия принципам конституционно провозглашенного «социального государства», реализация которых способна улучшить жизнь основной массы населения.

1.                Цели социальной политики и ее основные направления.

Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой стороны, решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства.

Более всего социальная несостоятельность рыночного механизма проявляется в отношении многочисленных членов общества, которые лишь ограниченно в состоянии гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Это такие социально незащищенные группы населения как дети, пожилые люди, инвалиды, хронические больные и физически слабые индивиды.

Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а также различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

Поэтому в широком смысле социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях – экономической, защитной, распределительной, идеологической.

В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути. Т.е. социальная политика не рассматривалась как самостоятельная область экономической политики государства, а представлялась как скорая помощь для облегчения участи широких масс населения в рыночной экономике.

В современном понимании социальная политика – это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится  главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве  средств реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Люди  утрачивает стимулы к эффективной  экономической  деятельности, если она не сопровождается ростом их благосостояния.  Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

В результате проведения эффективной социальной политики:

1.                увеличивается возможность населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета;

2.                сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;

3.                увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций;

4.                возрастает спрос на товары и услуги, а это стимулирует экономический рост;

5.                повышается образовательный и квалифицированный уровень рабочей силы, что является главным фактором современного экономического роста.

Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную и защитную функцию.

Распределительная функция социальной политики предполагает участие государства через распределительную и защитную функцию.

Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

Одной из основных и традиционных функций социальной политики, проявление которой можно найти во все времена и во всех экономических системах, является ее защитная функция, которая подробнее будет рассмотрена ниже.

В социальной сфере нет ничего «маловажного», что и провоцирует бесконечные классификации соответствующих приоритетов. Требуется другое — выделение самого главного из всего важного.

Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Эффективность мер социальной политики измеряется следующими показателями:

¾            уровень жизни населения;

¾             показателем качества жизни.

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). 

Основным фактором, определяющим уровень жизни населения является заработная плата. Заработная плата основной массы работников в России в 90-е годы значительно снизилась так, что даже с учетом произошедшего в постдефолтный период повышения заработной платы она на конец 2003 г. достигла лишь 85% предреформенной. Крайне низок и часовой уровень затрат на рабочую силу (по итогам 2002 г.):

Россия – 1.8 долл.;

Германия – 24 долл.;

Япония – 23 долл.;

США – 20.5 долл.[1]

Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. К тому же чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под вопрос существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

При падении производства неизбежно снижение доходов работников. Соответственно рост производства, во всяком случае, согласно концепции социального государства, должен сопровождаться повышением не только предпринимательских прибылей, но и оплаты труда. Причем нужно стремиться  не просто к увеличению заработной платы, но и сокращению ее отрыва от стоимости рабочей силы, повышение ее доли в ВВП (такая доля может быть даже закреплена законодательно). Необходимо привести эти величины в соответствие с их объективными основами — только так можно превратить оплату труда из фактора прогресса бедности и подавления производства в фактор подъема благосостояния россиян и перехода от простого «роста» экономики к народнохозяйственному «развитию».





Основные направления социальной политики

1.                Поддержка безработных.

Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности  и , во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест. образование нового источника доходов -предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств,  неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой легентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные  неоплачиваемые ( или частично оплачиваемые ) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

2.                Пенсионное обеспечение России

В 2001-2002 гг. в нашей стране начался переход к многоуровневой системе пенсионного обеспечения. Основу (первый уровень) новой пенсионной системы должно составить обязательное пенсионное страхование (ОПС), второй уровень — дополнительное пенсионное обеспечение (на сегодняшний день развито крайне слабо), третий уровень — профессиональное пенсионное обеспечение (пока не введено в действие в связи с отсутствием соответствующего законодательства).

Современная пенсия по старости, а также пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, называется трудовой пенсией и состоит из трех элементов.

Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части социального налога, поступающей в бюджет, и на данный момент составляет 10% от фонда оплаты труда.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет ежемесячных страховых начислений на фонд оплаты труда (10% ФОТ для большинства работающего населения), поступающих в ПФР. Соответственно размер страховой части будущей пенсии зависит от величины заработной платы и стажа работы.

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же, как и размер страховой части, зависит от величины заработной платы и стажа работы и для различных категорий работающего населения составляет 2 — 4% ФОТ. Накопительная часть трудовой пенсии в отличие от страховой части может инвестироваться и прирастать за счет инвестиционного дохода (рис.1).


 










Рис. 1 Новая пенсионная система РФ


Начиная с 2004 г. любой гражданин России, имеющий средства в специальной части своего индивидуального лицевого счета, может отказаться от услуг ПФР по формированию накопительной части пенсии и перевести ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Одним из основных преимуществ системы обязательного пенсионного страхования по сравнению с добровольными накоплениями является принудительный охват населения страны, в результате чего подавляющее большинство граждан оказываются обеспеченными пенсией. Проблеме заключается в том, что большинство населения воспринимает отчисления в пенсионную систему как своеобразный дополнительный налог. Поэтому те, кто формально не связан трудовыми правоотношениями, зачастую не спешат «включиться» в пенсионную систему.

На сегодняшний день далеко не все население сделало выбор в пользу НПФ, хотя его использование представляется более выгодным, чем ПФР. Это связано с недостаточностью объема предоставляемой информации и степенью ее понимания гражданами РФ. Для негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании основной целью раскрытия информации часто является не донесение необходимых сведений до участника, а формальное выполнение требования законодательства и уход компании от ответственности.

Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов; личные впечатления от общения с сотрудниками фонда. Что касается проблемы выбора между НПФ и ПФР, то здесь следует отметить, что сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в ПФР и НПФ, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый НПФ, выше доходности, получаемой ПФР. Вкупе это означает, что размер трудовых пенсий только лишь за счет накопительной части, выплачиваемой из НПФ, может быть на порядок выше, чем у ПФР.[2]

В новой пенсионной системе РФ имеется достаточно положительных моментов, однако ряд вопросов, подлежащих жесткой регламентации со стороны государства, остается не урегулированными: возможность и процедура переход из фонда в фонд, досрочного изъятия средств из фонда, а также другие технические вопросы.

3.                Социальные программы (пособия и др.)

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защещённых слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Правительство и государственная дума России постоянно принемают законы о повышении  минимольной зарплаты, пенсий, вводят новые песобия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многох регионах задерживается на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных,  большенство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и не дособираемость налогов с населения и мелких предпренимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А от сюда и не хватка средств на социальные программы и другие аспекта деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большенство социальных программ направлены на экстреное замятие проблем в социальной жизни общества. Например, Малоимущего. бедного, безработного, не имеющего опеделённого места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предостовить приют на ночь. Но завтра он сново будут голодным, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потраченны впустую. Для  такого обеспечения постоянно ни хватит не каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности, безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем.


2.     Социальная защита населения

Главный принцип социальной защиты

Для построения эффективной системы социальной защиты необходимо ответить прежде всего на вопрос: от чего, собственно, следует защищать население? Обычно говорят — от бедности, и в условиях, когда она стала массовой, этот простой вариант ответа выглядит удовлетворительным. Бедность может иметь разные причины, а значит, и методы борьбы с ней должны быть различными. Так, в одном случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом — явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами.

Основную цель социальной защиты можно определить следующим образом:  «это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др.»[3]


Меры обеспечения социальной защиты

В 90-е годы были предприняты попытки создания альтернативной системе социальной поддержки системы социального страхования граждан, предполагающей распределение их социальных рисков между самими гражданами, работодателями и государством. Однако затем практика пошла фактически в обратном направлении, и ныне действующая система соцзащиты является страховой главным образом по своему названию. Так, в 2001 г. был ликвидирован Государственный фонд занятости населения; затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% — отменили страховые отчисления из фонда оплаты труда. Основным источником аккумуляции страховых средств стал единый социальный налог (ЕСН), т.е. страховым взносам был придан противоречащий их природе налоговый характер.

Попятное движение после начатого утверждения подлинно страховых основ социаль­ной защиты россиян связано с тем, что оно должно быть обеспечено достаточным для участия в страховании уровнем заработной платы. Заниженность же последнего становит­ся здесь непреодолимым препятствием.

Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях — стра­ховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая прежде всего повышение уровня оплаты труда.

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.


Основные формы социальной защиты населения

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми государственной власти.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Таким образом, социальная защита  — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.


Суть страховых выплат

Согласно обыденному представлению, все, кто получает социальные пособия, — иж­дивенцы, находящиеся на содержании работающих. Внешне так и происходит: часть про­изведенного общественного продукта изымается на потребление неработающих, прежде всего пенсионеров.

Данная версия помогает госчиновни­кам правдоподобно объяснять причины нищенского уровня тех же пенсий и уходить от ответственности за то, как использовались средства, которые нынешние пенсионеры в трудовой период своей жиз­ни отчисляли в страховые фонды.

Между за внешней видимостью — изъятие части «текущего» ВВП для содержания нетрудоспособных — скрывается действительная природа социальных выплат.

Существует многообразие конкретных источников социальных выплат (отчисления работо­дателей и работников, госбюджетные средства). В результате создается иллюзия того, что собственники предназначенных для социальных выплат средств тоже разные. В условиях всеобщего огосударствления со­ветской экономики государство фактически являлось и единственным собственником, и единственным работодателем, в постсоветской России собственническая и предпринимательская госмонопо­лия устранена, а социальные выплаты осуществляются в основном через внебюджетные фонды. Однако последние считаются государственными, и отчисления в них поставлены в один ряд с налогами.  Однако, они лишь внешне выглядят на­логами: для гражданина любое непосредственно безвозмездное отчисление (изъятие из дохода), как бы оно ни называлось, предстает именно в качестве налогового. Однако суть этих отчислений разная: одно дело — содержание государства (действительный налог) и другое — обеспечение (в определенной части) воспроизводства рабочей силы.

 «Во-первых, субъекты собственности средств на социальные выплаты суть не государ­ство и не работодатели, а граждане-работники. Кто конкретно эти выплаты (по существу составляющие «недовыданную» последним часть стоимости их воспроизводства) осу­ществляет, с собственнических позиций значения не имеет.

Во-вторых, государство может и должно обеспечивать и контролировать мобилиза­цию социально-страховых средств, а также их выплату, но не вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Они имеют четко определенное и исключительное направление использования, любые нарушения которого с современной международно-правовой точ­ки зрения суть нарушения прав собственности граждан-страхователей.

В-третьих, работники в качестве собственников средств социального страхования должны активно участвовать в управлении ими. Формы такой демократизации могут быть различными, но все они, исключая соответствующую монополию госорганов, предполагают контроль за ними со стороны субъектов социально-трудовых отношений — и работников, и работодателей. В-четвертых, пенсионеры, безработные и временно нетрудоспособные граждане, по­лучающие пособие на себя и (или) на членов своих семей, — не иждивенцы. Они получа­ют уже заработанное, ибо в период трудовой деятельности создавали средства для своего проживания после ее неизбежного прекращения (по той или иной причине).

Наконец, в-пятых, мобилизуя средства социального страхования, государство обязано нести ответственность за их сохранение и приумножение. И если оказывается, что их не хватает, виноваты в этом не пенсионеры (в свое время производившие отчисления в уста­новленных объемах), а конкретные госорганы, которые неэффективно распорядились до­веренными им средствами. В связи с этим следует иметь в виду, что главный путь сохра­нения и приумножения данных средств — их использование в качестве инвестиционного ресурса (минимальный критерий здесь таков: размер дохода от капитализированной части ресурсов должен перекрывать потери от инфляции)».[4]





















3. Тесты

3.1 Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI века заключается:

а)                в повышении уровня жизни подавляющей части населения;

б)               в повышении качества жизни;

в)                в росте дифференциации доходов населения;

г)                в росте реальных доходов так называемого среднего класса;

д)               в ослаблении дифференциации доходов населения;

е)                в смягчении социальных противоречий.

Ответы: а), б), г),д) и е).


3.2 Социальная политика государства включает:

а)                финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения;

б)               предоставление финансовых льгот частному капиталу;

в)                льготное кредитование наукоемких производств;

г)                сокращение доходной части государственного бюджета;

д)               регулирование уровня минимальной заработной платы.

Ответы: б),д).

Заключение

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем, без решения которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения ; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржы труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.












Список использованной литературы

1.                Кадомцева С. Социальная политика и население//Экономист. 2006. №7.

2.                Кривощенова Е., Окунева Е., Окунев В. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы// Вопросы экономики. 2006. № 6.

3.                Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. 2005. № 1.

4.          Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000



[1]

[2] Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы. Кривощенова Е., Окунева Е., Окунев В. // Вопросы экономики. 2006. № 6.С.131

[3] Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. Куликов В., Роик В.  // Российский экономический журнал. 2005. № 1.С.9

[4] Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. Куликов В., Роик В.  // Российский экономический журнал. 2005. № 1. С.12