СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Л. А. Ломова, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и вокала ВГПИ

В условиях современного российского общества особенно острой и актуальной становится проблема позитивной социализации личности, её личностного развития. Из этого вытекает социальный заказ общества педагогическим вузам: воспитание учителя-лидера, учителя, способного добиться успеха и увлечь за собой, сплотить вокруг гуманистических, творческих идей. Учитель-лидер востребован той экономической ситуацией, которая складывается в стране, вхождением России в систему рыночных отношений и требованиями воспитания нового типа выпускника педагогического вуза, не только умеющего найти своё место в жизни, но и помочь другим в определении своего жизненного пути. По мнению Вульфова Б. З. в среде учителей, в любом педагогическом коллективе есть свои лидеры, "в том числе... и с отрицательной направленностью, и весьма противоречивые! И разве... не может каждый стать лидером в глазах не только коллег, но и ребят? Пусть не у всех, не сразу, не всегда верно это получается, но как же важно, чтобы получалось! И вовсе не парадоксальна мысль, что лидеру-школьнику может помочь развиваться только лидер-учитель"[2, С. 35]. Таким образом, в педагогическом вузе необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное, всестороннее развитие всех личностных качеств будущего учителя, в том числе и лидерских. Эти условия должны активизировать позитивное личностное развитие студентов и формирование профессионально значимых лидерских качеств, создавать атмосферу для социального и духовно-нравственного благополучия студентов, для достижения уверенности в своих силах и возможностях, и, как следствие, для оптимального положения в окружающем социуме. Одним из таких условий, на наш взгляд, является ситуация успеха, создаваемая педагогом в учебно-воспитательном процессе.

Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет различную трактовку. С социально-психологической точки зрения успех можно трактовать как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Каждый человек, как член сообщества, всегда окружён системой экспентаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. В свою очередь личность сама несёт в себе множество ожиданий по отношению к людям, окружающим её: родным, близким, коллегам, членам формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждёт определённых поступков, в которых происходит удовлетворение его надежд или опасений, и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих (наиболее значимых для личности), можно говорить об успехе. С психологической точки зрения успех - "это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошёл их" [1, С. 31].

На основе этого состояния радости могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, а также начинают формироваться новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Если успех становится устойчивым, постоянным, то в этом случае может начаться "своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии" [1, С. 31]. Педагогика рассматривает ситуацию успеха как целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и целым коллективом. Следует отметить, что в педагогическом смысле успех - это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики учителя. В парадигме личностно ориентированного образования смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуации успеха. Однако необходимо обратить внимание на такой важный момент: успех студентом не может быть достигнут без успеха педагога. Не вызывает сомнений тот факт, что успех студенту может создавать только педагог, который сам переживает радость успеха. Добиться совпадения успеха студента и педагога можно только в условиях личностного подхода, в условиях диалога через сотрудничество, сотворчество педагога и студента.

Совмещённость (конгруэнтность) потребностей в успехе в системе "педагог-студент", взаимонаправленность активности педагога и студента на оптимальное решение социально-педагогических задач может привести к позитивной самореализации студента в коллективе и стать условием активизации развития его лидерских качеств и личности в целом. Опираясь на взгляды Выготского Л. С. и его последователей, мы считаем, что активизация развития профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей происходит в образовательном процессе, который организуется педагогом. При этом активность личности проявляется в различных формах: учебно-познавательной, трудовой, эстетической деятельности, общения. В структуре этих форм активности "успех" может выступать в различном виде: успех-мотив, успех-стремление, успех-потребность, успех-ценность. Успех всегда положительно эмоционально окрашивает учебно-воспитательный процесс и является одним из условий активизации развития профессиональных и личностных качеств личности студента. Стремление к успеху получает статус мотива деятельности в процессе взаимодействия студента с объектами реального мира. Затем оно проявляется в качестве цели учебно-познавательной деятельности и общения - ожидаемого результата (это состояние предвосхищающего успеха), а также в качестве ценностей, которые стимулируют самореализацию студента в деятельности и коллективе.

Состояние констатирующего успеха появляется в эмоционально-волевой сфере личности только в том случае, когда ожидания личности, её самооценка совпадают с оценкой окружающих (педагога, коллектива), т.е. когда уровень притязаний личности студента соответствует реальным достижениям в ходе работы педагогической системы. Успех, как результат реализации студентом своих возможностей в социально-педагогических ситуациях, детерминирует достижение личностью нового, более прогрессивного качества, определяет активизацию личностного развития. Оптимально построенный учебно-воспитательный процесс ориентирован на зону ближайшего развития студента. Успех же, в свою очередь, в воспитании и обучении вызывает к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

Литература 1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

2. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа,1994.