Ценностные ориентации педагога-воспитателя
Крецан З.В. Кемеровский государственный университет , Кемерово
Радикальные социо-культурные преобразования в жизни общества, связанные с зарождением и установлением новых отношений, заметно влияют на изменение общественного сознания и психологии людей. Принятие данных отношений требует от личности мобилизации, при этом актуализируются все психические ресурсы личности, которые отражаются в потребностях, установках, ценностных ориентациях и т.д.. Ценностные ориентации педагога-воспитателя - это показатель всей воспитательно-образовательной системы. Педагог в силу своей профессиональной направленности влияет на формирование личности ученика. Поэтому процесс подготовки современного учителя в большей степени должен быть направлен не на накопление определенного уровня знаний, а на профессионально - личностное развитие, саморазвитие педагога, на формирование его ценностных приоритетов. От системы ценностных ориентаций педагога-воспитателя зависит общая атмосфера воспитательно-образовательного процесса, складывающиеся отношения между участниками процесса (учитель, ученик, родитель), качество данного процесса, духовный потенциал подрастающего поколения и многое другое. В системе профессиональной подготовке и повышения квалификации педагога рассматриваются вопросы аксиологического образования (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.), т.е. приобщение личности педагога к определенной системе ценностей. В воспитательно-образовательных учреждениях ценность рассматривается как элемент нравственного воспитания, как составная часть внутренней культуры личности, которая выражается в определенном отношении человека к окружающим людям и самому себе и т.д. В воспитательно-образовательном процессе ценности выступают, как объект деятельности воспитателя и воспитанника. Устоявшиеся ценности учителя, принятие и освоение ценностей учениками, способствует нравственному воспитанию подростков как основы духовного развития личности. К. Д. Ушинский в основу работы учителя ставил антропологический принцип, признающий целостность человека, органическое единство в нем духовной и телесной природы. Высшей ценностью является человек, а для педагога важно умение постичь природу человека, научиться управлять ею во благо человека. Важным в педагогической деятельности является изучение личности растущего человека. Особое место в педагогической деятельности К. Д. Ушинский отводил чувству современности, умению педагога ощущать и реализовывать требования времени, хранить традиции и заглядывать в будущее. Нравственные отношения учителя и ученика строятся на основе уважения, любви, веры, терпения, справедливости. Великий педагог предупреждал "когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове": "В эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность". Классическая формула "совершенства учителя" Л. Н. Толстого складывалась из чувства любви к делу и любви к детям. В качестве ценностных ориентиров воспитания и образования выступали: свобода, доброта, ответственность, красота, достоинство. В качестве главных ценностных ориентаций педагога В. В. Розанов, рассматривал вечные ценности - красоту, личность, родину, землю, любовь. В педагогическом наследии А. С. Макаренко выделяется гармония ценности личности и коллектива. Единый коллектив учителей-единомышленников, способный решать сложные задачи. Ценность личности заключается в воспитании счастливого человека. Гуманистическая направленность процесса воспитания проявлялась как гармония доверия и уважения. Главными ценностными ориентирами в педагогической концепции В. А. Сухомлинского выступали: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - изучение особенностей ребёнка; - опора в педагогическом процессе на способности , стремления, детские желания; - видение питомца в будущем; - гармоничное развитие разума и чувств ребенка; - гуманизация межличностных отношений; - воспитание красотой окружающего мира и т.д. К проблеме ценностных ориентаций педагога обращаются и современные ученые. В. А. Сластенин рассматривая структуру личности учителя, его профессиональное самосознание выделяет приоритетные положения профессионально-ценностных ориентаций педагога, определяя их как главное образование личности учителя. В качестве их главных характеристик он рассматривает - избирательность отношения учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе. Основой таких отношений являются духовные отношения. Ученый классифицирует ценности педагогической деятельности, связывая их с возможностью удовлетворения педагогом материальных, духовных потребностей: - ценности, способствующие утверждению учителя в обществе; - ценности, влияющие на развитие коммуникативной культуры; - ценности, ведущие к самосовершенствованию; - ценности самовыражения; - ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами. Фундамент профессионально-педагогической культуры, по мнению В. А. Сластенина составляют ценности: - общечеловеческие: человек, ребенок, учитель, творческая индивидуальность; - духовные: педагогический опыт человека, педагогические теории, способы педагогического мышления и др.; - практические: педагогические технологии, воспитательно-образовательные системы, способы деятельности и др.; - личностные: педагогические способности, индивидуальные качества педагога, идеалы учителя и др. По мнению Н. Е. Щурковой ценностные ориентации педагога тесно связаны с культурой личности. Методологическим тезисом ученого, отражающим профессиональную деятельность педагога является, тезис о том, что воспитание - это вхождение человека в культуру. Ценностная направленность педагогической деятельности присутствует во многих воспитательно-образовательных системах (Бондаревская Е.В., Караковский В.А. Селевко Г. К. и др.). Воспитательно-образовательным ядром концепции В. А. Караковского выступают общечеловеческие ценности - земля, отечество, семья, культура, мир, труд, знания, человек. Ценностные ориентиры профессионально-педагогической деятельности педагога и особенно его личностные, существенно влияют на развитие и формирование духовного мира подростка. Профессиональную значимость личностных качеств педагога - воспитателя подчеркивали Ю. К. Бабанский, И. Д. Демакова, Н. Е. Щуркова и др. Так классификация профессионально значимых качеств составленная Ю. К. Бабанским включает три группы: - личностные качества: потребность работать с детьми; идейно-политический и культурный кругозор, настойчивость в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический такт; требовательность к себе и другим; - качества, связанные с учебной деятельностью: знание предмета; умение оценивать качество знаний, умений и навыков; умение планировать работу, осуществлять развитие мышления, формирование интереса, умение эффективно выполнять план, осуществлять межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда; знание психолого-педагогических основ обучения; - качества, связанные с воспитательной работой учителя: умение оценивать результаты; умение планировать воспитательную работу, осуществлять индивидуальный подход в воспитании, осуществлять единство действий учителя и родителей; знание психолого-педагогических основ воспитания; осуществление внеклассной деятельности по предмет (2). В исследованиях Ф. Н. Гоноболина выделяются такие профессионально значимые качества педагога - воспитателя: способность понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них (4). По мнению Л. И. Уманского, организатора отличают такие качества, как: - способность "заряжать" своей энергией других людей; - способность находить наилучшее применение каждому человеку; - психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию других людей; - критичность; - психологический такт; - инициатива; - общительность и др. (9, с.75-85). И.Д. Демакова считает, что в качестве личностных особенностей педагога - воспитателя могут выступать: уважение личности ребенка; знание возрастных особенностей детей; знание и учет социальной и культурной среды жизнедеятельности ребенка; умение творчески организовать жизнь детей; умение наблюдать за детьми в разнообразной деятельности; заниматься исследовательской деятельностью; умение создавать условия для самореализации ребенка; гуманистическая направленность личности педагога; гуманистический стиль общения; использование таких методов воспитания, как убеждение и поощрение в качестве ведущих; эмпатия; принятие ребенка таким, какой он есть; конгруэнтность; креативность; суггестивность; рефлексия (6, с.141-146). Одним из элементов педагогического мастерства, по мнению Л.И. Маленковой, педагога - воспитателя являются его личные качества. Качества связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, коллегам, к работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция; эстетическая выразительность. К личностным качествам педагога-воспитателя можно отнести здоровый образ жизни, владение темпераментом, постоянное развитие своего характера, т.е. "активное самоусовершенствование"; речевая культура; умение ходить; умение реагировать на трудные ситуации; кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье (7, с. 126-127). Р. Бернс выделяет такие личностные качества учителя, необходимые для эффективно работы: - стремление к максимальной гибкости; - способность к эмпатии; - умение придать личностную окраску преподаванию; - установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия учащихся; - владение стилем неформального, теплого общения с учащимися; - эмциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. На наш взгляд, ценностные ориентации могут выступать компонентом структуры личности педагога-воспитателя и входить в систему его профессиональной культуры.
1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: 2000. - 272 с. 2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с. 3. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориетированного воспитания // Педагогика. - 2001. - N 1. - С. 17-24. 4. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965. - 260 с. 5. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дисс. докт. пед. наук . М., 2000. - 441 с. 6. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства // Народное образование. - 2001. - N 4. - С. 167-172. 7. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. - М.:Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 199. - 300 с. 8. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / Магистр. - 1994. - N 6. - С. 3-8. 9. Уманский Л. И. Кто может стать организатором? //Молодой коммунист. - 1966. - N 6. - С. 75-85.