Содержание
2. Организация и технология розничной торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль – престиж». 3
2.1. Технико- экономическая характеристика магазина ООО «Эль- престиж» 3
2.2. Приемка, хранение, подготовка парфюмерно- косметических товаров в магазине. 5
2.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 9
2.4. Организация торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль- престиж». 11
Заключение. 15
Список литературы.. 17
Приложение 1. 18
Приложение 2. 19
Приложение 3. 20
2. Организация и технология розничной торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль – престиж»
2.1. Технико- экономическая характеристика магазина ООО «Эль- престиж»
Название: ООО «Эль – престиж»
Отрасль: розничная торговля парфюмерно- косметические товары
Местонахождение : г. Новосибирск, ул. Ленина - 48 , т. 223-849, 221-083, 222-000, 224-307
Характер деятельности: парфюмерно- косметические товары
Часы работы: с 10 до 20 часов
ООО «Эль – престиж» - одно из самых популярных торговых предприятий города. На торговой площади в 450 квадратных метров размещены 4 торговые секции. Персонал составляет 46 сотрудников, 23 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей. Еженедельно более 7 тысяч торговых сделок на сумму свыше 100 тысяч долларов США.
Ассортимент предлагаемой продукции
1) Парфюмерия.
Духи и туалетная вода входят в ежедневный набор косметических средств более половины (57%) женщин в возрасте 16-45 лет. 77% потребительниц приобретают духи самостоятельно, а остальные получают ароматы в качестве подарка. 2) Декоративная косметика.
76% женщин пользуются декоративной косметикой ежедневно, 9% - 4-5 раз в неделю.
Новосибирск отмечается как регион с наибольшим показателем частоты средств использования декоративной косметики - 84%. Практически одинаково высокая частота использования декоративной косметики отмечается в возрастных группах 16-25, 26-35 и 36-45 лет. Реже эти средства используют женщины 46-55 лет.
3) Косметические средства по уходу за кожей лица и тела. Средства по уходу за кожей совсем немного уступают декоративной косметике по частоте потребления: 73% -ежедневно, 7% - несколько раз в неделю. Наиболее активные потребительницы этой категории косметических продуктов являются женщины в возрасте от 26 до 55 лет.
4) Шампуни и средства по уходу за волосами.
Это продукты скорее двух-трехкратного использования в течение недели (62%). Четверть потребительниц прибегают к этим средствам 4 раза в неделю и чаще. 5) Одна из последних тенденций рынка заключается в большом росте потребления всей гаммы косметических средств для мужчин - от парфюмерии и средств ухода до средств для окрашивания и укладки волос. Среднестатистический мужчина уже больше не стесняется выбирать и покупать косметические продукты, созданные специально для него. Парфюмерия чаще остальных категорий косметических товаров выступает предметом подарка, поэтому, традиционно сложилось так, что в канун таких праздников как Новый год, 23 февраля и 8 марта продажи увеличиваются вдвое.
Согласно принятой классификации (см. табл. 1.) ООО «Эль – престиж» попадает в разряд средние. Торговая площадь – 450 кв.м., складские помещения – 60 кв.м.
Таблица 1
Классификация магазинов по размеру торговой площади
Мелкие |
До 250 кв.м. |
Средние |
от 251 до 1000 кв.м |
Крупные |
от 1000 до 5000 кв.м |
Особо крупные |
свыше 5000 кв.м. |
ООО «Эль- престиж» по товарной специализации относится к специализированным магазинам
В зависимости от типа здания ООО «Эль – престиж» является отдельно стоящим зданием.
С учетом особенностей объемно- планировочного решения – одноэтажное здание с подвальными помещениями.
По функциональным особенностям ООО «Эль- престиж» является стационарным магазином.
По видам ООО «Эль- престиж» - магазин-склад. Склады располагаются в подвале магазина и имеют высоту 4м и 3.8м
ПО формам обслуживания – обслуживание через прилавок.
Основные финансовые показатели деятельности предприятия отраженны в таблице 1 (приложение 1)
В прошедшем 2004 г. товарооборот компании ООО "Эль- престиж" составил 90 044 тыс. руб. и увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2003г. (табл.1).
Валовой доход также увеличился в 1,5 раза и составил 20,3 млн. руб.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1 (приложение 2).
2.2. Приемка, хранение, подготовка парфюмерно- косметических товаров в магазине
Схема торгово- технологического процесса в магазине ООО «Эль – престиж» отображена на рисунке 2 (приложение 3).
Приемка товаров в магазине является важнейшей составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
Правила, установленные этими инструкциями, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, особыми условиями поставки, другими обязательными нормативными документами.
Товары в магазине принимают по количеству и качеству [3, с. 178].
В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки.
Приемку товаров по количеству при доставке незатаренного товара, товара в открытой таре, а также по весу брутто и количеству мест производят сразу же в момент доставки их в магазин.
Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто и количества тарных мест, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.
Если товар в поврежденной таре, то проверку веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте магазин проводит одновременно с приемкой по массе брутто и количеству мест в момент получения товара от поставщика.
Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству товарных единиц в каждом месте принимают одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24ч. по скоропортящимся и 10 дней по нескоропортящимся товарам с момента их поступления.
Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.
При поступлении товаров, вес которых нельзя проверить необходимо в момент получения принять их по весу брутто, а после продажи товаров проверить вес тары. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а из под влажных товаров немедленно после ее освобождения. При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.
Все складские площади оборудованы стеллажами в соответствии с нормами пожарной безопасности и санитарными требованиями. В ООО «Эль- престиж» применяется компьютерная система складского учета. Товар поступает на промежуточный склад, где кодируется, по прейскуранту определяется его розничная стоимость, а затем распределяется по складам торгово-операционных секций ООО «Эль- престиж», что позволяет отслеживать внутреннее перемещения товара, его отпуск по безналичному и наличному расчету. Данная система позволяет оперативность в снятии остатков товарно-материальных ценностей на любое время, и число месяца как всего магазина, так и по каждому поставщику [1, с. 176].
В условиях магазина ООО «Эль- престиж» хранение имеет некоторые особенности: - кратковременность пребывания товара в магазинах, и следовательно, более быстрое обновление товарных запасов;
- относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в магазине, важнейшими из которых являются:
- создание надежного режима хранения; - рациональное размещение товаров ;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих
ухудшение качества товаров.
При организации хранения в ООО «Эль- престиж» основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями .Различают следующие виды потерь:
- естественную убыль товаров,
- актируемые товары-бой, лом, порчу товаров.
Естественная убыль (сушка, утечка) происходит неизбежно при нормальных условиях хранения и обработки товаров в силу их физико-химических свойств. Для естественной убыли устанавливаются определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по периодам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магазине. На штучные товары и товары, поступившие в магазин в расфасованном виде, эти нормы не распространяются.
Недопустимыми в нормальных условиях работы являются актируемые потери, возникающие в результате бесхозяйственного отношения к хранению товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляются актом ,составленным руководством магазина с участием материально ответственного лица и представителя общественности. Руководитель торговой организации при утверждении актов на бой, лом, порчу товаров определяет за чей счет должно быть отнесено списание потерь [6,с . 166].
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине ООО «Эль- престиж» является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазина, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже в ООО «Эль – престиж» делятся на :
1 .Общие, к ним относятся а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал, е) размещение товаров в торговом зале, ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
2. Специальные, включают в себя:
а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобранном виде,
б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропровода,
в) фасовка отдельных товаров.
2.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Размещение товаров в ООО «Эль- престиж» — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров в ООО «Эль- престиж» понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль [10, с. 111].
Таблица 2
Оборудование и мебель торгового зала магазина ООО «Эль- престиж»
№ п/п |
Наименование |
Тип |
Длина, м |
Ширина, м |
Количество, шт. |
Площадь, м2 |
1 |
Горка пристенная |
ГП -2-4 |
1,8 |
0,6 |
6 |
6,48 |
2 |
Витрина |
ВС- 1 |
0,9 |
0,4 |
6 |
2,16 |
3 |
Столик торговый |
С – 4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
- |
- |
- |
- |
9,64 |
Таблица 3
Торговое оборудование для помещений магазина ООО «Эль- престиж»
№ п/п |
Помещение |
Наименование |
Тип |
Количество |
1 |
Торговый зал |
Весы настольные Весы контрольные Кассовые машины |
ВЭ -15 Т РН-6Ц13у Элесс 01-03 Ф |
4 1 4 |
2 |
Склад для хранения скоропортящихся |
Холодильная камера Стол разделочный Весы настольные |
КХН-1-8,ОК СР-М РН-10Ц13у |
1 2 1 |
3 |
Административно- бытовые здания |
Сейф огнестойкий Шкаф архивный Стол Стул |
КЗ-0132 ШАМ - 11 Ст -1 СтЛ-2 |
1 2 1 2 |
План торгового зала представлен на рисунке 3.
Столик
|
Рис. 3. План торгового зала магазина ООО «Эль - престиж»
Расстановка мебели и торгового оборудования в зале ООО «Эль- престиж» весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.
2.4. Организация торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль- престиж»
Технологический процесс в магазине ООО «Эль- престиж» представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности способов и приемов.
Технологические операции магазина ООО «Эль – престиж» включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.
Все технологические операции магазина ООО «Эль- престиж» условно можно подразделить на основные и вспомогательные.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары [9, с. 234].
Hа технологический процесс магазина ООО «Эль- престиж» влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются уровень развития торговли, объем и структура товаров народного потребления, степень их подготовленности к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. Под влиянием этих факторов формируются структура и последовательность технологических операций магазина.
В торговой практике ООО «Эль – престиж» сложилась следующая основная схемы технологических процессов, при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже.
Первый этап - операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.
Второй этап - операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация и т.д. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов ООО «Эль- престиж» не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя.
Третий этап - операции по оказанию дополнительных услуг.
Важнейшими принципами организации внутримагазинного технологического процесса ООО «Эль- престиж» являются [7, с. 209]:
- комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса;
- соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;
- экономическая эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающая рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
- создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;
- сокращение применения ручного труда и повышение эффективности использования торгово-технологического оборудования.
Метод продажи В ООО «Эль- престиж» является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. Это учитывается при проектировании технологических схем планировки магазина, размещении функциональных помещений.
Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров в ООО «Эль- престиж» обуславливает особое требование к устройству входов и выходов магазинов, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытия пола.
Основными направлениями рационализации технологического процесса магазина ООО «Эль- престиж» являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.
В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Эль – престиж», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок. Пришедшие в магазин ООО «Эль- престиж» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей "с прибылью для него и для магазина"
О результатах используемой в ООО «Эль- престиж» организации торгового обслуживания свидетельствуют социальные показатели работы магазина.
Таблица 4
Социальные показатели ООО «Эль- престиж»
Общие затраты времени на совершение одной покупки |
Завершенность покупок |
Количество услуг, оказываемых покупателям магазина |
||
Количество покупателей посетивших магазин |
Количество совершивших покупку |
Коэффициент завершенности покупки |
||
7 мин. |
145 чел. |
101 чел. |
0,7 |
3 |
Как видно, из таблицы 4, в магазине коэффициент завершенности покупки достаточно высок (более 50 %), однако есть резервы по его увеличению, затраты времени на совершение одной покупки в магазине минимальны.
Заключение
ООО «Эль – престиж» - одно из самых популярных торговых предприятий города. На торговой площади в 450 квадратных метров размещены 4 торговые секции. Персонал составляет 46 сотрудников, 23 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей. Еженедельно более 7 тысяч торговых сделок на сумму свыше 100 тысяч долларов США.
В зависимости от типа здания ООО «Эль – престиж» является отдельно стоящим зданием.
С учетом особенностей объемно- планировочного решения – одноэтажное здание с подвальными помещениями.
По функциональным особенностям ООО «Эль- престиж» является стационарным магазином.
По видам ООО «Эль- престиж» - магазин-склад. Склады располагаются в подвале магазина и имеют высоту 4м и 3.8м
ПО формам обслуживания – обслуживание через прилавок.
Приемка товаров в магазине является важнейшей составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.
В условиях магазина ООО «Эль- престиж» хранение имеет некоторые особенности: - кратковременность пребывания товара в магазинах, и следовательно, более быстрое обновление товарных запасов;
- относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в магазине, важнейшими из которых являются:
- создание надежного режима хранения; - рациональное размещение товаров ;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих
ухудшение качества товаров.
Размещение товаров в ООО «Эль- престиж» — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Расстановка мебели и торгового оборудования в зале ООО «Эль- престиж» весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.
В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Эль – престиж», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Список литературы
1) Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2000. – 345 с.
2) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с
3) Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.
4) Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 2000. – 48 с
5) Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 320 с.
6) Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.
7) Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.
8) Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.
9) Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.
Приложение 1
Таблица 1
Сравнительная таблица важнейших финансовых показателей ОАО "ТД ЦУМ" за 2003- 2004 гг., млн. руб.
Показатель |
за 2003г. |
за 2004г. |
Товарооборот |
51,0 |
90,4 |
Валовой доход |
132,2 |
205,3 |
Издержки |
39,6 |
78,6 |
Результат от реализации |
92,6 |
126,7 |
Доход от внереализионной деятельности |
- |
61,7 |
Балансовая прибыль |
92,6 |
188,4 |
Чистая прибыль |
59,5 |
134,0 |
Приложение 2
|
Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Эль- престиж»
Приложение 3
Поступление товаров
Загрузка транспорта Разгрузка транспортных средств
Перемещение в зону отгрузки Доставка товаров в зону приемки
Перемещение товаров Приемка товаров по количеству и
в зону хранения качеству
Освобождение Доставка в зону хранения
от упаковки (тары, тары- товаров в зону подготовки к продаже
оборудования и т.д.) из-под в торговый зал
товаров
Выкладка товаров Установка контейнеров Выкладка товаров Учет и контроль
на торгово-техноло- с товарами в линию на рабочем товарно-мате-
гическом оборудовании торгово-технологического месте продавца риальных ценнос-
оборудования тей и денежных
средств
Отборка товаров покупателями
Доставка товаров в узел расчета
Расчет за отборные товары
Оказание покупателям дополнительных услуг