Содержание

2. Организация и технология розничной торговли парфюмерно- косметическими товарами  ООО «Эль – престиж». 3

2.1. Технико- экономическая характеристика магазина ООО «Эль- престиж»  3

2.2. Приемка, хранение, подготовка  парфюмерно-  косметических товаров  в магазине. 5

2.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 9

2.4. Организация торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль- престиж». 11

Заключение. 15

Список литературы.. 17

Приложение 1. 18

Приложение 2. 19

Приложение 3. 20
















2. Организация и технология розничной торговли парфюмерно- косметическими товарами  ООО «Эль – престиж»

2.1. Технико- экономическая характеристика магазина ООО «Эль- престиж»

Название: ООО «Эль – престиж»

Отрасль: розничная торговля  парфюмерно- косметические товары

Местонахождение : г. Новосибирск, ул. Ленина - 48 , т. 223-849, 221-083, 222-000, 224-307

Характер деятельности: парфюмерно- косметические товары

Часы работы: с 10 до 20 часов

ООО «Эль – престиж» - одно из самых популярных торговых предприятий города. На торговой площади  в 450 квадратных метров размещены 4 торговые секции. Персонал составляет 46 сотрудников, 23 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей. Еженедельно более 7 тысяч торговых сделок на сумму свыше 100 тысяч долларов США.

Ассортимент предлагаемой продукции

1) Парфюмерия.

Духи и туалетная вода входят в ежедневный набор косметических средств более половины (57%) женщин в возрасте 16-45 лет. 77% потребительниц приобретают духи самостоятельно, а остальные получают ароматы в качестве подарка. 2) Декоративная косметика.

76% женщин пользуются декоративной косметикой ежедневно, 9% - 4-5 раз в неделю.

Новосибирск отмечается как регион с наибольшим показателем частоты средств использования декоративной косметики - 84%. Практически одинаково высокая частота использования декоративной косметики отмечается в возрастных группах 16-25, 26-35 и 36-45 лет. Реже эти средства используют женщины 46-55 лет.

3) Косметические средства по уходу за кожей лица и тела. Средства по уходу за кожей совсем немного уступают декоративной косметике по частоте потребления: 73% -ежедневно, 7% - несколько раз в неделю. Наиболее активные потребительницы этой категории косметических продуктов являются женщины в возрасте от 26 до 55 лет.

4) Шампуни и средства по уходу за волосами.

Это продукты скорее двух-трехкратного использования в течение недели (62%). Четверть потребительниц прибегают к этим средствам 4 раза в неделю и чаще. 5) Одна из последних тенденций рынка заключается в большом росте потребления всей гаммы косметических средств для мужчин - от парфюмерии и средств ухода до средств для окрашивания и укладки волос. Среднестатистический мужчина уже больше не стесняется выбирать и покупать косметические продукты, созданные специально для него. Парфюмерия чаще остальных категорий косметических товаров выступает предметом подарка, поэтому, традиционно сложилось так, что в канун таких праздников как Новый год, 23 февраля и 8 марта продажи увеличиваются вдвое.

          Согласно принятой классификации (см. табл. 1.) ООО «Эль – престиж» попадает в разряд средние. Торговая площадь – 450 кв.м., складские помещения – 60 кв.м.

Таблица 1

Классификация магазинов  по размеру торговой площади

Мелкие

До 250 кв.м.

Средние

от 251 до 1000 кв.м

Крупные

от 1000 до 5000 кв.м

Особо крупные

свыше 5000 кв.м.


ООО «Эль- престиж» по товарной специализации относится к специализированным магазинам

В зависимости от типа здания ООО «Эль – престиж» является отдельно стоящим зданием.

С учетом особенностей объемно- планировочного решения – одноэтажное здание с подвальными помещениями.

По функциональным особенностям ООО  «Эль- престиж» является стационарным магазином.

По видам ООО «Эль- престиж» - магазин-склад. Склады располагаются в подвале магазина  и  имеют высоту 4м и 3.8м

ПО формам обслуживания – обслуживание через прилавок.

Основные финансовые показатели деятельности предприятия отраженны в таблице 1 (приложение 1)

В прошедшем 2004 г. товарооборот  компании ООО "Эль- престиж" составил 90 044 тыс. руб.  и увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2003г. (табл.1).

Валовой доход также увеличился  в 1,5 раза и составил 20,3 млн. руб.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1 (приложение 2).

2.2. Приемка, хранение, подготовка  парфюмерно-  косметических товаров  в магазине

Схема торгово- технологического процесса в магазине ООО «Эль – престиж» отображена на рисунке 2 (приложение 3).

Приемка товаров в магазине является важнейшей составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Правила, установленные этими инструкциями, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, особыми условиями поставки, другими обязательными нормативными документами.

Товары в магазине принимают по количеству и качеству [3, с. 178].

В зависимости от способа доставки и  упаковки товара определяется технология приемки.

Приемку товаров по количеству при доставке незатаренного товара, товара в открытой таре, а также по весу брутто и количеству мест производят сразу же в момент доставки их в магазин.

Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки веса брутто и количества тарных мест, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.

Если товар в поврежденной таре, то проверку веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте магазин проводит одновременно с приемкой по массе брутто и количеству мест в момент получения товара от поставщика.

Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству товарных единиц в каждом месте принимают одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24ч. по скоропортящимся и 10 дней по нескоропортящимся товарам с момента их поступления.

Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.

При поступлении товаров, вес которых нельзя проверить необходимо в момент получения принять их по весу брутто, а после продажи товаров проверить вес тары. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а из под влажных товаров немедленно после ее освобождения. При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

Все складские площади оборудованы стеллажами в соответствии с нормами пожарной безопасности и санитарными требованиями. В ООО «Эль- престиж» применяется компьютерная система складского учета. Товар поступает на промежуточный склад, где кодируется, по прейскуранту определяется его розничная стоимость, а затем распределяется по складам торгово-операционных секций ООО «Эль- престиж», что позволяет отслеживать внутреннее перемещения товара, его отпуск по безналичному и наличному расчету. Данная система позволяет оперативность в снятии остатков товарно-материальных ценностей на любое время, и число месяца как всего магазина, так и по каждому поставщику [1, с. 176].

В условиях магазина ООО «Эль- престиж» хранение имеет некоторые особенности: - кратковременность пребывания товара в магазинах, и следователь­но, более быстрое обновление товарных запасов;

- относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в  магазине, важ­нейшими из которых являются:

- создание надежного режима хранения; - рациональное размещение товаров ;

- проведение санитарно-гигиенических  мероприятий, предупреждающих

ухудшение качества товаров.

При организации хранения  в ООО «Эль- престиж» основное внимание  должно  быть  уделено борьбе с товарными потерями .Различают следующие виды потерь:

- естественную убыль товаров,

-         актируемые товары-бой, лом, порчу товаров.

          Естественная убыль (сушка, утечка) происходит неизбежно  при  нор­мальных условиях  хранения  и обработки товаров в силу их физико-хими­ческих свойств. Для  естественной  убыли  устанавливаются  определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по пери­одам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах  к  роз­ничному товарообороту  независимо от сроков хранения товаров в магази­не. На штучные товары и товары, поступившие в  магазин  в  расфасованном виде, эти нормы не распространяются.

Недопустимыми в нормальных условиях  работы  являются  актируемые потери, возникающие  в результате бесхозяйственного отношения к хране­нию товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляют­ся актом ,составленным руководством магазина с участием материально от­ветственного лица и представителя общественности. Руководитель торговой организации при  утверждении  актов на бой, лом, порчу товаров определяет за чей счет должно быть отнесено списание потерь [6,с . 166].

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине ООО «Эль- престиж» является подготовка товаров  к продаже, которая способствует освобождению продав­цов и других работников от излишних затрат времени и труда в  процессе обслуживания покупателей, быстрому  отпуску  товаров  и увеличению про­пускной способности магазина, сокращает  товарные  потери  и  повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже  в ООО «Эль – престиж» делятся на :

1 .Общие, к ним относятся а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для  подачи  в торговый зал, е) размещение товаров в торговом зале, ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем мес­те продавца.

2. Специальные, включают в себя:

а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобран­ном виде,

б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропро­вода,

в) фасовка отдельных товаров.

2.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров в ООО «Эль- престиж» — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Под выкладкой товаров в ООО «Эль- престиж» понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль [10, с. 111].

Таблица 2

Оборудование и мебель торгового зала магазина ООО «Эль- престиж»

№ п/п

Наименование

Тип

Длина, м

Ширина, м

Количество, шт.

Площадь, м2

1

Горка пристенная

ГП -2-4

1,8

0,6

6

6,48

2

Витрина

ВС- 1

0,9

0,4

6

2,16

3

Столик торговый

С – 4

1

1

1

1


ИТОГО

-

-

-

-

9,64





 Таблица 3

Торговое оборудование для помещений магазина ООО «Эль- престиж»

№ п/п

Помещение

Наименование

Тип

Количество

1

Торговый зал

Весы настольные

Весы контрольные

Кассовые машины

ВЭ -15 Т

РН-6Ц13у

Элесс 01-03 Ф

4

1

4

2

Склад для хранения скоропортящихся

Холодильная камера

Стол разделочный

Весы настольные

КХН-1-8,ОК

СР-М

РН-10Ц13у

1

2

1

3



Административно- бытовые здания

Сейф огнестойкий

Шкаф архивный

Стол

Стул

КЗ-0132

ШАМ - 11

Ст -1

СтЛ-2

1

2

1

2


План торгового зала представлен на рисунке 3.

 


Столик



 
                                                                                                              Витрина



Рис. 3. План торгового зала магазина ООО «Эль - престиж»

         Расстановка мебели и торгового оборудования в зале ООО «Эль- престиж» весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.

2.4. Организация торговли парфюмерно- косметическими товарами ООО «Эль- престиж»

Технологический процесс в магазине ООО «Эль- престиж» представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности  способов и приемов.

Технологические операции магазина ООО «Эль – престиж» включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

Все технологические операции магазина  ООО «Эль- престиж» условно можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары [9, с. 234].

Hа технологический процесс магазина  ООО «Эль- престиж» влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются уровень развития торговли, объем и структура товаров народного потребления, степень их подготовленности к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. Под влиянием этих факторов формируются структура и последовательность технологических операций магазина.

В торговой практике ООО «Эль – престиж» сложилась следующая  основная схемы технологических процессов,  при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже.

Первый этап - операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

Второй этап - операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация и т.д. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов ООО «Эль- престиж» не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап - операции по оказанию дополнительных услуг.

Важнейшими принципами организации внутримагазинного технологического процесса  ООО «Эль- престиж» являются [7, с. 209]:

- комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса;

- соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;

- экономическая эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающая рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

- создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;

- сокращение применения ручного труда и повышение эффективности использования торгово-технологического оборудования.

Метод продажи  В ООО «Эль- престиж» является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. Это учитывается при проектировании технологических схем планировки магазина, размещении функциональных помещений.

Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров  в ООО «Эль- престиж» обуславливает особое требование к устройству входов и выходов магазинов, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытия пола.

Основными направлениями рационализации технологического процесса магазина ООО «Эль- престиж»  являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Эль – престиж», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок. Пришедшие в магазин ООО «Эль- престиж» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.

Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей "с прибылью для него и для магазина"

О результатах используемой в ООО «Эль- престиж» организации торгового  обслуживания свидетельствуют социальные показатели работы магазина.

Таблица  4

Социальные показатели ООО «Эль- престиж»

Общие затраты времени на совершение одной покупки

Завершенность покупок

Количество услуг, оказываемых покупателям магазина

Количество покупателей посетивших магазин

Количество совершивших покупку

Коэффициент завершенности покупки

7 мин.

145 чел.

101 чел.

0,7

3

         Как видно, из таблицы 4, в магазине коэффициент завершенности покупки достаточно высок (более 50 %), однако есть резервы по его увеличению, затраты времени на совершение одной покупки в магазине минимальны.








































Заключение

         ООО «Эль – престиж» - одно из самых популярных торговых предприятий города. На торговой площади  в 450 квадратных метров размещены 4 торговые секции. Персонал составляет 46 сотрудников, 23 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей. Еженедельно более 7 тысяч торговых сделок на сумму свыше 100 тысяч долларов США.

В зависимости от типа здания ООО «Эль – престиж» является отдельно стоящим зданием.

С учетом особенностей объемно- планировочного решения – одноэтажное здание с подвальными помещениями.

По функциональным особенностям ООО  «Эль- престиж» является стационарным магазином.

По видам ООО «Эль- престиж» - магазин-склад. Склады располагаются в подвале магазина  и  имеют высоту 4м и 3.8м

ПО формам обслуживания – обслуживание через прилавок.

Приемка товаров в магазине является важнейшей составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

В условиях магазина ООО «Эль- престиж» хранение имеет некоторые особенности: - кратковременность пребывания товара в магазинах, и следователь­но, более быстрое обновление товарных запасов;

- относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в  магазине, важ­нейшими из которых являются:

- создание надежного режима хранения; - рациональное размещение товаров ;

- проведение санитарно-гигиенических  мероприятий, предупреждающих

ухудшение качества товаров.

Размещение товаров в ООО «Эль- престиж» — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

         Расстановка мебели и торгового оборудования в зале ООО «Эль- престиж» весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.

         В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Эль – престиж», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.


















Список литературы

1)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2000. – 345 с.

2)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с

3)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология  торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.

4)    Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 2000. – 48 с

5)    Памбухчиянц В.К. Организация, технология  и проектирование  торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 320 с.

6)    Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.

7)    Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.

8)    Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

9)    Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.


















Приложение 1

Таблица 1

Сравнительная таблица важнейших финансовых показателей ОАО "ТД ЦУМ" за 2003- 2004 гг., млн. руб.

                                                                                                         

Показатель

за 2003г.

за 2004г.

Товарооборот

51,0

90,4

Валовой доход

132,2

205,3

Издержки

39,6

78,6

Результат от реализации

92,6

126,7

Доход от внереализионной  деятельности

-

61,7

Балансовая прибыль

92,6

188,4

Чистая прибыль

59,5

134,0






























Приложение 2


Продавцы - консультанты

 
 


























Рис. 1. Организационная  структура управления ООО «Эль- престиж»

















Приложение 3

 

                                                                                                                 Поступление товаров

 

Загрузка транспорта                                                                          Разгрузка транспортных средств

 

Перемещение в зону отгрузки                                                        Доставка товаров в зону приемки

 

Перемещение   товаров                                                                   Приемка товаров по количеству и

 в зону хранения                                                                                 качеству

 

Освобождение                                                                                     Доставка                  в зону хранения

от  упаковки (тары, тары-                                                                  товаров                    в зону подготовки к продаже

оборудования и т.д.) из-под                                                                                                в торговый зал

товаров

 


                              

       Выкладка товаров               Установка контейнеров             Выкладка товаров             Учет и контроль

       на торгово-техноло-            с товарами в линию                   на рабочем                          товарно-мате-        

       гическом оборудовании    торгово-технологического        месте продавца                 риальных ценнос-

                                                        оборудования                                                                             тей и денежных

                                                                                                                                                                средств

                                         

 

                                                                                         Отборка товаров покупателями

                                                                                        

                                                                                         Доставка товаров в узел расчета

                                                                                        

                        Расчет за отборные товары

                                                                                         Оказание покупателям    дополнительных услуг